Технологическая карта урока по теме: «Химические свойства кислот в свете ТЭД", Вишнякова А.Е.
методическая разработка по химии (8 класс) на тему
Урок в формате ФГОС. Дети сами выходят на тему, добывают себе недостающие знания экспериментально, учаться применять их. Урок сопровождается презентацией; печатается раздаточный материал для учащихся (открываемые химические свойства, инструкции по проведению эксперимента).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
технологическая карта урока | 54 КБ |
приложение 1 | 16 КБ |
приложение 2 | 42 КБ |
презентация | 29.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта
Предмет: химия
Класс: 8
УМК: «Габриелян О.С. Химия».
Тема: «Химические свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации».
Тип урока:урок открытия нового знания
Составила и провела урок: Вишнякова Анастасия Евгеньевна, учитель химии МАОУ «СОШ №37» г.Владимира
Цель: Создание условий для погружения учащихся в процесс открытия нового знания через изучение темы: «Химические свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации».
Задачи личностного характера:
- Выстраивание у учащихся позитивного отношения к процессу обучения в целом, к содержанию конкретного урока, через поддержание у них познавательного интереса;
- Наполнение учебного процесса внутренними смыслами, мотивами и определение роли учащихся на уроке;
- Формирование самооценки у школьников.
Метапредметные задачи:
- Формирование УУД метапредметного характера:
- Регулятивные УУД: развитие умений ставить цели и задачи на уроке; планировать процесс реализации поставленных задач; развитие умений организовывать процесс оценивания и контроля результатов учебной деятельности.
- Познавательные УУД: продолжить развитие таких познавательных процессов как обобщение, классификация, сравнение, установление причинно-следственных связей; развитие умений работать с текстом, выделять текстовые смыслы; развитие умения фиксировать своё интеллектуальное затруднение.
- Коммуникативные УУД: продолжить развитие умений слушать, грамотно строить речь, формулировать понятия, аргументировать свою позицию в решении учебных проблем, сотрудничать в групповой форме работы, проявлять толерантность в процессе диалога.
- Формирование метазнания через оперирование понятиями класс, свойства, уравнения, признак.
Предметные задачи:
- Раскрыть химические свойства кислот как класса электролитов;
- Дать характеристику каждому химическому свойству кислот;
- Продолжить отработку умений составления химических уравнений (молекулярных и ионных) и расставления коофициентов;
- Продолжить развитие умений проведения химического эксперимента.
Оборудование и реактивы: Компьютер учителя, проектор, экран; Учебник химии О.С. Габриелян 8 класс, рабочая тетрадь по химии 8 класс О.С. Габриелян, А.В. Яшукова; таблица растворимости кислот, оснований, солей в воде; периодическая таблица; таблица электрохимического ряда напряжений металлов; пробирки, растворы серной, соляной и азотной кислот, раствор гидроксида натрия, цинк, оксид меди, растворы нитрата серебра, карбоната натрия, индикаторы.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
1. Мотивационно-ориентировочный (2 — 4 мин) |
|
| Личностные: самоопределение, смыслообразование, мотивация на учебную деятельность |
2. Этап актуализации знаний и фиксирование затруднений в пробном учебном действии (5 — 7 мин) |
| - Отвечают на заданные утверждения с помощью сигнальных карточек: зелёная карточка означает «согласен», красная — «не согласен».
