Учебный проект "Урок одной задачи"
проект по геометрии (7 класс) на тему

Данный проект поможет рассмотреть индивидульные способности учащихся при решении геометрических задач

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiticheskaya_zapiska.docx27.09 КБ

Предварительный просмотр:

Аналитическая записка

Иркутская область

Тайшетский район

Некратова Елена Федоровна, учитель математики и физики

город Бирюсинск

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №16

Конкурсная номинация №2  «Лучшая методическая разработка, реализуемая в рамках

проектной деятельности» 

Урок геометрии. Тема урока: учебный проект

 «Урок одной задачи»


1 Актуальность

Происходящие социально-экономические преобразования, усиление  гуманизации образования, изменение объема,  состава учебных дисциплин и характера отношений учителей к процессу воспитания и образования обусловили необходимость коренного обновления системы образования. Ориентируясь на «среднего» ученика, в целях экономии времени, учитель сам наталкивает на один из способов решение задачи  и зачастую не обращает  внимания на индивидуальные особенности школьников. В то время как, по убеждению психологов, «таланты произрастают из индивидуальности личности, и система воспитания «среднего ребенка» фактически ведет к стиранию индивидуальных особенностей». Каждый человек по-своему воспринимает, перерабатывает и интерпретирует полученную информацию, в зависимости от своих психофизиологических особенностей и субъектного опыта. Целью образования становится не накопление конкретных знаний и отдельных умений, а формирование универсальных учебных умений и на их основе усвоения базовых знаний, а главное - умения самостоятельно обновлять и совершенствовать своё образование в соответствии с условиями быстро меняющегося мира. Анализ социального заказа на образование подразумевает изучение запросов различных заказчиков – совокупности индивидуальных и коллективных субъектов, физических и юридических лиц, выступающих в качестве носителей социального заказа на образование и выразителей образовательных и культурных потребностей; в различных формах и с разной активностью предъявляющих эти потребности в виде запросов, пожеланий, требований существующей системе образования. В известном смысле заказчиком на образование является общество в целом, к внутришкольным заказчикам относятся учащиеся.  Школа должна развить у ребенка потребности и интересы к обучению, сформировать у него ценностное отношение к своему развитию и образованию Данный  учебный проект нацелен на выполнение требований федеральных стандартов второго поколения: развитие гармонически развитой личности.

2 Взаимосвязь цели и задач с планируемыми результатами:

Учебный проект  предполагает:

  • Учет особенности мышления учащегося
  • Учет особенности индивидуального восприятия информации учащимся
  • Выбор средства обучения
  • Учет возможности учащегося
  • Дифференцированный подход в обучении с учетом индивидуальных способностей
  • Р-азвивать способности , создавая ситуации успеха
  • Познавательный стиль учащегося

   Цели:

  • повышение качества обучения математики
  • развитие  познавательного интереса и логического мышления
  • развитие ученика как личности  за счет использования наиболее значимых для него способов проработки учебного материала с учетом разнообразия его типов, видов и форм.

 Задачи: 

  • Показать на практике влияние особенностей мышления учащихся при выборе разных способов решения одной задачи
  •  Обобщить  опыт по нахождению разных способов решения одной задачи на основе личностно – ориентированного подхода
  • Продемонстрировать  уровень обученности по геометрии
  •   Совершенствовать  умение участвовать в коллективных формах общения

 Планируемые результаты по выполнению учебного проекта «Урок одной задачи»:

а)  Метапредметные

  • развивать мотивы и интересы  познавательной деятельности учащихся
  • структурировать  учебный материал
  • сформировать умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения
  • формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической, графической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его.

б) Предметными 

  • сформировать умение пользоваться геометрическим языком для описания условия задачи
  • изображать геометрические фигуры, выполнять чертежи по условию задач, осуществлять преобразование фигур
  • решать геометрические задачи, опираясь на свойства изученных фигур;
  • проводить доказательные  рассуждения при решении задач, используя известные теоремы

в)  Личностными: 

  • формирование методов рациональных вычислений
  • развития опыта участия в групповой форме обучения
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками
  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности
  •  умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения
  • формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической, графической формах

3 Оптимальность выбора дидактических средств

Работая над этим проектом, показываю как я использую в своей работе особенность функциональной ассиметрии мозга и применение некоторых приемов  личностно-ориентированного подхода в обучении, элементов информационно-коммуникативной технологии для создания ситуации успеха  учащихся во время учебной деятельности   в ходе  реализации  их мыслительных способностей, применению знаний, умений и навыков при решении задач  на основе субъектного опыта учащихся. При системно-деятельностном подходе основными технологиями обучения являются проблемно-поисковая, исследовательская технологии. Именно они позволяют создать такое образовательное пространство, в котором ученик становится субъектом процесса обучения. Разные способы решения этих задач становятся возможными благодаря применению восходящего анализа чертежа, который позволяет выявлять скрытые связи и отношения между разными геометрическими фигурами, опираясь на которые возможно удовлетворить требованиям задачи. Соответственно, каждый способ решения задачи осуществляется при сочетании разных геометрических понятий, в результате чего мыслительный процесс приобретает новое качество и становится подлинно теоретическим

