Примерное календарно-тематическое планирование по химии в 9 классе
календарно-тематическое планирование (химия, 9 класс) по теме
Рабочая программа составлена на основе: Федерального компонента образовательного стандарта основного общего образования по химии; Примерной программы основного общего образования по химии, Программы «Курс химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений» (автор О.С. Габриелян – М.: Дрофа, 2010).
Курс химии 9 класса (Вестник образования России №4, 2010г) начинается введением, в котором обобщаются основные вопросы курса 8 класса и дается понятие о переходных элементах и амфотерности.
Далее рассматриваются общие свойства классов химических элементов – металлов и неметаллов. Затем в обобщенном плане разбираются свойства отдельных, наиболее ярких представителей каждого класса, групп химических элементов: свойства щелочных и щелочноземельных металлов и галогенов. Далее, в плане восхождения от абстрактного к конкретному, рассматриваются и свойства отдельных, важных в народнохозяйственном отношении веществ, образованных конкретными химическими элементами. При изучении химии классов, групп и отдельных химических элементов повторяются, обобщаются и развиваются полученные в 8 классе основные понятия, законы и теории базового курса.
Курс химии 9 класса, построенный по концентрической концепции, завершается темой «знакомство с органическими веществами», в основе отбора которых лежит идея генетического развития органических веществ от углеводородов до биополимеров (белков и углеводов).
На изучение химии в 9-ом классе отводится 68 часов: 2 часа в неделю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
planirovanie_himii_za_9_kl.doc | 218 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Цели изучения химии в 8-9 классах
Освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, проводить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждение явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Рабочая программа составлена на основе: Федерального компонента образовательного стандарта основного общего образования по химии; Примерной программы основного общего образования по химии, Программы «Курс химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений» (автор О.С. Габриелян – М.: Дрофа, 2010).
Курс химии 9 класса (Вестник образования России №4, 2010г) начинается введением, в котором обобщаются основные вопросы курса 8 класса и дается понятие о переходных элементах и амфотерности.
Далее рассматриваются общие свойства классов химических элементов – металлов и неметаллов. Затем в обобщенном плане разбираются свойства отдельных, наиболее ярких представителей каждого класса, групп химических элементов: свойства щелочных и щелочноземельных металлов и галогенов. Далее, в плане восхождения от абстрактного к конкретному, рассматриваются и свойства отдельных, важных в народнохозяйственном отношении веществ, образованных конкретными химическими элементами. При изучении химии классов, групп и отдельных химических элементов повторяются, обобщаются и развиваются полученные в 8 классе основные понятия, законы и теории базового курса.
Курс химии 9 класса, построенный по концентрической концепции, завершается темой «знакомство с органическими веществами», в основе отбора которых лежит идея генетического развития органических веществ от углеводородов до биополимеров (белков и углеводов).
На изучение химии в 9-ом классе отводится 68 часов: 2 часа в неделю.
Программа:
О.С.Габриелян - М.: Издательство «Дрофа» 20108 год.
Учебник:
«Химия. 9 класс»: О.С.Габриелян - М.: Дрофа. – 2009 год.
Методические пособия:
- Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Настольная книга учителя. Химия. 9 кл.: Методическое пособие. – М.: Дрофа, 2008.
- Химия в тестах, задачах, упражнениях. 8-9 класс. Габриелян О.С., Воскобойникова Н.П. – М.: Дрофа, 2008.
- Химия. 9 кл.: Контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна «Химия.9» /О.С.Габриелян, П.Н. Березкин, А.А. Ушакова и др. – М.: Дрофа, 2006.
- Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Изучаем химию в 9 кл.: Дидактические материалы. – М.: Блик плюс, 2006.
- Горковенко М.Ю. Химия 9 кл. Поурочные разработки к учебникам О.С. Габриеляна (М.: Дрофа); Л.С. Гузея и др. (М.: Дрофа); Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г.Фельдмана (М.: Просвещение). – М.: «ВАКО», 2009.
В тематическое планирование включены следующие темы:
1. Повторение основных вопросов курса 8 класса и введение в курс 9 класса (6 часов);
2. Металлы (16 уроков + 1 пр.раб.);
3. Неметаллы (23 урока + 3 пр. раб.);
4. Органические вещества (10 уроков + 1 пр. раб.);
5. Обобщение знаний по химии за курс основной школы (8 урока + 2 пр. раб.)