| Личностные: самоопределение, смыслообразование, мотивация. Познавательные: умение обобщать, классифицировать, сравненивать, установливать причинно-следственные связи, фиксировать интеллектуальное затруднение. Коммуникативные: умение слушать собеседника, умение выстраивать вербально свои мысли, проявлять толерантность в процессе диалога. |
3.Целеполагание и построение плана реализации поставленной цели (4 — 5 мин) |
|
| Личностные: смыслообразование, познавательный интерес. Регулятивные: умение ставить цели и задачи на уроке; планировать процесс реализации поставленных задач. Познавательные: установление причинно-следственных связей, обобщение. Коммуникативные: умение слушать, граммотно строить речь. |
4. Этап реализации плана по достижению цели и его презентация (5 — 8 мин) |
Карта № 1: Изучение взаимодействия гидроксида натрия с серной кислотой Карта № 2 : Изучение взаимодействия оксида меди с азотной кислотой Карта № 3: Изучение взаимодействия кислот с металлами. Карта № 4: Изучение взаимодействия карбоната натрия с соляной кислотой
|
| Личностные: смыслообразование, познавательный интерес. Регулятивные: планирование своего выступления; Познавательные: сравнение, установление причинно-следственных связей; работа с текстом, выделение текстовых смыслов,. Коммуникативные: умение слушать, граммотно строить речь, аргументировать свою позицию в решение учебной проблемы, сотрудничать в групповой работе, проявлять толерантность в процессе беседы и диалога. |
5. Этап первичного закрепления новых знаний (4 — 5 мин) | - Организует первичное закрепление новых знаний вербально со всем классом по вопросам:. - Что такое кислоты с точки зрения ТЭД? - Чем химические свойства веществ отличаются от физических? - Перечислите химические свойства кислот? - Что надо помнить при взаимодействии кислот с металлами? - Как по другому называется реакция взаимодействия кислот с основаниями?
|
| Личностные: смыслообразование. Регулятивные: оценивание и коррекция результатов. Познавательные: обобщение, классификация, сравнение, установление причинно-следственных связей; Коммуникативные: умение слушать, граммотно строить речь, аргументировать свою позицию в решение учебной проблемы, проявлять толерантность в процессе беседы и диалога. |
6. Этап самостоятельной работы по образцу (3 — 5 мин) |
|
| Личностные: познавательный интерес, позитивное отношение к учебной деятельности. Регулятивные: самооценивание, самоконтроль, самокоррекцмя. Познавательные: обобщение, классификация, сравнение, установление причинно-следственных связей; |
7. Этап включения полученных знаний в систему уже имеющихся (5 — 7 мин) |
|
| Личностные: самоопределение, ценностное отношение к знанию, познавательный интерес. Познавательные: обобщение, установление причинно-следственных связей, логика изложения материала. Коммуникативные: умение слушать, граммотно строить речь, аргументировать свою позицию в решение учебной проблемы, проявлять толерантность в процессе диалога, отстаивание своей позиции. |
8. Этап рефлексии учебной деятельности и постановка домашнего задания (2 — 5 мин) |
«У меня больше всего получилось.... Мне дома предстоит поработать над …. Сегодя на уроке меня удивило… На уроке мне было... В процессе работы в группе я чувствовал...». - Прощается с учащимися. |
| Личностные: позитивное отношение к знанию и процессу обучения. Регулятивные: оценивание и контроль результатов, рефлексия. |
Предварительный просмотр:
Химические свойства кислот.
Реагент | Примеры уравнений реакций. |
+ Металлы а) +... б) +... Тип реакции: ..................... | а) Молекулярное уравнение: ________________________________________ Полное ионное: ________________________________________ Сокращённое ионное: ________________________________________ б) Молекулярное уравнение: ________________________________________ |
+ Оксиды + ... Тип реакции: ..................... | Молекулярное уравнение: ________________________________________ Полное ионное: ________________________________________ Сокращённое ионное: ________________________________________ |
+ Основания + ... Тип реакции: ..................... | Молекулярное уравнение: ________________________________________ Полное ионное: ________________________________________ Сокращённое ионное: ________________________________________ |
+ Соли + ... Тип реакции: ..................... | Молекулярное уравнение: ________________________________________ Полное ионное: ________________________________________ Сокращённое ионное: ________________________________________ |
Итак, кислоты взаимодействуют с:___________________
________________________________________________
Домашнее задание: § 38 старый учебник (39 новый учебник), № 1, 2, 4 (часть 2 тетради на печатной основе)
Закончи фразы:
У меня больше всего получилось..............................
