рабочая програма Органическая химия 10 кл. 2ч (базовый уровень)
рабочая программа по химии (10 класс)
Предварительный просмотр:
МАОУ «СОШ № 2 с УИОП г. Улан-Удэ»
Обсуждена на заседании МО протокол №_____ «___»_________2019г. Руководитель Пантелеева И.Ю. | Рекомендована на заседании МС протокол № _____ «___»_________2019 г. Заместитель по УВР Бальчинова В.В. | Утверждаю «___»_________2019 г. Директор школы Л.А. Бичевина. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
химии
направленность: общеобразовательная
уровень изучения предмета: базовый
10 КЛАСС
СОСТАВЛЕНА НА ОСНОВЕ ПРОГРАММЫ
общего образования по химии (базовый уровень)
Автор(ы): Н.Е. Кузнецова, Н.Н. Гара
к учебнику Н.Е. Кузнецова и др. «Химия 10».
УЧИТЕЛЬ: Пантелеева Ирина Юрьевна
2019-2020
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая программа составлена для учащихся 10 классов, изучающих химию на базовом уровне. Данный курс учащиеся изучают после курса химии для 8-9 классов, где они познакомились с важнейшими химическими понятиями, неорганическими и органическими веществами, применяемыми в промышленности и в повседневной жизни.
Изучение химии в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, о важнейших химических понятиях, законах и теориях;
- овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, для оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
- развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
- воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
- применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, для решения практических задач в повседневной жизни, для предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Задачи курса:
- вооружить учащихся знаниями основ науки и химической технологии, способами их добывания, переработки и применения;
- раскрыть роль химии в познании природы и обеспечении жизни общества, показать значение общего химического образования для правильной ориентации в жизни в условиях ухудшении экологической обстановки;
- внести вклад в развитие научного миропонимания ученика;
- развить внутреннюю мотивацию учения, повысить интерес к познанию химии;
- развить экологическую культуру учащихся.
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В системе естественно-научного образования химия как учебный предмет занимает важное место в познании законов природы, в материальной жизни общества, в решении глобальных проблем человечества, в формировании научной картины мира, а также в воспитании экологической культуры людей. Приоритетами для учебного предмета «Химия» являются: использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, измерения, опыты, эксперимент); проведение практических и лабораторных работ, несложных экспериментов и описание их результатов; использование для решения познавательных задач различных источников информации; соблюдение норм и правил поведения в химических лабораториях, в окружающей среде, а также правил здорового образа жизни, Вооружение учащихся основами химических знаний, необходимых для повседневной жизни, производственной деятельности, продолжения образования, правильной ориентации и поведении в окружающей среде, внесение существенного вклада в развитие научного миропонимания учащихся.
В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Химия» в старшей школе на базовом уровне являются:
- умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
- определение сущностных характеристик изучаемого объекта;
- умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;
- оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде;
- выполнение в практической деятельности и в повседневной жизни экологических требований;
- использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
3. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Рабочая программа составлена на основании Федерального компонента государственного стандартного образования, утвержденного приказом Минобразования России от 5 марта 2004 года № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного и среднего общего образования», Примерной программы среднего (полного) общего образования по химии (базовый уровень), авторской программы по химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений/ Н.Е.Кузнецова, М.: Вентана – Граф, 2012.
Выбор УМК авторской программы и УМК Н.Е. Кузнецовой обоснован методической системой, которая дает возможность оптимально и эффективно решать стоящие перед ним учебные задачи. Структура курса позволяет в полной мере использовать в обучении логические операции мышления: анализ и синтез, сравнение и аналогию, систематизацию и обобщение.
Основными компонентами этой системы являются следующие:
- Использование авторами доступных способов подачи нового материала в зависимости от характера фактов и особенностей учебной задачи в каждом конкретном случае. Способы подачи нового материала доступны для восприятия учащимися данных классов, т.к. обусловлены возрастными особенностями учащихся и соответствуют уровню восприятия различных учащихся.
- Для усвоения знаний учащимися и формирования соответствующих умений имеется богатый иллюстративный материал: рисунки, схемы, иллюстрации, таблицы. Они либо дополняют основной учебный текст, либо конкретизируют его, либо восполняют материал, отсутствующий в тексте. Следовательно, он введен в содержание учебников не только для оживления учебного процесса, а для разъяснения, предъявления, наглядного представления фактов и явлений. Следовательно, данный материал способствует интенсификации учебного процесса, позволяет сделать методы и формы работы со школьниками более разнообразными, активизирует их внимание, развивает познавательные интересы детей и обеспечивает эффективность процесса обучения в целом.
- Наличие материалов, с помощью которых школьники обучаются способам деятельности (алгоритмы и химические тренажеры), что особенно важно для слабых учащихся;
- Материалы учебников позволяют дифференцировать задания для различных групп школьников с учетом их индивидуальных возможностей и интересов. Индивидуальный подход может быть реализован как в ходе освоения теории, так и в процессе формирования умений.
- Упражнения учебников ориентированы и на развитие познавательной активности учащихся, на формирование опыта творческой деятельности, как это предусмотрено содержанием обучения любому учебному предмету в средней школе. С этой целью используются упражнения продуктивного характера, частично поисковые задания, в основе которых лежит умение применять полученные знания в новой ситуации, самостоятельно анализировать факты, делать выводы и обобщения.
