Технологическая карта урока Тема урока: «Соли как производные кислот и оснований»
методическая разработка по химии (9 класс)
Дидактическая цель: формирование знаний обучающихся о составе, классификации, номенклатуре и применении солей.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала.
Задачи урока:
Познавательные: способствовать формированию знаний о составе, классификации, номенклатуре и применении солей;
Исследовать физические свойства предложенных солей;
Регулятивные: развивать способность учащихся работать с учебником, с дополнительными источниками информации;
Выделять главное, делать выводы.
Коммуникативные: умение работать в группах;
Личностные: способствовать формированию учащихся к бережному отношению к своему здоровью; уметь применять полученные знания в повседневной жизни.
Методы обучения: проблемный, эвристический, экспериментальный.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: индивидуальная, парная.
Оборудование: Таблица Д.И.Менделеева, ПК, проектор, экран, штатив с пробирками, учебник, презентация.
Реактивы: Образцы солей, гидроксид кальция, цинк, соляная кислота, стаканчик с водой, ложечка, стеклянная палочка, раздаточный материал.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Тема урока: «Соли как производные кислот и оснований»
Предмет: химия
Учитель Мамсурова Алла Батразовна
Дата 17.12.2019г.
Класс: 9 Б класс
Дидактическая цель: формирование знаний обучающихся о составе, классификации, номенклатуре и применении солей.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала.
Задачи урока:
Познавательные: способствовать формированию знаний о составе, классификации, номенклатуре и применении солей;
Исследовать физические свойства предложенных солей;
Регулятивные: развивать способность учащихся работать с учебником, с дополнительными источниками информации;
Выделять главное, делать выводы.
Коммуникативные: умение работать в группах;
Личностные: способствовать формированию учащихся к бережному отношению к своему здоровью; уметь применять полученные знания в повседневной жизни.
Методы обучения: проблемный, эвристический, экспериментальный.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: индивидуальная, парная.
Оборудование: Таблица Д.И.Менделеева, ПК, проектор, экран, штатив с пробирками, учебник, презентация.
Реактивы: Образцы солей, гидроксид кальция, цинк, соляная кислота, стаканчик с водой, ложечка, стеклянная палочка, раздаточный материал.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | Ресурсы |
Этап 1. Организационный | |||
Психологический настрой - Добрый день! Я надеюсь,ребята, что наш урок пройдет в дружеской обстановки и вы усвоите материал, который вам будет необходим для дальнейшего изучения химии. Итак начнем. | Приветствуют учителя, настраиваются на урок. | Приветствуют учителя. Готовятся к уроку. (Личностные УУД: смыслообразование) | |
Этап 2. Актуализация субъектного опыта | |||
Сколько классов неорганических веществ мы изучили? Перечислите классы веществ. Что такое оксиды? Как классифицируют оксиды? Дайте определение основаниям и их классификацию. Что такое кислоты, как классифицируют кислоты? (работа со слайдом) Создание проблемной ситуации. Сегодня мы познакомимся с классом веществ, которые играют очень большую роль в нашем организме. Это вещество входит в состав крови человека и животных. Оно содержится в Мировом океане. Легионеры Древнего Рима получали часть жалованья этим веществом, а за 5 плиток этого вещества в Абиссинии можно было купить раба. Наши предки встречали гостей в знак нерушимой дружбы хлебом и этим веществом! А еще говорят чтобы узнать человека нужно съесть с ним пуд этого вещества. О каком веществе идет речь? Что вы знаете о солях. Что хотите узнать о классе веществ соли сегодня? А для чего вам нужна эта информация? Итак, тема нашего урока сегодня «Соли как производные кислот и оснований». | Учащиеся дают ответ. Перечисляют изученные классы веществ. Дают определение и классификацию оксидам. Дают определение и классификацию