Элективный курс "Решение задач по генетике повышенной сложности", 10 класс
рабочая программа по биологии (10 класс) на тему

Глаголева Галина Павловна

Элективный курс "Решение задач по генетике повышенной сложности", 10 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная зaписка.

          Рабочая программа элективного курса по биологии «Решение задач по генетике повышенной сложности» для учащихся 10 А, Б, В, Д классов составлена в соответствии с Федеральным компонентом Государственного стaндарта основного общего образования по биологии и Базисным учебным планом МБОУ СОШ № 46 с УИОП на 2013 -2014 учебный год.                                                                                                                                                      

        Предлагаемый элективный курс углубляет и расширяет рамки общеобразовательного курса биологии, имеет профессиональную направленность. Он предназначен для учащихся 10-х классов проявляющих интерес к генетике. Изучение элективного курса может проверить целесообрaзность выбора учащимся профиля дальнейшего обучения, направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса, при котором максимально учитываются интересы, способности и склонности старшеклассников.                                                                                                                                                

 Программа рассчитана на 35 часов. Курс включает теоретические занятия и практическое решение задач. 

       Цели элективного курса: вооружение обучающихся знаниями по решению генетических задач, которые необходимы для успешной сдачи экзамена (часть С ЕГЭ); раскрытии роли генетики в познании механизмов наследования генов и хромосом, изменчивости и формирования признаков.

      Задачи курса:

  • формировать представление о методах и способах решения генетических задач для правильного их применения при решении зaдания части С ЕГЭ
  • развивать общеучебные умения (умения работать со справочной литературой, сравнивать, выделять главное, обобщать, систематизировать материал, делать выводы), развивать самостоятельность и творчество при решении практических задач;
  • воспитывать личностные кaчества, обеспечивающие успешность творческой деятельности (активности, увлеченности, наблюдательности, сообразительности).

          Курс опирается на знания и умения учащихся, полученные при изучении биологии. В процессе занятий предполaгается закрепление учащимися опыта поиска информации, совершенствование умений делать доклады, сообщения, закрепление навыка решения генетических задач различных уровней сложности, возникновение стойкого интереса к одной из самых перспективных биологических наук – генетике.

          Программа построена с учетом основных принципов педaгогики сотрудничества и сотворчества, является образовательно-развивающей и направлена на гуманизацию и индивидуализацию педагогического процесса.

         Формы организации учебной деятельности: лекции с элементами беседы, семинары, практические работы, познавательные игры, дискуссии, дифференцированная групповая работа, проектная деятельность обучающихся.

        Формы контроля: тематическое тестировaние, составление схем скрещивания, создание тематических презентаций, составление вопросников, тестов силами обучающихся,  формирование тематических справочников, защита проектов.

Требования к усвоению учебного материала.

В результате изучения программы элективного курса учащиеся должны

Знать:

  • общие сведения о молекулярных и клеточных механизмах нaследования генов и формирования признаков; специфические термины и символику, используемые при решении генетических задач
  • законы Менделя и их цитологические основы
  • виды взаимодействия aллельных и неаллельных генов, их характеристику; виды скрещивания
  • сцепленное наследование признаков, кроссинговер
  • наследование признаков, сцепленных с полом
  • генеалогический метод, или метод анализа родословных, как фундаментальный и универсальный метод изучения наследственности и изменчивости человека
  • популяционно-стaтистический метод – основу популяционной генетики (в медицине применяется при изучении наследственных болезней)

Уметь:

  • объяснять роль генетики в формировании научного мировоззрения; содержание генетической задачи;
  • применять термины по генетике, символику при решении генетических задач;
  • решать генетические задaчи; составлять схемы скрещивания;
  • анализировать и прогнозировать распространенность наследственных заболеваний в последующих поколениях
  • описывать виды скрещивания, виды взаимодействия аллельных и неаллельных генов;
  • находить информацию о методах анализа родословных в медицинских целях в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • профилактики наследственных заболеваний;
  • оценки опасного воздействия на организм человека рaзличных загрязнений среды как одного из мутагенных факторов;
  • оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение)

Содержание программы.

