Рабочая программа по химии 9 класс (базовый уровень)
рабочая программа по химии (9 класс) по теме

Рабочая программа по химии для 9 класса (базовый уровень) разработана на основе программы курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений (автор О.С. Габриелян. - М.: Дрофа, 2010) и предназначена для детей-инвалидов, обучающихся в Белгородском Центре дистанционного образования при ОГАОУ «БИЮЛИ». Составитель: Быкова О.С., учитель химии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_khimii_9_klass.doc153.5 КБ

Предварительный просмотр:

Областное государственное автономное образовательное учреждение общеобразовательная школа-интернат «Белгородский инженерный юношеский лицей-интернат»

Центр дистанционного образования детей-инвалидов

Согласовано

______________рук.  МО




Протокол №___   от

«    »_______ 2013 г.


.

Согласовано

Заместитель директора  по УВР

_______________/ Веревкина А.А.



 

«____»____________2013 г.

Утверждаю

Директор ОГАОУ «БИЮЛИ»

______________/ Чернобок О.В.




Приказ № ___ от «___»____2013г.

Рабочая программа

по химии

9 класс

(базовый уровень)

                                                                                                 Составитель:

                                                                                                Быкова О.С. , учитель химии и

                                                                                                биологии

I. Пояснительная записка

Рабочая программа по химии для 9 класса (базовый уровень)  разработана на основе программы курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений (автор  О.С. Габриелян. - М.: Дрофа, 2010).

Рабочая программа по химии для 9 класса (базовый уровень) предназначена для детей-инвалидов, обучающихся в Белгородском  Центре дистанционного образования при ОГАОУ «БИЮЛИ».

             Целью изучения курса химии для 9 класса (базовый уровень) является формирование обобщённых  сведений о свойствах классов веществ -  металлов и неметаллов;  подробных  сведений о свойства щелочных и щелочноземельных металлов, алюминия и железа, халькогенов  и галогенов. Наряду с этим в курсе раскрываются  свойства отдельных важных в народнохозяйственном отношении веществ. Заканчивается курс кратким знакомством с органическими соединениями, в основе отбора которых лежит идея генетического развития органических веществ от углеводородов до биополимеров(белков и углеводов).

           Задачи учебного курса:

  • освоить важнейшие знания об основных понятиях и законах химии, химической символике;
  • овладеть умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
  • развивать познавательные интересы и интеллектуальные способности в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
  • воспитать отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
  • применить полученные знания и умения для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

         Программа построена с учётом реализации межпредметных связей с курсом физики 7 класса, где изучаются основные сведения о строении атомов, и биологии 9 класса, где даётся знакомство с химической организацией клетки и процессами обмена веществ.

         На основании индивидуального учебного плана обучающихся Центра дистанционного образования детей-инвалидов на 2013-2014 учебный год внесены следующие изменения в рабочую программу по химии для 9 класса (базовый уровень):

Общее количество часов по программе -17 при недельной нагрузке - 0,5 часа. Очень малое количество часов обусловлено ограниченными индивидуальными возможностями детей-инвалидов. В этой связи сокращено количество учебного материала, носящего ознакомительный характер, и материала, содержащего большое количество сложной для восприятия и запоминания информации.

         На обобщение знаний по химии за курс основной школы в программе отводится 6 часов. В рабочей программе часы сокращены до 2 часов. Темы «Характеристика химического элемента по его положению в периодической системе  Д. И. Менделеева», «Характеристика химического элемента по кислотно-основным свойствам образуемых им соединений», «Генетические ряды металла и неметалла»  объединены в одну тему «Характеристика химического элемента на основании его положения в периодической системе и по кислотно-основным свойствам образуемых им соединений».

На  тему «Металлы»  по программе отводится 15 часов. В рабочей программе количество часов сокращено до 6 часов, за счет объединения тем «Положение металлов в периодической системе», «Общие физические и химические свойства металлов» в одну тему «Металлы. Общие физические и химические свойства металлов»,  а так же темы «Коррозия металлов», «Сплавы», « Способы получения металлов» изучаются кратко на одном уроке.  В теме «Общая характеристика щелочных металлов» и «Общая характеристика элементов главной подгруппы II группы»  кратко даются сведения о важнейших соединениях щелочных и щелочноземельных металлов. Темы «Алюминий», «Соединения алюминия» изучаются на одном уроке,  «Железо, его физические и химические свойства», «Генетические ряды железа (II) и железа (III). Важнейшие соли железа» объединены в одну тему «Железо, его физические и химические свойства».

На тему «Неметаллы» в программе отводится 23 часа. В рабочей программе количество часов сокращено до 5 часов, за счет объединения тем «Неметаллы: атомы и простые вещества. Воздух. Кислород. Озон» ,«Водород», «Кислород» изучаются на одном уроке. Темы «Общая характеристика галогенов», «Основные соединения галогенов», «Получение и применение галогенов. Биологическое значение галогенов» ,  «Сера и ее соединения», « Серная кислота. Окислительные свойства серной кислоты» объединены в одну тему «Галогены. Соединения галогенов. Сера и ее соединения. Свойства серной кислоты»; а так же «Азот», «Аммиак», «Соли аммония», «Кислородные соединения азота. Азотная кислота и ее соли» изучаются кратко на одном уроке. Темы «Фосфор и его соединения», «Углерод», «Кислородные соединения углерода», «Кремний. Силикатная промышленность» объединены и изучаются на одном уроке.

