Применение алгоритмов на уроках химии
методическая разработка по химии (8, 9 класс)
Алгоритм- это выполнение последовательных действий при помощи ориентиров и указаний.Я использую алгоритмы на уроках при объяснении нового материала и закреплении изученного. Не все дети в классе могут воспринимать и запоминать изучаемый материал на слух. Для решения этой проблемы нужно записывать план деятельности и больше использовать наглядности. Что дает использование такого метода обучения: - оптимизировать учебный процесс; - рационализировать обучение, развивая способность мыслить - развивать логическое мышление; - формировать у учащихся умения осуществлять определенные действия и получать конкретный результат; -применять их не только на уроках, но и при подготовке к олимпиадам и экзаменам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
primenenie_algoritmov_na_urokah_himii.docx | 37.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Применение алгоритмов на уроках химии
( из опыта работы учителя химии МБОУ СОШ с. Новониколаевки Асиновского района Томской области Барминской Веры Анатольевны)
Химия- интересная и практически значимая наука. Но в то же время, химия относится к абстрактно-конкретным наукам и ее изучение очень часто вызывает определенные трудности у обучающихся.
На самых первых уроках химии обычно у детей «горят глаза». Но содержание предмета химии очень обширно и представляет собой копилку огромного числа формул, уравнений, фактов и законов, запомнить которые не просто трудно, а очень трудно. И с увеличением теоретического материала и его сложности, как правило, интерес к изучению предмета становится меньше. А целью работы учителя должно быть скорее не слово «научить» чему-то, а – «содействовать развитию умения, навыков; создать условия для формирования ….» и главное – научить учиться. В своей педагогической практике с целью повышения качества обученности по предмету я использую различные алгоритмы и памятки. Поставленная цель предполагала решение ряда проблем, для которых необходимо было подобрать эффективные действия, приводящие к решению проблем и к конечному результату по достижению поставленной цели. Я использую алгоритмы на уроках при объяснении нового материала и закреплении изученного. Не все дети в классе могут воспринимать и запоминать изучаемый материал на слух. Для решения этой проблемы нужно записывать план деятельности и больше использовать наглядности.
Выполняя каждый раз точную последовательность действий, учащиеся получают конкретный результат.
Алгоритм- это выполнение последовательных действий при помощи ориентиров и указаний.
Для учащихся алгоритмы являются:
предметом изучения;
основой для овладения способами добывания и применения знаний;
объектом самостоятельной деятельности.
Этапы работы по алгоритму:
- Формирование знаний о приеме
- Развитие умений пользоваться приемом самостоятельно и в различных связях
- Формирование умений пользоваться приемом по аналогии и в сходных условиях.
Алгоритмы, которые я применяю на своих уроках:
- правила составления электронной формулы;
-правила составления формул и уравнений;
- правила определения степени окисления и составления формул по степени окисления
- правила составления уравнений реакций ионного обмена
- правила составления уравнений методом электронного баланса
- последовательность описания химических элементов, свойств веществ, протекания химических реакций;
- определенный порядок приготовления растворов заданной концентрации;
- рациональный способ решения расчетных и экспериментальных задач;
- оптимальный план проведения химического анализа неорганических и органических веществ
-и другие……………..
Что дает использование такого метода обучения:
- оптимизировать учебный процесс;
- рационализировать обучение, развивая способность мыслить
- развивать логическое мышление;
- формировать у учащихся умения осуществлять определенные действия и получать конкретный результат;
-применять их не только на уроках, но и при подготовке к олимпиадам и экзаменам.
В своей работе я активно использую опыт учителей через интернет сайты, через периодические журналы
Приложения:
Алгоритм составления уравнения ОВР методом электронно-ионного баланса:
- Составить перечень веществ и частиц, присутствующих в системе до начала реакции.
- Найти среди них окислитель и восстановитель; определить реакцию среды.
- Составить уравнение полуреакции окислителя.
- Составить уравнение полуреакции восстановителя.
- Уравнять число принятых и отданных электронов.
- Составить ионное уравнение.
- Составить молекулярное уравнение.
Правила уравнивания атомов кислорода и водорода при составлении полуреакций:
- В кислой среде, ни в левой ни в правой частях, не должно быть ионов OH–. Уравнение осуществляется за счет ионов Н+ и молекул воды.
