Развитие обучающихся в процессе решения задач курса химии
статья по химии

Горячевская Татьяна Витальевна

Как научить решать задачи, является одной из наиболее сложных педагогических проблем. Сложность ее объясняется тем, что невозможен общий метод (алгоритм), овладение которым гарантировало бы решение любой задачи. Чтобы сформировать у обучающихся обобщенное умение решать задачи, необходимо знать принципы их решения. Решение задач – это не самоцель, а средство, способствующее более глубокому пониманию и усвоению химических понятий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие обучающихся  в процессе  решения задач курса химии

   

 Развитие  обучающихся в процессе обучения -  сложный и многомерный процесс. Он зависит и от психолого-физиологических особенностей личности обучающихся, и от уровня уже достигнутого ими развития, от домашнего воспитания, и от характера обучения. Развитие обучающихся в процессе обучения достигается средствами каждого учебного предмета. Целенаправленная работа обеспечивает продвижение обучающихся в умственном развитии, она заключается в формировании и развитии знаний по предмету и важнейших учебных умений, обучения приемам мышления и рациональным способам учебной работы, воспитания интереса к предмету и сознательного отношения к учебному труду.

  Изучение современного школьного курса химии невозможно без овладения      важнейшими предметами мышления, такими как сравнение, абстрагирование, обобщение. Использование приемов мышления при решении задач способствует развитию и обеспечивает возможность изучения химии. Процесс решения задач – это восхождение от абстрактного к конкретному. В методологическом аспекте – это переход от абстрактного мышления к практике, связь  частного с общим. При решения задач с  обучающимися особенно четко прослеживается развивающая функция обучения, и их помощью можно добиваться повышения уровня мыслительной активности. Показателями развития являются умения применять знания в  различных видах заданий при решении задач, устанавливать взаимосвязи между знаниями и умениями.

Роль и место расчетных задач в курсе химии

   Значение решение задач в школьном курсе химии переоценить трудно.

  1. Решение задач – это практическое применение теоретического материала, приложение научных знаний на практике. Поэтому спешное решение задач обучающимися является одним из завершающих этапов в самом познании.

Решение задач требует от обучающихся умения логически рассуждать, планировать, делать краткие записи, производить расчеты и обосновывать их теоретическими предпосылками, дифференцировать определенные проблемы на отдельные вопросы, после ответов на которые решаются исходные проблемы в целом.

  1.  Решение задач – прекрасный способ осуществления межпредметных и курсовых связей, а также связи химической науки с жизнью.

При решении задач развивается кругозор, память, речь, мышление , а также формируется мировоззрение в целом; происходит сознательное усвоение и лучшее понимание химических теорий, законов и явлений. Решение задач развивает интерес  к химии, активизирует их деятельность, способствует трудовому воспитанию и их политехнической подготовке.

 Решение задач дома способствует привлечению учащихся к самостоятельной работе с использованием не только учебников, но дополнительной, справочной литературы.

 Большие возможности в обучении и воспитании обучающихся заложены в применении задач на факультативах и во внеклассной работе. Здесь обучающимся можно предлагать усложненные задачи с более выраженной политехнической направленностью, а также задачи занимательного и научно-популярного характера.

 На основе анализа психологической и методической литературы химической задаче можно дать определение: «Химическая учебная задача – это модель проблемной ситуации, решение которой требует от обучающихся мыслительных и практических действий на основе знания законов, теорий и методов химии, направленная на закрепление, расширение знаний и развитие химического мышления».

Решение задач не самоцель, а цель и средство обучения и воспитания.В связи с этим проблема решения задач является одной из основных для дидактики, педагогической психологии и частных методик.

Сформулировать задачу, приступить к решению с пониманием ее психологической сущности означает найти проявление тех внешних обстоятельств, через которые обеспечивается умственная активность.

 Задачи бывают репродуктивные и продуктивные, механизм их решения различен.

  Репродуктивные – это типовые задачи, при решении которых возможно применение алгоритмов.

  Продуктивные – творческие задачи, в них необходимо самостоятельно найти способы решения.

Психологический анализ обучения свидетельствует о том, что усвоение знаний происходит в процессе активной мыслительной работы   при решении задач через выделение существенных сторон проблемы путем анализа, абстрагирования и обобщения.

   Решение задач предполагает целенаправленный, научно обоснованный ход деятельности. Бессистемно отобранные задачи, не связанные с теориями и законами, не обеспечивают должного развития мышления. Правильно подобранные задачи в соответствии с уровнем развития  не только реализуют их психологический потенциал, но и мобилизируют личность в целом, охватывая эмоциональную сферу, интересы, потребности.

       Решение задач с психолого-педагогической точки зрения:

  1. Учит мыслить, ориентироваться в проблемной ситуации.
  2. Предполагает активную продуктивную деятельность с определенной глубиной, широтой и самостоятельностью решения, которая должна быть направлена на установление переноса знаний на новые объекты.
  3.  Проявляет взаимосвязь представлений и понятий.
  4. Содействует конкретизации и упрочнению знаний.
  5. Ведет к лучшему пониманию обучающимися химических явлений в свете важнейших теорий.
  6. Позволяет установить связь химии с другими предметами, особенно с физикой, математикой.
  7. Является средством закрепления в памяти химических законов и важнейших понятий.
  8. Служит одним из способов учета знаний и проверки навыков, полученных в процессе изучения предмета.
  9. Воспитывает в процессе изучения умение использовать полученные знания для решения практических проблем, тем самым связывая обучение с жизнью и деятельностью человека.

