рабочая програма Органическая химия 10 кл. 3 ч (профильный уровень)
рабочая программа по химии (10 класс)
Рабочая програма для профильного класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programa_3ch_10_kl_profil.docx | 108.89 КБ |
Предварительный просмотр:
МАОУ «СОШ № 2 с УИОП г. Улан-Удэ»
Обсуждена на заседании МО протокол №_____ «___»_________2019г. Руководитель Пантелеева И.Ю. | Рекомендована на заседании МС протокол № _____ «___»_________2019 г. Заместитель по УВР Бальчинова В.В. | Утверждаю «___»_________2019 г. Директор школы Л.А. Бичевина. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
химии
направленность: общеобразовательная
уровень изучения предмета: профильный
10 КЛАСС
СОСТАВЛЕНА НА ОСНОВЕ ПРОГРАММЫ
общего образования по химии (профильный уровень)
Автор(ы): Н.Е. Кузнецова, Н.Н. Гара
к учебнику Н.Е. Кузнецова и др. «Химия 10».
УЧИТЕЛЬ: Пантелеева Ирина Юрьевна
2019-2020
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа для профильного обучения химии продолжает развитие концепции и идей программ по химии для основной школы (Н.Е. Кузнецова и др.).
При подготовке данного варианта программы полностью учтен Государственный стандарт среднего (полного) общего образования по химии (профильный уровень), обязательный минимум содержания образовательных программ и требования к уровню подготовки по химии выпускников полной средней школы.
Настоящая программа составлена для учащихся 10 классов, изучающих химию на профильном уровне. Данный курс учащиеся изучают после курса химии для 8-9 классов, где они познакомились с важнейшими химическими понятиями, неорганическими и органическими веществами, применяемыми в промышленности и в повседневной жизни.
Изучение химии в старшей школе на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:
- освоение системы знаний о фундаментальных законах, теориях и фактах органической химии, необходимых для понимания научной картины мира;
- овладение умениями: характеризовать органические вещества, материалы и химические реакции; выполнять лабораторные эксперименты; проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям; осуществлять поиск химической информации и оценивать ее достоверность; ориентироваться и принимать решения в проблемных ситуациях;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения органической химии как науки и ее вклада в технический прогресс цивилизации; сложных и противоречивых путей развития идей, теорий и концепций современной органической химии;
- воспитание убежденности в том, что органическая химия – мощный инструмент воздействия на окружающую среду, создания новых современных материалов и чувства ответственности за применение полученных знаний и умений;
- применение полученных знаний и умений для: безопасной работы с веществами в лаборатории, быту и на производстве; решения практических задач в повседневной жизни; предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде; проведения исследовательских работ; сознательного выбора профессии, связанной с химией.
Задачи курса:
- вооружить учащихся знаниями основ науки органическая химия и химической технологии, способами добывания, создания новых, переработки и применения органических веществ;
- раскрыть роль органической химии в познании природы и обеспечении жизни общества, показать значение общего химического образования для правильной ориентации в жизни в условиях ухудшении экологической обстановки;
- внести вклад в развитие научного миропонимания ученика;
- развить внутреннюю мотивацию учения, повысить интерес к познанию химии;
- развить экологическую культуру учащихся.
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В системе естественно-научного образования химия как учебный предмет занимает важное место в познании законов природы, в материальной жизни общества, в решении глобальных проблем человечества, в формировании научной картины мира, а также в воспитании экологической культуры людей. Приоритетами для учебного предмета «Химия» являются: использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, измерения, опыты, эксперимент); проведение практических и лабораторных работ, несложных экспериментов и описание их результатов; использование для решения познавательных задач различных источников информации; соблюдение норм и правил поведения в химических лабораториях, в окружающей среде, а также правил здорового образа жизни, Вооружение учащихся основами химических знаний, необходимых для повседневной жизни, производственной деятельности, продолжения образования, правильной ориентации и поведении в окружающей среде, внесение существенного вклада в развитие научного миропонимания учащихся.
В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Химия» в старшей школе на профильном уровне являются:
- умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
- использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа; исследование несложных реальных связей и зависимостей;
- определение сущностных характеристик изучаемого объекта;
- самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов;
- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа;
- умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;
- объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах;
- оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде, выполнение в практической деятельности и в повседневной жизни экологических требований;
- использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
3. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Рабочая программа составлена на основании Федерального компонента государственного стандартного образования, утвержденного приказом Минобразования России от 5 марта 2004 года № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного и среднего общего образования», Примерной программы среднего (полного) общего образования по химии (профильный уровень), авторской программы по химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений/ Н.Е.Кузнецова, М.: Вентана – Граф, 2012.
Выбор УМК авторской программы и УМК Н.Е. Кузнецовой обоснован методической системой, которая дает возможность оптимально и эффективно решать стоящие перед ним учебные задачи. Структура курса позволяет в полной мере использовать в обучении логические операции мышления: анализ и синтез, сравнение и аналогию, систематизацию и обобщение.
Основными компонентами этой системы являются следующие:
- Использование авторами доступных способов подачи нового материала в зависимости от характера фактов и особенностей учебной задачи в каждом конкретном случае. Способы подачи нового материала доступны для восприятия учащимися данных классов, т.к. обусловлены возрастными особенностями учащихся и соответствуют уровню восприятия различных учащихся.
- Для усвоения знаний учащимися и формирования соответствующих умений имеется богатый иллюстративный материал: рисунки, схемы, иллюстрации, таблицы. Они либо дополняют основной учебный текст, либо конкретизируют его, либо восполняют материал, отсутствующий в тексте. Следовательно, он введен в содержание учебников не только для оживления учебного процесса, а для разъяснения, предъявления, наглядного представления фактов и явлений. Следовательно, данный материал способствует интенсификации учебного процесса, позволяет сделать методы и формы работы со школьниками более разнообразными, активизирует их внимание, развивает познавательные интересы детей и обеспечивает эффективность процесса обучения в целом.
