Практическая работа Использование различных возможностей динамических (электронных) таблиц для выполнения учебных заданий (Решение расчетных задач, построение диаграмм средствами MS Excel).
учебно-методический материал по информатике и икт
..
Скачать:
Предварительный просмотр:
Практическая работа
Использование различных возможностей динамических (электронных) таблиц для выполнения учебных заданий (Решение расчетных задач, построение диаграмм средствами MS Excel).
- Цель работы: освоить основные операции по созданию, редактированию и оформлению электронных таблиц, построению графиков и диаграмм.
- Оборудование, приборы, аппаратура, материалы: персональный компьютер, программа MS Excel.
- Краткие теоретические сведения.
Представление данных в виде прямоугольных таблиц является удобным и
привычным. В виде таблиц можно оформлять деловые документы: счета,
накладные, ведомости и прочее. Для работы с табличными данными
предназначены современные программы, называемые электронными
таблицами. Примером электронных таблиц служат электронные таблицы MS Excel.
Все данные таблицы размещаются в ячейках. Содержимым ячейки может быть текст, числовое значение или формула.
Вводить данные в электронные таблицы можно с помощью автозаполнения, а также используя другие приемы вставки строк и столбцов или приемы удаления строк, столбцов и ячеек. Текст и числа рассматриваются как константы. Изменить их можно только путем редактирования соответствующих ячеек. Формулы же автоматически пересчитывают свои значения, как только хотя бы один их операнд был изменен.
В Excel операции перемещения и копирования данных осуществляется с помощью Drag-and Drop („перетащить и бросить") и буфера обмена. Для копирования в Excel используется маркер заполнения - рамка выделения в правом нижнем углу, имеющая утолщение, напоминающее прямоугольник. При помощи него можно скопировать содержимое в соседние ячейки. Формула — это совокупность операндов, соединенных между собой знаками операций и круглых скобок. Операндом может быть число, текст, логичное значение, адрес ячейки (ссылка на ячейку), функция. В формулах различают арифметические операции и операции отношений.
Excel допускает арифметические операции "+" — сложение, "-" — вычитание, "*" — умножение,"/" — деление, "Л" — возведение в степень; операции отношений: ">" — больше, "<" — меньше, "=" — равно, "<=" — меньше или равно, ">=" — больше или равно, "<>" — не равно.
Арифметические операции и операции отношений выполняются над числовыми операндами. Над текстовыми операндами выполняется единственная операция "&", которая к тексту первого операнда присоединяет текст второго операнда. Текстовые константы в формуле ограничиваются двойными кавычками. При вычислении формулы сначала выполняются операции в круглых скобках, потом арифметические операции, за ними операции отношений.
Адрес ячейки включает имя колонки и номер строки. Адреса ячеек (ссылки на ячейки) можно использовать в формулах. Возможны относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Ссылка, которая включает имя колонки и номер строки, является относительной. При копировании формулы, а также редактировании листа такая ссылка будет модифицироваться. В абсолютных ссылках перед именем колонки и номером строки стоит символ $. Такие ссылки не модифицируются. В смешанных ссылках абсолютной является название колонки и относительной — номер строки, или наоборот (например, $А1, А$1). В них модифицируется только относительная часть ссылки.
В формуле может быть ссылка на диапазон ячеек. Диапазон может быть только прямоугольным. Указывая диапазон ячеек, задают адрес верхней левой ячейки и через двоеточие — адрес нижней правой ячейки. Если в формуле есть ссылки на ячейки, которые находятся на другом листе, то ссылка должна содержать имя листа, восклицательный знак и адрес ячейки: например, лист! А1. Функции. Excel содержит более 400 встроенных функций. Функция имеет имя и список аргументов в круглых скобках. Аргументами могут быть числовые и текстовые константы, ячейки, диапазоны ячеек. Некоторые функции доступны только тогда, когда открыта соответствующая надстройка.
Ввести функции в формулу можно вручную или с использованием мастера функций. Для работы с мастером функций надо нажать кнопку Мастер функций панели инструментов Стандартная или выполнить команду Вставка - Функции. При этом открывается диалоговое окно Мастер функций шаг 1 из 2, в котором можно выбрать категорию функций. При выборе категории в поле Функция выводится список функций данной категории. В этом списке можно выбрать нужную функцию. В строке состояния выводится краткое описание функции. После выбора функции надо нажать кнопку Далее, в результате чего откроется окно диалога Мастер функций шаг 2 из 2, в котором можно указать аргументы функции. В поле Значение выводится значение функции при указанных аргументах. После нажатия кнопки Готово формула вставляется в активную ячейку.
Для наглядного представления данных, входящих в электронные таблицы, служат диаграммы и графики. Они размещаются обычно на рабочем листе и позволяют проводить сравнение данных, находить закономерности. Excel предоставляет широкие возможности в построении различных видов диаграмм (линейчатых, круговых, кольцевых, лепестковых и т.д.).