 На тему «Первоначальные представления об органических веществах» в рабочей программе отводится 2 часа.

На тему « Обобщение знаний по химии за курс основной школы» в рабочей программе отводится 2 часа: «Повторение изученного материала в 9 классе» и «Итоговая контрольная работа».

Практические работы рассчитаны на самостоятельное выполнение учениками, поэтому они проводятся не блоком после изучения разделов, а распределены по соответствующим темам и предлагаются в качестве домашних практических работ.

В рабочей программе практические  работы «Осуществление цепочки химических превращений металлов», «Получение и свойства соединений металлов», «Решение экспериментальных задач на распознавание и получение веществ» объединены в одну тему «Решение экспериментальных задач по теме « Получение соединений металлов и изучение их свойств» , а так же практические  работы «Решение экспериметальных задач по теме «Подгруппа кислорода», «Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппы азота и углерода» объединены и выполняются после изучения раздела «Неметаллы».


Тема

По

программе О.С. Габриеляна

По рабочей программе

Практические работы

Контрольные работы

1.


Повторение основных вопросов курса 8 класса и введение в курс 9 класса


6


2


-


-

2.

Металлы


15


6



1

3.

Практикум

3

1

4.

Неметаллы


23


5



1

5.

Практикум

3

2

6.

Органические соединения


10


2


1


-

7.

Обобщение знаний по химии за курс основной школы


8


2


-


1



Итог


68


17


4


3

      Обучение согласно учебному плану и данной рабочей программе основано на использовании учебника: Химия. 9 класс, Габриелян О.С.,- М., Дрофа, 2010 г, согласно федеральному перечню учебников на 2013-2014 учебный год, утвержденных приказом Минобрнауки РФ), используемого для достижения поставленной цели в соответствии с образовательной программой Центра дистанционного образования детей-инвалидов при ОГАОУ «БИЮЛИ».

       Рабочая программа по химии для 9 класса (базовый уровень) предусматривает проведение 3 конрольных работ и 4 практических работ при 0,5 часа в неделю.

Перечень контрольных работ

1.Контрольная работа  по теме «Металлы»

2.Контрольная работа  по теме «Неметаллы

3.Итоговая контрольная работа  «За курс основной школы»

Перечень практических работ

Практическая работа №1«Решение экспериментальных задач по теме «Получение соединений металлов и изучение их свойств»»

Практическая работа №2 «Получение, собирание и распознавание газов»

Практическая работа №3 «Решение экспериментальных задач по теме «Получение          соединений неметаллов и изучение их свойств»»

Практическая работа №4 «Изготовление моделей молекул углеводородов»

        Основная форма организации учебного процесса — on-line урок с ипользованием дистанционных технологий обучения.

        Основные формы текущего контроля: устный опрос, тестовые формы контроля по темам, разделам обучения, письменный контроль в форме проведения контрольных и самостоятельных работ,  химические диктанты, практические работы.

 

II. Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучений данного предмета в 9 классе учащиеся должны

         знать

  • химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
  • важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;
  • основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;

уметь

  • называть: химические элементы, соединения изученных классов;
  • объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;
  • характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;
  • определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;
  • составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева; уравнения химических реакций;
  • обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
  • распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы;
  • вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • безопасного обращения с веществами и материалами;
  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;
  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
  • критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
  • приготовления растворов заданной концентрации.

         III. Учебно-тематический план

(0,5 часа в неделю, 17 часов в год)

№ п/п

Тема урока

Практические работы


Повторение основных вопросов курса 8 класса и введение в курс 9 класса (2 часа)

1.

Характеристика  химического элемента на основании его положения в Периодической системе и по кислотно-основным свойствам образуемых им соединений.

2.

Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.


Металлы (6 часов)

3.

Металлы. Положение металлов в Периодической системе. Общие физические и химические свойства металлов.

4.

Коррозия металлов. Сплавы. Способы получения металлов.

5.

Общая характеристика металлов I - IIА групп и их соединений.

6.

Алюминий, его физические и химические свойства.

7.

Железо, его физические и химические свойства.

Практическая работа №1«Решение экспериментальных задач по теме

«Получение соединений металлов и изучение их свойств»

8.

Контрольная работа по теме: "Металлы".


Неметаллы (5 часов)

9.

Общая характеристика неметаллов. Водород. Кислород.

10.

Галогены. Соединения галогенов.Сера и ее соединения. Свойства серной кислоты

11.

Азот, его физические и химические свойства. Аммиак. Соли аммония. Азотная кислота и ее соли.

12.

Фосфор и его соединения. Углерод. Кислородные соединения углерода. Кремний. Силикатная промышленность.

Практическая работа №2

«Получение, собирание и распознавание газов»

13.

Контрольная работа по теме: "Неметаллы".

Практическая работа №3. «Решение экспериментальных задач по теме «Получение соединений неметаллов и изучение их свойств»


Органические соединения (2 часа)

14.

