Амфотерные соединения
план-конспект урока по химии (9 класс)

Характеристика химического элемента по кислотно-основным свойствам образуемых им соединений. Амфотерные оксиды и гидроксиды.

 

Цели: Сформировать понятие об амфотерности. Повторить и развить знания о классификации и свойствах гидроксидов. Научиться   составлять уравнения реакций для амфотерных соединений. Дать характеристику амфотерных элементов на основании  его положения в Периодической таблице.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл презентация743.69 КБ
Файл конспект51.14 КБ
Файл план185.45 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Характеристика химического элемента по кислотно-основным свойствам образуемых им соединений. Амфотерные оксиды и гидроксиды .

Слайд 2

Цели: Сформировать понятие об амфотерности. Повторить и развить знания о классификации и свойствах гидроксидов . Научить ребят составлять уравнения реакций для амфотерных соединений. Дать характеристику амфотерных элементов на основании его положения в Периодической таблице.

Слайд 3

Задачи: Образовательные Актуализировать и обобщить ранее полученные учащимися знания об основных классах неорганических соединений. Закрепить умения учащихся составлять уравнения химических реакций с участием амфотерных оксидов и гидроксидов . Продолжить формирование у учащихся понятия «амфотерности». Развивающие Показать возможность применения своих знаний при решении качественных задач и выполнении упражнений. Продолжить формирование навыков познавательной деятельности, путем объяснения поставленного перед учащимися проблемного опыта. Продолжить формирование умения сравнивать, анализировать и сопоставлять результаты проведенных опытов; Формирование умения проводить аналогии между различными объектами; Развитие внимания и памяти. Развитие экспериментальных навыков. Воспитательные Формирование научного мировоззрения. Формирование культуры учебного труда. Обратить внимание на эстетику учебной и трудовой деятельности при выполнении опытов. Воспитание культуры общения, умения взаимодействовать в паре; Формирование у учащихся культуры умственного труда, аккуратности в выполнении заданий и написании формул.

Слайд 4

Какие элементы периодической системы образуют амфотерные соединения ?

Слайд 5

Металлы Неметаллы, исключая элементы побочных подгрупп Элементы, образующие амфотерные оксиды и гидроксиды

Слайд 6

АМФОТЕРНОСТЬ (от греческого amphoteros-и тот и другой ), способность химических соединений проявлять кислотные или основные свойства в зависимости от природы второго компонента, участвующего в кислотно-основном взаимодействии.

Слайд 7

SO 3 N 2 O 5 P 2 O 5 CO 2 Na 2 O K 2 O MgO CaO ZnO BeO Al 2 O 3 Cr 2 O 3

Слайд 8

Химические свойства амфотерных оксидов Амфотерный оксид + Кислота Соль 1 ZnO + 2HNO 3 = Zn(NO 3 ) 2 + H 2 O ZnO +2H +2NO 3 = Zn ² +2NO 3 + H 2 O ZnO +2H = Zn ² + H 2 O + H 2 O

Слайд 9

Амфотерный оксид + Щелочь Соль 2 ZnO + 2NaOH =Na 2 ZnO 2 + H 2 O ZnO +2Na +2OH = 2Na + ZnO 2 ² + H 2 O ZnO +2OH = ZnO 2 ² + 2H 2 O + H 2 O сплавление Цинкат натрия т. t t т.

Слайд 10

Амфотерный оксид + Кислотный оксид Соль 3 ZnO + CO 2 = ZnCO 3 ZnO + Na 2 O = Na 2 ZnO 2 Амфотерный оксид + Основный оксид Соль t t t t 4 Цинкат натрия

Слайд 11

Допишите уравнения реакций: Al 2 O 3 + SO 3 Al 2 O 3 + Na 2 O Al 2 O 3 + HCL Al 2 O 3 + NaOH ?

Слайд 12

H 2 SO 4 HNO 3 H 3 PO 4 H 2 CO 3 NaOH KOH Mg(OH) 2 Ca(OH) 2 Zn(OH) 2 Be(OH) 2 Al(OH) 3 Cr(OH) 3

Слайд 13

Химические свойства амфотерных гидроксидов Амфотерный гидроксид + Кислота Соль 1 Zn(OH) 2 + 2HCl = ZnCl 2 + 2H 2 O Zn(OH) 2 +2H +2Cl = Zn ² +2Cl + 2H 2 O Zn(OH) 2 +2H = Zn ² + 2H 2 O + H 2 O

