Рабочая программа по химии 11 класс (базовый уровень)
рабочая программа по химии (11 класс) по теме
Рабочая программа по химии 11 класс( базовый уровень) по УМК О.С.Габриелян
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
11bu1ch.docx | 43.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по химии 11 класс
базовый уровень (1 час в неделю, всего 34 часа)
УМК О.С.Габриелян
Составила: Панфилова Г.Н.
Пояснительная записка
Исходными документами для составления примерной рабочей программы явились:
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1089 от 05.03.2004;
- Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования утвержденный приказом Минобразования РФ №1312 от 09.03.2004.
- Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Чувашской Республики приказ № 473 МО и МП ЧР от 10.06.2005
- Учебный план МБОУ «СОШ№9» на 2013-2014уч.год
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 20013/2014 учебный год, утвержденным Приказом МО РФ № 1067 от 19.12.2012 г.;
Рабочая программа разработана на основе авторской программы О.С.Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту Государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации (О.С.Габриелян Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений – 2-е издание, переработанное и дополненное – М.: «Глобус»).
Изучение химии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
- овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
- развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
- воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
- применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Курс общей химии 11 класса направлен на решение задачи интеграции знаний учащихся по неорганической и органической химии с целью формирования у них единой химической картины мира. Ведущая идея курса – единство неорганической и органической химии на основе общности их понятий, законов и теорий, а также на основе общих подходов к классификации органических и неорганических веществ и закономерностям протекания химических реакций между ними.
Значительное место в содержании курса отводится химическому эксперименту. Он открывает возможность формировать у учащихся умения работать с химическими веществами, выполнять простые химические опыты, учит школьников безопасному и экологически грамотному обращению с веществами в быту и на производстве.
Логика и структурирование курса позволяют в полной мере использовать в обучении логические операции мышления: анализ и синтез, сравнение и аналогию, систематизацию и обобщение.
Авторской программе соответствует учебник «Химия 11 класс» -базовый уровень ,Габриелян О.С. , М., «Дрофа».
Рабочая программа разработана на основе авторской программы О.С. Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации. (Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений /О.С. Габриелян. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: «Глобус»).
Данная рабочая программа может быть реализована при использовании традиционной технологии обучения, а также элементов других современных образовательных технологий, передовых форм и методов обучения, таких как проблемный метод, развивающее обучение, компьютерные технологии, тестовый контроль знаний и др. в зависимости от склонностей, потребностей, возможностей и способностей каждого конкретного класса в параллели.
Контроль за уровнем знаний учащихся предусматривает проведение лабораторных, практических, самостоятельных, контрольных работ, как в традиционной, так и в тестовой формах.
В основном содержании курса курсивом выделен материал, который подлежит изучению, но не включен в Требования к уровню подготовки выпускников.
Требования к уровню подготовки обучающихся 11 класса .
В результате изучения химии на базовом уровне ученик должен:
Уметь:
- проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета);
- использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
- определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
- безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
- приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
- критической оценки достоверности химической информации, поступающей из различных источников.
Знать и понимать:
-важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, изотопы
вещества немолекулярного строения (ионные кристаллические решетки);
ион, ионная химическая связь (вещества ионного строения);
электроотрицательность, валентность, степень окисления, вещества молекулярного и атомного строения, металлическая связь, вещества металлического строения, моль, молярная масса, молярный объем, теорию химической связи,аллотропия, изомерия, гомология, углеродный скелет,
тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ.,
химическое равновесие, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, степень окисления, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление.
- основные теории химии:
строения органических соединений ,теория электролитической диссоциации
- основные законы химии:
- периодический закон Д.И.Менделеева, закон постоянства состава веществ
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (34часа)
Тема 1. Строение атома и периодический закон Д.И.Менделеева (3часа)
Ядро: протоны и нейтроны изотопы. Электроны. Электронная оболочка. Энергетический уровень. Атомные орбитали. s-, p- элементы.
