Статья "Педагогические приемы для формирования УУД"
статья по химии (8, 9, 10, 11 класс)
В данной статье вы найдете материал, который можно использовать не только на уроках химии, но и использовать на любом предмете. Я обобщила материал. Надеюсь Вы еще раз пробежитесь по материалу и вспомните старые приемы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
11pedagogicheskie_priyomy_dlya_formirovaniya_uud.docx | 36.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогические приёмы для формирования УУД
- Уважаемые коллеги! Улыбнитесь! Настройтесь на позитивное желание познать новое!
Девизом нашей совместной работы будут слова
Успех приходит к тому,
кто делает то, что любит.
Нет другого пути к успеху.
Малколм Форбс
Существует четыре УУД:
- Личностные
- Познавательные
- Регулятивные
- Коммуникативные
Если мы с вами все будем рассматривать, то времени нам не хватит и до следующего года.
Я попрошу ответить на вопрос:
…. – это самоуправление познавательной и учебной деятельностью, и именно они обеспечивают умение организовывать любую деятельность человека.
(регулятивные универсальные учебные действия )
Определение собственных целей:
- Я пришел(-ла) на педсовет, для того чтобы…
- Я пришел(-ла) на педсовет, потому, что…
- Мне интересна тема данного семинара, т.к. ….
- Я не уверена, что мне нужна данная тема, потому что….
Теперь объединитесь в пары и обсудите свои цели, потом в четверки – Этот прием называется «Зигзаг»
Цель образования- развитие личности обучающегося.
Развитие личности –это овладение способами
деятельности.
Овладение системой УУД с изучаемым материалом
Нарисуйте, пожалуйста, лестницу, и отметьте на какой ступени вы находитесь по отношению знаний и применении технологий РУУД
Педагогические приёмы для формирования УУД
Универсальные учебные действия | Педагогические приёмы | Результаты развития УУД |
Регулятивные | "Лист защиты". Обсуждаем домашнее задание. Резюме. Вход в урок. Идеальный опрос. Райтинг. Вопрос к тексту. Отсроченная реакция. Повторяем с контролем. Знакомьте с критериями. Организация работы в группах. Вход в урок. Показательный ответ. Светофор | Саморегуляция как способность к преодолению препятствий. |
Описание педагогических приёмов
Задание массивом
1. Любой из уровней домашнего задания учитель может задавать массивом.
Например, учитель дает десять задач (или, скажем, стихов), из которых ученик должен сам выбрать и решить (выучить) не менее заранее оговоренного минимального объема задания.
Пример.
К каждому уроку ребята выучивали новые слова из русско-немецкого разговорника. Количество не ограничивалось: десять слов — отлично, от пяти до десяти — хорошо. Важная деталь: на уроке нужно говорить не отдельные слова, а готовые разговорные фразы. Сначала по-русски, потом по-немецки. Выходили к столу по желанию.
2. Задается большой массив задач сразу— в рамках большой изучаемой или повторяемой темы. Например, из 60 задач ученик обязан решить минимум 15, остальные — по желанию. А стимулировать это желание релейными контрольными работами, составленными из задач этого массива. Чем больше нарешал — тем больше вероятность встретить знакомую задачу и сэкономить время и силы. Такой массив задается не к следующему уроку, а на более продолжительный отрезок времени.
Важный психологический эффект: самостоятельный выбор задания дает дополнительную возможность самореализации, ведь известно, как этого не хватает ученикам в условиях нашей школы, особенно в подростковом возрасте. А учебный предмет, в свою очередь, становится им интереснее. (здают зачет по темам –выбор оценки) зачет по задачам или зачет после изучения темы.)
Отсроченная реакция
Учитель после заданного вопроса не торопится опрашивать учеников. Выдерживается определённая пауза. Это позволяет “подтянуться” тем сообразительным ребятам, которые в силу своих личных качеств медленнее реагируют на изменившуюся учебную ситуацию. В младшей школе ученик часто торопится выразить собственное Я: тянет руку вверх, иногда даже не имея готового ответа на поставленный учителем вопрос. В то же время ученик-флегматик (внешне – тугодум), поразмышляв, может выдать нам блестящий ответ.
