Календарно-тематическое планирование по химии 10-11 класс
календарно-тематическое планирование по химии (10, 11 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
himiya_10-11_bazovyy_2_chasa.docx | 55.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Тематическое планирование по химии, 10 класс,базовый уровень
(2 ч в неделю, всего 70 ч, из них 2 ч – резервное время), УМК О.С. Габриеляна
№№ п\п | Наименование темы | Всего часов | Из них | |
ПР | КР | |||
1 | Введение | 1 | ||
2 | Тема 1. Теория строения органических соединений | 6 | ||
3 | Тема 2. Углеводороды и их природные источники | 16 | №1 | |
4 | Тема 3. Кислородсодержащие органические соединения и их нахождение в живой природе | 19 | №1 | №2 |
5 | Тема 4. Азотсодержащие органические соединения и их нахождение в живой природе | 9 | №3 | |
6 | Тема 5. Биологически активные органические соединения | 5 | ||
7 | Тема 6. Искусственные и синтетические органические соединения | 5 | №2 | |
8 | Систематизация и обобщение знаний по курсу органической химии | 7 | №4 | |
Резерв времени | 2 | |||
Итого | 70 | 2 | 4 |
Тематическое планирование по химии, 11 класс, базовый уровень
(2 ч в неделю, всего 68 ч, из них 1 ч – резервное время), УМК О.С. Габриеляна
№№ п\п | Наименование темы | Всего | Из них | |
ПР | КР | |||
1 | Тема 1. Строение атома и периодический закон Д.И. Менделеева | 5 | ||
2 | Тема 2. Строение вещества | 26 | №1 | №1 |
3 | Тема 3. Химические реакции | 17 | №2 | |
4 | Тема 4. Вещества и их свойства | 17 | №2 | №3 |
5 | Тема 5. Химия и жизнь | 2 | ||
Резерв времени | 1 | |||
Итого | 68 | 2 | 3 |
Поурочное планирование по химии, 10 класс, базовый уровень
Дата | №№ п/п | Тема урока | Изучаемые вопросы | Эксперимент Д.- демонстрационный Л.- лабораторный | Требования к уровню подготовки | Домашнее задание |
Введение (1час) | ||||||
1 | Предмет органической химии. (вводный урок) | Предмет органической химии.. Краткий очерк истории развития органической химии. | §1 | |||
Тема 1. Строение органических соединений (6 часов) | ||||||
2 | Химическое строение. (лекция) | Сравнение органических соединений с неорганическими. Природные, искусственные и синтетические органические соединения. | Д. Коллекция органических веществ и изделий из них | Знать/понимать -химические понятия: вещества молекулярного и немолекулярного строения Уметь - составлять структурные формулы изомеров предложенных углеводородов, находить изомеры среди нескольких структурных формул соединений. | §2 стр. 13 – 14 | |
3 | Теория строения органических соединений А.М. Бутлерова (изучение нового материала) | Валентность. Основные положения теории строения органических соединений А.М. Бутлерова. Причины многообразия органических веществ (гомология, изомерия) | Д. Модели молекул гомологов и изомеров органических соединений | Знать/понимать -химические понятия: валентность, изомерия, изомеры, гомология, гомологи; -теорию строения органических соединений А.М. Бутлерова | §2 вопросы 1 - 7 | |
4 | Основы номенклатуры органических соединений. (К/Р) | Химические формулы и модели молекул в органической химии. Основы номенклатуры органических соединений. Изомерия и ее виды | Л. Изготовление моделей молекул углеводородов | Уметь -называтьорганические вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре | §1,2 Конспект | |
5 | Строение атома углерода. (К/Р) | Электронное облако и орбиталь, их формы: s и р. Электронные и электронно-графические формулы атома углерода в нормальном и возбужденном состояниях. Ковалентная химическая связь и ее разновидности: sup. Водородная связь. Сравнение обменного и донорно-акцепторного механизмов образования ковалентной связи. | Знать/понимать -химические понятия: валентность, орбиталь, водородная связь. | Конспект | ||
6 | Валентные состояния атома углерода. (К/Р) | Конспект | ||||
7 | Входной контроль. Зачет по теме «Теория строения органических соединений» | Повторить §1,2 | ||||
Тема 2. Углеводороды и их природные источники (16часов) | ||||||
8 | Природный газ. (изучение нового материала) | Природный газ как топливо. Преимущества природного газа перед другими видами топлива. Состав природного газа | Уметь -использоватьприобретенные знания для безопасного обращения с природным газом | §3 упр. 7,8 | ||
9 - 10 | Алканы. Химические свойства и применение. (К/У) | Алканы: общая формула, гомологический ряд, гомологическая разность, изомерия, номенклатура. Химические свойства: горение, разложение, замещение, дегидрирование (на примере метана и этана). Применение алканов на основе их свойств | Д. Горение метана и отношение его к раствору перманганата калия и бромной воде Л. Изготовление моделей молекул алканов | Знать/понимать -химические понятия: углеродный скелет; -важнейшие вещества: метан, его применение; Уметь -называть: алканы по международной номенклатуре -определять: принадлежность органических веществ к классу алканов | §3 упр. 9,10, §3 упр. 11,12 | |
11 | циклоалканы | Алканы: общая формула, гомологический ряд, гомологическая разность, изомерия, номенклатура. Химические свойства: горение, присоединения, замещение, дегидрирование. Применение циклоалканов на основе их свойств | Знать/понимать -химические понятия: углеродный скелет; -важнейшие вещества: циклопропан, циклобутан, применение; Уметь -называть: циклоалканы по международной номенклатуре -определять: принадлежность органических веществ к классу циклоалканов | Конспект, вопросы в тетради | ||
