Рабочая программа по химии, 10 класс, базовый уровень
рабочая программа по химии (10 класс) по теме
Рабочая программа базового уровня (35 часов), составлена на основе авторской программы О. С. Габриеляна, соответствующей федеральному компоненту государственного стандарта общего образования (базовый уровень), утверждённому приказом №1312 Министерства образования РФ от 09. 03. 2004г., и допущенной Министерством образования и науки РФ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_himii_10_kl._bazovyy_uroven.zip | 41.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Рабочая программа базового уровня (35 часов), составлена на основе авторской программы О. С. Габриеляна, соответствующей федеральному компоненту государственного стандарта общего образования (базовый уровень), утверждённому приказом №1312 Министерства образования РФ от 09. 03. 2004г., и допущенной Министерством образования и науки РФ.
Цель курса химии 10 класса: посредством предмета способствовать формированию образовательной компетенции старшеклассников.
Образовательная компетенция – это совокупность взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика, необходимых, чтобы осуществлять личностно и социально значимую продуктивную деятельность по отношению к объектам реальной действительности.
Краткая характеристика возрастных особенностей:
Старшему школьному возрасту характерна активность, деятельностный характер мышления, тяга к самостоятельности. Учебная деятельность старших школьников должна обеспечить условия для его самооценки и самораскрытия, для социального и образовательного самоопределения, для получения школьниками качественного современного образования, позволяющего выпускнику занимать осмысленную, активную и деятельную жизненную позицию, поступить и успешно обучаться в выбранном вузе.
В 2012 - 2013 учебном году 10 классы – профильные, технологические со специализациями:
10А класс – электротехника, КИПиА
10Б класс – менеджмент и социальные технологии
10В класс – медико-спортивная подготовка
10Г класс - общеобразовательный
В 10 классах химия изучается на базовом уровне.
Задачи, решаемые учащимися в 10 классе:
- освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, об основах химической технологии – как науке, позволяющей познакомиться с профессией инженера - технолога.
- овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получения новых материалов;
- применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Задачи, решаемые педагогом в 10 классах:
- формирование знаний о важнейших химических понятиях, законах и теориях органической химии, основ науки химической технологии
- развитие познавательных интересов и интеллектуальных
способностей в процессе самостоятельного приобретения химических
знаний с использованием различных источников информации;
- воспитание убеждённости в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде.
Планируемые результаты реализации программы:
В результате изучения курса химии учащийся должен:
- освоить знания о химической составляющей естественнонаучной картины мира, о химической технологии;
- проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярные издания, компьютерные базы данных, ресурсы Интернета), использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и её представления в различных формах;
- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
экологически грамотного поведения в окружающей среде;
безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием.
Получение метапредметного результата достигается введением модуля «Время Идеи. Люди»
Составлен вариант блочно-модульного планирования рабочей программы. Блочно-модульное тематическое планирование уроков предполагает личностно ориентированную организацию учебного процесса, при котором учащийся сам оперирует учебным содержанием и осознанно усваивает его и позволяет более качественно решать задачи современного химического образования:
- развитие интеллекта;
- творческого опыта;
- способностей;
- формирование ключевых компетенций.
Материал всего курса органической химии разделен на 7 блоков:
Введение в органическую химию.
Ациклические углеводороды.
Ароматические углеводороды.
Природные источники углеводородов
Кислородсодержащие органические соединения.
Азотсодержащие органические соединения.
Искусственные и синтетические полимеры.
В планировании уроков выделены три модуля: модуль содержания, модуль обучения и модуль контроля.
Модуль содержания спланирован на двух уровнях сложности: ОМС – обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования, СПУ – содержание повышенного уровня. ОМС необходимо усвоить каждому учащемуся, а СПУ – желающим сдавать ЕГЭ в 11 классе. В содержании повышенного уровня предусмотрен больший объём самостоятельной работы.
Модуль обучения задаёт форму проведения урока: лекция, семинар, конференция, совместное изучение материала (групповая и парная работа), обобщение знаний, практикум, самостоятельная работа.
Модуль контроля устанавливает вид контроля знаний: выборочный, фронтальный, тематический, зачёт по теме.
Тематический контроль осуществляется в тестовой форме, составленной из заданий ЕГЭ прошлых лет уровень А,В.
При реализации программы предполагается применение технологий:
- личностно-ориентированного обучения;
- развивающего обучения;
- проектного обучения;
- проблемного обучения.
Предполагается использование методов и приёмов:
- репродуктивного;
- алгоритмического;
- объяснительно-иллюстративного;
- практического;
- проблемного;
- поблемно-поискового;
Оценка обученности детей:
- результаты контрольных работ по темам,
- собеседование,
- рефераты,
- сообщения,
- защита проектных работ,
- участие в конкурсах.
Содержание программы базового уровня (35 часов), из них 1час- резерв.
Блок 1 Введение в органическую химию (4часа)
Органическая химия – химия соединений углерода. Значение органической химии. Основные положения теории А.М.Бутлерова. Понятие о функциональной группе. Принципы классификации органических соединений.
Международная номенклатура и принципы образования названий органических соединений. Электронное облако и орбиталь.
