Технологическая карта учебного занятия "Бактерии: строение и жизнедеятельность"
план-конспект урока по биологии (5 класс) по теме
Урок разработан на основе программы ФГОС современного обучения в 5 классе.Целью урока является формирование представлений о Царстве «Бактерии» как живых организмах, населяющих все среды жизни, особенностях и строении бактериальной клетки, типах питания и жизнедеятельности; роли и значении бактерий в природе и в жизни человека. Образовательнными ресурсами, использованными при разработке является учебник В.В. Пасечника 5 класс. Бактери, грибы, растения. Учеб.для образоват. учеб. учреждений-М.: Дрофа 2012.-141.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
primechaniya.docx | 101.51 КБ |
bakterii.ppt | 1.37 МБ |
tehnologicheskaya_karta_uroka.docx | 51.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Дополнительная информация для работы в группах
По результатам жизнедеятельности бактерий выделяют несколько групп.
Бактерии гниения разлагают органические вещества отмерших растений и животных, выделения живых организмов и другие органические отходы, превращают их в перегной, участвуя, таким образом, в образовании почвы. Бактерии гниения – своеобразные санитары нашей планеты.
Следующая группа – почвенные бактерии. Они перерабатывают перегной до минеральных веществ, которые снова могут поглощаться растениями из почвы.
Есть бактерии, которые способны усваивать азот из воздуха и переводить его в состояние, пригодное для дальнейшего использования растениями. Можно сказать, что эти бактерии производят натуральные азотные удобрения. Они поселяются на корнях бобовых растений, таких как горох, фасоль, клевер, люцерна, образуя на них клубеньки, и поэтому получили название клубеньковые бактерии.
Под действием молочнокислых бактерий молоко превращается в простоквашу, сливки в сметану. Они же участвуют в сквашивании капусты.
Есть бактерии, живущие в кишечнике человека (от 300 до 1000 видов). Учёные считают, что их общая масса может достигать 1 кг, а численность их клеток в 10 раз превышает численность клеток человеческого тела. Они играют важную роль в пищеварении, синтезируют витамины, необходимые человеку, вытесняют патогенные вредные бактерии. Можно сказать, что микрофлора человека является дополнительным «органом», участвующим в переваривании пищи и защите организма от инфекций.
Деятельность бактерий можно оценить не только положительно. Много неприятностей приносят нам бактерии, деятельность которых приводит к порче продуктов питания (бактерии гниения). Это они вынуждают нас хранить продукты в холодильнике. Чтобы продукты не портились, их солят, сушат, засахаривают, маринуют, консервируют, то есть создают для бактерий неблагоприятные условия.
Целлюлозоразрушающие бактерии портят книги в книгохранилищах, чем наносят непоправимый урон, например, когда под их действием страницы старинных рукописей рассыпаются.
Некоторые виды бактерий (патогенные) поселяются в организмах растений, животных, человека, отравляют их продуктами своей жизнедеятельности, то есть вызывают болезнь. Например, у человека бактериальными являются такие заболевания, как ангина, туберкулёз, дизентерия, дифтерия, холера, тиф, чума и многие другие.
Чтобы избежать бактериальной инфекции, нужно соблюдать определённые правила: правильно хранить и приготавливать продукты питания, мыть овощи, фрукты, не пить сырую воду, следить за чистотой своего тела и жилища, вовремя делать профилактические прививки. Бактерии погибают при воздействии высоких температур, прямого солнечного света, воздействии дезинфицирующих средств, например хлорки.
Рабочий лист.
Фамилия имя_______________________________________________________________
Задание 1
Что вы знаете о бактериях? | Что нового узнали о бактериях? | Где эти знания вы могли бы применить? |
Можно ли на Земле обойтись без бактерий? Изучите дополнительную информацию о бактериях и найдите примеры: 1 группа – положительного значения бактерий в природе; 2 группа – пользы бактерий для человека; 3 группа – вреда бактерий для человека; 4 группа – способов сохранения продуктов питания; 5 группа – методов профилактики бактериальных инфекций.
Сформулируйте вывод о значении бактерий в природе и в жизни человека.
