Амфотерные соединения
план-конспект урока по химии (9 класс)
Характеристика химического элемента по кислотно-основным свойствам образуемых им соединений. Амфотерные оксиды и гидроксиды.
Цели: Сформировать понятие об амфотерности. Повторить и развить знания о классификации и свойствах гидроксидов. Научиться составлять уравнения реакций для амфотерных соединений. Дать характеристику амфотерных элементов на основании его положения в Периодической таблице.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
презентация | 743.69 КБ |
конспект | 51.14 КБ |
план | 185.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели: Сформировать понятие об амфотерности. Повторить и развить знания о классификации и свойствах гидроксидов . Научить ребят составлять уравнения реакций для амфотерных соединений. Дать характеристику амфотерных элементов на основании его положения в Периодической таблице.
Задачи: Образовательные Актуализировать и обобщить ранее полученные учащимися знания об основных классах неорганических соединений. Закрепить умения учащихся составлять уравнения химических реакций с участием амфотерных оксидов и гидроксидов . Продолжить формирование у учащихся понятия «амфотерности». Развивающие Показать возможность применения своих знаний при решении качественных задач и выполнении упражнений. Продолжить формирование навыков познавательной деятельности, путем объяснения поставленного перед учащимися проблемного опыта. Продолжить формирование умения сравнивать, анализировать и сопоставлять результаты проведенных опытов; Формирование умения проводить аналогии между различными объектами; Развитие внимания и памяти. Развитие экспериментальных навыков. Воспитательные Формирование научного мировоззрения. Формирование культуры учебного труда. Обратить внимание на эстетику учебной и трудовой деятельности при выполнении опытов. Воспитание культуры общения, умения взаимодействовать в паре; Формирование у учащихся культуры умственного труда, аккуратности в выполнении заданий и написании формул.
Какие элементы периодической системы образуют амфотерные соединения ?
Металлы Неметаллы, исключая элементы побочных подгрупп Элементы, образующие амфотерные оксиды и гидроксиды
АМФОТЕРНОСТЬ (от греческого amphoteros-и тот и другой ), способность химических соединений проявлять кислотные или основные свойства в зависимости от природы второго компонента, участвующего в кислотно-основном взаимодействии.
SO 3 N 2 O 5 P 2 O 5 CO 2 Na 2 O K 2 O MgO CaO ZnO BeO Al 2 O 3 Cr 2 O 3
Химические свойства амфотерных оксидов Амфотерный оксид + Кислота Соль 1 ZnO + 2HNO 3 = Zn(NO 3 ) 2 + H 2 O ZnO +2H +2NO 3 = Zn ² +2NO 3 + H 2 O ZnO +2H = Zn ² + H 2 O + H 2 O
Амфотерный оксид + Щелочь Соль 2 ZnO + 2NaOH =Na 2 ZnO 2 + H 2 O ZnO +2Na +2OH = 2Na + ZnO 2 ² + H 2 O ZnO +2OH = ZnO 2 ² + 2H 2 O + H 2 O сплавление Цинкат натрия т. t t т.
Амфотерный оксид + Кислотный оксид Соль 3 ZnO + CO 2 = ZnCO 3 ZnO + Na 2 O = Na 2 ZnO 2 Амфотерный оксид + Основный оксид Соль t t t t 4 Цинкат натрия
Допишите уравнения реакций: Al 2 O 3 + SO 3 Al 2 O 3 + Na 2 O Al 2 O 3 + HCL Al 2 O 3 + NaOH ?