…...................................................................
Мне дома предстоит поработать над …........................
…...................................................................
Сегодя на уроке меня удивило…................................
…...................................................................
На уроке мне было..............................................
…...................................................................
В процессе работы в группе я чувствовал....................
…...................................................................
Предварительный просмотр:
Свойства кислот № 2.
Теоретическая часть:
Химическими свойствами веществ называют такие свойства веществ (химических элементов, простых веществ и химических соединений), имеющие отношение к химическим процессам, т.е. проявляемые в процессе химической реакции и влияющие на неё.
Признаки химических реакций — выделение газа, выпадение осадки, изименение цвета раствора.
Типичные реакции кислот:
- Кислота + основание → соль + вода. (реакция обмена, реакция нейтрализации)
- Кислота + оксид металла → соль + вода. (реакция обмена)
- Кислота + металл → соль + водород. (реакция замещения)
- Кислота + соль → новая кислота + новая соль. (реакция обмена)
Практическая часть:
«Взаимодействие кислоты с оксидом».
Оборудование и реактивы: штатив для пробирок, пробирка, спиртовка, спички, пробиркодержатель; оксид меди (II), раствор азотной кислоты.
Правила техники безопасности:
- Запрещается брать вещества руками.
- Запрещается оставлять открытыми склянки с реактивами.
- Едкое вещество — кислота! Разрушает и раздражает кожу, слизистые оболочки.
- Попавшие на кожу капли раствора кислоты немедленно смойте струёй холодной воды, а затем обработайте повреждённую поверхность 2%-м раствором питьевой соды.
- Пробирку закрепляйте в пробиркодержателе у отверстия.
- Зажигайте спиртовку спичкой. Гасите спиртовку, накрывая пламя колпачком.
- Нагревайте вещества в верхней части пламени, так как она самая горячая.
Содержание и порядок выполнения работы:
- В пробирку поместите намного (объёмом со спичечную головку) порошка оксида меди (II). Отметьте цвет вещества.
- Налейте в пробирку с оксидом меди (II) 1-2 мл раствора азотной кислоты. Для ускорения реакции слегка нагрейте (не доводя до кипения) содержимое пробирки. Что наблюдаете?
- Напишите молекулярное и ионные уравнения реакций оксида меди (II) с азотной кислотой.
- Подготовтесь к выступлению.
Свойства кислот № 1.
Теоретическая часть:
Химическими свойствами веществ называют такие свойства веществ (химических элементов, простых веществ и химических соединений), имеющие отношение к химическим процессам, т.е. проявляемые в процессе химической реакции и влияющие на неё.
Признаки химических реакций — выделение газа, выпадение осадки, изименение цвета раствора.
Типичные реакции кислот:
- Кислота + основание → соль + вода. (реакция обмена, реакция нейтрализации)
- Кислота + оксид металла → соль + вода. (реакция обмена)
- Кислота + металл → соль + водород. (реакция замещения)
- Кислота + соль → новая кислота + новая соль. (реакция обмена)
Практическая часть:
«Взаимодействие кислоты с основанием».
Оборудование и реактивы: штатив для пробирок, пробирка; раствор гидроксида натрия, раствор серной кислоты, фенолфталеин.
Правила техники безопасности:
- Запрещается брать вещества руками.
- Запрещается оставлять открытыми склянки с реактивами.
- Едкое вещество — кислота! Разрушает и раздражает кожу, слизистые оболочки.
- Попавшие на кожу капли раствора кислоты немедленно смойте струёй холодной воды, а затем обработайте повреждённую поверхность 2%-м раствором питьевой соды.
- Едкое вещество — щёлочь! Разрушает и раздражает кожу, слизистые оболочки.
