Факультативный курс курса «Решение задач по физике повышенной сложности» 10 класс
элективный курс по физике (10 класс)

Казаева Ксения Васильевна

Факультативный курс курса  «Решение задач по физике повышенной  сложности» 10 класс 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №7»

Рабочая программа

факультативного курса

«Решение задач по физике повышенной  сложности»

для учащихся 10-ых классов

г. Когалым

2024 г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

             Программа  курса  предназначена для  учащихся 10-го   инженерно-технического класса, желающих приобрести опыт практического применения знаний по физике, а так же для осознанного выбора профильной направленности обучения в старшей школе. Программа рассчитана на 34 часа (1час в неделю).

              Программа составлена на основе программ:

1. В. Л. Орлов, Ю. А. Сауров. Программа элективного курса «Методы решения физических задач»: Программы элективных курсов. Физика. Профильное обучение 9-11 классы. / Сост. В. А. Коровин. - М.: Дрофа, 2005

2. Н. И. Зорин. Элективный курс «Методы решения физических задач: 10-11 классы», М., ВАКО, 2007 год (мастерская учителя).

        Цель данного курса углубить и систематизировать знания учащихся 10 классов по физике путем решения разнообразных задач и способствовать их профессиональному определению. Программа  курса согласована с профильным курсом и позволит учащимся  углубить и расширить свои знания и умения,  а также подготовиться к сдаче ЕГЭ.

        Основное направление – комплексный подход к получению в процессе занятий знаний; в творческом объединении их; развитие навыков и умений на базе теоретического материала, изучаемого на уроках.

        Основное содержание связано с получением углубленного материала соответственно темам, изученным на уроках физики, а также освоение практических навыков из множества абстрактных понятий, большого числа определений, законов, формул; требующих обязательного усвоения, выбрать именно те, которые, необходимы для решения данной физической задачи.

Цели курса:

  • расширение кругозора школьников и углубление знаний по основным темам базового курса физики, систематизация знания учащихся 10-го класса по физике и их профессиональное самоопределение,
  • формирование представлений о постановке, классификации, приемах и методах решения физических задач,
  • Дать учащимся представление о практическом применении законов физики к изучению физических явлений и процессов, происходящих в окружающем нас мире.

Задачи курса

  • Создание условий для развития устойчивого интереса к физике, к решению задач.
  • Формирование навыков самостоятельного приобретения знаний и применение их в нестандартных ситуациях.
  • Развитие  общеучебных умений: обобщать, анализировать, сравнивать, систематизировать через решение задач.
  • Развитие творческих способностей учащихся.
  • Развитие коммуникативных умений работать в парах и группе.
  • Показать практическое применение законов физики через решение задач, связанных с явлениями и процессами, происходящими в окружающем нас мире.

           Программа данного курса рассчитана на преподавание в объеме 34 часов (1 час в неделю), в процессе проведения которых сочетаются теоретический материал и практические работы, демонстрационные эксперименты.

           Образовательное, политехническое и воспитательное значение решения задач при изучении школьного курса физики трудно переоценить.  Основные понятия и законы физики не могут быть усвоены на достаточно высоком уровне, если их изучение не будет сопровождаться решением различного типа задач: качественных, расчетных, графических и др.

 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

       Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования.

Личностные:

у учащихся будут сформированы:

  • ответственное отношение к учению; готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  • умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпример;
  • основы экологической культуры; понимание ценности здорового образа жизни;
  • формирование способности к эмоциональному восприятию физических задач, решений, рассуждений;
  • умение контролировать процесс и результат учебной деятельности;

у учащихся могут быть сформированы:

  • коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
  • критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
  • креативность мышления, инициативы, находчивости, активности при решении задач.

Метапредметные:

регулятивные

учащиеся научатся:

  • формулировать и удерживать учебную задачу;
  • выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
  • планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • предвидеть уровень усвоения знаний, его временных характеристик;
  • составлять план и последовательность действий;
  • осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;
  • адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;

учащиеся получат возможность научиться:

  • определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата;
  • предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач;
  • осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия;
  • выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения;
  • концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;

познавательные

учащиеся научатся:

  • самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
  • использовать общие приёмы решения задач;
  • применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями;
  • осуществлять смысловое чтение;
  • создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения задач;
  • находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;

учащиеся получат возможность научиться:

  • устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
  • формировать учебную и общепользовательскую компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
  • видеть физическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни;
  • выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
  • планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
  • выбирать наиболее рациональные и эффективные способы решения задач;
  • интерпретировать информации (структурировать, переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ);
  • оценивать информацию (критическая оценка, оценка достоверности);
  • устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать рассуждения, обобщения;