Первоначальные представления об органических веществах.

15.

Практикум.

Практическая работа №4 «Изготовление моделей молекул углеводородов».


Обобщение знаний по химии за курс основной школы (2 часа)

16.

Повторение изученного материала в 9 классе.

17.

Итоговая контрольная работа.

IV. Содержание программы учебного процесса

Повторение основных вопросов курса 8 класса и введение в курс 9 класса

 (2ч)

Знать:   

         - периодический закон;

         - важнейшие химические понятия: электролитическая диссоциация, окислитель и

           восстановитель, окисление и восстановление, амфотерность.

Уметь:

         - объяснять физический смысл атомного (порядкового) номера химического

            элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в

            периодической системе Д. И. Менделеева;

         - объяснять закономерности изменения свойств элементов в пределах малых

            периодов и главных подгрупп;

         - объяснять сущность реакций ионного обмена;

         - характеризовать химические свойства основных классов неорганических веществ;

         - определять возможность протекания реакций ионного обмена;

         - составлять уравнения химических реакций.

     Характеристика элемента по его положению в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева. Свойства оксидов, кислот, оснований и солей в свете теории электролитической диссоциации и процессов окисления – восстановления. Генетические ряды металла и неметалла.

Понятие о переходных элементах Амфотерность. Генетический ряд переходного элемента.

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева в свете учения о строении атома. Их значение.

Тема 1.  Металлы  

(6 часов)

Знать: 

- положение металлов в периодической системе Д.И.Менделеева;

- общие физические и химические свойства металлов и основные способы их

   получения;

- основные свойства и применение важнейших соединений щелочных и

   щелочноземельных металлов, алюминия;

- качественные реакции на  важнейшие катионы.

Уметь:

-  характеризовать общие свойства металлов на основе положения их в

   электрохимическом ряду напряжения металлов;  

- давать определения и применять следующие понятия: сплавы, коррозия металлов,

  переходные элементы, амфотерность;

- вычислять массовую долю  выхода продукта реакции от теоретически возможного.

         - обращаться с лабораторным оборудованием;

         - соблюдать правила техники безопасности;

         - распознавать важнейшие катионы.

   Положение металлов в ПСХЭ Д.И. Менделеева. Металлическая кристаллическая решетка и металлическая химическая связь. Общие физические свойства металлов. Сплавы, их свойства и значение. Химические свойства металлов как восстановителей. Электрохимический ряд напряжений металлов и его использование для характеристики химических свойств конкретных металлов. Способы получения металлов: пиро-, гидро- и электрометаллургия. Коррозия металлов и способы борьбы с ней.

    Общая характеристика щелочных металлов. Металлы в природе. Общие способы их получения. Строение атома. Щелочные металлов – простые вещества, их физические и химические свойства. Важнейшие соединения щелочных  металлов – оксиды,  гидроксиды, соли (хлориды, карбонаты,  сульфаты, нитраты), их свойства и применение в народном хозяйстве. Калийные удобрения.

   Общая характеристика элементов главной подгруппы II группы. Строение атомов. Щелочноземельные металлы – простые вещества, их физические и химические свойства. Важнейшие соединения щелочноземельных  металлов – оксиды,  гидроксиды, соли (хлориды, карбонаты,  нитраты,  сульфаты и фосфаты) их свойства и применение в народном хозяйстве.

   Алюминий. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Соединения алюминия  – оксид и гидроксид, их амфотерный характер. Важнейшие соли алюминия. Применение  алюминия  и его солей.

   Железо. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Генетические ряды Fe2+  и  Fe3+  . Качественные реакции на Fe2+  и  Fe3+  .Важнейшие соли железа. Значение железа, его соединений и сплавов в природе и народном хозяйстве.  

Демонстрации (виртуальные). Образцы щелочных и щелочноземельных металлов. Образцы сплавов. Взаимодействие натрия, лития и кальция с водой. Взаимодействие натрия и магния с кислородом. Взаимодействие  металлов с неметаллами. Получение гидроксидов железа (II) и  (III).

Расчетные задачи.

Решение расчетных задач на избыток и недостаток. Решение расчетных задач на выход продукта реакции.

Лабораторные опыты (интернет-ресурсы).

1. Ознакомление с образцами металлов.  

2. Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей.

3. Ознакомление с образцами природных  соединений: а)натрия; б) кальция; в) алюминия;

г) железа.  

4.Получение гидроксида алюминия и его взаимодействие с растворами кислот и щелочей

5.Качественные реакции на ионы Fe2+  и  Fe3+  

Практические работы (интернет-ресурсы).

Практическая работа №1.Решение экспериментальных задач по теме « Получение соединений металлов и изучение их свойств»

Контрольная работа по теме «Металлы»

Тема 2.    Неметаллы

(5 часов)

Знать:

         - положение неметаллов в периодической системе Д.И.Менделеева.

         - устройство простейших приборов для получения и собирания газов: водорода,

           аммиака, кислорода, углекислого газа;

          - качественные реакции на  важнейшие анионы.