4 Оптимизация подбора ресурсного обеспечения

  • Кадровое обеспечение: подготовить учеников-консультантов
  • Научно-методическое обеспечение: обеспечение литературой

учебник геометрии 7-9 кдасс под редакцией Л.С.Атанасяна, издательство «Просвещение»,2013)

    Фридман Л.М. Концепция личностно-ориентированного образования.// Завуч. 2000. № 8.

   Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М., 1998.

   Личностно-ориентированный подход в педагогической деятельности / Под ред. Е.Н.      Степанова. – М., 2003.

  • Материально- техническое обеспечение:

Доска,мел

Обеспечение ресурсами сайта Д. Гущина Решу ОТЭ

5 Результативность

Общее число решений геометрических задач всегда зависит не только от свойств и признаков искомого понятия, но и от свойств и признаков промежуточных задач. Каждое из сочетаний дает новый способ решения. Таким образом, используя свои индивидуальные способности с учетом разных форм восприятия информации,  учащиеся  анализировали чертежи, определяя роль и функции отдельных элементов чертежа, конструировали новое целое из его отдельных частей. Одни в процессе решения больше обращались к вербальным знаниям, другие — опирались на чертеж, третьи — использовали и то, и другое. Ученик имел возможность применить собственный опыт, соединить теоретические и практические знания, умения, навыки. В центре проектной деятельности в рамках учебного проекта находился ученик, у которого появляется возможность реализовать себя, проявить активность, ощутить успех. воспитывающий целеустремленность, толерантность, индивидуализм и коллективизм, ответственность, инициативность и творческое отношение к делу;

При реализации целей и задач данного учебного проекта «Урок одной задачи» в коллективной

работе учащиеся сформировали:

  • структуру проекта  (Приложение 1)

Выявили несколько способов решения одной задачи:

  • 1 способ :

             В основе решения: теорема о сумме углов треугольника(Приложение 2)

  • 2 способ:

            В основе решения: свойство острых углов прямоугольного треугольника (Приложение 3)

  • 3 способ

            В основе решения: теорема о сумме углов в четырехугольнике(Приложение 4)

  • 4способ

            В основе решения: составление системы линейных уравнений с двумя неизвестными  

             (Приложение 5)

  • 5 способ

            В основе решения: свойство углов при параллельных прямых (Приложение 6)

  • 6 способ

            В основе решения: свойство равнобедренного треугольника  (Приложение 7)

     Анализируя способы решения задачи составили кластер «Способы решения задачи»

(Приложение 8)

Результативность  реализации проектной деятельности

Деятельность учащихся:

  • Анализировали условие  и вопрос задачи
  • Выполняли чертёж
  • Выявляли свойства и  признаки  искомого понятия
  • Определяли роль и функции отдельных элементов чертежа
  • Составляли промежуточные задачи
  • Конструировали новое целое из элементов чертежа

 6 Заключение

Практическая значимость данного учебного проекта

Разработанный мною учебный проект имеет практическую значимость, потому что материалы исследования разных способов решения одной задачи могут быть использованы для подготовки как к  уроку, так и  для подготовки к экзаменам.

   Итог работы на уроке (Приложение 9)

В своей работе применяю  различные приемы мотивации:

Создаю нужные проблемные ситуации. В условиях психологического затруднения у обучаемых начинается процесс мышления. В сознании обучаемых возникает проблемная ситуация, побуждающая их к самостоятельной познавательной деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок одной задачи - 8 класс

На уроке рассматривается решение одного квадратного уравнения, но десятью способами, а затем по анологии можно решить и кубическое уравнение....

Урок одной задачи

В публикации представлен не коспект урока, а только материал, который можно использовать при проведении урока повторения в 9 классе по теме "Квадратные уравнения"...

Несколько способов решения одной задачи

Материал для ведения кружковых занятий, развивает логическое мышление учащихся...

Урок одной задачи

Урок_повторение в 9 классе, когда изучен весь материал. Выписаны 14 теорем, на которые нужно опираться при решении задачи, но каждой группе учащихся указывается конкретно какими теоремами именно они д...

Презентация к учебному проекту "Пентамино - поиск решения одной задачи"

Презентация к учебному проекту "Пентамино - поиск решения одной задачи"...

Урок одной задачи как реализация метода целесообразно подобранных задач в обучении школьников геометрии

В статье описаны некоторые возможности применения метода целесообразно подобранных задач в обучении математики. Указаны задачи, которые целесообразно использовать для реализации развивающего потенциал...