коммуникативные

учащиеся научатся:

  • организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников;
  • взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
  • прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения;
  • разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;
  • координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;
  • аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

Предметные:

учащиеся научатся:

  • распознавать механические, тепловые и электрические явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений,
  • описывать изученные свойства тел и механические, тепловые и электрические явления, используя физические величины; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами;
  • анализировать свойства тел, механические, тепловые и электрические  явления и процессы, используя физические законы и принципы, при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;
  • различать основные признаки изученных физических моделей: материальная точка, инерциальная система отсчёта, идеальный газ и другие;
  • решать задачи, используя физические законы (закон сохранения энергии, закон всемирного тяготения, принцип суперпозиции сил, I, II и III законы Ньютона, закон Гука, закон Кулона, закон Ома и т.д.), и формулы, связывающие физические величины. На основе анализа условия задачи выделять физические величины и формулы, необходимые для её решения, и проводить расчёты;
  • самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях для решения несложных практических задач, в том числе с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора и компьютера;
  • пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения информации;
  • знать основные способы представления и анализа статистических данных; уметь решать задачи с помощью перебора возможных вариантов;

учащиеся получат возможность научиться:

  • использовать знания о механических явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;
  • приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях и физических законах;
  • различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов (закон сохранения механической энергии) и ограниченность использования частных законов (закон Гука и др.);
  • приёмам поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;
  • находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему на основе имеющихся знаний по механике с использованием математического аппарата, оценивать реальность полученного значения физической величины.

Содержание курса

Введение

Что такое физическая задача. Состав физической задачи. Физическая теория и решение задач. Значение задач в обучении и жизни.

Классификация физических задач по требованию, содержанию, способу задания и решения. Примеры задач всех видов.

Составление физических задач. Основные требования к составлению задач. Способы и техника составления задач. Примеры задач всех видов.

Правила и приемы решения физических задач

Общие требования при решении физических задач. Этапы решения физической задачи. Работа с текстом задачи. Анализ физического явления; формулировка идеи • решения (план решения). Выполнение плана решения задачи. Числовой расчет. Использование вычислительной техники для расчетов. Анализ решения и его значение. Оформление решения.

Типичные недостатки при решении и оформлении решения физической задачи. Изучение примеров решения задач. Различные приемы и способы решения: алгоритмы, аналогии, геометрические приемы. Метод размерностей, графические решения и т. д.

Кинематика

          Границы применимости классической механики. Пространство и время. Относительность механического движения. Системы отсчёта. Скалярные и векторные физические величины. Траектория. Путь. Перемещение. Скорость. Ускорение. Равномерное и равноускоренное прямолинейное движение. Равномерное движение по окружности. Взаимодействие тел.

Динамика и статика

Координатный метод решения задач по механике. Решение задач на основные законы динамики: Ньютона, законы для сил тяготения, упругости, трения, сопротивления. Решение задач на движение материальной точки, системы точек, твердого тела под действием нескольких сил.

Задачи на определение характеристик равновесия физических систем.

Задачи на принцип относительности: кинематические и динамические характеристики движения тела в разных инерциальных системах отсчета.

Подбор, составление и решение по интересам различных сюжетных задач: занимательных, экспериментальных с бытовым содержанием, с техническим и краеведческим содержанием, военно-техническим содержанием.

Экскурсии с целью отбора данных для составления задач.

Законы сохранения

Классификация задач по механике: решение задач средствами кинематики, динамики, с помощью законов, сохранения.

Задачи на закон сохранения импульса и реактивное движение. Задачи на определение работы и мощности. Задачи на закон сохранения и превращения механической энергии.

Решение задач несколькими способами. Составление задач на заданные объекты или явления. Взаимопроверка решаемых задач. Знакомство с примерами решения задач по механике республиканских и международных олимпиад.

Конструкторские задачи и задачи на проекты: модель акселерометра, модель маятника Фуко, модель кронштейна, модель пушки с противооткатным устройством, проекты самодвижущихся тележек, проекты устройств для наблюдения невесомости, модель автоколебательной системы.

Строение и свойства газов, жидкостей и твёрдых тел

Качественные задачи на основные положения и основное уравнение молекулярно-кинетической теории (МКТ). Задачи на описание поведения идеального газа: основное уравнение МКТ, определение скорости молекул, характеристики состояния газа в изопроцессах.

Задачи на свойства паров: использование уравнения Менделеева — Клапейрона, характеристика критического состояния. Задачи на описание явлений поверхностного слоя; работа сил поверхностного натяжения, капиллярные явления, избыточное давление в мыльных пузырях. Задачи на определение характеристик влажности воздуха.