12 - 13 | Алкены. Химические свойства и применение. (К/У) | Общая формула алкенов, гомологический ряд, структурная изомерия, номенклатура. Этилен: его получение дегидрированием этана и дегидратацией этилена, физические свойства. Химические свойства: горение, качественные реакции (обесцвечивание бромной воды и раствора перманганата калия), гидратация. Применение этилена на основе его свойств | Д. Получение этилена, горение, отношение к бромной воде и раствору перманганата калия Л. Изготовление моделей молекул алкенов | Знать/понимать -химические понятия: строение алкенов (наличие двойной связи); -важнейшие вещества: этилен, его применение; Уметь -называть: алкены по «тривиальной» или международной номенклатуре; -определять: принадлежность веществ к классу алкенов -характеризовать: строение и химические свойства этилена; -объяснять: зависимость свойств этилена от его состава и строения | §4 упр. 8 §4 прилож. 4 стр.184 | |
14 - 15 | Алкадиены. Каучуки. (К/У) | Понятие об алкадиенах как об углеводородах с двумя двойными связями. Химические свойства бутадиена-1,3 и изопрена: обесцвечивание бромной воды и полимеризация в каучуки. | Д. Разложение каучука при нагревании, испытание продукта разложения на наличие двойных связей. | Знать/понимать -важнейшие вещества и материалы: каучуки, их применение | §5 упр. 2,3 §5 упр. 4 | |
16 - 17 | Алкины. Химические свойства ацетилена. (К/У) | Общая формула алкинов. Ацетилен: строение молекулы, получение пиролизом метана и карбидным способом, физические свойства.Химические свойства: горение, взаимодействие с бромной водой, хлороводородом, гидратация. | Д. Получение и свойства ацетилена Л. Изготовление модели молекулы ацетилена | Знать/понимать -важнейшие вещества: ацетилен, его применение; Уметь -называть: ацетилен по международной номенклатуре; -характеризовать: строение и химические свойства ацетилена | §6 упр.1,3 §6 упр.4 | |
18 - 19 | Арены. Бензол. (К/У) | Общее представление об аренах. Строение молекулы бензола. Получение бензола из гексана и ацетилена Химические свойства: горение, галогенирование, нитрование. Применение бензола на основе его свойств | Д. Отношение бензола к раствору перманганата калия и бромной воде | Знать/понимать строение молекулы бензола; Уметь -характеризовать: химические свойства бензола -объяснять зависимость свойств бензола от его состава и строения | §7 упр. 2,3 §7 упр. 4,5 | |
20 | Нефть. (К/У) | Состав и переработка нефти. Нефтепродукты. Бензин: понятие об октановом числе | Д. (Л.) Ознакомление с коллекцией «Нефть и продукты ее переработки» Л. Обнаружение непредельных соединений в жидких нефтепродуктах | Знать/понимать способы безопасного обращения с горючими и токсичными веществами Уметь -объяснять явления, происходящие при переработке нефти; оценивать влияние химического загрязнения нефтью и нефтепродуктами на состояние окружающей среды -выполнять химический эксперимент по распознаванию непредельных углеводородов | §8 упр. 1,2 сообщения | |
21 - 22 | Решение расчетных задач (тренинг) | Нахождение молекулярной формулы органического соединения по массе (объему) продуктов сгорания. Нахождение молекулярной формулы вещества по его относительной плотности и массовой доле элементов в соединениях. 3. Комбинированные задачи. | Уметь -вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции | Повторить §§1 – 8 | ||
23 | Контрольная работа № 1 по теме «Углеводороды и их природные источники» | Повторить §§1 – 8 | ||||
24 | Анализ контрольной работы. | Повторить §§1 – 8 | ||||
Тема № 3. Кислородсодержащие соединения и их нахождение в живой природе (19часов) | ||||||
25 | Единство химической организации живых организмов. Спирты (изучение нового материала) | Значение и роль органической химии в системе естественных наук и в жизни общества | §9 стр. 65 - 71 | |||
26 - 27 | Спирты. (К/У) | Предельные одноатомные спирты: состав, строение, номенклатура, изомерия. Представление о водородной связи. Физические свойства метанола и этанола, их физиологическое действие на организм. Получение этанола брожением глюкозы и гидратацией этилена | Знать/понимать -химические понятия: функциональная группа спиртов; -вещества: этанол, физиологическое действие на организм метанола и этанола; Уметь -называть спирты по «тривиальной» или международной номенклатуре; -определять принадлежность веществ к классу спиртов | §9 Прил. 7 Вопросы 7 - 10 §9 Вопросы 1 -3 | ||
28 | Глицерин. (К/У) | Предельные одноатомные спирты. | §9 стр. 72 – 73 | |||
29 | Каменный уголь. (К/У) | Коксохимическое производство и его продукция. Получение фенола коксованием каменного угля. | Д. Коллекция «Каменный уголь и продукты его переработки» | §10 стр. 75 – 76 | ||
30 | Фенол. (К/У) | Состав и строение молекулы фенола. Физические и химические свойства: взаимодействие с гидроксидом натрия и азотной кислотой, поликонденсация фенола с формальдегидом в фенолформальдегидную смолу. Применение фенола на основе его свойств | Д. Растворимость фенола в воде при обычной температуре и при нагревании Д. Качественные реакции на фенол | Использовать приобретенные знания и умения для -безопасного обращения с фенолом; -для оценки влияния фенола на организм человека и другие живые организмы | §10 упр. 5,6 | |
31 - 32 | Альдегиды. (К/У) | Формальдегид, ацетальдегид: состав, строение молекул, получение окислением соответствующих спиртов, физические свойства; химические свойства (окисление в соответствующую кислоту и восстановление в соответствующий спирт). Применение формальдегида и ацетальдегида на основе свойств. | Д. Окисление спирта в альдегид Д. Реакция «серебряного зеркала» Д. Окисление альдегидов с помощью гидроксида меди (П) Л. Свойства формальдегида | Знать/понимать -химические понятия: функциональная группа альдегидов; Уметь -называть альдегиды по «тривиальной» или международной номенклатуре; -определять принадлежность веществ к классу альдегидов; -характеризовать строение и химические свойства формальдегида и ацетальдегида; -объяснять зависимость свойств альдегидов от состава и строения; -выполнять химический эксперимент по распознаванию альдегидов | §11 прил. 8 | |