Особенности строения электронных оболочек атомов переходных элем
Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева – графическое отображение периодического закона. Физический смысл порядкового номера элемента, номера периода и номера группы. Валентные электроны. Причины изменения свойств элементов в периодах и группах (главных подгруппах).Положение водорода в Периодической системе. Значение периодического закона.
Демонстрации
Различные формы периодической системы химической системы Д.И.Менделеева.
Тема2. Химическая связь.(4часа)
Ионная связь. Катионы и анионы. Ионные кристаллические решетки. Свойства веществ с этим типом кристаллических решеток.
Электроотрицательность. Полярная и неполярная ковалентные связи. Механизмы ее образования связи (обменный и донорно-акцепторный). Молекулярные и атомные кристаллические решетки. Свойства веществ с этими типами кристаллических решеток.
Степень окисления и валентность химических элементов.
Особенности строения атомов металлов. Металлическая химическая связь и металлическая кристаллическая решетка. Свойства веществ с металлической связью.
Межмолекулярная и внутримолекулярная водородная связь. Значение водородной связи для организации структур биополимеров.
Единая природа химической связи.
Демонстрация
Модели ионных кристаллических решеток (хлорид натрия)
Модели атомных и молекулярных кристаллических решеток
Модели металлических кристаллических решеток.
Тема 3. Вещество (8часов).
Полимеры:органические,неорганические. Пластмассы. Волокна.
Три агрегатных состояния воды. Особенности строения газов. Молярный объем газообразных веществ. Представители газообразных веществ: водород, кислород, аммиак, углекислый газ, этилен. Их получение, собирание, распознавание.Вода, ее биологическая роль. Применение воды.
Жесткость воды и способы ее устранения. Кислые соли. Минеральные воды. Жидкие кристаллы и их использование. Кристаллическое и аморфное состояние вещества. Применение аморфных веществ.
Понятие о дисперсных системах. Дисперсная фаза и дисперсионная среда. Классификация дисперсных систем. Грубодисперсные системы. Понятие о коллоидах и их значение (золи, гели)
Закон постоянства состава веществ. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Молекулярная формула. Формульная единица вещества. Массовая и объемная доля компонента в смеси.
Практическая работа №1 «Получение, собирание и распознавание газов»
Расчетные задачи с использоваием понятий :
-массовая доля растворенного вещества в растворе,
-массовая и объемная доли компонентов смеси,
-массовая доля примесей,
-массовая и объемная доля выхода продуктов реакции от теоретически возможного,
- молярная концентрация.
Демонстрация
Модель молекулы ДНК.
Модель молярного объема газов
Три агрегатных состояния воды.
Образцы различных дисперсных систем
Тема3. Химические реакции.( 9часов)
Реакции, протекающие без изменения состава веществ: аллотропия,. аллотропные модификации углерода, серы, фосфора, олова и кислорода; изомеры,. изомерия, реакции изомеризации. Причины многообразия веществ: аллотропия и изомерия, гомология.
Реакции, идущие с изменением состава веществ:
реакции соединения, разложения, замещения, обмена. Реакции соединения, протекающие при производстве серной кислоты.
Экзо - и эндотермические реакции. Тепловой эффект химических реакций. Термохимические уравнения.
Скорость химической реакции. Факторы, влияющие на скорость химической реакции. Катализаторы и катализ. Представление о ферментах как биологических катализаторах белковой природы
Необратимые и обратимые химические реакции. Химическое равновесие и способы его смещения. Общие представления о промышленных способах получения веществ на примере производства серной кислоты
Истинные растворы. Растворение как физико-химический процесс. Явления, происходящие при растворении веществ, - разрушение кристаллической решетки, диффузия, диссоциация, гидратация, диссоциация электролитов в водных растворах. Степень электролитической диссоциации, Сильные и слабые электролиты. Кислоты, основания, соли в свете ТЭД
Гидролиз неорганических и органических соединений. Среда водных растворов: кислая, нейтральная, щелочная. Водородный показатель (рН) раствора.