Лови ошибку!
1. Объясняя материал, учитель намеренно допускает ошибки.
Сначала ученики заранее предупреждаются об этом. Иногда, особенно в младших классах, им можно даже подсказывать "опасные места" интонацией или жестом. Важно научить детей быстро реагировать на ошибки.
2. Ученик получает текст со специально допущенными ошибками – пусть «поработает учителем». Тексты могут быть заранее приготовлены другими учениками, в том числе старшими.
3. При написании химических уравнений, химических формулах.
Светофор
Во многом проблемы повышения эффективности устного опроса решает прием, который назовем: «Светофор»
«Светофор» — это всего лишь длинная полоска картона, с одной стороны красная, с другой — зеленая.
ФОРМУЛА: при опросе ученики поднимают «светофор» красной или зеленой стороной к учителю, сигнализируя о своей готовности к ответу.
Способ применения светофора зависит от типа опроса.
Красный сигнал означает «Я не знаю!» Это — сигнал тревоги. Это ученик как бы сам себе ставит двойку — пусть она и не идет в журнал.
Зеленый сигнал — «Знаю!»
Выход за пределы:
В ходе конструирования урока учитель выходит за пределы учебника, предмета, гармонично вплетая в ткань урока последние события, примеры из окружающей действительности, сюжеты из популярных мультфильмов (например, при изучении темы «Здоровый образ жизни» обсуждается одна из серий мультфильма "Смешарики") или детских сериалов.
На каждом уроке всегда прослеживается взаимосвязь с жизнедеятельностью человека, его здоровья и применением
Идеальное задание : Учитель предлагает выполнить дома работу по выбору учащихся. Домашнее задание: написать доклад или составить презентацию; лабораторные работы по биологии: выполнить одну или исследовать несколько работ.
Театрализация. Разыгрывание сценок на учебную тему.
«Лист защиты» Перед каждым уроком, всегда в одном и том же месте, лежит “Лист защиты”, куда каждый ученик без объяснения причин может вписать свою фамилию и быть уверенным, что его сегодня не спросят. Зато учитель, подшивая эти листы, держит ситуацию под контролем.
Обсуждаем домашнее задание. Учитель вместе с учащимися обсуждает вопрос: каким должно быть домашнее задание, чтобы новый материал был качественно закреплён? При этом, естественно, изученный материал ещё раз просматривается. Приём при регулярном использовании значительно повышает сознательность выполнения домашнего задания. Приём особенно хорошо работает, когда способы и виды домашнего задания, которые обычно даёт преподаватель, достаточно разнообразны.
Резюме: Ученики письменно отвечают на вопросы, отражающие их отношение к уроку, учебному предмету, учителю
Вход в урок учитель начинает урок с "настройки". Например, знакомим с планом урока. Это лучше делать в полушуточной манере. Например: сначала мы вместе восхитимся глубокими знаниями - а для этого проведем маленький устный опрос. Потом попробуем ответить на вопрос: (тема урока в вопросной форме). Затем потренируем мозги - решение задач. И наконец, вытащим из тайников памяти самое ценное (тема повторения). Если есть техническая возможность, урок можно начинать с короткой музыкальной фразы. Она может быть мажорно-возбуждающей, как "Танец с саблями" Хачатуряна или "Болеро" Равеля. Или минорно-успокаивающей, как романс Свиридова... С традиционного разбора домашнего задания. С интеллектуальной разминки - два-три не слишком сложных вопроса на размышление. С традиционного устного или короткого письменного опроса. Простого опроса - ибо основная его цель настроить ребенка на работу, а не устроить ему стресс с головомойкой... Могут быть и другие варианты "входа" в урок. В 5-ом классе, ребятам нравиться уроки с загадок или вымышленных исследований или путешествий.
