Итоговая работа по курсу повышения квалификации «Система расчетных задач по химии»: «Система решения задач на нахождение формул веществ».
методическая разработка по химии на тему
Приводится итоговая работа по курсу повышения квалификации "Система расчётных задач по химии": "Система решения задач на нахождение формул веществ".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
m._resheniya_zadach.doc | 149 КБ |
Предварительный просмотр:
«Поволжская государственная социально-гуманитарная академия»
Итоговая работа
по курсу повышения квалификации
«Система расчетных задач по химии»
«Система решения задач на нахождение формул веществ».
Автор
Керова Т.В. учитель химии
МОУ Школа №127 г.о.Самара
Руководитель
К.п.н. доцент кафедры химии
и методики её преподавания
ПГСГА Нелюбина Е.Г.
Самара 2012
ВВЕДЕНИЕ
Химик требуется не такой, который
только из одного чтения книг понял сию науку,
но который собственным искусством
в ней прилежно упражнялся.
М. В. Ломоносов
Цель работы:
демонстрация способов решения расчётных задач на нахождение формулы вещества.
Задачи:
- Рассмотреть основные виды задач на нахождение формулы вещества.
- Привести способы их решения.
- Привести примеры задач на нахождение формулы вещества для самостоятельного решения учащимися.
Решение химических задач – важная сторона овладения знаниями основ науки химия. Химические задачи являются одним из компонентов обучения химии, при этом успешно реализуется основной дидактический принцип единства обучения, воспитания и развития.
При решении задач происходит уточнение и закрепление химических понятий о веществах и процессах, вырабатываются умения и навыки по использованию имеющихся знаний. Побуждая учеников повторять изученный материал, углублять и осмысливать его, химические задачи формируют систему конкретных представлений. Задачи, включающие определенные ситуации, становятся стимулом самостоятельной работы учащихся над учебным материалом.
Решение химических задач является одним из звеньев в прочном, глубоком усвоении учебного материала, способствует происхождению в действии формирования законов, теорий и понятий, запоминания правил, формул, составления химических уравнений.
-3-
Решение задач способствует воспитанию целеустремленности, развитию чувства ответственности, упорства и настойчивости в достижении цели. В процессе решения используется межпредметная информация, что формирует понятие о единстве природы.
В ходе решения идет сложная мыслительная деятельность, которая определяет как содержательную сторону мышления (знание), так и действенную (операции действия). Теснейшее взаимодействие знаний и действий способствует формированию приемов мышления: суждений, умозаключений, доказательств.
При решении химических задач учащийся приобретает знания, которые можно условно разделить на два рода: знания, приобретенные при разборе текста задачи, и знания, без привлечения которых процесс решения невозможен (определения, понятия, основные законы и теории, физические и химические свойства веществ, их формулы, молярные массы, количество вещества, химические процессы, их уравнения реакций и т.д.)
Важна роль задач в организации поисковых, исследовательских ситуаций при изучении химии. Задачи являются объективным методом контроля знаний, умений и навыков учащихся.
-4-
1.Задачи на нахождение формулы вещества
С задачами на вывод химической формулы вещества учащиеся встречаются при прохождении программы химии с 8 по 11 классы. К тому же, данный тип задач довольно часто встречается в олимпиадных заданиях, контрольно – измерительных материалах ЕГЭ (части В и С). Диапазон сложности данных задач достаточно широк. Как показывает опыт, у школьников часто возникают затруднения уже на первых этапах решения при выводе молярной массы вещества.
Далее предлагаются задачи на нахождение формулы вещества, исходя из разных параметров в условиях. В представленных задачах приведены различные способы нахождения молярной массы вещества. Задачи составлены таким образом, чтобы учащиеся могли освоить оптимальные методы и различные варианты решения. Наглядно демонстрируются наиболее общие приёмы решений. Для учащихся предлагаются решённые задачи по принципу нарастания сложности и задачи для самостоятельного решения.