Для построения диаграмм входят в меню Мастер диаграмм, где выбирается тип диаграммы, ее объемный вариант, диапазон данных и устанавливается название диаграммы и меняется цвет. При необходимости добавляется легенда -прямоугольник, в которой помещаются обозначения и названия рядов данных. При построении графика функции следует выбрать тип диаграммы - точечный, со значениями, соединенными сглаживающими данными.
Внесите эти данные на ЛистЗ Рабочей книги и постройте гистограмму (столбчатую диаграмму), на которой будут отображены данные сразу обо всех трех торговых точках.
- Создайте таблицу в MS Excel, заполните ее данными.
- Выделите блок клеток А1:Н4, содержащий данные для графической обработки (Данные располагаются в строках. Первая строка выделенного блока является строкой X координат (опорные точки); следующие три строки выделенного блока содержат Y координаты (высоты столбиков) диаграммы.) и постройте диаграмму.
- Укажите заголовок диаграммы: "Торговля газетами".
Задание 4. Постройте линейную диаграмму, отражающую изменение количества проданных газет в течение недели (см. задание 3).
Задание 5. На основе таблицы продажи газет (см. задание 3) и постройте для нее ярусную диаграмму (столбчатая диаграмма 2-ой вид). Результаты работы сохраните в ранее сохраненном файле ПР15.хЬ.
5. Содержание отчета
Отчет должен содержать:
- Название работы.
- Цель работы.
- Задание и его решение.
- Вывод по работе.
6. Контрольные вопросы
- Что такое редактор электронных таблиц?
- Перечислить элементы электронной таблицы, их обозначения.
- Как называется документ, созданный в табличном процессоре. Из каких частей он состоит?
- Какие данные можно вносить в ячейки электронной таблицы?
- Чем отличается абсолютная адресация от относительной. Когда применяются эти виды адресации?
- Как построить диаграммы по числовым данным?
7. Литература
- Информатика и ИКТ: учебник для начального и среднего профессионального образования. Цветкова Н.С., Великович Л.С. - Академия, 2011 г.
- Информатика и ИКТ. Практикум для профессий и специальностей технического и социально-экономического профилей. Н. Е. Астафьева, С. А. Гаврилова, под ред. М.С. Цветковой, Академия, 2012г.
- Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10-11 кл. / И.Г.Семакин, Е.К.Хеннер. - 4 изд., испр. - М. - Бином. Лаборатория знаний, 2008г. - 246 с: ил.
- Информатика и ИКТ. Базовый уровень: практикум для 10-11 кл. / И.Г.Семакин, Е.К.Хеннер. - 4 изд., испр. - М. - Бином. Лаборатория знаний, 2008г.
- Информатика и ИКТ. 10 кл. Базовый уровень под ред. Н.В.Макаровой - Спб -Лидер, 2010г.
- Информатика и ИКТ. 11 кл. Базовый уровень под ред. Н.В.Макаровой - Спб -Лидер, 2010г.
- Энциклопедия школьной информатики / под ред. И.Г.Семакина. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2011г.
- http//www.informatika.ru;
- http//www.student.informatika.ru;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование различных возможностей динамических (электронных) таблиц для выполнения учебных заданий»
В методической разработке излагается методика проведения занятия по «Информатике и ИКТ» с элементами ролевого участия, а также применения систем мультимедиа. Методическая разработка соде...
Методическая разработка открытого урока с использование современных средств обучения по информатике на тему: «Возможности динамических (электронных) таблиц»
Тема «Возможности динамических (электронных) таблиц» изучается на первом курсе среднего профессионального образовательного учреждения в разделе «Технологии создания и преобразования информационн...
Построение диаграмм средствами MS Excel
Открытый урок...
Технологическая карта урока по теме "Использование различных возможностей электронных таблиц для выполнения учебных заданий из различных предметных областей"
Методические материалы к уроку по теме "Использование различных возможностей электронных таблиц для выполнения учебных заданий из различных предметных областей"...
Тема4.1.2 Возможности динамических (электронных) таблиц.
История развития программ обработки электронных таблиц насчитывает немногим более десяти лет, но налицо огромный прогресс в этой области программного обеспечения. Поэтому возможности продукта, претенд...
Презентация "Возможности динамических (электронных) таблиц"
В пезентации представлен материал: Область применения и основное назначение ЭТ, основные приемы работы в ЭТ, термины и понятия, а также основные типы данных....
Методическая карта урока на тему: "Использование различных возможностей динамических (электронных) таблиц"
Учебно методическая карта урока, предмет "информатика", тема: "Использование различных возможностей динамических (электронных) таблиц" для студентов СПО по профессии "Поварско...