Рабочая программа по химии для 8 класса. Базовый уровень.
рабочая программа по химии (8 класс)

Берестюк Валентина Аликовна

       Рабочая программа для 8 класса составлена на основе примерной Программы основного общего образования по химии (М.: Просвещение, 2012 г.). Данная программа ориентирована на УМК под ред. Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдман. М.: Просвещение, 2017 г.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа по химии

Для 8 класса основного общего образования

(базовый уровень)

  1. Пояснительная записка.

        Рабочая программа для 8 класса составлена на основе примерной Программы основного общего образования по химии (М.: Просвещение, 2012 г.). Данная программа ориентирована на УМК под ред. Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдман. М.: Просвещение, 2017 г.

  1. Цель изучения курса:

        Формирование у учащихся знания основ химической науки: важнейших факторов, понятий, химических законов и теорий, языка науки, доступных обобщений мировоззренческого характера.

Задачи обучения:

  • формирование знаний основ химической науки – важнейших фактов, понятий, химических законов и теорий, химического языка;
  • развитие умений сравнивать, вычленять в изученном существенное, устанавливать причинно-следственную зависимость в изученном материале, делать доступные обобщения, связано и доказательно излагать учебный материал;
  • знакомство с применением химических знаний на практике;
  • формирование умений наблюдать, фиксировать, объяснять химические явления, происходящие в природе, в лаборатории, в повседневной жизни;
  • формирование специальных навыков обращения с веществами, выполнение несложных опытов с соблюдением правил техники безопасности в лаборатории;
  • раскрытие роли химии в решении глобальных проблем, стоящих перед человеком;
  • воспитание у обучающихся элементов экологической и информационной культуре;
  • раскрытие доступных обобщений мировоззренческого характера и вклада химии в научную картину мира.

Отличительным особенности данной программы от авторской:

Обновленная структура содержания учебника предоставляет больше времени для отработки учебного материала на уроке в форме не только заданий и расчётных задач, но и в форме тестов. Сложный для усвоения материал по теме  «Количественные отношения в химии» перенесен на вторую половину учебного периода.

Срок реализации рабочей программы – 1 учебный год (первый год обучения в общеобразовательной школе).

В преподавании химии в 8 классе используются следующие технологии обучения и воспитания: здоровьесберегающие, дифференцированного обучения, игровые, ИКТ.

При изучении химии в 8 классе используется мультимедийное оборудование. С целью организации исследовательской и проектной деятельности обучающихся по химии на уроках используются мультимедийные презентации, электронные образовательные ресурсы сети Интернет.

Для прохождения программы в учебном процессе используется учебник:

1. Рудзитис Г. Е.,  Фельдман Ф.Г.: Химия: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2017.

2. Н.И. Габрусева. Химия. Рабочая тетрадь. 8 класс: пособие для учащихся общеобразовательных организаций. - М.: Просвещение, 2017.

3. Приложение на электронном носителе к учебнику.

Примерная Программа основного общего образования по химии рассчитана на 70 часа, 2 часа в неделю. Прохождение программы в праздничные дни обеспечивается за счет объединения тем.

        Обоснование выбора УМК. Учебники Г. Е. Рудзитиса, Ф. Г. Фельдмана сочетают в себе традиционность и фундаментальность с современными образовательными тенденциями.

Структура и содержание учебников позволяют формировать не только специфичные для химии умения, но и общие учебные умения и навыки. Система заданий и вопросов доработана и дополнена, организацию собственной учебной деятельности; включены задания соответствующие требованиям ГИА.

Учебники и пособия УМК по химии Г. Е. Рудзитиса, Ф. Г. Фельдмана обеспечат достижение личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Учебники могут использоваться при работе по разным педагогическим технологиям. Особенности линии УМК:

- Содержание учебников соответствует современному уровню химической науки и учитывает её последние достижения.

- Структурно-содержательная модель учебника – эффективное средство для организации собственной учебной деятельности и достижения планируемых результатов.