При составлении календарно-тематического планирования учитывается возможность его варьирования, т.е. незначительное (2-3 часа) увеличение или уменьшение часов на прохождение каких-либо тем, разделов из-за индивидуальных особенностей усвоения учебной программы.
Обязательный минимум практических работ:
Практическая работа №1 «Решение экспериментальных задач «Получение соединений металлов и изучение их свойств»;
Практическая работа №2 «Получение, собирание и распознавание кислорода»;
Практическая работа №3 «Получение собирание и распознавание углекислого газа»;
Практическая работа №4«Решение экспериментальных задач «Получение соединений неметаллов и изучение их свойств»;
Практическая работа №5 «Изготовление моделей углеводородов»;
Практическая работа №6 «Знакомство с образцами лекарственных препаратов»;
Практическая работа №7 «Знакомство с образцами химических средств санитарии и гигиены».
Обязательный минимум лабораторных опытов:
1. Знакомство с образцами металлов и сплавов (работа с коллекцией);
2. Вытеснение одного металла другим из раствора соли;
3. Знакомство с образцами металлов, рудами железа, соединения алюминия;
4. Знакомство с образцами природных соединений неметаллов (хлоридами, сульфидами, сульфатами, нитратами, карбонатами, силикатами);
5. Растворение железа и цинка в соляной кислоте;
6. Распознавание хлорид-, сульфат-, карбонат-ионов и катионов аммония, натрия кальция, бария.
В тематическом плане запланированы контрольные работы, соответствующие программе по химии для 9 класса О.С.Габриеляна. Контрольные работы предназначены для проведения на уроке текущего и итогового контроля по основным темам курса.
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения химии на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
- важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительная атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, электроотрицательность, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;
- основные законы химии: сохранения массы вещества, постоянства состава, периодический закон;
- химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
уметь
- называть: химические элементы, соединения изученных классов;
- объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;
- характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;
- определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;
- составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева; уравнения химических реакций;
- обращаться с химической посудой лабораторным оборудованием;
- распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ион;
- вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- безопасного обращения с веществами и материалами;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
- критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
- приготовление растворов заданной концентрации.
№ урока п/п | Кол-во часов по теме | Тема урока | Тип учебного занятия | Методы | Формы | Планируемые результаты | Оборудование | Вид контроля | Домашнее задание |
Повторение основных вопросов курса 8 класса и введение в курс 9 класса, 6 часов | |||||||||
1. | 1. | Характеристика | комбинированный | словесно-наглядные, репродуктивные, частично-поисковые | групповые | дать план общей характеристики химического элемента по его положению в Периодической системе и научить использовать его для составления характеристики элемента-металла | периодическая таблица Д.И. Менделеева, портрет Д.И. Менделеева, план характеристики химического элемента | контроль | §1, |
2. | 2. | Характеристика | урок закрепления изученного | словесно-наглядные, репродуктивные, частично-поисковые | групповые | научить давать общую характеристику элемента-неметалла | периодическая таблица Д.И. Менделеева, портрет Д.И. Менделеева, план характеристики химического элемента | само контроль | §1, |
3. | 3. | Переходные элементы Дем. №1 | комбинированный | словесно-наглядные, репродуктивные | групповые | дать понятие об амфотерности; повторить, закрепить и развить знания о классификации и свойствах гидроксидов и о генетической связи между классами веществ | растворы едкого натрия, соляной кислоты, солей цинка и алюминия; пробирки | само контроль | §2, |
4. | 4. | Периодический закон и периодическая система хим. элементов Д.И. Менделеева | комбинированный | словесно-наглядные, репродуктивные | групповые | повторить, закрепить и развить знания о классификации и свойствах гидроксидов и о генетической связи между классами веществ | само контроль | §3, упр. 1-3 | |