- Обеспечение регулярного повторения пройденного материала. Они позволяют учителю постоянно следить за уровнем сформированных умений и своевременно предотвратить процесс их угасания. Только при таком условии обеспечивается прочность усвоения материала.
- Наличие материалов, с помощью которых у школьников формируются общепредметные умения. Это справочный и дополнительный материалы, способствующие развитию навыков самостоятельной работы.
- Учебник позволяет решить задачи, связанные с воспитанием у школьников убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде.
- В данной программе выражена гуманистическая и химико - экологическая направленность и ориентация на развивающее обучение. В ней отражена система важнейших химических знаний, раскрыта роль химии в познании окружающего мира, в повышении уровня материальной жизни общества, в развитии его культуры, в решении важнейших проблем современности. Данная программа ориентирована на общеобразовательные классы. Помимо основ науки, в содержание предмета химия включен ряд сведений занимательного, исторического, прикладного характера, содействующих мотивации учения, развитию познавательных интересов и решению других задач воспитания личности.
В программе реализованы следующие направления:
- гуманизации содержания и процесса его усвоения;
- экологизации курса химии;
- интеграции знаний и умений;
- последовательного развития и усложнения учебного материала и способов его изучения.
Программа реализована в учебнике «Химия -10» под редакцией Н.Е. Кузнецовой, выпущенных Издательским центром «Вентана – Граф» 2015 – 2019 г. Курс рассчитан на 35 учебных недели, 2 часа в неделю, всего – 70 часа. Из них контрольных работ - 4, практических работ – 3. Резервное время 1 час.
4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА
В педагогической деятельности использую гуманистические личностно-ориентированные технологии обучения и воспитания учащихся, поддерживаю стремление к самореализации и самоутверждению на основе системно-деятельностного подхода, который проявляется через такие аспекты, как:
- Формирование содержания материала в большие модули и блоки, что позволяет увеличить время на самостоятельную работу учащихся;
- Использование в работе взаимо- и самоконтроля;
- Индивидуализация домашнего задания в том числе через домашние поисковые, исследовательские, контрольные и практические работы;
- Формирование индивидуальных маршрутов обучения как сильных, так и слабых учащихся (провожу индивидуальную работу с отдельными учащимися на фоне самостоятельно работающего класса или групп);
- Организация самостоятельной поисковой деятельности школьников посредством постепенного усложнения заданий от репродуктивных до творческих.
- Любой ученик имеет право продемонстрировать свои знания по предмету, высказать свое видение проблемы, предложить свой способ решения.
- Выбор форм работы с учащимися определяется на основе анализа уровня сформированности понятий по отдельным темам, типам и видам заданий, уровню сформированности предметных и общих компетенций, на основании тематического контроля. Данные фиксируются в мониторинговых таблицах как по отдельному ученику, так и в рамках класса.
Данная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Компетенции | |
Общеучебные | Познавательная деятельность:
Информационно-коммуникативная деятельность:
Рефлексивная деятельность:
|
Предметно-ориентированные |
|
5. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 10 класса
Реализация программы позволяет решить следующие задачи:
- освоение учащимися системы знаний о фундаментальных законах, теориях, фактах химии, необходимых для понимания научной картины мира;
- овладение учащимися умениями характеризовать вещества, материалы и химические реакции; выполнять лабораторные эксперименты; проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям; осуществлять поиск химической информации и оценивать ее достоверность; ориентироваться и принимать решения в проблемных ситуациях;
- развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
- воспитание у учащихся убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
- применение учащимися полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
В результате изучения химии на базовом уровне ученик должен
Знать/понимать
- роль химии в естествознании, ее связь с другими естественными науками, значение в жизни современного общества;
- важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, радикал, химическая связь, электроотрицательность, валентность, гибридизация орбиталей, пространственное строение молекул, моль, молярная масса, молярный объем, углеродный скелет, функциональная группа, гомология, структурная и пространственная изомерия, основные типы реакций в органической химии;
- основные законы химии: сохранение массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
классификацию и номенклатуру органических соединений;
природные источники углеводородов;
вещества и материалы, широко используемые в практике: органические кислоты, углеводороды, фенол, анилин, метанол, этанол, этиленгликоль, глицерин, формальдегид, ацетальдегид, глюкоза, крахмал, целлюлоза, аминокислоты, белки, искусственные волокна, каучуки, пластмассы, жиры;
Уметь
- называть: изученные вещества по «тривиальной» и международной номенклатуре;
- определять: изомеры и гомологи, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
- выполнять химический эксперимент: по распознаванию важнейших органических веществ;
- осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
- определение возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
- безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
- критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
6. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В курсе 10 класса изучается органическая химия, теоретическую основу которой составляют современная теория строения органических соединений, показывающая единство химического, электронного и пространственного строения, явления гомологии и изомерии, классификация и номенклатура органических соединений. Весь курс органической химии пронизан идеей зависимости свойств веществ от состава и их строения, от характера функциональных групп, а также генетических связей между классами органических соединений.