- Наличие материалов, с помощью которых школьники обучаются способам деятельности (алгоритмы и химические тренажеры), что особенно важно для слабых учащихся;
- Материалы учебников позволяют дифференцировать задания для различных групп школьников с учетом их индивидуальных возможностей и интересов. Индивидуальный подход может быть реализован как в ходе освоения теории, так и в процессе формирования умений.
- Упражнения учебников ориентированы и на развитие познавательной активности учащихся, на формирование опыта творческой деятельности, как это предусмотрено содержанием обучения любому учебному предмету в средней школе. С этой целью используются упражнения продуктивного характера, частично поисковые задания, в основе которых лежит умение применять полученные знания в новой ситуации, самостоятельно анализировать факты, делать выводы и обобщения.
- Обеспечение регулярного повторения пройденного материала. Они позволяют учителю постоянно следить за уровнем сформированных умений и своевременно предотвратить процесс их угасания. Только при таком условии обеспечивается прочность усвоения материала.
- Наличие материалов, с помощью которых у школьников формируются общепредметные умения. Это справочный и дополнительный материалы, способствующие развитию навыков самостоятельной работы.
- Учебник позволяет решить задачи, связанные с воспитанием у школьников убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде.
В данной программе выражена гуманистическая и химико - экологическая направленность и ориентация на развивающее обучение. В ней отражена система важнейших химических знаний, раскрыта роль химии в познании окружающего мира, в повышении уровня материальной жизни общества, в развитии его культуры, в решении важнейших проблем современности. Данная программа ориентирована на общеобразовательные классы. Помимо основ науки, в содержание предмета химия включен ряд сведений занимательного, исторического, прикладного характера, содействующих мотивации учения, развитию познавательных интересов и решению других задач воспитания личности.
В программе реализованы следующие направления:
- гуманизации содержания и процесса его усвоения;
- экологизации курса химии;
- интеграции знаний и умений;
- последовательного развития и усложнения учебного материала и способов его изучения.
Программа реализована в учебнике «Химия -10 (профильный уровень)» под редакцией Н.Е. Кузнецовой, выпущенных Издательским центром «Вентана – Граф» 2012 – 2017 г. Курс рассчитан на 35 учебных недели, 3 час в неделю, всего – 105 часов. Из них контрольных работ - 5, практических работ – 10. Резервное время 2 часа.
4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА
В педагогической деятельности использую гуманистические на основе дифференцированного подхода технологии обучения и воспитания учащихся, поддерживаю стремление к самореализации и самоутверждению на основе системно-деятельностного подхода, который проявляется через такие аспекты, как:
- Формирование содержания материала в большие модули и блоки, что позволяет увеличить время на самостоятельную работу учащихся;
- Использование в работе взаимо- и самоконтроля;
- Индивидуализация домашнего задания в том числе через домашние поисковые, исследовательские, контрольные и практические работы;
- Формирование индивидуальных маршрутов обучения как сильных, так и слабых учащихся (провожу индивидуальную работу с отдельными учащимися на фоне самостоятельно работающего класса или групп);
- Организация самостоятельной поисковой деятельности школьников посредством постепенного усложнения заданий от репродуктивных до творческих.
- Любой ученик имеет право продемонстрировать свои знания по предмету, высказать свое видение проблемы, предложить свой способ решения.
- Выбор форм работы с учащимися определяется на основе анализа уровня сформированности понятий по отдельным темам, типам и видам заданий, уровню сформированности предметных и общих компетенций, на основании тематического контроля. Данные фиксируются в мониторинговых таблицах как по отдельному ученику, так и в рамках класса.
5. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 10 класса
В результате изучения химии на профильном уровне ученик должен
знать/понимать
- роль химии в естествознании, ее связь с другими естественными науками, значение в жизни современного общества;
- важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, масса атомов и молекул, ион, радикал, атомные s-, p-, d-орбитали, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, гибридизация орбиталей, пространственное строение молекул, моль, молярная масса, молярный объем, углеродный скелет, функциональная группа, гомология, структурная и пространственная изомерия, индуктивный и мезомерный эффекты, электрофил, нуклеофил, основные типы реакций в органической химии;
- основные законы химии: закон сохранения массы веществ, периодический закон, закон постоянства состава, закон Авогадро
- основные теории химии: строения атома, химической связи строения органических соединений (включая стереохимию), химическую кинетику и химическую термодинамику;
- классификацию и номенклатуру органических соединений;
- природные источники углеводородов и способы их переработки;
- вещества и материалы, широко используемые в практике: органические кислоты, углеводороды, фенол, анилин, метанол, этанол, этиленгликоль, глицерин, формальдегид, ацетальдегид, ацетон, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, аминокислоты, белки, искусственные волокна, каучуки, пластмассы, жиры, мыла и моющие средства;
уметь
- называть изученные вещества по «тривиальной» и международной номенклатурам;
- определять: валентность и степень окисления химических элементов, заряд иона, тип химической связи, пространственное строение молекул, тип кристаллической решетки, окислитель и восстановитель, направление смещения равновесия под влиянием различных факторов, изомеры и гомологи, принадлежность веществ к различным классам органических соединений, характер взаимного влияния атомов в молекулах, типы реакций в органической химии;
- характеризовать: основные классы органических соединений; их строение и свойства (углеводородов, спиртов, фенолов, альдегидов и кетонов, карбоновых кислот, аминов, аминокислот и углеводов);
- объяснять природу и способы образования химической связи; зависимость скорости химической реакции от различных факторов, реакционной способности органических соединений от строения их молекул;
- выполнять химический эксперимент по: распознаванию важнейших органических веществ; получению конкретных веществ, относящихся к изученным классам соединений;
- проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций;
- осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (справочных, научных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи информации и ее представления в различных формах;использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- понимания глобальных проблем, стоящих перед человечеством: экологических, энергетических и сырьевых;
- объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
- безопасной работы с веществами в лаборатории, быту и на производстве;
- определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
- распознавания и идентификации важнейших веществ и материалов;
- оценки качества питьевой воды и отдельных пищевых продуктов;
- критической оценки достоверности химической информации, поступающей из различных источников.
6. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Программа курса химии для 10 класса профильного урони» отражает учебный материал четырех крупных разделов: «Теоретические основы органической химии», «Классы органических соединений», «Вещества живых клеток», «Органическая химия в жизни человека».
В первом разделе раскрываются современная теория строения органических соединений, показывающая единство химического, электронного и пространственного строения, явления гомологии и изомерии, классификация и номенклатура органических соединений, а также закономерности протекания и механизмы органических реакций.
При изучении классов органических соединений особое внимание уделено раскрытию явления изомерии и универсальности ограниченного количества функциональных групп, благодаря которым в природе существует огромное многообразие соединений углерода. Также приводятся сведения о нахождении каждой группы веществ в природе, об их применении в условиях сформированной техносферы. Весь курс органической химии пронизывают идеи зависимости свойств веществ от особенностей их строения и от характера функциональных групп, а также генезиса и развития веществ и генетических связей между многочисленными классами органических соединений. Значительное внимание уделено раскрытию особенностей веществ, входящих в состав живых клеток. При этом осуществляется межпредметная связь с биологией. На примерах изучения разных классов органических веществ анализируются биологические функции отдельных химических соединений, необходимых для жизнедеятельности организма человека, что является мотивацией сознательного усвоения предмета учащимися. Этому способствует и материал, раскрывающий социальные проблемы общества (алкоголизм, наркомания и др.). В курсе органической химии содержатся важные сведения об отдельных веществах и синтетических материалах, о лекарственных препаратах и других веществах, способствующих формированию здорового образа жизни и общей культуры человека.
Курс имеет химико-экологическую направленность, его содержание, последовательность и методы раскрытия учитывают возрастные и типологические особенности учащихся с целью обеспечения доступности учебного материала на каждом этапе обучения. В содержание учебного предмета включен ряд сведений занимательного, исторического, прикладного характера, содействующих мотивации учения и развитию познавательных интересов личности учащихся
Раздел 1Теоретические основы органической химии (17ч)
Тема 1 Введение в органическую химию (3 ч)
Органические вещества. Органическая химия. Предмет органической химии. Отличительные признаки органических веществ и их реакций. История зарождения и развития химии.
Лабораторный опыт. Определение углерода и водорода и составе органического вещества.
Тема 2 Теория строения органических соединений (4 ч)
Теория химического строения A.M. Бутлерова: основные понятия, положения, следствия. Развитие теории химического строения на основе электронной теории строения атома. Современные представления о строении органических соединений. Изомеры. Изомерия. Эмпирические, структурные, электронные формулы. Модели молекул органических соединений. Жизнь, научная и общественная деятельность A.M. Бутлерова.
Демонстрации. Слайды, таблицы, ЦОРы. Образцы органических веществ и материалов и изделий из них. Модели молекул органических веществ.
Тема 3 Особенности строения и свойств органических соединений. Их классификация (5 ч)
Электронное и пространственное строение органических соединений. Гибридизация электронных орбиталей. Типы гибридизации электронных орбиталей атомов углерода. Простая и кратная ковалентные связи. Механизм образования ковалентной связи. Понятие о гомологических рядах органических соединений. Методы исследования органических соединений.
Тема 4 Теоретические основы, механизмы и закономерности протекания реакций органических соединений (5 ч)
Органические реакции как химические системы. Гомогенные и гетерогенные системы. Реакционная способность. Особенности протекания реакций органических соединений. Типы разрыва ковалентных связей в органических веществах. Механизмы и типы реакций. Скорость химических реакций.
Демонстрации. Плавление, обугливание и горение органических веществ. Растворимость органических соединений в воде и неводных растворителях. Взаимодействие этилена и ацетилена с бромной водой. Экстракция растворителем.
Расчетные задачи. Нахождение молекулярной формулы вещества, находящегося в газообразном состоянии.
Раздел IIКлассы органических соединений (44 ч)
Тема 5 Углеводороды (21 ч)
Алканы. Строение молекул алканов. Гомологический ряд. номенклатура и изомерия. Конформеры (коиформация). Физические свойства алканов. Химические свойства: горение, галогенирование, термическое разложение, изомеризация. Нахождение алканов в природе. Получение и применение алканов и их производных. Экологическая роль галогепопроизводпых алканов.
Циклоалканы. Строение молекул, гомологический ряд, физические свойства, распространение в природе. Химические свойства. Конформация циклоалканов.
Алкены. Строение молекул. Физические свойства. Изомерия: углеродной цепи, положения кратной связи, цис-, транс-изомерия. Номенклатура. Химические свойства: реакция окисления, присоединения, полимеризации. Правило В.В. Марковиикова. Полиэтилен. Способы получения этилена в лаборатории и промышленности.
Алкадиены. Строение. Физические свойства. Химические свойства. Реакции присоединения и полимеризации. Мезомериый эффект. Природный каучук. Синтетический каучук. Резина.
Алкины. Строение молекул. Физические и химические свойства. Реакции присоединения и замещения. Получение. Применение.
Ароматические углеводороды (арены). Бензол и его гомологи. Строение, физические свойства, изомерия, номенклатура. Резонансная энергия. Химические свойства: реакции галогенипрования, нитрования, алкилироваиия (на примере взаимодействия с хлорметаном), присоединения, окисления. Особенности химических свойств гомологов бензола на примере толуола (реакции бензольного кольца и боковой цепи). Источники промышленного получения и применения бензола и его гомологов. Ориентирующее действие заместителей в бензольном кольце. Генетическая связь углеводородов. Применение углеводородов
Демонстрации. Определение относительной плотности метана по воздуху. Определение качественного состава метана по продуктам горения. Взрыв смеси метана с воздухом. Горение метана в хлоре. Замещение в метане водорода хлором. Подтверждение качественного состава высших углеводородов. Получение метана и его взаимодействие с хлором на свету. Получение этилена, его взаимодействие с раствором перманганата калия и бромной водой. Горение этилена. Получение ацетилена карбидным способом, взаимодействие с раствором перманганата калия и бромной водой. Горение ацетилена. Образцы природного и синтетического каучуков. Окисление толуола.
