Рабочая программа учебного курса химии. 9 класс
рабочая программа по химии (9 класс) на тему
Рабочая программа учебного курса "химия" для обучающихся химико-биологического профиля. 9 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab._programma.rar | 42.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Республика Мордовия
Министерство образования
Государственное бюджетное нетиповое
общеобразовательное учреждение Республики Мордовия
«РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЛИЦЕЙ — ЦЕНТР ДЛЯ ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ»
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
на заседании кафедры зам. директора по УВР директор
«ХИМИЯ» _______________ _________________
зав. кафедрой М.А. Родина Е.А. Вдовин
_________ В. И. Корешкова приказ №____ от
«27» августа 2012 г. «29» августа 2012 г. «31» августа 2012 г.
.
Рабочая программа
учебного курса «Химия»
на 2012-2013 учебный год
Класс: 9Б, основное общее образование.
Количество часов: всего 105, в неделю 3.
Плановых контрольных уроков: 5 ч.
Административных контрольных уроков: 2 ч.
Практических работ: 6 ч.
Лабораторных опытов: 10.
Учебник: Н.Е. Кузнецова. Химия. 9 класс. М.: Вентана-Граф, 2011
Программа: Химия. Рабочие программы учителя 8-11 классы. Под ред. проф. Н.Е. Кузнецовой. М.: Вентана-Граф, 2011
Программа рассчитана на 1 учебный год.
Рабочую программу составил (а): __________________ / М.А. Родина
(подпись) (расшифровка подписи)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус документа
Программа по химии составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения. В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования, соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования. Рабочая программа составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений по химии для 9 классов и программы Н.Е. Кузнецовой, И.М. Титовой, А.Ю. Жегина «Программы для общеобразовательных учреждений», М.: Дрофа.
Программа конкретизирует содержание стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. В программе определен перечень демонстраций, лабораторных опытов, практических занятий и расчетных задач.
Структура документа
Программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов; универсальные учебные действия, которые должны быть сформированы у учащихся. В программе представлено минимальное по объему, но функционально полное содержание.
Общая характеристика учебного предмета
Особенности содержания обучения химии в основной школе обусловлены спецификой химии как науки и поставленными задачами.
Основными проблемами химии являются изучение состава и строения веществ, зависимости их свойств от строения, конструирование веществ с заданными свойствами, исследование закономерностей химических превращений и путей управления ими в целях получения веществ, материалов, энергии. Поэтому содержание должно базироваться на содержании примерной программы, которое структурировано по шести блокам: Методы познания веществ и химических явлений. Экспериментальные основы химии; Вещество; Химическая реакция; Элементарные основы неорганической химии; Первоначальные представления об органических веществах; Химия и жизнь.
Место предмета в учебном плане
Особенности содержания курса «Химия» являются главной причиной того, что в базисном учебном (образовательном) плане этот предмет появляется последним в ряду естественнонаучных дисциплин, поскольку для его освоения школьники должны обладать не только определенным запасом предварительных естественнонаучных знаний, но и достаточно хорошо развитым абстрактным мышлением.
Программа рассчитана на 105 учебных часов. В ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 6 учебных часов.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Химия» на ступени основного общего образования являются: использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, измерения, опыты, эксперимент); проведение практических и лабораторных работ, несложных экспериментов и описание их результатов; использование для решения познавательных задач различных источников информации; соблюдение норм и правил поведения в химических лабораториях, в окружающей среде, а также правил здорового образа жизни.
