Рабочая программа учебного курса химии для 10 класса
рабочая программа по химии (10 класс)
Рабочая программа учебного курса химии для 10 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_himii_10klass_bazovyy_2chasa_gabrielyan.doc | 237.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного курса химии для 10 класса составлена на основе ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ХИМИИ, автор О.С.Габриелян, 2010 г. и Федерального Государственного общеобразовательного стандарта. 2 часа в неделю, 70 часов в год
Учебник: О.С.Габриелян ,. Химия. 10 класс. Базовый уровень.: учеб. для ОУ - М.: Дрофа, 2008 год
Программа базового курса химии 10 класса отражает современные тенденции в школьном химическом образовании, связанные с реформированием средней школы.
Программа
- позволяет сохранить достаточно целостный и системный курс химии;
- представляет курс, освобождённый от излишне сложного материала, для отработки которого требуется немало времени;
- включает материал, связанный с повседневной жизнью человека;
- полностью соответствует стандарту химического образования средней школы базового уровня.
Первая идея курса - это внутрипредметная интеграция учебной дисциплины «Химия».
Вторая идея курса - межпредметная естественнонаучная интеграция, позволяющая на химической базе объединить знания физики, биологии, географии, экологии в единое понимание естественного мира, т.е. сформировать естественнонаучную картину мира.
Третья идея курса - интеграция химических знаний с гуманитарными дисциплинами: историей, литературой, мировой художественной культурой. Теоретическую основу органической химии составляет теория строения в её классическом понимании - зависимости свойств веществ от их химического строения, т.е. от расположения атомов в молекулах органических соединений согласно валентности. В содержании курса сделан акцент на практическую значимость учебного материала. Поэтому изучение представителей каждого класса органических соединений начинается с практической посылки - с их получения. Химические свойства рассматриваются сугубо прагматически - на предмет их практического применения. В основу конструирования курса положена идея о природных источниках органических соединений и их взаимопревращениях, т.е. идеи генетической связи между классами органических соединений.
Рабочая программа предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса: дидактико-технологическое оснащение включает кроме демонстрационных печатных пособий также раздаточные таблицы, карты-инструкции для практических занятий по химии, различные рабочие тетради и дидактические материалы, сборники тестов и т.д.(в расчёте на каждого ученика) Эти печатные материалы могут значительно облегчить работу преподавателя химии, их можно использовать для опроса на уроке и в качестве заданий на дом. Преобладающей формой текущего контроля выступает письменный (самостоятельные и контрольные работы) и устный опрос (собеседование).
- ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
- Введение
Предмет органической химии. Сравнение органических соединений с неорганическими. Природные, искусственные и синтетические органические соединения.
Тема 1 . Теория строения органических соединений - Валентность. Химическое строение как порядок соединения атомов в молекуле согласно их валентности. Основные положения теории химического строения органических соединений. Понятие о гомологии и гомологах, изомерии и изомерах. Химические формулы и модели молекул в органической химии.
- Тема 2 . Углеводороды и их природные источники
Природный газ. Алканы. Природный газ как топливо. Преимущества природного газа перед другими видами топлива. Состав природного газа.
А л к а н ы: гомологический ряд, изомерия и номенклатура алканов. Химические свойства алканов (на примере метана и этана): горение, замещение, разложение и дегидрирование. Применение алканов на основе свойств.
А л к е н ы. Этилен, его получение (дегидрированием этана и дегидратацией этанола). Химические свойства этилена: горение, качественные реакции (обесцвечивание бромной воды и раствора перманганата калия), гидратация, полимеризация. Полиэтилен, его свойства и применение. Применение этилена на основе свойств.
А л к а д и е н ы и к а у ч у к и. Понятие об алкадиенах как углеводородах с двумя двойными связями. Химические свойства бутадиена-1,3 и изопрена: обесцвечивание бромной воды и полимеризация в каучуки. Резина.
А л к и н ы. Ацетилен, его получение пиролизом метана и карбидным способом. Химические свойства ацетилена: горение, обесцвечивание бромной воды, присоединение хлороводорода и гидратация. Применение ацетилена на основе свойств. Реакция полимеризации винилхлорида. Поливинилхлорид и его применение.
Б е н з о л. Получение бензола из гексана и ацетилена. Химические свойства бензола: горение, галогенирование, нитрование. Применение бензола на основе свойств.
Н е ф т ь. Состав и переработка нефти. Нефтепродукты. Бензин и понятие об октановом числе. - Тема 3. Кислородсодержащие органические соединения и их природные источники
Единство химической организации живых организмов. Химический состав живых организмов.
С п и р т ы. Получение этанола брожением глюкозы и гидратацией этилена. Гидроксильная группа как функциональная. Представление о водородной связи. Химические свойства этанола: горение, взаимодействие с натрием, образование простых и сложных эфиров, окисление в альдегид. Применение этанола на основе свойств. Алкоголизм, его последствия и предупреждение. Понятие о предельных многоатомных спиртах. Глицерин как представитель многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты. Применение глицерина.