33 - 34 | Карбоновые кислоты. (К/У) | Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Уксусная кислота: состав и строение молекулы, химические свойства (общие с неорганическими кислотами, реакция этерификации). Применение уксусной кислоты на основе свойств. Пальмитиновая, стеариновая и олеиновая кислоты – представители высших жирных кислот. | Л. Свойства уксусной кислоты | Знать/понимать -химические понятия: функциональная группа карбоновых кислот, Уметь -называть уксусную кислоту по международной номенклатуре; -определять принадлежность веществ к классу карбоновых кислот; -характеризоватьстроение и химические свойства уксусной кислоты; -объяснять зависимость свойств уксусной кислоты от состава и строения -выполнять химический эксперимент по распознаванию карбоновых кислот | §12 прил. 9 §12, упр. 6,8,10 | |
35 - 36 | Сложные эфиры. (К/У) | Получение сложных эфиров реакцией этерификации. Сложные эфиры в природе, их значение. Применение сложных эфиров на основе свойств. | Д. Получение уксусно-этилового и уксусно-изоамилового эфиров Д. Коллекция эфирных масел | Уметь -называть сложные эфиры по «тривиальной» или международной номенклатуре -определять принадлежность веществ к классу сложных эфиров | §13 упр.1,2 §13 упр.3 | |
37 | Жиры. Мыла (К/У) | Жиры как сложные эфиры. Нахождение в природе. Состав жиров; химические свойства: гидролиз (омыление) и гидрирование жидких жиров. Применение жиров на основе их свойств. Мыла. | Л. Свойства жиров Л. Сравнение растворов свойств мыла и стирального порошка | Уметь -определять принадлежность веществ к классу жиров; мылам; -характеризовать строение и химические свойства жиров | §13 вопросы 4 - 12 | |
38 | Углеводы. (К/У) | Единство химической организации живых организмов. Химический состав живых организмов.Углеводы, их классификация: моносахариды (глюкоза), дисахариды (сахароза) и полисахариды (крахмал и целлюлоза), Значение углеводов в живой природе и жизни человека. Понятие о реакциях поликонденсации (превращение глюкоза – полисахарид) и гидролиза (превращение полисахарид – глюкоза) | Д. Ознакомление с образцами углеводов Л. Свойства крахмала | Знать/понимать важнейшие углеводы: глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка Уметь -объяснятьхимические явления, происходящие с углеводами в природе -выполнять химический эксперимент по распознаванию крахмала | §14 стр. 100 – 102 конспект | |
39 | Глюкоза. (К/У) | Глюкоза – вещество с двойственной функцией – альдегидоспирт. Химические свойства глюкозы: окисление в глюконовую кислоту, восстановление в сорбит, брожение (спиртовое и молочнокислое). Применение глюкозы на основе свойств. | Л. Свойства глюкозы | Уметь -выполнять химический эксперимент по распознаванию глюкозы | §14 стр. 102 – 108 | |
40 | Дисахариды и полисахариды. (К/У) | §15 | ||||
41 | Практическая работа № 1 «Решение экспериментальных задач на идентификацию органических соединений» | Уметь -выполнять химический экспериментпо распознаванию важнейших органических веществ | Повторить §§9 – 15 | |||
42 - 43 | Генетическая связь между классами органических соединений. (тренинг) | Составление уравнений химических реакций к схемам превращений, отражающих генетическую связь между классами органических веществ. | Д. Переходы: этанол – этилен – этиленгликоль – этиленгликолят меди (П);этанол – этаналь – этановая кислота | Уметь -характеризовать строение и химические свойства изученных органических соединений | Повторить §§9 – 15 | |
44 | Решение расчетных задач. (тренинг) | Вычисления по термохимическим уравнениям. | Повторить §§9 – 15 | |||
45 | Контрольная работа № 2 по теме «Кислородсодержащие органические соединения и их нахождение в живой природе» | Повторить §§9 – 15 | ||||
Тема № 4. Азотсодержащие органические соединения и их нахождение в живой природе (9часов) | ||||||
46 | Амины (К/У) | Понятие об аминах как органических основаниях. Состав и строение молекул аминов. Свойства первичных аминов на примере метиламина. | Уметь -определятьпринадлежность веществ к классу аминов -характеризоватьстроение и химические свойства аминов | §16 упр.2-4 | ||
47 | Анилин (К/У) | Анилин – ароматический амин: состав и строение, получение из нитробензола (реакция Зинина). Физические и химические свойства (ослабление основных свойств и взаимодействие с бромной водой). Применение анилина на основе свойств. | Д. Взаимодействие аммиака и анилина с соляной кислотой. Д. Реакция анилина с бромной водой | Уметь -характеризоватьстроение и химические свойства анилина | §16 вопросы 1 - 10 | |
48 | Аминокислоты (К/У) | Состав, строение, номенклатура, физические свойства. Получение аминокислот из карбоновых кислот и гидролизом белков. Аминокислоты – амфотерные органические соединения: взаимодействие со щелочами, кислотами, друг с другом (реакция поликонденсации). Пептидная связь и полипептиды. Применение аминокислот на основе их свойств. | Д. Доказательство наличия функциональных групп в растворах аминокислот | Уметь -называть аминокислоты по «тривиальной» или международной номенклатуре; -определятьпринадлежность веществ к классу аминокислот; - характеризовать строение и химические свойства аминокислот | §17 стр. 122 – 127 | |
49 | Белки (К/У) | Получение белков реакцией поликонденсации аминокислот. Первичная, вторичная и третичная структуры белков. Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз и цветные реакции. Биохимические функции белков. | Д. Растворение и осаждение белков. Цветные реакции белков: ксантопротеиновая и биуретовая. Горение птичьего пера и шерстяной нити. Л. Свойства белков | Уметь -характеризовать строение и химические свойства белков; -выполнять химический эксперимент по распознаванию белков | §17 стр. 128 - 134 | |
