Календарно-тематическое планирование по химии 10-11 класс
календарно-тематическое планирование по химии (10, 11 класс)

Календарно-тематическое планирование по химии 10-11 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл himiya_10-11_bazovyy_2_chasa.docx55.03 КБ

Предварительный просмотр:

Тематическое планирование по химии, 10 класс,базовый уровень  

(2 ч  в неделю, всего 70 ч, из них 2 ч – резервное время),   УМК О.С. Габриеляна

№№

п\п

Наименование темы

Всего

часов

Из них

ПР

КР

1

Введение

1

2

Тема 1. Теория строения органических соединений

6

3

Тема 2. Углеводороды и их природные источники

16

№1

4

Тема 3. Кислородсодержащие органические соединения и их нахождение в живой природе

19

№1

№2

5

Тема 4. Азотсодержащие органические соединения и их нахождение в живой природе

9

№3

6

Тема 5. Биологически активные органические соединения

5

7

Тема 6. Искусственные и синтетические органические соединения

5

№2

8

Систематизация и обобщение знаний по курсу органической химии

7

№4

Резерв времени

2

Итого

70

2

4

Тематическое планирование по химии, 11 класс, базовый уровень  

(2 ч  в неделю, всего 68 ч, из них 1 ч – резервное время),   УМК О.С. Габриеляна

№№

п\п

Наименование темы

Всего

Из них

ПР

КР

1

Тема 1. Строение атома и периодический закон Д.И. Менделеева

5

2

Тема 2. Строение вещества

26

№1

№1

3

Тема 3. Химические реакции

17

№2

4

Тема 4. Вещества и их свойства

17

№2

№3

5

Тема 5. Химия и жизнь

2

Резерв времени

1

Итого

68

2

3

Поурочное планирование по химии, 10 класс, базовый уровень

Дата

№№

п/п

Тема урока

Изучаемые вопросы

Эксперимент

Д.- демонстрационный

Л.- лабораторный

Требования к уровню

подготовки

Домашнее задание

Введение (1час)

1

Предмет органической химии. (вводный урок)

Предмет органической химии.. Краткий очерк истории развития органической химии.

§1

Тема 1. Строение органических соединений (6 часов)

2

Химическое строение. (лекция)

Сравнение органических соединений с неорганическими. Природные, искусственные и синтетические органические соединения.

Д. Коллекция органических веществ и изделий из них

Знать/понимать

-химические понятия: вещества молекулярного и немолекулярного строения

Уметь

- составлять структурные формулы изомеров предложенных углеводородов, находить изомеры среди нескольких структурных формул соединений.

§2 стр. 13 – 14

3

Теория строения органических соединений А.М. Бутлерова (изучение нового материала)

Валентность. Основные положения теории строения органических соединений А.М. Бутлерова. Причины многообразия органических веществ (гомология, изомерия)

Д. Модели молекул гомологов и изомеров органических соединений

Знать/понимать

-химические понятия: валентность, изомерия, изомеры, гомология, гомологи;

-теорию строения органических соединений А.М. Бутлерова

§2 вопросы 1 - 7

4

Основы номенклатуры органических соединений. (К/Р)

Химические формулы и модели молекул в органической химии. Основы номенклатуры органических соединений. Изомерия и ее виды

Л. Изготовление моделей молекул углеводородов

Уметь

-называтьорганические вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре

§1,2

Конспект

5

Строение атома углерода. (К/Р)

Электронное облако и орбиталь, их формы: s и р. Электронные и электронно-графические формулы атома углерода в нормальном и возбужденном состояниях. Ковалентная химическая связь и ее разновидности: sup. Водородная связь. Сравнение обменного и донорно-акцепторного механизмов образования ковалентной связи.

Знать/понимать

-химические понятия: валентность, орбиталь, водородная связь.

Конспект

6

Валентные состояния атома углерода. (К/Р)

Конспект

7

Входной контроль. Зачет по теме «Теория строения органических соединений»

Повторить §1,2

Тема 2. Углеводороды и их природные источники (16часов)

8

Природный газ. (изучение нового материала)

Природный газ как топливо. Преимущества природного газа перед другими видами топлива. Состав природного газа

Уметь

-использоватьприобретенные знания для безопасного обращения с природным газом

§3

упр. 7,8

9

-

10

Алканы. Химические свойства и применение. (К/У)

Алканы: общая формула, гомологический ряд, гомологическая разность, изомерия, номенклатура. Химические свойства: горение, разложение, замещение, дегидрирование (на примере метана и этана). Применение алканов на основе их свойств

Д. Горение метана и отношение его к раствору перманганата калия и бромной воде

Л. Изготовление моделей молекул алканов

Знать/понимать

-химические понятия: углеродный скелет;

-важнейшие вещества: метан, его применение;

Уметь

-называть: алканы по международной номенклатуре

-определять: принадлежность органических веществ к классу алканов

§3

упр. 9,10,

§3

упр. 11,12

11

циклоалканы

Алканы: общая формула, гомологический ряд, гомологическая разность, изомерия, номенклатура. Химические свойства: горение, присоединения, замещение, дегидрирование. Применение циклоалканов на основе их свойств

Знать/понимать

-химические понятия: углеродный скелет;

-важнейшие вещества: циклопропан, циклобутан, применение;

Уметь

-называть: циклоалканы по международной номенклатуре

-определять: принадлежность органических веществ к классу циклоалканов

Конспект, вопросы в тетради

12

-

13

Алкены. Химические свойства и применение. (К/У)