К а м е н н ы й у г о л ь. Ф е н о л. Коксохимическое производство и его продукция. Получение фенола коксованием каменного угля. Взаимное влияние атомов в молекуле фенола: взаимодействие с гидроксидом натрия и азотной кислотой. Поликонденсация фенола с формальдегидом в фенолоформальдегидную смолу. Применение фенола на основе свойств.
А л ь д е г и д ы. Получение альдегидов окислением соответствующих спиртов. Химические свойства альдегидов: окисление в соответствующую кислоту и восстановление в соответствующий спирт. Применение формальдегида и ацетальдегида на основе свойств.
К а р б о н о в ы е к и с л о т ы. Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Химические свойства уксусной кислоты: общие свойства с неорганическими кислотами и реакция этерификации. Применение уксусной кислоты на основе свойств. Высшие жирные кислоты на примере пальмитиновой и стеариновой.
С л о ж н ы е э ф и р ы и ж и р ы. Получение сложных эфиров реакцией этерификации. Сложные эфиры в природе, их значение. Применение сложных эфиров на основе свойств.
Жиры как сложные эфиры. Химические свойства жиров: гидролиз (омыление) и гидрирование жидких жиров. Применение жиров на основе свойств.
У г л е в о д ы. Углеводы, их классификация: моносахариды (глюкоза), дисахариды (сахароза) и полисахариды (крахмал и целлюлоза). Значение углеводов в живой природе и в жизни человека. Глюкоза - вещество с двойственной функцией - альдегидоспирт. Химические свойства глюкозы: окисление в глюконовую кислоту, восстановление в сорбит, брожение (молочнокислое и спиртовое). Применение глюкозы на основе свойств.
Дисахариды и полисахариды. Понятие о реакциях поликонденсации и гидролиза на примере взаимопревращений: глюкоза полисахарид. - Тема 4 . Азотсодержащие соединения и их нахождение в живой природе
А м и н ы. Понятие об аминах. Получение ароматического амина - анилина - из нитробензола. Анилин как органическое основание. Взаимное влияние атомов в молекуле анилина: ослабление основных свойств и взаимодействие с бромной водой. Применение анилина на основе свойств.
А м и н о к и с л о т ы. Получение аминокислот из карбоновых кислот и гидролизом белков. Химические свойства аминокислот как амфотерных органических соединений: взаимодействие со щелочами, кислотами и друг с другом (реакция поликонденсации). Пептидная связь и полипептиды. Применение аминокислот на основе свойств.
Б е л к и. Получение белков реакцией поликонденсации аминокислот. Первичная, вторичная и третичная структуры белков. Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз и цветные реакции. Биохимические функции белков. Генетическая связь между классами органических соединений. Нуклеиновые кислоты. Синтез нуклеиновых кислот в клетке из нуклеотидов. Общий план строения нуклеотида. Сравнение строения и функций РНК и ДНК. Роль нуклеиновых кислот в хранении и передаче наследственной информации. Понятие о биотехнологии и генной инженерии. - Тема 5. Биологически активные органические соединения
- Ф е р м е н т ы. Ферменты как биологические катализаторы белковой природы. Особенности функционирования ферментов. Роль ферментов в жизнедеятельности живых организмов и народном хозяйстве.
В и т а м и н ы. Понятие о витаминах. Нарушения, связанные с витаминами: авитаминозы, гиповитаминозы и гипервитаминозы. Витамин С как представитель водорастворимых витаминов и витамин А как представитель жирорастворимых витаминов.
Г о р м о н ы. Понятие о гормонах как гуморальных регуляторах жизнедеятельности живых организмов. Инсулин и адреналин как представители гормонов. Профилактика сахарного диабета. - Л е к а р с т в а. Лекарственная химия: от иатрохимии до химиотерапии. Аспирин. Антибиотики и дисбактериоз. Наркотические вещества. Наркомания, борьба с ней и профилактика.
- Тема 6 . Искусственные и синтетические полимеры
И с к у с с т в е н н ы е п о л и м е р ы. Получение искусственных полимеров, как продуктов химической модификации природного полимерного сырья. Искусственные волокна (ацетатный шелк, вискоза), их свойства и применение.
С и н т е т и ч е с к и е п о л и м е р ы. Получение синтетических полимеров реакциями полимеризации и поликонденсации. Структура полимеров линейная, разветвленная и пространственная. Представители синтетических пластмасс: полиэтилен низкого и высокого давления, полипропилен и поливинилхлорид. Синтетические волокна: лавсан, нитрон и капрон.
В результате изучения химии на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
- важнейшие химические понятия: вещество, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет. функциональная группа, изомерия, гомология:
- основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства
состава, периодический закон, - основные теории химии: химической связи, строения органических соединении.
