Рабочая программа учебного курса химия 8 класс
рабочая программа по химии (8 класс)

Боровик Валентина Геннадьевна

Рабочая программа учебного курса "Химии" 8 класс к учебнику Габриеляна О.С. Химия, 8 класс - М. Просвещение, 2019 год

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon himiya_8.doc243 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Арх-Голицынская основная общеобразовательная школа»

Рассмотрена и одобрена

на заседании методического

объединения

руководителем МО

___________/Сорокина Н.В./

«30»   августа  2019 г.

Согласована

с заместителем директора

по УВР

__________/Марченкова Г.А./

« 30 »   августа  2019 г.

Утверждена

руководителем

образовательного

учреждения  
__________/Михалкина Е.В./                        

«30»  августа  2019 г.

Рабочая программа

учебного курса «Химия»

в 8 классе

Составитель: Боровик Валентина Геннадьевна

2019-2020 учебный год

Рабочая программа составлена на основе Федерального  государственного образовательного стандарта основного общего образования,  примерной программы основного общего образования по химии, а также программы курса химии для учащихся 8 – 11 классов общеобразовательных учреждений / О.С. Габриелян. – М.: Дрофа, 2009.

Рабочая программа предусматривает обучение химии в объёме 2 часов в неделю  в течение 1 учебного года. 68 часов

Название программы: О.С. Габриелян «Программа  курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений».  Данная программа реализована в учебниках: Габриелян О. С. Химия. 8 класс. — М.: Просвещение, 2019 г;

     

     

Планируемые результаты

      Личностными результатами изучения предмета «Химия» в 8 классе являются следующие умения:

  • осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки;
  • постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение:  осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы;
  • оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;
  • оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
  • формировать  экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды - гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

      Метапредметными результатами изучения курса «Химия» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

      Регулятивные УУД:

  • самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;
  • выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели;
  • составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы;
  • работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
  • в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

  Познавательные УУД:

  • анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять их причинно-следственные связи.
  • осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
  • создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
  • составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.).
  • преобразовывать информацию  из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
  • уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

Коммуникативные УУД:

  • самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Предметными результатами изучения предмета являются следующие умения:

  1. осознание роли веществ:
  • определять роль различных веществ в природе и технике;
  • объяснять роль веществ в их круговороте.
  1. рассмотрение химических процессов:
  • приводить примеры химических процессов в природе;
  • находить черты, свидетельствующие об общих признаках химических процессов и их различиях.
  1. использование химических знаний в быту:
  • объяснять значение веществ в жизни и хозяйстве человека.
  1. объяснять мир с точки зрения химии:
  • перечислять отличительные свойства химических веществ;
  • различать основные химические процессы;
  • определять основные классы неорганических веществ;
  • понимать смысл химических терминов.
  1. овладение основами методов познания, характерных для естественных наук:
  • характеризовать методы химической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании природы;
  • проводить химические опыты и эксперименты и объяснять их результаты.
  1. умение оценивать поведение человека с точки зрения химической безопасности по отношению к человеку и природе:
  • использовать знания химии при соблюдении правил использования бытовых химических препаратов;
  • различать опасные и безопасные вещества.

Содержание программы

Химия 8 класс

(68 часов, 2 часа в неделю)

Начальные понятия и законы химии

Тела и вещества. Свойства веществ. Эталонные физические свойства веществ. Материалы и материаловедение. Роль химии в жизни современного общества. Отношение общества к химии: хемофилия и хемофобия.

Методы изучения химии. Наблюдение. Эксперимент. Моделирование. Модели материальные и знаковые или символьные.

Газы. Жидкости. Твёрдые вещества. Взаимные переходы между агрегатными состояниями вещества: возгонка (сублимация) и десублимация, конденсация и испарение, кристаллизация и плавление.

Физические явления. Чистые вещества и смеси. Гомогенные и гетерогенные смеси. Смеси газообразные, жидкие и твёрдые. Способы разделения смесей: перегонка, или дистилляция, отстаивание, фильтрование, кристаллизация или выпаривание. Хроматография. Применение этих способов в лабораторной практике, на производстве и в быту.

Химические элементы. Атомы и молекулы. Простые и сложные вещества. Аллотропия на примере кислорода. Основные положения атомно - молекулярного учения. Ионы. Вещества молекулярного и немолекулярного строения.