Степень окисления. Определение степени окисления элементов по формуле соединения. Понятие об окислительно-восстановительных реакциях. Окисление и восстановление, окислитель и восстановитель. Электролиз растворов и расплавов (на примере хлорида натрия). Практическое применение электролиза
Демонстрации.
Превращение красного фосфора в белый.
Модели молекул н-бутана и изобутана, гомологов бутана.
Зависимость скорости химических реакций от природы веществ, концентрации и температуры.
Модель «кипящего слоя»
Растворение окрашенных веществ в воде: сульфата меди (II),перманганата калия, хлорида железа (III)
Простейшие окислительно - восстановительные реакции: взаимодействие цинка с соляной кислотой и железа с сульфатом меди (II)
Лабораторные опыты.
Реакции обмена идущие с образованием осадка, газа и воды.
Получение кислорода разложением пероксида водорода с помощью катализатора (MnO2)и каталазы сырого картофеля.
Тема 4. Вещества и их свойства (10 часов)
Положение металлов в ПСХЭ Д.И. Менделеева. Общие физические свойстваметаллов. Взаимодействие металлов с неметаллами (хлором, серой, кислородом). Взаимодействие щелочных и щелочноземельных металлов с водой. Электрохимический ряд напряжений металлов, взаимодействие металлов с растворами кислот и солей. Общие способы получения металлов. Понятие о коррозии металлов, способы защиты от коррозии. Сплавы.
Положение неметаллов в ПСХЭ Д.И. Менделеева. Сравнительная характеристика галогенов как наиболее типичных представителей неметаллов. Окислительные свойства неметаллов (взаимодействие с металлами и водородом).
Восстановительные свойства неметаллов (взаимодействие с более электроотрицательными неметаллами). Благородные газы.
Кислоты неорганические и органические. Классификация кислот. Химические свойства кислот: взаимодействие с металлами, основными оксидами, основаниями, солями, спиртами.
Основания неорганические и органические. Классификация оснований. Химические свойства неорганических оснований: взаимодействие с кислотами, кислотными оксидами и солями. Разложение нерастворимых оснований.
Классификация солей: средние, кислые, основные. Химические свойства солей: взаимодействие с кислотами, щелочами, металлами, солями. Представители солей и их значение. Хлорид натрия, фосфат кальция, карбонат кальция (средние соли); гидрокарбонаты натрия и аммония (кислые соли); гидроксокарбонат меди (II) – малахит (основная соль).
Понятие о генетической связи и генетических рядах. Генетический ряд металла. Генетический ряд неметалла. Особенности генетического ряда в органической химии.
Качественные реакции на хлорид-.сульфат-, карбонат- ионы, катион аммония, катионы железа (II) и (III)
Демонстрации. Образцы металлов.
Взаимодействие щелочных и щелочноземельных металлов с водой.
Взаимодействие железа с серой, меди с кислородом.
Горение железа и магния в кислороде.
Изготовление йодной спиртовой настойки.
Взаимодействие хлорной воды с раствором бромида (йодида) калия. Возгонка йода.
Образцы природных минералов, содержащих хлорид натрия, карбонат кальция, фосфат кальция, гидроксокарбонат меди (II) .
Качественные реакции на катионы и анионы.
Лабораторные опыты. Знакомство с образцами неметаллов и их природными соединениями.
Различные случаи гидролиза солей
Испытание растворов кислот индикаторами
Взаимодействие соляной кислоты и раствора уксусной кислоты с металлами, основаниями, солями.
Испытание растворов оснований индикаторами.
Получение и свойства нерастворимых оснований.
Испытание растворов солей индикаторами
Практическая работа «Решение экспериментальных. задач на идентификацию неорганических и органических соединений»
В авторскую программу внесены следующие изменения.
Тема 1. Строение атома и периодический закон Д.И. Менделеева.(3часа)
Увеличено количество часов с 2часов до 3ч., за счет включения темы о состоянии электронов в атоме.