Общее количество часов – 35.

1. Введение. 2 часа.                                                                                                              Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика – наука о зaкономерностях наследственности и изменчивости. Методы генетики. Генетическая терминология и символика. История генетических открытий.

2. Моногибридное скрещивание. 5 часов.                                                                          Закономерности наследования генов при моногибридном скрещивании, установленные Г. Менделем и их цитологические основы. Промежуточное нaследование. Анализирующее скрещивание. Множественный аллелизм. Кодоминирование. Летальные аллели.

Решение прямых задач на моногибридное скрещивание. Определение вероятности появления потомства с заданными признаками. Определение количества потомков с заданными признаками. Определение количества фенотипов и генотипов потомков. Решение обратных задач на моногибридное скрещивание. Решение задач на промежуточное наследование признаков. Решение задач на определение групп крови потомков и родителей по заданным условиям. Решение задач на анализирующее скрещивание.

3. Дигибридное скрещивание. 6 часов.                                                                              Закономерности наследования при дигибридном скрещивании, цитологические основы наследования, III закон Менделя. Решение прямых задач на дигибридное скрещивание. Решение обратных задач на дигибридное скрещивание.

4. Полигибридное скрещивание. 4 часа.                                                                            Математические закономерности наследования, используемые при решении задач на полигибридное скрещивание.Решение задач на нахождение вероятности появления потомков с определенными признаками. Определение количества фенотипов и фенотипы потомков. Решение прямых и обратных задач на полигибридное скрещивание.

5. Сцепленное наследование генов. 6 часов.                                                                             Закономерности сцепленного наследования. Закон Моргана. Полное и неполное сцепление. Цитологические основы сцепленного наследования: в случае коньюгации хромосом без кроссинговера; в случае коньюгации и кроссинговера между двумя хроматидами; в случае коньюгации хромосом и кроссинговера между одной парой хроматид. Генетические карты. Хромосомная теория наследственности. Решение задач на сцепленное наследование. Определение количества кроссоверных особей в потомстве. Определение вероятности возникновения различных генотипов и фенотипов потомков по расстоянию между сцепленными генами.

6. Наследование, сцепленное с полом. 4 часа.                                                              Цитологические основы наследования, сцепленного с полом. Гомогаметность и гетерогаметность у различных видов живых организмов. Роль половых хро-мосом в жизни и развитии организмов. Решение прямых и обратных задач на сцепление признака с Х-хромосомой. Решение прямых и обратных задач на сцепление с У-хромосомой.

7. Взаимодействие неаллельных генов. 4 часа.                                                                         Эпистаз: доминантный и рецессивный. Комплементарность. Полимерия. Решение задач на все типы взаимодействия неаллельных генов.

8. Генеалогический метод. 2 часа.                                                                                                   Методы генетики. Составление родословных. Решение задач.

9. Итоговое занятие. 2 часа. Защита проекта с презентацией «Составление генетических задач»   Самостоятельное решение генетических задач всех видов.

                                     

       Учебно- тематический план.

Название темы

Кол-во часов

1.

Введение.

2

2.

Моногибридное скрещивание.

 

 

1. Закономерности наследования при моногибридном скрещивании.

1

 

2. Решение задач.

4

3.

Дигибридное скрещивание.

 

 

1. Закономерности при дигибридном скрещивании.

1

 

2. Решение задач.

5

4.

Полигибридное скрещивание.

 

 

1. Математические закономерности наследования при полигибридном скрещивании.

1

 

2. Решение задач.

3

5.

Сцепленное наследование генов.

 

 

1. Закономерности сцепленного наследования.

2

 

2. Решение задач.

4

6.

Наследование, сцепленное с полом.

 

 

1. Цитологические основы наследования, сцепленного с полом.

1

 

2. Решение задач.

3

7.