Оцени урок и свою работу
Урок | На уроке я |
Не понравился | Не работал |
Понравился | Работал |
Узнал много нового | Помогал другим |
Оцени свое настроение на уроке (поставь галочку) | ||
Спасибо!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Бактерии – это микроскопические одноклеточные организмы, имеющие определенное строение и жизненные функции.
Формы бактерий 1 2 3 4
Динамическая пауза
Непроветренная комната Улица города Количество бактерий в 1 квадратном сантиметре воздуха Горный воздух Морской воздух
Домашнее задание Параграф 11, ответить на вопросы на с.55 устно.
Предварительный просмотр:
Технологическая карта учебного занятия
Предмет | биология | |||
Класс | 5 | |||
Ф.И.О. учителя | Шарова Василина Александровна | |||
Образовательное учреждение | МБОУ СОШ № 2 г. Советский, ХМАО- Югра | |||
Тема | Бактерии: строение и жизнедеятельность | |||
Образовательные ресурсы | В. В. Пасечник . Биология. 5 кл. Бактерии, грибы, растения: Учеб. для общеобразоват. учеб. учреждений/В.В. Пасечник.- М.: Дрофа, 2012.-141 Вентана-Графф, 2001 г. C.140-147. | |||
Образовательные интернет - ресурсы | drofa.ru school-collection.edu.ru | |||
Цель учебного занятия | Способствовать формированию представлений оЦарстве «Бактерии» как живых организмах, населяющих все среды жизни, особенностях и строении бактериальной клетки, типах питания и жизнедеятельности; роли и значении бактерий в природе и в жизни человека. | |||
Тип учебного занятия | Урок открытия новых знаний | |||
Форма проведения учебного занятия | Урок-путешествие | |||
Термины и понятия | Цианобактерии, клубеньковые бактерии, гетеротрофы, автотрофы, кокки, спириллы, бациллы, вибрионы, сапрофиты, паразиты. | |||
Специфическое сопровождение | Интерактивная доска, мультимедийный проектор, интернет - ресурсы. | |||
Наглядно – демонстрационный материал | рисунок «Разнообразие форм бактерий», рисунок «Строение бактерии», таблица «Типы питания бактерий», «Формы бактериальных клеток», интерактивные задания в виде тестов и схем. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000335-1000-4ddd-bf1c-600046bb2fd0/0019.jpg | |||
Методы и формы обучения | Основной: проблемно-поисковый Дополнительные: - словесные (беседа, диалог); - наглядные (работасрисунками, схемами, картинками на проекторе); - практические (составлениесхем, поискинформации); - дедуктивные (анализ, применениезнаний, обобщение) | |||
Планируемые результаты | ||||
Личностные достигаются в течении всего занятия | Предметные достигаются в течении всего занятия | |||
–формирование ответственного отношения к обучению, интеллектуальных умений; - формирование интереса к учебному материалу, отдельным заданиям; - представление об основных моральных нормах поведения на уроке; - формирование этических чувств на основании анализа простых ситуаций; - понимание заданных критериев успешности учебной деятельности | - определение принадлежности бактерий к прокариотам; - выявление существенных признаков автотрофов и гетеротрофов, их роли в природе; - формирование представлений о значении бактерий в природе и жизни человека - выделение существенных признаков живых организмов, различение на таблицах частей и органоидов клетки, - выявление приспособлений к среде обитания, овладение методами биологии. | |||
Метапредметные | ||||
Познавательные | Коммуникативные | Регулятивные | ||
- формировать умения находить отличия, составлять схемы - опоры, работать с информационными текстами, объяснять значения новых слов, сравнивать и выделять признаки. - находить необходимую информацию в учебнике и дополнительной литературе; - понимать заданный вопрос и в соответствии с ним строить ответ в устной форме; - анализировать объекты, представленные в информационных картах; - на основе анализа и сравнения группировать объекты изученного материала по заданному основанию; - устанавливать причинно-следственные связи - предоставлять возможное разнообразие способов решения учебной задачи; - осуществлять синтез, как составленное целого из частей; | –формировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре). - продолжить формирование умения слушать товарища и обосновывать свое мнение. - формировать умения выражать свои мысли и идеи; - иметь представление о разнообразии форм учебной деятельности (индивидуальной, фронтальной, парной, групповой); - иметь представления о правилах общения в школе, классе; - иметь представление о формах работы в классе (индивидуальная, фронтальная, в парах и.т.п); - использовать в обращении правила вежливости, подходящие учебной ситуации. | –формировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии. - продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое. - продолжить формирование умения определять критерии изучаемого объекта. - принимать учебную задачу. соответствующую этапу обучения; - понимать выделенные учителем ориентиры и действия в учебном материале; - оценивать совместно с учителем результаты своих действий; - адекватно воспринимать оценку своей работы учителем. |