Общая формула алкенов, гомологический ряд, структурная изомерия, номенклатура. Этилен: его получение дегидрированием этана и дегидратацией этилена, физические свойства. Химические свойства: горение, качественные реакции (обесцвечивание бромной воды и раствора перманганата калия), гидратация. Применение этилена на основе его свойств

Д. Получение этилена, горение, отношение к бромной воде и раствору перманганата калия

Л. Изготовление моделей молекул алкенов

Знать/понимать

-химические понятия: строение алкенов (наличие двойной связи);

-важнейшие вещества:

этилен, его применение;

Уметь

-называть: алкены по «тривиальной» или международной номенклатуре;

-определять: принадлежность веществ к классу алкенов

-характеризовать: строение и химические свойства этилена;

-объяснять: зависимость свойств этилена от его состава и строения

§4 упр. 8

§4 прилож. 4 стр.184

14

-

15

Алкадиены. Каучуки. (К/У)

Понятие об алкадиенах как об углеводородах с двумя двойными связями. Химические свойства бутадиена-1,3  и изопрена:  обесцвечивание бромной воды и полимеризация в каучуки.

Д. Разложение каучука при нагревании, испытание продукта разложения на наличие двойных связей.

Знать/понимать

-важнейшие вещества и материалы: каучуки, их применение

§5 упр. 2,3

§5 упр. 4

16

-

17

Алкины. Химические свойства ацетилена. (К/У)

Общая формула алкинов. Ацетилен: строение молекулы, получение пиролизом метана и карбидным способом, физические свойства.Химические свойства: горение, взаимодействие с бромной водой, хлороводородом, гидратация.

Д. Получение и свойства ацетилена

Л. Изготовление модели молекулы ацетилена

Знать/понимать

-важнейшие вещества: ацетилен, его применение;

Уметь

-называть: ацетилен по международной номенклатуре;

-характеризовать: строение и химические свойства ацетилена

§6 упр.1,3

§6 упр.4

18

-

19

Арены. Бензол. (К/У)

Общее представление об аренах. Строение молекулы бензола.  Получение бензола из гексана и ацетилена Химические свойства: горение, галогенирование, нитрование. Применение бензола на основе его свойств

Д. Отношение бензола к раствору перманганата калия и бромной воде

Знать/понимать

строение молекулы бензола;

Уметь

-характеризовать: химические свойства бензола

-объяснять зависимость свойств бензола от его состава и строения

§7 упр. 2,3

§7 упр. 4,5

20

Нефть. (К/У)

Состав и переработка нефти. Нефтепродукты. Бензин: понятие об октановом числе

Д. (Л.) Ознакомление с коллекцией «Нефть и продукты ее переработки»

Л. Обнаружение непредельных соединений в жидких нефтепродуктах

Знать/понимать

способы безопасного обращения с горючими и токсичными веществами

Уметь

-объяснять явления, происходящие при переработке нефти;

оценивать влияние химического загрязнения нефтью и нефтепродуктами на состояние окружающей среды

-выполнять химический эксперимент по распознаванию непредельных углеводородов

§8  

упр. 1,2

сообщения

21

-

22

Решение расчетных задач (тренинг)

Нахождение молекулярной формулы органического соединения по массе (объему) продуктов сгорания. Нахождение молекулярной формулы вещества по его относительной плотности и массовой доле элементов в соединениях. 3. Комбинированные задачи.

Уметь

-вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции

Повторить §§1 – 8

23

Контрольная работа   № 1 по теме «Углеводороды и их природные источники»

Повторить §§1 – 8

24

Анализ контрольной работы.

Повторить §§1 – 8

Тема № 3. Кислородсодержащие соединения и их нахождение в живой природе (19часов)

25

Единство химической организации живых организмов. Спирты (изучение нового материала)

Значение и роль органической химии в системе естественных наук и в жизни общества

§9

стр. 65 - 71

26

-

27

Спирты. (К/У)

Предельные одноатомные спирты: состав, строение, номенклатура, изомерия. Представление о водородной связи. Физические свойства метанола и этанола, их физиологическое действие на организм. Получение этанола брожением глюкозы и гидратацией этилена

Знать/понимать

-химические понятия: функциональная группа спиртов;

-вещества: этанол, физиологическое действие на организм метанола и этанола;

Уметь

-называть спирты              по «тривиальной» или международной номенклатуре;

-определять принадлежность веществ к классу спиртов

§9

Прил. 7

Вопросы 7 - 10

§9

Вопросы 1 -3

28

Глицерин. (К/У)

Предельные одноатомные спирты.

§9 стр. 72 – 73

29

Каменный уголь. (К/У)

Коксохимическое производство и его продукция. Получение фенола коксованием каменного угля.

Д. Коллекция «Каменный уголь и продукты его переработки»

§10 стр. 75 – 76

30

Фенол.  (К/У)

Состав и строение молекулы фенола.

Физические и химические свойства: взаимодействие с гидроксидом натрия и азотной кислотой, поликонденсация фенола с формальдегидом  в фенолформальдегидную смолу. Применение фенола на основе его свойств

Д. Растворимость фенола в воде при обычной температуре и при нагревании

Д. Качественные реакции на фенол

Использовать приобретенные знания и умения для

-безопасного обращения с фенолом;

-для оценки влияния фенола на организм человека и другие живые организмы

§10 упр. 5,6

31

-

32

Альдегиды. (К/У)

Формальдегид, ацетальдегид: состав, строение молекул, получение окислением соответствующих спиртов, физические свойства;

 химические свойства (окисление в соответствующую кислоту и восстановление в соответствующий спирт). Применение формальдегида и ацетальдегида на основе свойств.

