Статья "Эффективность применения игровых приемов при формировании лексических навыков на уроках английского языка". Экспериментально-практическая работа.
статья по английскому языку по теме
Скачать:
Предварительный просмотр:
Эффективность применения игровых приемов при формировании лексических навыков на уроках английского языка. Экспериментально-практическая работа.
М.Н.Фалькова, преподаватель иностранного языка,
БУ «Нижневартовский политехнический колледж»
Как сделать каждый урок интересным, увлекательным и добиться того, чтобы он развивал познавательный интерес, творческую мыслительную активность учащихся?
Среди разнообразных приемов организации занятий наибольший интерес у учащихся вызывают игры, игровые ситуации. Игра является действительным инструментом преподавания, который активизирует мыслительную деятельность обучаемых, позволяет сделать учебный процесс привлекательным и интересным. Причина столь повышенного в настоящее время интереса к различного рода играм – это, в первую очередь, отход от традиционных форм и методов обучения.
Следует также отметить, что при сохранении достаточно высокой мотивации возникает снижение познавательного интереса к изучению иностранного языка. Данное явление происходит в связи с тем, что обучающиеся сталкиваются с некоторыми трудностями, которые кажутся им непреодолимыми. Игровая же деятельность, являясь одним из методов, стимулирующих учебно-познавательную деятельность, позволяет использовать все уровни усвоения знаний. Следовательно, не случаен интерес к использованию на уроках иностранного языка игрового метода.
Проанализировав различные игры и игровые приемы, используемые на уроках английского языка, попробуем экспериментально выявить обоснованность применения дидактических игр и их эффективность на уроках английского языка.
Цель экспериментально-практической работы – подтвердить эффективность применения дидактических игр при формировании лексических навыков у студентов 1 го курса Нижневартовского политехнического колледжа.
Экспериментально-практическая работа проводилась в три этапа:
- констатирующего (целью констатирующего этап было выявление уровня сформированности лексических навыков (ЛН) у учащихся 1го курса колледжа);
- формирующего этапа (целью формирующего этапа было формирование лексических навыков на основе применения разнообразных дидактических лексических игр на всех этапах формирования лексических навыков на уроках английского языка у учащихся 1го курса по теме “Holidays in Great Britain, the USA and Russia”);
- контролирующего этапа (целью контролирующего этапа было подтверждение эффективности использования игровых приемов при формировании лексических навыков студентов.
Для достижения цели исследования были проведены диагностические методики, основанные на предложенных автором Р.С. Немовым: методика на выяснение пассивного словарного запаса, и методика на определение активного словарного запаса, составленных с учетом психологических особенностей обучающихся данного возраста. Первая методика направлена на узнавание лексических единиц. Студентам был предложен ряд из 10 слов по теме “Free Time” и ряд из 10 картинок, и они должны были соотнести слово с картинкой.
В соответствии с количеством лексических единиц и с программными требованиями к их усвоению, были разработаны следующие критерии оценки:
9-10 высокий уровень сформированности лексических навыков;
5-8 средний уровень сформированности лексических навыков
0-4 низкий уровень сформированности лексических навыков
Вторая методика была направлена на применение в речи изученного лексического материала по теме “Free Time”. Студентам предлагалась картинка по теме (по данной теме изучили 30 лексических единиц), которые они должны были употребить в своей речи, описывая картинку. Были также определены критерии оценки:
8-10 высокий уровень сформированности лексических навыков
4-7 средний уровень сформированности лексических навыков
0-3 низкий уровень сформированности лексических навыков
В эксперименте участвовали 15 человек одной из групп колледжа. При обработке результатов методики на узнавание лексических единиц выяснилось, что 4 человека имеют высокий уровень сформированности лексических единиц, 8 человек средний уровень сформированности лексических единиц, 3 человека низкий уровень сформированности лексических единиц.
По результатам методики направленной на применение лексических единиц выяснилось, что 3 человека имеют высокий уровень сформированности лексических навыков, 7 человек средний уровень сформированности лексических навыков, и 5 человек низкий уровень сформированности лексических навыков.
Диаграмма №1 Количественное соотношение уровней сформированности лексических навыков на констатирующем этапе исследования.