5. | 5. | Свойства оксидов и оснований в свете теории электролитической диссоциации и процессов окисления-восстановления | комбинированный | словесно-наглядные, репродуктивные | групповые | знать определение оксидов и оснований с позиции ТЭД; уметь записывать уравнения химических реакций ионного обмена в молекулярном и ионном виде, уметь составлять электронный баланс для окислительно-восстановительных реакций | портрет Д.И. Менделеева; разные варианты (формы) Периодической системы | само контроль | §35-43 (по учебнику 8 кл.) |
6. | 6. | Свойства кислот и солей в свете теории электролитической диссоциации и процессов окисления-восстановления | комбинированный | словесно-наглядные, репродуктивные | групповые | знать определение кислот и солей с позиции ТЭД; уметь записывать уравнения химических реакций ионного обмена в молекулярном и ионном виде, уметь составлять электронный баланс для окислительно-восстановительных реакций | само контроль | §35-43 (по учебнику 8 кл.) | |
Демонстрация 1. Реакции получения и свойства гидроксидов цинка; | Лабораторная работа - | Практическая работа - | Контрольная работа - | ||||||
ТЕМА 1. Металлы, 15 часов | |||||||||
7. | 1. | История в металлах, металлы в истории | изучение нового материала | словесно-наглядные, репродуктивные, частично-поисковые | групповые | контроль | §4 упр. 1-3 | ||
8. | 2. | Положение элементов-металлов в Лабораторный опыт №1 «Знакомство с образцами металлов и сплавов» | комбинированный | словесно-наглядные, репродуктивные, частично-поисковые | групповые | повторить положение металлов в ПСХЭ, особенности строения их атомов и кристаллов; обобщить и расширить сведения о физических свойствах металлов и их классификации | коллекции образцов металлов; образцы монет и медалей | контроль | §5 выучить, упр. 1-3, §6 |
9. | 3. | Химические свойства Лабораторный опыт №2 «Вытеснение одного металла другим из раствора соли» | комбинированный | словесно-наглядные, репродуктивные | групповые | обобщить знания об общих химических свойствах металлов; повторить особенности протекания реакций металлов с растворами электролитов | Li, Na, Ca, Al, Zn, Cu, Fe, Mg, I2, S, Sb, KMnO4, HCl, CuSO4, пробирки, колбы, воронки, вата, фильтровальная бумага, кристаллизаторы, тигли | само контроль | §8, |
10. | 4. | Общие понятия о Дем. №2 | урок изучения нового материала | словесно-наглядные, репродуктивные | групповые | дать понятие о сплавах, их классификации и свойствах; познакомить с важнейшими сплавами и их значением в жизни общества; дать понятие о коррозии металлов, классификации коррозионных процессов и способах защиты от коррозии | коллекция сплавов черных металлов: чугунов и сталей, изделий из них; коллекции сплавов цветных металлов и изделий из них; железный гвоздь, растворы электролитов | само контроль | §7, упр. 1-3, §10, упр. 2,6 |
11. | 5. | Металлы в природе. Дем. №3 | комбинированный | словесно-наглядные, репродуктивные | групповые | познакомить с природными соединениями металлов и с самородными металлами; дать понятие о рудах и металлургии, рассмотреть ее разновидности | коллекция руд железа, природные соединения натрия, калия, кальция, магния и алюминия | само контроль | §9, |
12. | 6. | Общая характеристика Дем. №4 | комбинированный | словесно-наглядные, репродуктивные | групповые | дать общую характеристику металлов I группы; повторить основные закономерности изменения свойств элементов в Периодической системе | образцы щелочных металлов; HCl, чашечка Петри, вода, фенолфталеин, ложечка для сжигания веществ | само контроль | §11 до соединений щелочных металлов, упр. 1-2 |
13. | 7. | Соединения щелочных | комбинированный | словесно-наглядные, репродуктивные | групповые | обзор важнейших соединений щелочных металлов; щелочи, соли; природные соединения щелочных металлов | образца природных соединений щелочных металлов | само контроль | §11 до конца, упр. 3,4 (на выбор) |
14. | 8. | Общая характеристика Дем. №6 | комбинированный | словесно-наглядные, репродуктивные | групповые | дать общую характеристику металлов II группы; повторить основные закономерности изменения свойств элементов в Периодической системе | образцы щелочноземельных металлов | само контроль | §12 до соединений ЩЗМ, упр. 1,6 |
15. | 9. | Соединения щелочноземельных металлов Дем. №7 | комбинированный | словесно-наглядные, репродуктивные | групповые | обзор важнейших соединений ЩЗМ | образцы природных соединений кальция | само контроль | §12 до солей ЩЗМ, упр.5,8 |