Организационная структура урока
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты | Деятельность учителя | Осуществляемая деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия | Формируемые умения(универсальные учебные действия) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности (1-2 мин) | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | (Учитель приветствует обучающихся, проверяет готовность к уроку) «Вот звонок нам дал сигнал: Поработать час настал. – А девизом нашего урока будут такие слова: «Думаешь – коллективно! Решаешь – оперативно! Отвечаешь – доказательно! Борешься – старательно! – Желаю Вам доброго дня и хорошего настроения. (Мотивирует обучающихся к определению темы и к постановке познавательной цели урока) | Отвечают на приветствие учителя, размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку. Осуществляют самопроверку готовности к уроку. | Фронтальная | Регулятивные: Самоконтроль учебной деятельности. Умеют подготовить рабочее место для занятий. Коммуникативные: Планируют учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. |
2.Актуализация и пробное учебное действие (4-5 мин.) | Воспроизведение ранее изученного материала, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Беседа, работа с учебником. | - Ребята! На уроках биологии мы знакомимся с разными группами живых организмов. Посмотрите на доску и скажите: «Какие царства живой природы здесь представлены?» (На доске таблицы с изображением растений, животных, грибов, бактерий) - Эти организмы появились и распространились на Земле раньше других. Они встречаются в почве, в воздухе, в воде, обитают и в телах других организмов, найдены в гейзерах, солёных озёрах, таких, как Мёртвое море, в Антарктиде и в Арктике, могут жить даже в реакторах атомных станций. О них наш сегодняшний разговор. -О каких организмах идет речь? - Какова цель нашего урока? - Что вы уже знаете об этих организмах? Что бы вы хотели узнать на уроке? (приложение1) (слайд1) | Определяют тему урока; Участвуют в постановке познавательной цели урока. Отвечают на поставленные вопросы, пользуясь ранее полученными навыками и знаниями. | Фронтально-индивидуальная | Познавательные: анализируют и дифференцируют полученные ранее знания. Регулятивные: исправляют и оценивают свои знания и знания одноклассников. принимают и сохраняют учебную задачу Коммуникативные: слушают учителя, задают вопросы, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. |
3.Выявление места и причины затруднения
| Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. | (Учитель предлагает обучающимся проблемные вопросы и задания с целью выявления существенных признаков строения бактерий. Направляет деятельность обучающихся, связанную с постановкой проблемы, поиском путей её решения) - Бактерии существовали на нашей планете уже несколько миллиардов лет назад, но люди узнали о них сравнительно недавно. Почему? - Какие организмы, из изображённых на доске, нельзя отнести к бактериям? Почему? (на доске картинки растений, животных, водорослей, бактерий) - Итак, мы отправляемся с вами в удивительный мир бактерий. Внимание на экран. (видео –слйд 2) - Посмотрев это видео, вы усвоили для себя, что бактерии являются не только уникальными организмами, но и могут привести к опасным заболеванием. Чтобы нам подробнее узнать о бактериях, сначала мы определим общую характеристику. (Постановка проблемного вопроса. Скажите, кто такие бактерии. Дайте определение бактериям, как живым организмам? (слайд 3) Бактерии – это микроскопические одноклеточные организмы, имеющие определенное строение и жизненные функции. | Делают вывод о малом размере бактерий, одноклеточности бактерий. Осуществляют сравнение организмов, выявляют признаки их сходства и различия, осознают затруднение, производят поиск способа его преодоления. Работают с текстом учебника, изучают строение клетки бактерии, отвечают на проблемный вопрос. Самостоятельно пишут определения в тетрадь. | Фронтальная | Познавательные: Предлагают способы решения поставленной учителем проблемы. Информационный поиск; Анализ с выявлением существенных и несущественных признаков, сравнение, установление причинно - следственных связей, обобщение; Знаково - символические действия (кодирование/ декодирование); Построение речевого высказывания. Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний. Корректируют свои знания. Коммуникативные: задаютвопросысцельюполучениянеобходимойдлярешенияпроблемыинформации, Излагают собственные мысли, ведут диалог, учатся вести дискуссию. |
