Интегрированный урок иностранного языка в современной школе
статья по английскому языку на тему

Никишина Ирина Владимировна

Доклад учителя английского языка Никишиной И.В. православной школы-пансиона «Плесково» на семинаре РМО учителей иностранного языка « «Интегрированный урок иностранного языка  как средство повышения мотивации и интереса учащихся к изучаемым предметам» В рамках семинара был проведен мастер-класс, по результатам которого была собрана коллекция идей для проведения интегрированных уроков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интегрированный урок иностранного языка

в современной школе

Доклад учителя английского языка Никишиной И.В. православной школы-пансиона «Плесково» на семинаре РМО учителей иностранного языка « «Интегрированный урок иностранного языка  как средство повышения мотивации и интереса учащихся к изучаемым предметам»

     

Каждый учитель сталкивается с проблемой: ученики, приходя на урок по одному предмету, не готовы использовать знания, полученные на других уроках. Успешное изучение школьниками одного предмета часто зависит от наличия у них определенных знаний и умений по-другому. Например, решение задач по физике или химии требует чисто математических навыков, работа с компьютером связана со знанием соответствующей английской лексики. Но даже если такое точное указание на возможное партнерство отсутствует, строго оценивая содержательный план своего предмета, учитель может увидеть, что изолированное преподавание нередко ущербно, недостаточно. Ведь мы все более отчетливо понимаем, что мир един, что он пронизан бесчисленными, внутренними связями так, что нельзя затронуть ни одного важного вопроса, не задев при этом множества других. В подобных случаях требуется сравнение, сопоставление, а это есть основание для интеграции.

Физиологами и психологами доказано, что дети (особенно младшего школьного возраста) не могут в течение целого урока заниматься только одной деятельностью, например, читать и писать. Поэтому целесообразно проводить интергированные уроки, где одной теме (идее) подчиняются разные виды деятельности. Интеграции знаний из разных областей, помогает снять причины детской усталости.

На интегрированных уроках дети работают легко и с интересом усваивают обширный по объему материал. Важно и то, что приобретаемые знания и навыки не только применяются школьниками в их практической деятельности в стандартных учебных ситуациях, но и дают выход для проявления творчества, для проявления интеллектуальных способностей.

Интеграция – это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области.

      Понятие «интеграция» может иметь два значения:

а) создание у школьников целостного представления об окружающем мире (здесь интеграция рассматривается как цель обучения);

б) нахождение общей платформы сближение знаний (здесь интеграция – средство обучения).

           

Представляется важным деление интегрирования на вертикальное и горизонтальное.

Горизонтальное интегрирование предусматривает объединение школьных предметов данного класса обучения.

Вертикальное интегрирование охватывает однородный материал из программы разных лет обучения.

Интегрированный урок позволяет решать целый ряд задач, которые трудно реализовать в рамках традиционных подходов.

Вот  некоторые из таких задач:

  • повышение мотивации учебной деятельности за счет нестандартной формы урока (это необычно, значит интересно);
  • рассмотрение понятий, которые используются в разных предметных областях;
  • организация целенаправленной работы с мыслительными операциями: сравнение, обобщение, классификация, анализ, синтез и т.д.;
  • показ межпредметных связей и их применение при решении разнообразных задач.

Типы и формы интегрированных уроков

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Формы уроков: 

  • урок-путешествие;
  • урок-исследование;
  • урок-экскурсия;
  • мультимедиа-урок;
  • проблемный урок.

Современный урок формирования знаний на основе сочетания разнообразных методов и средств обучения решает комплекс задач. Используются как объяснительно-иллюстративные, так и частично поисковые, исследовательские методы обучения, дискуссия, разнообразные источники знаний, программы телевидения, кинофрагменты, магнитофонные записи, мультимедийные курсы, интернет-технологии, другие технические средства обучения и контроля. Широко используются также разнообразные формы работы: групповая, фронтальная, звеньевая, парная, индивидуальная.
На таких уроках создается больше возможностей для решения познавательных задач, высказывания предложений реализации творческого потенциала, словом создаются условия для полного развития личности учащегося.