Д. Окисление спирта в альдегид

Д. Реакция «серебряного зеркала»

Д. Окисление альдегидов с  помощью гидроксида   меди (П)

Л. Свойства формальдегида

Знать/понимать

-химические понятия: функциональная группа альдегидов;

Уметь

-называть альдегиды              по «тривиальной» или международной номенклатуре;

-определять принадлежность веществ к классу альдегидов;

-характеризовать строение и химические свойства формальдегида и ацетальдегида;

-объяснять зависимость свойств альдегидов от состава и строения;

-выполнять химический эксперимент по распознаванию альдегидов

§11 прил. 8

33

-

34

Карбоновые кислоты. (К/У)

Получение карбоновых кислот окислением альдегидов.

Уксусная кислота: состав и строение молекулы,  химические свойства (общие с неорганическими кислотами, реакция этерификации). Применение уксусной кислоты на основе свойств. Пальмитиновая, стеариновая и олеиновая кислоты – представители высших жирных кислот.

Л. Свойства уксусной кислоты

Знать/понимать

-химические понятия: функциональная группа карбоновых кислот,

Уметь

-называть уксусную кислоту           по международной номенклатуре;

-определять принадлежность веществ к классу карбоновых кислот;

-характеризоватьстроение  и химические свойства уксусной кислоты;

-объяснять зависимость свойств уксусной кислоты от состава и строения

-выполнять химический эксперимент по распознаванию карбоновых кислот

§12 прил. 9

§12, упр. 6,8,10

35

-

36

Сложные эфиры.  (К/У)

Получение сложных эфиров  реакцией этерификации. Сложные эфиры в природе, их значение. Применение сложных эфиров на основе свойств.

Д. Получение уксусно-этилового и уксусно-изоамилового эфиров

Д. Коллекция эфирных масел

Уметь

-называть сложные эфиры по «тривиальной» или международной номенклатуре

-определять принадлежность веществ к классу сложных эфиров

§13 упр.1,2

§13 упр.3

37

Жиры. Мыла (К/У)

Жиры как сложные эфиры.

Нахождение в природе. Состав жиров; химические свойства: гидролиз (омыление) и        гидрирование жидких жиров. Применение жиров на основе их свойств. Мыла.

Л. Свойства жиров

Л. Сравнение растворов свойств мыла и стирального порошка

Уметь

-определять принадлежность веществ к классу жиров; мылам;

-характеризовать строение и химические свойства жиров

§13 вопросы 4 - 12

38

Углеводы. (К/У)

Единство химической организации живых организмов. Химический состав живых организмов.Углеводы, их классификация: моносахариды (глюкоза), дисахариды (сахароза) и полисахариды (крахмал и целлюлоза), Значение углеводов в живой природе и жизни человека. Понятие о реакциях поликонденсации (превращение глюкоза – полисахарид) и гидролиза (превращение полисахарид – глюкоза)

Д. Ознакомление с образцами углеводов

Л. Свойства крахмала

Знать/понимать

важнейшие углеводы: глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка

Уметь

-объяснятьхимические

явления, происходящие с углеводами в природе

-выполнять химический эксперимент по распознаванию крахмала

§14 стр. 100 – 102

конспект

39

Глюкоза. (К/У)

Глюкоза – вещество с двойственной функцией – альдегидоспирт. Химические свойства глюкозы: окисление в глюконовую кислоту, восстановление в сорбит,  брожение (спиртовое и молочнокислое).  Применение глюкозы на основе свойств.

Л. Свойства глюкозы

Уметь

-выполнять химический эксперимент по распознаванию глюкозы

§14 стр. 102 – 108

40

Дисахариды и полисахариды. (К/У)

§15

41

Практическая работа № 1 «Решение экспериментальных задач на идентификацию органических соединений»

Уметь

-выполнять химический экспериментпо распознаванию важнейших органических веществ

Повторить

§§9 – 15

42

-

43

Генетическая связь между классами органических соединений. (тренинг)

Составление уравнений химических реакций к схемам превращений, отражающих генетическую связь между классами органических веществ.

Д. Переходы: этанол – этилен – этиленгликоль – этиленгликолят меди (П);этанол – этаналь – этановая кислота

Уметь

-характеризовать строение и химические свойства изученных органических соединений

Повторить

§§9 – 15

44

Решение расчетных задач. (тренинг)

Вычисления по термохимическим уравнениям.

Повторить

§§9 – 15

45

Контрольная работа   № 2 по теме «Кислородсодержащие органические соединения и их нахождение в живой природе»

Повторить

§§9 – 15

Тема № 4. Азотсодержащие органические соединения и их нахождение в живой природе (9часов)

46

Амины (К/У)

Понятие об аминах как органических основаниях. Состав и строение молекул аминов. Свойства первичных аминов на примере метиламина.

Уметь

-определятьпринадлежность веществ к классу аминов

-характеризоватьстроение  и химические свойства аминов

§16 упр.2-4

47

Анилин (К/У)

Анилин – ароматический амин: состав и строение, получение  из нитробензола (реакция Зинина). Физические и химические свойства (ослабление основных свойств и взаимодействие с бромной водой). Применение анилина на основе свойств.

Д. Взаимодействие аммиака и анилина с соляной кислотой.

Д. Реакция анилина с бромной водой

Уметь

-характеризоватьстроение  и химические свойства анилина

§16 вопросы 1 - 10

48

Аминокислоты (К/У)

Состав, строение, номенклатура, физические свойства. Получение аминокислот из карбоновых кислот и гидролизом белков. Аминокислоты – амфотерные органические соединения: взаимодействие со щелочами, кислотами, друг с другом (реакция поликонденсации).  Пептидная связь и полипептиды. Применение аминокислот на основе их свойств.