Слайд 14

Амфотерный гидроксид + Щелочь Соль 2 Zn ( OH) 2 + 2NaOH =Na 2 ZnO 2 + 2 H 2 O Zn(OH) 2 +2Na +2OH = 2Na + ZnO 2 ² + 2 H 2 O Zn(OH) 2 +2OH = ZnO 2 ² + 2H 2 O + H 2 O т. сплавление Цинкат натрия t t т. а

Слайд 15

Амфотерный гидроксид + Щелочь Соль 2 Zn ( O H) 2 + 2NaOH =Na 2 [ Zn(OH) 4 ] Zn(OH) 2 +2Na +2OH = 2Na + [ Zn(OH) 4 ] ² Zn(OH) 2 +2OH = [ Zn(OH) 4 ] ² раствор тетрагидроксоцинкат натрия t раствор б

Слайд 16

Амфотерный гидроксид + Кислотный оксид Соль Zn(OH) 2 + N 2 O 5 = Zn(NO 3 ) 2 + H 2 O Zn(OH) 2 + Na 2 O = Na 2 ZnO 2 + H 2 O Амфотерный гидроксид + Основный оксид Соль t t t t 4 Цинкат натрия + H 2 O + H 2 O сплавление сплавление 3

Слайд 17

Амфотерный гидроксид + оксид 5 Zn(OH) 2 = ZnO + H 2 O t t H 2 O

Слайд 18

Допишите уравнения реакций: Al(OH) 3 + SO 3 Al(OH) 3 + Na 2 O Al(OH) 3 + HCL Al(OH) 3 + NaOH ? Al(OH) 3 + NaOH Al(OH) 3 сплавление раствор

Слайд 19

Применение Al 2 O 3 Al(OH) 3 антипирен лакокрасочных материалов и пластмасс компонент зубных паст получение соединений А l обволакивающее и адсорбирующее средство в медицине опорные камни часовых механизмов огнеупорный и абразивный материал катализатор получение керамических резцов в хроматографии получение электротехни - ческой керамики ювелирные изделия

Слайд 20

Применение ZnO Zn(OH) 2 получение соединений Zn белый пигмент для красок (цинковые белила) компонент косметических препаратов - кремов, пудры Полупроводни - ковый материал активатор вулканизации и наполнитель в резиновой промышленности катализатор синтеза метанола лекарственные средства, мазей, паст, присыпок при кожных заболеваниях зубной цемент компонент люминофоров

Слайд 21

Занимательный опыт!!!

Слайд 22

Лабораторная работа «Получение гидроксида цинка и изучение его свойств» Правила техники безопасности (ТБ)

Слайд 23

1 В две пробирки налейте по 1-2 мл раствора соли цинка. Добавьте в каждую пробирку несколько капель раствора щелочи до образования студенистого осадка гидроксида цинка. 2 Запишите молекулярные и ионные уравнения проведенной реакции. 3 В одну пробирку с осадком гидроксида цинка добавьте 1-2 мл раствора серной кислоты. Перемешайте содержимое пробирки. Что наблюдаете? 4 Запишите молекулярные и ионные уравнения проведенной реакции. 5 В другую пробирку с полученным в предыдущем опыте осадком гидроксида цинка добавьте 1-2 мл раствора щелочи. Перемешайте содержимое пробирки. Что наблюдаете? 6 Запишите молекулярные и ионные уравнения проведенной реакции. 7 Сделайте вывод. Алгоритм выполнения работы

Слайд 24

Домашнее задание! §2, Упр. 2, 3



Предварительный просмотр:

Тема:  Характеристика химического элемента по кислотно-основным свойствам образуемых им соединений. Амфотерные оксиды и гидроксиды.

Цели: Сформировать понятие об амфотерности. Повторить и развить знания о классификации и свойствах гидроксидов. Научиться   составлять уравнения реакций для амфотерных соединений. Дать характеристику амфотерных элементов на основании  его положения в Периодической

таблице.

Задание №1    Какие вещества вступают в реакцию с  HCL , а какие с NaOH:  Zn,  H2SO4,  CuCL2,  CaO ,  SO3, Na2CO3,  KOH ?  

Задание №2    Распределите вещества по классам:  CaO,  N2O5,  NaOH,  H2CO3,  MgO , ZnO, Ca(OH)2,  HNO3 ,   Na2O, SO3,  KOH,  H3PO4,  CO2,  P2O5,  H2CO3,  Zn(OH)2,   Mg(OH)2,  K2O

                                                                                                                                                                                       

??