Тип урока: урок обучения умениям и навыкам.

Формы: 

  • урок-практикум;
  • урок-сочинение;
  • урок – деловая или ролевая игра;
  • комбинированный урок;
  • урок-путешествие.

Цель данного типа урока – выработать у учащихся определенные умения и навыки, предусмотренные учебной программой.

Задачи: 

  • образовательные: познакомить; дать представление; выработать умение; научить владению приемами;
  • воспитательные: показать роль:; вовлечь в активную практическую деятельность; способствовать воспитанию природо- и культуроохранного, экологического сознания; создавать объективную основу для воспитания и любви к родному краю; совершенствовать навыки общения;
  • развивающие: научить работать с дополнительной литературой и другими источниками информации; готовить доклады; выступать перед аудиторией, формирование критического мышления; умения анализировать, выделять главное, обобщать и делать выводы.

Тип урока: урок повторения.

Формы: 

  • повторительно-обобщающий урок;
  • игра (КВН, Счастливый случай, Поле чудес, конкурс, викторина);
  • театрализованный урок (урок-суд);
  • заключительная экскурсия;
  • урок-анализ контрольных работ;
  • урок-беседа.

Цель – более глубокое усвоение знаний, высокий уровень обобщения, систематизации.

Такие уроки проводятся при изучении крупных тем программы или в конце учебной четверти, года. К ним можно отнести итоговые уроки.

На уроке повторения и систематизации знаний учащиеся включаются в различные виды деятельности. Проводятся беседы, дискуссии, лабораторные работы, практикуется выполнение заданий, решение задач. На этих уроках, наряду с беседой включаются краткие сообщения учащихся, выступления с устными рецензиями на отдельные статьи, книги, посвященные разбираемому вопросу.

Учителя, которые планируют включить в свою педагогическую деятельность проведение интегрированных уроков, должны учитывать затруднения, которые могут при этом возникнуть.

Во-первых, следует просмотреть программы тех предметов, которые предполагается интегрировать с целью выявления похожих по тематике тем. Они необязательно должны быть идентичны, главное – выявить общие направления данных тем и обозначить цель будущего интегрированного урока. При этом нужно не забывать, что цель урока должна быть направлена на более глубокое изучение материала и практическое подкрепление теоретических знаний, что необходимо для лучшего усвоения материала.

Во-вторых, если урок готовиться 2 учителями, при составлении конспекта урока следует четко распределить количество времени, отводимое каждому педагогу и строго придерживаться данного регламента.

В-третьих, не стоит забывать, что проведение интегрированных уроков требует от педагогов серьёзной тщательной подготовки к уроку. Учителя  должны строго соблюдать регламент урока, тщательно продумывать формы и методы работы на таких уроках. Такие уроки больше похожи на театральную постановку, а следовательно, требуют от учителя умения импровизировать.

Что же касается количества интегрированных уроков, то здесь однозначного ответа быть не может. Всё зависит от умения учителя синтезировать материал, органично связать между собой и проводить интегрированный урок без перегрузки детей впечатлениями и не был нескладной мозаикой отдельных картин. Пока не созданы в достаточном количестве интегрированные учебники, отбор и систематизация материала – нелёгкая задача для учителя.

Я бы не советовала злоупотреблять проведением интегрированных уроков, так как слишком частое использование данной формы урока может привести к обратному результату – снижению познавательной активности обучающихся к изучаемым предметам.

Особенности проведения интегрированных уроков по иностранному языку

 

У урока иностранного языка особенная специфика, которую учитель иностранного языка не может не учитывать. В настоящее время глобальной целью овладения иностранным языком считается приобщение к иной культуре и участие в диалоге культур. Эта цель достигается путем формирования способности  к межкультурной коммуникации.