- В щелочной среде, ни в левой ни в правой частях, не должно быть ионов Н+. Уравнение осуществляется за счет ионов OH– и молекул воды.
- В нейтральной среде ни ионов Н+ ни ионов OH– в левой части быть не должно. Однако в правой части среди продуктов реакции они могут появиться.
4. Если исходное вещество содержит больше атомов кислорода, чем продукт реакции, то освобождающийся кислород в форме : О–2 связывается в кислых растворах ионами водорода (Н+) в воду, в нейтральных и щелочных растворах — в гидроксид-ионы:
• в кислых растворах: О–2 + 2Н+ = Н2О
• в нейтральных растворах О–2 +Н+ =ОH–
• в щелочных растворах: О–2 +НOH= 2OH–
5. Если исходное вещество содержит меньше атомов кислорода, чем продукты реакции, то недостаток их восполняется в кислых и нейтральных растворах за счет молекул воды,
в щелочных — за счет гидроксид-анионов:
• в кислых: Н2О=О–2 + 2Н+
• в нейтральных Н2О=О–2 + 2Н+
• в щелочных растворах: 2OH–= О–2 + Н2О
Алгоритм составления формулы вещества по известной степени окисления.
1. Запиши знаки ХЭ рядом. 2. Металл на первом месте, на втором неметалл. FeBr
|
3. По периодической системе определи степени окисления каждого ХЭ, учитывая характер ХЭ – металл (отдает электроны) или неметалл (принимает электроны) Fe+3Br – 1 N+3O– 2 |
4. Найди наименьшее общее кратное значение степеней окисления ХЭ, образующих вещество. 3 10 |
5. Раздели наименьшее общее кратное на степень окисления металла (менее электроотрицательного ХЭ) > получишь индекс этого ХЭ, запиши индекс справо снизу этого ХЭ. 3 10 |
6. Раздели наименьшее общее кратное на степень окисления неметалла (более электроотрицательного ХЭ) > получишь индекс этого ХЭ, запиши индекс справа снизу этого ХЭ. 3 10 |
7. Назови соединение. FeBr3 – бромид железа (III) |
Алгоритм составления реакций ионного обмена (РИО)
в молекулярном, полном и кратком ионном виде
1). Записываем уравнение РИО в молекулярном виде:
| Взаимодействие серной кислоты и хлорида бария: II II I I H2SO4 + BaCl2 = BaSO4 + 2HCl |
2). Используя ТР указываем растворимость веществ воде: - Если продукт является М или Н – оно выпадает в осадок, справа от химической формулы ставим знак ↓; - Если продукт является газом, справа от химической формулы ставим знак ↑. | Р Р Н Р H2SO4 + BaCl2 = BaSO4 ↓+ 2HCl Молекулярный вид |
3). Записываем уравнение РИО в полном ионном виде. Какие вещества диссоциируют см. в таблице - ПАМЯТКЕ | 2H+ + SO42- + Ba2+ + 2Cl- = BaSO4 ↓+ 2H+ + 2Cl- Полный ионный вид |
4). Записываем уравнение реакции в кратком ионном виде. Сокращаем одинаковые ионы, вычёркивая их из уравнения реакции. Помните! РИО необратима и практически осуществима, если в продуктах образуются:
| SO42- + Ba2+ + = BaSO4 ↓ Краткий ионный вид Вывод – данная реакция необратима, т.е. идёт до конца, т.к. образовался осадок BaSO4 |
Памятка по составлению реакций ионного обмена
- определить вещества, которые нужно записать в виде свободных ионов, это:
- сильные кислоты (они в растворе в виде катионов водорода и анионов кислотного остатка)
Вместо формулы в молекулярном уравнении | Записываем в ионном уравнении |
HCl | H++Cl- |
HNO3 | H++NO3- |
H2SO4 | 2H++SO42- |
- растворимые основания (они в растворе в виде катионов металла и гидроксид-ионов)
Вместо формулы в молекулярном уравнении | Записываем в ионном уравнении |
NaOH | Na++OH- |
KOH | K++OH- |
Ca(OH)2 | Ca2++2OH- |
- растворимые соли (они в растворе в виде катионов металла и анионов кислотного остатка)
Вместо формулы в молекулярном уравнении | Записываем в ионном уравнении |
Na2CO3 | 2Na++CO32- |
Al(NO3)3 | Al3++3NO3- |
Cr2(SO4)3 | 2Cr3++3SO42- |
растворимость и заряд ионов уточняем по таблице растворимости
- все остальные вещества записать их химическими формулами, а не обозначениями ионов;
- в ионных уравнениях перед химическими формулами сохраняются старые коэффициенты, а коэффициенты перед обозначениями ионов получаются как результат умножения коэффициента (стоявшего перед формулой вещества, этот ион образовавшего) и индекса (относившегося непосредственно к этому иону); пример:
- если до реакции и после реакции (то есть слева и справа от знака «=») одинаковые ионы в одинаковом количестве, то их сокращают, т. к. они не изменились в результате реакции;
- после этого сокращения вместо полного ионного уравнения (ПИУ) получаем краткое ионное уравнение (КИУ), по которому словами можно описать суть реакции как суть изменений.