Знаки (символы) химических элементов. Информация, которую несут знаки химических элементов. Этимология названий некоторых химических элементов. Периодическая таблица химических элементов Д. И. Менделеева: короткопериодный и длиннопериодный варианты. Периоды и группы. Главная и побочная подгруппы, или А- и Б-группы. Относительная атомная масса.

Химические формулы. Индексы и коэффициенты. Относительная молекулярная масса. Массовая доля химического элемента в соединении. Информация, которую несут химические формулы.

Валентность. Структурные формулы. Химические элементы с постоянной и переменной валентностью. Вывод формулы соединения по валентности. Определение валентности химического элемента по формуле вещества. Составление названий соединений, состоящих из двух химических элементов, по валентности. Закон постоянствасостававеществ.

Химические реакции. Реагенты и продукты реакции. Признаки химических реакций. Условия их протекания и прекращения. Реакции горения. Экзотермические и эндотермические реакции.

Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Составление химических уравнений. Информация, которую несёт химическое уравнение.

Классификация химических реакций по составу и числу реагентов и продуктов. Типы химических реакций. Реакции соединения, разложения, замещения и обмена. Катализаторы и катализ.

Демонстрации

  • Коллекция материалов и изделий из них.
  • Модели, используемые на уроках физики, биологии и географии.
  • Объёмные и шаростержневые модели некоторых химических веществ.
  • Модели кристаллических решёток.
  • Собирание прибора для получения газа и проверка его на герметичность.
  • Возгонка сухого льда, йода или нафталина.
  • Агрегатные состояния воды.
  • Разделение двух несмешивающихся жидкостей с помощью делительной воронки.
  • Дистиллятор и его работа.
  • Установка для фильтрования и её работа.
  • Установка для выпаривания и её работа.
  • Коллекция бытовых приборов для фильтрования воздуха.
  • Разделение красящего вещества фломастера с помощью бумажной хроматографии.
  • Модели аллотропных модификаций углерода и серы.
  • Получение озона.
  • Портреты Й. Я. Берцелиуса и Д. И. Менделеева.
  • Короткопериодный и длиннопериодный варианты Периодической системы Д. И. Менделеева
  • Конструирование шаростержневых моделей молекул.
  • Аппарат Киппа.
  • Разложение бихромата аммония.
  • Горение серы и магниевой ленты.
  • Портреты М. В. Ломоносоваи А. Л. Лавуазье.
  • Опыты, иллюстрирующие закон сохранения массы веществ.
  • Горение фосфора, растворение продукта горения в воде и исследование полученного раствора лакмусом .
  • Взаимодействие соляной кислоты с цинком.
  • Получение гидроксида меди(П) и его разложение при нагревании.

Лабораторные опыты

  1. Ознакомление с коллекцией лабораторной посуды.
  2. Проверка прибора для получения газов на герметичность.
  3. Ознакомление с минералами, образующими гранит.
  4. Приготовление гетерогенной смеси порошков серы и железа и их разделение.
  5. Взаимодействие растворов хлоридов и иодидов калия с растворомнитрата серебра.
  6. Получение гидроксида меди(II) и его взаимодействие с серной кислотой.
  7. Взаимодействие раствора соды с кислотой.
  8. Проверка закона сохранения массы веществ на примере взаимодействия щёлочи и кислоты.
  9. Проверка закона сохранения массы веществ на примере взаимодействия щёлочи и соли железа (III).
  10. Разложение пероксида водорода с помощью оксида марганца (IV).
  11. Замещение железом меди в медном купоросе.

Практические работы

  1.  Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила техники безопасности при работе в кабинете химии. Некоторые виды работ.
  2. Анализ почвы

Важнейшие представители неорганических веществ.

Количественные отношения в химии.

Состав воздуха. Понятие об объёмной доле  компонента природной газовой смеси — воздуха. Расчёт объёма компонента газовой смеси по его объемной доле и наоборот.

Кислород. Озон. Получение кислорода. Собирание и распознавание кислорода. Химические свойства кислорода: взаимодействие с металлами, неметаллами и сложными веществами. Применение кислорода. Круговорот кислорода в природе.

Оксиды. Образование названий оксидов по их формулам. Составление формул оксидов по их названиям. Представители оксидов: вода и углекислый газ, негашёная известь.

Водород в природе. Физические и химические свойства водорода, его получение и применение.

Кислоты, их состав и классификация. Индикаторы. Таблица растворимости. Соляная и серная кислоты, их свойства и применение.

Соли, их состав и названия. Растворимость солей в воде.Представители солей: хлорид натрия, карбонат натрия, фосфат кальция.

