Технологическая карта урока по теме:«Углеводороды» .
план-конспект урока по химии (10 класс)
- обобщить и систематизировать знания учащихся об особенностях строения, химических свойствах, способах получения углеводородов, расширить знания учащихся о применении углеводородов и их производных в жизни человека, сформировать целостную картину о генетической взаимосвязи углеводородов;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_uglevodorody.urok_obobshchenie.doc | 92.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Учитель Цхурбаева Фатима Александровна МБОУ СОШ № 42 им. Х.Мамсурова
г.Владикавказ РСО - Алания.
Предмет: химия
Класс: 10
УМК: «Габриелян О.С. Химия».
Тема: «Углеводороды» (слайд1)
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Цель:
1.Повторить, обобщить и закрепить знания и умения учащихся,
полученные при изучении всей темы «Углеводороды». Знать классификацию углеводородов.
Уметь сравнивать состав, строение, свойства всех изученных классов углеводородов, установить причинно-следственные связи.
2.Уметь разъяснять причины многообразия органических веществ.
3.Уметь приводить примеры и составлять уравнения химических реакций, раскрывающие генетические связи между углеводородами различных гомологических рядов. (слайд 2)
Задачи:
- образовательные: обобщить и систематизировать знания учащихся об особенностях строения, химических свойствах, способах получения углеводородов, расширить знания учащихся о применении углеводородов и их производных в жизни человека, сформировать целостную картину о генетической взаимосвязи углеводородов;
- развивающие: создать условия для дальнейшего формирования навыков и умений самостоятельной работы учащихся, развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное, применять знания на практике в процессе решения задач проблемного содержания; развивать коммуникативные умения в ходе коллективной работы, формировать творческое отношение к учебной деятельности;
- воспитательные: воспитывать чувства товарищества, умение работать в коллективе, формировать межличностные отношения через работу в группах, способствовать формированию положительного отношения к знаниям, воспитание мотивов учения, интереса и любознательности. (слайд 3)
УУД - личностные УУД (применяют правила делового сотрудничества, оценивают собственную учебную деятельность)
- регулятивные (прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала)
- коммуникативные (планируют цели и способы взаимодействия, обмениваются мнениями, слушают друг друга,
согласовывают действия с товарищами.
- познавательные (общеучебные - осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий)
- логические – определение объектов анализа, использование понятий, дополняют и расширяют имеющиеся знания об
УВ.
Планируемые результаты.
- Предметные: владеть предметными понятиями;
знать важнейшие химические понятия: пространственное строение молекул, гомология, структурная изомерия,
классификацию УВ, основные типы химических реакций, способы получения УВ, применение, делать выводы,
отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения;
уметь применять полученные знания, умения и навыки об УВ при решении заданий, упражнений, вступать в
речевое общение, работать с книгой.
- Личностные: владеть навыками коллективной деятельности в процессе совместной работы в команде, сотрудничество с
товарищами в процессе совместной деятельности, умение обсуждать, анализировать, осуществлять поиск
нужной информации, выделять главное.
- Метапредметные: умение самостоятельно определять цели, составлять план действий, корректировать урочную деятельность,
уметь общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, владеть навыками познавательной,
учебно-исследовательской и проектной деятельности, готовность к самостоятельному поиску.
- Основные понятия: изомеры, изомерия, структурная и пространственная, гомология, номенклатура, алканы, алкены, алкины,
арены, свойства УВ, получение и применение УВ.
- Межпредметные связи: химия-биология, химия-география, химия-экология
- Ресурсы:
основные – учебник под редакцией О.С. Габриелян «Химия 10»
дополнительные - мультимедиа, ПК, , инструкционная карточка.
- Формы организации учебной деятельности: И – индивидуальная, Ф – фронтальная, Г – групповая.
- Технология: самостоятельная работа с элементами проектной деятельности
Дидактическая структура урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты | |
Предметные | УУД | ||||
Организационный момент. Время – 1минуты. | Приветствует учащихся, создаёт благоприятную обстановку на уроке. Обращает внимание учащихся на готовность к уроку, озвучивает тему урока. (1 мин.) | Настраиваются на урок. Готовятся к уроку, осуществляют предметно-практическую деятельность.
