Интегрированный урок ( иностранный язык - химия): Pierre et Marie Curie et leurs découvertes importantes pour la France et pour la science mondiale. Радий обогатил Знание и послужил Благу. Но не может ли он послужить и Злу
план-конспект урока по химии (9 класс)

Самохин Дмитрий Михайлович

Интегрированный урок (иностранный язык - химия):"Pierre et Marie Curie et leurs découvertes importantes pour la France et pour la science mondiale. Радий обогатил Знание и послужил Благу. Но не может ли он послужить и Злу. " Разработан совместно с учителем французского языка, проведен в рамках предметной недели биологии и химии. На сайте размещен конспект урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrirovannyy_urok_in-yaz_himiya.doc83 КБ

Предварительный просмотр:

Pierre et Marie Curie et leurs découvertes importantes pour la France et pour la science mondiale.

Радий обогатил Знание и послужил Благу. Но не может ли он послужить и Злу.

(Интегрированный урок иностранный язык – химия)

Составители:

учитель французского языка

Тюрина Т.И.

учитель химии и биологии

Самохин Д.М.

Тема: Pierre et Marie Curie et leurs découvertes importantes pour la France et pour la science mondiale.

Цель урока: Знакомство учащихся с жизнью замечательных ученых и их открытием, расширения страноведческих знаний в рамках изучаемой темы.

Задачи:

  1. привлечь учащихся к самостоятельному чтению научных текстов с целью извлечения необходимой информации
  2. обсудить содержание предложенных текстов на французском языке
  3. кратко изложить своими словами содержание прочитанных текстов
  4. организовать беседу о роли и значимости открытия, ученых для Франции и всего человечества

I Организационное начало урока

1) беседа с дежурным о готовности класса к уроку

II Введение в тему урока

Camarades, aujourď hui nous avons avec vous une leçon de français extraordinaire. Elle ne se passe pas dans la sale de français mais dans la laboratoire chivique. Je vous montre quelques pertraits. Regarder attentivement: Lomonossov, Méndeléev, Tsiolkovsky, Newton, Kourtchatov – qui est-ce?

Aujourď hui nous allons parler des savont, des savants français. Le theme de notre leçon “Pierre et Marie Curie et leurs découvertes importantes pour la France et pour la science mondiale”. Comment nous traduisons tn russe cethème?

III Презентация новых лексических единиц и модельных фраз работа со словарем тематическим.

IV Ознакомительное чтение с извлечением частичной информации.

    а) чтение по очереди текста «La famille Curie».

    в) Répondez aux questions suivantes:

  1. Quel est le titre de ce texte?
  2. Qui a écrit ce texte?
  3. Qui est Ives ?
  4. Nommez les perfonnages principaux de ce texte?
  5. De quoi j, agit-il dans ce texte?
  6. Nommez ľ idée maîtresse.
  7. Qui était Pierre Curie?
  8. Quand et où est-il nè?
  9. Comment était la vie dans la famille de Pierre?
  10. Comment aidaient le petit Pierre et son frère à ses parents?
  11. Pierre, va-t-il à ľ ècole?
  12. Qui  ètaient ses professeurs?
  13. Quelles matières aimait Pierre?
  14. A quel âge Pierre est entrè à ľ Université?
  15. Est-ce que Curies aimaient le sport?
  16. Qư est-ce qư il a fait à ľ Université?
  17. Quand Jacques a quitté Paris?
  18. Est-ce qư il a commencé  à travailler à ľ école de physique?
  19. Qui aidait Pierre dans ses experiences?
  20. Est-ce que Marie Curie est devenne professeur? Dans quelles ľ Université?
  21.  Qư est-ce qư elle a fait après la morte de son mari?
  22. En quelle année elle a reçu le prix Nobel?

c) Eh bien, nous continuons de travailler avec ce texte. Trouvez dans le texte les phrases qui correspondent aux phrases russes.

  1. Его отец был врачом.
  2. Это был очень умный, образованный человек.
  3. Жизнь в семье была тяжелой.
  4. Пьер никогда не учился в школе.
  5. Всем наукам его обучали родители.
  6. В 16 лет Пьер поступил в Университет.
  7. Желая помочь своим родителям, он начал работать в лаборатории.
  8. Пьер очень любил своего брата.
  9. Они были отличными пловцами и летними вечерами любили купаться в реке.
  10. В Университете Пьер со своим братом занимались научными исследованиями.
  11. Пьер начал работать в институте физики.
  12. Его жена Мария помогала ему в экспериментах.
  13. В 1903 году они получили Нобелевскую премию за открытия радиоактивности элементов.
  14. После смерти мужа Мария Кюри стала профессором в Сорбонне.
  15. Впервые в истории Франции женщина становится профессором в Сорбонне.