- важнейшие вещества и материалы: метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы,
уметь
- называть: изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре,
- определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, принадлежность веществ к различным классам органических соединений,
- характеризовать: общие химические свойства органических соединении; строение и химические свойства изученных органических соединений,
- объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения,
- выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших органических веществ,
- проводить: самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве:
- определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий:
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
- безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
- приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
- критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
- Владеть компетенциями: познавательной, коммуникативной, информационной, рефлексивной.
В рабочей программе в разделе «Планируемые результаты обучения» продвинутый и творческий уровни усвоения обозначены курсивом. Предусмотрено овладение следующими компетенциями:
- учебно-познавательной,
- коммуникативной,
- информационной,
- рефлексивной,
- личностного саморазвития,
- смыслопоисковой,
- профессионально-трудового выбор
Литература:
- Стандарт основного общего образования по химии.
- Примерная программа основного общего образования по химии.
- Программа курса химии для 8-11 классов ОУ / О.С.Габриелян.- 7-е изд., стереотип.-М.: Дрофа, 2010
- Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Химия. 10 класс. Настольная книга учителя., - М.: Дрофа, 2010.
5.Химия 10 класс.: Контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна «Химия.10»/ О.С. Габриелян, П.Н. Берёзкин, А.А. Ушакова и др. – М.: Дрофа, 2010.
- Радецкий А.М., Дидактический материал по химии для 10-11 классов: пособие для учителя / -М.: Просвещение. 2010
Для информационной компьютерной поддержки учебного процесса предлагается использование компьютерных программ и Интернет:
Образовательная коллекция. Химия для всех - XXI: Решение задач. Самоучитель.
- «Закономерности протекания химических реакций»;
- Электронный справочник «Кирилла и Мефодия».
Интернет-ресурсы:
- Alhimik www.alhimik.ru
- Конспекты по химии для школьников www.chemistry.r2.ru, www.khimia.h1.ru
- Химия для всех www.informika.ru
- Химия для Вас www.chem4you.boom.ru
- Химия. Образовательный сайт для школьников www.hemi.wallst.ru
- Уроки химии Кирилла и Мефодия
Тематическое планирование
№№ п\п | Наименование темы | Всего, Час. | Из них | |
Практ.работы. | Контр.работы | |||
1 | Введение | 1 | ||
2 | Тема 1. Теория строения органических соединений | 7 | ||
3 | Тема 2. Углеводороды и их природные источники | 16 | - | 1 |
4 | Тема 3. Кислородсодержащие органические соединения и их природные источники | 19 | - | 1 |
5 | Тема 4. «Азотосодержащие органические вещества» | 10 | 1 | - |
6 | Тема 5. «Биологически активные вещества» | 6 | ||
7 | Тема 6. Искусственные и синтетические полимеры | 5 | 1 | |
8 | Повторение | 6 | 1 | |
9 | Итого | 70 | 2 | 3 |
План график проведения контрольных и практических работ
План | Факт | Тема контрольной/практической работы | |
1 четверть | |||
2 четверть |
| ||
3 четверть |
| ||
4 четверть |
| ||
Итого | Контрольных работ – 3 Практических работ -2 |
Календарно-тематическое планирование, химия 10 класс
№п/п | Тема урока (тип урока) | Элементы содержания | Информ.-методич. обеспечение. Эксперимент (Д-демонстр. Л-лаборат.) | Планируемые результаты освоения материала | Домашнее задание | Дата урока |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Введение (1 час) Цель: Создать условия для формирования представлений об органической химии как науке, о её вкладе в изучение веществ, составляющих организмы растений, животных, человека (ценностно-ориентационная, смыслопоисковая компетенции). | ||||||||||
1. | 1.Предмет органической химии. (УИНМ) | Предмет органической химии. Сравнение органических соединений с неорганическими. Природные, искусственные и синтетические органические соединения. | Коллекция органических веществ, материалов и изделий из них. Презентация | Знать классификацию органических веществ: природные, искусственные и синтетические, определения: | §1, №3-5 | |||||
Тема 1. Теория строения органических соединений (7часов) Цель: Создать условия для того, чтобы учащиеся:
| ||||||||||
2-3 | 1-2. Основные положения теории строения органических соединений. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Валентность. Химическое строение как порядок соединения атомов в молекуле согласно их валентности. Основные положения теории строения органических соединений. Изомерия, изомеры | Д. модели молекул изомеров органических соединений Презентация | Знать основные положения теории строения органических соединений. Уметь объяснять понятия: валентность, химическое строение, углеродный скелет, структурная изомерия, формулы молекулярные и структурные | §2, №1,2; сообщения | |||||