основаниям. Дают определение и классификацию кислотам. Учащиеся дают ответ, что речь идет о классе веществ – соли. Высказывают свое мнение. Записывают тему урока в тетрадь. | Личностные УУД. Уметь осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки. Коммуникативное УУД. Уметь оформлять свои мысли в письменной и устной форме) Предлагают варианты целеполаганий. Интересуются, как могут называться такие вещества. Хотят познакомиться с названием и классификацией соединений. Выделяют проблему, предлагают тему урока, планируют свою работу Регулятивные УУД. Уметь самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель, составлять план решения проблемы) | Вещества, применяемые в быту |
Этап 3. Этап изучения новых знаний и способов деятельности | |||
С На доске записаны формулы солей. Что общего у этих веществ? Попробуйте дать определение что же такое соли? Как видно из определения, соли по составу похожи на кислоты, только вместо иона водорода они содержат ионы металла. Также соли по составу похожи на основания на первом месте ионы металлов, а на втором месте гидроксид ионы. Какой вывод из этого можно сделать? Давайте попробуем дать название каждому веществу. (работа со слайдом). Что нужно знать для того чтобы дать название солям? Название соли = название кислотного остатка + название металла в родительном падеже Как вы думаете есть ли классификация у солей? У вас у каждого в лотке есть соль вы должны по инструктивной карте описать физические свойства выданной вам соли. Инструктаж по Т.Б. Какой вывод можно сделать исходя из проделанной работы? Ребята, а вы не задавались вопросом как можно получить соли лабораторным способом. Когда мы изучали основания мы говорили о качественных реакциях. Что является качественной реакцией на углекислый газ? Кто помнит? У вас в лотках у каждого имеется налитая в пробирках известковая вода. Проведите эксперимент и получите соль. Оказывается можно получить соли при взаимодействии кислот с основаниями.
В
| Учащиеся дают ответы: в каждой формуле на первом месте стоит металл, а на втором месте кислотный оксид. Дают определение: Соли - это сложные вещества, состоящие из ионов металлов и кислотных остатков. Делают вывод что соли действительно являются производными кислот и оснований. Дают название веществам. Дают ответы: чтобы дать название соли нужно знать название и заряд кислотного остатка. Высказывают свои предположения. Выполняют задания по инструктивной карте «Физические свойства солей» Результаты работы заносят в таблицу и презентуют их. Делают вывод о том, что соли могут быть растворимые и нерастворимые в воде. Высказывают свои предположения. Дают ответ. Выполняют задание и делают вывод: соли можно получить при взаимодействии оснований с кислотными оксидами. Записывают уравнения реакций в тетрадь. | Познавательные постановка и решение проблемы, логические универсальные действия Коммуникативные сотрудничество в поиске и сборе информации Регулятивные формирование умения слушать собеседника, проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве Личностные смыслообразование, формирование у учащихся бережного отношения к своему здоровью | Инструктивные карты, учебник, лабораторное оборудование и реактивы. Тренажер для глаз Базарнова В.Ф. |
Этап 4. Первичная проверка понимания изученного материала | |||
Что нужно знать для того чтобы составить формулы солей? (работа с карточками по вариантам). Номенклатура солей : Название соли = название кислотного остатка + название металла в родительном падеже | Дают ответы: чтобы составить формулу соли нужно знать заряд иона металла и заряд кислотного остатка, затем найти нок и расставить коэффициенты в формуле. Работают с карточками, результаты зачитывают, формулы пишут на доске. | Познавательные поиск и выделение необходимой информации и структурирование знаний, анализ объектов с целью выделения признаков, постановка и решение проблемы, логические универсальные действия Коммуникативные сотрудничество в поиске информации Личностные смыслообразование | ФЦОР «Классификация солей» Раздаточный материал (приложение 1,2)