Д. Доказательство наличия функциональных групп в растворах аминокислот

Уметь

-называть аминокислоты по «тривиальной» или международной номенклатуре;

-определятьпринадлежность веществ к классу                      аминокислот;

- характеризовать строение и химические свойства аминокислот

§17 стр. 122 – 127

49

 Белки (К/У)

 Получение белков реакцией поликонденсации аминокислот. Первичная, вторичная и третичная структуры белков. Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз и цветные реакции. Биохимические функции белков.

Д. Растворение и осаждение белков. Цветные реакции белков: ксантопротеиновая и биуретовая. Горение птичьего пера и шерстяной нити.

Л. Свойства белков

Уметь

-характеризовать строение и химические свойства белков;

-выполнять химический эксперимент по распознаванию белков

§17 стр. 128 - 134

50

Нуклеиновые кислоты (К/У)

Синтез нуклеиновых кислот в клетке из нуклеотидов. Общий пан строения нуклеотида. Сравнение строения и функций РНК и ДНК. Роль нуклеиновых кислот в хранении и передаче наследственной информации. Понятие о биотехнологии и генной инженерии.

Д. Модель молекулы ДНК

§18 вопросы 1 - 6

51

52

Решение расчетных задач. Выполнение упражнений (тренинг)

Повторить §§15 – 18

53

Контрольная работа №3 по теме «Азотсодержащие органические соединения и их нахождение в живой природе»

Повторить §§15 – 18

54

Анализ контрольной работы.

Тема № 5. Биологически активные органические соединения (5часов)

55

Ферменты. Витамины

Ферменты – биологические катализаторы белковой природы. Особенности функционирования ферментов. Роль ферментов в жизнедеятельности живых организмов и народном хозяйстве.

Понятие о витаминах. Нарушения, связанные с витаминами: авитаминозы, гипо- и гипервитаминозы. Витамин С  как представитель водорастворимых витаминов и витамин А как представитель жирорастворимых витаминов                                

Д. Разложение пероксида водорода каталозой сырого мяса или сырого картофеля

Д. Коллекция СМС, содержащих энзимы

Д. Коллекция витаминных препаратов

Д. Домашняя, лабораторная и автомобильная аптечки

§19 индивидуальные сообщения

§20 индивидуальные сообщения

56

Гормоны. Лекарства

Понятие о гормонах как гуморальных регуляторах жизнедеятельности живых организмов. Инсулин и адреналин как представители гормонов. Профилактика сахарного диабета

Лекарственная химия: от иатрохиимии до химиотерапии. Аспирин. Антибиотики и дисбактериоз. Наркотические вещества. Наркомания, борьба с ней и профилактика

Д. Коллекция витаминных препаратов

Д. Домашняя, лабораторная и автомобильная аптечки

Использовать приобретенные знания и умения для безопасного обращения с токсичными веществами

§20 индивидуальные сообщения

Тема 6. Искусственные и синтетические органические соединения (5 часов)

57

-

58

Искусственные полимеры

Понятие об искусственных полимерах – пластмассах и волокнах.  Получение искусственных полимеров, как продуктов химической модификации природного полимерного сырья.  Искусственные волокна (ацетатный шелк, вискоза), их свойства и применение.

Л. Ознакомление с коллекцией пластмасс и волокон

Знать/понимать

- важнейшие материалы -искусственные волокна и пластмассы

Уметь

-характеризовать строение полимеров

§21

59

-

60

Синтетические полимеры

Понятие о синтетических полимерах – пластмассах, волокнах, каучуках. Получение синтетических полимеров реакциями полимеризации и поликонденсации. Структура полимеров: линейная, разветвленная и пространственная.

Л. Ознакомление с коллекцией                                    пластмасс, волокон и каучуков

Знать/понимать

- важнейшие материалы –синтетические полимеры

Уметь

-характеризовать строение полимеров

§22

61

Практическая работа №2 «Распознавание пластмасс и волокон»

Д. Коллекция изделий из пластмасс

Знать/понимать

- важнейшие материалы синтетические пластмассы

Повторить §§1 - 22

Систематизация, обобщение и повторение  знаний по курсу органической химии (7 часов)

62

Обобщение и систематизация знаний.

63

Контрольная работа   № 4 по курсу органической химии.

Повторить §§1 - 22

64

Анализ контрольной работы.

Повторить §§1 - 22

65

66

67

68

Итоговое повторение.

Решение расчетных задач. Выполнение упражнений.

Повторить §§1 - 22

69

70

Резервное время

Поурочное планирование уроков химии – 11 класс

Дата

Тема урока

Изучаемые вопросы

Эксперимент

Д.-

демонстрационный

Л.- лабораторный

Требования

к уровню

подготовки

Домашнее

задание

Тема 1. Строение атома (5часов)

1

Строение атома.

Ядро: протоны и нейтроны. Изотопы. Электроны. Электронная оболочка. Энергетический уровень. Электронные облака. Атомные орбитали. s-, p-элементы

Знать/понимать

- важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, изотопы

§1

№ 3-6

2

Строение электронных оболочек атомов.

Особенности строения электронных оболочек атомов элементов 4-го и 5-го периодов периодической системы Д.И. Менделеева (переходных элементов). Электронные конфигурации атомов химических элементов

§1

№1,2

3

-

4

Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.