4-5 | 3-4. Основные положения теории строения органических соединений (Урок комплексного применения ЗУН учащимися) | Понятие о гомологии и гомологах. | Д. Модели молекул | Знать определения: гомологический ряд и гомологическая разность, гомологи | §2 до конца, №4,6 сообщения | . | ||||
6 | Химические формулы и модели молекул в органической химии. Урок изучения новых знаний | Д. Модели молекул | ||||||||
7 | Обобщение и систематизация знаний по теме | повторить тему | ||||||||
Тема 2. Углеводороды и их природные источники (16часов) Цель: создать условия для того, чтобы учащиеся:
| ||||||||||
8-9 | 1-2.Природный газ. Алканы. (Урок изучения и первичного закрепления новых знаний) | Природный газ как топливо. Преимущества природного газа перед другими видами топлива. Состав природного газа. Алканы: гомологический ряд, изомерия и номенклатура алканов. | CD-Химия-21век Презентация | Знать природные источники углеводородов – природный газ, состав алканов, гомологический ряд предельных углеводородов | §3. № 5,7,8 сообщения | |||||
10 | 3. Алканы. Химические свойства. Применение. (Урок изучения и первичного закрепления новых знаний) | Химические свойства алканов (на примере метана и этана): горение, замещение, разложение и дегидрирование. Применение алканов на основе этих свойств. | СD, компьютерная презентация | Знать химические свойства алканов на примере метана, этана: | §3, упр. 9-11 | |||||
11 | 4. Алкены: состав, строение, изомерия, номенклатура, получение (Урок комплексного применения ЗУН учащимися) | Алкены: гомологический ряд, изомерия и номенклатура алкенов. | CD-Химия-21век | Знать состав алкенов, гомологический ряд, гомологи, виды изомерии: структурная изомерия, изомерия положения кратной связи, химические свойства алкенов: | §4. Упр.2-4 | |||||
12 | 5. Алкены. (Урок комплексного применения ЗУН учащимися) | Реакция полимеризации. Полиэтилен, его свойства и применение. Применение этилена на основе его свойств. | CD – «Кубышка» Д: коллекция образцов из полиэтилена | Знать основные полимеры, пластмассы Уметь составлять уравнение реакции полимеризации на примере этилена | §4. Упр.6,8, сообщения | |||||
13 | 6. Обобщение и систематизация знаний по темам «Алканы» и «Алкены» (УПЗУ) | Упражнения в составлении химических формул, изомеров. Составление уравнений реакций, иллюстрирующих хим.свойства и генетическую связь Решение задач | Знать состав алканов, алкенов, гомологический ряд, гомологи, виды изомерии: структурная изомерия, изомерия положения кратной связи, химические свойства алканов, алкенов: | |||||||
14 | 7. Алкадиены. (Урок изучения нового материала) | Понятие об углеводородах с двумя двойными связями. | Презентация | Знать состав алкадиенов (диеновые углеводороды), полимеры, каучуки | §5.упр. 2,3, сообщения | |||||
15 | 8. Каучуки. (Урок изучения и первичного закрепления новых знаний) | Натуральный и синтетические каучуки. Полимеризация. Вулканизация каучука. Резина. | Коллекция «Каучук и резина». | Знать определения понятий «резина», «вулканизация»; свойства и применение натурального, синтетического бутадиенового и изопренового каучуков, резины, эбонита | §5 до конца, упр.4 | |||||
16 | 9.Алкины: строение, изомерия, номенклатура, физические свойства, получение (Урок комплексного применения ЗУН учащимися) | Гомологический ряд алкинов, общая формула, строение ацетилена и др.алкинов | Модели молекул, таблицы | Знать: определение понятий «пиролиз», «алкины»; общую формулу алкинов; правила составления названий алкинов в соответствии с международной номенклатурой; Уметь: определять принадлежность веществ к классу алкинов по структурной формуле; характеризовать особенности строения алкинов(тройная связь, незамкнутая углеродная цепь); определять изомеры, составлять структурные формулы изомеров, называть алкины. | §6, упр.1, 6, 11 | |||||
17 | 10.Алкины: свойства, применение (Урок комплексного применения ЗУН учащимися) | Отношение алкинов к раствору перманганата калия и бромной воде.Ацетилен, его получение пиролизом метана и карбидным способом. | Карбид кальция, раствор KMnO4 ,аммиачный раствор оксида серебра, спички, пробирка, пробка с газоотводной трубкой | Знать состав алкинов, формулу ацетилена, получение ацетилена, химические свойства алкинов на примере ацетилена: | §6 до конца, № 4, 7,8,9, 10, сообщения | |||||
18-19 | 11-12. Арены. Бензол. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Получение бензола из гексана и ацетилена. | Модели молекул. Таблица Презентация Д: отношение бензола к раствору перманганата калия и бромной воде | Знать особенности строения бензола и его гомологов; Знать формулу бензола, химические свойства: а)реакция дегидрирования. б) реакция галогенирования. в)реакция нитрования (реакция Коновалова) Уметь составлять уравнения соответствующих реакций | §7. №2,4,5, сообщения | |||||