Учитель химии

«Мари Кюри» производит опыт получения красной кровяной соли. Получив раствор, восхищенно смотрит на раствор.

Учитель: Вот с таких простых опытов начинается любовь к химии  бедующей великой ученой. Поступила в Сорбонну, где успешно училась и подрабатывала в химической лаборатории. Наука была у нее в душе. В Париже жила Мари учится, было трудно, семья не могла помогать. Спасала работа. Там она и познакомилась со своим мужем Пьером Кюри. Оба одержимые наукой хорошо понимали друг друга.

Закончив университет Мари решает получить кандидатскую степень. Оба супруга припадают Пьер – в Физической школе, Мари в женской гимназии. Долгими вечерами, обсуждая новости науки. Заинтересовавшись работами Анри Беккерель, Мари решает вопрос с выбором темы для диссертации. Пьер полностью поддерживает её. Через много трудовых и кропотливых рабочих дней, в плохо оборудованной лаборатории, появляются первые результаты. Изучая урановую смолку, супруги обнаружили два новых элемента полоний и радий.  Первый элемент они решили назвать в честь родины Мари – Польши. Второй в переводе означает «лучистый», от явления которым он обладает. Кюри вводят в науку термин «радиоактивность».

Запишем определение: Явление испускания атомами невидимых проникающих излучений назвали радиоактивностью (от слова «радиус» - луч). 

Что же известно сейчас про полоний и радий?

Сообщения  - «Полоний – химический элемент ПСХЭ Д. И. Менделеева», «Радий – химический элемент ПСХЭ Д. И. Менделеева».

Блиц опрос:

-Какие радиоактивные элементы вам известны?

-Как можно распознать такие элементы в таблице химических элементов  Д.И. Менделеева?

-В каком году были открыты полоний и радий?

-Какими физическими свойствами обладает полоний?

-Какими физическими свойствами обладает радий?

-Какие химические свойства проявляет полоний и радий?

V Обучение диалогической речи

La mère de Marie est morte. Elle reste avec sa soeur Bronie et avec son père. Leur vie était très difficile. Et Marie avec son père ont decide ď envoyer Bronie en France, á Paris. Pour quel but? Econtez, s′ il vous plait, le dialogue entré deux soeurs.

Диалог

 Pour aider sa soeur, un jour Marie est entrée au fureau de renseignement.

Диалог

Et mintenant nous traillons avec texte “Marie veut apprendre”.

  1. Lisons ce Texte pour (que) savoir dans quelles conditions travaillait Marie Curie.
  2. Ouvrez vos cahiers! Ecrivez la dictée visuelle!
  1. Жить в Париже
  2. платить за комнату
  3. ее одежда
  4. проблему, которую надо решить
  5. единственная студентка
  6. многие ее польские товарищи были также бедными
  7. Мария добиралась до Сорбонны пешком
  8. минимум угля
  9. минимум света
  10. Мария ходила в библиотеку
  11. тепло
  12. молодая полечка могла работать до ночи
  13. она никогда не ходила в ресторан
  14. она ела только хлеб с маслом и чай
  15. она изучала математику, физику, химию
  16. физическая лаборатория в Сорбонне

VI. Лексические игры

а) Devinette”Couple de savants français qui a découvert un nouvel element cimique radioactive-le radium”. Qui est-ce?

б) Transformez en noms:

savoir –

decouvrir – la découverte

résoudre – la resolution

nager – la natation

rechercher – la récherche

mourir – la morte

lutter – la lutte

nommer – la nom

étudier – ľ étudiant (e)

loger – le logement

essayer – ľ essaie

M. Marie Curie avait une telle popularité qư aucune ď autre femme du monde. Elle a reçu 10 Prix et 16 médailles. C′ était une premiére femme – professeur à ľ Université de Sobonne.

Учитель химии: Вы разобрали текст жизни молодой студентки Кюри. В ее не легкой жизни, рядом с ней происходили различные процессы. Вспомните диалог. На зовите физические и химические явления, которые сопровождали юную М.С.-Кюри.

II leçon

тема урока: Радий обогатил Знание и послужил Благу. Но не может ли он послужить и Злу.

Мари Кюри из тонны урановой смолки получила 1 г чистого радия. Интересно сколько молекул содержал этот первый грамм драгоценного радия. Каким образом мы можем узнать.