H 2 SO 4 HNO 3 H 3 PO 4 H 2 CO 3 NaOH KOH Mg(OH) 2 Ca(OH) 2 Zn(OH) 2 Be(OH) 2 Al(OH) 3 Cr(OH) 3
Химические свойства амфотерных гидроксидов Амфотерный гидроксид + Кислота Соль 1 Zn(OH) 2 + 2HCl = ZnCl 2 + 2H 2 O Zn(OH) 2 +2H +2Cl = Zn ² +2Cl + 2H 2 O Zn(OH) 2 +2H = Zn ² + 2H 2 O + H 2 O
Амфотерный гидроксид + Щелочь Соль 2 Zn ( OH) 2 + 2NaOH =Na 2 ZnO 2 + 2 H 2 O Zn(OH) 2 +2Na +2OH = 2Na + ZnO 2 ² + 2 H 2 O Zn(OH) 2 +2OH = ZnO 2 ² + 2H 2 O + H 2 O т. сплавление Цинкат натрия t t т. а
Амфотерный гидроксид + Щелочь Соль 2 Zn ( O H) 2 + 2NaOH =Na 2 [ Zn(OH) 4 ] Zn(OH) 2 +2Na +2OH = 2Na + [ Zn(OH) 4 ] ² Zn(OH) 2 +2OH = [ Zn(OH) 4 ] ² раствор тетрагидроксоцинкат натрия t раствор б
Амфотерный гидроксид + Кислотный оксид Соль Zn(OH) 2 + N 2 O 5 = Zn(NO 3 ) 2 + H 2 O Zn(OH) 2 + Na 2 O = Na 2 ZnO 2 + H 2 O Амфотерный гидроксид + Основный оксид Соль t t t t 4 Цинкат натрия + H 2 O + H 2 O сплавление сплавление 3
Амфотерный гидроксид + оксид 5 Zn(OH) 2 = ZnO + H 2 O t t H 2 O
Допишите уравнения реакций: Al(OH) 3 + SO 3 Al(OH) 3 + Na 2 O Al(OH) 3 + HCL Al(OH) 3 + NaOH ? Al(OH) 3 + NaOH Al(OH) 3 сплавление раствор
Применение Al 2 O 3 Al(OH) 3 антипирен лакокрасочных материалов и пластмасс компонент зубных паст получение соединений А l обволакивающее и адсорбирующее средство в медицине опорные камни часовых механизмов огнеупорный и абразивный материал катализатор получение керамических резцов в хроматографии получение электротехни - ческой керамики ювелирные изделия
Применение ZnO Zn(OH) 2 получение соединений Zn белый пигмент для красок (цинковые белила) компонент косметических препаратов - кремов, пудры Полупроводни - ковый материал активатор вулканизации и наполнитель в резиновой промышленности катализатор синтеза метанола лекарственные средства, мазей, паст, присыпок при кожных заболеваниях зубной цемент компонент люминофоров
Занимательный опыт!!!
Лабораторная работа «Получение гидроксида цинка и изучение его свойств» Правила техники безопасности (ТБ)
1 В две пробирки налейте по 1-2 мл раствора соли цинка. Добавьте в каждую пробирку несколько капель раствора щелочи до образования студенистого осадка гидроксида цинка. 2 Запишите молекулярные и ионные уравнения проведенной реакции. 3 В одну пробирку с осадком гидроксида цинка добавьте 1-2 мл раствора серной кислоты. Перемешайте содержимое пробирки. Что наблюдаете? 4 Запишите молекулярные и ионные уравнения проведенной реакции. 5 В другую пробирку с полученным в предыдущем опыте осадком гидроксида цинка добавьте 1-2 мл раствора щелочи. Перемешайте содержимое пробирки. Что наблюдаете? 6 Запишите молекулярные и ионные уравнения проведенной реакции. 7 Сделайте вывод. Алгоритм выполнения работы
Домашнее задание! §2, Упр. 2, 3
Предварительный просмотр:
Тема: Характеристика химического элемента по кислотно-основным свойствам образуемых им соединений. Амфотерные оксиды и гидроксиды.
Цели: Сформировать понятие об амфотерности. Повторить и развить знания о классификации и свойствах гидроксидов. Научиться составлять уравнения реакций для амфотерных соединений. Дать характеристику амфотерных элементов на основании его положения в Периодической
таблице.
Задание №1 Какие вещества вступают в реакцию с HCL , а какие с NaOH: Zn, H2SO4, CuCL2, CaO , SO3, Na2CO3, KOH ?
Задание №2 Распределите вещества по классам: CaO, N2O5, NaOH, H2CO3, MgO , ZnO, Ca(OH)2, HNO3 , Na2O, SO3, KOH, H3PO4, CO2, P2O5, H2CO3, Zn(OH)2, Mg(OH)2, K2O
??
АМФОТЕРНОСТЬ (от греческого amphoteros-и тот и другой), способность химических соединений проявлять кислотные или основные свойства в зависимости от природы второго компонента, участвующего в кислотно-основном взаимодействии.