В курсе содержатся важнейшие сведения об отдельных веществах и синтетических материалах, о лекарственных препаратах, способствующих формированию здорового образа жизни и общей культуры человека. Курс имеет химико-экологическую направленность, его содержание, последовательность и методы раскрытия учитывают возрастные и типологические особенности учащихся с целью обеспечения доступности учебного материала на каждом этапе обучения. В содержание учебного предмета включен ряд сведений занимательного, исторического, прикладного характера, содействующих мотивации учения и развитию познавательных интересов личности учащихся
Раздел I. Теоретические основы органической химии (11 ч)
Предмет и значение органической химии. Органические вещества, органическая химия,
особенности органических соединений. Теория строения органических соединений А.М.Бутлерова. Предпосылки создания теории строения. Основные положения теории строения А. М. Бутлерова. Понятие об изомерии. Способы отображения строения молекулы (формулы, модели). Значение теории А. М. Бутлерова для развития органической химии и химического прогнозирования. Строение атома углерода. Электронное облако и орбиталь, s- и p-орбитали. Электронные и электронно-графические формулы атома углерода в основном и возбужденном состояниях. Ковалентная химическая связь и ее классификация по способу перекрывания орбиталей (- и -связи). Понятие о гибридизации. Различные типы гибридизации и формы атомных орбиталей. Геометрия молекул веществ, образованных атомами углерода в различных валентных состояниях
Учащиеся должны
знать:
- отличительные признаки органических соединений;
- задачи и значение органической химии;
- использование органических веществ человеком;
.- теория химического строения А.М.Бутлерова;
- изомеры, гомологи;
- структурные формулы;
- химический язык органической химии;
- номенклатура органической химии.
- общие формулы основных классов органических в-в, гомологические ряды, номенклатуру
уметь:
- доказывать положения теории на примерах органических веществ;
- составлять структурные формулы органических соединений.
- определять принадлежность к классу, составлять формулы орг. в-в, давать им названия. - решать задачи на вывод МФ.
Лабораторный опыт: изготовление моделей молекул алканов, алкенов, алкинов
Раздел II. Классы органических соединений (16 ч).
Углеводороды. (10 час). Понятие об углеводородах. Особенности строения предельных углеводородов. Алканы, алкены, алкины, арены как представители различных классов углеводородов. Электронное и пространственное строение молекулы метана и других алканов. Гомологические ряды, номенклатура и изомерия углеводородов. Нормальное и разветвленное строение углеродной цепи. Углеводороды в природе. Химические свойства углеводородов.
Крекинг и пиролиз углеводородов. Области применения углеводородов. Изомерия циклоалканов:.
Учащиеся должны
знать:
- гомологический ряд, номенклатура алканов, алкенов, алкадиенов, алкинов;
- строение молекул метана, этилена, ацетилена, бензола;
- химические свойства алканов, алкенов, алкадиенов, алкинов: горение, галогенирование, термическое разложение, изомеризация, реакции замещения, присоединения, полимеризации, окисления;
- нахождение алканов, алкенов, алкадиенов, алкинов в природе;
- получение и применение алканов, алкенов, алкадиенов, алкинов и их производных
в лаборатории и промышленности;
- полиэтилен, природный каучук, синтетический каучук, резина: состав, получение,
применение;
- химические свойства бензола: реакции галогенирования, нитрования;
- источники промышленного получения и применения бензола;
- генетическую связь углеводородов;
уметь:
- называть изученные вещества по международной номенклатуре;
- определять принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
- характеризовать строение, физические и химические свойства метана, этилена, изопрена, бутадиена, ацетилена, бензола;
- объяснять зависимость свойств изученных органических соединений от их состава и строения;
- проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников;
- следовать правилам работы с горючими веществами.
Демонстрации. Модели молекул метана, других алканов. Взрыв смеси метана с воздухом и хлором. Восстановление оксидов тяжелых металлов парафином.
Лабораторный опы : определение непредельности соединений на примере растит. масла
Раздел III. Производные углеводородов (34 ч)
Кислородосодержащие соединения (15 ч).
Строение и классификация спиртов. Понятие о спиртах и история их изучения. Электронное и пространственное строение гидроксильной группы. Влияние строения спиртов на их физические свойства. Межмолекулярная водородная связь. Гомологический ряд предельных одноатомных спиртов. Изомерия и номенклатура спиртов, их общая формула. Химические свойства спиртов. Межмолекулярная дегидратация спиртов, условия образования простых эфиров. Сложные эфиры органических кислот, реакции этерификации. Способы получения спиртов. Отдельные представители: метанол, этанол. Физиологическое действие этанола. Алкоголизм, его профилактика. Многоатомные спирты. Изомерия и номенклатура представителей двух- и трехатомных спиртов.
Особенности химических свойств многоатомных спиртов, их качественное обнаружение.
Отдельные представители: этиленгликоль, глицерин, способы их получения, практическое применение. Фенолы. Электронное и пространственное строение фенола. Гомологический ряд фенолов, изомерия и номенклатура.