Записывают тему урока в тетрадь, самостоятельно формулируют цель урока. | Подготовка учащихся к уроку. | Чётко понимают задачи на урок для достижения цели урока. | Личностные: понимают значение знаний для человека. Регулятивные: принимают учебную задачу. |
Актуализация знаний. Время – 5 минут | Активизирует мыслительную деятельность при помощи вопросов, способствующих выявлению главной проблемы урока. (2 мин.) Делит учащихся на 4 группы по числу основных классов УВ: алканы, алкены, алкины и арены. Разъясняет методику проведения работы. (2 мин.) Организует обсуждение проектной деятельности учащихся в группах. Мотивирует учащихся на дальнейшую работу. (1 мин.) | Опираясь на ранее полученную информацию об углеводородах, дают ответы на вопросы и делают записи в тетради. Образуют тематические группы. | Вспомним. 1. Какие классы УВ вы знаете?(слайд 4,5) 2. В чём причины многообразия углеводородов? (слайд 6) 4. Как изменится строение веществ в следующем превращении: этан – этен – этин – бензол? (слайд7) | Осознают связь данного этапа урока с последующей работой. Научатся определять основные понятия, объяснять причину многообразия УВ, устанавливать причинно-следственную связь и зависимость между составом, строением и свойствами веществ. | Личностные: выражают положительное отношение к процессу познания, проявляют внимание. |
Обобщение и систематизация знаний. Время – 30 минут | Организует выступления учащихся по теме «Значение УВ и их производных в жизни человека». (3 мин.) Разъясняет задания группам, записанные в инструкционной карточке для каждой группы и порядок заполнения результатов в обобщающей таблице. (2 мин.) Наблюдает за ходом работы учащихся в группах. (20 мин.) Предлагает выполнить тестовую работу»Проверь себя»(5 мин) | Публично выступают, раскрывая тему своих сообщений. Просматривают презентацию «Значение УВ и их производных в жизни человека». Делают записи в тетрадях. Осуществляют проектную деятельность, готовят презентации по каждому классу УВ. Каждая группа защищает свой проект. При этом, учащиеся других групп слушают выступления и заполняют сводную таблицу. Решают самостоятельную работу, с последующей проверкой верных ответов. | Презентация (Слайд 8,9) Презентация ( слайды 10-18) (слайд19-22) | Получат возможность научиться:анализировать, сопоставлять, выделять главное, высказывать своё мнение. Систематизируют полученные знания по классам УВ. | Познавательные: общеучебные – ориентируются в учебнике; осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий; логические – сравнивают, сопоставляют, проводят аналогии, дополняют и расширяют имеющие знания. Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, дополняют. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала. Личностные: сохраняют мотивацию к учебной деятельности. Проявляют интерес к учебному материалу. |
Рефлексия Время – 3 минут | Подводит итоги проведённого урока, оценивает выступления учащихся, организует проверку выполненных заданий, выявляет сложности, с которыми столкнулись учащиеся при выполнении самостоятельной работы, организует деятельность учащихся по самооценке своей работы и оценке работы в группе. (3мин.) | Определяют своё эмоциональное состояние на уроке. Оценивают свою деятельность на уроке. | Обобщающая беседа. Предлагает закончить фразы: «Мне было интересно…», «После этого урока я …», «Я не задумывался раньше о том…», Я понял, что …», «Я узнал, что …». (Слайд 23) | Приходят к пониманию о том, достигнуты ли цели урока, какую практическую пользу он принёс; осознают, что не удалось и почему, какие моменты следует учесть в дальнейшей работе. | Личностные: оценивают собственную учебную деятельность. Регулятивные: осуществляют контроль своей деятельности. |
Домашнее задание Время – 1 минуты. | Объясняет особенности домашнего задания. (1 мин.) | Учащиеся записывают домашнее задание. | Подготовиться к контрольной работе по теме «Углеводороды» (Слайд 24) | Мотивированы на успешную дальнейшую работу. | |
Приложение
На уроке обобщения происходит коллективное обсуждение вопросов. В обобщающей таблице есть много мест, по которым учащиеся в классе проводят определённую работу. Применение табличной формы позволяет проводить сравнения, сопоставления, аналогии.