50 | Нуклеиновые кислоты (К/У) | Синтез нуклеиновых кислот в клетке из нуклеотидов. Общий пан строения нуклеотида. Сравнение строения и функций РНК и ДНК. Роль нуклеиновых кислот в хранении и передаче наследственной информации. Понятие о биотехнологии и генной инженерии. | Д. Модель молекулы ДНК | §18 вопросы 1 - 6 | ||
51 52 | Решение расчетных задач. Выполнение упражнений (тренинг) | Повторить §§15 – 18 | ||||
53 | Контрольная работа №3 по теме «Азотсодержащие органические соединения и их нахождение в живой природе» | Повторить §§15 – 18 | ||||
54 | Анализ контрольной работы. | |||||
Тема № 5. Биологически активные органические соединения (5часов) | ||||||
55 | Ферменты. Витамины | Ферменты – биологические катализаторы белковой природы. Особенности функционирования ферментов. Роль ферментов в жизнедеятельности живых организмов и народном хозяйстве. Понятие о витаминах. Нарушения, связанные с витаминами: авитаминозы, гипо- и гипервитаминозы. Витамин С как представитель водорастворимых витаминов и витамин А как представитель жирорастворимых витаминов | Д. Разложение пероксида водорода каталозой сырого мяса или сырого картофеля Д. Коллекция СМС, содержащих энзимы Д. Коллекция витаминных препаратов Д. Домашняя, лабораторная и автомобильная аптечки | §19 индивидуальные сообщения §20 индивидуальные сообщения | ||
56 | Гормоны. Лекарства | Понятие о гормонах как гуморальных регуляторах жизнедеятельности живых организмов. Инсулин и адреналин как представители гормонов. Профилактика сахарного диабета Лекарственная химия: от иатрохиимии до химиотерапии. Аспирин. Антибиотики и дисбактериоз. Наркотические вещества. Наркомания, борьба с ней и профилактика | Д. Коллекция витаминных препаратов Д. Домашняя, лабораторная и автомобильная аптечки | Использовать приобретенные знания и умения для безопасного обращения с токсичными веществами | §20 индивидуальные сообщения | |
Тема 6. Искусственные и синтетические органические соединения (5 часов) | ||||||
57 - 58 | Искусственные полимеры | Понятие об искусственных полимерах – пластмассах и волокнах. Получение искусственных полимеров, как продуктов химической модификации природного полимерного сырья. Искусственные волокна (ацетатный шелк, вискоза), их свойства и применение. | Л. Ознакомление с коллекцией пластмасс и волокон | Знать/понимать - важнейшие материалы -искусственные волокна и пластмассы Уметь -характеризовать строение полимеров | §21 | |
59 - 60 | Синтетические полимеры | Понятие о синтетических полимерах – пластмассах, волокнах, каучуках. Получение синтетических полимеров реакциями полимеризации и поликонденсации. Структура полимеров: линейная, разветвленная и пространственная. | Л. Ознакомление с коллекцией пластмасс, волокон и каучуков | Знать/понимать - важнейшие материалы –синтетические полимеры Уметь -характеризовать строение полимеров | §22 | |
61 | Практическая работа №2 «Распознавание пластмасс и волокон» | Д. Коллекция изделий из пластмасс | Знать/понимать - важнейшие материалы синтетические пластмассы | Повторить §§1 - 22 | ||
Систематизация, обобщение и повторение знаний по курсу органической химии (7 часов) | ||||||
62 | Обобщение и систематизация знаний. | |||||
63 | Контрольная работа № 4 по курсу органической химии. | Повторить §§1 - 22 | ||||
64 | Анализ контрольной работы. | Повторить §§1 - 22 | ||||
65 66 67 68 | Итоговое повторение. | Решение расчетных задач. Выполнение упражнений. | Повторить §§1 - 22 | |||
69 70 | Резервное время |
Поурочное планирование уроков химии – 11 класс
Дата | № | Тема урока | Изучаемые вопросы | Эксперимент Д.- демонстрационный Л.- лабораторный | Требования к уровню подготовки | Домашнее задание | |||
Тема 1. Строение атома (5часов) | |||||||||
1 | Строение атома. | Ядро: протоны и нейтроны. Изотопы. Электроны. Электронная оболочка. Энергетический уровень. Электронные облака. Атомные орбитали. s-, p-элементы | Знать/понимать - важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, изотопы | §1 № 3-6 | |||||
2 | Строение электронных оболочек атомов. | Особенности строения электронных оболочек атомов элементов 4-го и 5-го периодов периодической системы Д.И. Менделеева (переходных элементов). Электронные конфигурации атомов химических элементов | §1 №1,2 | ||||||
3 - 4 | Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. | Открытие Д.И. Менделеевым периодического закона. Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева - графическое отображение периодического закона. Физический смысл порядкового номера элемента, номеров группы и периода. Валентные электроны. Причины изменения свойств элементов в группах (главных подгруппах) и периодах. Положение водорода в периодической системе | Д. Различные формы периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева Л. Конструирование периодической таблицы с использованием карточек | Знать/понимать - основные законы химии: периодический закон Уметь - характеризовать: элементы малых периодов по их положению в периодической системе Д.И. Менделеева | §2 стр. 13-16 №1-3 §2 Стр. 16-20 №4-7 | ||||
5 | Значение периодического закона Д.И. Менделеева | Значение периодического закона и периодической системы для развития науки и понимания химической картины мира. | §2 Стр. 20-24 №8-9 | ||||||
Тема 2. Строение вещества (26 часов) | |||||||||