Постоянная Авогадро. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Кратные единицы измерения количества вещества — миллимоль и киломоль, миллимолярная и киломолярная массы вещества.

Расчёты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «постоянная Авогадро».

Закон Авогадро. Молярный объём газообразных веществ. Относительная плотность одного газапо другому.

Кратные единицы измерения — миллимолярный и киломолярный объемы газообразных веществ.

Расчёты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов», «постоянная Авогадро».

Расчёты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объём газов», «число Авогадро».

Гидросфера. Круговорот воды в природе. Физические и химические свойства воды: взаимодействие с оксидами.

Основания, их состав. Растворимость оснований в воде. Изменение окраски индикаторов в щелочной среде. Представители щелочей: гидроксиды натрия, калия и кальция.

Растворитель и растворённое вещество. Растворы. Растворение. Гидраты. Массовая доля растворённого вещества. Расчёты, связанные с использованием понятия «массовая доля растворённого вещества».

Демонстрации

  • Определение содержания кислорода в воздухе.
  • Получение кислорода разложением перманганата калия и пероксида

водорода.

  • Собирание методом вытеснения воздуха и воды.
  • Распознаваниекислорода.
  • Горение магния, железа, угля, серы и фосфора в кислороде.
  • Коллекция оксидов.
  • Получение, собирание и распознавание водорода.
  • Горение водорода.
  • Взаимодействие водорода с оксидом меди(II).
  • Коллекция минеральных кислот.
  • Правило разбавления серой кислоты.
  • Коллекция солей.
  • Таблица растворимости оснований, кислот и солей в воде.
  • Некоторые металлы, неметаллы и соединения количеством вещества в 1 моль.
  • Модель молярного объёма газообразных веществ.

Лабораторные опыты

  1. Помутнение известковой воды при пропускании углекислого газа.
  2. Получение водорода взаимодействием цинка и соляной кислоты.
  3. Распознавание кислот индикаторами.
  4. Изменение окраски индикаторов в щелочной среде.
  5. Ознакомление с препаратами домашней или школьной аптечки — растворами пероксида водорода, спиртовой настойки иода и нашатырного спирта.

Практические работы

  1. Получение, собирание и распознавание кислорода.
  2. Получение, собираниеи распознавание водорода.
  3. Приготовление растворов солей с их заданной массовой долей.

Основные классы неорганических соединений Обобщение сведений об оксидах, их классификации, названиях и свойствах. Способы получения оксидов.

Основания, их классификация, названия и свойства. Взаимодействие с кислотами, кислотными оксидами и солями. Разложение нерастворимых оснований. Способы получения оснований.

Кислоты, их классификация и названия. Общие химические свойства кислот. Взаимодействие кислот с металлами. Электрохимический ряд напряжений металлов. Взаимодействие кислот с оксидами металлов.

Взаимодействие кислот с основаниями — реакция нейтрализации. Взаимодействие кислот с        солями.        Получение бескислородных

и кислородсодержащих кислот.

Соли, их классификация и свойства. Взаимодействие солей с металлами, особенности этих реакций. Взаимодействие солей с солями.

Генетические ряды металла и неметалла. Генетическая связь между классами неорганических веществ.

Лабораторные опыты

  1. Взаимодействие оксида кальция с водой.
  2. Помутнение известковой воды.
  3. Реакция нейтрализации.
  4. Получение гидроксидамеди(II) и его взаимодействие с кислотой.
  5. Разложение гидроксида меди(II) при нагревании.
  6. Взаимодействие кислот с металлами.
  7. Взаимодействие кислот с солями.
  8. Ознакомление с коллекцией солей.
  9. Взаимодействие сульфата меди(П) с железом.
  10. Взаимодействие солей с солями.
  11. Генетическая связь на примере соединений меди.

Практические работы

  1. Решение экспериментальных задач.

Периодический закон и Периодическая система химических элементов

Д. И. Менделееваи строение атома.

Естественные семейства химических элементов:        щелочныеи щелочноземельные металлы, галогены, инертные (благородные) газы. Амфотерность. Амфотерные оксиды и гидроксиды. Комплексные соли.

Открытие Д. И. Менделеевым Периодического закона и создание им Периодической системы химических элементов.

Атомы как форма существования химических элементов. Основные сведения о строении атомов. Доказательства сложности строения атомов. Опыты Резерфорда. Планетарная модель строения атома.

Состав атомных ядер: протоны, нейтроны. Относительная атомная масса. Взаимосвязь понятий «протон», «нейтрон», «относительная атомная масса».