Обобщение материала, а, следовательно, заполнение таблицы проходит в следующей последовательности: общие формулы гомологических рядов, химическое строение УВ, электронное строение (образование сигма и пи – связей), химические свойства групп УВ. Каждая группа готовит презентацию своего класса УВ, а за тем презентует свою работу перед классом. Таким образом, заполняется сводная таблица по УВ. Шестую колонку учащиеся заполняют дома по аналогии с тем, что делали в классе.
Таблица. Обобщение сведений о группах углеводородов
Углеводороды Признаки сравнения | Предельные (алканы) | Этиленовые (алкены) | Ацетиленовые (алкины) | Ароматические (арены) | Циклоалканы |
Общая формула ряда | CnH2n+2 | CnH2n | CnH2n-2 | CnH2n - 6 | |
Первый гомолог, его структурная формула | CH4 | C2H4 -C=C- | C2H2 -С≡С- | ||
Валентность атома углерода | IV | IV | IV | IV | |
Тип гибридизации | SP3 | SP2 | SP | SP2 | |
Вид ковалентной связи | C-C C-H | C-C C-H 1пи-C- C | C-C C-H 2 пи-C= C | C-C C-H 6-пи – электронное облако | |
Угол между связями | 109 28 | 120 | 180 | 120 | |
Длина связи | 0,154 | 0,134 | 0, 120 | 0,140 | |
Виды изомерии | Структурная 1.По строению углеродного скелета | Структурная: 1.По строению углеродного скелета. 2.По положению двойной связи. 3. Межклассовая (с циклоалканами) Пространственная: цис-транс изомерия | Структурная: 1.По строению углеродного скелета. 2.По положению тройной связи. 3. Межклассовая (с алкадиенами) | Положение заместителей | |
Растворимость в воде | Нет | Нет | Нет | Нет | |
Отношение к раствору KMnO4 | Устойчивы | Обесцвечивание (окисление) (уравнение реакции) | Обесцвечивание (уравнение реакции) | Окисление боковых цепей(уравнение реакции) | |
Отношение к бромной воде | Не реагируют | Обесцвечивание (уравнение реакции) | Обесцвечивание (уравнение реакции) | Экстрагирование брома из водного раствора | |
Горение на воздухе (полное сгорание) | Горят (уравнение реакции) | Горят (уравнение реакции) | Горят (уравнение реакции) | Горят (уравнение реакции) | |
Отношение к нагреванию (разложение) | Разлагаются (уравнение реакции) | Разлагаются (уравнение реакции) | Разлагаются (уравнение реакции) | Разлагаются (уравнение реакции) | |
Реакция гидрирования | Нет | Да (уравнение реакции) | Да (уравнение реакции) | Да (уравнение реакции) | |
Каталитическое дегидрирование | Да (уравнение реакции) | Да (уравнение реакции) | Нехарактерно | В боковой цепи | |
Реакция галогенирования | Нет | Да (уравнение реакции) | Да (уравнение реакции) | Да (уравнение реакции) | |
Реакция замещения водорода галогеном | Да (уравнение реакции) | Нехарактерно | Нехарактерно | Да (уравнение реакции) | |
Реакция нитрования | Да (уравнение реакции) | Нехарактерно | Нехарактерно | Да (уравнение реакции) | |
Реакция полимеризации | Нет | Да (уравнение реакции) | Да (уравнение реакции) | Нет | |
Реакция поликонденсации | Нет | Нет | Нет | Нет | |
Нахождение в природе | Да | Нет | Нет | Да |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку по теме "Углеводороды"
Презентация к урокуТренинг по решению задач разной степени сложности по теме «Углеводороды»...
Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"
В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....
Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"
Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...
Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»
Цели урока: сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...
Технологическая карта урока по географии "Карта и её математическая основа. Практическая работа №1. Определение на основе иллюстраций учебни-ка и карт атласа территорий России с наибольшими искажениями на различных картографических проекциях"
Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности...
Технологическая карта урока Урок № 32. «Культурная карта Российской Федерации» (практическое занятие)
Класс 5 Тема урока «Культурная карта Российской Федерации» Тип урока практическое занятие, урок-путешествие Средства обучения (УМК) Цель: Создать условия для формирования представлений о на...
«Технологическая карта урока – выбор оптимального варианта «Иду на урок»: проектирование и моделирование урока с позиции требований системно-деятельностного подхода. Основные принципы работы над созданием карты: интерактивность, структурированность, алгор
В презентации рассказано как поэтапно создавать различные виды технологических карт к урокам по ФГОС....