Химические свойства фенола как функция его химического строения. Сравнение кислотных свойств фенола и спиртов, неорганических и органических кислот. Применение фенола и его гомологов. Гомологические ряды альдегидов. Понятие о карбонильных соединениях. Электронное строение карбонильной группы. Электронные эффекты в молекулах альдегидов Изомерия и номенклатура альдегидов (в том числе тривиальная) Физические свойства карбонильных соединений. Химические свойства альдегидов. Реакции окисления альдегидов, качественные реакции на альдегидную группу Альдегиды в природе (эфирные масла, феромоны). Получение карбонильных соединений окислением спиртов, гидратацией алкинов. Гомологический ряд предельных однооснoвных карбоновых кислот. Понятие о карбоновых кислотах и их классификация. Электронное и пространственное строение карбоксильной группы. Распределение электронной плотности, сравнение карбоксильной группы с гидроксильной группой в спиртах и карбонильной группой в альдегидах. Гомологический ряд предельных однооснoвных карбоновых кислот, их номенклатура (в том числе тривиальная) и изомерия. Химические свойства карбоновых кислот. Способы получения карбоновых кислот. Отдельные представители и их значение. История получения карбоновых кислот. Общие способы получения: окисление алканов, алкенов, первичных спиртов, альдегидов Важнейшие представители карбоновых кислот, их биологическая роль, специфические способы получения, свойства и применение кислот: муравьиной, уксусной, пальмитиновой и стеариновой; акриловой и метакриловой; олеиновой, линолевой и линоленовой; щавелевой; бензойной. Сложные эфиры. Строение и номенклатура сложных эфиров, межклассовая изомерия с карбоновыми кислотами. Обратимость реакции этерификации и факторы, влияющие на смещение равновесия. Химические свойства и применение сложных эфиров.
Учащиеся должны
знать:
- классификацию и номенклатуру спиртов, фенолов, альдегидов, одноосновных карбоновых кислот, эфиров;
- их строение и физические свойства;
- использовать знания для оценки влияния алкоголя на организм человека;
- химические свойства, получение;
- области применения;
уметь:
- называть изученные вещества по международной номенклатуре;
- определять принадлежность веществ к различным классам органических веществ;
- характеризовать строение, физические и химические свойства;
- объяснять зависимость свойств изученных органических соединений от их состава и строения;
- генетическая связь между классами органических веществ
Лабораторные опыты: Изучение растворимости спиртов в воде. Окисление спиртов. Получение глицерата меди. Качественные реакции на альдегидную группу
Практическая работа №1 Домашняя практическая работа по изучению свойств карбоновых кислот на примере лимонной кислоты.
Демонстрации. Качественные реакции на альдегидную группу
Азотсодержащие органические соединения (6 час).
Понятие об аминах. Первичные, вторичные и третичные амины. Гомологические ряды предельных алифатических и ароматических аминов, изомерия и номенклатура. Химические свойства аминов. Амины как органические основания, их сравнение с аммиаком. Применение и получение аминов. Получение аминов алкилированием аммиака и восстановлением нитропроизводных углеводородов.
Классификация азотсодержащих органических соединений, амины, аминокислоты,
изомерия и номенклатура аминов и аминокислот, физические свойства аминов и аминокислот, химические свойства аминов и аминокислот, получение и применение аминов и аминокислот, физические, химические свойства и получение анилина,
применение анилина.
Учащиеся должны
знать:
- амины: классификация, состав, номенклатура, гомологический ряд, строение;
- физические и химические свойства,
- анилин: строение молекулы, физические и химические свойства, применение, получение;
- аминокислоты: состав, строение, номенклатура, изомерия, гомологический ряд.
уметь:
- называть изученные вещества по международной номенклатуре;
- определять принадлежность веществ к различным классам органических веществ;
- характеризовать строение, физические и химические свойства метиламина, аминоуксусной кислоты;
- объяснять зависимость свойств изученных органических соединений от их состава и строения;
- решать задачи на вывод молекулярной формулы вещества.
Жиры (1ч)
Жиры как сложные эфиры глицерина. Карбоновые кислоты, входящие в состав жиров. Зависимость консистенции жиров от их состава. Химические свойства жиров: гидролиз, омыление, гидрирование. Биологическая роль жиров, их использование в быту и промышленности. Понятие об углеводах.
Углеводы как гетерофункциональные соединения. Классификация углеводов. Моно-, ди- и полисахариды, представители каждой группы углеводов. Биологическая роль углеводов, их значение в жизни человека.
Углеводы (3 ч)
Химические свойства глюкозы: реакции по альдегидной группе (реакция «серебряного зеркала). Реакции глюкозы как многоатомного спирта (образование простых и сложных эфиров, сахаратов). Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди(II) при комнатной температуре и нагревании. Различные типы брожения (спиртовое, молочнокислое, маслянокислое). Глюкоза в природе. Биологическая роль и применение глюкозы. Фруктоза как изомер глюкозы. Дисахариды. Строение дисахаридов Строение и химические свойства сахарозы. Полисахариды. Общее строение полисахаридов. Строение молекулы крахмала. Физические свойства крахмала, его нахождение в природе и биологическая роль. Химические свойства крахмала. Строение элементарного звена целлюлозы. Влияние строения полимерной цепи на физические и химические свойства целлюлозы. Гидролиз целлюлозы, образование сложных эфиров с неорганическими и органическими кислотами. Понятие об искусственных волокнах: ацетатный шелк, вискоза. Нахождение в природе и биологическая роль целлюлозы. Сравнение свойств крахмала и целлюлозы.