Решение задачи: Сколько молекул содержится в 1 г радия.

Дано:

m(Ra) = 1 г

Найти:

 N (Ra) - ?

Решение:

1) количество молекул в веществе мы можем найти через количество вещества

n = N/ Na , где n – количество вещества, N – количество молекул в веществе, Na  - число Авагадро , которое равно 6 *10 23  моль -1 .

2) количество вещества можно найти по формуле: n = m / M .

Найдем количество вещества радия:

n (Ra) = 1/ 226 = 0,004 моль

N= 0.004*6*10 23  = 2.4*10 21   молекул

Наиболее стабильное соединение, которое образует радий – хлорид радия.

(работа по карточкам – название солей радия, расчет степеней окисления, относительной молекулярной массы)

I Введение в тему

Et bien, camarades, nous sommes dans la maison de Pierre et Marie Curie. Tout est simple comme dans leur laboratoire. Mais attention! Qư est-ce que se passé? Qui frappe à notre porte! Entrez, entrez, s′ il vous plait? Oh! C′ est Monsieur le Ministre de la Siencede la France.

II Вручение диплома.

Учитель химии вручает диплом Лауреатов Нобелевской премии в домашней обстановке.

Camarades, pourquoi à maison? Quand pensez-vous? Votre point de vue?(1. ils sont trés pauvres Pierre est malade)

Обозначить проблему.

Тема нашего второго урока «Радий обогатил Знание и послужил Благу. Но не может ли он послужить и Злу». Вопрос чему послужит их открытие супругов Кюри, мучил с самого начала их исследований. Так все же чему послужил радий?

Заполнение схемы «применение радиоактивных химических элементов»

(плакаты – «Мирный атом», «Радиация и война», «Радиация в медицине», «Новые открытия атома»; Юный химик, Юный физик, медицинская энциклопедия…)

III Решение проблемной ситуаций

A la suite du bombardement atomique ď Hiroshima et de Nagasaki sont morts près de 215 mille personnes!

Chaque année le 26 avril nous avons le jour de la mémoire des victims de Tchrnobil

Учитель химии.

Так что же радий послужил только злу? Нет, это не так! 

(беседа)

а) Работа с текстом «Le nuage»

б) Формулировка вывода

«...Можно себе представить и то, что  в преступных руках радий способен быть очень опасным, и в связи с этим следует задать такой вопрос: является ли познание тайн природы выгодным для человечества, достаточно ли человечество созрело, чтобы извлекать из него только пользу, или же это познание для него вредоносно? В этом отношении очень характерен пример с открытиями Нобеля: мощные взрывчатые вещества дали возможность производить удивительные работы. Но они же оказываются страшным орудием разрушения в руках преступных властителей, которые вовлекают народы в войны.

Я лично принадлежу к людям, мыслящим как Нобель, а именно, что человечество извлечет из новых открытий больше блага, чем зла».

Говорил Пьер Кюри

Добру или Злу служить радию? На этот вопрос сможете ответить только ВЫ!

Ľ énergie atomique est tres utile pour ľ humanité.

c) Quelles est votre opinion sur les idees suivantes?

  1. La formation ď un savant commence à ľ école.
  2. Un vrai savant peut naître seulement dans la famille de savants.
  3. Le progress technique ouvre de vastes perspectives pour le developpement de la science
  4. La découverte de ľ énergie atomique est un bien pour ľ humanité.

IV Devoir

Racontez la biographie ď un savant ď après le plan suivant:

  1. Quand et où est ne ce savant.
  2. Ses parents.
  3. Son enfance.
  4. Ses etudes.
  5. Son travail et ses decouvertes.
  6. S′ importance de son decouverte pour la sience.

Домашнее задание по химии

Повторить правила названия сложных веществ

Приложение

Vocabulaire

un savant – ученый

dècouvrir – открывать

une dècouverte – открытие

difficile – трудный , -ая

une science – наука

se baigner – купаться

faire des recherches scientifiques – делать открытие

qutter – покидать

ľ experience – опыт

ľ atelier – мастерская

devenir (devenu) – становится

recevoir – получать

payer – бедный

rèsoudre – решать, la resolution

ľ étudiant (e) – студентка

pauvre – бедный

un logement – квартира

ľ éclairage – освещение

perdre – терять

ľ escalope – похлебка

essayer les forces – испытывать силы

  1. Bonjour, Mademoiselle! Qư est-ce que vous voulez.
  2. Qule âge avez-vous?
  3. Avez –vous des recommendations?
  4. Parlez-vous quelles lanques étrangères
  5. Quelles sont vos conditions?
  6. Qul font vos parents?
  7. Bon! Je pense que je trouverai quelque chose pour vous. Mais Mademoiselle, quell âge avez-vous?
  8. Bon, Mademoiselle! Si j′ aurai besoin, je vous télephonerai. Au revoir!