Практическая работа. Получение этилена и изучение его свойств.
Лабораторные опыты. 1. Сборка шаростержневых моделей алканов. 2. Изучение свойств каучука
Тема 6 Спирты. Фенолы. Простые эфиры (7 ч)
Одноатомные спирты. Классификация, номенклатура и изомерия спиртов. Предельные одпоатомные спирты. Гомологический ряд, строение и физические свойства. Водородная связь. Химические свойства. Важнейшие представители одноатомных спиртов. Спиртовое брожение. Получение и применение спиртов. Спирты в жизни человека. Спирты и здоровье.
Простые эфиры. Состав, физические свойства, способность образовывать с воздухом взрывчатые смеси, применение, получение. Диэтиловый эфир.
Многоатомные спирты. Этиленгликоль и глицерин. Состав, строение, водородная связь. Физические и химические свойства. Применение. Качественные реакции на многоатомные спирты.
Фенолы. Фенол: состав, строение молекулы, физико-химические свойства. Применение фенола и его соединений. Их токсичность. Изомерия в двух- и трехатомных фенолах по положению гидроксилъных групп. Пирокатехин, резорцин, гидрохинон.
Демонстрации. Сравнение свойств спиртов (горение, растворимость в воде, взаимодействие с натрием) в гомологическом ряду. Получение диэтилового эфира. Взаимодействие глицерина с натрием, гидроксидом меди (II). Горение глицерина.
Растворимость фенола в воде и щелочах при обычной температуре и нагревании; взаимодействие глицерина с натрием; вытеснение фенола из фенолята натрия угольной кислотой. Взаимодействие фенола с раствором хлорида железа (III) и бромной водой. Бактерицидное действие фенола (свертывание белка в его присутствии).
Лабораторные опыты. 1. Реакция окисле пня этилового спирта оксидом меди (II). 2. Изучение физических СВОЙСТВ глицерина (вязкость, летучесть, растворимость в воде). Взаимодействие глицерина с гидроксидом меди (II). 3. Растворение фенола в воде и изучение его свойств. Качественные реакции на фенол.
Тема 7 Альдегиды и кетоны (4ч)
Классификация альдегидов. Гомологический ряд предельных альдегидов. Номенклатура. Физические свойства. Химические свойства: реакции окисления, присоединения, поликонденсации. Качественная реакция с фуксипсернистой кислотой. Формальдегид и ацетальдегид: получение и применение. Акролеин - представитель непредельных альдегидов. Акролеиновая проба.
Кетоны. Ацетон: строение, физические свойства, получение, применение. Изомерия.
Генетическая связь углеводородов, спиртов и альдегидов.
Демонстрации. Взаимодействие формальдегида с аммиачным раствором оксида серебра и гидроксида меди (II). Качественные реакции на альдегиды с фуксипсернистой кислотой. Получение уксусного альдегида окислением этилового спирта. Физические свойства ацетона. Растворение в ацетоне пенопласта и использование полученного раствора в качестве клея.
Лабораторные опыты. 1. Окисление формальдегида аммиачным раствором оксида серебра (I). Реакция ацетальдегида с гидроксидом меди (II). 2. Окисление спирта в альдегид. 3. Взаимодействие формальдегида с фуксинсерпистой кислотой.
Тема 8 Карбоновые кислоты и сложные эфиры (6 ч)
Карбоновые кислоты. Классификация карбоновых кислот. Одноосновные насыщенные карбоновые кислоты: гомологический ряд, номенклатура, строение, способность кислот к образованию водородной связи. Физические свойства. Химические свойства. Реакция галогеиирования. Особые свойства, применение и получение муравьиной, уксусной, масляной кислот.
Высшие жирные кислоты: пальмитиновая и стеариновая. Краткие сведения о распространении в природе, составе, строении, свойствах и применении. Мыла.
Одноосновные непредельные карбоновые кислоты: акриловая, олеиновая, линолевая. Состав, строение, распространение в природе. Реакции гидрогенизации и окисления. Изомерия.
Краткие сведения о двухосновных ненасыщенных карбоновых кислотах: щавелевой, янтарной. Их состав, строение, физические и химические свойства, применение, распространение в природе. Краткие сведения об ароматических кислотах: бензойной, ацетилсалициловой.
Сложные эфиры. Состав и номенклатура. Физические и химические свойства. Применение меченых атомов для изучения механизма реакции этерификации. Гидролиз сложных эфиров. Распространение в природе и применение. Эфирные масла.
Демонстрации. Опыты, иллюстрирующие химические свойства уксусной кислоты. Свойства уксусной и муравьиной кислоты как электролитов. Отношение карбоновых кислот к бромной воде и раствору перманганата калия. Получение бензойной кислоты из бензалъдегида. Возгонка бензойной кислоты. Получение изобутилового эфира уксусной кислоты.
Лабораторный опыт. Взаимодействие олеиновой кислоты с бромной водой.
Практическая работа. Получение карбоновых кислот в лаборатории и изучение их свойств (на примере уксусной кислоты).
Тема 9 Азотсодержащие соединения (6 ч)
Амины. Классификация, состав, изомерия и номенклатура. Гомологический ряд. Строение. Реакция окисления аминов. Применение и получение. Анилин — представитель ароматических аминов. Строение молекулы. Физические и химические свойства, качественная реакция. Способы получения. Применение аминов. Ароматические гетероциклические соединения. Пиридин и пиррол: состав, строение молекул. Основные свойства. Табакокурение и наркомания — угроза жизни человека.