Аминокислоты. Пептиды. Белки. (6 ч)
Аминокислоты. Понятие об аминокислотах, их классификация и строение. Номенклатура аминокислот (в том числе тривиальная). Двойственность кислотно-оснoвных свойств аминокислот и ее причины. Реакции конденсации Получение аминокислот, их применение и биологическая функция. Пептидная связь. Белки как природные полимеры. Первичная, вторичная, третичная и четвертичная структуры белков. Фибриллярные и глобулярные белки. Синтез белковых молекул в природе и лаборатории. Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз, качественные (цветные) реакции. Биологические функции белков, их значение. Белки как компонент пищи. Проблема белкового голодания и пути ее решения. Нуклеиновые кислоты как природные полимеры. Понятия о ДНК и РНК
Лабораторные опыты. 1 Ознакомление с физическими и химическими свойствами глюкозы и сахарозы. 2. Ознакомление с физическими свойствами крахмала и целлюлозы. Обнаружение крахмала в меде, хлебе, йогурте, маргарине, макаронных изделиях, крупах с помощью качественных реакций. Реакция «серебряного зеркала» глюкозы. Действие йода на крахмал 3. Растворение белков в воде и их коагуляция. Обнаружение белка в курином яйце и молоке. Денатурация белка. Цветные реакции белков.
Учащиеся должны
знать:
- жиры: состав, физические и химические свойства, классификация, промышленный
гидролиз жиров, жиры в жизни человека, жиры как питательные вещества;
- классификация углеводов;
- моносахариды: строение молекулы глюкозы, физические свойства, природные источники, способы получения и применение;
- дисахариды: состав, нахождение в природе, биологическое значение, физические и
химические свойства сахарозы;
- полисахариды: крахмал и целлюлоза – состав, строение,
свойства, нахождение в природе, применение;
- белки: классификация, строение, свойства, качественные реакции;
- синтез белков;
уметь:
- называть изученные вещества по международной номенклатуре;
- определять принадлежность веществ к различным классам органических веществ;
- составлять уравнения реакций этерификации, получения и гидролиза жиров, образования простейших дипептидов и их гидролиза;
- характеризовать строение, физические и химические свойства глюкозы;
- объяснять зависимость свойств изученных органических соединений от их состава и строения.
Природные источники и способы переработки углеводородов. Промышленный органический синтез ( 3 ч)
Нахождение в природе, состав и физические свойства нефти. Топливно-энергетическое значение нефти. Промышленная переработка нефти. Ректификация нефти, основные фракции ее разделения, их использование. Риформинг нефтепродуктов. Качество автомобильного топлива. Октановое число. Природный и попутный нефтяной газы. Сравнение состава природного и попутного газов, их практическое использование. Понятие о биогазе как альтернативе природного и попутного газов. Каменный уголь. Происхождение каменного угля. Основные направления его использования. Коксование каменного угля, важнейшие продукты этого процесса. Соединения, выделяемые из каменноугольной смолы. Экологические аспекты добычи, переработки и использования горючих ископаемых.
Демонстрации. Коллекция «Природные источники углеводородов». Сравнение процессов горения нефти и природного газа. Образование нефтяной пленки на поверхности воды. Каталитический крекинг парафина (или керосина).
Учащиеся должны
знать:
- состав природного газа, нефти, способы переработки, области применения продуктов переработки.
уметь:
- называть области применения изученных соединений и возникающие в связи с этим
экологические проблемы.
Раздел IV. Обобщение знаний по свойствам основных классов органических соединений ( 2 ч)
Взаимосвязь между гомологическими рядами углеводородов и основных классов кислородосодержащих органических веществ на основе их свойств.
Раздел V. Синтетические высокомолекулярные соединения ( 3 ч)
Основные понятия химии высокомолекулярных соединений на примере продуктов полимеризации алкенов, алкадиенов и их галогенопроизводных: мономер, полимер, реакция полимеризации, степень полимеризации, структурное звено. Понятие об искусственных волокнах: ацетатный шелк, вискоза. Представление о пластмассах и эластомерах. Полиэтилен высокого и низкого давления, его свойства и применение. Полипропилен, его применение и свойства. Галогенсодержащие полимеры: тефлон, поливинилхлорид. Каучуки (натуральный и синтетические). Стереорегулярные каучуки. Сополимеры (бутадиен-стирольный каучук). Вулканизация каучука, резина и эбонит.
Демонстрации. Модели молекул структурных и пространственных изомеров
Лабораторные опыты знакомство с образцами полимеров и изделий из них
Учащиеся должны
знать:
- общие понятия химии ВМС;
- области применения ВМС на основании их свойств.
уметь:
- характеризовать полимеры с точки зрения основных понятий;
- составлять реакции полимеризации и поликонденсации;
- называть области применения изученных соединений и возникающие в связи с этим
экологические проблемы.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- безопасного обращения с веществами и материалами;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
- критической оценки информации о веществах, используемых в быту.
Лабораторные опыты. 1 Ознакомление с физическими и химическими свойствами глюкозы и сахарозы. 2. Ознакомление с физическими свойствами крахмала и целлюлозы. Обнаружение крахмала в меде, хлебе, йогурте, маргарине, макаронных изделиях, крупах с помощью качественных реакций. Реакция «серебряного зеркала» глюкозы. Действие йода на крахмал 3. Растворение белков в воде и их коагуляция. Обнаружение белка в курином яйце и молоке. Денатурация белка. Цветные реакции белков.