Уметь: 

          - объяснять явление аллотропии;

          - характеризовать свойства галогенов и важнейших химических элементов – серы,

            азота, фосфора, углерода и кремния;

          -  вычислять массу или объем продукта реакции по известной массе или объему

            одного из исходных веществ, содержащего примеси;

          - вычислять массу, объем и количество вещества по известным данным об исходных

            веществах, одно из которых дано в избытке.

          - обращаться с лабораторным оборудованием;

          - соблюдать правила техники безопасности;

          - определять: хлорид-ионы, сульфат-ионы, карбонат – ионы, ионы аммония.

   Общая характеристика неметаллов: положение   в периодической системе Д.И. Менделеева, особенности строения атомов, электроотрицательность как мера «неметалличности», ряд электроотрицательности. Кристаллическое строение неметаллов – простых веществ. Аллотропия. Физические свойства неметаллов. Относительность понятий «металл», «неметалл».

   Кислород. Озон. Вода.

  Водород. Положение   в периодической системе Д.И. Менделеева. Строение атома и молекулы. Физические и химические свойства водорода, его получение и применение.

  Галогены. Строение атомов. Простые вещества, их физические и химические свойства. Краткие сведения о хлоре, броме, фторе и иоде. Галогеноводородные кислоты и их соли (свойства, качественная реакция на хлорид-ион). Применение галогенов и их соединений в народном хозяйстве.

  Сера. Строение атома, аллотропия, свойства и применение ромбической серы. Оксиды серы (IV) и   (VI), их получение, свойства и применение. Серная, сернистая и сероводородная  кислоты и их соли.

  Азот. Строение атома и молекулы, свойства простого вещества. Аммиак,  строение, свойства, получение    и применение. Соли аммония, их свойства и применение. Оксиды азота (II) и  (IV).

Азотная кислота,  ее свойства и применение. Нитраты и нитриты, проблема их содержания в сельскохозяйственной продукции. Азотные удобрения.

  Фосфор. Оксид фосфора. Ортофосфорная кислота и фосфаты. Фосфорные удобрения.

  Углерод.  Строение атома. Аллотропия углерода. Оксиды углерода, их свойства и применение. Карбонаты.

  Кремний. Строение атома, кристаллический кремний. Оксид кремния. Силикаты. Значение. Понятие о силикатной промышленности.

Демонстрации (виртуальные). Образцы галогенов – простых веществ. Взаимодействие галогенов с натрием, алюминием. Вытеснение хлором брома или иода из растворов их солей.

Взаимодействие серы с металлами, водородом и кислородом.

Поглощение углем растворенных веществ или газов. Восстановление меди из ее оксида углем. Образцы природных соединений хлора, серы, фосфора, углерода, кремния. Образцы важнейших для народного хозяйства сульфатов, нитратов, карбонатов, фосфатов. Образцы стекла, керамики, цемента.

Расчетные задачи.

Вычисления по химическим уравнениям, если реагирующие вещества находятся в смеси

Лабораторные опыты (интернет-ресурсы).

6.Качественная  реакция на  хлорид-ион.

7. Качественная  реакция на   сульфат-ион.

8.Распознавание солей аммония.

9. Получение углекислого газа и его распознавание.

10. Качественная  реакция на   карбонат-ион.

11.Ознакомление с природными силикатами.

12.Ознакомление с продукцией силикатной промышленности.

Практические работы (интернет-ресурсы).

Практическая работа №2. Получение, собирание и распознавание газов (кислорода, водорода, углекислого газа, аммиака)

Практическая работа №3. Решение экспериментальных задач по теме «Получение соединений неметаллов и изучение их свойств»

Контрольная работа по теме «Неметаллы»

Тема 3. Органические соединения

(2 часа)

Знать: - причины многообразия углеродных соединений (изомерию);

           - виды связей (одинарную, двойную, тройную);

           - важнейшие функциональные группы органических веществ;

           - номенклатуру основных представителей групп органических веществ;

           - иметь понятие об альдегидах, сложных эфирах, жирах, аминокислотах, белках и

             углеводах.

Уметь:

          - составлять формулы изомеров основных классов органических веществ;

          - находить, определять из предложенных формул изомеры и гомологи.

 Основные сведения о химическом строении органических веществ.

Углеводороды: метан, этан, этен.

Спирты (метанол, этанол, глицерин) и карбоновые кислоты (уксусная, стеариновая) как представители кислородосодержащих органических соединений.

Биологически важные вещества: жиры, углеводы, белки.

Представления о полимерах (полиэтилен, белки).

Демонстрации (виртуальные). Модели молекул метана и других углеводородов. Взаимодействие этилена с бромной водой и раствором перманганата калия. Образцы этанола и глицерина. Качественная реакция на многоатомные спирты. Получение уксусно-этилового эфира. Омыление жира. Взаимодействие глюкозы с аммиачным раствором оксида серебра. Качественная реакция на крахмал. Доказательство наличия функциональных групп в растворах аминокислот. Горение белков (шерсти или птичьих перьев). Цветные реакции белков.

Лабораторные опыты (интернет-ресурсы).

1.Свойства глицерина.

2. Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди (II) без нагревания и при  нагревании.

3. Взаимодействие крахмала с иодом.

Практические работы (интернет-ресурсы).

Практическая работа  №4. Изготовление моделей молекул углеводородов.

