Технологическая карта урока по теме: «Химические уравнения».
план-конспект урока по химии (8 класс)

Цхурбаева Фатима Александровна

в познавательной сфере: давать определения понятий химические уравнения, химическая реакция, коэффициенты; научиться составлять уравнения химических реакций, используя закон сохранения массы веществ; в  трудовой сфере: планировать и  проводить химический эксперимент;

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта

Учитель  Цхурбаева Фатима Александровна МБОУ СОШ № 42  им. Х.Мамсурова

г.Владикавказ РСО - Алания.

Предмет: химия

Класс: 8

УМК:  «Габриелян О.С. Химия».

Тема: «Химические уравнения»

Тип урока: урок открытия новых знаний

Задачи:

Личностные: осознание смысла учения и понимание личной ответственности за будущий результат.

Метапредметные: - регулятивные: устанавливать целевые приоритеты; планировать пути достижения целей; самостоятельно оценивать правильность выполнения действия по ходу его реализации;

- познавательные: давать определение понятиям, строить классификацию на основе дихотомического деления, осуществлять сравнение, устанавливать причинно-следственные связи;

- коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве, работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать

Предметные: в познавательной сфере: давать определения понятий химические уравнения, химическая реакция, коэффициенты; научиться составлять уравнения химических реакций, используя закон сохранения массы веществ; в  трудовой сфере: планировать и  проводить химический эксперимент;

Оборудование и реактивы:  Габриелян О.С. Химия. 8 класс: учебник для общеобразовательных организаций. « Просвещение» Москва – 2019, проектор, интерактивная доска, весы, гири, растворы СuCl2 и NaOH.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формирование УУД

1. Мотивационно-ориентированный

(2 — 4 мин)

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания обучающихся.

Включаются в деловой ритм урока.

Личностные: самоопределение, смыслообразование.

2. Этап актуализации знаний и фиксирование затруднений в проблемном учебном действии

(5 — 7 мин)

Что называется физическим явлением? Чем химические реакции отличаются от физических явлений?

Назовите признаки химических реакции? 

Что является необходимым условием возникновения химической реакции?

Из приведённого перечня явлений назовите те, которые относятся к химическим:

1) при замерзании  вода превращается в лёд,

2) при пропускании углекислого газа через известковую воду образуется осадок,

3) при поджигании свечи парафин плавится,

4) под действием электрического тока вода превращается в газы: водород и кислород,

5) серебряные предметы со временем темнеют,

6) при включении в сеть электролампа излучает свет и тепло,

7) при сильном измельчении стекло превращается в порошок,

8) если к пищевой соде добавить уксусную кислоту, выделяется газ,

9) при кипении вода превращается в пар

Отвечают на вопросы.

Предположительные ответы обучающихся:

При химических реакциях образовываются новые вещества, с новым составом и свойствами.

Образование (растворение) осадка, изменение цвета, выделение газа, выделение света и теплоты, появление запаха.

Соприкосновение веществ

Физическое явление

Химическая реакция

Физическое явление

Химическая реакция

Химическая реакция

Физическое явление

Физическое явление

Химическая реакция

Физическое явление

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником (диалог).

Познавательные: логические - анализ объектов с целью выделения признаков.

Личностные: самоопределение.

3.Целеполагание и построение плана реализации поставленной цели

(4 — 5 мин)

Давайте посмотрим опыт: горение магния в кислороде (видеофрагмент).

Является ли это химической реакцией? Каковы признаки этой реакции?

Какие вещества вступают в химическую реакцию?

Какие вещества получаются в результате реакции?

А как записать химическую реакцию?

Давайте попробуем заменить слова химическими знаками и запишем это же предложение с помощью химических формул.

Как вы думаете, имеем ли мы право поставить между левой и правой частями знак равно? Почему нет? Сравните левую и правую части схемы. В чем сходство? В чем разница?