16. | 10. | Алюминий, его физические и химические свойства Дем. №8 | комбинированный | словесно-наглядные, репродуктивные | групповые | строение атома алюминия, физические и химические свойства алюминия – простого вещества; применение алюминия | коллекция изделий из алюминия и его сплавов | само контроль | §13 до соединений Al, упр.3,4,7 |
17. | 11. | Соединения алюминия Дем. №9 Лабораторный опыт №3 «Знакомство с соединениями алюминия» | комбинированный | словесно-наглядные, репродуктивные | групповые | амфотерность оксида и гидроксида алюминия; глинозем и его модификации; распространенность алюминия в природе | образцы природных соединений алюминия | само контроль | §13 - «соединения алюминия», упр.8 |
18. | 12. | Железо, его физические и химические свойства Лабораторный опыт №3 «Знакомство с рудами железа, соединения алюминия; | комбинированный | словесно-наглядные, репродуктивные | групповые | особенности строения электронных оболочек атомов элементов побочных подгрупп на примере железа; степени окисления железа в соединениях; физические и химические соединения железа | образцы сплавов железа | само контроль | §14 до соединений железа, упр.4,5 |
19. | 13. | Генетические ряды Fe2+ и Fe3+ Дем. №10 | комбинированный | словесно-наглядные, репродуктивные | групповые | характеристика химических свойств оксидов (II) и (III) и гидроксидов железа (II) и (III) | Fe, NaOH, желтая и красная кровяные соли | само контроль | §14, упр.2 (а), 8 |
20. | 14. | Практическая работа №1 «Решение экспериментальных задач «Получение соединений металлов и изучение их свойств» | урок-практикум | словесно-наглядные, проблемные, практические | парами | Получить и изучить свойства соединений металлов | оборудование и реактивы для практической работы №1 | контроль | |
21. | 15. | Обобщение по теме | урок обобщения и систематизации знаний | словесно-наглядные, частично-поисковые | групповые | обобщение и систематизация знаний, подготовка к контрольной работе | контроль | §4 – 14 повторить | |
22. | 16. | Контрольная работа №1 по теме «Металлы» | урок проверки и оценки знаний | репродуктивные, частично-поисковые | индивидуальные | проверить и оценить усвоение знаний по теме «Металлы» | контроль | ||
Демонстрация 2. Опыт по коррозии металлов и защита их от коррозии; 3. Коллекции руд; 4. Образцы щелочных металлов, взаимодействие их с водой; 5. Распознавание солей Na+ и K+ по окраске пламени; 6. Образцы щелочноземельных металлов, взаимодействие их с водой; 7. Образцы природных соединений кальция; 8. Коллекция изделий из алюминия; 9. Образцы природных соединений алюминия; 10. Качественные реакции на Fe2+ и Fe3+; | Лабораторный опыт: 1. Знакомство с образцами металлов и сплавов; 2. Вытеснение одного металла другим из раствора соли; 3. Знакомство с соединениями алюминия; Знакомство с рудами железа, соединения алюминия;
| Практическая работа 1. Решение экспериментальных задач «Получение соединений металлов и изучение их свойств» | Контрольная работа 1. «Металлы» | ||||||
ТЕМА 2. Неметаллы, 23 часа | |||||||||
23. | 1. | Общая характеристика Лабораторный опыт №4 «Знакомство с образцами природных соединений неметаллов (хлоридами, сульфидами, сульфатами, нитратами, карбонатами, силикатами)» | изучение нового материала | словесно-наглядные, репродуктивные, частично-поисковые | групповые | рассмотреть положение неметаллов в ПС и особенности строения их атомов, вспомнить ряд электроотрицательности; повторить понятие аллотропие, рассмотреть физические свойства неметаллов | образцы неметаллов – простых веществ | контроль | §15, упр.1-5 |
24. | 2. | Водород | комбинированный | словесно-наглядные, репродуктивные | групповые | рассмотреть положение водорода в ПСХЭ, строение атома и молекулы; определить физические и химические свойства водорода | само контроль | §17, упр.2-4 | |
25. | 3. | Общая характеристика галогенов Дем. №11 | комбинированный | словесно-наглядные, репродуктивные | групповые | дать общую сравнительную характеристику галогенов; | образцы галогенов – простых веществ; образцы природных минералов | само контроль | §18, |
26. | 4. | Важнейшие соединения галогенов Лабораторный опыт №5 «Растворение железа и цинка в соляной кислоте» Дем. №12 | комбинированный | словесно-наглядные, репродуктивные | групповые | хлороводород и соляная кислота; хлориды, их применение в народном хозяйстве | образцы природных хлоридов | само контроль | §19, 20, упр. 1-6 |