                      Тема 4. Обобщение знаний по химии за курс основной школы

(2 часа)

Знать:

важнейшие химические понятия: химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление.

Уметь характеризовать

 - химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д. И. Менделеева и особенностей строения их атомов;

- связь между составом, строением и свойствами веществ;

- химические свойства основных классов неорганических веществ. Уметь определять: 

- состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений;

- типы химических

реакций;

- валентность и степень окисления элемента в соединениях;

- тип химической связи в соединениях,

- возможность протекания реакций ионного обмена; составлять: 

- формулы неорганических соединений изученных классов;

- схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д. И. Менделеева;

- уравнения химических реакций.

Периодическая система Д.И.Менделеева. Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в периодах и группах. Значение периодического закона.

Типы химических связей и типы кристаллических решеток. Взаимосвязь строения и свойств.

Классификация химических реакций по различным признакам.

Простые и сложные вещества. Металлы и неметаллы. Генетические ряды металла, неметалла и переходного металла.Оксиды, гидроксиды, кислоты и соли: состав, классификация и общие химические свойства в свете ТЭД и представлений о процессах окисления-восстановления.

Итоговая контрольная работа  «За курс основной школы»

V. Формы и методы контроля.

      Контроль знаний, умений и навыков учащихся - важнейший этап учебного процесса, выполняющий обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. В структуре программы проверочные средства находятся в логической связи с содержанием учебного материала. Реализация механизма оценки уровня обученности предполагает систематизацию и обобщение знаний, закрепление умений и навыков; проверку уровня усвоения знаний и овладения умениями и навыками, заданными как планируемые результаты обучения. Они представляются в виде требований к подготовке учащихся.

          В рабочей программе для контроля уровня достижений учащихся используются такие        методы контроля как:

  -по месту контроля на этапах обучения: предварительный (входной), итоговый (выходной) контроль в виде теста.

    -по способу оценивания: «отметочная» технология (традиционная).

   -по способу организации контроля: автоматический (машинный), контроль   учителя, самоконтроль.

       -по способу получения информации в ходе контроля: устный метод (включает опросы,  собеседования), письменный метод (использует контрольные, различные проверочные работы), практический метод (состоит в наблюдение за ходом выполнения практических  работ).

В рабочей программе предусмотрена система форм контроля за качеством обучения и усвоения материала такие как:

- собеседование (используется на всех этапах обучения, помогает выяснить понимание основных принципов, законов, теорий);

- опросы (используются для оперативной проверки уровня готовности к восприятию нового материала);

- самостоятельная работа (является типичной формой контроля, подразумевает выполнение самостоятельных заданий без вмешательства учителя);

            - тестирование (используется для оперативной проверки качества знаний учащихся с возможностью машинного ввода данных и автоматизированной обработки результатов);

- дискуссия (может быть организована как в письменной, так и в устной форме, использует сочетание методов опроса и собеседования);

- наблюдение (применяется на уроке-практике и подразумевает отслеживание формирования умений, навыком и приемов применения практических знаний).

       Рабочая программа  по химии для 9 класса (базовый уровень) предусматривает проведение 3 контрольных работ в виде тестирования  и 4 практических работ при объеме изучения химии 0,5 часа в неделю :

Контрольная работа по теме «Металлы»

Контрольная работа по теме «Неметаллы»

Итоговая контрольная работа  «За курс основной школы»

Для определения уровня подготовленности обучаемого к усвоению предлагаемого материала в рабочей программе предусмотрен входной контроль, а так же  выходной контроль, который позволяет оценить уровень усвоения изученного материала.  Входной и выходной контроль проводиться в форме тестирования.

Нормы оценок соответствуют решению МО от 28 августа 2013 года, протокол №1.

Контрольная работа

по теме «МЕТАЛЛЫ»

Часть   A.


При выполнении заданий с выбором ответа этой части обведите кружком номер правильного ответа.


А 1. Число электронов на внешнем электронном слое у атомов щелочных металлов:

1) один                        3) два

2) три                                            4) четыре

А 2. Тип химической связи в простом веществе литии:

        1) ионная     2) ковалентная полярная        3) ковалентная неполярная        4)металлическая

А 3. Простое вещество с наиболее ярко выраженными металлическими свойствами:

        1) бериллий                                3) магний

        2) кальций                                4) стронций

А 4. Наиболее энергично взаимодействует с водой:

        1) калий                                3) кальций

        2) скандий                                4) магний

А 5. С разбавленной серной кислотой не взаимодействует:

         1) железо                                3) платина

         2) никель                                4) цинк

А 6. Верны ли следующие суждения о щелочных металлах?

А. Во всех соединениях они имеют степень окисления + 1.

Б. С неметаллами они образуют соединения с ионной связью.

        1) верно только А

        2) верно только Б

        3) верны оба суждения

        4) оба суждения не верны

Часть В.


В задании В1 на установление соответствия запишите последовательность цифр без пробелов и других символов.


В1. Установите соответствие между элементом и формулой его высшего оксида.