- Методическая модель учебника построена на приоритете формирования предметных и универсальных учебных действий.

- В рамках личностно-ориентированного подхода создана рубрика «Личный результат», обеспечивающая развитие самооценки у учащихся.

- Система вопросов и заданий содержит:

  • традиционные предметные вопросы, упражнения, задачи;
  • лабораторные и практические работы с чёткими инструкциями по их проведению;
  • задания с ориентацией на самостоятельный активный поиск;
  • задания на работу в сотрудничестве;
  • проектные и исследовательские работы;
  • задания, предусматривающие деятельность в широкой информационной среде, в т.ч. в медиасреде.

  1. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета

В результате изучения химии обучающийся должен:

Знать:

  • химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
  • важнейшие химические понятия: атом, молекула, химическая связь, вещество и его агрегатные состояния, классификация веществ, химические реакции и их классификация, электролитическая диссоциация, химический элемент, относительные атомная и молекулярная массы, ион, молярная масса, молярный объем, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;
  • основные законы химии: закон сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон.

Уметь:

  • называть: знаки химических элементов, соединения изученных классов, типы химических реакций;
  • объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым он принадлежит в Периодической системе Д. И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; причины многообразия веществ; сущность реакций ионного обмена;
  • характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в Периодической системе Д. И. Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; общие свойства неорганических и органических веществ;
  • определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;
  • составлять: формулы оксидов, водородных соединений неметаллов, гидроксидов, солей; схемы строения атомов первых двадцати элементов Периодической системы; уравнения химических реакций;
  • обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
  • распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак, растворы
    кислот и щелочей;
  • вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения, массовую

долю растворенного вещества в растворе, количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;

  • проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников(научно-популярные издания, компьютерные базы данных, ресурсы Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки, передачи химической информации и ее представления в различных формах.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для безопасного обращения с веществами и материалами;
  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;
  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
  • критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
  • приготовления растворов заданной концентрации.

В ходе учебного процесса предусмотрен текущий контроль, промежуточный тематический контроль (задания из рабочей тетради). Промежуточный контроль в виде проверочных и практических работ.

  1. Содержание  учебного предмета

Курс химии 8 класса предполагает изучение двух разделов. Первый посвящен теоретическим объяснениям химических явлений на основе атомно-молекулярного учения и создает прочную базу для дальнейшего изучения химии. Особое внимание уделено формированию системы основных химических понятий и языку науки: жизненно важным веществам и явлениям, химическим реакциям, которые рассматриваются как на атомно-молекулярном, так и на электронном уровне. Второй раздел посвящен изучению электронной теории и на ее основе – рассмотрению периодического закона и Периодической системы химических элементов (ПСХЭ) Д.И. Менделеева, строения и свойств веществ, сущности химических реакций.

Значительное место в содержании данного курса отводится химическому эксперименту, который формирует у учащихся не только навыки правильного обращения с веществами, но и исследовательские умения. Изучение тем сопровождаются проведением практических работ, так как теория необходимо подтверждать практикой. Также предусмотрено изучение правил техники безопасности и охраны труда, вопросов охраны окружающей среды, бережного отношения к природе и здоровью человека.

Распределение программного материала

Разделы программы

Количество часов

1

Тема 1. Первоначальные химические понятия

23 часа

2

Тема 2. Кислород

8 часов

3

Тема 3. Водород

3 часа

4

Тема 4. Вода. Растворы

6 часов

5

Тема 5. Количественные отношения в химии

5 часов

6

Тема 6. Основные  классы неорганических веществ

12 часов

7

Тема 7. Периодический закон и Периодическая  система химических  элементов  Д. И. Менделеева. Строение  атома

7 часов

8

Тема 8. Химическая связь. Строение вещества

6 часов

Всего

70 часов

Тема 1. Первоначальные химические понятия (23 часа)

Химия в системе наук. Познавательное и народно-хозяйственное значение химии. Связь химии с другими науками. Тела. Вещества. Свойства веществ. Чистые вещества и смеси. Физические и химические явления.