Микромир. Электроны. Строение электронных уровней атомов химических элементов №№ 1-20. Понятие о завершенном электронном уровне.

Изотопы. Физический смысл символики Периодической системы. Современная формулировка Периодического закона. Изменения свойств элементов в периодах и группах, как функция строения электронных оболочек атомов.

Характеристика элемента-металла и элемента-неметалла по их положению в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева.

Демонстрации

  • Различные формы таблиц периодической системы.
  • Моделирование построения Периодической системы Д. И. Менделеева.
  • Модели атомов химических элементов.
  • Модели атомов элементов 1—3-го периодов

Лабораторные опыты.

  1. Получение амфотерного гидроксида и исследование его свойств.

Химическая связь. Окислительно-восстановительные реакции

Ионная химическая связь. Ионы, образованные атомами металлов и неметаллов. Схемы образования ионной связи для бинарных соединений. Ионные кристаллические решётки и физические свойства веществ с этим типом решёток. Понятие о формульной единице вещества.

Ковалентная химическая связь. Электронные и структурные формулы. Ковалентная неполярная связь. Схемы образования ковалентной связи для бинарных соединений. Молекулярные и атомные кристаллические решётки, и свойства веществ с этим типом решёток.

Электроотрицательность. Ряд электроотрицательности. Ковалентная полярная химическая связь. Диполь. Схемы образования ковалентной полярной связи для бинарных соединений. Молекулярные и атомные кристаллические решётки, свойства веществ с этим типом решёток.

Металлическая химическая связь и металлическая кристаллическая решётка. Свойства веществ с этим типом решёток. Единая природа химических связей.

Степень окисления. Сравнение степени окисления и валентности. Правила расчёта степеней окисления по формулам химических соединений.

Окислительно-восстановительные реакции. Определение степеней окисления для элементов, образующих вещества разных классов. Реакционного обмена и окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель, окисление и восстановление. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса.

Демонстрации

  • Видео фрагменты и слайды «Ионная химическая связь ».
  • Коллекция веществ с ионной химической связью.
  • Модели ионных кристаллических решёток.
  • Видеофрагменты и слайды «Ковалентнаяхимическая связь».
  • Коллекция веществ молекулярного и атомного строения.
  • Модели молекулярных и атомных кристаллических решёток.
  • Видеофрагменты и слайды «Металлическая химическая связь».
  • Коллекция «Металлы и сплавы».
  • Взаимодействие цинка с серой, соляной кислотой, хлоридом меди (II).
  • Горение магния.
  • Взаимодействие хлорной и сероводородной воды.

Лабораторные опыты

  1. Изготовление модели, иллюстрирующей свойства металлической связи

        

Тематический план

Наименование разделов (тем)

Количество часов по программе

В том числе на проведение

Практических работ

Контрольных

работ

8 класс

1

Начальные понятия и законы химии

22

2

1

2

Важнейшие представители неорганических веществ. Количественные отношения в химии

18

3

1

3

Основные классы неорганических соединений

10

1

1

4

Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева и строение атома

7

1

5

Химическая связь. Окислительно -восстановительные реакции

11

0

2

Резерв

Итого

68

6

6

Календарно - тематическое планирование.

 (2 часа в неделю, всего 68 часов)

№№

тем

(уроков)

Тема урока

Количество часов

Дом. задания

Дата  

По плану

фактически

Глава I.  Начальные понятия и законы химии (22 ч)

22

1.

Предмет химии. Роль химии в жизни человека.

ТБ на уроках химии.

1

§1

2.

Методы изучения химии

1

§2

3

П.р № 1 «Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила ТБ при работе в кабинете химии»

1

4.

Пр. р. №2 «Наблюдение за горящей свечой»

1

5.

Вещества и их физические свойства»

1

§3

6

Агрегатные состояния веществ

1

§4

7

Физические явления в химии.

1

§5

8

П.р. № 3 «Анализ почвы»

1

§

9

Атомно- молекулярное

учение. Химические элементы

1

§6

10

Знаки химических

элементов.

1

§6

11

Периодическая таблица химических элементов  Д. И. Менделеева.

1

§6

12

 Химические формулы

1

§ 7

13

Химические формулы

1

§ 7

14

Валентность

1

§8

15

Валентность

1

§ 8

16

Химические реакции.