20-21 | 13-14. Нефть и способы ее переработки. Урок комплексного применения ЗУН учащимися |
Состав и переработка нефти. Крекинг. Риформинг. Нефтепродукты. Бензин и понятие об октановом числе. | Коллекция « Нефть и продукты ее переработки» Презентация | Знать природные источники углеводородов – нефть, способы ее переработки: фракционная перегонка, или ректификация Уметь объяснять способы получения ректификационных газов, газолиновой фракции (бензин), лигроиновой, керасиновой фракции, дизельного топлива, мазута; уметь составлять уравнение крекинга. Знать меры защиты окружающей среды от загрязнения нефтью и продуктами ее переработки. | §8, упр.4-7 | |||||
22 | 15.Обобщение сведений об углеводородах. (УПЗУ) | Генетическая связь. Упражнения в составлении уравнений реакций с участием углеводородов. Составление формул и названий изомеров и гомологов. Решение расчетных задач | Модели, таблицы, схемы | Знать: | §1-8. подготовиться к контрольной работе. Сообщения по теме «Спирты» | |||||
23 | 16.Контрольная работа №1 по теме «Углеводороды» | Контроль и учет знаний по изученной теме |
| повторение | ||||||
Тема 3. Кислородосодержащие органические соединения и их природные источники (19часов) Цель: Создать условия для того, чтобы учащиеся:
| ||||||||||
24 | 1.Спирты: состав, строение, классификация, изомерия, номенклатура (Урок изучения и первичного закрепления новых знаний) | Гидроксильная группа как функциональная. Представление о водородной связи. | Модели молекул. Этанол, глицерин Презентация | Знать: состав предельных одноатомных спиртов, их изомерию и номенклатуру, формулы представителей предельных одноатомных спиртов: метанол, этанол, получение этанола брожением глюкозы, гидратацией этилена. | §9, упр. 9 | |||||
25 | 2. Свойства, получение, применение одноатомных спиртов (Урок комплексного применения ЗУН учащимися) | Химические свойства этанола: горение, взаимодействие с натрием, образование простых и сложных эфиров, окисление в альдегид. Применение этанола на основе свойств. Алкоголизм, его следствия и предупреждение | Д. этанол, натрий, фенол стакан, фарфоровая чашка, пробирки, спички -фталеин, CD-Химия-21век. | Знать химические свойства спиртов: а)горение, 3. Создание проекта «Алкоголизм, его следствия и предупреждение» | §9, упр.8, 10, 13а | |||||
26 | 3.Многоатомные спирты (Урок комплексного применения ЗУН учащимися) | Особенности многоатомных спиртов. Качественная реакция. Важнейшие представители | Глицерин, раствор CuSO4, NaOH, пробирки Презентация | Знать состав многоатомных спиртов, молекулярную и структурную формулу глицерина, качественную реакцию на многоатомные спирты Уметь проводить качественные реакции на многоатомные спирты | §9, упр. 11,13б | |||||
27 | 4. Каменный уголь. Фенол. (Урок изучения и первичного закрепления новых знаний) | Коксохимическое производство и его продукция. Получение фенола коксованием каменного угля. Взаимное влияние атомов в молекуле. растворимость фенола в воде при обычной температуре и при нагревании. | Д: коллекция «Каменный уголь и продукты его переработки», Растворимость фенола в воде при обычной температуре и при нагревании. Качественная реакция на фенол. | Знать о феноле как о представителе ароматических углеводородов Уметь объяснять взаимное влияние атомов в молекуле фенола, орто- и пара-ориентирующее действие в бензольном кольце, уметь записывать уравнения реакций электрофильного замещения | §10. № 1,3,4 | |||||
28 | 5.Семинар по теме «Спирты и фенолы» (УС) | Закрепление знаний , упражнения в составлении уравнений реакций. Решение расчетных задач | Индивидуальные задания | |||||||
29 | 6.Альдегиды и кетоны: строение, изомерия, номенклатура, получение (УОНМ) | Строение, функциональная группа. Гомологический ряд альдегидов. Строение и номенклатура кетонов. Получение Презентация | Модели молекул, образцы формалина, ацетона | Знать: определение понятия «альдегид», физические свойства формальдегида и ацетальдегида, правила составления названий в соответствии с международ. номенклатурой; способы получения альдегидов; Уметь: характеризовать особенности строения альдегидов, составлять структурные формулы изомеров, называть альдегиды | §11, упр.3 Сообщения | |||||
30 | 7. Химические свойства альдегидов и кетонов, применение (Урок изучения и первичного закрепления новых знаний) | Свойства, обусловленные наличием карбонильной группы, качественные реакции. Взаимное влияние атомов Презентация | Метаналь, раствор CuSO4, NaOH, пробирки, спиртовка, спички | Знать химические свойства альдегидов и кетонов, изомерию, способы получения. Уметь записыать реакции окисления, качественные реакции на альдегиды, уметь осуществлять цепочки превращений | §11, упр.6 сообщения | |||||