Результаты обучения
У обучающихся должны быть сформированы следующие личностные результаты:
1) в ценностно-ориентационной сфере — чувство гордости за российскую химическую науку, гуманизм, отношение к труду, целеустремленность;
2) в трудовой сфере — готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;
3) в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере — умение управлять своей познавательной деятельностью.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по химии являются:
1) использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирование) для изучения различных сторон окружающей действительности;
2) использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;
3) умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
4) умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;
5) использование различных источников для получения химической информации.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по химии являются:
в познавательной сфере:
давать определения изученных понятий: вещество (химический элемент, атом, ион, молекула, кристаллическая решетка, вещество, простые и сложные вещества, химическая формула, относительная атомная масса, относительная молекулярная масса, валентность, оксиды, кислоты, основания, соли, амфотерность, индикатор, периодический закон, периодическая система, периодическая таблица, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, степень окисления, электролит); химическая реакция (химическое уравнение, генетическая связь, окисление, восстановление, электролитическая диссоциация, скорость химической реакции);
описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты, используя для этого естественный (русский, родной) язык и язык химии;
описывать и различать изученные классы неорганических соединений, простые и сложные вещества, химические реакции;
классифицировать изученные объекты и явления;
наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты, химические реакции, протекающие в природе и в быту;
делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных химических закономерностей, прогнозировать свойства неизученных веществ по аналогии со свойствами изученных;
структурировать изученный материал и химическую информацию, полученную из других источников;
моделировать строение атомов элементов первого — третьего периодов (в рамках изученных положений теории Э. Резерфорда), строение простейших молекул;
в ценностно-ориентационной сфере:
анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с переработкой веществ;
в трудовой сфере:
проводить химический эксперимент;
в сфере безопасности жизнедеятельности:
оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование разделов и тем | Максимальная нагрузка учащегося, ч. | Из них | ||
Теоретическое обучение, ч. | Практические работы, ч. | Контрольная работа, ч. | |||
I. Теоретические основы химии. 24 ч. | |||||
1. | Повторение | 2 | |||
2. | Химические реакции. | 6 | 6 | - | - |
3. | Растворы. Электролитическая диссоциация | 16 | 14 | 1 | 1 |
II. Элементы-неметаллы и их важнейшие соединения. 49 ч. | |||||
1. | Общая характеристика неметаллов. | 3 | 3 | - | - |
2. | Подгруппа кислорода и ее важнейшие представители | 9 | 8 | - | 1 |
3. | Подгруппа азота и ее важнейшие представители | 9 | 8 | 1 | - |
4. | Подгруппа углерода и ее важнейшие представители | 11 | 9 | 1 | 1 |
5. | Общие сведения об органических соединениях | 9 | 8 | 1 | - |
6. | Введение в химию живого | 8 | 7 | 1 | - |
III. Элементы-металлы и их важнейшие соединения. 20 ч. | |||||
1. | Общие свойства металлов | 6 | 6 | - | - |
2. | Металлы главных и побочных подгрупп и их соединения. | 14 | 12 | 1 | 1 |
IV. Производство и применение неорганических веществ. 6 ч. | |||||
1. | Производство и применение неорганических веществ. | 6 | 5 | - | 1 |
Резерв | 5 | ||||
| Итого | 105 | 94 | 6 | 5 |
ЦИКЛОГРАММА ПРАКТИЧЕСКИХ И КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
№ п/п | Название работы | Дата проведения |
Практическая работа №1 по теме: «Решение экспериментальных задач» | 22-27.10 | |
Контрольная работа №1 по теме: «Теоретические основы химии». | 22-27.10 | |
Контрольная работа № 2 по теме: «Подгруппа кислорода». | 26.11-01.12 | |
Практическая работа №2 по теме: «Получение аммиака и опыты с ним» | 10-15.12 | |
Практическая работа №3 по теме: «Углекислый газ. Угольная кислота. Карбонаты» | 14-19.01 | |
Контрольная работа № 3 по теме: «Неметаллы». | 28.01-02.02 | |
Практическая работа №4 по теме: «Качественный состав органических соединений» | 04-09.02 | |
Практическая работа №5 по теме: «Распознавание минеральных удобрений» | 25.02-01.03 | |
Практическая работа №6 по теме: «Решение экспериментальных задач» | 05-10.05 | |
Контрольная работа № 4 по теме: «Металлы». | 05-10.05 | |
Итоговая контрольная работа. | 19-24.05 |
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Повторение (2 ч).
Систематика химических элементов и периодический закон Д.И. Менделеева. Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева и ее взаимосвязь со строением атома. Классификация неорганических соединений. Химические свойства оксидов, оснований, кислот и солей. Типы химических реакций. Генетическая взаимосвязь между классами неорганических соединений. Вычисления по химическим уравнениям.
Химические реакции (6 ч).
Энергетическая характеристика химических реакций. Расчеты по термохимическим уравнениям.
Демонстрации
Зависимость скорости реакции от концентрации и температуры.
Разложение пероксида водорода в присутствии катализатора (оксида марганца (IV) и фермента (каталазы)).
Теория электролитической диссоциации (16 ч).
Растворы. Электролиты, неэлектролиты. Теория электролитической диссоциации. Диссоциация кислот, оснований и солей. Сила электролита. Реакции ионного обмена. Ионные уравнения реакций. Химические свойства кислот, оснований и солей в свете теории электролитической диссоциации. Вычисления по уравнениям реакций, когда одно из реагирующих веществ взято в избытке, а другое – в недостатке.