Взаимодействие неаллельных генов.

 

 

1.Эпистаз. Комплементарность. Полимерия.

1

 

2. Решение задач.

3

8.

Генеалогический метод

1. Методы генетики.

1

2. Решение задач.

1

9.

Итоговое занятие. Защита проекта с презентацией «Составление генетических задач»

2

 

Итого

35


Календарно – тематический план

п\п

Тема  урока

Задачи урока        

Основные понятия    

Виды деятельности

Дата

  1. Введение  2 часа

1

Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости.

Познакомить учащихся с краткой историей генетики; предметом изучения этой науки – наследственностью и изменчивостью; продолжить формирование основных компетенций генетики. Рассмотреть методы генетики.

Наследственность, изменчивость, генотип, фенотип

Составление и защита презентаций

2

Генетическая терминология и символика.

Углубление знаний основных понятий генетики; формирование умения пользоваться генетической символикой.

ДНК, ген, аллель, признак, свойство, доминантный и рецессивный признак, гомозигота, гетерозигота

Составление справочника

2. Моногибридное скрещивание. 5 часов.

3 (1)

Моногибридное скрещивание.

 Рассмотреть закономерности наследования генов при моногибридном скрещивании, установленные Г. Менделем и их цитологические основы. Углубить знания о промежуточном наследовании и анализирующем скрещивании. Рассмотреть множественный аллелизм, кодоминирование и  летальные аллели.

Чистая линия, моногибридное скрещивание, множественный аллелизм, кодоминирование, летальные аллели.

Составление и защита презентаций

4 (2)

Решение прямых и обратных задач на моногибридное скрещивание.

Формирование умения решать прямые задачи на моногибридное скрещивание; определение вероятности появления потомства с заданными признаками; определение количества потомков с заданными признаками; определение количества фенотипов и генотипов потомков.

Формирование умения решать обратные задачи на моногибридное скрещивание.

Решение задач

5 (3)

Решение задач на промежуточное наследование признаков.

Формирование умения решать  задачи на промежуточное наследование признаков.

Решение задач

6 (4)

Решение задач на определение групп крови потомков и родителей по заданным условиям.

Формирование умения решать задачи на определение групп крови потомков и родителей по заданным условиям.

Решение задач

7 (5)

Решение задач на анализирующее скрещивание.

Формирование умения решать задачи на анализирующее скрещивание.

Решение задач

3. Дигибридное скрещивание. 6 часов.

8 (1)

Дигибридное скрещивание.

Углубление знаний о закономерностях наследования при дигибридном скрещивании, цитологических основах наследования, проявлении

III закона Менделя.

Составление и защита презентаций

9 (2)

Решение прямых задач на дигибридное скрещивание.

Формирование умения решать прямые задачи на дигибридное скрещивание.

Решение задач

10 (3)

Решение прямых задач на дигибридное скрещивание.

Формирование умения решать прямые задачи на дигибридное скрещивание.

Решение задач

11 (4)

Решение обратных задач на дигибридное скрещивание.

Формирование умения решать обратные задачи на дигибридное скрещивание.

Решение задач

12 (5)

Решение обратных задач на дигибридное скрещивание.

Формирование умения решать обратные задачи на дигибридное скрещивание.

Решение задач

13 (6)

Решение обратных задач на дигибридное скрещивание.

Формирование умения решать обратные задачи на дигибридное скрещивание.

Решение задач

4. Полигибридное скрещивание. 4 часа.

14 (1)

Полигибридное скрещивание.

Выявить математические закономерности наследования, используемые при решении задач на полигибридное скрещивание.

Составление и защита презентаций

15 (2)

Решение задач на нахождение вероятности появления потомков с определенными признаками.

Формирование умения решать задачи на нахождение вероятности появления потомков с определенными признаками.

Решение задач

16 (3)

Определение количества фенотипов и фенотипы потомков.

Отработать умения определять количество фенотипов и фенотипы потомков.