31-32 | 8-9.Карбоновые кислоты: классификация, номенклатура, изомерия, Одноосновные кислоты: свойства, получение. (Урок изучения и первичного закрепления новых знаний) | Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Химические свойства уксусной кислоты: общие свойства с неорганическими кислотами и реакция этерификации. Применение уксусной кислоты на основе ее свойств Презентация | Модели молекул. Образцы кислот CD-Химия-21век Л: Свойства уксусной кислоты | Знать строение молекул карбоновых кислот и карбоксильной группы, классификацию кислот, записывать формулы предельных одноосновных карбоновых кислот: муравьиной, уксусной (Р). Уметь перечислять свойства карбоновых кислот: взаимодействие с металлами, основными и амфотерными оксидами, основаниями, амфотерными гидроксидами, солями, записывать реакции этерификации ( | §12, упр.1, 3,5,6 сообщения | |||||
33 | 10. Высшие жирные кислоты. (Урок комплексного применения ЗУН учащимися) | Высшие жирные кислоты на примере пальмитиновой и стеариновой, олеиновой и линолевой. | Д: коллекция ВЖК | Знать: состав, молекулярные формулы высших предельных одноосновных карбоновых кислот на примере: стеариновой, пальмитиновой, состав, молекулярные и структурные формулы непредельных одноосновных карбоновых кислот на примере: олеиновой и линолевой | §12, упр.10 | |||||
34 | 11.Семинар «Карбоновые кислоты» (УС) | Закрепление знаний | Разноуровневые карточки | Знать: определения понятий «одноосновные карбоновые кислоты», «реакция этерификации», общую формулу кислот, состав, особенности строения и нахождения в природе высших кислот, правила составления названий кислот, способы получения кислот; Уметь: характеризовать особенности строения карбоновых кислот, составлять структурные формулы изомеров. Давать им названия, характеризовать химические свойства карбоновых кислот | сообщения | |||||
35 | 12.Сложные эфиры. (Урок комплексного применения ЗУН учащимися) | Получение сложных эфиров реакцией этерификации. Сложные эфиры в природе, их значение. Применение сложных эфиров на основе их свойств. | Модели. Образцы эфиров CD-Химия-21век Д: Получение уксусно-этилового эфира | Знать состав, номенклатуру сложных эфиров, Уметь объяснять способы получения сложных эфиров реакцией этерификации, химические свойства сложных эфиров: а) гидролиз сложных эфиров, | §13, упр.1-5, сообщения | |||||
36 | 13.Жиры (Урок комплексного применения ЗУН учащимися) | Состав, строение, классификация, физические, химические свойства. Жиры в природе, их роль. Понятие о СМС | Образцы продуктов переработки жиров(свечи, мыло, глицерин, олифа, маргарин, пищевые масла, лекарственные масла) | Знать состав, номенклатуру жиров Уметь объяснять способы получения сложных эфиров реакцией этерефикации, химические свойства сложных эфиров: а) гидролиз сложных эфиров (жиров) б) гидролиз (омыление), в) гидрирование жидких жиров. г) применение жиров на основе свойств; уметь объяснять моющее действие мыла | §13 , упр.6-10 | |||||
37 | 14.Понятие об углеводах. Моносахариды. (Урок изучения и первичного закрепления новых знаний) | Классификация углеводов. Глюкоза. Физические, химические свойства. Строение глюкозы. Применение | Образцы углеводов. Глюкоза, раствор CuSO4, NaOH, спиртовка, спички, пробирки Презентация | Знать классификацию моносахаридов (глюкоза, фруктоза), молекулярные формулы и биологическое значение рибозы, дезоксирибозы, состав, строение глюкозы Уметь записывать уравнения реакций, отражающие химические свойства глюкозы – вещества с двойственной функцией. Проводить качественные реакции на глюкозу | §14 , упр.1-7 | |||||
38-39 | 15-16 Дисахариды. Полисахариды (Урок изучения и первичного закрепления новых знаний) | Крахмал, целлюлоза. Физические и химические свойства. Превращение крахмала в организме. Понятие об искусственных волокнах | Крахмальный клейстер, раствор йода, вата, бумага | Знать: определение понятий «углеводы», «полисахариды», «дисахариды», «моносахариды», «реакции поликонденсации», «гидролиз»; состав, физические свойства, нахождение в природе и применение полисахаридов (крахмала и клетчатки) и дисахаридов (сахарозы и мальтозы); качественную реакцию на крахмал; правила безопасности с токсичными веществами (спирт-денатурат). Уметь: характеризовать биологическое значение углеводов; особенности строения крахмала и целлюлозы, характеризовать химические свойства крахмала, целлюлозы, сахарозы. | §15, №1-5 | |||||
40-41 | 17-18. Обобщение и систематизация знаний, умений , навыков по теме «Кислородосодержащие органические соединения» (УПЗУ) | Упражнения в составлении уравнений реакций с участием разных представителей кислородосодержащих соединений, генетическая связь с углеводородами, решение расчетных задач. | Иметь все вышеперечисленные знания и умения | §§9-15 | ||||||
42 | 19. Контрольная работа № 2 по теме «Кислородосодержащие органические соединения» (К) | Контроль знаний, умений, навыков | Иметь все вышеперечисленные знания и умения | Сообщения | ||||||
Тема 4. «Азотосодержащие органические вещества» (10 часов) Цель: Создать условия для того, чтобы учащиеся:
| ||||||||||