Идеальный опрос: ученики сами оценивают степень своей подготовки и сообщают об этом учителю.
Вопрос к тексту: при изучении научного текста перед учениками ставится задача — составить к нему список репродуктивных и расширяющих, развивающих вопросов. Затем они распределяются на группы: —вопросы, на которые можно ответить на уроке;
—вопросы, ответ на которые, возможно, пока не знает никто. Составление «Кластеров»
Дай себе помочь: учитель максимально использует ситуации, в которых ученики могут ему помочь. Он предлагает ученикам (в добровольном порядке!) разработать материал, который применим для дальнейшего использования на уроках (это могут быть задания для контрольной работы, кроссворд на повторение). Учащиеся составляют тестовые или просто вопросы, меняются тетрадями, отвечают на задания, обратно возвращают тетради и оценивают задания
Организация работы в группах, причем группы могут получать как одно и то же, так и разные, но работающие на общий результат задания.
«Да» и «Нет». Игра ставит учащихся в активную позицию. Эта игра "учит":
- связывать разрозненные факты в единую картину;
- систематизировать уже имеющуюся информацию;
- слушать и слышать учеников.
Суть игры: учитель загадывает число, предмет, литературного или исторического героя и др. Ученики должны узнать, что загадал учитель. Для этого они задают вопросы, на которые учитель отвечает только словами "да", "нет", "и да", "и нет".
Советуйтесь: учитель советуется с учащимися, обсуждая, например, проблемы
отношений. Он убеждает учеников, что их мнение значимо для него, но предупреждает: последнее слово остается за педагогом. Важно поблагодарить учеников за совместное обсуждение.
Мордашки : Ученики сигнализируют о своем эмоциональном состоянии с помощью карточек с рисунками, символизирующими хорошее, спокойное или плохое настроение.
Блицконтрольная: учитель в течение 7-10 мин проводит письменный опрос в быстром темпе для выявления степени усвоения учебных навыков, необходимых для дальнейшей успешной учебы. Работы сдаются учителю, либо проводится самопроверка (учитель диктует или показывает верные ответы). В этом случае важно задать нормы оценивания (например, если из семи заданий шесть-семь выполнены правильно, то ставится отметка 5, 5 заданий — 4 и т.д.). Химический диктант по знанию элементов, составлению формул
Знакомьте с критериями: учитель знакомит школьников с критериями, по которым выставляются отметки за разные виды работ. (зачеты по химии, контрольная работа, домашнее задание)
Райтинг (от англ. right — правильно): завершив работу, ученик сам ставит себе
отметку. Затем ее оценивает учитель. Записывается дробь. Например: 4/5, где 4 —отметка ученика, 5 — отметка преподавателя. Прием используют с целью согласования критериев отметки. Через некоторое время числитель и знаменатель все чаще совпадают. Еще одна цель использования данного приема заключается в формировании умения регулярно оценивать свой труд. Работа в группах.
Тайм-менеджмент – управление временем – технология организации времени и повышение эффективности его использования. Включает в себя инструменты и методики планирования времени. Общими в стратегиях тайм-менеджмента и регулятивных УУД являются список задач (“to-do list”), постановка приоритетов и целей.
Детей стоит учить управлять своим временем уже в школе. И первое, с чего стоит начать, это мотивация. Ребенок должен почувствовать, какую пользу ему принесет это занятие. (временные ограничения на уроке, сдача зачетов, работа в группе)
«Бортовой журнал»- основной прием стратегии эффективная лекция. Материал лекции делиться на смысловые единицы, передача каждой из них строиться в технологическом цикле «вызов-осмысление- рефлексия». Журнал- двухчастная таблица, в которой учащиеся записывают свои размышления до начала изучения темы и после знакомства с материалом. Организация деятельности по изучаемой теме – путем заполнения таблицы:
Что мне известно по заданной теме что нового известно из текста
Критерия сформированности у учащегося регуляции своей деятельности:
• выбирать средства для организации своего поведения;
• запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени;
• планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм;
• предвосхищать промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки;
• начинать и заканчивать действие в нужный момент;
• тормозить ненужные реакции.