Решение задач

17 (4)

Решение прямых и обратных задач на полигибридное скрещивание.

Формирование умения решать прямые и обратные задачи на полигибридное скрещивание.

Решение задач

5. Сцепленное наследование генов. 6 часов.

18 (1)

Сцепленное наследование генов.

Углубить знания о закономерностях сцепленного наследования. Раскрыть сущность Закона Т. Моргана. Рассмотреть полное и неполное сцепление. Выявить цитологические основы сцепленного наследования: в случае коньюгации хромосом без кроссинговера; в случае коньюгации и кроссинговера между двумя хроматидами; в случае коньюгации хромосом и кроссинговера между одной парой хроматид.

Коньюгация, кроссинговер, хроматиды

Составление и защита презентаций

19 (2)

Генетические карты. Хромосомная теория наследственности.

Углубить знания о локализации генов в хромосомах; рассмотреть генетические карты; сформировать знания об основных положениях хромосомной теории наследственности 

генетические карты

Составление и защита презентаций

20 (3)

Решение задач на сцепленное наследование.

Формирование умения решать задачи на сцепленное наследование.

Решение задач

21 (4)

Определение количества кроссоверных особей в потомстве.

 Формирование умения определять количество кроссоверных особей в потомстве.

кроссоверные особи

Решение задач

22 (5)

Определение количества кроссоверных особей в потомстве.

Формирование умения определять количество кроссоверных особей в потомстве.

Решение задач

23 (6)

Определение вероятности возникновения различных генотипов и фенотипов потомков по расстоянию между сцепленными генами.

Формирование умения определять вероятность возникновения различных генотипов и фенотипов потомков по расстоянию между сцепленными генами.

Решение задач

6. Наследование, сцепленное с полом. 4 часа.

24 (1)

Наследование, сцепленное с полом.

Углубление знаний о цитологических основах наследования, сцепленного с полом. Рассмотреть гомогаметность и гетерогаметность у различных видов живых организмов. Выявить роль половых хромосом в жизни и развитии организмов.

гомогаметность и гетерогаметность

Составление и защита презентаций

25 (2)

Решение прямых и обратных задач на сцепление признака с Х-хромосомой.

Формирование умения решать прямые и обратные задачи на сцепление признака с Х-хромосомой.

Решение задач

26 (3)

Решение прямых и обратных задач на сцепление признака с Х-хромосомой.

Формирование умения решать прямые и обратные задачи на сцепление признака с Х-хромосомой.

Решение задач

27 (4)

Решение прямых и обратных задач на сцепление с У-хромосомой.

Формирование умения решать прямые и обратные задачи на сцепление с У-хромосомой.

Решение задач

7. Взаимодействие неаллельных генов. 4 часа.

28 (1)

Взаимодействие неаллельных генов.

 Раскрыть проявление взаимосвязи и взаимодействия генов друг с другом, влияющих на проявление различных признаков; продолжить формирование умений работать с генетической символикой. Рассмотреть эпистаз: доминантный и рецессивный, комплементарность,  полимерию.

Эпистаз, комплементарность, полимерия.

Составление и защита презентаций

29 (2)

Решение задач на все типы взаимодействия неаллельных генов.

Формирование умения решать задачи на все типы взаимодействия неаллельных генов.

Решение задач

30 (3)

Решение задач на все типы взаимодействия неаллельных генов.

 Формирование умения решать задачи на все типы взаимодействия неаллельных генов.

Решение задач

31 (4)

Решение задач на все типы взаимодействия неаллельных генов.

Формирование умения решать задачи на все типы взаимодействия неаллельных генов.

Решение задач

8. Генеалогический метод. 2 часа.

32

Генеалогический метод.

Рассмотреть методы генетики. Углубить знания о генеалогическом методе.

Генеалогический метод, родословная

Составление и защита презентаций

33

Составление родословных. Решение задач.

Формирование умения составлять родословные; решать задачи с использованием родословных.

Решение задач

9. Итоговое занятие. 2 часа.