Демонстрации
Растворение веществ в различных растворителях.
Испытание веществ и их растворов на электропроводность. Зависимость электропроводности уксусной кислоты от концентрации.
Растворение окрашенных веществ в воде (сульфата меди (II), перманганата калия, хлорида железа (III)).
Нейтрализация щелочи кислотой в присутствии индикатора.
Лабораторные опыты
Реакции, характерные для растворов кислот (соляной или серной).
Реакции характерные для растворов щелочей (гидроксидов натрия или калия).
Получение и свойства нерастворимого основания, например гидроксида меди.
Реакции характерные для растворов солей (например, хлорида меди).
Реакции характерные для основных оксидов (например, оксида кальция),
Реакции характерные для кислотных оксидов (например, для углекислого газа).
Определение характера среды раствора с помощью универсального индикатора.
Проведение реакций ионного обмена для характеристики свойств электролитов.
Практические занятия
Проведение реакций ионного обмена для характеристики свойств электролитов
Общая характеристика неметаллов (3 ч).
Распространение и роль неметаллов в природе. Биогенные элементы. Положение неметаллов в периодической системе элементов Д.И. Менделеева. Атомные характеристики элементов-неметаллов.
Неметаллы главных подгрупп и их соединения (29 ч).
Сравнительная характеристика неметаллов. Сера, азот, фосфор, углерод, кремний – химический элемент и простое вещество. Важнейшие соединения серы, азота, фосфора, углерода и кремния. Генетическая взаимосвязь соединений серы, азота, фосфора, углерода и кремния.
Демонстрации.
Образцы галогенов — простых веществ.
Взаимодействие галогенов с натрием, алюминием.
Вытеснение хлором брома или иода из растворов их солей.
Взаимодействие серы с металлами, водородом и кислородом.
Взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью.
Поглощение углем растворенных веществ или газов.
Восстановление меди из ее оксида углем.
Образцы природных соединений хлора, серы, фосфора, углерода, кремния.
Образцы важнейших для народного хозяйства сульфатов, нитратов, карбонатов, фосфатов.
Образцы стекла, керамики, цемента.
Лабораторные опыты.
Качественная реакция на хлорид-ион.
Качественная реакция на сульфат-ион.
Распознавание солей аммония.
Получение углекислого газа и его распознавание.
Качественная реакция на карбонат-ион.
Ознакомление с природными силикатами.
Ознакомление с продукцией силикатной промышленности.
Практические работы
«Получение аммиака и опыты с ним»,
«Углекислый газ. Угольная кислота. Карбонаты».
Общие сведения об органических соединениях (9 ч).
Органическая химия. Органические вещества. Теория химического строения органических соединений А.М. Бутлерова. Изомеры. Понятие о предельных углеводородах. Алканы, гомология, изомерия, строение, физические и химические свойства. Применение алканов. Понятие о непредельных углеводородах. Алкены, гомология, изомерия, строение, физические и химические свойства. Применение алкенов. Предельные одноатомные спирты. Гомология, изомерия, номенклатура, физико-химические свойства предельных одноатомных спиртов. Понятие о карбоновых кислотах. Номенклатура, физико-химические свойства карбоновых кислот. Применение карбоновых кислот.
Демонстрации. Модели молекул метана и других углеводородов. Взаимодействие этилена с бромной водой и раствором перманганата калия. Образцы этанола и глицерина. Качественная реакция на многоатомные спирты. Получение уксусно-этилового эфира.
Лабораторные опыты.
Изготовление моделей молекул углеводородов.
Свойства глицерина.
Введение в химию живого (8 ч).
Биологическая химия. Химический состав живых организмов. Понятие о минеральных удобрениях. Понятие о жирах. Понятие об углеводах. Понятие о белках.
Демонстрации. Омыление жира. Взаимодействие глюкозы с аммиачным раствором оксида серебра. Качественная реакция на крахмал. Доказательство наличия функциональных групп в растворах аминокислот. Горение белков (шерсти или птичьих перьев). Цветные реакции белков.
Лабораторные опыты.
Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди (II) без нагревания и при нагревании.
Взаимодействие крахмала с иодом.
Общие свойства металлов (6 ч).
Положение металлов в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Металлическая связь. Металлическая кристаллическая решетка. Физико-химические свойства металлов. Понятие о сплавах металлов. Понятие о коррозии металлов.