Блок 2 Ациклические углеводороды (9 часов)
Химические свойства алканов. Применение алканов на основе их свойств. Задачи на нахождение молекулярной формулы предельного углеводорода. Общая формула алкенов, алкадиенов, алкинов. Генетическая связь между предельными и непредельными углеводородами. Изомерия и номенклатура алкенов, алкадиенов, алкинов. Международная номенклатура непредельных углеводородов. Химические свойства алкенов. Качественные реакции на кратную связь. Применение этилена и полиэтилена на основе их свойств. Понятие об алкадиенах. Химические свойства бутадиена-1,3 и изопрена Резина.Ацетилен: строение молекулы. Химические свойства. Применение ацетилена на основе его свойств.
Разложение каучука при нагревании, испытание продукта разложения на непредельность.
Демонстрации: горение метана, отношение его к раствору перманганата калия и бромной воде. Разложение каучука при нагревании, испытание продукта разложения на непредельность. Получение и свойства ацетилена.
Лабораторные опыты: изготовление моделей молекул алканов. Изготовление моделей молекул алкенов. Ознакомление с образцами каучуков. Изготовление модели молекулы ацетилена.
Практическая работа Получение этилена и опыты с ним
Блок 3 Ароматические углеводороды (4 часа)
Общее представление об аренах. Строение молекулы бензола. Применение бензола. Химические свойства.
Демонстрации: отношение бензола к раствору перманганата калия и бромной воде.
Контрольная работа по теме «Углеводороды»
Блок 4 Природные источники углеводородов (2 часа)
Состав и переработка нефти. Нефтепродукты.
Лабораторные опыты Обнаружение непредельных соединений в жидких нефтепродуктах. Изучение коллекции «Нефть и продукты её переработки»
Блок 5 Кислородсодержащие органические соединения (8 часов)
Общие формулы и функциональные группы спиртов, фенолов, альдегидов, карбоновых кислот, сложных эфиров, углеводов, виды изомерии классов кислородсодержащих органических соединений.
Строение кислородсодержащих органических соединений, их физические
свойства. Химические свойства спиртов, альдегидов, карбоновых кислот,
сложных эфиров, углеводов. Получение и применение кислородсодержащих
органических соединений.
Лабораторные опыты: Качественные реакции на многоатомные спирты, альдегиды, карбоновые кислоты, углеводы. Исследование физических свойств орг. соединений.
Практическая работа Химические свойства кислородсодержащих органических соединений. Решение экспериментальных задач по получению и распознаванию органических веществ.
Контрольная работа по теме «Кислородсодержащие органические соединения».
Блок 6 «Азотсодержащие органические соединения» (3 часа)
Понятие об аминах как органических основаниях. Анилин - ароматический амин. Глицин и аланин как представители природных аминокислот. Аминокислоты – амфотерные органические соединения. Пептидная связь и полипептиды. Применение аминокислот на основе их свойств. Белки как полипептиды.
Структура белковых молекул. Свойства белков. Биологическая роль белков. Превращение белков пищи в организме. Успехи в изучении синтеза белков.
Демонстрации: реакция анилина с бромной водой.
Лабораторные опыты Свойства белков.
Испытание среды раствора аскорбиновой кислоты индикаторной бумагой.
Блок 7 Искусственные и синтетические полимеры ( 2 час)
Понятие о высокомолекулярных веществах. Основные методы синтеза полимеров. Пластмассы: строение, свойства, применение. Синтетические волокна. Синтетические каучуки. Проблема синтеза каучука и её решение в стране.
Лабораторный опыт: Знакомство с образцами пластмасс, волокон, каучуков.
Литература для учителя и учащихся
- Габриелян О.С. «Химия 10 класс. Базовый уровень». М., «Дрофа», 2009
- Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Карцова А.А. «Органическая химия 10», М., «Просвещение», 2004
- Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Решетов П.В. «Задачи по химии и способы их решения», М., «Дрофа», 2006
- Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Остроумова Е.Е. «Органическая химия в тестах, задачах и упражнениях», М., «Дрофа», 2003
- Габриелян О.С., Остроумов И.Г. «Настольная книга учителя химии 10 класс», М., «Блик и Ко», 2001
- Интернет - ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа, 10-11 классы (базовый уровень), к учебнику Spotlight
Рабочая программа по английскому языку для 10 – 11 классов МБОУ СОШ № 8 создана на основе Примерной программы по иностранным языкам с учетом требований Федерального компонента государственного стандар...
Рабочая программа 5-9 класс (базовый уровень)
Рабочая программа 5-9 классы с ктп...
Рабочая программа 5-11 класс (базовый уровень)
Рабочая программа 5-11 класса с ктп (базовый уровень)...
Рабочая программа по праву10 класс(базовый уровень)
Рассчитана на 17 часов....
рабочая программа история 10 класс базовый уровень
рабочая программа история 10 класс базовый уровень...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Биология» 5 класс (базовый уровень) В.В. Пасечник 34 часа
Пояснительная запискаРабочая программа по Биологии составлена в соответствии с Основной образовательной программой основного общего образовании – ООО МБОУ школы №3 ООП ООО ФГОС, Федеральны...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Биология» 7 класс (базовый уровень) В.В. Пасечник 34 часа
Пояснительная запискаРабочая программа по Биологии составлена в соответствии с Основной образовательной программой основного общего образовании – ООО МБОУ школы №3 ООП ООО ФГОС, Федеральны...