Технологическая карта урока для учащихся 8 класса "Типы химических реакций"
план-конспект урока по химии (8 класс)
Данный урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС. Он входит в первую тему «Первоначальные химические понятия» и логически следует за уроком «Химические уравнения». В основу урока «Типы химических реакций» положен системно-деятельностный подход, игровая технология. Технология направлена на то, чтобы пробудить у обучающегося исследовательскую, творческую активность, задействовать у ученика уже имеющиеся знания, затем представить условия для осмысления нового материала и, наконец, помочь ему творчески переработать и обобщить полученные знания. Целью учителя становится создать на уроке такие условия, при которых ученики не просто получают готовую информацию, а сами добывают ее в интересной для них игровой форме.
Мотивационно-оценочный этап урока предназначен для включения всех учащихся в учебную деятельность по освоению темы урока на личностно-значимом уровне. На этом этапе учитель с помощью системы вопросов сообщает интересную информацию, актуализирует уже имеющиеся знания у обучающихся по теме и побуждает обучающихся к объяснению явлений, фактов. В частности, вызывает необходимость вспомнить химические реакции из повседневной жизни. Это вызывает поисковую деятельность учеников и приводит к активному усвоению новых знаний, а также способствует овладению общеучебными умениями и УУД: формулировать учебную задачу, планировать её, осуществлять информационную переработку учебного материала на основе его анализа, сопоставления и синтеза.
На операционально-деятельностном этапе урока учащимся предлагается обобщить и систематизировать учебный материал по теме урока, а также представить его в виде доклада. Учащиеся характеризуют типы химических реакций, самостоятельно работая с информацией, затем выводят определение каждого типа реакции по определенным существенным признакам. Это способствует овладению общеучебными умениями и УУД: устанавливать причинно-следственные связи, проводить умозаключение и делать выводы; соотносить свои действия с планируемыми результатами; участвовать в обсуждении, отстаивать свою точку зрения.
Для осмысления понятий типов химических реакций обучающимся предлагается ответить на проблемный вопрос, выполнить небольшую опытно-экспериментальную работу, закрепив смежные понятия: химическая реакция, признаки химических реакций, а также повторить правила техники безопасности в кабинете химии. Перед учащимися на уроке ставятся задачи не только по изучению нового материала, но и развитию умений и навыков индивидуальной и групповой работы, формированию общеучебных умений и УУД: анализировать, сравнивать, делать выводы; осуществлять самоконтроль и самокоррекцию в работе; создаются условия для развития познавательного интереса к предмету; воспитываются коммуникативные качества, умение высказывать собственное мнение, сотрудничать в группе.
На рефлексивно-оценочном этапе урока обучающиеся закрепляют полученные знания и умения, выполняя интерактивное упражнение-тест, проводят самооценку учебной деятельности, отвечая на вопрос учителя. На этом этапе урока у учащихся развиваются следующие УУД: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, умение развивать обратную логическую цепочку, а также самооценивание уровня и качества усваиваемого содержания.
В ходе урока используются разнообразные средства обучения, что позволяет повысить эффективность обучения, рационально использовать учебное время, сделать процесс обучения более интересным и наглядным.
Знания, полученные обучающимися на данном уроке являются основой материала который им необходимо будет освоить в 8-9 классах при изучении тем «Реакции ионного обмена», «Окислительно-восстановительные реакции» и др.»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tipy_himicheskih_reaktsiy_golubeva_a.i.doc | 237.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3» Гороховецкого района Владимирской области
Голубева А.И., учитель химии
Тема урока: Типы химических реакций
Цель урока: создать условия для обобщения и систематизации знаний о типах химических реакций
Планируемые результаты обучения:
личностные результаты обучения:
- продолжить развитие у учащихся:
- готовности и способности к самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- устной и письменной речи, аналитического мышления;
- уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению;
- наблюдательности, внимания, тактичности, ответственности.
метапредметные результаты обучения:
- способствовать овладению общеучебными умениями и УУД:
- формулировать учебную задачу, планировать её, осуществлять самокоррекцию в работе;
- осуществлять информационную переработку учебного материала на основе его анализа, сопоставления и синтеза;
- устанавливать причинно-следственные связи, соблюдая принцип преемственности изученного материала из курса химии; проводить умозаключение и делать выводы; соотносить свои действия с планируемыми результатами;
- участвовать в обсуждении, отстаивать свою точку зрения.
предметные результаты обучения:
- систематизировать знания о химических реакций и принципах их классификации;
- развивать умения записывать уравнения реакций и их уравнивать, грамотного обращения с лабораторным оборудованием с соблюдением техники безопасности.