1

§ 9

17

Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения

1

§ 10

18

Химические уравнения

1

§ 10

19

Типы химических реакций

1

§ 11

20

Типы химических реакций

1

§ 11

21

Повторение и обобщение темы «Начальные понятия и законы химии»

1

22

К.р.№ 1 «Начальные понятия и законы химии»

1

Глава II. Важнейшие представители неорганических веществ. Количественные отношения в химии (18 ч)

18

23

Воздух и его состав

1

§12

24

Кислород

1

§13

25

П. р.№4  «Получение, собирание и распознавание кислорода»

§

26

Оксиды

1

§14

27

Водород

1

§15

28

П.р. №5  «Получение, собирание и распознавание водорода»

1

§

29

Кислоты

1

§16

30

Соли

1

§17

31

Количество вещества

1

§ 18

32

Решение расчетных задач

1

§18

33

Молярный объём газов.

1

§ 19

34

Расчёты по химическим

уравнениям

1

§ 20

35

Расчёты по химическим

уравнениям

1

§ 20

36

Вода. Основания

1

§ 21

37

Растворы. Массовая доля растворённого вещества

1

§ 22

38

П.р. № 6  «Приготовление растворов солей с их заданной массовой долей»

1

39

Обобщение и систематизация знаний по теме: «Важнейшие представители неорганических веществ. Количественные отношения в химии»

1

40

К.р.№2 по теме: «Важнейшие представители неорганических веществ. Количественные отношения в химии»

1

Глава III.  Основные классы неорганических соединений (10 ч)

10

41

Оксиды: классификация и свойства

1

§ 23

42

Основания: классификация и свойства

1

§24

43

Кислоты. Классификация кислот

1

§ 25

44

Свойства кислот

1

§ 25

45

Классификация солей

1

§ 26

46

Свойства солей

1

§ 26

47

Генетическая связь между классами неорганических веществ

1

§ 27

48

П.р. № 6 «Решение экспериментальных задач»

«Основные классы неорганических соединений»

1

§

49

Обобщение и систематизация знаний по теме:  «Основные классы неорганических соединений»

1

§

50

К.р. №3  по теме:  «Основные классы неорганических соединений»

1

§

Глава IV. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева и строение атома (7 ч)

7

51

 Естественные семейства химических элементов. Амфотерность

1

§28

52

Открытие Д. И. Менделеевым

Периодического закона

1

§ 29

53

Основные сведения о строении атомов.

1

§ 30

54

Строение электронных оболочек атомов уровней  химических элементов №«№1-20 в таблице Д. И. Менделеева.

1

§31

55

Периодический закон Д. И. Менделеева и строение атома

1

§ 32

56

Характеристика химического элемента на основании его положения в Периодической системе

1

§ 33

57

Характеристика химического элемента на основании его положения в Периодической системе

1

§ 33

Глава V.  Химическая связь. Окислительно-восстановительные реакции (11 ч)

11

58

Ионная химическая связь

1

§ 34

59

Ковалентная химическая связь

1

§ 35

60

Ковалентная неполярная и полярная химическая связь

1

§ 36

61

Металлическая химическая связь

1

§ 37

62

Степень окисления

1

§ 38

63

Окислительно- восстановительные реакции

1

§ 39

64

Окислительно-восстановительные реакции

1

§ 39

65

Годовая промежуточная аттестация

1

66

Обобщение и систематизация знаний по темам: «ПЗ и  ПСХЭ» и «Строение вещества. ОВР»

1

67

Контрольная работа по темам: «ПЗ и ПСХЭ» и «Строение вещества. ОВР»

1

68

Решение расчетных задач

1

Лист изменений в тематическом планировании

№ записи

Дата

Изменения, внесённые в КТП

Причина

Согласование с зам. директора по УВР


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного курса химии. 11 класс

Рабочая программа по химии для обучающихся 11 класса химико-биологического профиля...

Рабочая программа учебного курса химии. 9 класс

Рабочая программа учебного курса "химия" для обучающихся химико-биологического профиля. 9 класс...

Рабочая программа Учебного курса «Информатика» Класс 3,

Рабочая программа Учебного курса «Информатика» Класс  3,...

Рабочая программа учебного курса химии для 10 класса

Рабочая программа учебного курса химии для 10 класса составлена  на основе образовательной программы школы и авторской программы курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений  ...

Рабочая программа учебного курса Химия (9 класс)

Рабочая программа по химии составлена в соответствии с  федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования, одобренным совместным решением коллегии Минобразования Рос...

Рабочая программа учебного курса 6 класс

quot;Пространственные виды искусства" учебный курс по изобразительного искусству...

Рабочая программа учебного курса химии для 10 класса

Рабочая программа учебного курса химии для 10 класса...