"Оксиды классификация, номенклатура, свойства, применение" - технологическая карта урока химии, 8 кл.
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему

Шевырева Ольга Дмитриавна

Данный материал представляет собой   технологическую карту урока химии, 8 класс, учебник Журина по теме "Оксиды классификация, номенклатура, свойства, применение" -

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта фрагмента занятия

ФИО педагога: Шевырева Ольга Дмитриевна, учитель химии МКОУ Калачеевская СОШ № 1

Предмет/ класс: химия, 8 класс

Общая информация о занятии

Дата:

26.02.2016 г.

Тема: " Оксиды: классификация, номенклатура, свойства, применение".

Цель: сформировать представление об оксидах, их номенклатуре, классификации, свойствах, получении и применении,

продолжить формирование навыков постановки эксперимента и умения делать выводы по полученным результатам,

способствовать  воспитанию интереса к предмету.

Риски: проблемная ситуация на занятии не заинтересует учащихся, нехватка времени, медлительность учащихся при поведении экспериментов и оформлении результатов исследования, возникновение сложностей с распределением обязанностей в группе и с самостоятельной формулировкой выводов обучающимися.

Тип занятия:

открытие нового знания.

Материально-технические средства: дидактический материал, презентация, интерактивная доска, проектор, компьютер, ноутбуки, наушники, химическое оборудование.

Технология: технология проблемного обучения.

Структурные параметры

Основные этапы организации учебного времени

Дидактическая цель этапа

Содержание творческого взаимодействия педагога и обучающегося

Планируемые результаты

Форма организации межличностного коммуникативного

взаимодействия и вид контроля

Стратегия учителя

Действия ученика

Предметные УУД

Метапредметные УУД:

познавательные, коммуникативные,

регулятивные,

личностные

1.

Организационно-мотивационный момент,

3 мин.

Приём: отсроченная реакция.

Создание положительного эмоционального настроя.

Приветствует учащихся. Даёт установку по распределению детей по группам в соответствии с индивидуальным типом восприятия (аудиалы, визуалы, кинестетики, дискреты).

Формируют группы. Организуют своё рабочее место. Распределяют обязанности.

.

РУУД - организация своего рабочего места.

ЛУУД - формирование  мотивации к обучению.

КУУД - повторение правил работы в группах.

Тематическая дискуссия

Текущий

2.

"Погружение" в тему.

3 мин.

Приём: вход в урок.

Обеспечить усвоение учащимися знаний и способов деятельности на уровне их применения в разнообразных ситуациях при решении практических задач, связанных с номенклатурой и классификацией оксидов.

Задаёт вопросы о свойствах веществ в предложенных пробирках. Предлагает учащимся самостоятельно предложить критерии, по которым можно сравнить вещества. Создаёт проблемную ситуацию.

Наблюдают, определяют критерии, по которым можно различить вещества. Формулируют причину затруднения, самостоятельно определяют тему урока и цели к нему, ставят вопросы к новой теме урока.

Усвоение понятия "оксиды", знакомство с номенклатурой и классификацией оксидов.

ПУУД - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

ЛУУД - развивитие  познавательных  навыков  учащихся, умения самостоя-тельно конструиро-вать свои знания, КУУД - умение вести диалог, сотрудничество в поиске и сборе информации.

Групповая поисковая деятельность, индиви-дуальная самостоя-тельная работа

Непре-рывный

3.

"Открытие нового знания".

10 мин.

Приём: организация работы в группах.

Формирование навыков постановки эксперимента и умения делать выводы по полученным результатам.

Разъясняет принцип работы в группах для визуалов, аудиалов, кинестетиков и дискретов с учетом типа восприятия.

Выбирают оборудование для проведения эксперимента, самостоятельно проводят эксперименты и оформляют выводы по теме исследования.

Умение проводить эксперимент по карточке-инструкции с учетом правил техники безопасности.

ПУУД - развитие

умения проводить наблюдения и делать самостоятельные выводы.

РУУД- планирование эксперимента, рациональное использование времени.

Групповая поисковая деятельность.

Непре-рывный

4.

Представление результатов эксперимента.

10 мин.

Приём: мини-конференция.

Развить творческое мышление и умение анализировать

полученные результаты и информацию, умение донести своё мнение до других.

Предлагает участникам групп  сделать небольшой доклад о проделанной работе, в котором будут синтезированы результаты исследований каждой группы.

Представляют результаты работы группы, делают выводы и сообщают о проблемах, возникших в результате выполнения экспериментов.

Умение полно и точно выражать свои мысли.

ПУУД- умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной речи, умение производить действия со знаково-символическими средствами;  

КУУД - уметь слушать друг друга, продолжить и развить мысль собеседника; РУУД- определять проблемы собственной деятельности  и устанавливать их причины.

Взаимный обмен опытом участников занятия.

Итоговый контроль

5. Рефлексия.

3 мин.

Приём: "триггер".

Формирование у учащихся способности подводить итоги урока, обобщать, делать выводы, характеризовать свои действия.

Предлагает детям выполнить задание на интерактивной доске, оценить себя и членов своей группы по алгоритму. Формулирует домашнее задание.

Два ученика делают задание на интерактивной доске. Учащиеся оценивают свою работу и деятельность членов своей группы. Записывают домашнее задание.

Умение замечать незначительное

РУУД- умение оценить степень усвоения материала, неполноту своих знаний, ставить перспективную учебную задачу, оценивать деятельность свою и одноклассников.

Диалог учителя с учеником

Итоговый контроль

Приложение 1

                              Карточка-инструкция для кинестетиков.