Вывод химической формулы вещества: | Номер задачи | Вычисление молярной массы вещества | Задачи для самостоятельного решения |
- на основании массовых долей (%) атомов элементов | 1 | M, где n - число атомов | Определить химическую формулу соединения, имеющего состав: натрий – 27,06%; азот – 16,47 %; кислород – 57,47%. Ответ: NaNO3 |
- на основании массовых долей (%) атомов элементов и плотности соединения | 2 | М (CхНу) = D(Н2) ·М (Н2) | Относительная плотность паров органического кислородсодержащего соединения по кислороду равна 3, 125. Массовая доля углерода равна 72%, водорода – 12 %. Выведите молекулярную формулу этого соединения. Ответ:C6H12О |
- по плотности вещества в газообразном состоянии | 3 | М (в-ва) = ρ · М (газообр. в-ва) | Относительная плотность паров предельного альдегида по кислороду равна 1,8125. Выведите молекулярную формулу альдегида. Ответ: C3Н6О |
- на основании массовых долей (%) атомов элементов и массе соединения | 4 | М находится по соотношению, | Углеводород содержит 81,82 % углерода. Масса 1 л. этого углеводорода (н.у.) составляет 1,964 г. Найдите молекулярную формулу углеводорода. |
- по массе или объёму исходного вещества и продуктам горения | 5 | М (в-ва)=Vm·ρ | Относительная плотность паров кислородсодержащего органического соединения по гелию равна 25,5. При сжигании 15,3 г. этого вещества образовалось 20,16 л. СО2 и 18,9 г. Н2О. Выведите молекулярную формулу этого вещества.Ответ: C6H14О |
Приводится пример решения задачи №6 на применение уравнения Менделеева – Клайперона
Задача № 1
Массовая доля кислорода в одноосновной аминокислоте равна 42,67%. Установите молекулярную формулу кислоты.
Дано: | Решение: M кислоты = 75 (г/моль) |
Вывести формулу соединения |
Задача № 2
Относительная плотность углеводорода по водороду, имеющего состав: w(С) = 85,7 %; w (Н) = 14,3 %, равна 21. Выведите молекулярную формулу углеводорода.
-6-
Дано: | Решение:
М (CхНу)= 21 · 2 = 42
m (Н) = 42г. /100% · 14,3 %= 6 г. Ответ: истинная формула вещества C3Н6. |
Вывести формулу соединения |
Задача № 3
Определите молекулярную формулу алкана, если известно, что его пары в 2,5 раза тяжелее аргона.
Дано: | Решение: |
Вывести формулу алкана |
Задача № 4
Массовая доля углерода в соединении равна 39,97 %, водорода 6, 73 %, кислорода 53,30 %. Масса 300 мл. (н.у.) этого соединения равна 2,41 г. Выведите молекулярную формулу этого вещества.
-7-
Дано: | Решение: |
Вывести формулу соединения |
Задача № 5
Какова молекулярная формула углеводорода, имеющего плотность 1,97 г/л, если при сгорании 4,4 г. его в кислороде образовалось 6,72 л. СО2 и 7,2 г. Н2О.
Дано: | Решение: Составляем пропорции: |
Вывести формулу |
-8-
Задача № 6
Соединение содержит 62,8% S и 37,2% F. Масса 118 мл данного соединения при 70 и 98,64 КПа равна 0,51 г. Вывести формулу соединения.
1. Ерыгин Д.П., Шишкин Д.А. Методика решения задач по химии: Учебное пособие для студентов педагогических институтов по биологическим и химическим специальностям. – М.: Просвещение,1989.
2. Резяпкин В.И. 700 задач по химии с примерами решения для старшеклассников и абитуриентов: Пособие для общеобразовательной школы и абитуриентов. – Мн.: ООО «Юнипресс», 2001.
3. Кузьменко Н.Е., Еремин В.В. Сборник задач и упражнений по химии для школьников и абитуриентов. - М.: Экзамен: Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2001.