4.Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения (7-8 мин) | Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Ознакомление с текстом заданий, беседа по вопросам. | (Учитель предлагает обучающимся вопросы и задания с целью выявления особенностей процессов жизнедеятельности бактерий. Осуществляет коррекцию, организует обсуждение)
(Учитель предлагает проанализировать текст учебника на с.53 и рисунок 29 «Строение клетки бактерии») (слайд 4) - Поработаем со схемой бактериальной клетки в рабочей тетради. Зарисуйте бактериальную клетку (слайд 5) 2.Формы бактерий (Предлагает обучающимся вопросы и задания с целью выявления особенностей процессов жизнедеятельности бактерий, форм и строения бактерий Осуществляет коррекцию, организует обсуждение) - Внимание на слайд! (слайд 5) Вашему вниманию представлено несколько форм бактерий под номерами. Вам необходимо найти в учебнике название этих форм и выписать эти названия в тетрадь. Формы бактерий:
-Какой процесс лежит в основе увеличения численности бактерий? Как, на ваш взгляд, могут размножаться бактерии? Обсудите в группе и выскажите предположение. Выполните в рабочей тетради задание № 24, с. 15 и проверьте выполнение у своего соседа. | Работа по карточками, работа с интерактивной доской, обсуждают задания Ответственное отношение к выполнению учебных задач; готовность к восприятию научной картины мира, осознание ценности каждого живого организма; уважительное отношение к другому человеку, его мнению. | Индивидуально-групповая | Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказывания одноклассников, систематизируют собственные знания. Предлагают способы решения поставленной учителем проблемы. Информационный поиск; Анализ с выявлением существенных и несущественных признаков, сравнение, устанавливают причинно – следственные связи; Выполняют знаково – символические действия (кодирование/ декодирование); Личностные: осознают свои возможности в учении; способныадекватнорассуждатьопричинахсвоегоуспехаилинеуспехавучении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Регулятивные: корректируют свои знания. |
5.Динамическая пауза | Раз – подняться, потянуться, | Выполнят упражнения на расслабление мышц глаз, спины, кисти рук. | Регулятивные: Учатся переключаться на другой вид деятельности . | ||
6.Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта (4-5 мин) | Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Ознакомление с текстом заданий, беседа по вопросам. | (Учитель организует работу групп для ответа на проблемный вопрос. Обсуждает с учащимися критерии оценивания выступления групп. Во время выступления группа демонстрирует слайды, иллюстрирующие примеры) - Ребята. Внимание на слайд. Что вы видите на нем. Дайте свои предположения об увиденных картинках. Какой вы можете сделать вывод? (слайд 7) Можно ли на Земле обойтись без бактерий? Изучите дополнительную информацию о бактериях и найдите примеры: 1группа – положительного значения бактерий в природе; 2 группа – пользы бактерий для человека; 3 группа – вреда бактерий для человека; 4 группа – способов сохранения продуктов питания; 5 группа – методов профилактики бактериальных инфекций. Сформулируйте вывод о значении бактерий в природе и в жизни человека. (приложение2). Оцените свою работу над этим заданием, проставьте отметку. | Осуществляют поиск информации, необходимой для решения вопроса, обсуждают её в группе. Выслушивают мнение других групп, дополняют ответы, осуществляют оценку по выработанным критериям. Делают вывод об огромной роли бактерий Выполняют задание в парах и затем обсуждают. Отвечают на вопросы, исходя из новых знаний, предлагают и обосновывают свои предположения. | Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правила контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы. Корректируют свои знания. Предлагают способы решения поставленной учителем проблемы. Информационный поиск; построение речевого высказывания. Участвуют в совместной деятельности. Излагают собственные мысли, ведут диалог, учатся вести дискуссию. Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. | |