Задачи на определение характеристик твердого тела: абсолютное и относительное удлинение, тепловое расширение, запас прочности, сила упругости.

Качественные и количественные задачи. Устный диалог при решении качественных задач. Графические и экспериментальные задачи, задачи бытового содержания.

Основы термодинамики

Комбинированные задачи на первый закон термодинамики. Задачи на тепловые двигатели.

Экскурсия с целью сбора данных для составления задач.

Конструкторские задачи и задачи на проекты: модель газового термометра; модель предохранительного клапана на определенное давление; проекты использования газовых процессов для подачи сигналов; модель тепловой машины; проекты практического определения радиуса тонких капилляров.

Электрическое поле

Характеристика решения задач раздела: общее и разное, примеры и приемы решения.

Задачи разных видов на описание электрического поля различными средствами: законами сохранения заряда и законом Кулона, силовыми линиями, напряженностью, разностью потенциалов, энергией. Решение задач на описание систем конденсаторов.

Решение качественных экспериментальных задач с использованием электрометра, магнитного зонда и другого оборудования.

Постоянный электрический ток в различных средах

Задачи на различные приемы расчета сопротивления сложных электрических цепей. Задачи разных видов «а описание электрических цепей постоянного электрического тока с помощью закона Ома для замкнутой цепи, закона Джоуля — Ленца, законов последовательного и параллельного соединений. Ознакомление с правилами Кирхгофа при решении задач. Постановка и решение фронтальных экспериментальных задач на определение показаний приборов при изменении сопротивления тех или иных участков цепи, на определение сопротивлений участков цепи и т. д. Решение задач на расчет участка цепи, имеющей ЭДС.

Задачи на описание постоянного электрического тока в электролитах, вакууме, газах, полупроводниках: характеристика носителей, характеристика конкретных явлений и др. Качественные, экспериментальные, занимательные задачи, задачи с техническим содержанием, комбинированные задачи.

Заключительное занятие по курсу

Основные виды деятельности учащихся

Индивидуальное, коллективное, групповое решение задач различное трудности.

Подбор, составление и решение по интересам различных сюжетных задач: занимательных, экспериментальных, задач с различным содержанием, задач на проекты, качественных задач, комбинированных задач и т.д.

Решение олимпиадных задач.

Составление таблиц.

Взаимопроверка решенных задач.

Составление тестов для использования на уроках физики.

Составление проектов в электронном виде.

Экскурсии с целью отбора материала для составления задач.

Ожидаемые образовательные результаты

Знания основных законов и понятий.

Успешная самореализация учащихся.

Опыт работы в коллективе.

Умение искать, отбирать, оценивать информацию.

Систематизация знаний.

Возникновение потребности читать дополнительную литературу.

Получение опыта дискуссии, проектирования учебной деятельности.

Опыт составления индивидуальной программы обучения.

Календарно-тематическое планирование занятий

        

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Дата

Введение (1 час)

1

Физическая задача.
Классификация задач. Правила и приемы решения физических задач.

1

Кинематика (4 часа)

2

Основные законы и понятия кинематики.

1

3

Решение расчетных и графических задач на равномерное движение.

1

4

Решение задач на равноускоренное движение.

1

5

Движение по окружности. Решение задач.

1

Динамика и статика (6 часов)

6

Координатный метод решения задач по механике. Решение задач на основные законы динамики: Ньютона, законы для сил тяготения, упругости, трения, сопротивления.

1

7

Решение задач на движение материальной точки, системы точек, твердого тела под действием нескольких сил.

1

8

Задачи на определение характеристик равновесия физических систем.

1

9

Задачи на принцип относительности: кинематические и динамические характеристики движения тела в разных инерциальных системах отсчета.

1

10

Подбор, составление и решение задач по интересам.

1

11

Физическая олимпиада.

1

Законы сохранения (7 часов)

12

Классификация задач по механике: решение задач средствами кинематики, динамики, с помощью законов сохранения.

1

13

Задачи на закон сохранения импульса и реактивное движение.

1

14

Задачи на определение работы и мощности.

1

15

Задачи на закон сохранения и превращения механической энергии. Решение задач несколькими способами.

1

16

Составление задач на заданные объекты или явления. Взаимопроверка решаемых задач.

1

17

Знакомство с примерами решения задач по механике республиканских и международных олимпиад.

1

18

Физическая олимпиада.

1

Строение и свойства газов, жидкостей и твёрдых тел (5 часов)

19

Качественные задачи на основные положения и основное уравнение молекулярно-кинетической теории (МКТ).