Атомы. Молекулы. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Химические элементы. Знаки химических элементов. Относительная атомная масса. Простые и сложные вещества. Химические формулы простых и сложных веществ. Относительная молекулярная масса. Расчёты по формуле.

Валентность. Определение валентности по формуле. Составление формул по валентности (бинарные соединения).

Атомно-молекулярное учение. Роль М. В. Ломоносова и Д. Дальтона в создании основ атомно-молекулярного учения. Закон сохранения массы веществ.

Химические уравнения. Типы химических реакций. Понятие о классификации химических реакций. Реакции соединения, разложения, замещения, обмена.

        Тема 2. Кислород (8 часов)

Кислород как химический элемент и простое вещество. Физические и химические свойства. Получение и применение кислорода. Окисление. Оксиды. Круговорот кислорода в природе. Понятие о катализаторе. Воздух, его состав. Горение веществ в воздухе. Условия возникновения и прекращения горения, меры по предупреждению пожаров. (Виды топлива. Способы его сжигания). Экзо-и эндотермические реакции. Закон сохранения массы и энергии. Охрана воздуха от загрязнений. Расчёты по химическим уравнениям.

Расчётные задачи: вычисление по химическим уравнениям массы или количества вещества одного из вступающих или получающихся в результате реакций веществ.

Тема 3. Водород (3 часа)

Водород как химический элемент и простое вещество. Физические и химические свойства. Водород - восстановитель. Получение водорода в лаборатории и в промышленности. Применение водорода как экологически чистого топлива и сырья для химической промышленности. Меры предосторожности при работе с водородом.

Тема 4. Вода. Растворы (6 часов)

Вода - растворитель. Растворы. Массовая доля растворенного вещества. Состав воды. Физические свойства воды. Химические свойства воды: взаимодействие с металлами (натрием, кальцием), с оксидами металлов (оксид кальция), оксидами неметаллов (оксиды фосфора и углерода), разложение воды электрическим током.

Расчетные задачи:

  • Вычисление массовой доли и массы вещества в растворе.
  • Вычисление по химическим уравнениям массы по известному количеству вещества одного из вступающих или получающихся в реакции веществ.

Тема 5. Количественные отношения в химии (5 часа)

Количество вещества. Моль - единица количества вещества. Число Авогадро. Молярная масса. Расчётные задачи. Вычисление молярной массы вещества по формуле, вычисление массы и количества вещества.

Тема 6. Основные  классы неорганических веществ (12 часов)

Состав и строение оксидов, кислот, оснований, солей. Классификация, физические и химические свойства оксидов, кислот, оснований, солей. Способы получения и области применения оксидов, кислот, оснований, солей.

Кислоты. Нахождение в природе. Состав кислот. Валентность кислотных остатков. Общие свойства кислот (на примере соляной и серной): изменение окраски индикаторов, взаимодействие с металлами, оксидами металлов. Особые свойства соляной и серной кислот. Меры предосторожности при работе с кислотами. Понятие о вытеснительном ряде металлов. Основания. Состав оснований. Щелочи и нерастворимые основания. Физические свойства оснований. Химические свойства щелочей: действие индикаторов, взаимодействие с кислотами (реакция нейтрализации), с оксидами неметаллов. Меры предосторожности при работе со щелочами. Свойства нерастворимых оснований.

Соли. Состав солей, их названия. Составление формул солей.

Генетическая связь между оксидами, основаниями, кислотами и солями.

Расчётные задачи: решение различных типов задач.

Тема 7. Периодический закон и периодическая  система химических  элементов  Д. И. Менделеева. Строение  атома (7 часов)

Классификация химических элементов. Химические элементы, оксиды и гидроксид которых проявляют амфотерные свойства. Естественные семейства химических элементов: щелочные металлы, галогены, инертные газы. Периодический закон Д. И. Менделеева.