                                                                         

                                                                                                                                                                                                           

АМФОТЕРНОСТЬ (от греческого amphoteros-и тот и другой), способность химических соединений проявлять кислотные или основные свойства в зависимости от природы второго компонента, участвующего в кислотно-основном взаимодействии.  

     

Химические свойства амфотерных оксидов.

ZnO + 2HNO3 = Zn(NO3)2 + H2O

ZnO + 2NaOH =Na2ZnO2 + H2O (сплавление)

ZnO + CO2 = ZnCO3 (при ț)                                            

ZnO + Na2O = Na2ZnO2 (при ț)

Задание №3      Допишите химические уравнения

          Al2O3 +        SO3 =

         Al2O3 +         Na2O =

         Al2O3 +         HCL =

         Al2O3 +        NaOH =

Химические свойства амфотерных гидроксидов.

Zn(OH)2 + 2HCl = ZnCl2 + 2H2O

Zn(O H)2+ 2NaOH =Na2ZnO2 + 2H2O (сплавление)

Zn(O H)2+ 2NaOH =Na2[Zn(OH)4] (в растворе)

Zn(OH)2 + N2O5 = Zn(NO3)2 +  H2O (при ț)

Zn(OH)2 + Na2O = Na2ZnO2  +  H2O (при ț)

Zn(OH)2 = ZnO + H2O (при ț)

Задание №3    Допишите химические уравнения

        Al(OH)3 +        SO3=

        Al(OH)3 +        Na2O =

        Al(OH)3 +         HCL =

        Al(OH)3 +         NaOH =                                                                                                                 (сплавление)

        Al(OH)3 +         NaOH =                                                                                                                  (в растворе)

        Al(OH)3 =                                                                                                                                           (при ț)



Предварительный просмотр:

Тема:  Характеристика химического элемента по кислотно-основным свойствам образуемых им соединений. Амфотерные оксиды и гидроксиды.

Продолжительность: 45 мин

Класс: 9

Используемое ПО: Презентация, ПК, экран.

Цели:

 Сформировать понятие об амфотерности. Повторить и развить знания о классификации и свойствах гидроксидов. Научить ребят составлять уравнения реакций для амфотерных соединений. Дать характеристику амфотерных элементов на основании  его положения в Периодической таблице.

        

Задачи:

Образовательные

  • Актуализировать и обобщить ранее полученные учащимися знания об основных классах неорганических соединений.
  • Закрепить умения учащихся составлять уравнения химических реакций с участием амфотерных  оксидов и гидроксидов.
  • Продолжить формирование у учащихся понятия «амфотерности».

Развивающие

  • Показать возможность применения своих знаний при решении качественных задач и выполнении упражнений.
  • Продолжить формирование навыков познавательной деятельности, путем объяснения поставленного перед учащимися проблемного опыта.
  • Продолжить формирование умения сравнивать, анализировать и сопоставлять результаты проведенных опытов;
  • Формирование умения проводить аналогии между различными объектами;
  • Развитие внимания и памяти.
  • Развитие экспериментальных навыков.

Воспитательные

  • Формирование научного мировоззрения.
  • Формирование культуры учебного труда.
  • Обратить внимание на эстетику учебной и трудовой деятельности при выполнении опытов.
  • Воспитание культуры общения, умения взаимодействовать в паре;
  • Формирование у учащихся культуры умственного труда, аккуратности в выполнении заданий и написании формул.

Тип урока:  комбинированный.

 

Оборудование и реактивы: хлорид цинка, гидроксид натрия, серная кислота, универсальная индикаторная бумага, алмагель, гастал, пробирки, штативы для пробирок, химические стаканы, стеклянные палочки, компьютер, проектор, экран.

План урока:

1.Организационный момент. Вводное слово учителя о целях и задачах урока.

2.Повторение свойств кислот и оснований.

3.Актуализация нового материала:

а) переходные элементы;

б) амфотерные оксиды и гидроксиды;

в) применение некоторых амфотерных оксидов и гидроксидов;

4.Закрепление полученных знаний:

выполнение лабораторной работы «Получение гидроксида цинка и изучение его свойств».

      5.Подведение итогов

Ход урока:

(слайды 1,2,3)

1.Организационный момент. Вводное слово учителя о целях и задачах урока.

Приветствие учащихся, проверка готовности учащихся к уроку, настрой на работу.

2.Повторение свойств кислот и оснований.

Учитель предлагает учащимся ответить на вопросы: 

                                                  С чем реагируют кислоты и щелочи?