|
Этап 5. Закрепление изученного материала | |||
К сегодняшнему уроку вы приготовили небольшие сообщения о солях. | Рассказывают сообщения, самое важное записывают в тетрадь. | Познавательные общеучебные универсальные действия, логические универсальные действия Регулятивные оценка, саморегуляция Коммуникативные планирование учебного сотрудничества и способов взаимодействия | |
Этап 6. Обобщения и систематизации | |||
Предлагает проанализировать полученные знания Как Вы думаете, в каких сферах жизни, пригодятся Вам знания по теме | Отвечают на вопросы о составе, названии, классификации, правилах составления формул солей, физических свойствах | Познавательные (общеучебные универсальные действия, логические универсальные действия) Регулятивные (коррекция) Личностные (самоопределение) | |
Этап 7. Информация о домашнем задании | |||
Предлагает разноуровневые домашние задания по выбору, 1 уровень (для всех): параграф 22упр.3. 2 уровень: Используя дополнительные источники информации, найдите примеры солей имеющих наибольшее применение в сферах жизни и ответьте на вопросы: | Ученики изучают параграф 22упр.3 , учат название кислотных остатков по таблице на стр. 128 и выполняют задания из 2 уровня по желанию | Личностные (самоопределение) Регулятивные (оценка, саморегуляция) | Учебник и дополнительные источники информации |
Этап 8. Подведение итогов учебного занятия. Рефлексия | |||
С каким классом неорганических веществ мы сегодня познакомились? Какую цель вы для себя ставили перед изучением темы урока? Достигли ли вы своей цели? Что нового узнали о солях? Вам урок понравился? Спасибо за активную работу на уроке. (выставление оценок в журнал) | Сравнивают свою личную успешность и активность по сравнению с предыдущим уроком. Высказывают свое мнение. | Регулятивные (оценка, саморегуляция) Познавательные (общеучебные универсальные действия, логические универсальные действия) |
Приложение 1.
1. Назвать соли:
KCl, FeSO4, Ca3 (PO4)2, Mg(NO3)2, LiNO3.
2. Составьте формулы солей по названию:
хлорид железа (III);сульфат меди (II),нитрат алюминия, карбонат
кальция, силикат бария, сульфат лития.
Приложение 2.
Составить формулы солей и дать им названия:
Вариант | Металл | КИСЛОТА | ||||||
H2SO4 | HNO3 | H3PO4 | HCl | H2SO3 | HBr | H2S | ||
I | Na | |||||||
II | Ca |
Список литературы.
- О.С.Габриелян Программа курса химии для 7-9 классов общеобразовательных учреждений. М. Дрофа.
- Габриелян О.С. Химия. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока. Тема урока. Деление обыкновенных дробей. 6 класс, часть I
Тип урока: урок открытия нового знания. Формы организации взаимодействия на уроке: коллективная, индивидуальная, групповая.Цели урока:Дидактическая цель: сформировать представление о делени...
«Технологическая карта урока» Тема урока: Способы словообразования в русском языке
«Технологическая карта урока» Тема урока: Способы словообразования в русском языке ...
Технологическая карта урока. Тема урока « Десятичные дроби» ( обобщающий урок-путешествие по теме) 5 класс
Технологическая карта урока 5 класс А.Г.Мордкович "Десятичные дроби"...
Технологическая карта урока Тема урока: «Здоровье»
Цель: способствовать осознанному выбору жизненной позиции учащихся в контексте изучения темы «Здоровье».Тип урока: комплексное применение знаний, поисково-проблемный урок.Педагогические технологи...
Технологическая карта урока Тема урока: «Здоровье»
Цель: способствовать осознанному выбору жизненной позиции учащихся в контексте изучения темы «Здоровье».Тип урока: комплексное применение знаний, поисково-проблемный урок.Педагогические технологи...
Технологическая карта урока. Тема урока: "Верстак, его устройство. Ручные инструменты и при¬способления для обработки древесины"
Тип урока: Урок ознакомления с новым материаломУчебник по технологии А.Т. Тищенко, В.Д. Симоненко, « Индустриальные технологии», 5 класс. Технологические карты. Рабочая тетрадь по технологии, 5 класс,...