                                         Гашение извести

   Цель: осуществить на опыте химическую реакцию гашения

    извести и пронаблюдать её признаки.

Оборудование: пробирка, мерная ложка, стакан с водой, оксид кальция (CaO), стеклянная палочка, универсальная лакмусовая бумага.

Правила техники безопасности: не допускать попадания исходных веществ и продуктов реакции на руки и одежду во избежание химических ожогов. Если вещества попали на руки - сообщите учителю и промойте большим количеством воды.

Ход работы.

  • Насыпьте в пробирку 1-2 мерные ложки оксида кальция.
  • Осторожно прилейте 2-3 мл дистиллированной воды.
  • Перемешайте содержимое пробирки стеклянной палочкой.
  • Определите признаки  химической реакции.
  • Опустите в раствор лакмусовую бумагу.
  • Составьте уравнение данной реакции:

____________________________________________________

  • Почему лакмус изменил окраску?

Вывод:________________________________________________

Карточка-инструкция для аудиалов.

Взаимодействие оксида кремния с водой.

        Цель: осуществить на опыте химическую реакцию по

растворению кремнезема в воде.

        Оборудование: пробирка, мерная ложка, стакан с водой,

 оксид кремния (SiO2), стеклянная палочка, горелка для сухого

 горючего, держатель для пробирок, спички,  универсальная лакмусовая бумага.

        Правила техники безопасности: для нагревания пробирку зажимают в держателе в верхней части у самого отверстия, сначала прогревают всю пробирку, а затем греют в верхней части пламени. Горелку зажигают спичками, а гасят колпачком.

Ход работы.

Прослушайте аудиозапись при помощи наушников. Выполните инструкцию о проведению опыта и сделайте вывод о взаимодействии кислотных оксидов с водой.

Вывод:________________________________________________________________________________________________________________________________________

Карточка-инструкция для визуалов.

Получение углекислого газа.

        Цель: осуществить практическим путем получение углекислого газа и определить реакцию среды его водного раствора.

        Оборудование: пробирки,  мрамор (СaCO3 ), соляная кислота (HCl), газоотводная трубка, дистиллированная вода, лакмус.

Правила техники безопасности: кислоты - едкие вещества, поэтому не допускайте попадания соляной кислоты на руки и одежду во избежание химических ожогов. Если вещество попало на руки - сообщите учителю и промойте большим количеством воды.

Ход работы.

Соберите прибор для получения газа по схеме:

В пробирку с 1 мл дистиллированной воды пропустите газ.

Через 1-2 минуты после начала эксперимента в раствор

углекислого газа добавьте 1-2 капли фиолетового лакмуса.

Как изменилась окраска индикатора?

Сделайте вывод о реакции среды раствора оксида углерода (II).

Вывод:___________________________________________________________________

Карточка-инструкция для дискретов.

Взаимодействие оксида металла с кислотой.

        Цель: осуществить на опыте химическую реакцию по очистке железного гвоздя от ржавчины.

        Оборудование: пробирки, ржавый железный гвоздь, соляная кислота (HCl), пинцет, стакан с дистиллированной водой, бумажная салфетка.

        Правила техники безопасности: кислоты - едкие вещества, поэтому не допускайте попадания соляной кислоты на руки и одежду во избежание химических ожогов. Если вещество попало на руки - сообщите учителю и промойте большим количеством воды. Гвоздик из кислоты доставайте пинцетом через 2-3 минуты от начала эксперимента, после промывания в кислоте, положите его на салфетку.

Ход работы.

Соберите прибор для очистки железного гвоздя от ржавчины согласно уравнению химической реакции:

Fe 2O3      +   6HCl      →     2FeCl3 + 3H2O

оксид          соляная            хлорид

железа (III)  кислота          железа (III)

(ржавчина)

Какие признаки химической реакции наблюдаете? Сделайте вывод о возможности химической реакции между оксидом металла и кислотой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока химии в 8 классе по теме: "Оксиды. Номенклатура. Классификация"

Технологическая карта урока химии в 8 классеТема урока: Оксиды. Номенклатура. Классификация.Тип урока: Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний....

Технологическая карта урока химии "Состав и классификация оксидов"

Тема урока: Состав и классификация оксидовТип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний с использованием ЭОРЦель урока: изучить состав, номенклатуру, классификацию и физиче...

Технологическая карта урока химии "Карбоновые кислоты, их строение, классификация, номенклатура. Карбоновые кислоты в природе."

Урок химии для 10 класса профильного уровня по программе О.С. Габриеляна. Учебник- Химия. 10 класс. Профильный уровень: учебник для общеобразоват. учреждений/ О.С.Габриелян, Ф.Н.Маскаев, С.Ю.Поно...

Технологическая карта урока химии "Независимое расследование по теме "Кислоты, их классификация и свойства"

Тип урока: урок «открытия»  новых знанийФорма организации - урок-расследованиеФорма организации учащихся – фронтальная работа, исследовательская деятельность в группах...

Технологическая карта урока химии "Независимое расследование по теме "Кислоты, их классификация и свойства"

Тип урока: урок «открытия»  новых знанийФорма организации - урок-расследованиеФорма организации учащихся – фронтальная работа, исследовательская деятельность в группах...

Технологическая карта урока химии «Возникновение и развитие органической химии - химии соединений углерода. Классификация и номенклатура углеводородов».

Технологическая карта урока химии в 9 классе УМК Н.Е.Кузнецова, И.М.Титова, Н.Н.Гара по теме «Возникновение и развитие органической химии - химии соединений углерода. Классификация и номенк...

Технологическая карта урока химии в 8 классе "Химические свойства оксидов"

Урок разработан в  соответствие с требованиями ФГОС...