Учащиеся должны
знать:
- жиры: состав, физические и химические свойства, классификация, промышленный
гидролиз жиров, жиры в жизни человека, жиры как питательные вещества;
- классификация углеводов;
- моносахариды: строение молекулы глюкозы, физические свойства, природные источники, способы получения и применение;
- дисахариды: состав, нахождение в природе, биологическое значение, физические и
химические свойства сахарозы;
- полисахариды: крахмал и целлюлоза – состав, строение,
свойства, нахождение в природе, применение;
- белки: классификация, строение, свойства, качественные реакции;
- синтез белков;
уметь:
- называть изученные вещества по международной номенклатуре;
- определять принадлежность веществ к различным классам органических веществ;
- составлять уравнения реакций этерификации, получения и гидролиза жиров, образования простейших дипептидов и их гидролиза;
- характеризовать строение, физические и химические свойства глюкозы;
- объяснять зависимость свойств изученных органических соединений от их состава и строения.
Раздел VI. Органическая химия и окружающая среда (2 ч)
Химия и экология. Химическое загрязнение окружающей среды. Охрана гидросферы от химического загрязнения. Охрана почвы от химического загрязнения. Охрана атмосферы от химического загрязнения. Охрана флоры и фауны от химического загрязнения. Биотехнология и генная инженерия.
Учащиеся должны
Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
- определение возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
- безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
- критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Натуральные объекты: коллекции минералов и горных пород, минеральных удобрений, пластмасс, каучуков, волокон.
Химические реактивы и материалы: 1) простые вещества — медь, алюминий, магний, железо; 2) оксиды — меди (II), кальция, железа (III), магния; 3) кислоты — соляная, серная, азотная; 4) основания — гидроксид натрия, гидроксид кальция, гидроксид бария, 25%й водный раствор аммиака; 5) соли — хлориды натрия, меди (II), алюминия, железа (III); нитраты калия, натрия, серебра; сульфаты меди (II), железа (II), железа (III), аммония; иодид калия, бромид натрия; 6) органические соединения — этанол, уксусная кислота, метиловый оранжевый, фенолфталеин, лакмус.
Химическая лабораторная посуда, аппараты и приборы:
1) приборы для работы с газами 2) аппараты и приборы для опытов с жидкими и твёрдыми, для иллюстрации закона сохранения массы веществ, демонстрации электропроводности растворов, 3) нагревательные приборы.
Модели наборы моделей атомов для составления шаростержневых моделей молекул.
8. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАИРОВАНИЕ
№ Раздела № раздела | № п/п темы , урока | Тема раздела, урока | Количество часов | В том числе | |||
Контрольные раб. Контр. работы | Практич. работы | Лаборат. опыты |
| ||||
I | РАЗДЕЛ 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ | 11 | |||||
1. Введение в органическую химию (2 ч) | |||||||
| 1.1 | Предмет и значение органической химии | 1 | ||||
1.2 | Отличительные признаки органических соединений | 1 | |||||
| 2.Теория строения органических соединений А.М.Бутлерова(2 ч) |
| |||||
2.1 | Теория строения органических соединений А.М.Бутлерова | 1 | |||||
2.2 | Изомерия. Жизнь, научная и общественная деятельность А. М. Бутлерова | 1 | |||||
3. Особенности строения и свойств органических соединений и их классификация (3 ч) | |||||||
3.1 | Электронная природа химических связей в органических веществах. | 1 | |||||
3.2 | Гибридизация атомных орбиталей при образовании ковалентных связей. | 1 | |||||
3.3 | Классификация и методы познания органических соединений | 1 | |||||
4. Теоретические основы, классификация и закономерности протекания реакций органических соединений (4 ч) | |||||||
4.1 | Теоретические основы протекания органических реакций. | 1 | |||||
4.2 | Особенности и классификация химических реакций с участием органических веществ | 1 | |||||
4.3 | Обобщение знаний по теме | 1 | |||||
4.4 | Контрольная работа №1 | 1 | 1 | ||||
II | РАЗДЕЛ 2 КЛАССЫ ОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ | 16 | |||||
| 5. Предельные углеводороды (4 ч) |
|
| ||||
5.1 | Понятие о предельных углеводородах. Алканы. | 1 | 1 | ||||
5.2 | Изомерия и номенклатура алканов. | 1 |
| ||||
5.3 | Получение, физико-химические свойства и применение алканов. | 1 |
| ||||
5.4 | Циклоалканы | 1 | |||||
6. Непредельные углеводороды (6 ч) | |||||||