Открытие Д.И. Менделеевым периодического закона. Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева  - графическое отображение периодического закона. Физический смысл порядкового номера элемента, номеров группы и периода. Валентные электроны. Причины изменения свойств элементов в группах (главных подгруппах)  и периодах. Положение водорода в периодической системе

Д. Различные формы периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева

Л. Конструирование периодической таблицы с использованием карточек

Знать/понимать

- основные законы химии: периодический закон

Уметь

- характеризовать: элементы малых периодов по их положению в периодической системе Д.И. Менделеева

§2

стр. 13-16

№1-3

§2

Стр. 16-20

№4-7

5

Значение периодического закона Д.И. Менделеева

Значение периодического закона и периодической системы для развития науки и понимания химической картины мира.

§2

Стр. 20-24

№8-9

Тема 2. Строение вещества (26 часов)

6

-

7

Входной контроль по теме «Строение атома».

Ионная химическая связь

Ионная химическая связь

Ионная связь. Катионы и анионы. Классификация ионов по составу (простые и сложные). Ионные кристаллические решетки. Свойства веществ с ионной кристаллической решеткой

Д. Модель кристаллической решетки хлорида натрия.

Д. Образцы минералов с ионной кристаллической решеткой: кальцита, галита

Знать/понимать

-важнейшие химические понятия: вещества немолекулярного строения (ионные кристаллические решетки); ион, ионная химическая связь (вещества ионного строения);

Уметь

- определять: заряд иона, ионную связь в соединениях;

- объяснять: природу ионной связи.

§3

Стр. 24-26

№3-5

§3

Стр. 26-28

№7,8

8

-

9

Ковалентная химическая связь

Ковалентная связь. Электроотрицательность. Полярная и неполярная ковалентные связи. Диполь. Полярность связи и полярность молекулы. Обменный и донорно-акцепторный механизмы образования ковалентной связи. Молекулярные и атомные кристаллические решетки. Свойства веществ с этими типами кристаллических решеток. Степень окисления и валентность химических элементов.

Д. Модели атомных и молекулярных кристаллических решеток

Знать/понимать

-важнейшие химические понятия: электроотрицательность, валентность, степень окисления, вещества молекулярного и атомного строения.

Уметь

-  определять: валентность и степень окисления химических элементов, ковалентную связь в соединениях (полярную и неполярную)

- объяснять: природу ковалентной связи

§4

Стр. 29-33

№1-6

§4

Стр. 33-36

№7,8

10

-

11

Металлическая химическая связь

Металлическая химическая связь. Сплавы

Особенности строения атомов металлов. Металлическая химическая связь и металлическая кристаллическая решетка. Свойства веществ (металлов и сплавов)

Д. Модели металлических кристаллических решеток.

Знать/понимать

- важнейшие химическое понятия:

металлическая связь, вещества металлического строения.

Уметь

- определять: металлическую связь.

- объяснять: природу металлической связи

§5

№1-3

§5

№6,9 сообщения

12

Водородная химическая связь

Межмолекулярная и внутримолекулярная водородная связь. Значение водородной связи для организации структур биополимеров. Единая природа химических связей

Д. Модель молекулы ДНК

§6

№1-6

13

-

14

Полимеры

Пластмассы: термопласты и реактопласты, их представители и применение. Волокна: природные (растительные и животные) и химические (искусственные и синтетические), их представители и применение. Неорганические полимеры

Д. Образцы неорганических полимеров (сера пластическая, кварц, оксид алюминия, природные алюмосиликаты)

Л. Ознакомление с коллекцией полимеров: пластмасс и волокон и изделий из них

Знать/понимать

- важнейшие вещества и материалы: искусственные и синтетические волокна, пластмассы

§7

№2,3

§7

№4-6

15

-

16

Газообразное состояние вещества

Три агрегатных состояния воды. Особенности строения газов. Молярный объем газообразных веществ. Представители газообразных веществ: водород, кислород, аммиак, углекислый газ, др.  Загрязнение атмосферы (кислотные дожди, парниковый эффект) и борьба с ним

Д. Модель молярного объема газов.

Д. Три агрегатных состояния воды.

Знать/понимать

- важнейшие химические понятия: моль, молярная масса, молярный объем

§8

№ 3,4

§8

№ 11,13

17

Водород, кислород, углекислый газ, аммиак, этилен

Представители газообразных веществ: водород, кислород, углекислый газ. Их получение, собирание, распознавание, физические и химические свойства

Представители газообразных веществ: аммиак, этилен. Их получение, собирание, распознавание, физические и химические свойства

Знать/понимать

- важнейшие вещества и материалы:  водород, кислород, углекислый газ,аммиак, этилен

Уметь

- характеризовать: химические свойства водорода, кислорода, углекислого газа,аммиака, этилена

§8

Стр. 70-76

№12 (а,б,в)

18

Практическая работа №1«Получение, собирание и распознавание газов»

Химический эксперимент по получению, собиранию и распознаванию водорода, кислорода, углекислого газа, аммиака и этилена.

Уметь

- выполнять химический эксперимент по распознаванию кислорода, водорода, аммиака, углекислого газа, этилена.

Оформление работы, §8 повторить

19

-

20

Расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций

Вычисления с использованием  физических величин (количество вещества, молярный объем газа, относительная плотность газа)

§8 № 1,2

§8, задачи в тетради

21

Жидкое состояние вещества

Вода, ее биологическая роль. Применение воды. Жесткость воды и способы ее устранения. Минеральные воды, их использование в столовых и лечебных целях. Жидкие кристаллы и их применение

Д. Образцы накипи в чайнике и трубах центрального отопления

Д. Приборы на жидких кристаллах

Л. Испытание воды на жесткость. Устранение жесткости воды

Л. Ознакомление с минеральными водами

§9

сообщения

22

Твердое состояние вещества

Аморфные твердые вещества в природе и жизни человека, их значение и применение. Кристаллическое строение вещества

§10

№5

23

24

25

Дисперсные системы

Понятие о дисперсных системах. Дисперсная фаза и дисперсионная среда. Классификация дисперсных по агрегатному состоянию и по размеру частиц фазы. Грубодисперсные системы: эмульсии, суспензии, аэрозоли.  Тонкодисперсные системы: гели и золи. Коагуляция и синерезис

Д. Коагуляция. Синерезис. Эффект Тиндаля

Л. Ознакомление с дисперсными системами.