Порядковый номер элемента. Состав атомных ядер. Изотопы. Строение электронных оболочек атомов.

Периодическая система химических элементов. Малые и большие периоды. Группы и подгруппы.

Характеристика химических элементов главных подгрупп на основании положения в Периодической системе и строения атомов. Значение периодического закона. Жизнь и деятельность Д. И. Менделеева.

Тема 8. Химическая связь. Строение вещества (6 часов)

Понятие о химической связи и причинах ее образования. Электроотрицательность. Ковалентная полярная и неполярная связи. Ионная связь. Кристаллические решетки. Степень окисления.

  1.  Календарно-тематическое планирование

Тема урока

На дом

Примечания

Тема 1. Первоначальные химические понятия (23 часа)

20

  1. 1

3.09

 Предмет химии. Вещества и их свойства

§ 1,

№ 1-5

тест

  1. 2

5.09

Методы познания в химии

§ 2

  1. 3

10.09

Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете.

 с.9-10

  1. 4

12.09

Приемы безопасной работы с оборудованием и веществами

Практическая работа.

§ 3, Практическая работа №1. Стр.12-13

  1. 4

17.09

Изучение строения пламени. Практическая работа.

Стр.13, Практическая работа

  1. 5

19.09

Чистые вещества и смеси

§ 4.

№ 2-5 с.17, тест с.18

  1. 6

24.09

Очистка загрязненной поваренной соли. Практическая работа

§5, с.19-20

  1. 7

26.09

 Физические и химические явления. Химические реакции

§ 6, № 1-3, тест с.24

  1. 8

1.10

Атомы, молекулы и ионы

§7, № 3, тест

  1. 9

3.10

Вещества молекулярного и немолекулярного строения

§8, задания стр.32

  1. 10

8.10

Простые и сложные вещества

§9, задания стр.36

 

  1. 11

10.10

Химические элементы

§ 10, тест

  1. 12

15.10

Относительная атомная масса химических элементов

§11,№1-3, тест

  1. 13

17.10

 Знаки химических элементов

   §12,Табл.2 с.43, задания стр.44

  1. 14

22.10

 Закон постоянства состава

§ 13, №2

  1. 15-16

24.10

Химические формулы. Относительная молекулярная масса

§14, №2-5

§14, № 6-8

  1. 17-18

5.11

Вычисления по химическим формулам. Массовая доля элемента  в соединении

§15, задания стр.53-54

  1. 19

7.11

 Валентность. Определение валентности

§ 16,задания стр.58

  1. 20

12.11

Составление химических формул по валентности

§17, задания стр.60

  1. 21

14.11

Атомно-молекулярное учение

§18, задания стр.62

  1. 22

19.11

Закон сохранения массы веществ

§19,задания стр.65

  1. 23

21.11

Химические уравнения

§ 20, задания стр.67-68

  1. 24

26.11

Типы химических реакций

§ 21,

Задания стр.71

Тема 2. Кислород. Горение

§ 19,21

№ 8 (таблица), задача 2, с.60

24

28.11

Кислород. Его общая характеристика, нахождение в природе и получение

§ 22

Задания стр.75-76

25

3.12

Физические и химические свойства кислорода

§ 23, задания 4-7 стр.80, тест

26

5.12

Применение кислорода. Круговорот кислорода в природе

§ 24, задание 4 стр.83, тест

27

10.12

 Получение и свойства кислорода. Практическая работа

§ 25,Практическая работа, стр.84

28

12.12

Озон. Аллотропия кислорода

§ 26, стр.87 тест

29

17.11

 Воздух и его состав

§ 27

задание 5,8, с.91, тест

30-31

19,24.12

Вычисления по химическим уравнениям

Алгоритм в тетради

Тема 3. Водород

32

26.12

Водород, его общая характеристика, получение.