6 - 7 | Входной контроль по теме «Строение атома». Ионная химическая связь Ионная химическая связь | Ионная связь. Катионы и анионы. Классификация ионов по составу (простые и сложные). Ионные кристаллические решетки. Свойства веществ с ионной кристаллической решеткой | Д. Модель кристаллической решетки хлорида натрия. Д. Образцы минералов с ионной кристаллической решеткой: кальцита, галита | Знать/понимать -важнейшие химические понятия: вещества немолекулярного строения (ионные кристаллические решетки); ион, ионная химическая связь (вещества ионного строения); Уметь - определять: заряд иона, ионную связь в соединениях; - объяснять: природу ионной связи. | §3 Стр. 24-26 №3-5 §3 Стр. 26-28 №7,8 | ||||
8 - 9 | Ковалентная химическая связь | Ковалентная связь. Электроотрицательность. Полярная и неполярная ковалентные связи. Диполь. Полярность связи и полярность молекулы. Обменный и донорно-акцепторный механизмы образования ковалентной связи. Молекулярные и атомные кристаллические решетки. Свойства веществ с этими типами кристаллических решеток. Степень окисления и валентность химических элементов. | Д. Модели атомных и молекулярных кристаллических решеток | Знать/понимать -важнейшие химические понятия: электроотрицательность, валентность, степень окисления, вещества молекулярного и атомного строения. Уметь - определять: валентность и степень окисления химических элементов, ковалентную связь в соединениях (полярную и неполярную) - объяснять: природу ковалентной связи | §4 Стр. 29-33 №1-6 §4 Стр. 33-36 №7,8 | ||||
10 - 11 | Металлическая химическая связь Металлическая химическая связь. Сплавы | Особенности строения атомов металлов. Металлическая химическая связь и металлическая кристаллическая решетка. Свойства веществ (металлов и сплавов) | Д. Модели металлических кристаллических решеток. | Знать/понимать - важнейшие химическое понятия: металлическая связь, вещества металлического строения. Уметь - определять: металлическую связь. - объяснять: природу металлической связи | §5 №1-3 §5 №6,9 сообщения | ||||
12 | Водородная химическая связь | Межмолекулярная и внутримолекулярная водородная связь. Значение водородной связи для организации структур биополимеров. Единая природа химических связей | Д. Модель молекулы ДНК | §6 №1-6 | |||||
13 - 14 | Полимеры | Пластмассы: термопласты и реактопласты, их представители и применение. Волокна: природные (растительные и животные) и химические (искусственные и синтетические), их представители и применение. Неорганические полимеры | Д. Образцы неорганических полимеров (сера пластическая, кварц, оксид алюминия, природные алюмосиликаты) Л. Ознакомление с коллекцией полимеров: пластмасс и волокон и изделий из них | Знать/понимать - важнейшие вещества и материалы: искусственные и синтетические волокна, пластмассы | §7 №2,3 §7 №4-6 | ||||
15 - 16 | Газообразное состояние вещества | Три агрегатных состояния воды. Особенности строения газов. Молярный объем газообразных веществ. Представители газообразных веществ: водород, кислород, аммиак, углекислый газ, др. Загрязнение атмосферы (кислотные дожди, парниковый эффект) и борьба с ним | Д. Модель молярного объема газов. Д. Три агрегатных состояния воды. | Знать/понимать - важнейшие химические понятия: моль, молярная масса, молярный объем | §8 № 3,4 §8 № 11,13 | ||||
17 | Водород, кислород, углекислый газ, аммиак, этилен | Представители газообразных веществ: водород, кислород, углекислый газ. Их получение, собирание, распознавание, физические и химические свойства Представители газообразных веществ: аммиак, этилен. Их получение, собирание, распознавание, физические и химические свойства | Знать/понимать - важнейшие вещества и материалы: водород, кислород, углекислый газ,аммиак, этилен Уметь - характеризовать: химические свойства водорода, кислорода, углекислого газа,аммиака, этилена | §8 Стр. 70-76 №12 (а,б,в) | |||||
18 | Практическая работа №1«Получение, собирание и распознавание газов» | Химический эксперимент по получению, собиранию и распознаванию водорода, кислорода, углекислого газа, аммиака и этилена. | Уметь - выполнять химический эксперимент по распознаванию кислорода, водорода, аммиака, углекислого газа, этилена. | Оформление работы, §8 повторить | |||||
19 - 20 | Расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций | Вычисления с использованием физических величин (количество вещества, молярный объем газа, относительная плотность газа) | §8 № 1,2 §8, задачи в тетради | ||||||
21 | Жидкое состояние вещества | Вода, ее биологическая роль. Применение воды. Жесткость воды и способы ее устранения. Минеральные воды, их использование в столовых и лечебных целях. Жидкие кристаллы и их применение | Д. Образцы накипи в чайнике и трубах центрального отопления Д. Приборы на жидких кристаллах Л. Испытание воды на жесткость. Устранение жесткости воды Л. Ознакомление с минеральными водами | §9 сообщения | |||||
22 | Твердое состояние вещества | Аморфные твердые вещества в природе и жизни человека, их значение и применение. Кристаллическое строение вещества | §10 №5 | ||||||
23 24 25 | Дисперсные системы | Понятие о дисперсных системах. Дисперсная фаза и дисперсионная среда. Классификация дисперсных по агрегатному состоянию и по размеру частиц фазы. Грубодисперсные системы: эмульсии, суспензии, аэрозоли. Тонкодисперсные системы: гели и золи. Коагуляция и синерезис | Д. Коагуляция. Синерезис. Эффект Тиндаля Л. Ознакомление с дисперсными системами. | §11№1-4 §11 задания в тетради §11 №5-8 | |||||
26 - 27 | Состав вещества. Смеси. | Качественный и количественный состав вещества. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей и их использование. Закон постоянства состава веществ. Молекулярная формула (формульная единица). Массовая и объемная доля компонента в смеси. Массовая доля растворенного вещества. Массовая доля примесей. Массовая доля выхода продукта реакции | Знать/понимать - важнейшие химические понятия: вещества молекулярного и немолекулярного строения - основные законы химии: закон постоянства состава веществ | §12№1,2а §12 №2б,3,4 | |||||