6.1 | Понятие о непредельных углеводородах. Алкены. | 1 |
| ||||
6.2 | Получение, физико-химические свойства и применение алкенов | 1 | |||||
6.3 | Практическая работа № 1. Получение этилена и изучение его свойств. | 1 | 1 | ||||
6.4 | Алкадиены. Строение, свойства, применение. | 1 | |||||
6.5 | Алкины. Строение. | 1 | |||||
6.6 | Получение, физико-химические свойства и применение алкинов | 1 | |||||
7. Ароматические углеводороды (арены) (6 ч) | |||||||
7.1 | Арены. Бензол. Гомологи бензола. | 1 | |||||
7.2 | Получение, физико-химические свойства и применение аренов. | 1 | |||||
7.3 | Генетическая взаимосвязь классов углеводородов. | 1 | |||||
7.4. | Обобщение знаний по темам 5—7 | 1 | |||||
7.5 | Решение расчётных задач | 1 | |||||
7.6 | Контрольная работа № 2 по т. «Углеводороды» | 1 | 1 | ||||
III | Раздел 3 Производные углеводородов | 34 |
| ||||
8. Спирты, фенолы (6 ч) | |||||||
8.1 | Понятие о спиртах. Предельные одноатомные спирты. Водородная связь. | 1 |
| ||||
8.2 | Получение и химические свойства одноатомных спиртов. | 1 | 1 |
| |||
8.3 | Многоатомные спирты. | 1 | 1 |
| |||
8.4 | Фенолы. Строение. Физические свойства. | 1 | 1 | ||||
| 8.5 | Получение и химические свойства фенола. | 1 | 1 |
| ||
| 8.6 | Решение расчётных задач | 1 | ||||
9. Альдегиды, кетоны, карбоновые кислоты и сложные эфиры (9 ч) | |||||||
| 9.1 | Классификация, номенклатура и особенности строения альдегидов. | 1 |
| |||
9.2 | Получение, физико-химические свойства и применение альдегидов | 1 | 1 | ||||
9.3 | Понятие о карбоновых кислотах. | 1 | |||||
9.4 | Получение, физико-химические свойства и применение карбоновых кислот. Сложные эфиры. | 1 | |||||
9.5 | Практическая работа № 2. Получение карбоновых кислот и изучение их свойств. | 1 | 1 | ||||
9.6 | Обобщение знаний по темам 8, 9. | 1 | |||||
9.7 | Генетическая связь изученных классов соединений. | 1 | |||||
9.8 | Решение расчётных задач. | 1 | |||||
9.9 | Контрольная работа № 3. | 1 | 1 | ||||
10. Азотсодержащие соединения (6 ч) | |||||||
| 10.1 | Понятие об азотсодержащих органических соединениях. Амины | 1 |
| |||
10.2 | Анилин — представитель ароматических аминов. | 1 |
| ||||
10.3 | Табакокурение и наркомания — угроза жизни человека. | 1 | |||||
10.4 | Обобщение знаний по темам 9, 10. | 1 | |||||
10.5 | . Практическая работа № 3. Исследование химических свойств анилина. | 1 | 1 | ||||
10.6 | Практическая работа № 4. Решение экспериментальных задач на распознавание органических веществ. | 1 | 1 | ||||
11. Жиры (1 ч) | |||||||
11.1 | Жиры — триглицериды: состав, строение, свойства. | 1 | 1 | ||||
12. Углеводы (3 ч) | |||||||
12.1 | Классификация углеводов. Глюкоза: строение, свойства, применение. | 1 | 1 | ||||
12.2 | Сахароза. | 1 | 1 | ||||
12.3 | Полисахариды. Крахмал и целлюлоза — природные полимеры. | 1 | 1 | ||||
13. Аминокислоты. Пептиды. Белки (6 ч) | |||||||
13.1 | Аминокислоты | 1 | |||||
13.2 | Белки: классификация, пространственное строение и свойства. | 1 | |||||
13.3 | Выполнение упражнений и решение задач. | 1 | |||||
13.4 | Обобщение знаний по темам 11—13. Единство биохимических функций изученных веществ. | 1 | |||||
13.5 | Практическая работа № 5. Приготовление растворов белков и выполнение опытов с ними. | 1 | 1 | ||||
13.6 | Практическая работа № 6. Решение экспериментальных задач по теме «Вещества живых клеток». | 1 | 1 | ||||
14. Природные источники и способы переработки углеводородов. Промышленный органический синтез (3 ч) | |||||||
14.1 | Природный и попутный нефтяной газы. | 1 |
| ||||
14.2 | Нефть. | 1 | 1 | ||||
14.3 | Коксохимическое производство. | 1 | 1 | ||||
IV | РАЗДЕЛ 4 ОБОБЩЕНИЕ ЗННИЙ ПО СВОЙСТВАМ ОСНОВНЫХ КЛАССОВ ОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ | 2 |
| ||||
15. Обобщение и систематизация знаний по основным классам органических соединений | |||||||
15.1 | Обобщение и систематизация знаний по основным классам органических соединений | 1 | |||||
15.2 | Контрольная работа № 4 по курсу органической химии. | 1 | 1 | ||||
V | РАЗДЕЛ 5 Синтетические высокомолекулярные соединения | 5 | |||||
16. Синтетические высокомолекулярные соединения | |||||||
1 | Понятие о синтетических высокомолекулярных соединениях. | 1 | 1 |
| |||
2 | Синтетические каучуки. | 1 |
|
| |||
3 | Синтетические волокна. | 1 | 1 |
| |||
4 | Практическая работа № 7. Распознавание пластмасс. | 1 | 1 | ||||
5 | Практическая работа № 8. Распознавание волокон. | 1 | 1 |
| |||
VI | РАЗДЕЛ 6 ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ И ОКУРЖАЮЩАЯ СРЕДА | 2 |