                                                  С чем реагируют кислотные и основные оксиды?

                                                  Как доказать основный характер оксида, гидроксида?

                                                  Как доказать кислотный характер оксида, гидроксида?

Задание №1

Какие вещества вступают в реакцию с  HCL , а какие с NaOH:  Zn , H2SO4 , CuCL2 , CaO  , SO3 ,            Na2CO3 , KOH?

Задание №2

Распределите вещества по классам:  CaO,  N2O5, NaOH,  H2CO3,  MgO , ZnO, Ca(OH)2,  HNO3 ,   Na2O, SO3,  KOH, H3PO4,  CO2,  P2O5, H2sO4 , Zn(OH)2,   Mg(OH)2,  K2O

Что лишнее? Почему?

                                                                                                                                                                                                                                                         

??

Проблемная ситуация формируется на этом этапе урока.

3.Актуализация нового материала.

(слайды 4,5)

1) Переходные элементы. Их положение в ПСХЭ

Учитель сообщает, что некоторые элементы образуют амфотерные оксиды и  гидроксиды. Например: Zn, Al, Be, Mn, Pb, Sn.  Учитель  дает задание найти их в ПСХЭ.  Обратите внимание на их положение.  Al, Be не являются переходнымиэлементами, но образуют амфотерные соединения.

 2) Амфотерные оксиды и гидросиды.

         (слайд 6)                                                               

АМФОТЕРНОСТЬ (от греческого amphoteros-и тот и другой), способность химических соединений проявлять кислотные или основные свойства в зависимости от природы второго компонента, участвующего в кислотно-основном взаимодействии. 

         (слайд 7)

                           

   

       (слайды 8-10) 

Химические свойства амфотерных оксидов.

ZnO + 2HNO3 = Zn(NO3)2 + H2O

ZnO + 2NaOH =Na2ZnO2 + H2O (сплавление)

ZnO + CO2 = ZnCO3 (при ț)

ZnO + Na2O = Na2ZnO2 (при ț)     

      (слайд 11)

Задание №3

Допишите химические уравнения

 Al2O3 + SO3 =?

Al2O3 + Na2O =?

Al2O3 + HCL =?

Al2O3 + NaOH =?   

       (слайд 12)

                                          

        (слайды 13-17)

Химические свойства амфотерных гидроксидов.

Zn(OH)2 + 2HCl = ZnCl2 + 2H2O

Zn(O H)2+ 2NaOH =Na2ZnO2 +2 H2O (сплавление)

Zn(O H)2+ 2NaOH =Na2[Zn(OH)4] (в растворе)

Zn(OH)2 + N2O5 = Zn(NO3)2 +  H2O (при ț)

Zn(OH)2 + Na2O = Na2ZnO2  +  H2O (при ț)

Zn(OH)2 = ZnO + H2O (при ț)       

       (слайд 18)

Задание №4

Допишите химические уравнения

Al(OH)3 + SO3=? 

Al(OH)3 + Na2O =?

Al(OH)3 + HCL =?

Al(OH)3 + NaOH =?  (сплавление)

Al(OH)3 + NaOH =?  (в растворе)

Al(OH)3=?  (при ț)   

        (слайды 19-20)

3) Применение некоторых амфотерных соединений оксидов и гидроксидов. 

Цинка оксид - белый пигмент для красок (цинковые белила), активатор вулканизации и наполнитель в резиновой промышленности ,  компонент косметических препаратов  -  кремов, пудры, лекарственных средств, мазей,  паст, присыпок при кожных заболеваниях, зубных цементов, катализатор синтеза метанола, полупроводниковый материал, компонент люминофоров. 

Синтетический оксид алюминия (А12О3)-промежуточный  продукт в производстве А1 (основная область использования), огнеупорный и абразивный материал. Его применяют также при получении керамических резцов, электротехнической  керамики. Монокристаллы  - лазерный материал, опорные камни часовых механизмов, опорные камни часовых механизмов, ювелирные камни. Природный  корунд - абразивный (корундовые круги, наждак) и огнеупорный материал. Алюмогель,  А12О3 и его смесь с - А12О3 - адсорбенты для осушки газов (например, Н2, Аг, С2Н2) и жидкостей (ароматических углеводородов, керосина и др.), в хроматографии; катализаторы (например, дегидратации спиртов, изомеризации олефинов, разложения H2S).

Гидроксид цинка - применяют для синтеза различных  соединений  цинка. 