Постановка проблемного вопроса: Изменится ли масса реагирующих веществ по сравнению с массой продуктов реакции?

Смотрят видеофрагмент опыта.

Отвечают на вопросы.

Предположительные ответы:

Это химическая реакция. Признаки: выделение теплоты и света, образование нового вещества.

Магний и кислород.

Оксид магния

Записывают в тетради химическую реакцию.

магний +  кислород → оксид магния

Mg + O2  → MgO

Отвечают на вопросы.

Предположительные ответы учащихся: Нет. В левой и правой части схемы разное количество  и кислорода.

Регулятивные: целеполагание,  планирование, прогнозирование.

Коммуникативные: постановка вопросов, инициативное сотрудничество.

Личностные: смыслообразование.

Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические - формулирование проблемы.

4. Этап реализации плана по достижению цели и его презентация

(5 — 8 мин)

Опыт: Взвесить на весах стаканчики с раствором CuCl2 и раствором NaOH. Слить растворы в один стакан, другой поставить рядом и опять взвесить. Вес не изменился, хотя реакция прошла, так как образовался осадок голубого цвета.

Формулировка закона сохранения массы веществ, открытого М.В. Ломоносовым в 1748 году и подтвержденного А.Л. Лавуазье:

Масса веществ, вступивших в реакцию, равна массе веществ, образовавшихся в результате ее

(ЭОР).

Опять возвращаемся к схеме химической реакции.

Определение проблемного вопроса: Как уравнять левую и правую части схемы?

Алгоритм  расстановки коэффициентов

  1. Подсчитать количество атомов каждого элемента в правой и левой части схемы химической реакции.
  2. Определить, у какого элемента количество атомов меняется, найти НОК.
  3. Разделить НОК на индексы – получить коэффициенты. Поставить их перед формулами.
  4. Пересчитать количество атомов, при необходимости действие повторить.
  5. Последним проверить количество атомов кислорода.

2Mg + O2 = 2MgO

Давайте еще раз посмотрим на выражение, которое мы получили: 2Mg + O2 = 2MgO

 Как вы думаете, на что похоже это выражение?

Химическое уравнение – это условная запись химической реакции с помощью химических формул и математических знаков.

Так какова же тема нашего урока?

Мы привыкли считать, что уравнение - это математический пример, где есть неизвестное, и это неизвестное нужно вычислить. А вот в химических уравнениях обычно ничего неизвестного не бывает: в них просто записывается все формулами: какие вещества вступают в реакцию (это исходные вещества или реагенты) и какие получаются в ходе этой реакции (продукты реакции). ЭОР

Наблюдают за демонстрационным опытом учителя. Отвечают на вопрос. (Масса не изменится.)

Работают в тетрадях.

Отвечают на вопрос: (На уравнение).

Формулируют тему и задачи к  уроку.

(Тема нашего урока: «Химические уравнения».

Задача урока: научиться составлять уравнения химических реакций по схемам).

Познавательные: решение проблемы, построение логической цепи рассуждений; доказательство.

Личностные: смыслообразование.

Коммуникативные: планирование и разрешение клнфликтов

5. Этап первичного закрепления новых знаний

(4 — 5 мин)

Задание 1. Расставьте коэффициенты в схемах химических реакций:

P + O2 → P2 O5                 

Fe2O3 + Al → Al2O3 + Fe    

HgO → Hg + O2    

Задание 2.  Учебник, стр. 52, № 2. . Каким будет этот процесс по тепловому эффекту?  

                             

Задание 3. Согласны ли вы, что:

В реакции  Ca + Cl2→ CaCl2  коэффициенты не нужны.

В реакции  Zn + HCl → ZnCl2 + H2  коэффициент у цинка 2.

В реакции  Ca + O2 → CaO  коэффициент у оксида кальция 2.

В реакцииCH4→C+H2  коэффициенты  нужны.            

Расставляют коэффициенты в уравнениях химических реакциях.