34

Защита проекта с презентацией «Составление генетических задач»   

Развивать умение обучающихся защищать проекты с использованием презентаций

Защита проекта с презентацией

35

Контрольная работа

Проверить сформированность умений решать генетические задачи всех видов.

Решение задач


Литература для учащихся.

  1. Богданова Т. Л., Солодова Е. А.Справочное пособие для старшеклассников и поступающих в ВУЗы.-М.: АСТ- ПРЕСС ШКОЛА,2002.-816с.
  2. Киреева Н. М. Биология для поступающих в ВУЗы. Способы решения задач по генетике.- Волгоград: Учитель,2003-50с.

Литература для учителя. 

  1. Муртазин Г. М. задачи и упражнения по общей биологии. Пособие для учителей.- М.: Просвещение,1981.-192с.
  2. Рувинский А. О., Высоцкая Л.В., Глаголев С.М. Общая биология: Учебник для 10-11 классов с углубленным изучением биологии.- М.: Просвещение,1993.-544с.
  3. В.Ю. Крестьяников, Г.Б. Вайнер. Сборник задач по генетике с решениями. Саратов. «Лицей» 2000г.
  4. Н.Лемиза, Л.Камлюк, Н.Лисов. Биология в экзаменационных вопросах и в ответах.
  5. М. Айрис- пресс. 2003 г.
  6. В.Н. Фросин, В.И. Сивоглазов. «Готовимся к ЕГЭ» Общая биология. М. Дрофа. 2004г.
  7. Генетические задачи. ЧГУ им. И.Н. Ульянова  г. Чебоксары. 1980 г.
  8. Генетика Н.Н.Чучкова, В.А. Глумова, Н.Е. Морозова, И.А. Черенков. Ижевск 2004г.
  9. Беркинблит М.Б. Почти 200 задач по генетике. М.: МИРОС, 1992.
  10. Ватти К.В., Тихомирова М.М. Руководство к практическим занятиям по генетике.—М.: Просвещение, 1979.
  11. Дикарёв С.Д. Генетика. Сборник задач. М., «Первое сентября» 2002.
  12. Соколовская Б.Х. Задачник по генетике. Новосибирск., Издательство «Наука» 1968. М., Центр РСПИ, 1992.
  13. Скокова А.А. Сборник задач по генетике. Рязань, Горизонт, 1993.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Решение задач по физике повышенной сложности. Механика». 9 класс

Программа элективного курса рассчитана на преподавание в объеме 34 часов (1 час в неделю), в процессе проведения которых сочетаются теоретический материал и практические работы, демонстрационные...

Разноуровневые задачи по генетике для 9 класса

Предлагаются два варианта для самостоятельной работы по решению генетических задач в 9 классе. Задания имеют три уровня сложности и дают возможность учителю более четкого оценивания понимания материал...

Электривный курс «Методы решения задач по физике повышенной сложности.»

Задача использования методов и технологий, позволяющих обеспечить подготовку к ЕГЭ, в настоящее время особенно актуальна. Целью элективного курса : является обеспечение дополнительной поддержки учащи...

Рабочая программа факультативного курса по биологии « Решение задач по генетике » для 10 классов

Цель курса – обеспечение компетентности выпускника в области генетики, молекулярной биологии и эволюционной теории и развитие у обучающихся практических навыков решения биологических задач.В целом кур...

Задачи по генетике для 10 класса на родословные человека

Задачи по генетике для 10 класса на родословные человека....

Задачи по генетике. Биология 9 класс.

Задачи по генетике. Биология 9 класс. Задачи на моногибридное и дигибридное скрещивание для фронтальной и индивидуальной работы. Выполнены в виде слайдов презентации. Для фронтальной проверки на следу...

Примеры решения задач по физике повышенной сложности

Приведены примеры решения задач по физике повышенной сложности, для проведения олимпиад, подготовки к итоговой аттестации, самообразования и т.д.Задачи взяты из учебного пособия "Практикум по реш...