Приемы мотивации учебной деятельности: лабораторная работа с оборудованием и реактивами; поиск ответов на вопросы; работа с схемами, таблицами; сотрудничество на уроке (оказание помощи друг другу); творческие игры и задания; использование ИКТ; положительный эмоциональный настрой.
Оборудование урока: интерактивный класс (или мультимедиасистема), оборудование и реактивы, раздаточный материал, презентация, тест, магниты. доска
Тип урока: урок изучения нового учебного материала.
Формы работы обучающихся: индивидуальная, групповая
Технологическая карта урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые умения и прием мотивации |
Определяем проблему и план ее решения | 5 мин. Перед уроком обучающиеся делятся на 4 команды. Выбирают капитана. Учитель: Какие бывают явления? Из следующего перечня выберите химические явления: таяние снега, образование кислорода из воды, ковка металла, растворение сахара в воде, почернение медной проволоки при прокаливании, образование инея, восстановление водородом оксида меди (II) (слайд 2). Чем отличаются химические явления от физических? Запишите уравнения реакций, выбранных вами химических явлений. Отличаются они друг от друга? По каким признакам? Сформулируйте тему и цели урока (слайд 3). Чтобы научиться определять типы химических реакций я предлагаю отправиться в путешествие по Городу химических реакций. Каждой команде выдается маршрутная таблица остановок города с критериями оценки (слайд 4) | Обучающиеся отвечают на вопросы: Физические, химические При химических явлениях образуются новые вещества. Записывают уравнения химических реакций. Испытывают затруднения в названии отличительных признаков. Учащиеся определяют тему и цели урока | Умения: - планировать и организовывать свою работу, распределять время; - устанавливать причинно-следственные связи; - обобщать, классифицировать; выражать и аргументировать свое мнение, делать выводы; - грамотной устной и письменной речи; Приемы: - поиск ответов на вопросы; - целеполагание |
| 1 остановка Разумовская. (15 мин). Каждой команде было дано домашнее задание подготовить сообщение об одном из типов реакций с примерами и интересными историческими фактами по плану. Учитель совместно с обучающимися подводит итоги конкурса, оценивая работу команд.
Учитель: Дальше мы проезжаем горы. Попробуем их преодолеть или объехать. По два ученика от каждой команды выходят к доске. Им предстоит преодоление горы. Пример. Название горы: Реакции соединения 2Al + 3S = Al2S3 по 1 баллу за реакцию S + О2 = SО2 CaО + H2O= Са(ОH)2 Остальные обучающиеся находят обходной путь, отгадывая ключевое слово. (Приложение 1). Слова: химия, колба, оксид, гелий (2 балла). 3 остановка. Экспериментальная. (5 мин). Учитель: Каждая команда получает инструкцию по выполнению одной из следующих реакций (Приложение 2): Cu + O2 → CuO Mg + HCl → MgCl2 + H2 (NH4)2Cr2O7 = Cr2O3 +N2 +H2O CuSO4 +NaOH = Cu(OH)2 + Na2SO4 (5 баллов) 4 остановка. Строительная (4 мин). Учитель: Для строительства города химических реакций необходим строительный материал. Его производят строго по инструкции (Приложение 3). Поможем в строительстве городу (4 балла) | Обучающиеся каждой команды выступают с сообщением о заданном типе реакции. Обучающиеся делают выводы, что существуют четыре типа реакций, записывают определения с примером в тетрадь. На столе находятся карточки с уравнениями химических реакций разных типов. Каждый обучающийся выбирает из карточек те, на которых написаны уравнения химических реакций соответствующих названию горы. Он должен закрепить карточку с помощью магнита к доске под названием горы . Обучающиеся проводят эксперимент по инструкции, расставляют коэффициенты в реакции, определяют признаки и тип химической реакции Обучающиеся выполняют задание по инструкции, выкладывают карточки-кирпичики на заготовку | Умения: - анализировать объекты с целью выделения признаков; - устанавливать логические связи между типом и примером реакции; - грамотной работы с лабораторным оборудованием; - описывать признаки, систематизировать, делать выводы; - оформлять результаты наблюдений. Приемы: - творческие игры и задания; - работа со схемами; - лабораторная работа в группах с оборудованием и реактивами; - сотрудничество на уроке (оказание помощи друг другу); - участие в оценочной деятельности |
3. Рефлексивно-оценочный | 5 остановка. Оценочная (4 мин). Учитель: В заключение нашего маршрута предлагаю выполнить компьютерный тест по теме (4 балла). Подводит итог путешествию, выставляет оценки. Путевые заметки (2 мин). Учитель: Уважаемые друзья наше путешествие подошло к концу. Скажите, полезным ли для Вас оно оказалось? Дома в своих тетрадях сделайте путевые заметки. Для этого вам нужно прочитать §21, выполнить упр. 3 с 71, учебника, по желанию сделать кроссворды по теме (слайд 6) | Обучающиеся выполняют тест по ссылке. | Умения: - обобщать и систематизировать знания; - развивать обратную логическую цепочку; - самооценивание уровня и качества усваиваемого содержания. Приемы: - использование ИКТ; -самооценка; - положительный эмоциональный настрой |
Список используемых информационных ресурсов: Химия. 8 класс: учеб. для общеобразовательных организаций / Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 208 с.