§11№1-4

§11 задания в тетради

§11 №5-8

26

-

27

Состав вещества. Смеси.

Качественный и количественный состав вещества. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей и их использование. Закон постоянства состава веществ. Молекулярная формула (формульная единица). Массовая и объемная доля компонента в смеси. Массовая доля растворенного вещества. Массовая доля примесей.   Массовая доля выхода продукта реакции

Знать/понимать

- важнейшие химические понятия:

вещества молекулярного и немолекулярного строения

- основные законы химии:

закон постоянства состава веществ

§12№1,2а

§12 №2б,3,4

28

-

29

Обобщение и систематизация знаний по теме.

Выполнение упражнений, решение задач

Л. Определение типа кристаллической решетки вещества и описание его свойств

Знать/понимать

- основные теории химии: теорию химической связи

Уметь

- объяснять: природу химической связи, зависимость свойств веществ от их состава и строения

- определять: тип химической связи в соединениях

§1-12 повторить

30

Итоговая контрольная работа за I полугодие

§1-12 повторить

31

Анализ контрольной работы

Тема 3. Химические реакции (17 часов)

32

-

33

Классификация химических реакций в неорганической и органической химии

Понятие о химической реакции. Реакции, идущие без изменения состава веществ: Аллотропия и Аллотропные видоизменения. Причины аллотропии на примере модификаций кислорода, углерода и фосфора. Озон, его биологическая роль. .Изомеры и изомерия. Причины многообразия веществ. Реакции, идущие с изменением состава веществ: соединения (на примере производства серной кислоты), разложения, замещения и обмена. Тепловой эффект химической реакции. Экзо- и эндотермические реакции. Термохимические уравнения

Д. Модели молекул изомеров и гомологов.

Д. Получение аллотропных модификаций серы и фосфора

Д. Озонатор

Л.Реакция замещения меди железом в растворе медного купороса

Знать/понимать

- важнейшие химические понятия: аллотропия, тепловой эффект химической реакции, углеродный скелет, изомерия, гомология

- основные теории химии: строения органических соединений

§13 №1-6

§14 №6-9

34

Скорость химической реакции

Понятие о скорости реакции. Скорость гомо- и гетерогенной реакции.. Факторы, влияющие на скорость химической реакции: природа реагирующих веществ, температура (закон Вант-Гоффа), концентрации, катализаторы и катализ.. Зависимость скорости реакций от поверхности соприкосновения реагирующих веществ. Ферменты как биологические катализаторы, особенности их функционирования

Д. Взаимодействие цинка с растворами соляной и серной кислот при разных температурах, при разной концентрации соляной кислоты). Взаимодействие цинка (порошка, пыли, гранул) с кислотой

Модель  « кипящего слоя»

Л. . Разложение пероксида водорода в присутствии катализаторов (оксида марганца (IV) и каталазы сырого мяса и сырого картофеля)

Знать/понимать

- важнейшие химические понятия: катализ, скорость химической реакции

Уметь

- объяснять:

зависимость скорости химической реакции от различных факторов

§15 №5,6,11

35

-

36

Химическое равновесие.Обратимость химических реакций.

Необратимые и обратимые химические реакции.Понятие о химическом равновесии. Способы смещения химического равновесия  на примере синтеза аммиака. Понятие об основных принципах производства на примере синтеза аммиака и серной кислоты

Знать/понимать

- важнейшие химические понятия: химическое равновесие

- объяснять: положение химического равновесия от различных факторов

§16 №3,4

§16 №5,6

37

Роль воды в химических реакциях

Роль воды в превращениях веществ. Истинные растворы. Растворимость и классификация веществ по этому признаку: Растворимые, малорастворимые и практически нерастворимые вещества Явления, происходящие при растворении веществ -  разрушение кристаллической решетки, диффузия, диссоциация и гидратация

Д. Растворение окрашенных веществ в воде (сульфата меди (П), перманганата калия, хлорида железа (Ш)

Знать/понимать

- важнейшие химические понятия: растворы

§17

Стр. 143-145

38

-

39

Электролитическая диссоциация

Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация.  Кислоты, соли, основания в свете теории электролитической диссоциации. Степень электролитической диссоциации, сильные и слабые электролиты. Реакции ионного обмена

Д. Испытание растворов электролитов и неэлектролитов  на предмет диссоциации

Д. Зависимость степени диссоциации уксусной кислоты от разбавления

Л. Реакции, идущие с образованием осадка, газа и воды

Знать/понимать

- важнейшие химические понятия: электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация;

- основные теории химии: электролитической диссоциации

Уметь

- определять: заряд иона

§17 стр. 143 - 145

§17стр. 145-149

40

Химические свойства воды

Взаимодействие с металлами, основными и кислотными оксидами, разложение воды, образование кристаллогидратов. Реакции гидратации в органической химии

Д. Взаимодействие лития и натрия с водой.

Д. Получение оксида фосфора (V) и растворение его в воде; испытание полученного раствора лакмусом.