1

20

Задачи на описание поведения идеального газа: основное уравнение МКТ, определение скорости молекул, характеристики состояния газа в изопроцессах.

1

21

Задачи на свойства паров: использование уравнения Менделеева—Клапейрона, характеристика критического состояния.

1

22

Задачи на определение характеристик твердого тела: абсолютное и относительное удлинение, тепловое расширение, запас прочности, сила упругости.

1

23

Качественные и количественные задачи. Графические и экспериментальные задачи, задачи бытового содержания.

1

Основы термодинамики (4 часа)

24

Комбинированные задачи на первый закон термодинамики.

1

25

Задачи на тепловые двигатели.

1

26

Конструкторские задачи и задачи на проекты:

1

27

Физическая олимпиада.

1

Электрическое поле (4 часа)

28

Характеристика решения задач раздела: общее и разное, примеры и приемы решения.

1

29

Задачи разных видов на описание электрического поля различными средствами: законами сохранения заряда и законом Кулона, силовыми линиями, напряженностью.

1

30

Задачи разных видов на описание электрического поля различными средствами: разностью потенциалов, энергией.

1

31

Решение задач на описание систем конденсаторов.

1

Постоянный электрический ток в различных средах (2 часа)

32

Задачи на различные приемы расчета сопротивления сложных электрических цепей.

1

33

Решение задач на расчет участка цепи, имеющей ЭДС. Постановка и решение фронтальных экспериментальных задач на определение показаний приборов.

1

34

Заключительное занятие по курсу

1

Литература

1. Балаш В.А. Задачи по физике и методы их решения. – М.: Просвещение, 2003.

2. Бобошина С. Б. «ЕГЭ. Физика. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий», М., Экзамен, 2009 г.

3. Демкович В.П., Демкович Л.П. Сборник задач по физике для VIII-X классов средней школы. – М.: Просвещение, 2004.

4. Зорин Н. И. «Элективный курс «Методы решения физических задач»: 10-11 классы», М., ВАКО, 2007 г. (мастерская учителя).

5. Кабардин О.Ф., Орлов В.А. Международные олимпиады по физике. – М.: Наука, 2010.

6. Каменецкий С. Е., Орехов В. П. «Методика решения задач по физике в средней школе», М., Просвещение, 1987 г..

7. Кондратьев А.С., Ларченкова Л.А., Ляпцев А.В. «Методы решения задач по физике». - Физматлит, 2012

8. Ланге В.Г. Экспериментальные физические задачи на смекалку. – М.: Наука, 2009.

9. Марон В. Е., Городецкий Д. Н., Марон А. Е., Марон Е. А. «Физика. Законы. Формулы. Алгоритмы» (справочное пособие), СПб, Специальная литература, 1997 г.

10.  Меледин Г. В., «Физика в задачах. Экзаменационные задачи с решениями», М., Наука, 1989 г.

11. Орлов В. Л., Сауров Ю. А. «Методы решения физических задач» («Программы элективных курсов. Физика. 9-11 классы. Профильное обучение»). Составитель В. А. Коровин. Москва: Дрофа, 2005 г.

12. Пинский А.А. Задачи по физике. – М.: Наука, 2012

13. Разумовский В.Г. Творческие задачи по физике. – М.: Просвещение, 2008.

14.  Ромашевич А. И. «Физика. Механика. 10 класс. Учимся решать задачи», М., Дрофа, 2007

15. Слободецкий И.Ш., Орлов ВА. Всесоюзные олимпиады по физике. – М: Просвещение, 2012.

16 . Трофимова Т. И. «Физика. Теория. Решение задач. Лексикон» (мой универсальный справочник для школьников и абитуриентов), М., Образование, 2003 г.

17 . Хламова И. В. «Методы решения физических задач», Дрофа, 2005


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дистанционного курса "Решение нестандартных задач по химии-11 класс"

Программа рассчитана на 34 часа: один час в неделю, в форме дистанционного обучения. Ее реализация рассчитана на четыре четверти. Данная программа включает в себя все основные требования, кото...

Элективный курс «Решение нестандартных задач по физике»

Элективный курс по физике для 9 класса...

Элективный курс "Решение нестандартных задач по физике."

Курс рассчитан на 17 часов. Поможет хорошо подготовится к сдаче экзамена по физике....

Программа учебного курса «Решение экспериментальных задач по физике» (8 класс)

В системе школьного обучения физике особое место занимают экспериментальные задачи. К которым относятся такие физические задачи, постановка и решение которых органически связаны с экспериментом: с раз...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА факультативного курса «Решение нестандартных задач по математике» 11 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА факультативного курса  «Решение нестандартных задач по математике» 11 класс...