Интернет ресурс: Оболочка теста: TestEdu v1.21.exe Приложение 1
Найди обход. Остановка Нагорная
Уравнение реакции | Типы химических реакций | ||||
соединения | разложения | замещения | обмена | ||
1 | 2Fe(OH)3 = Fe2O3 + 3H2O | С | Х | А | В |
2 | 2Н2 + О2 = 2Н2О | И | К | Л | Е |
3 | 2KClO3 = 2KCl + 3O2 | Н | М | Р | О |
4 | НNO3 + KOH = КNO3 + H2O | Д | В | Ф | И |
5 | Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2 | У | С | Я | М |
Инструкция. Остановка Экспериментальная Приложение 3
1. Cu + O2 → CuO Очищенный кусочек меди необходимо закрепить в держателе, затем нагреть в пламени спиртовки. Опишите признаки реакций. Уравняйте уравнение химической реакции, определите ее тип.
2. (NH4)2Cr2O7 = Cr2O3 +N2 +H2O На асбестовой сетке насыпано вещество дихромат аммония. Зажгите его. Опишите признаки химической реакции. Уравняйте химическую реакцию, определите ее тип.
3. Mg + HCl → MgCl2 + H2 В пробирку добавим 1 мл. соляной кислоты, шпателем поместим туда немного порошка магния. Опишите признаки химической реакции. Уравняйте химическую реакцию, определите ее тип.
4. CuSO4 +NaOH = Cu(OH)2 + Na2SO4 В пробирку добавим 1 мл. сульфата меди (II), в нее же прильем 1 мл. гидроксида калия. Опишите признаки химической реакции. Уравняйте химическую реакцию, определите ее тип.
Инструкция. Остановка Строительная Приложение 4
- На предложенном вам фрагменте стены здания есть недостроенные участки. 2. Достройте стену, соотнеся формулы на карточках-кирпичиках с незаконченными уравнениями химических реакций. 3. Закройте карточками-кирпичиками все фрагменты недостроенной стены здания. 4. Прочитайте кодовое слово на обратной стороне карточек-кирпичиков. Кирпичная стена
…+ H2SO4 → ZnSO4 + H2 | C + … → CО2 |
2HJ → …+ J2 | NaOH+…→NaСl+ H2O |
Карточки-кирпичики (Оборотная сторона карточек)
Zn (C) | О2 (O) |
H2 (Л) | HCl (Ь) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по теме "Виды химической связи".
Технологическая карта урока по теме "Виды химической связи" составлена в соответствии с требованиями ФГОС. 8 класс....
Технологическая карта урока по теме "Окислительно-восстановительные реакции"
Технологическая карта — это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов и возможность достижения планируемых результатов освоения осно...
Технологическая карта урока по теме: «Уравнения химических реакций».
Дети самостоятельно добывают недостающие знания. Урок сопровождается демонстрацией видеороликов (закон сохранения массы веществ и горение железа в кислороде)....
Технологическая карта урока "Первые попытки классификации химических элементов"
Технологическая карта способствует самостоятельному, по шаговому получению знаний учащимися на уроке...
Технологическая карта урока по химии « Типы химических реакций по числу и составу исходных и полученных веществ.»
Технологическая карта урока по химии « Типы химических реакций по числу и составу исходных и полученных веществ.»...
Технологическая карта урока по химии на тему: «Реакции замещения» 8 класс
Технологическая карта данного урока составлена по структуре современного урока ФГОС. На уроке используется ЭФУ "Химия. 8 класс" автор О.С. Габриелян. Данный урок вклю...
Технологическая карта урока химии "Физические и химические явления. Химические реакции", 8 класс
Технологическая карта урока химии "Физические и химические явления. Химические реакции", 8 класс...