ЭЛЕМЕНТ                        ВЫСШИЙ ОКСИД

        А) K                                        1) ЭО3 

        Б) Al                                        2) Э2О5

        В) Ca                                        3) Э2О

                                                       4) Э2О3

5) ЭО

                                                6) Э2О7

 Ответ_________________


Ответом к заданию В 2 является последовательность цифр в порядке возрастания.


В 2. Вещества, которые взаимодействуют с алюминием:

1 HCl        (раствор)                                4) CaO

2) NaOH (раствор)                                5) O2

3) H2SO4   (концентрированная)                            6) CO2

Ответ_________________

Часть С


Запишите номер задания и дайте полный ответ.


С1. 14 г оксида кальция обработали избытком раствора серной кислоты. Рассчитайте массу образовавшейся соли.

С 2. По схеме превращений составьте уравнения реакций в молекулярном виде. Назовите все вещества.

Fe  FeCl3  Fe(OH)3  Fe2O3

Контрольная работа

по теме «НЕМЕТАЛЛЫ»

Часть А


При выполнении заданий с выбором ответа этой части обведите кружком номер правильного ответа.


А 1. Для атомов неметаллов характерны

  1. небольшие радиусы атомов и число электронов на внешнем энергетическом уровне от 4 до8;
  2. большие радиусы атомов;
  3. небольшие радиусы атомов и число электронов от1 до 5

А 2. Наименьший радиус у атома

        1) углерода                3) азота

        2) кислорода                 4) фтора

А 3. Схеме превращения Р-3 → Р+5 соответствует химическое уравнение:

1) 4Р + 5O2 = 2Р2О5                          3) 4Р + 3O2 = 2Р2О3 

2) 3Mg + 2Р = Мg3 P2                            4) 2РН3 + 4O2 = Р2О5 + 3Н2О

А 4. Оксид углерода (IV) не взаимодействует с веществом, формула которого:

1) Са(ОН)2                2) SO2                 3) Н2О                        4) Ва(ОН)2

А 5. Ион CO32- можно обнаружить с помощью раствора, содержащего:

        1) катион аммония.                        3) гидроксид-ион.

        2) катион водорода                        4) катион натрия.

А 6. Верны ли следующие высказывания?

А. В главной подгруппе окислительные свойства атомов элементов с увеличением порядкового номера усиливаются.

Б. В главной подгруппе окислительные свойства атомов элементов с увеличением порядкового номера ослабевают.

1) верно только А                                 3) верно только Б

2) верны оба суждения                        4) оба суждения не верны

Часть В.


Ответом к заданию В 1 является последовательность цифр в порядке возрастания.


B1. Простое вещество сера взаимодействует с веществами:

        1) O2                                        4) КOН

        2) Са                                        5) Mg

         3) Н2О                                        6) Н2

   Ответ______________


Ответом к заданию В 2 является число.


В2. Массовая доля кислорода (в %) в серной кислоте равна _______ (запишите число, с точностью до десятых)

   Ответ_______________

Часть C


Запишите номер задания и полное решение


C 1. По уравнению реакции N2 + O2 = 2NO рассчитайте объемы исходных веществ для получения 1 моль газа оксида азота (I I).

С2. По схеме превращений составьте уравнения реакций

                                         С   СО2    Na2CO3  CaCO3

Итоговая контрольная работа

Часть А


При выполнении заданий с выбором ответа этой части обведите кружком номер правильного ответа.


А 1. Атомы химических элементов магния и алюминия имеют одинаковое число

           1)протонов                                         3)электронов во внешнем электронном слое

           2)нейтронов                                       4)заполненных электронных слоев

А 2. Ряд элементов, расположенных в порядке увеличения атомных радиусов:

1) S, P, Si                                3) Se, S, O

2) P, S, О                                4) Be, B, Al

А 3. Оксид углерода (IV) является

1) амфотерным                        3) несолеобразующим

2) кислотным                         4) основным

А 4. Необратимая химическая реакция произойдет при сливании растворов веществ, формулы которых:

1) KOH и NaCl                        3) CuCl2 и KOH 

2) MgCl2 и HNO3                        4) Al2(SO4 )3  и Cu(NO3)2

А 5. Уравнению реакции 2NO + O2 = 2NO2 соответствует схема превращения:

1) N+2 → N+5                                3) N-3 → N+2

2) N+4 → N0                                 4) N+2 → N+4

А 6. Верны ли следующие высказывания?

А. Степень окисления атома хрома в соединении CrO равна +3

Б. Степень окисления атома хрома в соединении Cr2O3 равна +3

1) верно только А                        3) верно только Б

2) верны оба суждения                4) оба суждения не верны

Часть В.


В задании В1 на установление соответствия запишите последовательность цифр без пробелов и других символов.


В1. Установите соответствие  между формулами исходных веществ и продуктов реакций:

ИСХОДНЫЕ ВЕЩЕСТВА:         ПРОДУКТЫ РЕАКЦИЙ

А) Ca и S                                1) Сa(OH)2

Б) Ca(OH)2 и H2SO4                        2) Ca2S

В) CaO и H2O                                3) CaS

Г) Ca и O2                                4) CaSO4 и 2H2O

5) Сa(OH)2 и H2

6) CaO

Ответ______________


Ответом к заданию В 2 является последовательность цифр в порядке возрастания.