27. | 5. | Кислород Практическая работа №2 «Получение, собирание и распознавание кислорода» | комбинированный | словесно-наглядные, репродуктивные | групповые | дать общую характеристику халькогенов | руды и минералы: красны, бурый и магнитный железняки, колчедан, цинковая обманка, гипс | само контроль | §21, упр.1,2 |
28. | 6. | Сера, ее физические и Дем. №13 | комбинированный | словесно-наглядные, репродуктивные | групповые | охарактеризовать серу в форме атома, простого вещества; химические свойства серы рассмотреть в свете ОВР | сера, натрий, железо, цынк, алюминий, медная проволока, соляная кислота; пробирки, горелка, | само контроль | §22, упр.2,3,6 |
29. | 7. | Оксиды серы (IV) и (VI). Серная кислота и ее соли Дем. №14, 15 | комбинированный | словесно-наглядные, репродуктивные | групповые | на примере оксидов серы крнкретизировать общие свойства кислотных оксидов; закрепить знания об ОВР на примере оксида серы (IV); конкретизировать общие знания о свойствах кислот в свете ТЭД на примере разбавленной серной кислоты и знания об ОВР на примере концентрированной серной кислоты | Na2SO3, HCl, NaOH, цветки герани или бальзамина, лакмус, пробирки, кристаллизатор, раствор фуксина, резиновая трубка; H2SO4 (конц), Zn, Cu, CuO, CuSO4, NaOH, BaCl2, сахарная пудра; пробирки | само контроль | §23 оксиды серы (IV) и (VI) , упр.1,2,5 |
30. | 8. | Азот и его свойства Дем. №16 | комбинированный | словесно-наглядные, репродуктивные | групповые | конкретизировать знания о строении атома и ковалентной неполярной связи на примере строения атома и молекулы азота; рассмотреть физические свойства азота в свете ОВР | NH4Cl, NaNO3, спирт, ступка с пестиком, пробирки, фарфоровая чашечка | само контроль | §24, упр.1-4 |
31. | 9. | Аммиак и его свойства Дем. №17 | комбинированный | словесно-наглядные, репродуктивные | групповые | рассмотреть строение молекулы аммиака, повторить на ее примере ковалентную полярную связь; познакомить с физическими свойствами, собиранием, распознаванием и химическими свойствами аммиака | нашатырный спирт, аммиачная вода, NH4Cl и Ca(OH)2, фенолфталеин, соляная кислота; кристаллизатор, установка для демонстрации «фонтана» в колбе, пробирки | само контроль | §25, упр.1-5 |
32. | 10. | Соли аммония, их свойства Дем. №18 | комбинированный | словесно-наглядные, репродуктивные | групповые | закрепить представления о составе, получении и распознавании солей аммония; рассмотреть их физические и химические свойства; дать краткую характеристику представителям | конц. растворы HCl, HNO3; NH4Cl и Ca(OH)2, лакмусовая бумажка; растворы нитрата серебра, хлорида бария; пробирки | само контроль | §26, упр.1-5 |
33. | 11. | Азотная кислота и ее Дем. №19 | комбинированный | словесно-наглядные, репродуктивные | групповые | повторить на примере оксидов азота классификацию и свойства оксидов, а на примере свойств азотной кислоты – общие свойства кислот в свете ТЭД; дать понятие о способах получения азотной кислоты и областях ее применения | медь, азотная кислота (разб. и конц.), оксид меди; растворы гидроксида натрия, сульфата меди, лакмуса; пробирки, лучинка, стакан | само контроль | §27 (до солей азотной кислоты), упр.1-3 |
34. | 12. | Соли азотистой и азотной кислот. Азотные удобрения Дем. №20 | комбинированный | словесно-наглядные, репродуктивные | групповые | дать понятие о нитратах; рассмотреть их физические и химические свойства | Cu, H2SO4; NaNO3, Ca(NO3)2, NH4NO3; пробирки; коллекция азотных удобрений | само контроль | §27, упр.6,7 |
35. | 13. | Фосфор, его физические и химические свойства | комбинированный | словесно-наглядные, репродуктивные | групповые | повторить строение атома, аллотропию и сравнительную характеристику красного и белого фосфора; | Р (кр), лакмус, вода, растворы гидроксида натрия, фенолфталеина, карбоната натрия, нитрата серебра, азотной кислоты | само контроль | §28 (до кислотных соединений фосфора), упр.1-3 |
36. | 14. | Соединения фосфора Дем. №21 | комбинированный | словесно-наглядные, репродуктивные | групповые | рассмотреть кислородные соединения фосфора: оксид фосфора (V), фосфорную кислоту и ее соли; дать представление о фосфорных удобрениях | коллекция фосфорных удобрений, свеча, CS2, колба, пробирки | само контроль | §28, упр.4-7 |
37. | 15. | Обобщение знаний по теме «Азот, фосфор и их соединения» | комбинированный | словесно-наглядные, репродуктивные | групповые | контроль | записи | ||