Необходимо подчеркнуть важность взаимодействия и сотрудничества учащихся, а также речевого задания для организации коммуникативного усвоения языка. Коммуникативное обучение включает формирование коммуникативной  концепции, то есть внутренней готовности и способности к речевому общению, ориентирующей учащихся на "вхождение" в иное культурное пространство. Для такого обучения характерны прежде всего нетрадиционные формы проведения занятий. Интегрированное обучение - одно из новшеств современной методики. Эта технология смело вторгается в школьные программы и связывает на первый взгляд трудно совместимые предметы. Иностранный язык  занимает особое положение, так как он по своей сути  является интегрированным предметом. Он весь пронизан межпредметными связями и предлагает учащимся знания многих областей науки, искусства, культуры, а также реальной повседневной жизни.

Интегрированный урок иностранного языка требует особой подготовки. В ходе такого урока необходимо:

а) тщательно проработать новую лексику; её количество должно быть ограничено с учётом подготовки класса,

б) кратко и доступно изложить содержание изучаемой темы,

в) разработать тесты и задания для закрепления лексики и развития навыков устной речи.

В своей работе я использую технологию интегрированного обучения на среднем и  старшем этапе обучения. Введение и активизация элементов интеграции английского языка с различными предметами (литературой (изучение творчества писателей, поетов), историей (страноведческий материал), географии (изучение географического положения  стран) делает урок интересным, ёмким, развивающим кругозор и усиливает желание изучать иностранный язык. Современный урок английского языка уже невозможно представить без интеграции и с информатикой (подготовка и проведение проектов, тестирований и т.д ).

При проведении уроков с элементами интеграции учащиеся отвечают увереннее, чувствуя себя соавторами урока, показывая более глубокую подготовку и применяя экскурс в смежные предметы средствами английского языка.  Результативности интегрированных уроков и внеклассных мероприятий способствуют:

1. проявление самостоятельности и творческого подхода учащихся к выполнению задания

2. повышение образовательного уровня учащихся не только по иностранному языку, но и по смежным предметам

3. большая информативная ёмкость материала и его систематизация

4. снятие перенапряжения и утомляемости учащихся за счёт переключения на разнообразные виды деятельности (слушание музыки при раскрытии необходимой темы или образа, посещение виртуальных выставок различных художников, прослушивание стихотворений немецких поэтов в оригинале с информационного носителя и перевода на русский язык в исполнении учащихся, работа с информационными технологиями, просмотр видеофильмов по нужной тематике, виртуальные географические экскурсии).

5. в итоге, повышение мотивации и уровня знаний, умений и навыков по английскому языку.

Интегрированное обучение не регламентировано ни предметом, ни возрастными категориями учащихся, ни тематикой. Оно напрямую связано с личной заинтересованностью учителя сделать свой урок информативнее, заинтересовать учащихся, способствовать развитию языковой эрудиции, созданию творческой атмосферы на уроке. При определённой подготовке опыт может быть использован каждым учителем на любой ступени изучения иностранного языка, так как интеграционное поле очень широко. Конечно, при этом нужно учитывать психолого-возрастные характеристики,  разноуровневость в обучении.

Процесс подготовки и проведения интегрированных уроков представляет собой структурированную систему, состоящую из следующих элементов-этапов: поисковый, подготовительный, исполнительский (основной), заключительный (рефлексивный). Этим они отличаются от традиционных уроков.

Практика работы показала плодотворность интеграции и выявила перспективы дальнейшего развития и совершенствования такого подхода к обучению. Каждый из нас стремится к педагогическому мастерству. Оно достигается, помимо тщательной подготовки к своим урокам, глубоким самоанализом, изучением опыта своих коллег и внедрением в свою практику наиболее интересных и эффективных приемов работы и таким примером являются интегрированные уроки.