Д. Образцы кристаллогидратов

Знать/понимать

- важнейшие вещества и материалы: воду

Уметь

- характеризовать: химические свойства воды

конспект

41

-

42

Гидролиз органических и неорганических соединений

Понятие гидролиза. Гидролиз органических веществ и его практическое значение для получения гидролизного спирта и мыла. Гидролиз неорганических веществ. Три случая гидролиза солей.Среда водных растворов: кислая, нейтральная, щелочная. Водородный показатель (рН) раствора. Необратимый гидролиз. Практическое применение гидролиза.

Д. Гидролиз карбонатов щелочных металлов и  нитратов цинка или свинца (П), карбида кальция

Л. Разные случаи гидролиза солей

Уметь

- определять: характер среды в водных растворах неорганических соединений

§18 №4,7,8

43

-

44

Окислительно-восстановительные реакции

Степень окисления элементов. Определение степени окисления по формуле соединения. Понятие об окислительно-восстановительных реакциях. Окисление и восстановление. Окислитель и восстановитель

Д. Простейшие окислительно-восстановительные  реакции: взаимодействие цинка с соляной кислотой и железа с сульфатом меди (П)

Л. Получение водорода взаимодействием кислоты с цинком

Знать/понимать

- важнейшие химические понятия: степень окисления, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление

Уметь

- определять: валентностьи степень окисления химических элементов, окислитель и восстановитель

§19 стр. 155-158

§19 №1-3

45

Электролиз

Электролиз как окислительно-восстановительный процесс. Электролиз расплавов; растворов (на примере хлорида натрия). Практическое применение электролиза. Электролитическое получение алюминия

Д. Модель электролизера; модель электролизной ванны для получения алюминия

Стр. 158-162 №7

конспект

46

Обобщение и систематизация знаний по теме.

Выполнение упражнений, решение задач

Уметь

- определять: характер среды в водных растворах неорганических соединений;

- объяснять: зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов

Повторить §13-19

47

Контрольная работа №2 по теме «Химические реакции»

Повторить §13-19

48

Анализ контрольной работы

Тема 4. Вещества и их свойства (17час)

49

Классификация неорганических соединений

Простые и сложные вещества.

Оксиды,  их классификация; гидроксиды (основания, кислородные кислоты, амфотерные); классификация кислот и оснований. Соли средние, кислые, основные.

Л. Испытание растворов кислот, оснований и солей индикаторами

Знать/понимать

- важнейшие вещества и материалы: оксиды, основания, кислоты, соли

Уметь

- называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;

- определять: характер среды в водных растворах неорганических соединений

Конспект

50

Классификация органических соединений

Углеводороды: Алканы, алкены и диены, алкины, арены. Кислородсодержащие соединения: одно- и многоатомные спирты, фенол, альдегиды, одноосновные карбоновые кислоты, сложные эфиры, жиры, углеводы. Азотсодержащие соединения: амины, аминокислоты и белки

Знать/понимать

-важнейшие химические понятия:

- функциональная группа;

- важнейшие вещества и материалы: метан, этилен, ацетилен, этанол, бензол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки

Уметь

- называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;

органических соединений

Конспект

51

Металлы

Положение металлов в периодической системе и строение их атомов. Простые вещества – металлы: Общие физические  и химические свойства металлов: взаимодействие с неметаллами (кислородом, хлором серой), с водой. Электрохимический ряд напряжений металлов. Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей. Общие способы получения металлов.   Взаимодействие натрия с этанолом и фенолом. Значение металлов в природе и жизни организмов

Д. Взаимодействие натрия и сурьмы с хлором, железа с серой. Горение магния и алюминия в кислороде. Взаимодействие щелочноземельных металлов с водой. Взаимодействие натрия с этанолом, цинка с уксусной кислотой Взаимодействие меди с кислородом и серой.

Л. Ознакомление с коллекцией металлов и их соединениями; рудами

Знать/понимать

- важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы

Уметь

- характеризовать: элементы металлы малых периодов по их положению в периодической системе Д.И. Менделеева; общие химические свойства металлов;

- объяснять: зависимость свойств металлов и сплавов от их состава и строения

§20

Стр. 164-169

52

Коррозия металлов

Понятие коррозии. Химическая коррозия. Электрохимическая коррозия. Способы защиты металлов от коррозии

Д. Результаты коррозии металлов в зависимости от условий ее протекания

§20

Стр. 170-173

№6-8

53

-

54

Неметаллы

Положение неметаллов в периодической системе, строение их атомов. Электроотрицательность. Неметаллы – простые вещества. Атомное и молекулярное строение их. Окислительные свойства неметаллов (взаимодействие с металлами и водородом). Восстановительные свойства неметаллов.

Д. Возгонка йода. Изготовление йодной спиртовой настойки. Взаимное вытеснение галогенов из растворов их солей. Горение серы и фосфора в кислороде

Знать/понимать

- важнейшие вещества и материалы: неметаллы

Уметь

- характеризовать:

элементы неметаллы малых периодов по их положению в периодической системе Д.И. Менделеева;

- объяснять: зависимость свойств неметаллов от их состава и строения

§21

№1-7

55

-

56

Кислоты неорганические и органические

Классификация неорганических и органических кислот. Общие свойства кислот: взаимодействие с металлами, оксидами металлов, гидроксидами металлов, с солями, спиртами (реакция этерификации). Особые свойства азотной и концентрированной серной кислот

Д. Разбавление концентрированной серной кислоты. Взаимодействие концентрированной серной кислоты с сахаром, целлюлозой и медью

Л. Ознакомление с коллекцией кислот

Л. Взаимодействие соляной кислоты и раствора уксусной кислоты с металлами, основаниями и солями.