38. | 16. | Углерод, его физические и химические свойства Дем. №22 | комбинированный | словесно-наглядные, репродуктивные | групповые | повторить строение атома и аллотропию на примере углерода; рассмотреть строение, сравнение свойств и применение алмаза и графита; познакомить с явлением адсорбции и его практическим значением | модели кристаллических решеток алмаза и графита, образцы изделий из графита и сажи, древесный уголь; одеколон; вата, речной песок, колба, пипетки | само контроль | §29, упр.1-6 |
39. | 17. | Оксиды углерода (II) и (IV) Практическая работа №3 «Получение собирание и распознавание углекислого газа» | комбинированный | словесно-наглядные, репродуктивные | групповые | рассмотреть строение, физические свойства, химические свойства, получение и применение угарного и углекислого газа | HCOOH, H2SO4 (конц), известковая вода, мрамор, соляная кислота, магний; стаканы, свечи, лучинка, пробирки | само контроль | §29 до угольной кислоты, упр.1-3 |
40. | 19. | Угольная кислота ее соли Дем. №23, 24 | комбинированный | словесно-наглядные, репродуктивные | групповые | повторить соли средние и кислые на примере карбонатов и гидрокарбонатов; познакомить с характерными свойствами солей угольной кислоты и их представителями; рассмотреть жесткость воды и способы ее устранения | мрамор, соляная кислота, известковая вода, лакмус; пробирки, раствор мыла | само контроль | §30, упр.6-8 |
41. | 20. | Кремний, его физические и химические свойства Дем. №25 | комбинированный | словесно-наглядные, репродуктивные | групповые | рассмотреть формы существования кремния как химического элемента: атомы, простые вещества и важнейшие соединения | образцы горных пород (гранита, базальта), горного хрусталя, кварца, аметиста; растворимое стекло, соляная кислота, пробирки | само контроль | §31 до применения кремния, упр.1-4 |
42. | 21. | Силикатная Дем. №26 | комбинированный | словесно-наглядные, репродуктивные | групповые | дать понятие о силикатной промышленности, о производстве керамика, стекла, цемента | образцы изделий из фарфора, керамики, фаянса, стекла | само контроль | §31, упр.5-6 |
43. | 22. | Практическая работа №4 Решение экспериментальных задач «Получение соединений неметаллов и изучение их свойств» | урок-практикум | словесно-наглядные, проблемные, практические | парами | ||||
44. | 23. | Решение расчетных задач Лабораторный опыт №6. «Распознавание хлорид-, сульфат-, карбонат-ионов и катионов аммония, натрия кальция, бария» | комбинированный | словесно-наглядные, репродуктивные | групповые | решать задачи и упражнения | само контроль | §17-31 повторить | |
45. | 24. | Решение расчетных задач | комбинированный | словесно-наглядные, репродуктивные | групповые | решать задачи и упражнения | само контроль | §17-31 повторить | |
46. | 25. | Обобщение по теме | урок обобщения и систематизации знаний | словесно-наглядные, частично-поисковые | групповые, индивидуальные | обобщение и систематизация знаний, подготовка к контрольной работе | само контроль | подготовка к контрольной работе, повторить § 17-31 | |
47. | 26. | Контрольная работа №2 по теме «Неметаллы» | урок проверки и оценки знаний | репродуктивные, частично-поисковые | индивидуальные | проверить и оценить усвоение знаний по теме «Неметаллы» | контроль | повторить § 17-31 | |
Демонстрация 11. Образцы галогенов – простых веществ; 12. Образцы природных хлоридов; 13. Получение пластической серы; 14. Свойства серной кислоты (разб.) как типичной кислоты; 15. Взаимоотношение серной кислоты (конц.) с медью; 16. Корни культур бобовых растений с клубеньками; 17. Получение, собирание и распознавание аммиака, его взаимодействие с хлороводородом; 18. Получение солей аммония; 19. Взаимодействие конц. азотной кислоты с медью; 20. Знакомство с коллекцией азотных удобрений; 21. Знакомство с образцами природных соединений фосфора и коллекцией фосфорных удобрений; 22. Адсорбционные свойства активированного угля; 23. Получение угольной кислоты; 24. Знакомство с коллекцией карбонатов; 25. Знакомство с коллекцией природных соединений кремния; 26. Знакомство с коллекцией изделий из стекла, фарфора, керамики, цемента; | Лабораторный опыт 4. Знакомство с образцами природных соединений неметаллов (хлоридами, сульфидами, сульфатами, нитратами, карбонатами, силикатами) 5. Растворение железа и цинка в соляной кислоте; 6. Распознавание хлорид-, сульфат-, карбонат-ионов и катионов аммония, натрия кальция, бария. | Практическая работа 2. Получение, собирание и распознавание кислорода; 3. Получение, собирание и распознавание углекислого газа; 4. Решение экспериментальных задач «Получение соединений неметаллов и изучение их свойств» | Контрольная работа 2. «Неметаллы» | ||||||