6. Егоров А.С. Самоучитель по решению химических задач (для учащихся и абитуриентов). – Ростов н/Д.: издательство «Феникс», 2000.
7. Хомченко Г.П., Хомченко И.Г. Сборник задач по химии для поступающих в ВУЗы. 4-е издание, исправленное и дополненное. – М.: ООО «Издательство Живая Волна». ЗАО «Издательский дом ОНИКС», 1999.
8. Кушнарев А.А. Учимся решать задачи по химии: Руководство для самостоятельной подготовки к экзамену. – М.: Школа- Пресс, 1996. /Серия «Шанс» - Школа Абитуриента: Научись сам»/.
9. Пак М.С. Алгоритмика при изучении химии. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000.
10. Шамова М.О. Учимся решать расчетные задачи по химии: технология и алгоритмика решения. 2-е издание, дополненное. – М.: Школьная Пресса, 2003. /Химия в школе: Библиотека журнала, выпуск 10/.
11. Шишкин Е.А. Обобщение в процессе обучения решению задач. //Химия в школе, 2000, №5, стр.59/.
12. Сторопатова С.Ф., Майзель В.В., Ильичева Г.Н., Юркъян О.В. Методика решения расчетных химических задач. //Химия в школе, 1998, №5, стр.60-62.
13. Пальчиков Д.В. Сгорело органическое вещество. //Химия и жизнь, 1972, №5, стр.85.
-22-
14. Хрусталев А.Ф. О решении некоторых задач на вывод молекулярных формул веществ. //Химия в школе, 1975, №4, стр.64.
15. Штремпер Г.И., Хохлева А.И. Методика решения расчетных задач по химии 8-11 кл. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1998.
-23-
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………….3
Задачи на нахождение формулы вещества……………………………..5
Определение формул веществ в задачах ЕГЭ и ГИА
а) поиск формулы вещества по реакциям……………………………..12
б) Определение формул веществ по результатам химического
анализа…………………………………………………………………...15
в) Установление формул веществ по результатам их сгорания……...18
Список литературы……………………………………………………....22
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Итоговая работа на курсах повышения квалификации по теме "Пути развития универсальных учебных действий на уроках физики"
Преподавание физики в условия обновления содержания образования...
Итоговая работа слушателя курсов повышения квалификации по программе "Основные направления региональной образовательной политики в контектсе модернизации российского образования"
Проект по работе с детьми с ОВЗ...
Итоговая работа на курсах повышения квалификации "Основы эффективной интеграции общеобразовательных программ и программ дополнительного образования детей спортивной направленности"
Совместная деятельность детей дошкольного возраста с родителями в рамках физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ....
ИТОГОВАЯ РАБОТА СЛУШАТЕЛЯ курсов повышения квалификации
ИТОГОВАЯ РАБОТА СЛУШАТЕЛЯ курсов повышения квалификации на основе Именного образовательного чека по программе «Основные направления региональной образовательной политики "Пути формирова...
Итоговая работа по курсу повышения квалификации «Применение игровых технологий на уроках химии» Разработка дидактической игры по химии по теме: «Строение и классификация органических соединений».
Приведена разработка дидактической игры по химии по теме: "Строение с классификация органических соединений"....
Итоговая работа по курсу повышения квалификации по Государственному заданию министерства образования и науки Самарской области «Специфика работы учителя общеобразовательной школы в условиях инклюзивного обучения детей с ОВЗ на современном этапе»
Итоговая работапо курсу повышения квалификации по Государственному заданию министерства образования и науки Самарской области«Специфика работы учителя общеобразовательной школы в условиях инклюз...
Обобщение знаний по теме "Решение задач на нахождение формул вещества"
Урок проведён по игровой технологии по программе и учебнику О.С. Габриелян «Химия» 10 класс. Цель: создать условия для деятельности учащихся по повторению способов и совершенствовани...