43-44 | 1-2. Амины. Анилин. (Урок изучения и первичного закрепления новых знаний) | Понятие об аминах. Получение ароматического амина-анилина- из нитробензола. Анилин как органическое основание. Взаимное влияние атомов в молекуле анилина: ослабление основных свойств и взаимодействие с бромной водой. Применение анилина на основе свойств. | Д: а)взаимодействие аммиака и анилина с соляной кислотой. б)реакция анилина с бромной водой | Знать состав аминов, классификацию (предельные, ароматические), изомерию и номенклатуру аминов, молекулярную и структурную формулы анилина – представителя ароматических аминов Уметь составлять формулы аминов, выделять функциональную группу, давать названия аминам по номенклатуре ИЮПАК, записывать уравнения реакций, отражающих химические свойства аминов, получение анилина | §16, упр.1-5 сообщения | |||||
45-46 | 3-4. Аминокислоты (Урок изучения и первичного закрепления новых знаний ) | Химические свойства аминокислот как амфотерных органических соединений: взаимодействие с щелочами, кислотами и друг с другом (реакция поликонденсации). Пептидная связь и полипептиды. Применение аминокислот на основе свойств. | Глицин, раствор CuSO4, NaOH, лакмус CD-Химия-21век Д: Получение аминокислот из карбоновых кислот и гидролизом белков. | Знать состав аминокислот, изомерию и номенклатуру аминокислот , определения понятий «пептидная связь», «реакции поликонденсации» Уметь объяснять получение аминокислот, образование пептидной связи и полипептидов. Применение аминокислот на основе свойств | §17, №1-5 сообщения | |||||
47-48 | 5-6. Белки (Урок комплексного применения ЗУН учащимися) | Получение белков реакций поликонденсации аминокислот. Первичная, вторичная, третичная структуры белков. Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз и цветные реакции. Биохимические функции белков. Генетическая связь между классами орг. соединений. | Раствор куриного яйца, спиртовка, спички, CuSO4, NaOH, азотная кислота CD-Химия-21век Л. Свойства белков | Знать: белки, их структуру, химические свойства белков: денатурация, гидролиз. биологические функции белков , качественные реакции (ксантопротеиновая и Биуретовая, качественное определение серы в белках) уметь: характеризовать структуру (первичную, вторичную, третичную) и биологические функции белков | §17 до конца. Упр.6-9 сообщения | |||||
49 | 7..Нуклеиновые кислоты (Урок комплексного применения ЗУН учащимися) | Синтез нуклеиновых кислот в клетке из нуклеотидов. Общий план строения нуклеотида. Сравнение строения и функция РНК и ДНК. Роль нуклеиновых кислот в хранении и передаче наследственной информации. Понятие о биотехнологии и генной инженерии | Таблица, модель молекулы | Знать: определения понятий «полинуклеотид», «нуклеотид», «биотехнология», «генная инженерия»; Состав и строение ДНК и РНК; Функции ДНК и РНК в организме | §18, №1-5 сообщения | |||||
50 | 8. Генетическая связь между классами органических соединений. Урок комплексного применения ЗУН учащимися | Осуществление превращений цепочек между классами органических соединений | Дидактические карточки | Уметь составлять уравнения реакций, отражающие свойства органических соединений и способы перехода между классами веществ (кислородсодержащих, азотсодержащих) | подготвка к П.Р. | |||||
51 | 9. Практическая работа №1 «Идентификация органических соединений» Урок комплексного применения ЗУН учащимися | Решение экспериментальных задач на идентификацию органических соединений. | Инструкция по технике безопасности | Знать: 1. Техника безопасности на рабочем месте 2. Качественные реакции. Уметь: Проводить опыты по идентификации органических соединений | повторить §§16-18 | |||||
52 | 10. Обобщение и повторение темы « Азотосодержащие органические вещества» | Решение задач и упражнений. Генетическая связь | Дидактические карточки. Тестовая работа | Иметь все вышеперечисленные знания и умения | §16-18, сообщения | |||||
Тема 5. «Биологически активные вещества» (6 часов) Цель: Создать условия для того, чтобы учащиеся:
| ||||||||||
53 | 1.Витамины Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Классификация, обозначения, нормы потребления. Авитоминоз. Гипервитаминоз, гиповитаминоз | Образцы витаминных препаратов Презентация | Знать: определения понятий «витамины», авитаминоз», «гиповитаминоз», «гипервитаминоз»; Значение витаминов для жизнедеятельности организма. Уметь использовать в повседневной жизни знания о витаминах | §20, упр. 1 3, 6 | |||||
54 | 2.Ферменты Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Биологические катализаторы. Особенности строения и свойств. Значение в биологии и применение в промышленности | Презентация | Знать определения понятий «ферменты», «гормоны»; особенности действия ферментов: селективность, эффективность, зависимость действия ферментов от температуры и рН среды раствора; области применения ферментов в быту и промышленности. Уметь использовать в повседневной жизни знания о ферментах | §19, упр.1-5 сообщения | |||||