ТЕМА 3. Органические соединения, 10 часов | |||||||||
48. | 1. | Предмет органической химии. Строения атома | изучение нового материала | словесно-наглядные, репродуктивные, частично-поисковые | групповые | дать понятие о предмете органической химии; показать особенности органических веществ в сравнении с неорганическими; сформировать понятие о валентности в сравнении со степенью окисления | органические вещества для демонстрации; шаростержневые модели молекул органических веществ | контроль | §32, упр.1-3 |
49. | 2. | Предельные углеводороды. Строение молекулы метана. | комбинированный | словесно-наглядные, репродуктивные | групповые | познакомить с понятием «гомологический ряд», «гомологи», «общая формула» на примере алканов; развить понятие об изомерии для этого класса УВ | вазелин, парафин, парафиновая свеча | само контроль | §33, упр.1-3 |
50. | 3. | Непредельные углеводороды. Этилен и его гомологи | комбинированный | словесно-наглядные, репродуктивные | групповые | дать представление о реакциях дегидрирования как основном способе получения алкенов из алканов и реакциях гидрирования как противоположном процессе; познакомить с гомологическим рядом алкенов, их свойствами и применением | этиловый спирт, серная кислота, бромная вода, светлое растительное масло | само контроль | §34 |
51. | 4. | Ароматические углеводороды. Бензол | комбинированный | словесно-наглядные, репродуктивные | групповые | дать представление о бензоле как представителя ароматических углеводородов | §36 | ||
52. | 5. | Практическая работа №5 «Изготовление моделей углеводородов» | урок-практикум | словесно-наглядные, проблемные, практические | парами | знать масштабные и шаростержневые модели углеводородов | масштабные и шаростержневые модели | ||
53. | 6. | Понятие о предельных одноатомных спиртах. Глицерин Дем. №27 | урок изучения нового материала | словесно-наглядные, репродуктивные | групповые | на примере реакции гидратации алкенов познакомить с предельным одноатомными спиртами, их свойствами, получением и применением | этиловый спирт, глицерин, медная проволока, спиртовки | само контроль | §37, упр.2,3 |
54. | 7. | Альдегиды | урок изучения нового материала | словесно-наглядные, репродуктивные | групповые | познакомить с альдегидами, их представителями, свойствами и применением; | само контроль | §38 | |
55. | 8. | Одноосновные предельные карбоновые кислоты на примере уксусной кислоты. Сложные эфиры Дем. №28 | урок изучения нового материала | словесно-наглядные, репродуктивные | групповые | дать понятие о предельных одноосновных карбоновых кислотах | формалин, раствор глюкозы, аммиака, гидроксид натрия, нитрат серебра; растворы уксусной кислоты | само контроль | §39, упр.2,3 |
56. | 9. | Понятие об Дем. №30 | урок изучения нового материала | словесно-наглядные, репродуктивные | групповые | дать понятие об аминокислотах как амфотерных органических соединениях; познакомить с полипептидами - белками | яичный белок, растворы гидроксида натрия, сульфата меди; плакаты с изображением первичной, вторичной, третичной структуры белка | само контроль | §41, упр.2,3 |
57. | 10. | Понятие об углеводах | урок изучения нового материала | словесно-наглядные, репродуктивные | групповые | дать общее представление об углеводах и их классификации | глюкоза, крахмал, виноградный сок; вата, картофелина, мука, яблоко | само контроль | §42, упр.2,3 |
58. | 11. | Обобщение знаний по (20 мин) | урок проверки и оценки знаний | репродуктивные, частично-поисковые | индивидуальные | обобщение и систематизация знаний, проверить и оценить усвоение знаний по теме «Органическая химия» | контроль | ||
Демонстрация 27. Качественная реакция на многоатомные спирты; 28. Типичные кислотные свойства уксусной кислоты; 29. Образцы твердых и жидких кислот; 30. Цветные реакции белков; 31. Образцы природных и химических полимеров; | Лабораторный опыт | Практическая работа 5. Изготовление моделей углеводородов; | Контрольная работа 3. «Органическая химия» | ||||||
ТЕМА 6. Обобщение знаний по химии за курс основной школы, 8 часов | |||||||||