Литература: 

  • Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. «Анализ современного урока» Практическое пособие ТУ «Учитель», 2002.
  • Мытницкая С.Н. «Мне помогают элементы интегрирования» // Начальная школа, 2002, №1, стр. 75.
  • «Завуч» 2002, №5.
  • «Учительская газета», 2003, №3, №4, №5, №6, №8, №9.

Используемые интернет-ресурсы:

  • http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=5025&lib_no=23224&tmpl=lib
  • http://ido.tsu.ru/ss/?unit=199&page=594
  • http://www.it-n.ru/board.aspx?cat_no=5025&tmpl=Thread&BoardId=5028&ThreadId=33571&page=3
  • http://referatiya.ru/referaty/show_referat.php?referat=62067
  • http://revolution.allbest.ru/pedagogics/00043229_0.html
  • http://www.sibuch.ru/article.php?no=426
  • http://revolution.allbest.ru/pedagogics/00000043229.html



Предварительный просмотр:

Коллекция идей для проведения интегрированных уроков английского языка,

разработанная совместно  учителями иностранного языка на семинаре РМО учителей

Подольского района и г. Климовска,  21 ноября 2011г.

Материал собран по итогам мастер -класса Никишиной И.В. Школа-пансион «Плесково»

предмет

класс

Тема урока

Цель урока

Идеи для проведения урока

1

Английский язык и русский язык

Начальная школа,

5-6 класс как повторение

Множ. число существительных. Образование мн. ч. в русском и английском языках: общие тенденции и исключения

  • Научить учащихся грамотному употреблению сущ. в нужном числе. Практиковать учащихся в запоминании исключений.
  • Развивать догадку, интерес к образованию лексических единиц в разных языках,
  • Обучать толерантности к другим культурам
  • Исключения в англ. языке вводятся через лимерики и др. виды стихотворений.
  • В качестве домашнего задания предложить самим сочинить стихи или рассказы с употреблением слов исключений.
  • Провести игру «Зоопарк» на тренировку использования  мн. числа и исключений goose-geese, ox-oxen, fox – foxes  и др.

2

Английский язык и история

5 – 6 класс

Открытие Америки

  • Закрепление лексики
  • Учить использовать глаголы в Past Simple
  • Узнать когда, кем и как была открыта Америка
  • Повторение лексики по теме
  • Повторение и употребление глаголов в Прош. Времени
  • Отработка дат, годов
  • Работа с текстом (вставить пропущенные слова)

3

Английский язык и математика

Начальная школа

Сложение двузначных чисел в пределах 100

  • Отработка и закрепление навыков счета
  • Употребление числительных в английском языке
  • Решение примеров на англ. языке
  • Устный счет – викторина
  • Ролевая игра в магазин (продавец – покупатель)

4

Английский язык и информатика

9 – 11 класс

Создание анимационного фильма, на базе сценария  в форме эссе

  • Отработать навыки написания эссе на англ. языке, использование эссе для создания сценария
  • Закрепить навыки использования спец. комп. программ
  • Написать эссе, о том, как создается мультфильм, соблюдая все требования и формат
  • Выразить свое мнение о том, насколько это трудоемкий процесс, о нежности мультфильмов в наши дни,
  • Создать сценарий
  • Создать фильм

5

Английский язык и биология

5 – 9 кл

“Potatoes”

  • Выяснить  откуда появился картофель, когда и кем привезен в Россию
  • Закрепление лексики по теме «Еда, кулинария»
  • Развитие навыков устной речи
  • Расширение кругозора
  • История картофеля в виде презентации
  • Приготовление блюда из картофеля
  • Пословицы, считалочки, идиомы и поговорки с «картофелем»
  • Песня про картошку

6

Английский язык и физика

7 -9 кл

Изобретения и их изобретатели

  • Познакомить учащихся с изобретателями англоязычных стран
  • Закрепление лексики по теме «Изобретения и Научно-технический прогресс»
  • Воспитание стремления учащихся ск самообучению