- Попавшие на кожу капли раствора щёлочи немедленно смойте струёй холодной воды, а затем обработайте повреждённую поверхность 2%-м раствором уксусной кислоты.
Содержание и порядок выполнения работы:
- Налейте в пробирку 2 мл раствора гидроксида натрия и добавьте к нему 1-2 капли фенолфталеина. Что наблюдаете? Объясните, какие частицы в растворе гидроксида натрия вызвали изменение окраски индикатора.
- К раствору щёлочи с фенолфталеином добавляйте по каплям серную кислоту, перемешивая содержимое пробирки. Что вы наблюдаете? Объясните, образование какого вещества привело к изменению окраски индикатора.
- Напишите молекулярное и ионные уравнения проведённой реакции.
- Подготовтесь к выступлению.
Свойства кислот № 4.
Теоретическая часть:
Химическими свойствами веществ называют такие свойства веществ (химических элементов, простых веществ и химических соединений), имеющие отношение к химическим процессам, т.е. проявляемые в процессе химической реакции и влияющие на неё.
Признаки химических реакций — выделение газа, выпадение осадки, изименение цвета раствора, нагревание или охолождение пробирки с реактивами.
Типичные реакции кислот:
- Кислота + основание → соль + вода. (реакция обмена, реакция нейтрализации)
- Кислота + оксид металла → соль + вода. (реакция обмена)
- Кислота + металл → соль + водород. (реакция замещения)
- Кислота + соль → новая кислота + новая соль. (реакция обмена)
Практическая часть:
«Взаимодействие кислоты с солью».
Оборудование и реактивы: штатив для пробирок, пробирка; раствор карбоната натрия, раствор соляной кислоты.
Правила техники безопасности:
- Запрещается брать вещества руками.
- Запрещается оставлять открытыми склянки с реактивами.
- Едкое вещество — кислота! Разрушает и раздражает кожу, слизистые оболочки.
- Попавшие на кожу капли раствора кислоты немедленно смойте струёй холодной воды, а затем обработайте повреждённую поверхность 2%-м раствором питьевой соды.
Содержание и порядок выполнения работы:
- Налейте в пробирку 1-2 мл раствора карбоната натрия и добавьте к нему 1-2 мл соляной кислоты. Что наблюдаете?
- Напишите молекулярное и ионные уравнения проведённой реакции.
- Подготовтесь к выступлению.
Свойства кислот № 3.
Теоретическая часть:
Химическими свойствами веществ называют такие свойства веществ (химических элементов, простых веществ и химических соединений), имеющие отношение к химическим процессам, т.е. проявляемые в процессе химической реакции и влияющие на неё.
Признаки химических реакций — выделение газа, выпадение осадки, изименение цвета раствора.
Типичные реакции кислот:
- Кислота + основание → соль + вода. (реакция обмена, реакция нейтрализации)
- Кислота + оксид металла → соль + вода. (реакция обмена)
- Кислота + металл → соль + водород. (реакция замещения)
- Кислота + соль → новая кислота + новая соль. (реакция обмена)
Практическая часть:
«Взаимодействие кислоты с металлами».
Оборудование и реактивы: штатив для пробирок, пробирка; медь, цинк, раствор соляной кислоты.
Правила техники безопасности:
- Запрещается брать вещества руками.
- Запрещается оставлять открытыми склянки с реактивами
- Едкое вещество — кислота! Разрушает и раздражает кожу, слизистые оболочки.
- Попавшие на кожу капли раствора кислоты немедленно смойте струёй холодной воды, а затем обработайте повреждённую поверхность 2%-м раствором питьевой соды.
Содержание и порядок выполнения работы:
- Поместите в две пробирки металлы (гранулы или кусочки): в 1-ю — цинк, во 2-ю медь.
- Налейте по 2 мл раствора соляной кислоты.
- Сделайте вывод о том, в какой пробирке произошла химическая реакция.