-Условия, при которых оказывается помощь
- Содержание помощи.
1. Действие выполняется неуверенно - одобрение, поддержка
2. Возникают трудности, остановка - замечания «Попробуй еще раз», «Выполняй дальше»
3. Действие выполняется ошибочно, Вопрос: «Разве так?»
4. Действие выполняется ошибочно повторно, Вопрос: «Почему?» с просьбой объяснить причину действия
5. Неправильно выполняется все задание Показ, демонстрация правильного выполнения действия, инструкция в действенном плане.
Владение РУУД дает:
1. Ученик умеет составлять план действий.
2. Ученик может внести необходимые дополнения и коррективы в план, и способ действия в случае необходимости.
3. Ученик осознает то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, а также качество и уровень усвоения.
4. Ученик может поставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и освоено учащимся, и того, что еще неизвестно.
5. Ученик способен к волевому усилию.
6. Ученик владеет навыками результирующего, процессуального и прогностического самоконтроля.
7. У ученика сформирован внутренний план действий.
8. Ученик перед тем, как начать действовать определяет последовательность действий.
9. Ребенок может адекватно реагировать на трудности и не боится сделать ошибку. Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.
10.В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев, совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки.
11.Объяснять самому себе: «что во мне хорошо, а что плохо» (личные качества, черты характера), «что я хочу» (цели, мотивы), «что я могу» (результаты).
Учителю надо всегда помнить: одна похвала даёт две – три победы ещё, одна критика две – три проблемы с частицей «не» и порождает новые проблемы. Будем учиться замечать все малейшие достижения наших учеников …
А теперь вернитесь к своей лестнице успеха и отметьте сейчас свое место!
Вернемся к целям нашей совместной работы:
- Я пришел(-ла) на педсовет, для того чтобы…получить новые знания.
- Я пришел(-ла) на педсовет, потому, что…хочу научиться использовать различные технологии УУД на уроках
- Мне интересна тема данного семинара, т.к. ….это важно для процесса преподавания в свете ФГОС
- Я не уверена, что мне нужна данная тема, потому что….это не правильное начало предложения. Я уверена, что мне все знания необходимы для моего успешного «Я»!
Вернемся к девизу нашего совместного общения!
Удачи! Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности мыслительных процессов и некоторые приемы их формирования у детей школьного возраста с задержкой психического развития
В работе прослеживаются особенности мыслмтельных процессрв у детей с задержкой психического развития. Данная работа полезна педагогам общеобразовательных школ, работающих в коррекционных классах и кла...
Использование игровых приемов при формировании зрительного восприятия у детей с интеллектуальной недостаточностью и множественными нарушениями развития
Зрение – важнейшее из пяти чувств. Именно благодаря зрению, мы получаем большую часть информации об окружающем мире. Существует четкая взаимосвязь между зрением и способностью использовать окружающие ...
Обобщение опыта по теме самообразования " Алгоритм как один из приемов в формировании учебно-познавательной компетенции на уроках математики"
Здравствуйте! Меня зовут Кальянова Наталья Михайловна, я учитель математики в МКОУ СОШ №14 г. Тайшета.Хочу сегодня вам представить мою работу по теме: Алгоритм как один из приемов в формировании учебн...
Наиболее эффективные методы и приемы при формировании орфографической зоркости у обучающихся в условиях коррекционной школы VIII вида
Формирование орфографической зоркости – одна из главных задач уроков русского языка в начальной школе, так как с ней связано приобретение орфографического навыка.От того на сколько полно будут сформир...
Приемы, способствующие формированию орфографической зоркости
Данный материал содержит примеры некоторых приемов, способствующих формированию орфографической зоркости....
"Специальные практические приемы по формированию навыка чтения"
quot; Специальные практические приемы по формированию навыка чтения"Основные качества чтения. Сознательное, правильное, беглое, выразительное чтение....