Химические свойства амфотерных оксидов.
ZnO + 2HNO3 = Zn(NO3)2 + H2O
ZnO + 2NaOH =Na2ZnO2 + H2O (сплавление)
ZnO + CO2 = ZnCO3 (при ț)
ZnO + Na2O = Na2ZnO2 (при ț)
Задание №3 Допишите химические уравнения
Al2O3 + SO3 =
Al2O3 + Na2O =
Al2O3 + HCL =
Al2O3 + NaOH =
Химические свойства амфотерных гидроксидов.
Zn(OH)2 + 2HCl = ZnCl2 + 2H2O
Zn(O H)2+ 2NaOH =Na2ZnO2 + 2H2O (сплавление)
Zn(O H)2+ 2NaOH =Na2[Zn(OH)4] (в растворе)
Zn(OH)2 + N2O5 = Zn(NO3)2 + H2O (при ț)
Zn(OH)2 + Na2O = Na2ZnO2 + H2O (при ț)
Zn(OH)2 = ZnO + H2O (при ț)
Задание №3 Допишите химические уравнения
Al(OH)3 + SO3=
Al(OH)3 + Na2O =
Al(OH)3 + HCL =
Al(OH)3 + NaOH = (сплавление)
Al(OH)3 + NaOH = (в растворе)
Al(OH)3 = (при ț)
Предварительный просмотр:
Тема: Характеристика химического элемента по кислотно-основным свойствам образуемых им соединений. Амфотерные оксиды и гидроксиды.
Продолжительность: 45 мин
Класс: 9
Используемое ПО: Презентация, ПК, экран.
Цели:
Сформировать понятие об амфотерности. Повторить и развить знания о классификации и свойствах гидроксидов. Научить ребят составлять уравнения реакций для амфотерных соединений. Дать характеристику амфотерных элементов на основании его положения в Периодической таблице.
Задачи:
Образовательные
- Актуализировать и обобщить ранее полученные учащимися знания об основных классах неорганических соединений.
- Закрепить умения учащихся составлять уравнения химических реакций с участием амфотерных оксидов и гидроксидов.
- Продолжить формирование у учащихся понятия «амфотерности».
Развивающие
- Показать возможность применения своих знаний при решении качественных задач и выполнении упражнений.
- Продолжить формирование навыков познавательной деятельности, путем объяснения поставленного перед учащимися проблемного опыта.
- Продолжить формирование умения сравнивать, анализировать и сопоставлять результаты проведенных опытов;
- Формирование умения проводить аналогии между различными объектами;
- Развитие внимания и памяти.
- Развитие экспериментальных навыков.
Воспитательные
- Формирование научного мировоззрения.
- Формирование культуры учебного труда.
- Обратить внимание на эстетику учебной и трудовой деятельности при выполнении опытов.
- Воспитание культуры общения, умения взаимодействовать в паре;
- Формирование у учащихся культуры умственного труда, аккуратности в выполнении заданий и написании формул.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование и реактивы: хлорид цинка, гидроксид натрия, серная кислота, универсальная индикаторная бумага, алмагель, гастал, пробирки, штативы для пробирок, химические стаканы, стеклянные палочки, компьютер, проектор, экран.
План урока:
1.Организационный момент. Вводное слово учителя о целях и задачах урока.
2.Повторение свойств кислот и оснований.
3.Актуализация нового материала:
а) переходные элементы;
б) амфотерные оксиды и гидроксиды;
в) применение некоторых амфотерных оксидов и гидроксидов;
4.Закрепление полученных знаний:
выполнение лабораторной работы «Получение гидроксида цинка и изучение его свойств».
5.Подведение итогов
Ход урока:
(слайды 1,2,3)
1.Организационный момент. Вводное слово учителя о целях и задачах урока.
Приветствие учащихся, проверка готовности учащихся к уроку, настрой на работу.
2.Повторение свойств кислот и оснований.
Учитель предлагает учащимся ответить на вопросы:
С чем реагируют кислоты и щелочи?
С чем реагируют кислотные и основные оксиды?
Как доказать основный характер оксида, гидроксида?
Как доказать кислотный характер оксида, гидроксида?