4P + 5O2 → 2P2 O5                 

Fe2O3 + 2Al = Al2O3 + 2Fe

2HgO → 2Hg + O2    

Записывают уравнения и определяют тип реакции по тепловому эффекту

4P + 5O2 → 2P2 O5                 

да

нет

да

да

Познавательные: Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия.

Анализ и синтез объектов.

Регулятивные: Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи,  контроль полученного результата, коррекция полученного результата, саморегуляция.

Коммуникативные: Поддержание здорового духа соперничества для поддержания мотивации учебной деятельности

Личностные: смыслообразование.

6. Этап самостоятельной работы по образцу

(3 — 5 мин)

№ 4 (а. б, в) стр.53

Составьте уравнения по следующим схемам:

Fe2O3 + H2 → Fe + H2 О

Al + Cl2→ Al Cl3

Na + N2→ Na3 N

Составляют уравнения

Fe2O3 +3 H2 → 2Fe +3 H2 О

2Al + 3Cl2→ 2Al Cl3

6Na + N2→2 Na3 N

Регулятивные: самоконтроль, самооценка, коррекция.

Познавательные: умение структуризировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, рефлексия способов и условий действия.

7. Этап включения полученных знаний в систему уже имеющихся

(5 — 7 мин)

Что изучили сегодня на уроке?

Оценить отдельных обучающихся.

Обобщающее слово учителя.

Отвечают на вопросы: (Узнали закон сохранения массы веществ, научились составлять уравнения химических реакций по схемам.)

Познавательные: умение структуризировать знания, рефлексия способов и условий действия.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Личностные: самоопределение.

8. Этап рефлексии учебной деятельности и постановка домашнего задания

(2 — 5 мин)

Домашнее задание: § 10, № 5 (а – г)

В конце урока учитель предлагает каждому обучающемуся закончить фразы: «У меня лучше  всего получилось... Дома я поработаю над...Сегодня на уроке меня удивило…»

Записывают домашнее задание.

У меня лучше всего получилось составлять химические уравнения реакций. Мне дома предстоит поработать над применением закона сохранения массы веществ при расстановке коэффициентов. Сегодня на уроке меня удивил сам опыт: сливали растворы, взвешивали их и после реакции получалась та же масса.

Регулятивные: оценка-осознание уровня и качества усвоения; контроль, самооценка, самоанализ.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Личностные: самоопределение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта урока по теме"Химические свойства кислот" 8 класс

Методическая разработка урока химии в  8 классе по теме «Кислоты в свете теории электролитической диссоциации»Тип урока: урок изучения нового материала и систематизации полученных знаний....

Технологическая карта урока по теме «Решение уравнений» в 5 классе

Данная технологическая карта разработана для учащихся 5 класса с применением ЭОР и УУД....

Технологическая карта урока по теме: «Химические свойства кислот в свете ТЭД", Вишнякова А.Е.

Урок в формате ФГОС. Дети сами выходят на тему, добывают себе недостающие знания экспериментально, учаться применять их. Урок сопровождается презентацией; печатается раздаточный материал для учащихся ...

Технологическая карта урока по теме: «Уравнения химических реакций».

Дети самостоятельно добывают недостающие знания. Урок сопровождается демонстрацией видеороликов (закон сохранения массы веществ и горение железа в кислороде)....

Технологическая карта урока по теме «Решение уравнений»

Это обобщающий урок с применением технологии проблемного обучения, личностно- ориентированного обучения, ИКТ- технологии в 6 классе в рамках реализации ФГОС....

Технологическая карта урока по теме « Квадратные уравнения»

           Технологическая карта урока    по подготовке к основному государственному экзамену по математике    выпускников 9-х классов по теме...

Технологическая карта урока по теме «Квадратные уравнения. Основные понятия»

laquo;Квадратные уравнения. Основные понятия» УМК А.Г. Мерзляк, В.Б.Полонский и др.. М.: Изд. «Вентана-Граф», 2017г....