Учебный проект "Урок одной задачи"
проект по геометрии (7 класс) на тему
Данный проект поможет рассмотреть индивидульные способности учащихся при решении геометрических задач
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiticheskaya_zapiska.docx | 27.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Аналитическая записка
Иркутская область
Тайшетский район
Некратова Елена Федоровна, учитель математики и физики
город Бирюсинск
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №16
Конкурсная номинация №2 «Лучшая методическая разработка, реализуемая в рамках
проектной деятельности»
Урок геометрии. Тема урока: учебный проект
«Урок одной задачи»
1 Актуальность
Происходящие социально-экономические преобразования, усиление гуманизации образования, изменение объема, состава учебных дисциплин и характера отношений учителей к процессу воспитания и образования обусловили необходимость коренного обновления системы образования. Ориентируясь на «среднего» ученика, в целях экономии времени, учитель сам наталкивает на один из способов решение задачи и зачастую не обращает внимания на индивидуальные особенности школьников. В то время как, по убеждению психологов, «таланты произрастают из индивидуальности личности, и система воспитания «среднего ребенка» фактически ведет к стиранию индивидуальных особенностей». Каждый человек по-своему воспринимает, перерабатывает и интерпретирует полученную информацию, в зависимости от своих психофизиологических особенностей и субъектного опыта. Целью образования становится не накопление конкретных знаний и отдельных умений, а формирование универсальных учебных умений и на их основе усвоения базовых знаний, а главное - умения самостоятельно обновлять и совершенствовать своё образование в соответствии с условиями быстро меняющегося мира. Анализ социального заказа на образование подразумевает изучение запросов различных заказчиков – совокупности индивидуальных и коллективных субъектов, физических и юридических лиц, выступающих в качестве носителей социального заказа на образование и выразителей образовательных и культурных потребностей; в различных формах и с разной активностью предъявляющих эти потребности в виде запросов, пожеланий, требований существующей системе образования. В известном смысле заказчиком на образование является общество в целом, к внутришкольным заказчикам относятся учащиеся. Школа должна развить у ребенка потребности и интересы к обучению, сформировать у него ценностное отношение к своему развитию и образованию Данный учебный проект нацелен на выполнение требований федеральных стандартов второго поколения: развитие гармонически развитой личности.
2 Взаимосвязь цели и задач с планируемыми результатами:
Учебный проект предполагает:
- Учет особенности мышления учащегося
- Учет особенности индивидуального восприятия информации учащимся
- Выбор средства обучения
- Учет возможности учащегося
- Дифференцированный подход в обучении с учетом индивидуальных способностей
- Р-азвивать способности , создавая ситуации успеха
- Познавательный стиль учащегося
Цели:
- повышение качества обучения математики
- развитие познавательного интереса и логического мышления
- развитие ученика как личности за счет использования наиболее значимых для него способов проработки учебного материала с учетом разнообразия его типов, видов и форм.
Задачи:
- Показать на практике влияние особенностей мышления учащихся при выборе разных способов решения одной задачи
- Обобщить опыт по нахождению разных способов решения одной задачи на основе личностно – ориентированного подхода
- Продемонстрировать уровень обученности по геометрии
- Совершенствовать умение участвовать в коллективных формах общения
Планируемые результаты по выполнению учебного проекта «Урок одной задачи»:
а) Метапредметные
- развивать мотивы и интересы познавательной деятельности учащихся
- структурировать учебный материал
- сформировать умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения
- формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической, графической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его.
б) Предметными
- сформировать умение пользоваться геометрическим языком для описания условия задачи
- изображать геометрические фигуры, выполнять чертежи по условию задач, осуществлять преобразование фигур
- решать геометрические задачи, опираясь на свойства изученных фигур;
- проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы
в) Личностными:
- формирование методов рациональных вычислений
- развития опыта участия в групповой форме обучения
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения
- формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической, графической формах
3 Оптимальность выбора дидактических средств
Работая над этим проектом, показываю как я использую в своей работе особенность функциональной ассиметрии мозга и применение некоторых приемов личностно-ориентированного подхода в обучении, элементов информационно-коммуникативной технологии для создания ситуации успеха учащихся во время учебной деятельности в ходе реализации их мыслительных способностей, применению знаний, умений и навыков при решении задач на основе субъектного опыта учащихся. При системно-деятельностном подходе основными технологиями обучения являются проблемно-поисковая, исследовательская технологии. Именно они позволяют создать такое образовательное пространство, в котором ученик становится субъектом процесса обучения. Разные способы решения этих задач становятся возможными благодаря применению восходящего анализа чертежа, который позволяет выявлять скрытые связи и отношения между разными геометрическими фигурами, опираясь на которые возможно удовлетворить требованиям задачи. Соответственно, каждый способ решения задачи осуществляется при сочетании разных геометрических понятий, в результате чего мыслительный процесс приобретает новое качество и становится подлинно теоретическим
4 Оптимизация подбора ресурсного обеспечения
- Кадровое обеспечение: подготовить учеников-консультантов
- Научно-методическое обеспечение: обеспечение литературой
учебник геометрии 7-9 кдасс под редакцией Л.С.Атанасяна, издательство «Просвещение»,2013)
Фридман Л.М. Концепция личностно-ориентированного образования.// Завуч. 2000. № 8.
Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М., 1998.
Личностно-ориентированный подход в педагогической деятельности / Под ред. Е.Н. Степанова. – М., 2003.
- Материально- техническое обеспечение:
Доска,мел
Обеспечение ресурсами сайта Д. Гущина Решу ОТЭ
5 Результативность
Общее число решений геометрических задач всегда зависит не только от свойств и признаков искомого понятия, но и от свойств и признаков промежуточных задач. Каждое из сочетаний дает новый способ решения. Таким образом, используя свои индивидуальные способности с учетом разных форм восприятия информации, учащиеся анализировали чертежи, определяя роль и функции отдельных элементов чертежа, конструировали новое целое из его отдельных частей. Одни в процессе решения больше обращались к вербальным знаниям, другие — опирались на чертеж, третьи — использовали и то, и другое. Ученик имел возможность применить собственный опыт, соединить теоретические и практические знания, умения, навыки. В центре проектной деятельности в рамках учебного проекта находился ученик, у которого появляется возможность реализовать себя, проявить активность, ощутить успех. воспитывающий целеустремленность, толерантность, индивидуализм и коллективизм, ответственность, инициативность и творческое отношение к делу;
При реализации целей и задач данного учебного проекта «Урок одной задачи» в коллективной
работе учащиеся сформировали:
- структуру проекта (Приложение 1)
Выявили несколько способов решения одной задачи:
- 1 способ :
В основе решения: теорема о сумме углов треугольника(Приложение 2)
- 2 способ:
В основе решения: свойство острых углов прямоугольного треугольника (Приложение 3)
- 3 способ
В основе решения: теорема о сумме углов в четырехугольнике(Приложение 4)
- 4способ
В основе решения: составление системы линейных уравнений с двумя неизвестными
(Приложение 5)
- 5 способ
В основе решения: свойство углов при параллельных прямых (Приложение 6)
- 6 способ
В основе решения: свойство равнобедренного треугольника (Приложение 7)
Анализируя способы решения задачи составили кластер «Способы решения задачи»
(Приложение 8)
Результативность реализации проектной деятельности
Деятельность учащихся:
- Анализировали условие и вопрос задачи
- Выполняли чертёж
- Выявляли свойства и признаки искомого понятия
- Определяли роль и функции отдельных элементов чертежа
- Составляли промежуточные задачи
- Конструировали новое целое из элементов чертежа
6 Заключение
Практическая значимость данного учебного проекта
Разработанный мною учебный проект имеет практическую значимость, потому что материалы исследования разных способов решения одной задачи могут быть использованы для подготовки как к уроку, так и для подготовки к экзаменам.
Итог работы на уроке (Приложение 9)
В своей работе применяю различные приемы мотивации:
Создаю нужные проблемные ситуации. В условиях психологического затруднения у обучаемых начинается процесс мышления. В сознании обучаемых возникает проблемная ситуация, побуждающая их к самостоятельной познавательной деятельности
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок одной задачи - 8 класс
На уроке рассматривается решение одного квадратного уравнения, но десятью способами, а затем по анологии можно решить и кубическое уравнение....
Урок одной задачи
В публикации представлен не коспект урока, а только материал, который можно использовать при проведении урока повторения в 9 классе по теме "Квадратные уравнения"...
Несколько способов решения одной задачи
Материал для ведения кружковых занятий, развивает логическое мышление учащихся...
Урок одной задачи
Урок_повторение в 9 классе, когда изучен весь материал. Выписаны 14 теорем, на которые нужно опираться при решении задачи, но каждой группе учащихся указывается конкретно какими теоремами именно они д...
Презентация к учебному проекту "Пентамино - поиск решения одной задачи"
Презентация к учебному проекту "Пентамино - поиск решения одной задачи"...
Учебное исследование - одна из форм учебной деятельности школьника
Структура написания реферата...
Урок одной задачи как реализация метода целесообразно подобранных задач в обучении школьников геометрии
В статье описаны некоторые возможности применения метода целесообразно подобранных задач в обучении математики. Указаны задачи, которые целесообразно использовать для реализации развивающего потенциал...