Демонстрации. Получение метиламина, его горение, подтверждение щелочных свойств раствора и способности к образованию солей. Получение красителя анилинового черного и окрашивание им хлопковой ткани.
Практические работы. 1. Исследование свойств анилина. 2. Решение экспериментальных задач по теме: «Характерные свойства изученных органических веществ и качественные реакции на них».
Раздел III Вещества живых клеток (17ч)
Тема 10 Жиры (2ч)
Понятие о липидах. Жиры: состав, физические и химические свойства жиров. Классификация жиров. Промышленный гидролиз жиров. Жиры в жизни человека и человечества. Жиры как питательные вещества.
Демонстрации. Растворимость жиров в растворителях различной природы. Обнаружение в растительных маслах непредельных карбоновых кислот.
Тема 11 Углеводы (6 ч)
Классификация углеводов. Образование углеводов в процессе фотосинтеза. Глобальный характер фотосинтеза. Роль углеводов в метаболизме живых организмов.
Моносахариды. Глюкоза: физические свойства. Строение молекулы: альдегидная и циклические формы. Таутомерия. Химические свойства. Природные источники, способы получения и применения. Превращение глюкозы в организме человека. Фруктоза. Рибоза и дезоксирибоза. Олигосахариды: лактоза, мальтоза и раффиноза.
Дисахариды. Сахароза. Нахождение в природе. Биологическое значение. Состав. Физические и химические свойства. Промышленное получение. Гидролиз. Восстанавливающие и не восстанавливающие дисахариды.
Полисахариды. Крахмал. Строение: амилаза и аминопектин. Свойства. Распространение в природе. Применение. Декстрины. Гликоген. Пектин.Целлюлоза — природный полимер. Состав, структура, свойства, нахождение в природе, применение. Нитраты и ацетаты целлюлозы: получением свойства. Применение. Пироксилин. Хитин.
Демонстрация. Опыты, подтверждающие химические свойства глюкозы и сахарозы. Растворение клетчатки в медно-аммиачномреактиве. Термическое разложение древесины. Гидролиз целлюлозы в присутствии серной кислоты.
Лабораторные опыты. 1. Гидролиз сахарозы. 2. Изучение химических свойств сахарозы: получение сахаратов металлов. 3. Взаимодействие крахмала с иодом. 4. Взаимодействие крахмала с гидроксидом меди (II). 5. Гидролиз крахмала.
Тема 12 Аминокислоты. Пептиды. Белки (5ч)
Аминокислоты. Состав, строение, номенклатура. Изомерия по положению аминогруппы и оптическая изомерия. Гомологический ряд аминокислот. Образование биполярного иона. -Аминокислоты, входящие в состав белков. Физические свойства. Нейтральные, основные и кислотные аминокислоты. Химические свойства. Двойственность химических реакций. Распространение в природе. Применение и получение: аминокислот в лаборатории.
Пептиды и полипептиды. Состав и строение. Полипептиды в природе и их биологическая роль. Названия полипептидов. Гормоны (инсулин), антибиотики (пенициллин), природные токсины.
Белки. Классификация белков по составу и прбстранственному строению. Пространственное строение-. Четвертичная, структура. Физические свойства. Методы изучения структуры белков (УФ-спектроскопия и метод анализа концевых групп). Характеристика связей, поддерживающих эти структуры. Химические свойства. Денатурация и ренатурация. Качественные реакции на белки. Гидролиз. Синтез белков. Метод твердофазного синтеза пептида Б. Меррифилда. Инсулин, гемоглобин, лизоцим, коллаген. Единство биохимических функций белков, жиров и углеводов.
Демонстрации. Денатурация белков под действием фенола, формалина, кислот, нагревания. Модели белковых молекул.
Практические работы. 1. Приготовление растворов белков и изучение их свойств. 2. Решение экспериментальных задач по теме: «Вещества живых клеток».
Раздел IV Органическая химия в жизни человека (16 ч)
Тема 14 Природные источники углеводородов (6 ч)
Нефть. Физические свойства. Способы переработки нефти. Перегонка. Крекинг термический и каталитический. Детонационная стойкость бензина. Коксохимическое производство. Проблемы получения жидкого топлива из угля. Природный и попутный нефтяной газы, их состав и использование в промышленности.
Демонстрации. Набор ЦОРов, таблиц по теме «Природные источники углеводородов», коллекция «Нефть и нефтепродукты».
Лабораторный опыт. Ознакомление с образцами нефти, каменного угля и продуктами их переработки.
Тема 15 Промышленное производство органических соединений (3 ч)
Химическая технология. Материалы. Продукты. Промышленный органический синтез. Научные принципы химического производства.
Тема 16 Полимеры и полимерные материалы (7 ч)
Общие понятия о синтетических высокомолекулярных соединениях: полимер, макромолекула, мономер, структурное звено, степень полимеризации, геометрическая форма макромолекул. Физические и химические свойства полимеров. Классификация полимеров. Реакции полимеризации и поликонденсации. Механизм реакции полимеризации. Синтетические каучуки: бутадиеновый и дивиниловый. Синтетические волокна: ацетатное волокно, лавсан и капрон; пластмассы: полиэтилен, поливиниллхлорид, полистирол. Практическое использование полимеров и возникшие в результате этого экологические проблемы. Вторичная переработка полимеров.
Композиционные материалы. Краски, Лаки. Клеи. Красители. Органические красители.
Демонстрации. Образцы пластмасс, синтетических каучуков и синтетических волокон (коллекции). Проверка пластмасс, синтетических каучуков и синтетических волокон (коллекции). Проверка пластмасс на электрическую проводимость. Сравнение свойств термопластичных и термореактивпых полимеров. Полимеризация стирола. Деполимеризация полистирола. Получение нитей из капроновой смолы или смолы лавсана.