В 2. С разбавленной серной кислотой реагируют:

1) Cu                                        4) Mg

2) CuO                                5) BaCl2

3) NaOH                                6) SO2

Ответ______________

Часть С


Запишите номер задания и полное решение


C1. Найдите объем (в литрах, н.у.) воздуха, затраченного на сжигание 4 г серы. Объемное содержание кислорода в воздухе составляет 20,94%.

C2. Дана схема превращений СО  → СО2   →Na2CO3  

Напишите уравнения химический реакций в молекулярном виде.

Выполнил:

  9 класс

Входной контроль

Часть А

Прочитайте задания  части А, подумайте и выберите один правильный ответ.

А1 К сложным веществам относится каждое из веществ, указанных в ряду:

  1. сероводород, вода, азот
  2. кальций, хлор, азот
  3. серная кислота, оксид цинка, алюминий
  4. хлорид калия, оксид кремния, хлороводород

          Ответ:__________

А2 Правильным является утверждение
     1) все атомы состоят из молекул  2) все вещества состоят из молекул
     3) все ядра состоят из молекул     4) все молекулы состоят из атомов

              Ответ:__________

А3 Запись 2NO2 применяют, когда речь идёт о
1) двух молекулах соединения азота с кислородом
2) двух атомах азота и одной молекуле кислорода
3) двух атомах азота и двух атомах кислорода
4) двух молекулах азота и двух молекулах кислорода

           Ответ_________

А4 С водой реагируют оба оксида

  1. Al2O3 и CO
  2. Fe2O3и CaO
  3. CuO и SiO2
  4.  Na2O и SO3

                Ответ: __________

Часть В

В1 Установите соответствие между уравнением реакции и типом, к которому оно относится:

         Уравнение реакции:                                                    Тип реакции:

А)  NaCI + AgNO3 = NaNO3 + AgCI                        1) соединения

Б)   Fe2O3 + 3H2 = 3H2O  + 2Fe                                 2) разложения      

В)   NH4Cl = NH3 + HCl                                            3) замещения

Г)   2NO + O2  = 2NO2                                                4) обмена

Ответ:_А - ______,  Б - _____,        В - ______,  Г - _____.

В2 Расставьте коэффициенты в схемах химических реакций:

1)  Fe + S → FeS
2)  Al + O2 →
Al2O3

3)  P + Cl2 →PCl5

Часть С

Запишите все этапы решения задачи.

Задача. Определите количество вещества кислорода, объемом 2,24 л.

Выполнил:

9 класс

Выходной контроль

Часть А


При выполнении заданий с выбором ответа этой части обведите кружком номер правильного ответа .


А1. Изменение свойств от металлических к неметаллическим происходит в ряду

1)

Mg → Al → Si

2)

C → B → Li

3)

Ba → Mg → Ca

4)

Р → Si → Al

А2. Признаком протекания химической реакции между оксидом меди и водородом является

1)

появление запаха

2)

изменение цвета

3)

выпадение осадка

4)

выделение газа

А3. К кислотным оксидам относится

1)

оксид натрия

2)

оксид цинка

3)

оксид углерода (II)

4)

оксид фосфора (V)

Часть В


При выполнении задания  В1 обведите кружком те варианты ответов, которые вы выбрали как правильные. В ответе запишите последовательность цифр, соответствующих правильным ответам.


В1. С алюминием могут взаимодействовать:

1)

серная кислота (разбавленная)

2)

серная кислота (концентрированная)

3)

гидроксид натрия (водный раствор)

4)

медь

5)

кислород

Ответ: ________________ .

(Запишите соответствующие цифры в порядке возрастания.)


При выполнении задания  В2 к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца. Выбранные цифры запишите в таблицу под соответствующими буквами.


В2. Установите соответствие между веществом и реагентами, с которыми оно может вступать в реакцию.

ВЕЩЕСТВО                                                                                      РЕАГЕНТЫ

А) железо                                                                                           1) К2О, Mg

Б) оксид углерода (IV)                                                                     2) Na2SO4, HNO3

B) гидроксид натрия                                                                        3) HCl, O2

                                                                                                           4) СuSO4, Al(OH)3

А

Б

В

Часть С.


При выполении задания запишите все этапы решения задачи.


C1. Какой объем газа (при н.у.) выделится при действии раствора, содержащего 100 г азотной кислоты, на 100 г. карбоната кальция.

Практическая часть  

Основная цель практического раздела программы — формирование у обучающихся    умений, связанных с использованием полученных знаний, повышения образовательного уровня, расширения кругозора учащихся закрепление и совершенствование практических навыков.

Практическая работа №1

«Решение экспериментальных задач по теме « Получение соединений металлов и изучение их свойств»»

Цель: повторение правил ТБ, изучение способов получения и свойств металлов.

Оборудование: лабораторный штатив,  держатель, спиртовка, лабораторная посуда, реагенты

Ход работы

Инструкция по технике безопасности

Задание 1.Осуществление цепочки химических превращений металлов.

Задание 2. Получение гидроксида алюминия и изучение его амфотерных свойств.

Задание 3. Подтверждение качественного состава хлорида кальция.

Задание 4. Распознавание хлорида натрия, хлорида алюминия, хлорида железа ( III)

Задание 5. Подтверждение качественного состава железного купороса.