59. | 1. | Химия и здоровье. | урок ознакомления с новым материалом | словесно-наглядные, репродуктивные | групповые | знать состав аспирина, солода, парацетамола и фенацетина, их свойства и действие на организм, способы безопасного применения | демонстрация лекарственных препаратов | само контроль | конспект по теме |
60. | 2. | Лекарственные препараты и проблемы, связанные с их применением. Дем. №32 | урок применения знаний и умений | словесно-наглядные, репродуктивные | групповые | знать состав аспирина, солода, парацетамола и фенацетина, их свойства и действие на организм, способы безопасного применения | демонстрация лекарственных препаратов | само контроль | конспект по теме |
61. | 3. | Практическая работа №6 «Знакомство с образцами лекарственных препаратов» | урок-практикум | словесно-наглядные, проблемные, практические | парами | правила ТБ, свойства аспирина, парацетамола | лекарственные препараты | контроль | оформить отчет |
62. | 4. | Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни. | урок применения знаний и умений | словесно-наглядные, репродуктивные | групповые | знать правила ТБ при использовании токсичных, горючих и взрывоопасных веществ | само контроль | конспект по теме | |
63. | 5. | Химические вещества как строительные и поделочные материалы | |||||||
64. | 6. | Практическая работа №7 «Знакомство с образцами химических средств санитарии и гигиены» | урок-практикум | словесно-наглядные, проблемные, практические | парами | знать правила ТБ при использовании токсичных, горючих и взрывоопасных веществ | образцы бытовой химии | контроль | оформить отчет |
65. | 7. | Взаимосвязь строения и свойств веществ | комбинированный | словесно-наглядные, частично-поисковые | групповые | обобщить и систематизировать полученные знания | контроль | повторить записи | |
66. | 8. | Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия | комбинированный | словесно-наглядные, частично-поисковые | групповые | обобщить и систематизировать полученные знания | образцы бытовой химии | контроль | повторить записи |
67. | 9. | Обобщение знаний по химии за курс основной школы | комбинированный | словесно-наглядные, частично-поисковые | групповые | обобщить и систематизировать полученные знания | контроль | повторить записи | |
68. | 10. | Итоговая контрольная работа №4 по химии за курс основной школы | урок проверки и оценки знаний | репродуктивные, частично-поисковые | индивидуальные | обобщение и систематизация знаний, проверить и оценить усвоение знаний | контроль | ||
Демонстрация 32. Демонстрация лекарственных препаратов; | Лабораторный опыт - | Практическая работа 6. Знакомство с образцами лекарственных препаратов; 7. Знакомство с образцами химических средств санитарии и гигиены | Контрольная работа 4. Итоговая контрольная работа по химии за курс основной школы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Примерное календарно-тематическое планирование по химии в 8 классе
Примерная программа составлена на основе: Федерального компонента образовательного стандарта основного общего образования по химии; Примерной программы основного общего образования по химии, Про...
Примерное календарно-тематическое планирование по химии в 10 классе
Примерная программа составлена на основе: Федерального компонента образовательного стандарта основного общего образования по химии; Примерной программы основного общего образования по химии, Про...
Примерное календарно-тематическое планирование по химии в 11 классе
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по химии (базовый уровень) для X–XI классов общеобразователных учреждений и программы...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК «EnjoyEnglish – 5 класс» Авторы: М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанева, О. А. Денисенко
Календарно-тематическое поурочное планирование к учебнику М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубаневой, О. А. Денисенко "Английский с удовольствием" 5 класс с требованиями к уровню подготовки учащихся и язы...
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс (ФГОС)
УУД, планируемые результаты обучения...
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2015-2016 уч.г. (ФГОС)
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2014-2015 уч.г. (ФГОС)...
Календарно-тематический поурочное планирование География 5 -6 класс
Календарно-тематический поурочный план ирование География 5 -6 класс УМК "Сферы".Характеристика основных видов деятельности ученика Количество часов текущего контроля...