  • Презентация об ученых – физиках
  • Наглядная демонстрация опытов, на основе изобретения
  • Применение изобретений в быту
  • Урок проводиться совместно с учителем физики

7

Английский язык и география

8 – 9 кл

Виртуальная экскурсия по Великобритании

  • Расширить знания учащихся по страноведению
  • Закрепление лексики по теме «Путешествия»
  • Воспитывать толерантность к другим культурам

  • Использование видеороликов «Визитная карточка города»
  • Подготовка экскурсии с гидом

8

Английский язык и химия

8 – 9 кл

Д.И. Меделеев и его химическая система элементов

  • Ознакомление с биографией ученого
  • Закрепление лексики по теме
  • Тренировать употребление времен англ. глагола
  • Воспитывать патриотическое отношение к Родине

  • Презентация химических опытов
  • Урок проводиться совместно с учителем химии
  • Показ презентации о жизни и деятельности Менделеева

9

Английский язык и физкультура

9 – 11 кл

Олимпийские игры в Сочи 2014

  • Познакомить учащихся с историей возникновения, традициями проведения олимпийских игр
  • Введение новой лексики по теме «Спорт»
  • Закрепление лексики по теме «Спорт»

  • Презентация «История проведения Олимпийских игр»
  • Олимпийские виды спорта, введение новой лексики
  • Аудирование -  о каком виде спорта идет речь
  • Викторина – чем знаменит этот спортсмен
  • Физкультминутка
  • Презентация о сочи
  • В качестве д.з. – эссе или рассказ « Мой любимый вид спорта»
  • Проведение мини- олимпийских игр на улице – спортсмены, жюри, комментатор, награждение победителей

10

Английский язык и изобразительное искусство

1 – 11 кл

«Великие английские художники» (старшие классы)

и как вариант «Иллюстрация к английской сказке» (младшие классы)

  • Ознакомить учащихся с творчеством великих английских художников
  • Отработать лексический материал по теме «Искусство. Живопись»
  • Развивать навыки устной речи
  • Эстетическое воспитание
  • Возможна виртуальная экскурсия по The National Gallery + отработка артиклей с названиями
  • Проектная работа – презентации по заранее выбранному художнику
  • Биографии художников – курьезные, интересные случаи их жизни
  • Викторина  - один ученик описывает картину, которую никто не видит, остальные должны догадаться, кто автор и как называется полотно (требует предварительной подготовки)

11

Английский язык и музыка

9 - 11

Творчество группы «Биттлз» на примере песни “When I’m 64”

  • Познакомить учащихся с творчеством группы
  • Приобщать учащихся к иноязычной культуре
  • Учить использовать условные предложения 1 и 2 типов в речи

  • Презентация «Жизнь и творчество «Биттлз»
  • Сообщения учащихся по темам (история группы и современность)
  • Анализ грамматического содержания песни “When I’m 64”


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка интегрированного урока иностранного языка по теме «Двигатели. Термины по автоделу»

В разработке представлена Технологическая карта занятия, сценарий проведения урока. В Приложении представлен учебный материал и задания для проведения данного занятия....

Участие во Всероссийской конференции "СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА "(статья "Применение ИКТ на уроках иностранного языка в школе")

Вошедшие в сборник статьи освещают различные аспекты изученияиностранных языков и предлагают решение ряда как теоретических, так ипрактических вопросов. Проблематика представленных статей относи...

Интегрированный урок иностранного языка

Интегрированный урок – одна из инноваций современной методики преподавания в российской школе. Это технология вторгается в школьные программы и связывает на первый взгляд несовместимые предметы. Не яв...

современные технологии на уроках иностранного языка в школе в условиях введения ФГОС нового поколения

современные технологии на уроках иностранного языка в школе у условиях введения ФГЩС нового поколения...

Текст к Презентации темы по урокам иностранного языка "Современные технологии по формированию и развитию функциональной грамотности в обучении английскому языку"

Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой д...