28 - 29 | Обобщение и систематизация знаний по теме. | Выполнение упражнений, решение задач | Л. Определение типа кристаллической решетки вещества и описание его свойств | Знать/понимать - основные теории химии: теорию химической связи Уметь - объяснять: природу химической связи, зависимость свойств веществ от их состава и строения - определять: тип химической связи в соединениях | §1-12 повторить | ||||
30 | Итоговая контрольная работа за I полугодие | §1-12 повторить | |||||||
31 | Анализ контрольной работы | ||||||||
Тема 3. Химические реакции (17 часов) | |||||||||
32 - 33 | Классификация химических реакций в неорганической и органической химии | Понятие о химической реакции. Реакции, идущие без изменения состава веществ: Аллотропия и Аллотропные видоизменения. Причины аллотропии на примере модификаций кислорода, углерода и фосфора. Озон, его биологическая роль. .Изомеры и изомерия. Причины многообразия веществ. Реакции, идущие с изменением состава веществ: соединения (на примере производства серной кислоты), разложения, замещения и обмена. Тепловой эффект химической реакции. Экзо- и эндотермические реакции. Термохимические уравнения | Д. Модели молекул изомеров и гомологов. Д. Получение аллотропных модификаций серы и фосфора Д. Озонатор Л.Реакция замещения меди железом в растворе медного купороса | Знать/понимать - важнейшие химические понятия: аллотропия, тепловой эффект химической реакции, углеродный скелет, изомерия, гомология - основные теории химии: строения органических соединений | §13 №1-6 §14 №6-9 | ||||
34 | Скорость химической реакции | Понятие о скорости реакции. Скорость гомо- и гетерогенной реакции.. Факторы, влияющие на скорость химической реакции: природа реагирующих веществ, температура (закон Вант-Гоффа), концентрации, катализаторы и катализ.. Зависимость скорости реакций от поверхности соприкосновения реагирующих веществ. Ферменты как биологические катализаторы, особенности их функционирования | Д. Взаимодействие цинка с растворами соляной и серной кислот при разных температурах, при разной концентрации соляной кислоты). Взаимодействие цинка (порошка, пыли, гранул) с кислотой Модель « кипящего слоя» Л. . Разложение пероксида водорода в присутствии катализаторов (оксида марганца (IV) и каталазы сырого мяса и сырого картофеля) | Знать/понимать - важнейшие химические понятия: катализ, скорость химической реакции Уметь - объяснять: зависимость скорости химической реакции от различных факторов | §15 №5,6,11 | ||||
35 - 36 | Химическое равновесие.Обратимость химических реакций. | Необратимые и обратимые химические реакции.Понятие о химическом равновесии. Способы смещения химического равновесия на примере синтеза аммиака. Понятие об основных принципах производства на примере синтеза аммиака и серной кислоты | Знать/понимать - важнейшие химические понятия: химическое равновесие - объяснять: положение химического равновесия от различных факторов | §16 №3,4 §16 №5,6 | |||||
37 | Роль воды в химических реакциях | Роль воды в превращениях веществ. Истинные растворы. Растворимость и классификация веществ по этому признаку: Растворимые, малорастворимые и практически нерастворимые вещества Явления, происходящие при растворении веществ - разрушение кристаллической решетки, диффузия, диссоциация и гидратация | Д. Растворение окрашенных веществ в воде (сульфата меди (П), перманганата калия, хлорида железа (Ш) | Знать/понимать - важнейшие химические понятия: растворы | §17 Стр. 143-145 | ||||
38 - 39 | Электролитическая диссоциация | Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация. Кислоты, соли, основания в свете теории электролитической диссоциации. Степень электролитической диссоциации, сильные и слабые электролиты. Реакции ионного обмена | Д. Испытание растворов электролитов и неэлектролитов на предмет диссоциации Д. Зависимость степени диссоциации уксусной кислоты от разбавления Л. Реакции, идущие с образованием осадка, газа и воды | Знать/понимать - важнейшие химические понятия: электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация; - основные теории химии: электролитической диссоциации Уметь - определять: заряд иона | §17 стр. 143 - 145 §17стр. 145-149 | ||||
40 | Химические свойства воды | Взаимодействие с металлами, основными и кислотными оксидами, разложение воды, образование кристаллогидратов. Реакции гидратации в органической химии | Д. Взаимодействие лития и натрия с водой. Д. Получение оксида фосфора (V) и растворение его в воде; испытание полученного раствора лакмусом. Д. Образцы кристаллогидратов | Знать/понимать - важнейшие вещества и материалы: воду Уметь - характеризовать: химические свойства воды | конспект | ||||
41 - 42 | Гидролиз органических и неорганических соединений | Понятие гидролиза. Гидролиз органических веществ и его практическое значение для получения гидролизного спирта и мыла. Гидролиз неорганических веществ. Три случая гидролиза солей.Среда водных растворов: кислая, нейтральная, щелочная. Водородный показатель (рН) раствора. Необратимый гидролиз. Практическое применение гидролиза. | Д. Гидролиз карбонатов щелочных металлов и нитратов цинка или свинца (П), карбида кальция Л. Разные случаи гидролиза солей | Уметь - определять: характер среды в водных растворах неорганических соединений | §18 №4,7,8 | ||||