Лабораторные опыты. 1. Изучение свойств полиэтилена (термопластичности, горючести, отношения к растворам кислот, щелочей, окислителям). 2. Расплавление капрона и вытягивание ИЗ него нитей
Тема 17 Защита окружающей среды от воздействия вредных органических веществ (3 ч)
Экология. Понятие о химической экологии. Химические отходы. Углеводороды, вредные для здоровья человека. Влияние на окружающую среду производных углеводородов. Химическая экология как комплексная наука, изучающая состояние окружающей среды. Комплексный характер воздействия на окружающую среду и популяции живых особей различных органических веществ. Способы уменьшения негативного воздействия на природу органических соединений. Продукты человеческой, деятельности - источник загрязнений окружающей среды. Понятие о хемофобии. Обобщающее послесловие.
3. Требования к уровню подготовки выпускников:
В результате изучения химии на профильном уровне ученик должен
знать / понимать:
- роль химии в естествознании, ее связь с другими естественными науками, значение в жизни современного общества;
- важнейшие химические понятия: ион, радикал, аллотропия, химическая связь, гибридизация орбиталей, пространное строение молекул, кислотно-основные реакции в водных растворах, гидролиз, механизм реакции, углеродный скелет, функциональная группа, гомология, структурная и пространственная изомерия, индуктивный и мезомерный эффекты, электрофил, нуклеофил, основные типы реакций в органической химии;
- основные теории химии: строения атома, химической связи, строения органических соединений (включая стереохимию);
- классификацию и номенклатуру органических соединений;
- природные источники углеводородов и способы их переработки;
- вещества и материалы, широко используемые в практике: органические кислоты, углеводороды, фенол анилин, метанол, этанол, этиленгликоль, глицерин, формальдегид, ацетальдегид, ацетон, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, аминокислоты, белки, искусственные волокна, каучуки, пластмассы, жиры, мыла и моющие средства;
уметь:
- называть изученные вещества по «тривиальной» и международной номенклатурам;
- определять тип химической связи, пространственное строение молекул, изомеры и гомологи, принадлежность веществ к различным классам органических соединений, характер взаимного влияния атомов в молекулах, типы реакций в органической химии;
- характеризовать: строение и свойства органических соединений (углеводородов, спиртов, фенолов, альдегидов и кетонов, карбоновых кислот, аминов, аминокислот и углеводов);
- объяснять: зависимость свойств органических веществ от их состава и строения; природу и способы образования химической связи; реакционной способности органических соединений от строения их молекул;
- выполнять химический эксперимент по: распознаванию важнейших органических веществ; получению конкретных веществ, относящихся к изученным классам соединений;
-проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций;
-осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (справочных, научных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи информации и ее представления в различных формах;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- понимания глобальных проблем, стоящих перед человечеством: экологических, энергетических и сырьевых;
- объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
- безопасной работы с веществами в лаборатории, быту и на производстве;
- определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
- распознавания и идентификации важнейших веществ и материалов;
- оценки качества питьевой воды и отдельных пищевых продуктов;
- критической оценки достоверности химической информации, поступающей из различных источников.
7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Натуральные объекты: коллекции минералов и горных пород, минеральных удобрений, пластмасс, каучуков, волокон.
Химические реактивы и материалы: 1) простые вещества — медь, алюминий, магний, железо; 2) оксиды — меди (II), кальция, железа (III), магния; 3) кислоты — соляная, серная, азотная; 4) основания — гидроксид натрия, гидроксид кальция, гидроксид бария, 25%й водный раствор аммиака; 5) соли — хлориды натрия, меди (II), алюминия, железа (III); нитраты калия, натрия, серебра; сульфаты меди (II), железа (II), железа (III), аммония; иодид калия, бромид натрия; 6) органические соединения — этанол, уксусная кислота, метиловый оранжевый, фенолфталеин, лакмус.
Химическая лабораторная посуда, аппараты и приборы:
1) приборы для работы с газами 2) аппараты и приборы для опытов с жидкими и твёрдыми, для иллюстрации закона сохранения массы веществ, демонстрации электропроводности растворов, 3) нагревательные приборы.
Модели наборы моделей атомов для составления шаростержневых моделей молекул.
8. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАИРОВАНИЕ
№ Раздела № раздела | № п/п темы урока | Тема раздела, урока | Количество часов | В том числе | ||||||||||||
№ темы | Контр. работы | Практическая работы | Практическая работа виртуальная | Лабораторные опыты | ||||||||||||
I |
| РАЗДЕЛ 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ | 17 | |||||||||||||
1 | Тема 1: Введение в органическую химию. (3 ч) | |||||||||||||||
| 1.1 | Предмет и значение органической химии. ПР №1 «Определение качественного состава углеводородов» (виртуальная) | 1 |
| 1 | |||||||||||
| 1.2 | Теория строения органических соединений А.М.Бутлерова | 1 |
| ||||||||||||
1.3 | Основные классы органических веществ | 1 | ||||||||||||||
2 | Тема 2. Теория строения органических соединений. ( 4 ч) | |||||||||||||||
2.1 | Теория строения органических веществ А. М. Бутлерова. | 1 | ||||||||||||||
2.2 | Развитие теории химического строения. Формулы органических веществ. | 1 | ||||||||||||||
2.3 | Изомерия. Изомеры. | 1 | ||||||||||||||
2.4 | Жизнь и деятельность А.М. Бутлерова. | 1 | ||||||||||||||
3 | Тема 3. Особенности строения и свойств органических соединений. Их классификация (5 ч) |
| ||||||||||||||
3.1 | Электронное и пространственное строение органических соединений. Гибридизация. Простая и кратная ковалентные связи. | 1 | ||||||||||||||
3.2 | Классификация органических соединений | 1 | ||||||||||||||
3.3-3.4 | Основы номенклатуры органических соединений | 2 | ||||||||||||||
3.5 | Методы исследования органических соединений | 1 | ||||||||||||||
4 | Тема 4. Теоретические основы, механизмы и закономерности протекания реакций органических соединений. ( 4 ч+1) | |||||||||||||||
4.1 | Теоретические основы протекания органических реакций. | 1 | ||||||||||||||
4.2 | Способы разрыва ковалентной связи и механизмы органических реакций | 1 | ||||||||||||||
4.3-4.4 | Классификация органических реакций | 2 | ||||||||||||||
4.5 | Контрольная работа №1 «Теоретические основы органической химии» | 1 | 1 | |||||||||||||
II |
| РАЗДЕЛ 2 КЛАССЫ ОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ | 45 | |||||||||||||
| 5 | Углеводороды (21 ч) |
|
| ||||||||||||
5.1 | Предельные углеводороды. Алканы. Гомологический ряд. Химическое строение. SP3 гибридизация | 1 | ||||||||||||||
5.2 | Номенклатура алканов. Пространственное строение алканов. Изомерия алканов. | 1 |
| |||||||||||||
5.3 | Химические свойства алканов | 1 |
|
| ||||||||||||
5.4 | Получение и применение алканов и их производных. ПР №2 «Синтез бромэтана из этанола» виртуальная | 1 | 1 | |||||||||||||
5.5. | Экологическая роль галогенпроизводных алканов. | 1 |
| |||||||||||||
5.6 | Циклоалканы. Их строение. Свойства и применение циклоалканов. | 1 |
| |||||||||||||
5.7 | Непредельные углеводороды. Гомологи и изомеры. | 1 |
| |||||||||||||
5.8 | Физические и химические свойства алкенов: реакции присоединения. Правило В. В.. Марковникова. | 1 |
| |||||||||||||
5.9 | Получение и применение алкенов. | 1 |
| |||||||||||||
5.10 | Практическая работа №3 « Получение этилена и изучение его свойств» (виртуальная) | 1 | 1 |
| ||||||||||||
5.11 | Алкадиены: строение, классификация, свойства, получение, применение. | 1 | ||||||||||||||
| 5.12 | Природные каучуки. Каучук. Резина. | 1 | 1 | ||||||||||||
| 5.13 | Алкины. Гомологический ряд ацетилена. Номенклатура. Изомерия алкинов. | 1 |
| ||||||||||||
| 5.14 | Физические и химические свойства алкинов. | 1 |
| ||||||||||||
| 5.15 | Получение и применение алкинов. | 1 |
| ||||||||||||
5.16 | Применение углеводородов | 1 |
| |||||||||||||
5.17 | Ароматические углеводороды. Строение молекулы бензола. | 1 |
| |||||||||||||
5.18 | Физические и химические свойства бензола. Получение бензола. | 1 | ||||||||||||||
5.19 | Гомологи бензола | 1 |
| |||||||||||||
5.20 | Генетическая связь углеводородов | 1 | ||||||||||||||
5.21 | Контрольная работа №2 «Углеводороды» | 1 | 1 | |||||||||||||
6 | Тема 6. Спирты. Фенолы. Простые эфиры (7 ч) | |||||||||||||||
6.1 | Спирты. Классификация. Номенклатура. Изомерия | 1 | ||||||||||||||
6.2 | Предельные одноатомные спирты. Состав. Строение, Физические свойства | 1 | ||||||||||||||
6.3 | Химические свойства спиртов. Качественная реакция на одноатомные спирты. | 1 | ||||||||||||||
6.4 | Понятие о многоатомных спиртах. Этиленгликоль и глицерин. | 1 | ||||||||||||||
6.5 | Физические и химические свойства. Качественная реакция на многоатомные спирты. | 1 | 1 | |||||||||||||
6.6 | Спирты в жизни человека. Спирты и здоровье. | 1 | ||||||||||||||
6.7 | Фенол: строение, взаимное влияние атомов, физические свойства. | 1 | ||||||||||||||
7 | Тема 7. Альдегиды и кетоны (4 ч) | |||||||||||||||
7.1 | Карбонильные соединения. Альдегиды. Строение. Физические свойства | 1 | ||||||||||||||
7.2 | Химические свойства альдегидов | 1 | 1 | |||||||||||||
7.3 | Применение и получение альдегидов | 1 | ||||||||||||||
7.4 | Кетоны. Строение и номенклатура. Свойства кетонов | 1 | ||||||||||||||
8 | Тема 8. Карбоновые кислоты и сложные эфиры (6ч) | |||||||||||||||
8.1 | Одноосновные насыщенные карбоновые кислоты. | 1 | ||||||||||||||
8.2 | Физические и химические свойства карбоновых кислот. | 1 | 1 | |||||||||||||
8.3 | Представители одноосновных предельных карбоновых кислот. Мыла. | 1 | 1 | |||||||||||||
8.4 | Непредельные одноосновные карбоновые кислоты | 1 | ||||||||||||||
8.5 | Практическая работа №4 «Изучение свойств карбоновых кислот и их получение» | 1 | 1 | |||||||||||||