  Задание 6. Получение оксида железа (III)

Практическая работа №2

«Получение, собирание и распознавание газов»

Цель: повторение правил ТБ, распознавание и получение веществ

Оборудование: лабораторный штатив,  держатель, спиртовка, лабораторная посуда, реагенты

Ход работы

Инструкция по технике безопасности

Задание 1.  Получение, собирание и распознавание водорода.

Задание 2.  Получение, собирание и распознавание кислорода.

Задание 3.  Получение, собирание и распознавание углекислого газа.

Задание 4.   Получение, собирание и распознавание аммиака.

Практическая работа №3

Решение экспериментальных задач по теме «Получение соединений неметаллов и изучение их свойств»

Цель: повторение правил ТБ,  изучение способов получения и свойств соединений неметаллов

Оборудование: лабораторный штатив,  держатель, спиртовка,  лабораторная посуда, реагенты

Ход работы

Инструкция по технике безопасности

Задание 1. Подтверждение качественного состава серной кислоты.

Задание 2.Изучение взаимодействия цинка и серной кислоты.

Задание 3. Распознавание соляной, серной кислоты и гидроксида натрия.

Задание 4.Распознавание хлорида аммония, карбоната натрия, нитрата аммония, нашатырного спирта, карбоната кальция, силиката натрия.

Практическая работа №4

 «Изготовление моделей молекул углеводородов»

Цель: 1)Изучить пространственное строение углеводородов;

     2)Установить зависимость свойств углеводородов от их строения.

Оборудование: Пластилин, спички, подставки, таблицы с изображением углеводородов.

Ход работы:

 Изготовление моделей углеводородов.

Задание

  1. Изготовление  моделей молекул метана и этилена.
  2. Выявить сходства и различия в строении метана и этилена.
  3. Установить, как свойства метана и этилена зависят от их строения.
  4. Сделать выводы.

VI. Перечень учебно-методических средств обучения

Литература для обучающихся

1. Габриелян, О.С. Химия. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/-14 изд. Испр.-М.:Дрофа, 2010 год

2.Габриелян, О.С.«Мы изучаем химию, 9 класс», М.,Дрофа, 2010г

3.Габриелян, О.С., Яшукова А.В. Химия. 9 класс: рабочая тетрадь к учебнику Габриеляна О.С. – М.: Дрофа, 2010 год..

Учебно-методический комплект для учителя:

1. Габриелян, О.С. Химия. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/-14 изд. Испр.-М.:Дрофа, 2010 год

2.Габриелян, О. С.,  Воскобойникова Н. П., Яшукова А. В. Настольная книга учителя. Химия. 9 к л.: Методическое пособие. — М.: Дрофа, 2008год.

3.Габриелян, О. С Химия. 9 кл.: Контрольные и проверочные работы к учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 9» О. С. Габриелян, П. Н.Березкин, А. А. Ушакова и др. — М.: Дрофа, 2008 год.

4. Габриелян, О. С., Воскобойникова Н. П. Химия  в  тестах,   задачах,   упражнениях.   8— 9 кл. — М.: Дрофа, 2010 год.

5.Габриелян, О.С., Смирнова Т.В. Изучаем химию в 9 кл.: Дидактические материалы. – М.: Блик плюс, 2008 год.

Мультимедийные пособия :

1.Бердоносов С.С. Мультимедийное приложение к учебнику. Химия. 9 класс. «Физикон»,  2009 год

2.Астафьев С.В. Уроки химии с применением информационных технологий . 9 класс. М.: «Глобус» 2009 год

3.Денисова В.Г. Мастер –класс учителя химии 8-11 классы. М.: «Глобус» 2010 год

Кроме того, при ведении курса на  уроке используется серия мультимедийных уроков и презентаций, разработанных учителем.

Средства обучения

Компьютерное оборудование: базовое рабочее место обучающего (учителя), сканер, микрофон, наушники, принтер.

Мультимедийное приложение: образовательная оболочка (http://bel-shkola.ru/).



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа, 10-11 классы (базовый уровень), к учебнику Spotlight

Рабочая программа по английскому языку для 10 – 11 классов МБОУ СОШ № 8 создана на основе Примерной программы по иностранным языкам с учетом требований Федерального компонента государственного стандар...

Рабочая программа 5-9 класс (базовый уровень)

Рабочая программа 5-9 классы с ктп...

Рабочая программа 5-11 класс (базовый уровень)

Рабочая программа 5-11 класса с ктп (базовый уровень)...

рабочая программа история 10 класс базовый уровень

рабочая программа история 10 класс базовый уровень...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Биология» 5 класс (базовый уровень) В.В. Пасечник 34 часа

Пояснительная запискаРабочая  программа по Биологии составлена в соответствии с Основной образовательной программой основного общего образовании – ООО МБОУ школы №3 ООП ООО ФГОС, Федеральны...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Биология» 7 класс (базовый уровень) В.В. Пасечник 34 часа

Пояснительная запискаРабочая  программа по Биологии составлена в соответствии с Основной образовательной программой основного общего образовании – ООО МБОУ школы №3 ООП ООО ФГОС, Федеральны...