43 - 44 | Окислительно-восстановительные реакции | Степень окисления элементов. Определение степени окисления по формуле соединения. Понятие об окислительно-восстановительных реакциях. Окисление и восстановление. Окислитель и восстановитель | Д. Простейшие окислительно-восстановительные реакции: взаимодействие цинка с соляной кислотой и железа с сульфатом меди (П) Л. Получение водорода взаимодействием кислоты с цинком | Знать/понимать - важнейшие химические понятия: степень окисления, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление Уметь - определять: валентностьи степень окисления химических элементов, окислитель и восстановитель | §19 стр. 155-158 §19 №1-3 | ||||
45 | Электролиз | Электролиз как окислительно-восстановительный процесс. Электролиз расплавов; растворов (на примере хлорида натрия). Практическое применение электролиза. Электролитическое получение алюминия | Д. Модель электролизера; модель электролизной ванны для получения алюминия | Стр. 158-162 №7 конспект | |||||
46 | Обобщение и систематизация знаний по теме. | Выполнение упражнений, решение задач | Уметь - определять: характер среды в водных растворах неорганических соединений; - объяснять: зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов | Повторить §13-19 | |||||
47 | Контрольная работа №2 по теме «Химические реакции» | Повторить §13-19 | |||||||
48 | Анализ контрольной работы | ||||||||
Тема 4. Вещества и их свойства (17час) | |||||||||
49 | Классификация неорганических соединений | Простые и сложные вещества. Оксиды, их классификация; гидроксиды (основания, кислородные кислоты, амфотерные); классификация кислот и оснований. Соли средние, кислые, основные. | Л. Испытание растворов кислот, оснований и солей индикаторами | Знать/понимать - важнейшие вещества и материалы: оксиды, основания, кислоты, соли Уметь - называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре; - определять: характер среды в водных растворах неорганических соединений | Конспект | ||||
50 | Классификация органических соединений | Углеводороды: Алканы, алкены и диены, алкины, арены. Кислородсодержащие соединения: одно- и многоатомные спирты, фенол, альдегиды, одноосновные карбоновые кислоты, сложные эфиры, жиры, углеводы. Азотсодержащие соединения: амины, аминокислоты и белки | Знать/понимать -важнейшие химические понятия: - функциональная группа; - важнейшие вещества и материалы: метан, этилен, ацетилен, этанол, бензол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки Уметь - называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре; органических соединений | Конспект | |||||
51 | Металлы | Положение металлов в периодической системе и строение их атомов. Простые вещества – металлы: Общие физические и химические свойства металлов: взаимодействие с неметаллами (кислородом, хлором серой), с водой. Электрохимический ряд напряжений металлов. Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей. Общие способы получения металлов. Взаимодействие натрия с этанолом и фенолом. Значение металлов в природе и жизни организмов | Д. Взаимодействие натрия и сурьмы с хлором, железа с серой. Горение магния и алюминия в кислороде. Взаимодействие щелочноземельных металлов с водой. Взаимодействие натрия с этанолом, цинка с уксусной кислотой Взаимодействие меди с кислородом и серой. Л. Ознакомление с коллекцией металлов и их соединениями; рудами | Знать/понимать - важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы Уметь - характеризовать: элементы металлы малых периодов по их положению в периодической системе Д.И. Менделеева; общие химические свойства металлов; - объяснять: зависимость свойств металлов и сплавов от их состава и строения | §20 Стр. 164-169 | ||||
52 | Коррозия металлов | Понятие коррозии. Химическая коррозия. Электрохимическая коррозия. Способы защиты металлов от коррозии | Д. Результаты коррозии металлов в зависимости от условий ее протекания | §20 Стр. 170-173 №6-8 | |||||
53 - 54 | Неметаллы | Положение неметаллов в периодической системе, строение их атомов. Электроотрицательность. Неметаллы – простые вещества. Атомное и молекулярное строение их. Окислительные свойства неметаллов (взаимодействие с металлами и водородом). Восстановительные свойства неметаллов. | Д. Возгонка йода. Изготовление йодной спиртовой настойки. Взаимное вытеснение галогенов из растворов их солей. Горение серы и фосфора в кислороде | Знать/понимать - важнейшие вещества и материалы: неметаллы Уметь - характеризовать: элементы неметаллы малых периодов по их положению в периодической системе Д.И. Менделеева; - объяснять: зависимость свойств неметаллов от их состава и строения | §21 №1-7 | ||||
55 - 56 | Кислоты неорганические и органические | Классификация неорганических и органических кислот. Общие свойства кислот: взаимодействие с металлами, оксидами металлов, гидроксидами металлов, с солями, спиртами (реакция этерификации). Особые свойства азотной и концентрированной серной кислот | Д. Разбавление концентрированной серной кислоты. Взаимодействие концентрированной серной кислоты с сахаром, целлюлозой и медью Л. Ознакомление с коллекцией кислот Л. Взаимодействие соляной кислоты и раствора уксусной кислоты с металлами, основаниями и солями. | Знать/понимать - важнейшие вещества и материалы: серная, соляная, азотная и уксусная кислоты Уметь -называть: кислоты по «тривиальной» или международной номенклатуре; - определять: характер среды в водных растворах кислот; - характеризовать: -общие химические свойства кислот - объяснять: зависимость свойств кислот от их состава и строения; - выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических кислот | §22 №6-8 | ||||