Задание №1
Какие вещества вступают в реакцию с HCL , а какие с NaOH: Zn , H2SO4 , CuCL2 , CaO , SO3 , Na2CO3 , KOH?
Задание №2
Распределите вещества по классам: CaO, N2O5, NaOH, H2CO3, MgO , ZnO, Ca(OH)2, HNO3 , Na2O, SO3, KOH, H3PO4, CO2, P2O5, H2sO4 , Zn(OH)2, Mg(OH)2, K2O
Что лишнее? Почему?
??
Проблемная ситуация формируется на этом этапе урока.
3.Актуализация нового материала.
(слайды 4,5)
1) Переходные элементы. Их положение в ПСХЭ
Учитель сообщает, что некоторые элементы образуют амфотерные оксиды и гидроксиды. Например: Zn, Al, Be, Mn, Pb, Sn. Учитель дает задание найти их в ПСХЭ. Обратите внимание на их положение. Al, Be не являются переходнымиэлементами, но образуют амфотерные соединения.
2) Амфотерные оксиды и гидросиды.
(слайд 6)
АМФОТЕРНОСТЬ (от греческого amphoteros-и тот и другой), способность химических соединений проявлять кислотные или основные свойства в зависимости от природы второго компонента, участвующего в кислотно-основном взаимодействии.
(слайд 7)
(слайды 8-10)
Химические свойства амфотерных оксидов.
ZnO + 2HNO3 = Zn(NO3)2 + H2O
ZnO + 2NaOH =Na2ZnO2 + H2O (сплавление)
ZnO + CO2 = ZnCO3 (при ț)
ZnO + Na2O = Na2ZnO2 (при ț)
(слайд 11)
Задание №3
Допишите химические уравнения
Al2O3 + SO3 =?
Al2O3 + Na2O =?
Al2O3 + HCL =?
Al2O3 + NaOH =?
(слайд 12)
(слайды 13-17)
Химические свойства амфотерных гидроксидов.
Zn(OH)2 + 2HCl = ZnCl2 + 2H2O
Zn(O H)2+ 2NaOH =Na2ZnO2 +2 H2O (сплавление)
Zn(O H)2+ 2NaOH =Na2[Zn(OH)4] (в растворе)
Zn(OH)2 + N2O5 = Zn(NO3)2 + H2O (при ț)
Zn(OH)2 + Na2O = Na2ZnO2 + H2O (при ț)
Zn(OH)2 = ZnO + H2O (при ț)
(слайд 18)
Задание №4
Допишите химические уравнения
Al(OH)3 + SO3=?
Al(OH)3 + Na2O =?
Al(OH)3 + HCL =?
Al(OH)3 + NaOH =? (сплавление)
Al(OH)3 + NaOH =? (в растворе)
Al(OH)3=? (при ț)
(слайды 19-20)
3) Применение некоторых амфотерных соединений оксидов и гидроксидов.
Цинка оксид - белый пигмент для красок (цинковые белила), активатор вулканизации и наполнитель в резиновой промышленности , компонент косметических препаратов - кремов, пудры, лекарственных средств, мазей, паст, присыпок при кожных заболеваниях, зубных цементов, катализатор синтеза метанола, полупроводниковый материал, компонент люминофоров.
Синтетический оксид алюминия (А12О3)-промежуточный продукт в производстве А1 (основная область использования), огнеупорный и абразивный материал. Его применяют также при получении керамических резцов, электротехнической керамики. Монокристаллы - лазерный материал, опорные камни часовых механизмов, опорные камни часовых механизмов, ювелирные камни. Природный корунд - абразивный (корундовые круги, наждак) и огнеупорный материал. Алюмогель, А12О3 и его смесь с - А12О3 - адсорбенты для осушки газов (например, Н2, Аг, С2Н2) и жидкостей (ароматических углеводородов, керосина и др.), в хроматографии; катализаторы (например, дегидратации спиртов, изомеризации олефинов, разложения H2S).
Гидроксид цинка - применяют для синтеза различных соединений цинка.
Гидроксид алюминия применяют для получения соединений А1, как антипирен лакокрасочных материалов и пластмасс, компонент зубных паст, обволакивающее и адсорбирующее средство в медицине.
(слайд 21)
Опыт с алмагелем и гасталом .