Тема 2. Химическая связь (4часа)
Увеличено количество часов с 3-х до 4-х, за счет включения темы о водородной связи,которая требуется для обобщения материала по видам химической связи.
Тема3. Вещество (8часов)
Увеличено количество часов с5 до 8-ми, за счет:
- включения материала о полимерах.,
-перенесена Практическая работа №1 по получению газов из темы 5,
-контрольная работа по темам1,2,3.
Тема 4. Химические реакции (9часов)
Исключено:
- растворимость и классификация веществ по признаку растворимости (нет в обязательном минимуме содержания)
- биологическая роль гидролиза в пластическом и энергетическом обмене веществ и энергии в клетке (нет в минимуме содержания);
- электролитическое получение алюминия (нет в обязательном минимуме содержания);
Тема 5. Вещества и их свойства(10 часов)
Сокращено количество часов с11 до 10.-ти за счет: перенесения практической работы №1 в тему3.
Из авторской программы исключены некоторые демонстрационные и лабораторные опыты из-за недостатка времени на их выполнение при 1 часе в неделю.
Учебно-методический комплект
- Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений.– М.: Дрофа,
- Габриелян О.С., Лысова Г.Г. Химия. 11 класс.: учеб. для общеобразовательных учреждений(профильный и 2-х уровневый) /О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова, – М.: Дрофа
- ил. (учебник рекомендован МО и науки РФ)
- Габриелян О.С., Лысова Г.Г. Химия. 11 кл. профильный уровень: Методическое пособие. – М.: Дрофа,
- Габриелян О.С. Химия: Учебное пособие для 11 кл. сред. шк. – М.: Блик плюс,
- Габриелян О.С., Лысова Г.Г., Введенская А.Г. Настольная книга учителя. Химия 11 кл.: В 2 ч. – М.: Дрофа,
- Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Общая химия в тестах, задачах, упражнениях. 11 кл. – М.: Дрофа,
- Химия. 11 кл.: Контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна, Г.Г. Лысовой «Химия. 11» /О.С. Габриелян, П.Н. Березкин, А.А Ушакова и др. – М.: Дрофа,
Дополнительная литература для учителя
- Буцкус П.Ф. Книга для чтения по органической химии – М.: Просвещение,
- Жиряков В.Г. Органическая химия. – М.: Просвещение,
- Лидин Р.А., Якимова Е.Е., Воротникова Н.А. Химия. Методические материалы 10-11 классы. - М.:Дрофа,
- Назарова Г.С., Лаврова В.Н. Использование учебного оборудования на практических занятиях по химии. – М.,
- Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы по химии /Сост. С.В. Суматохин, А.А Каверина. – М.: Дрофа,
Дополнительная литература для ученика
- Аликберова Л.Ю., Рукк Н.С.. Полезная химия: задачи и история. – М.: Дрофа
- Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия для школьников старших классов и поступающих в вузы: Учеб. пособие. – М.: Дрофа,
- Габриелян О.С., Решетов П.В., Остроумов И.Г., Никитюк А.М. Готовимся к единому государственному экзамену. – М.: Дрофа,
- Малышкина В. Занимательная химия. Нескучный учебник. – Санкт-Пертебург: Трион,
- Степин Б.Д., АликбероваЛ.Ю.. Занимательные задания и эффективные опыты по химии. – М.: Дрофа,
- Ушкалова В.Н., Иоанидис Н.В. Химия: Конкурсные задания и ответы: Пособие для поступающих в ВУЗы. – М.: Просвещение
Тематическое планирование11 класс, базовый уровень,
1час в неделю, 34часа в год.
УМК О.С.Габриелян.
