Факультативный курс «Решение задач по физике повышенной сложности» для 11 классов
элективный курс по физике

Казаева Ксения Васильевна

Факультативный курс  «Решение задач по физике повышенной  сложности»  для  11 классов 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №7»

Рабочая программа

факультативного курса

«Решение задач по физике повышенной  сложности»

для учащихся 11-ых классов

г. Когалым

2024 г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

             Программа  курса  предназначена для  учащихся 11-го   инженерно-технического класса, желающих приобрести опыт практического применения знаний по физике, а так же для осознанного выбора профильной направленности обучения в старшей школе. Программа рассчитана на 34 часа (1час в неделю).

              Программа составлена на основе программ:

1. В. Л. Орлов, Ю. А. Сауров. Программа элективного курса «Методы решения физических задач»: Программы элективных курсов. Физика. Профильное обучение 9-11 классы. / Сост. В. А. Коровин. - М.: Дрофа, 2005

2. Н. И. Зорин. Элективный курс «Методы решения физических задач: 10-11 классы», М., ВАКО, 2007 год (мастерская учителя).

        Цель данного курса углубить и систематизировать знания учащихся 11 классов по физике путем решения разнообразных задач и способствовать их профессиональному определению. Программа  курса согласована с профильным курсом и позволит учащимся  углубить и расширить свои знания и умения,  а также подготовиться к сдаче ЕГЭ.

        Основное направление – комплексный подход к получению в процессе занятий знаний; в творческом объединении их; развитие навыков и умений на базе теоретического материала, изучаемого на уроках.

        Основное содержание связано с получением углубленного материала соответственно темам, изученным на уроках физики, а также освоение практических навыков из множества абстрактных понятий, большого числа определений, законов, формул; требующих обязательного усвоения, выбрать именно те, которые, необходимы для решения данной физической задачи.

Цели курса:

  • расширение кругозора школьников и углубление знаний по основным темам базового курса физики, систематизация знания учащихся 11-го класса по физике и их профессиональное самоопределение,
  • формирование представлений о постановке, классификации, приемах и методах решения физических задач,
  • дать учащимся представление о практическом применении законов физики к изучению физических явлений и процессов, происходящих в окружающем нас мире.

Задачи курса

  • Создание условий для развития устойчивого интереса к физике, к решению задач.
  • Формирование навыков самостоятельного приобретения знаний и применение их в нестандартных ситуациях.
  • Развитие  общеучебных умений: обобщать, анализировать, сравнивать, систематизировать через решение задач.
  • Развитие творческих способностей учащихся.
  • Развитие коммуникативных умений работать в парах и группе.
  • Показать практическое применение законов физики через решение задач, связанных с явлениями и процессами, происходящими в окружающем нас мире.

           Программа данного курса рассчитана на преподавание в объеме 34 часов (1 час в неделю), в процессе проведения которых сочетаются теоретический материал и практические работы, демонстрационные эксперименты.

           Образовательное, политехническое и воспитательное значение решения задач при изучении школьного курса физики трудно переоценить.  Основные понятия и законы физики не могут быть усвоены на достаточно высоком уровне, если их изучение не будет сопровождаться решением различного типа задач: качественных, расчетных, графических и др.

 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

       Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования.

Личностные:

у учащихся будут сформированы:

  • ответственное отношение к учению; готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  • умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпример;
  • основы экологической культуры; понимание ценности здорового образа жизни;
  • формирование способности к эмоциональному восприятию физических задач, решений, рассуждений;
  • умение контролировать процесс и результат учебной деятельности;

у учащихся могут быть сформированы:

  • коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
  • критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
  • креативность мышления, инициативы, находчивости, активности при решении задач.

Метапредметные:

регулятивные

учащиеся научатся:

  • формулировать и удерживать учебную задачу;
  • выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
  • планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • предвидеть уровень усвоения знаний, его временных характеристик;
  • составлять план и последовательность действий;
  • осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;
  • адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;

учащиеся получат возможность научиться:

  • определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата;
  • предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач;
  • осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия;
  • выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения;
  • концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;

познавательные

учащиеся научатся:

  • самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
  • использовать общие приёмы решения задач;
  • применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями;
  • осуществлять смысловое чтение;
  • создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения задач;
  • находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;

учащиеся получат возможность научиться:

  • устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
  • формировать учебную и общепользовательскую компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
  • видеть физическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни;
  • выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
  • планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
  • выбирать наиболее рациональные и эффективные способы решения задач;
  • интерпретировать информации (структурировать, переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ);
  • оценивать информацию (критическая оценка, оценка достоверности);
  • устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать рассуждения, обобщения;

коммуникативные

учащиеся научатся:

  • организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников;
  • взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
  • прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения;
  • разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;
  • координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;
  • аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

Предметные:

учащиеся научатся:

  • распознавать магнитные, оптические и другие явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений,
  • описывать изученные свойства тел и различные физические явления, используя физические величины; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами;
  • анализировать свойства тел, физические явления и процессы, используя физические законы и принципы; при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;
  • различать основные признаки изученных физических моделей;
  • решать задачи, используя физические и формулы, связывающие физические величины. На основе анализа условия задачи выделять физические величины и формулы, необходимые для её решения, и проводить расчёты;
  • самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях для решения несложных практических задач, в том числе с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора и компьютера;
  • пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения информации;
  • знать основные способы представления и анализа статистических данных; уметь решать задачи с помощью перебора возможных вариантов;

учащиеся получат возможность научиться:

  • использовать знания о физических явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;
  • приводить примеры практического использования физических знаний о физических явлениях и законах;
  • различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов (закон сохранения механической энергии) и ограниченность использования частных законов (закон Гука и др.);
  • приёмам поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;
  • находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему на основе имеющихся знаний по физике с использованием математического аппарата, оценивать реальность полученного значения физической величины.

Содержание курса

Магнитное поле

Задачи разных видов на описание магнитного поля тока и его действия: магнитная индукция и магнитный поток, сила Ампера и сила Лоренца.

Решение качественных экспериментальных задач с использованием электрометра, магнитного зонда и другого оборудования.

Электромагнитные колебания и волны

Задачи разных видов на описание явления электромагнитной индукции: закон электромагнитной индукции, правило Ленца, индуктивность.

Задачи на переменный электрический ток: характеристики переменного электрического тока, электрические машины, трансформатор.

Задачи на описание различных свойств электромагнитных волн: скорость, отражение, преломление, интерференция, дифракция, поляризация. Задачи по геометрической оптике: зеркала, оптические схемы. Классификация задач по СТО и примеры их решения.

Задачи на определение оптической схемы, содержащейся в «черном ящике»: конструирование, приемы и примеры решения. Групповое и коллективное решение экспериментальных задач с использованием осциллографа, звукового генератора, трансформатора, комплекта приборов для изучения свойств электромагнитных волн, электроизмерительных приборов.

Экскурсия с целью сбора данных для составления задач.

Конструкторские задачи и задачи на проекты: плоский конденсатор заданной емкости, генераторы различных колебаний, прибор для измерения освещенности, модель передачи электроэнергии и др.

Обобщающие занятия по методам и приёмам решения физических задач по различным разделам физики

Механика (7 часов)

           

Молекулярная физика. Термодинамика (6 часов)

Электродинамика (5 часов)

Общие требования при решении физических задач. Этапы решения физической задачи. Работа с текстом задачи. Анализ физического явления; формулировка идеи  решения (план решения). Выполнение плана решения задачи. Числовой расчет. Использование вычислительной техники для расчетов. Анализ решения и его значение. Оформление решения.

Типичные недостатки при решении и оформлении решения физической задачи. Изучение примеров решения задач. Различные приемы и способы решения: алгоритмы, аналогии, геометрические приемы. Метод размерностей, графические решения и т. д.

Заключительное занятие по курсу

Основные виды деятельности учащихся

Индивидуальное, коллективное, групповое решение задач различное трудности.

Подбор, составление и решение по интересам различных сюжетных задач: занимательных, экспериментальных, задач с различным содержанием, задач на проекты, качественных задач, комбинированных задач и т.д.

Решение олимпиадных задач.

Составление таблиц.

Взаимопроверка решенных задач.

Составление тестов для использования на уроках физики.

Составление проектов в электронном виде.

Экскурсии с целью отбора материала для составления задач.

Ожидаемые образовательные результаты

Знания основных законов и понятий.

Успешная самореализация учащихся.

Опыт работы в коллективе.

Умение искать, отбирать, оценивать информацию.

Систематизация знаний.

Возникновение потребности читать дополнительную литературу.

Получение опыта дискуссии, проектирования учебной деятельности.

Опыт составления индивидуальной программы обучения.

Календарно-тематическое планирование занятий

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Дата

Магнитное поле (2 часа)

1

Задачи разных видов на описание магнитного поля тока и его действия на проводник с током: магнитная индукция и магнитный поток, сила Ампера.

1

2

Задачи разных видов на описание магнитного поля тока и его действия на движущийся заряд: сила Лоренца.

1

Электромагнитные колебания и волны (14 часов)

3

Задачи разных видов на описание явления электромагнитной индукции: закон электромагнитной индукции, правило Ленца, индуктивность.

1

4

Задачи на переменный электрический ток: характеристики переменного электрического тока.

1

5

Задачи на переменный электрический ток: электрические машины, трансформатор.