 Гидроксид алюминия применяют для получения соединений А1, как антипирен лакокрасочных материалов и пластмасс, компонент зубных паст, обволакивающее и адсорбирующее средство в медицине.

        (слайд 21)

Опыт с алмагелем  и гасталом  .

 Данный препарат содержит нейтрализующие кислотность химические соединения (алюминия гидроксид, магния гидроксид, карбонат кальция, магния гидроксикарбонат). Вступая в химическую реакцию в полости пищевода и желудка, эти соединения нейтрализуют кислотность.

Преимущества : не оказывают общее действие на организм и оказывают быстрый эффект.

Можно ли лечить изжогу содой?

 На самом деле сода, вступая в химическую реакцию с соляной кислотой, нейтрализует последнюю, снижая тем самым кислотность желудка. Однако у соды есть один важный недостаток – при химической реакции выделяется много углекислого газа, который действует как раздражитель на слизистую желудка, еще более стимулируя ее к выработке желудочного сока. Потому, лечение изжоги содой подобно тушению огня бензином.

          (слайды 22-23)

4.Закрепление полученных знаний: выполнение лабораторной работы.

Правила техники безопасности.

 

Алгоритм выполнения работы.

1

В две пробирки налейте по 1-2 мл раствора соли цинка.  Добавьте в каждую    пробирку несколько капель раствора щелочи до образования студенистого осадка гидроксида цинка.   

2

Запишите молекулярные и ионные уравнения проведенной реакции.

3

В одну пробирку с осадком гидроксида цинка добавьте 1-2 мл раствора серной кислоты. Перемешайте содержимое пробирки.

Что наблюдаете?

4

Запишите молекулярные и ионные уравнения проведенной реакции.

5

В другую пробирку с полученным в предыдущем опыте осадком гидроксида цинка добавьте 1-2 мл раствора щелочи. Перемешайте содержимое пробирки. Что наблюдаете?

6

Запишите молекулярные и ионные уравнения проведенной реакции.

7

Сделайте вывод.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА

Тема: «Получение гидроксида цинка и изучение его свойств»

Вещество

Что делаю?

Что наблюдаю?

Вывод

 Опыт № 1

хлорид

цинка

                            ?

Уравнение химической реакции:

                     +                      =                       +

Полное ионное уравнение:

           +            +           +            =                +           +

Сокращенное ионное уравнение:

           +                   =                    

гидроксид

натрия

Опыт № 2

гидроксид

цинка

                            ?

Уравнение химической реакции:

                     +                      =                       +

Полное ионное уравнение:

                +             +              =           +  +         + +

Сокращенное ионное уравнение:

                  +             =              +                      

серная

кислота

 Опыт № 3

гидроксид

цинка

                            ?

Уравнение химической реакции:

                     +                      =                        

Полное ионное уравнение:

                   +           +            =             +

Сокращенное ионное уравнение:

                       +             =              +                      

гидроксид

натрия

   5.Подведение итогов.  Выставление оценок.            Д.З. §2. Упр.2,3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок«ХАРАКТЕРИСТИКА ХИМИЧЕСКОГО ЭЛЕМЕНТА ПО КИСЛОТНО-ОСНОВНЫМ СВОЙСТВАМ ЕГО СОЕДИНЕНИЙ. АМФОТЕРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ» с презентацией.

Урок   «ХАРАКТЕРИСТИКА ХИМИЧЕСКОГО ЭЛЕМЕНТА ПО КИСЛОТНО-ОСНОВНЫМ СВОЙСТВАМ ЕГО СОЕДИНЕНИЙ. АМФОТЕРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ» разработан для учащихся 9 класса. На этом уроке повторяются основные знания ...

Тема "Амфотерность. Амфотерные соединения. Цинк."

Данный материал может быть использован на уроках химии в 8 классе по теме " Амфотерность. Амфотерные соединения"...

презентация к уроку "Амфотерные неорганические соединения"

Данный материал я рекомендую использовать при изучении химии в 11 классе на профильном уровне...

Амфотерные неогранические и органические соединения (11 класс)

     Работа предлагается в форме теста  из 30 заданий с выбором ответа можно использовать как контрольну работу по теме "Амфотерные неогранические и органические соединения,...

Характеристика химического элемента по кислотно-основным свойствам образуемых им соединений. Амфотерные оксиды и гидроксиды

Характеристика химического элемента по кислотно-основным свойствам образуемых им соединений. Амфотерные оксиды и гидроксиды....

Амфотерные соединения

Презентация для учащихся 9 классов к уроку "Амфотерные соединения"...