Пример реакции ионного обмена.
- молекулярное уравнение(МУ)
Fe2(SO4)3+6NaOH=2Fe(OH)3↓+3Na2SO4
- полное ионное уравнение (ПИУ)
2Fe3++3SO42-+6Na++6OH-=2Fe(OH)3↓+6Na++3SO42-
(сокращаем катионы натрия и сульфатные анионы, т. к. они не изменились)
3) краткое ионное уравнение (КИУ)
2Fe3++6OH-=2Fe(OH)3↓
(все коэффициенты кратны числу «2», делим их на него)
Fe3++3OH-=Fe(OH)3↓
4) суть реакции (по КИУ): каждый катион железа (III) присоединяет три гидроксид-иона, в результате образуется нерастворимый гидроксид железа (III), который выпадает в осадок.
Литература
- Зуева, М.В. Совершенствование организации учебной деятельности школьников на уроках химии. / М.В. Зуева. - Москва: Просвещение, 1989. – 12 с.
- Енякова, Т. М. Химия в алгоритмах: пособие для учащихся /Т.Е. Енякова. – 5-е издание. – Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2006. – 38 с.
- Косихина, О.С. Теоретические основы системно-структурного подхода к усвоению знаний // Наука и школа. - 2007. - № 1. – 80 с.
- Пак, М.С. Алгоритмика при изучении химии./ М.С. Пак – Москва: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 112 с.
- Пак М. Алгоритмы в обучении химии: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1993. - 63с.
- Петрова Н.С. Использование алгоритмических предписаний при решении расчетных задач Журнал. Химия в школе – 1982, №4.
Интернет ресурсы: http://festival.1september.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение алгоритмов, таблиц и схем на уроках русского языка
Мини-опыт, рассказывающий о применении алгоритмов, таблиц и схем на уроках русского языка, способствующих формированию орфографических навыков письма. Ежегодно повышаются требования к уровню грамотнос...
Применение алгоритмов, таблиц и схем на уроках русского языка (презентация)
Презентация к мини - опыту "ПРИМЕНЕНИЕ АЛГОРИТМОВ, ТАБЛИЦ И СХЕМ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА"...
Применение ИКТ на уроках химии в общеобразовательной школе.
Из опыта работы с мультимедийным интерактивным комплексом....
"Оксиды классификация, номенклатура, свойства, применение" - технологическая карта урока химии, 8 кл.
Данный материал представляет собой технологическую карту урока химии, 8 класс, учебник Журина по теме "Оксиды классификация, номенклатура, свойства, применение" -...
Применение алгоритмов на уроках физики и математики (Сеногноева Ю.В.)
Применение алгоритмов на уроках физики и математики (Сеногноева Ю.В.)...
Применение алгоритмов на уроках Алгебры и начала анализа
Алгебра и Начала аналаза….10-11 класс…Для каждого педагога это волнительно, ответственно, ведь необходимо не только донести информацию до обучающихся, но и быть уверенным в том, что ты п...
Применение алгоритмов на уроках русского языка и литературы (из опыта работы).
Применение алгоритмов на уроках русского языка и литературы(из опыта работы)....