Monsieur

  1. Bonjour, Mademoiselle! Qư est-ce  que vous voulez.
  2. Quel âge avez-vous?
  3. Avez-vous des rècommandations?
  4. Quelles langues étrengères parlez-vous?
  5. Quelles sont vos conditions?
  6. Que font vos parents?
  7. Bon! Je pense que je trouverai quelque chose pour vous. Mais, Mademoiselle, quell âge avez vous, dites encore une fois.
  8. Bon, Mademoiselle! Si j, aurai besoin, je vous téléphonerai. Au revoir!

Bronie

(набрасывает на клочке бумаги цифры)

  1. La résolution? Laquelle?
  2. Je crois, qư il est suffit pour le chemin et un an pour més etudes à ľ Université. Mais tu sais, Marie, je ferai ma medicine 5 ans.
  3. Que faire?
  4. Marie, tu es folle!
  5. Ma chère soeur! Ou seras-tu travailler. Et si tu auras beaucoup ď argent?
  6. Marie! Tu es très capable, tu es très inlelligente, tu es très sérieuse! Peut-être c′ est toi qui arriveras en France? Pourquoi pas?

Marie

  1. Ma soeur, cherie! Le dernier temps j, ai beaucoup réflechi. J, ai parlé avec mon père. Je pense que je trouve la resolution.
  2. Combien de moist u peux vivre á Paris pour, ses propres argents?
  3. C′ est très peu. Très peu ď argent
  4. Cet automne tu devras partir á Paris
  5. Non! Tout ď abord tu vivras á tes argents. Mais bientôt je commencerai á travailler et je t, aiderai. Et quand tu deviendras medicine, c′ est moi qui partirai en France, á Paris
  6. C′ est comme ça! J, ai trouvé la resolution. Je serai servante. J′ aurai ľ appartement, la table et 400 roubles par an!
  7. Réflechis un peu! Tu as déjá 20 ans, et moi, j′ ai seulement 17.

  1. Je trouve la place de servante
  2. 17 ans.
  3. Oui. Je donnais quelques leçons.Voilà les recommendations des parents. Voilà mon sertificat.
  4. Je parle bien allemande, russe, fracais et anglais. Monsieur, le peux enseigner toutes les matieres. J′ ai terminé le gymnase avec une médaille ď or.
  5. 400 roubles par an.
  6. Mon père est le professeur de gymnase.
  7. 17 ans. A Bientôt.
  8. Au revoir, Monsieur!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка интегрированного урока иностранного языка по теме «Двигатели. Термины по автоделу»

В разработке представлена Технологическая карта занятия, сценарий проведения урока. В Приложении представлен учебный материал и задания для проведения данного занятия....

Интегрированный урок иностранного языка в современной школе

Доклад учителя английского языка Никишиной И.В. православной школы-пансиона «Плесково» на семинаре РМО учителей иностранного языка « «Интегрированный урок иностранного языка  как средство повышен...

Интегрированный урок иностранного языка

Интегрированный урок – одна из инноваций современной методики преподавания в российской школе. Это технология вторгается в школьные программы и связывает на первый взгляд несовместимые предметы. Не яв...

Педагогический проект "Проектирование интегрированного урока английского языка и изобразительного искусства для повышения мотивации изучения иностранного языка".

Педагогический проект «Проектирование интегрированного урока английского языка и изобразительного искусства для повышения мотивации изучения иностранного языка» представляет собой межпредметный, внутр...

Технологическая карта урока французского языка в 5 классе по теме: «A la découverte de la France. De la réalité à la carte.»

УМК: LE FRANÇAIS EN PERSPECTIVE Цель урока: формирование лексико-грамматической компетенции, создание условий для обобщения и систематизации знаний и умений по теме, формирование оценочной деятельн...

Статья по теме: Использование новых форм обучения. Приложение Plickers может сделать урок иностранного языка интересным.

В настоящее время, в современных условиях реализации ФГОС, нельзя забывать о том, что мы обучаем поколение Z и альфа, которые появились на свет вместе с гаджетами и привычные формы обучения, например,...