6.Закрепление (4-5 мин) 7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. (4-5 мин) 8.Включение в систему знаний и повторение (7-8 мин) | Обобщение и систематизация знаний, формирование рациональных способов применения их на практике. Проверка изученного материала | (Подводит итог по решению основной задачи урока. Отмечает наиболее правильные и удачные решения и учащихся, предложивших наиболее верные ответы) Проверим свои знания. Корректирует знания учащихся с помощью интерактивных тестовых заданий: (работа с интернет-ресурсами) http://school-collection.edu.ru/catalog/res/a98c9b0a-e237-409e-b69a-0f5119e02bc6/view/ Творческое задание 1. Придумайте научно-популярный рассказ, в котором бактерии играли бы важную роль. 2.Решите задачу. Подсчитайте, сколько бактерий содержится в 1 мм3 воздуха, если известно, что в морском воздухе на 1 мм3 воздуха содержится 1 бактерия, в воздухе городского парка в 400 раз больше, на городской улице в 12 раз больше ,чем в парке. Сколько их будет через 1 час? | Повторяют правильность выполнения работы. Заканчивают заполнение таблицы. | Индивидуальная |
Личностные: имеют желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы. Моделируют и формулируют ответы. Коммуникативные: осуществляют взаимооценку. |
9.Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока) (2-3 мин) | Заключительная беседа по вопросам | - Сегодня мы познакомились с царством Бактерии. Давайте вернемся к началу урока. - Что нового вы узнали? Где вы можете применить полученные знания? (в каких областях своей жизни?) - Какие трудности у вас появились в процессе работы? - Как вы их преодолевали? - Понравилось ли вам на уроке? Какое сейчас настроение? - Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и покажите мне. Урок понравился – карточку с улыбающимся лицом, нет – карточку с грустным лицом. Учитель предлагает обучающимся оценить деятельность на уроке, используя технологию «Рефлексивная мишень». Обучающиеся получают нарисованную на листе формата А3 мишень, которая разделена на четыре сектора «Моё настроение», «Моя деятельность», «Работа в группе», «Деятельность учителя», в которых отмечены параметры оценки. Мишень комментируется учителем. - Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? Чьи версии подтвердились? Как оцените свою работу? 2. Оценивает работу отдельных обучающихся. Дает комментарии к домашнему заданию П. 11, ответить на вопросы на с.55 устно | Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Заполняют дневники достижений. Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Определяют степень своего продвижения к цели. | Индивидуальная | Личностные: устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных на уроке знаний, умений, навыков и операционных, исследовательских, аналитических умений как интегрированных, сложных умений; приобретают умение мотивированно организовать свою деятельность; понимают в чем значение знаний для человека; стремятся к приобретению новых знаний и умений. Регулятивные: оценивают свою работу, осознают правило контроля; исправляют и объясняют ошибки |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока "Словосочетание. Строение словосочетаний"
Технологическая карта урока "Словосочетание. Строение словосочетаний"...
Открытый урок с технологической картой по теме «Строение растительной клетки».
Задачи урока:1 –образовательные: определить уровень знаний по теме «Строение растительной клетки»; способствовать выработке умений применять полученные знания при работе со схемами, карточками – задан...
Технологическая карта урока биологии по теме «Жизнедеятельность клетки» в 5 классе
Технологическая карта урока биологии по теме «Жизнедеятельность клетки» в 5 классе(учебник В. В. Пасечник)Тема урока: Жизнедеятельность клетки Тип урока: урок-проект «открытия&r...
Технологическая карта урока "Бензол. Строение молеклы"
Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов действияУрок является первым уроком в теме «Ароматические углеводороды».Изучение нового материала основывается на знания...
Технологическая карта по теме «Строение атома. Опыты Резерфорда..», 11 класс
Технологическая карта по теме «Строение атома. Опыты Резерфорда..», 11 класс...
Технологическая карта урока биологии « Строение и жизнедеятельность бактерий»
Технологическая карта урока биологии « Строение и жизнедеятельность бактерий» для 5 класса...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ тема занятия: «Строение электронных оболочек атомов химических элементов с 1 по 20»
Технологическая карта учебного занятия по теме «Строение электронных оболочек атомов химических элементов с 1 по 20»...