55- 56 | 3-4.Гормоны Лекарства. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Биологически активные вещества, выполняющие эндокринную регуляцию жизнедеятельности организмов Химиотерапевтические препараты. Группы лекарств. Безопасные способы применения. Наркотические вещества. Наркомания, борьба с ней и профилактика | Коллекция лекарственных препаратов Презентация | Знать: определения понятий «гормоны», «лекарственные средства», «антибиотики», «анальгетики», «антисептики»; представителей гормонов и лекарственных средств; меры профилактики сахарного диабета, последствия приема наркотических препаратов. Уметь: характеризовать значение гормонов для жизнедеятельности живого организма; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для безопасного обращения с лекарств. средствами | §20 до конца Упр.6-11 сообщения | |||||
57-58 | 5.Наркотические вещества 6.БАДы | Наркомания, борьба с ней и профилактика. | Презентация | §20 стр. 159-160 сообщения | ||||||
Тема 6. Искусственные и синтетические полимеры (5часов) | ||||||||||
59-60 | 1-2. Искусственные полимеры. Урок комплексного применения ЗУН учащимися | Распознавание волокон по отношению к нагреванию и химическим реактивам. Получение искусственных полимеров, как продуктов химической модификации природного полимерного сырья. Искусственные волокна, их свойства и применение. | Д.Коллекция искусственных полимеров и волокон, изделий из них Презентация | Знать некоторых представителей искусственных полимеров, их классификацию. Волокна: свойства, применение. Уметь приводить примеры: искусственных полимеров, волокон | § 21, упр.1-7 | |||||
61-62 | 3-4. Синтетические полимеры. Урок комплексного применения ЗУН учащимися | Синтетические полимеры, структура макромолекул полимеров: линейная, разветвленная и пространственная. Полиэтилен. Полипропилен. Синтетические волокна.Синтетические каучуки. | Д. Коллекция синтетических пластмасс и волокон и изделий из них. Презентация | Знать полимеры, их классификацию. Пластмассы: свойства, применение. Каучуки: свойства, применение (Р) Уметь записывать уравнения реакций получения синтетических полимеров (реакции полимеризации и поликонденсации) | §22, упр.1-4 подготовиться к практической работе | |||||
63 | 5. Практическая работа №2 «Распознавание пластмасс и волокон» Урок комплексного применения ЗУН учащимися | Распознавание пластмасс и волокон | Инструкция по технике безопасности. набор материалов и реактивов | Знать : правила безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием. Уметь: выполнять химический эксперимент по распознаванию пластмасс (полиэтилена, поливинилхлорида, фенолформальдегида) и волокон (хлопка, вискозы, натуральной шерсти, натурального шелка, ацетата, капрона) | повторение | |||||
Повторение (6 часов) | ||||||||||
64-65 | 1-2. Генетические связи органических веществ (УПЗУ) | Повторение | Уметь осуществлять цепочки превращений между классами органических и неорганических веществ с помощью уравнений реакций. | |||||||
66-67 | 3-4. Решение расчетных и экспериментальных задач (УПЗУ) | Повторение | Решить задачу в тетради | |||||||
68 | 5.Обобщение, систематизация и коррекция ЗУН по курсу 10 класса. | Повторение | подготовиться к к. работе | |||||||
69 | 6. Итоговая контрольная работа №3 (К) | Контроль знаний | Дидактические карточки | |||||||
70 | Подведение итогов контрольной работы №3 | Повторение |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного курса химии. 11 класс
Рабочая программа по химии для обучающихся 11 класса химико-биологического профиля...
Рабочая программа учебного курса химии. 9 класс
Рабочая программа учебного курса "химия" для обучающихся химико-биологического профиля. 9 класс...
Рабочая программа учебного курса химии для 10 класса
Рабочая программа учебного курса химии для 10 класса составлена на основе образовательной программы школы и авторской программы курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений ...
Рабочая программа учебного курса Химия (9 класс)
Рабочая программа по химии составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования, одобренным совместным решением коллегии Минобразования Рос...
Рабочая программа учебного курса химия 8 класс
Рабочая программа учебного курса "Химии" 8 класс к учебнику Габриеляна О.С. Химия, 8 класс - М. Просвещение, 2019 год...
Рабочая программа учебного курса Физика. 8 класс. Срок реализации 2023-2024 учебный год
Учебный план для школы отводит 68 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю. В программе предусмотрен резерв свободного учебного времени для реализации авторских подходов, использов...
Рабочая программа учебного курса Физика. 9 класс. Срок реализации 2023-2024 учебный год
Учебный план для школы отводит 102 учебных часа из расчета 3 учебных часа в неделю. В программе предусмотрен резерв свободного учебного времени для реализации авторских подходов, исп...