Знать/понимать

- важнейшие вещества и материалы: серная, соляная, азотная и уксусная кислоты

Уметь

 -называть: кислоты по «тривиальной» или международной номенклатуре;

- определять: характер среды в водных растворах кислот;

- характеризовать:

-общие  химические свойства кислот

- объяснять: зависимость свойств кислот от их состава и строения;

- выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических кислот

§22

№6-8

57

-

58

Основания неорганические и органические

Классификация оснований. Химические свойства оснований: взаимодействие с кислотами, кислотными оксидами и солями. Разложение нерастворимых оснований

Л. Ознакомление с коллекцией оснований

Л. Получение и свойства нерастворимых оснований

Знать/понимать

- важнейшие вещества и материалы: нерастворимые основания, щелочи

Уметь

 -называть: основания по «тривиальной» или международной номенклатуре;

- определять: характер среды в водных растворах щелочей;

- характеризовать:

-общие  химические свойства оснований

- объяснять: зависимость свойств оснований от их состава и строения;

- выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических оснований

§23

№6-8

59

-

60

Соли

Классификация солей: средние, кислые и основные. Химические свойства солей: взаимодействие с кислотами, щелочами, металлами и солями. Представители солей и их значение. Хлорид натрия, карбонат кальция, фосфат кальция (средние соли); гидрокарбонаты натрия и аммония (кислые соли); гидроксокарбонат меди (П) – малахит (основная соль). Качественные реакции на хлорид-, сульфат- и карбонат-анионы, катион аммония, катионы железа (П) и (Ш)

Д. Образцы пищевых продуктов, содержащих гидрокарбонаты натрия и аммония, ихспособность к разложению при нагревании. Гашение соды уксусом.

Д. Качественные реакции на катионы и анионы

Л. Ознакомление с коллекцией минералов и биологических материалов, содержащих некоторые соли

Л. Гидролиз хлоридов и ацетатов щелочных металлов

Знать/понимать

- важнейшие вещества и материалы: соли, минеральные удобрения

Уметь

 -называть: соли по «тривиальной» или международной номенклатуре;

- определять: характер среды в водных растворах солей;

- характеризовать:

-общие  химические свойства солей

- объяснять: зависимость свойств солей от их состава и строения;

- выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших солей

§24

№4-6

61

Генетическая связь между классами неорганических и органических соединений

Понятие о генетической связи и генетических рядах в неорганической и органической химии. Генетический ряд металла. Генетический ряд неметалла. Особенности генетического ряда в органической химии

Уметь

- характеризовать: общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений

§25

№6,7

62

Практическая работа №2   «Решение экспериментальных задач на идентификацию органических и неорганических соединений»

Химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ

Уметь

- выполнять химический эксперимент  по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ

Повторить

§20-25

63

Обобщение и систематизация знаний по теме.

Выполнение упражнений, решение задач

Уметь

- называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;

- характеризовать: общие химические свойства металлов,  неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений, строение и химические свойства изученных органических соединений

Повторить

§20-25

64

Контрольная работа № 3 по теме «Вещества и их свойства»

Повторить

§1-25

65

Анализ контрольной работы

Тема 6. Химия и жизнь(2 часа)

66

Химия и повседневная жизнь человека

Моющие и чистящие средства. Правила безопасной работы со средствами бытовой химии. Химические вещества как строительные и поделочные материалы. Вещества, используемые в полиграфии, живописи, скульптуре, архитектуре. Бытовая химическая грамотность. Общие представления о промышленных способах  получения химических веществ на примере производства серной кислоты

Д. Образцы средств гигиены и косметики

Л. Знакомство с образцами моющих и чистящих средств. Изучение инструкций по их составу и применению

Д. Модели производства серной кислоты

Уметь

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: объяснения химических явлений,              происходящих                        на производстве; определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий

индивидуальные сообщения

67

Химия и экология

Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия

Уметь

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: экологически грамотного поведения в окружающей среде; оценки влияния химического загрязнения ОС на организм человека и другие живые организмы

индивидуальные сообщения

68

Резерв времени.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по химии в 8 классе к учебнику О.С. Габриелян

Календарно-тематическое планирование содержит распределение часов по темам, разделам, указано количество контрольных работ, практических работ и лабораторных опытов....

Примерное календарно-тематическое планирование по химии в 8 классе

Примерная программа составлена на основе: Федерального компонента образовательного стандарта основного общего образования по химии; Примерной программы основного общего образования по химии, Про...

Примерное календарно-тематическое планирование по химии в 9 классе

Рабочая программа составлена на основе: Федерального компонента образовательного стандарта основного общего образования по химии; Примерной программы основного общего образования по химии, Прогр...

Примерное календарно-тематическое планирование по химии в 10 классе

Примерная программа составлена на основе: Федерального компонента образовательного стандарта основного общего образования по химии; Примерной программы основного общего образования по химии, Про...

Примерное календарно-тематическое планирование по химии в 11 классе

Рабочая программа  составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по химии (базовый уровень) для X–XI  классов общеобразователных учреждений и программы...

Календарно-тематическое планирование по химии для 7 класса

Поурочное планирование расчитанное на 34 часа к учебнику О.С Габриеляна,И.Г.Остроумова,А.К.Ахлебинина "Вводный курс.Химия.7класс"...

Календарно-тематическое планирование по химии в 8 классе по учебнику О.С. Габриэлян

Рабочая программа для 8 класса по учебнику О.С.Габриэлян68 часов...