 Как научить решать задачи, является одной из наиболее сложных педагогических проблем. Сложность ее объясняется тем, что невозможен общий метод (алгоритм), овладение которым гарантировало бы решение любой задачи. Чтобы сформировать у обучающихся  обобщенное умение решать задачи, необходимо знать принципы их решения.

 Решение задач – это не самоцель, а средство, способствующее более глубокому пониманию и усвоению химических понятий.

   Развитие потенциальных способностей обучающихся  на уроке химии.

  В современной психологии наиболее популярно определение способностей по трем признакам:

  1. Способность есть индивидуально-психологическая особенность, отличающая одного человека от другого.
  2. Способность есть особенность, имеющая отношение к успешности выполнения деятельности, причем деятельность имеется в виду любая.
  3. Несводимость способностей к знаниям, умениям и навыкам, уже имеющимся у человека, хотя способности во многом определяют легкость приобретения знаний, умений и навыков.

  Наиболее распространенная классификация способностей – это разделение их на общие и частные. Частные (литературные, математические, художественные) – это те, от которых зависит успешность конкретной деятельности. Общие (интеллектуальные, творческие, память) обеспечивают успешность любых видов деятельности. Сейчас ученые определяют способности как быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике знаний, умений и навыков.

      Особенности способностей к усвоению химии:

- аналитико-синтетические качества ума;

- развитое ассоциативное мышление;

- способность к абстрагированию символами и числами;

-богатое пространственное воображение;

- подвижность мыслительных процессов, ситуативная сообразительность;

- большой объем внимания;

- развитая, логическая, терминологическая и механическая память;

- целеустремленность, настойчивость, систематичность.

 В решении задач должен соблюдаться единый методический подход. Ведущая роль в обучении  решению задач должна быть у учителя. Но нельзя недооценивать и самостоятельность обучающихся при решении задач. При переходе от одного этапа к другому следует руководствоваться рекомендациями по формированию умений.

 Выбирая задачу для обучающихся , необходимо оценить ее с точки зрения следующих целей.

  1. Какие понятия, законы, теории, факты должны быть закреплены в процессе решения, какие стороны свойств изучаемого вещества и химические реакции отмечены в процессе решения.
  2. Какие приемы решения задач должны быть сформированы.
  3. Какие мыслительные приемы развиваются в процессе решения.
  4. Какие дидактические функции выполняют  данные задачи.

Необходимо актуализировать знания обучающихся,которые будут использоваться при решении задач, провести анализ условия задачи, записать с помощью символов и условных обозначений, разработать план решения.

  Если цель решения – изучение нового типа задач, то четко формулируют алгоритм, который записывают и отмечают, какому типу он соответствует.

 Умение решать химические задачи, как и умение применять в учебной работе приемы умственных действий, вырабатывается лишь путем многократных повторений. Опыт работы показал, что большинство обучающихся приобретают умения решать типовые задачи по химии лишь после 10-15 кратного повторения. На уроке необходимо разобрать 2-3 задачи для уяснения способа решения сразу после объяснения, 4-6 аналогичных задач должны быть решены в классе на последующих уроках и столько же примерно в домашних заданиях для запоминания алгоритма.

 Необходимо осуществлять индивидуальный подход. При решении задач четко прослеживается развивающая функция обучения, повышение уровня мыслительной деятельности обучающихся.

 Современный школьник знает много. Но сейчас стоит задача уметь оперировать знаниями. «Знания в головах наших детей лежат как вещи на плохом складе: без активного применения. Для того чтобы оживать их, надо создать условия, при которых учащиеся почувствуют возможности их творческого использования».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие интеллектуальных умений обучающихся в процессе решения химических задач на уроках химии.

Модернизация процесса обучения химии коснулась переработки содержания химического образования. Это в свою очередь отразилось в поиске новых форм и методов обучения. В настоящее время необходима ...

Программа элективного курса по химии "Решение задач по химии"

Данный курс  предоставляет возможность школьникам 9 - 11 классов пополнить знания, приобрести и закрепить навыки решения  теоретических и практических задач....

Элективный курс по химии 10-11 классы "Алгебраический метод решения задач по химии"

Элективный курс по химии 10-11 классы "Алгебраический метод решения задач по химии" Программа предназначена для учащихся 10—11-х классов, выбравших естественнонаучный (химия) профиль обучения в с...

Элективный курс по химии 10 класс "Решение задач по химии"

Элективный курс по химии 10 класс "Решение задач по химии"...

Программа элективного курса по химии для 9 класса «Решение задач по химии повышенного уровня сложности» (34 часа)

Данный элективный курс составлен на основании авторской программы элективного курса Н.В. Ширшиной, издательство «Учитель», г. Волгоград.2009г.     Программа элективного курса «Реше...

Теоретические основы формирования мыслительных операций «сравнение», «анализ и синтез» обучающихся в процессе решения задач по физике

В настоящий момент информационное общество нуждается в человеке «обучаемом», а не только «обученном»: способном самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение сво...

РАЗВИТИЕ АЛГОРИТМИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ПО МАТЕМАТИКЕ КООРДИНАТНЫМ МЕТОДОМ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ

В статье рассматривается проблема формирования у школьников алгоритмического мышления на уроках геометрии при решении задач методом координат....