Данный препарат содержит нейтрализующие кислотность химические соединения (алюминия гидроксид, магния гидроксид, карбонат кальция, магния гидроксикарбонат). Вступая в химическую реакцию в полости пищевода и желудка, эти соединения нейтрализуют кислотность.
Преимущества : не оказывают общее действие на организм и оказывают быстрый эффект.
Можно ли лечить изжогу содой?
На самом деле сода, вступая в химическую реакцию с соляной кислотой, нейтрализует последнюю, снижая тем самым кислотность желудка. Однако у соды есть один важный недостаток – при химической реакции выделяется много углекислого газа, который действует как раздражитель на слизистую желудка, еще более стимулируя ее к выработке желудочного сока. Потому, лечение изжоги содой подобно тушению огня бензином.
(слайды 22-23)
4.Закрепление полученных знаний: выполнение лабораторной работы.
Правила техники безопасности.
Алгоритм выполнения работы.
1 | В две пробирки налейте по 1-2 мл раствора соли цинка. Добавьте в каждую пробирку несколько капель раствора щелочи до образования студенистого осадка гидроксида цинка. |
2 | Запишите молекулярные и ионные уравнения проведенной реакции. |
3 | В одну пробирку с осадком гидроксида цинка добавьте 1-2 мл раствора серной кислоты. Перемешайте содержимое пробирки. Что наблюдаете? |
4 | Запишите молекулярные и ионные уравнения проведенной реакции. |
5 | В другую пробирку с полученным в предыдущем опыте осадком гидроксида цинка добавьте 1-2 мл раствора щелочи. Перемешайте содержимое пробирки. Что наблюдаете? |
6 | Запишите молекулярные и ионные уравнения проведенной реакции. |
7 | Сделайте вывод. |
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА
Тема: «Получение гидроксида цинка и изучение его свойств»
Вещество | Что делаю? | Что наблюдаю? | Вывод |
Опыт № 1 | |||
хлорид цинка | ? | Уравнение химической реакции: + = + Полное ионное уравнение: + + + = + + Сокращенное ионное уравнение: + = | |
гидроксид натрия | |||
Опыт № 2 | |||
гидроксид цинка | ? | Уравнение химической реакции: + = + Полное ионное уравнение: + + = + + + + Сокращенное ионное уравнение: + = + | |
серная кислота | |||
Опыт № 3 | |||
гидроксид цинка | ? | Уравнение химической реакции: + = Полное ионное уравнение: + + = + Сокращенное ионное уравнение: + = + | |
гидроксид натрия |
5.Подведение итогов. Выставление оценок. Д.З. §2. Упр.2,3
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок«ХАРАКТЕРИСТИКА ХИМИЧЕСКОГО ЭЛЕМЕНТА ПО КИСЛОТНО-ОСНОВНЫМ СВОЙСТВАМ ЕГО СОЕДИНЕНИЙ. АМФОТЕРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ» с презентацией.
Урок «ХАРАКТЕРИСТИКА ХИМИЧЕСКОГО ЭЛЕМЕНТА ПО КИСЛОТНО-ОСНОВНЫМ СВОЙСТВАМ ЕГО СОЕДИНЕНИЙ. АМФОТЕРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ» разработан для учащихся 9 класса. На этом уроке повторяются основные знания ...
Тема "Амфотерность. Амфотерные соединения. Цинк."
Данный материал может быть использован на уроках химии в 8 классе по теме " Амфотерность. Амфотерные соединения"...
презентация к уроку "Амфотерные неорганические соединения"
Данный материал я рекомендую использовать при изучении химии в 11 классе на профильном уровне...
Амфотерные неогранические и органические соединения (11 класс)
Работа предлагается в форме теста из 30 заданий с выбором ответа можно использовать как контрольну работу по теме "Амфотерные неогранические и органические соединения,...
Технологическая карта к уроку "Амфотерные соединения"
приложение к уроку...
Характеристика химического элемента по кислотно-основным свойствам образуемых им соединений. Амфотерные оксиды и гидроксиды
Характеристика химического элемента по кислотно-основным свойствам образуемых им соединений. Амфотерные оксиды и гидроксиды....
Амфотерные соединения
Презентация для учащихся 9 классов к уроку "Амфотерные соединения"...