57 - 58 | Основания неорганические и органические | Классификация оснований. Химические свойства оснований: взаимодействие с кислотами, кислотными оксидами и солями. Разложение нерастворимых оснований | Л. Ознакомление с коллекцией оснований Л. Получение и свойства нерастворимых оснований | Знать/понимать - важнейшие вещества и материалы: нерастворимые основания, щелочи Уметь -называть: основания по «тривиальной» или международной номенклатуре; - определять: характер среды в водных растворах щелочей; - характеризовать: -общие химические свойства оснований - объяснять: зависимость свойств оснований от их состава и строения; - выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических оснований | §23 №6-8 | ||||
59 - 60 | Соли | Классификация солей: средние, кислые и основные. Химические свойства солей: взаимодействие с кислотами, щелочами, металлами и солями. Представители солей и их значение. Хлорид натрия, карбонат кальция, фосфат кальция (средние соли); гидрокарбонаты натрия и аммония (кислые соли); гидроксокарбонат меди (П) – малахит (основная соль). Качественные реакции на хлорид-, сульфат- и карбонат-анионы, катион аммония, катионы железа (П) и (Ш) | Д. Образцы пищевых продуктов, содержащих гидрокарбонаты натрия и аммония, ихспособность к разложению при нагревании. Гашение соды уксусом. Д. Качественные реакции на катионы и анионы Л. Ознакомление с коллекцией минералов и биологических материалов, содержащих некоторые соли Л. Гидролиз хлоридов и ацетатов щелочных металлов | Знать/понимать - важнейшие вещества и материалы: соли, минеральные удобрения Уметь -называть: соли по «тривиальной» или международной номенклатуре; - определять: характер среды в водных растворах солей; - характеризовать: -общие химические свойства солей - объяснять: зависимость свойств солей от их состава и строения; - выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших солей | §24 №4-6 | ||||
61 | Генетическая связь между классами неорганических и органических соединений | Понятие о генетической связи и генетических рядах в неорганической и органической химии. Генетический ряд металла. Генетический ряд неметалла. Особенности генетического ряда в органической химии | Уметь - характеризовать: общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений | §25 №6,7 | |||||
62 | Практическая работа №2 «Решение экспериментальных задач на идентификацию органических и неорганических соединений» | Химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ | Уметь - выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ | Повторить §20-25 | |||||
63 | Обобщение и систематизация знаний по теме. | Выполнение упражнений, решение задач | Уметь - называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре; - характеризовать: общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений, строение и химические свойства изученных органических соединений | Повторить §20-25 | |||||
64 | Контрольная работа № 3 по теме «Вещества и их свойства» | Повторить §1-25 | |||||||
65 | Анализ контрольной работы | ||||||||
Тема 6. Химия и жизнь(2 часа) | |||||||||
66 | Химия и повседневная жизнь человека | Моющие и чистящие средства. Правила безопасной работы со средствами бытовой химии. Химические вещества как строительные и поделочные материалы. Вещества, используемые в полиграфии, живописи, скульптуре, архитектуре. Бытовая химическая грамотность. Общие представления о промышленных способах получения химических веществ на примере производства серной кислоты | Д. Образцы средств гигиены и косметики Л. Знакомство с образцами моющих и чистящих средств. Изучение инструкций по их составу и применению Д. Модели производства серной кислоты | Уметь - использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: объяснения химических явлений, происходящих на производстве; определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий | индивидуальные сообщения | ||||
67 | Химия и экология | Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия | Уметь - использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: экологически грамотного поведения в окружающей среде; оценки влияния химического загрязнения ОС на организм человека и другие живые организмы | индивидуальные сообщения | |||||
68 | Резерв времени. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование по химии в 8 классе к учебнику О.С. Габриелян
Календарно-тематическое планирование содержит распределение часов по темам, разделам, указано количество контрольных работ, практических работ и лабораторных опытов....
Примерное календарно-тематическое планирование по химии в 8 классе
Примерная программа составлена на основе: Федерального компонента образовательного стандарта основного общего образования по химии; Примерной программы основного общего образования по химии, Про...
Примерное календарно-тематическое планирование по химии в 9 классе
Рабочая программа составлена на основе: Федерального компонента образовательного стандарта основного общего образования по химии; Примерной программы основного общего образования по химии, Прогр...
Примерное календарно-тематическое планирование по химии в 10 классе
Примерная программа составлена на основе: Федерального компонента образовательного стандарта основного общего образования по химии; Примерной программы основного общего образования по химии, Про...
Примерное календарно-тематическое планирование по химии в 11 классе
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по химии (базовый уровень) для X–XI классов общеобразователных учреждений и программы...
Календарно-тематическое планирование по химии для 7 класса
Поурочное планирование расчитанное на 34 часа к учебнику О.С Габриеляна,И.Г.Остроумова,А.К.Ахлебинина "Вводный курс.Химия.7класс"...
Календарно-тематическое планирование по химии в 8 классе по учебнику О.С. Габриэлян
Рабочая программа для 8 класса по учебнику О.С.Габриэлян68 часов...