1

6, 7

Задачи на описание различных свойств электромагнитных волн: скорость, отражение, преломление, интерференция, дифракция, поляризация.

2

8, 9, 10

Задачи по геометрической оптике: зеркала, оптические схемы, линзы

3

11, 12

Классификация задач по СТО и примеры их решения.

2

13

Задачи на определение оптической схемы, содержащейся в «черном ящике»: конструирование, приемы и примеры решения.

1

14

Экскурсия с целью сбора данных для составления задач.

1

15

Групповое и коллективное решение экспериментальных задач с использованием приборов.

1

16

Физическая олимпиада.

1

Механика (7 часов)

17

Общие методы решения задач по кинематике.

1

18

Задачи на основные законы динамики.

1

19

Задачи на принцип относительности.

1

20

Задачи на закон сохранения импульса.

1

21

Задачи на закон сохранения энергии.

1

22

Задачи на определение характеристик равновесия физических систем.

1

23

Механика жидкостей.

1

Молекулярная физика. Термодинамика. (6 часов)

24

Задачи на описание поведения идеального газа.

1

25

Задачи на свойства паров.

1

26

Задачи на определение характеристик влажности воздуха.

1

27

Задачи на первый закон термодинамики.

1

28

Задачи на тепловые двигатели.

1

29

Задачи на уравнение теплового баланса.

Электричество. (4 часа)

30

Задачи разных видов на описание электрического поля различными средствами.

1

31

Общая характеристика решения задач по электростатике.

1

32

Задачи на расчёт участка цепи, имеющей ЭДС.

1

33

Задачи на описание постоянного тока в различных средах.

1

34

Заключительное занятие по курсу

1

Литература

1. Балаш В.А. Задачи по физике и методы их решения. – М.: Просвещение, 2003.

2. Бобошина С. Б. «ЕГЭ. Физика. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий», М., Экзамен, 2009 г.

3. Демкович В.П., Демкович Л.П. Сборник задач по физике для VIII-X классов средней школы. – М.: Просвещение, 2004.

4. Зорин Н. И. «Элективный курс «Методы решения физических задач»: 10-11 классы», М., ВАКО, 2007 г. (мастерская учителя).

5. Кабардин О.Ф., Орлов В.А. Международные олимпиады по физике. – М.: Наука, 2010.

6. Каменецкий С. Е., Орехов В. П. «Методика решения задач по физике в средней школе», М., Просвещение, 1987 г..

7. Кондратьев А.С., Ларченкова Л.А., Ляпцев А.В. «Методы решения задач по физике». - Физматлит, 2012

8. Ланге В.Г. Экспериментальные физические задачи на смекалку. – М.: Наука, 2009.

9. Марон В. Е., Городецкий Д. Н., Марон А. Е., Марон Е. А. «Физика. Законы. Формулы. Алгоритмы» (справочное пособие), СПб, Специальная литература, 1997 г.

10.  Меледин Г. В., «Физика в задачах. Экзаменационные задачи с решениями», М., Наука, 1989 г.

11. Орлов В. Л., Сауров Ю. А. «Методы решения физических задач» («Программы элективных курсов. Физика. 9-11 классы. Профильное обучение»). Составитель В. А. Коровин. Москва: Дрофа, 2005 г.

12. Пинский А.А. Задачи по физике. – М.: Наука, 2012

13. Разумовский В.Г. Творческие задачи по физике. – М.: Просвещение, 2008.

14.  Ромашевич А. И. «Физика. Механика. 10 класс. Учимся решать задачи», М., Дрофа, 2007

15. Слободецкий И.Ш., Орлов ВА. Всесоюзные олимпиады по физике. – М: Просвещение, 2012.

16 . Трофимова Т. И. «Физика. Теория. Решение задач. Лексикон» (мой универсальный справочник для школьников и абитуриентов), М., Образование, 2003 г.

17 . Хламова И. В. «Методы решения физических задач», Дрофа, 2005


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа факультативного курса "Решение географических задач"

Программа факультативного курса "Решение географических задач"...

Программа факультативного курса "Решение комбинированных задач по химии" для учащихся 11класса

Элективный курс «Решение комбинированных задач по химии» предназначен для учащихся 11 классов, увлекающихся химией. Программа курса рассчитана на 34 часа (1час в неделю). Актуальность данн...

Программа факультативного курса "Решение математических задач" в 11 классе

Цели факультативного курса:Углубление курса школьной математики, подготовка учащихся к ЕГЭ, к продолжению образования.Развитие у школьников логического мышления, потенциальных творческих ...

Программа факультативного курса "Решение практических задач".

Программа факультатива «Решение  практических задач»  составлена с учетом межпредметных связей, с использованием фактического материала сельской местности, экскурсий, в соответст...