| ||||
17. Органическая химия и окружающая среда | |||||||
| Экологические проблемы и защита окружающей среды от загрязняющего воздействия органических веществ. 2. | 1 | |||||
Обобщение знаний по темам 14,16, 17 | 1 | ||||||
| ИТОГО | 70 | 4 | 8 | 13 |
| |
Резерв | 0 | ||||||
Всего | 70 |
№ урока | Тема урока | Кол –во часов | Дата проведения | ||||
По плану | Фактическая | ||||||
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГНИЧЕСКОЙ ХИМИИ (4 ч) | |||||||
1 | Предмет и значение органической химии. | 1 | 1 нед сент | ||||
2 | Теория строения органических соединений А.М .Бутлерова | 1 | 2 нед сентяб | ||||
3 | Основные классы органических веществ | 1 | 3 нед сентяб | ||||
4 | Контрольная работа №1 (входная) | 1 | 4 нед сентяб | ||||
РАЗДЕЛ 2 КЛАССЫ ОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ - 20 ч | |||||||
УГЛЕВОДОРОДЫ – 8ч. | |||||||
5 | Понятие об углеводородах. | 1 | 1 нед октяб | ||||
6 | Предельные углеводороды | 1 | 2 нед окт | ||||
7 – 8 | Непредельные углеводороды | 2 | 3-4 нед окт | ||||
9 | Ароматические углеводороды | 1 | 2 нед нояб | ||||
10 – 11 | Генетическая связь углеводородов. | 2 | 3-3 нед нояб | ||||
12 | Контрольная работа № 2 по т. «Углеводороды» | 1 | конец нояб | ||||
КИСЛОРОДОСОДЕРЖАЩИЕ СОЕДИНЕНИЯ – 6ч. | |||||||
13 | Спирты. Предельные одноатомные спирты | 1 | 1 нед декаб | ||||
14 | Многоатомные спирты | 1 | 2 нед декаб | ||||
15 | Фенол | 1 | 3 нед декаб | ||||
16 | Альдегиды | 1 | 4 нед декаб | ||||
17 | Карбоновые кислоты. ПР №1: дом раб. «Свойства лимонной кислоты» | 1 | 2 нед янв | ||||
18 | Сложные эфиры | 1 | 3 нед янв | ||||
АЗОТОСОДЕРЖАЩИЕ СОЕДИНЕНИЯ - 2ч. | |||||||
19 | Понятие об азотсодержащих органических соединениях. Амины. | 1 | 4 нед янв | ||||
20 | Понятие о гетероциклах. | 1 | 1 нед февр | ||||
ГЕНЕТИЧЕСКАЯ СВЯЗЬ ОСНОВНЫХ КЛАССОВ ОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ – 4ч | |||||||
21-22 | Генетическая связь основных классов органических веществ | 2 | 2-3 нед февр | ||||
23 | Пр раб №2 «Решение эк задач по св-вам основных классов орг в-в» | 1 | 4 неделя февраля | ||||
24 | Кон раб № 3 по т «Генетическая связь основных классов органических в-в» | 1 | 1 неделя марта | ||||
РАЗДЕЛ 3. ВЕЩЕСТВА ЖИВЫХ КЛЕТОК - 5 ч. | |||||||
25 | Жиры. | 1 | 2 нед марта | ||||
26 | Углеводы. Моно- и дисахариды. | 1 | 3 нед марта | ||||
27 | Полисахариды. Крахмал и целлюлоза | 1 | 1 нед апреля | ||||
28 | Аминокислоты. Белки | 1 | 2 нед апреля | ||||
29 | Практическая работа № 3 «Решение экспериментальных задач» | 1 | 3нед апреля | ||||
РАЗДЕЛ 4. ОБОБЩЕНИЕ ЗННИЙ ПО КУРСУ ОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ – 3ч | |||||||
30-31 | Обобщение и систематизация знаний по органической химии | 2 | 4неделя апреля | ||||
32 | Контрольная работа № 4 по курсу органической химии. | 1 | 1 неделя мая | ||||
РАЗДЕЛ 5. ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА - 2 ч. | |||||||
33 | . Полимеры и полимерные материалы | 1 | 2 неделя мая | ||||
34 | Природные источники углеводородов. Органически химия и окружающая среда | 1 | 3 неделя мая | ||||
35 | Резерв | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по химии 10 класс (базовый уровень)
Рабочая программа по химии 10 класс (базовый уровень).О.С.Габриелян...
Рабочая программа по химии, 10 класс, базовый уровень
Рабочая программа базового уровня (35 часов), составлена на основе авторской программы О. С. Габриеляна, соответствующей федеральному компоненту государственного стандарта общего образования (базовый ...
Паспорт рабочей программы. Курс «Органическая химия» 10 класс ,базовый уровень, О.С. Габриеляна
Рабочая программа курса «Органическая химия» в 10 классе универсального направления (базовый уровень) рассчитана на 2 часа в неделю, общее число часов – 70 и соответствует стандарту среднего (полного)...
ИТОГОВАЯ РАБОТА ПО КУРСУ ОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ (10 класс, базовый уровень)
Работа на 4 варианта...
Итоговая контрольная работа по органической химии 10 класс (базовый уровень)
Контрольная работа предназначена для оценки уровня общеобразовательной подготовки обучающихся 10 классов средней школы, изучавших органическую химию на базовом уровне.Контрольно-тзмерительные материал...
рабочая програма Органическая химия 10 кл. 3 ч (профильный уровень)
Рабочая програма для профильного класса...
рабочая програма Органическая химия 10 кл. 3 ч (профильный уровень)
Рабочая програма для профильного класса...