№ п/п | Наименование темы | Всего часов | Из них | |
Практические работы | Контрольные работы | |||
1. | Тема 1. Строение атома и периодический закон Д.И.Менделеева | 3 | - | - |
2. | Тема 2. Химическая связь. | 4 | ||
3. | Тема 3. Вещество. | 8 | №1 «Получение, собирание и распознавание газов» | К. р. №1 |
4. | Тема 4.Химические реакции | 9 | - | К. р. №2 |
5. | Тема 5.Вещества и их свойства | 10 | №2 «Решение экспериментальных. задач на идентификацию неорганических и органических соединений» | К.р. №3 |
Итого | 34 | 2 | 3 |
Поурочное планирование 11 класс
(базовый уровень 1 час в неделю,34часа в год)
№ п/п
| Тема урока | |
Тема1 . Строение атома и периодический закон.(3часа) | ||
1 | Строение атома. | |
2 | Состояние электронов в атоме. | |
3. | Периодический закон Д.И.Менделеева в свете учения о строении атома. | |
Тема 2. Химическая связь(4часа). | ||
1 (4) | Ионная химическая связь | |
2 (5) | Ковалентная химическая связь | |
3(6) | Металлическая химическая связь | |
4 (7) | Водородная химическая связь. | |
Тема3. Вещество (8 часов). | ||
1(8) | Полимеры. | |
62(9) | Газообразное состояние вещества. Решение комбинированных задач. | |
3 (10) | Жидкое состояние вещества. Решение комбинированных задач. | |
4 (11) | Твердое состояние вещества. Решение комбинированных задач. | |
5(12) | Дисперсные системы. | |
6 (13) | Состав вещества. Смеси. Решение задач с использованием понятий массовая доля компонентов смеси | |
7 (14) | Практическая работа №1 «Получение, собирание и распознавание газов» | |
8(15) | Контрольная работа №1 по теме «Строение вещества» | |
Тема 4. Химические реакции (9часов). | ||
1(16) | Понятие о химической реакции. Реакции, идущие без изменения состава вещества. | |
2(17) | Классификация хим. реакций, протекающих с изменением состава вещества. | |
3(18) | Скорость химической реакции. | |
4(19) | Обратимость химических реакций. Химическое равновесие. | |
5(20) | Роль воды в химических реакциях. | |
6(21) | Гидролиз . | |
7(22) | Окислительно-восстановительные реакции | |
8(23) | Электролиз.. | |
9(24) | Контрольная работа №2 по теме «Химические реакции» | |
Тема 5. Вещества и их свойств (10часов) | ||
1(25) | Металлы-общая характеристика. | |
2(26) | Коррозия металлов и способы защиты от нее. | |
3(27) | Неметаллы – общая характеристика. | |
4(28) | Кислоты. | |
5(29) | Основания . | |
6(30) | Соли. | |
7(31) | Генентическая связь между классами хим.соединений. | |
8(32) | Практическая работа №2.Решение экспериментальных задач на идентификацию неорганических и органических соединений | |
9(33) | Обобщение и повторение темы «Вещества и их свойства» | |
10(34) | Контрольная работа№2 «Вещества и их свойства» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа, 10-11 классы (базовый уровень), к учебнику Spotlight
Рабочая программа по английскому языку для 10 – 11 классов МБОУ СОШ № 8 создана на основе Примерной программы по иностранным языкам с учетом требований Федерального компонента государственного стандар...
Рабочая программа 5-9 класс (базовый уровень)
Рабочая программа 5-9 классы с ктп...
Рабочая программа 5-11 класс (базовый уровень)
Рабочая программа 5-11 класса с ктп (базовый уровень)...
Рабочая программа по праву10 класс(базовый уровень)
Рассчитана на 17 часов....
рабочая программа история 10 класс базовый уровень
рабочая программа история 10 класс базовый уровень...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Биология» 5 класс (базовый уровень) В.В. Пасечник 34 часа
Пояснительная запискаРабочая программа по Биологии составлена в соответствии с Основной образовательной программой основного общего образовании – ООО МБОУ школы №3 ООП ООО ФГОС, Федеральны...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Биология» 7 класс (базовый уровень) В.В. Пасечник 34 часа
Пояснительная запискаРабочая программа по Биологии составлена в соответствии с Основной образовательной программой основного общего образовании – ООО МБОУ школы №3 ООП ООО ФГОС, Федеральны...