А – высокий уровень сформированности лексических навыков
В – средний уровень сформированности лексических навыков
С – низкий уровень сформированности лексических навыков
Во время проведения формирующего этапа, студентам предлагались различные игры и игровые ситуации, по изучаемой теме “Holidays in Great Britain, the USA and Russia”, в которых они участвовали в разных режимах работы: индивидуальном, групповом, командном. Например, нужно было украсить новогоднюю ёлку с помощью слов по изучаемой теме (слова из активного словаря, в которых пропущены одна или несколько букв были написаны на отдельных карточках, в виде ёлочных украшений), задача студентов в командах - заполнить пропуски, произнести и перевести слово. Студенты выполняли задание «по цепочке». Данное игровое упражнение очень простое по замыслу и условиям проведения, проводилось на начальном этапе урока в течение нескольких минут. Это упражнение активизировало обучающихся, помогло настроиться на работу с лексикой иностранного языка. Обучающиеся повторили написание, произношение и перевод активных слов.
На основном этапе урока разыгрывалась речевая ситуация. Ситуация состояла из двух этапов. Первый этап: учитель раздает каждой паре студентов карточки с активной лексикой, задача обучающихся - с помощью вопросов выяснить, у кого из группы есть необходимые карточки, и обменять их. С помощью данной игры была создана ситуация реалистичного общения между обучающимися, которая включала вопросы и ответные реплики. В общении между участниками игры была определенная доля спонтанности, однако высказывания были «привязаны» к изучаемой лексике. Данная игровая ситуация - отличная тренировка употребления в речи изучаемой лексики иностранного языка. Многим учащимся удалось творчески раскрыться. Второй этап включал розыгрыш диалога по ролям. В данном случае студенты тренировались употреблять лексику в ситуации диалогового общения. Используемые игровые приемы без сомнения оказали положительное влияние на формирование лексических навыков, что доказывает результаты диагностики контролирующего этапа.
На контролирующем этапе проводилось повторное диагностирование студентов с целью выявления эффективности использования игровых приемов на повышение уровня сформированности лексических навыков. Использовались прежние методики, но лексический материал был по теме “Holidays in Great Britain, the USA and Russia”.
При обработки результатов методики на узнавание лексических единиц выяснилось, что 6 человек имеют высокий уровень сформированности лексических навыков, 8 человек уровень сформированности лексических навыков, 1 человек низкий уровень сформированности лексических навыков.
По результатам, методики направленной на применение лексических единиц оказалось, что 5 человек имеют высокий уровень сформированности лексических навыков, 9 человек средний уровень сформированности лексических навыков, и лишь 1 человек низкий уровень сформированности лексических навыков.
Диаграмма №2 количественное соотношение уровней сформированности лексических навыков на контролирующем этапе исследования.
Как видно из нашего исследования очень часто игровые приемы обучения очень просты по своей организации и не требуют специального оборудования. Однако, можно утверждать, что игровые формы эффективно влияют на формирование лексических навыков студентов, привносят в урок значительные преимущества, помогая учителю достигать целей и решать поставленные задачи.
Список литературы
- Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. Пособие для учителя. – М.: АРКТИ, 2000.- 165 с.
- Егорова Л.М. Нетрадиционные формы урока – один из способов повышения интереса к предмету, //Иностранные языки в школе (ИЯШ).- 1991,№3 с.46-48
- Конышева А.В. Игра в обучении иностранному языку теория и практика, - Мн.:ТетраСистемс, 2008. – 288с.
- Немов Р.С. Психология. Психодиагностика, книга 3 - М.: Владос, 2001.- 640с.
- Пучкова Ю.А. игры на уроках английского языка М.: ACT Астрель, 2005. - 80 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровые и здоровье-сберегающие игры как средство совершенствования лексических навыков на уроках Английского языка в старших классах
В данной статье описываются основные принципы методиеских подходов к обучению лексике в старших классах....
Формирование лексических навыков на уроках английского языка у учащихся 1-го года обучения
Статья содержит методические рекомендации по работе над формированием лексических навыков на уроках английского языка в начальной школе ( первый год обучения ).Материал может помочь молодым педагогам ...
Использование ИКТ для формирования лексических навыков на уроках английского языка
Презентация к выступлению по теме "ИКТ на уроках английского языка"...
Формирование лексического навыка на уроках английского языка с помощью игровых методов
В настоящее время знание английского языка стало необходимостью для всех образованных людей. Английский стал языком международного общения, языком компьютерных технологий, торговли и спорта.Научить ре...
Формирование лексических навыков на уроке английского языка
Обучение иностранным языкам является сложным многокомпонентным процессом, который включает в себя овладение целым рядом навыков и умений. В данной статье рассматривается понятие лексический навык, а т...