- Напишите молекулярное и ионные уравнения проведённой реакции.
- Сформулируйте вывод о возможности взаимодействия кислот с металлами, вписав пропущенные слова в предложение.
Кислота взаимодействует с металлами согласно схеме:
Кислота + металл → соль + водород. (реакция замещения)
при следующих условиях:
- металл находится в электрохимическом ряду напряжений до или после водорода? (нужное подчеркнуть)
- в результате реакции образуется Растворимая или нерастворимая соль? (нужное подчеркнуть)
- для таких реакций не используют щелочные металлы, так как они взаимодействуют с водой (это условие в опыте не рассматривалось)
- Подготовтесь к выступлению.
1 группа: взаимодействие оксида меди с азотной кислотой
CuO + 2HNO3 = Cu(NO3)2 +H2O нагреть голубой
Это реакция обмена. Оксиды — неэлектролиты, поэтому их записывают в молекулярном виде.
CuO + 2H + 2NO3 = Cu + 2NO3+ H2O
CuO + 2H = Cu + H2O
2 группа: взаимодействие гидроксида натрия с серной кислотой
2NaOH + H2SO4 = Na2SO4 + 2H2O
+ индикатор
Это реакция обмена.
2Na + 2OH + 2H + SO4= 2Na + SO4 + H2O
OH + H = H2O
3 группа: взаимодействие карбоната натрия с серной кислотой
Na2CO3 + HCl = 2NaCl+ H2O + CO2↑ Это реакция обмена.
2Na + CO3 + 2H + Cl= 2Na + 2Cl+ H2O + CO2↑
CO3 + 2H = + H2O + CO2↑
4 группа: взаимодействие нитрата серебра с соляной кислотой
AgNO3 + HCl = AgCl↓ + HNO3
Ag + NO3 + H + Cl = AgCl↓ + H + NO3 Это реакция обмена.
Ag + Cl = AgCl↓
5 группа: взаимодействие цинка, бария и меди с соляной кислотой
- Cu + HCl ≠
- Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2↑
хлопок
- Ba + H2SO4 = BaSO4↓ + H2↑
Кислоты взаимодействуют с металлами, если:
а) Металл стоит до водорода;
б) В результате реакций образуется растворимая соль;
в) Нерастворимая H2SiO3 не взаимодейсмтвует с металлами;
Металлы в ряду активности расположенны в порядке уменьшения их химической активности (вначале — самые активные, а в конце — неактивные или химически инертные металлы т.е. Благородные).
- K, Al, Sn, Pb.
Cu, Hg, Au, Ag. С ними кислоты значит взаимодействовать не будут.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
.Тема: «Химические свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации»
Урок химии, 8 класс...
Презентация к уроку по теме "Химические свойства кислот"
Презентация содержит много опорных схем, используемых для быстрого запоминания учебного материала, и анимацию. Презентация рассчитана на 8 класс, но может быть использована для повторения материала и ...
Урок по теме "Химические свойства кислот" 8 класс с построением схемы ООД.
Данный материал может использоваться на уроках химии по теме "Химические свойства кислот" для 8 класса. При изучении данной темы ученики с помощью учителя выстраивают схему ООД....
технологическая карта урока по теме"Химические свойства кислот" 8 класс
Методическая разработка урока химии в 8 классе по теме «Кислоты в свете теории электролитической диссоциации»Тип урока: урок изучения нового материала и систематизации полученных знаний....
Сценарий урока по теме "Химические свойства кислот"
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знанийФорма урока: лабораторная работаЦель урока: Изучить химические свойства кислот с помощью цифровой лаборатории «Einstein™...
Урок по теме "Химические свойства кислот". 8 класс.
Урок по химии в 8 классе "Химические свойства кислот"....
Конспект урока по теме "Химические свойства кислот"
Направление:естественно – научное;ТемаХимические свойства кислот.Тип:Изучение нового материала...