§ 28,

Задания стр.96

33

14.01

Свойства и применение водорода

§29, задания стр.101 применению водорода

34

16.01

Получение водорода и исследование его свойств. Лабораторный опыт

§ 30

Получение водорода. Лабораторный опыт

Тема 4. Вода. Растворы

35

21.01

Вода. Растворы

§31

36

23.01

Химические свойства и применение воды

§ 32, задания стр.109

37

28.01

Вода – растворитель. Растворы

§ 33, задания 4,5 стр.113

38

30.01

Массовая доля растворённого вещества

§34,задание1-4, стр.116

39

4.02

Концентрация растворов. Массовая доля растворённого вещества

§34, задачи 5-9, стр.116-117

40

6.02

Приготовление раствора  с определённой массовой долей растворённого вещества (соли).

§ 35

Оформить работу, стр.118

Практическая работа

Тема 5. Количественные отношения в химии

41

11.02

Количество вещества. Моль. Молярная масса

§36, стр.132 задание 3, тест

42-43

13,18.02

Вычисления с использованием понятий «моль» и «молярная масса»

§ 37

44

20.02

Закон Авогадро. Молярный объём газов

§ 38

45

25.02

Решение расчётных задач

Тема 6. Основные  классы  неорганических веществ

46-47

27.02

3.03

Классификация неорганических соединений. Оксиды

§40, задания стр.135-136

48

5.03

Гидроксиды. Основания

§ 41, задания стр.139

49

10.03

Химические свойства оснований

§ 42, задания стр.144-145

50

12.03

Амфотерные оксиды и гидроксиды

§ 43, задания стр.148

51

17.03

Кислоты

§ 44, тест

52

19.03

Химические свойства кислот

§ 45, задания 3-5, стр.155

53

31.03

Соли

§ 46, задания после параграфа

54

2.04

Химические свойства солей

§ 47

55-56

7,9.04

Генетическая связь между классами неорганических веществ. Обобщение и систематизация знаний по теме 5. Практикум

§ 47

57

14.04

 «Решение экспериментальных задач по теме: «Важнейшие классы неорганических соединений». Практическая работа

§ 48

Практическая работа

Тема 7. ПЗ и ПСХЭ им. Д.И. Менделеева  

58

16.04

Классификация химических элементов

§49, тест

59

21.04

Периодический закон  Д. И. Менделеева

§50, задание 1,2, тест

60

23.04

Периодическая таблица химических элементов

§51,задания 1,3, тест

61-62

28,30.04

Строение атома

§52

63

5.05

Распределение электронов по энергетическим уровням

§ 53

64

7.05

Значение периодического закона. Жизнь и деятельность Д. И. Менделеева

§ 54

Тема 8. ХИМИЧЕСКАЯ СВЯЗЬ. СТРОЕНИЕ ВЕЩЕСТВА

65

12.05

Электроотрицательность

§55, задания 1,2, тест

66-67

14,19.05

Ковалентная связь

§56

68

21.05

Ионная связь (понятие о степени окисления)

§56-57, задание 2

69-70

26,28.05

Степень окисления

§57


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по химии 10 класс (базовый уровень)

Рабочая программа по химии 10 класс (базовый уровень).О.С.Габриелян...

Рабочая программа по химии, 10 класс, базовый уровень

Рабочая программа базового уровня (35 часов), составлена на основе авторской программы О. С. Габриеляна, соответствующей федеральному компоненту государственного стандарта общего образования (базовый ...

рабочая программа по химии 10 класс (базовый уровень)

рабочая программа по химии 10 класс (базовый уровень ) по УМК О.С.Габриелян ...

Рабочая программа по химии 11 класс (базовый уровень)

Рабочая программа по химии 11 класс( базовый уровень) по УМК О.С.Габриелян...

Рабочая программа по химии 9 класс (базовый уровень)

Рабочая программа по химии для 9 класса (базовый уровень) разработана на основе программы курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений (автор О.С. Габриелян. - М.: Дрофа, 2010) и предна...