Лабораторные опыты.
Ознакомление с образцами металлов.
Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей.
Металлы главных и побочных подгрупп (14 ч).
Положение металлов в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Сравнительная характеристика металлов главных подгрупп по положению в периодической системе Д.И. Менделеева. Щелочные металлы и их соединения. Щелочноземельные металлы и их соединения. Алюминий. Железо – элемент побочной подгруппы. Понятие о жесткости воды.
Демонстрации.
Образцы щелочных и щелочноземельных металлов. Образцы сплавов. Взаимодействие натрия, лития и кальция с водой. Взаимодействие натрия и магния с кислородом. Взаимодействие металлов с неметаллами. Получение гидроксидов железа (II) и (III).
Лабораторные опыты.
Ознакомление с образцами природных соединений: а) натрия; б) кальция; в) алюминия; г) железа.
Получение гидроксида алюминия и его взаимодействие с растворами кислот и щелочей.
Качественные реакции на ионы Fe2+ и Fe3+.
Практические работы
Решение экспериментальных задач на распознавание и получение веществ.
Производство и применение неорганических веществ (6 ч).
Химическая технология. Компоненты химико-технологического процесса. Виды металлургии. Экологические проблемы и здоровье человека.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПО ХИМИИ
Личностные результаты:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, к истории, культуре, , языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;;
6) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
7) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
8) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
Метапредметные результаты:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты:
1) формирование первоначальных систематизированных представлений о веществах, их превращениях и практическом применении; овладение понятийным аппаратом и символическим языком химии;
2) осознание объективной значимости основ химической науки как области современного естествознания, химических превращений неорганических и органических веществ как основы многих явлений живой и неживой природы; углубление представлений о материальном единстве мира;
3) овладение основами химической грамотности: способностью анализировать и объективно оценивать жизненные ситуации, связанные с химией, навыками безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни; умением анализировать и планировать экологически безопасное поведение в целях сохранения здоровья и окружающей среды;
4) формирование умений устанавливать связи между реально наблюдаемыми химическими явлениями и процессами, происходящими в микромире, объяснять причины многообразия веществ, зависимость их свойств от состава и строения, а также зависимость применения веществ от их свойств;
5) приобретение опыта использования различных методов изучения веществ: наблюдения за их превращениями при проведении несложных химических экспериментов с использованием лабораторного оборудования и приборов;
6) формирование представлений о значении химической науки в решении современных экологических проблем, в том числе в предотвращении техногенных и экологических катастроф.
ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
- Н.Е. Кузнецова. Химия. 9 класс. М.: Вентана-Граф, 2011
- Н.Е. Кузнецова, А.Н. Левкин. Задачник по химии. 9 класс. М.: Вентана-Граф, 2011
- А.М. Радецкий. Проверочные работы по химии в 8-11 классах. М.: Просвещение, 2000
- В.А. Мильчев, З.С. Ковалева. Типовые расчетные задачи по химии М., 2002
- И.М. Титова, Е.И. Евстафьева. Химия: наверстываем упущенное. Дидактические материалы 8-11 классы. М.: Вентана-Граф, 2007
- И.И. Новошинский, Н.С. Новошинская. Типы химических задач и способы их решения. 8-11 классы. М.: Русское слово, 2012
- www.1september.ru
- http://festival.1september.ru
- www.xumuk.ru
- http://schoolchemistry.by.ru/
- http://school-collection.edu.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного курса химии. 11 класс
Рабочая программа по химии для обучающихся 11 класса химико-биологического профиля...
Рабочая программа Учебного курса «Информатика» Класс 3,
Рабочая программа Учебного курса «Информатика» Класс 3,...
Рабочая программа учебного курса химии для 10 класса
Рабочая программа учебного курса химии для 10 класса составлена на основе образовательной программы школы и авторской программы курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений ...
Рабочая программа учебного курса Химия (9 класс)
Рабочая программа по химии составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования, одобренным совместным решением коллегии Минобразования Рос...
Рабочая программа учебного курса 6 класс
quot;Пространственные виды искусства" учебный курс по изобразительного искусству...
Рабочая программа учебного курса химии для 10 класса
Рабочая программа учебного курса химии для 10 класса...
Рабочая программа учебного курса химия 8 класс
Рабочая программа учебного курса "Химии" 8 класс к учебнику Габриеляна О.С. Химия, 8 класс - М. Просвещение, 2019 год...