8.6 | Сложные эфиры карбоновых кислот | 1 | ||||||||||||||
9 | Тема 9 Азотсодержащие соединения (6 + 1 ч) | |||||||||||||||
9.1 | Амины. Состав, изомерия и номенклатура | 1 | ||||||||||||||
9.2 | Строение и химические свойства аминов | 1 | ||||||||||||||
9.3 | Ароматические амины и их производные. Анилин. | 1 | ||||||||||||||
9.4 | Практическая работа № 5 «Исследование свойств анилина» (виртуальная) | 1 | 1 | |||||||||||||
9.5 | Ароматические гетероциклические соединения | 1 | ||||||||||||||
9.6 | Практическая работа № 6 «Решение экспериментальных задач по теме «Свойства орг соединений и качественные реакции на них» | 1 | 1 | |||||||||||||
9.7 | Контрольная работа №3 «Классы органических соединений» | 1 | 1 | |||||||||||||
III | Раздел 3 ВЕЩЕСТВА ЖИВЫХ КЛЕТОК | 21 |
| |||||||||||||
10 | Тема 10. Жиры ( 2 ч) |
| ||||||||||||||
10.1 | Липиды. Жиры- триглицериды | 1 | 1 | |||||||||||||
10.2 | Жиры в жизни человека и человечества | 1 | ||||||||||||||
11 | Тема 11. Углеводы ( 6 ч) |
| ||||||||||||||
11.1 | Классификация углеводов и роль фотосинтеза в их образовании | 1 |
| |||||||||||||
11.2 11.3 | Глюкоза. Строение, свойства, распространение в природе, применение Химические свойства глюкозы | 2 | 1 | |||||||||||||
11.4 | Дисахариды. Сахароза как представитель олигосахаридов. | 1 | 1 | |||||||||||||
11.5 | Крахмал и гликоген. Строение, свойства, распространение в природе, применение | 1 | 1 | |||||||||||||
11.6 | Целлюлоза. Строение, свойства, распространение в природе, применение | 1 | ||||||||||||||
12 | Тема 12. Аминокислоты. Пептиды. Белки ( 8 ч) | |||||||||||||||
12.1 | Аминокислоты. Строение. Номенклатура. Свойства. | 1 | ||||||||||||||
12.2 | Распространение аминокислот в природе, их получение и применение. | 1 | ||||||||||||||
12.3 | Пептиды и полипептиды. Строение. Нахождение в природе и биологическая роль. | 1 | ||||||||||||||
12.4 | Белки. Классификация Состав. Структура белков. | 1 | ||||||||||||||
12.5 | Свойства белков. Качественные реакции на белки. | 1 | 1 | |||||||||||||
12.6 | Практическая работа № 7 «Приготовление растворов белков и выполнение опытов с ними» | 1 |
| 1 | ||||||||||||
12.7 | Единство биохимических функций белков, жиров и углеводов. | 1 | ||||||||||||||
12.8 | Практическая работа № 8 Решение экспериментальных задач по теме: «Вещества живых клеток» | 1 |
| 1 | ||||||||||||
13 | Тема 13. Нуклеиновые кислоты (3 часа+2) | |||||||||||||||
13.1 | Нуклеиновые кислоты - биополимеры | 1 | ||||||||||||||
13.2 | Нуклеиновые кислоты и биосинтез белка | 1 | ||||||||||||||
13.3 | История открытия ДНК | 1 | ||||||||||||||
13.4 | Обобщение по теме «Вещества живых клеток» | 1 | ||||||||||||||
13.5 | Контрольная работа №4 «Вещества живых клеток» | 1 | 1 | |||||||||||||
IV | Раздел 4 ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА | 20 |
| |||||||||||||
14 | Тема 14. Природные источники углеводородов ( 6 ч) | |||||||||||||||
14.1 14.2 | Нефть. Нефтепродукты. | 2 | ||||||||||||||
14.3 | Коксохимическое производство | 1 | ||||||||||||||
14.4 | Проблемы получения жидкого топлива из угля | 1 | ||||||||||||||
14.5 | Природный и попутные газы. | 1 | ||||||||||||||
14.6 | Продукты переработки углеводородов | 1 | ||||||||||||||
15 | Тема 15. Промышленное производство органических соединений (3ч) | |||||||||||||||
15.1 | Химическая технология. Промышленный органический синтез | 1 | ||||||||||||||
15.2 | Производство метанола и этанола | 1 | ||||||||||||||
15.3 | Производство уксусной кислоты | 1 | ||||||||||||||
16 | Тема 16. Полимеры и полимерные материалы (7 ч +1) | |||||||||||||||
16.1 | Понятие о синтетических высокомолекулярных соединениях | 1 | ||||||||||||||
16.2 | Пластмассы | 1 | 1 | |||||||||||||
| 16.3 | Синтетические каучуки | 1 | 1 | ||||||||||||
16.4 | Синтетические волокна | 1 | 1 | |||||||||||||
16.5 | Практическая работа № 9 Распознавание пластмасс | 1 | 1 |
| ||||||||||||
16.6 | Практическая работа № 10 Распознавание волокон | 1 | 1 | |||||||||||||
16.7. | Композитные материалы. Краски. Лаки. Клеи. | 1 | ||||||||||||||
16.8 | Итоговая контрольная работа №5 по органической химии | 1 | 1 | |||||||||||||
17 | Тема 17 Защита окружающей среды от воздействия вредных органических веществ ( 3 ч) | |||||||||||||||
17.1 | Химическая экология в системе экологической науки. | 1 | ||||||||||||||
17.2 | Углеводороды, вредные для здоровья человека и окружающей среды | 1 | ||||||||||||||
17.3 | Влияние на окружающую среду производных углеводородов. | 1 | ||||||||||||||
Резерв | 2 | |||||||||||||||
Итого | 105 | 5 | 6 | 4 | 13 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Раздела № раздела | № п/п темы урока | Тема раздела, урока | Дата | |||
№ темы | Дата проведения по плану | Фактическая дата проведения | ||||
I |
| РАЗДЕЛ 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ | ||||
1 | Тема 1: Введение в органическую химию. (3 ч) | |||||
| 1.1 | Предмет и значение органической химии. ПР №1 «Определение качественного состава углеводородов» (виртуальная) | Знать/понимать -химические понятия: пространственное строение молекул, вещества молекулярного и немолекулярного строения. | 1 неделя сентября | ||
| 1.2 | Теория строения органических соединений А.М.Бутлерова | Знать/понимать: Основные этапы развития органической химии, вклад химиков в развитии знаний об органических веществах | 1 неделя сентября | ||
1.3 | Основные классы органических веществ | Знать/понимать -химические понятия: углеродный скелет, функциональная группа, гомология. | 1 неделя сентября | |||
2 | Тема 2. Теория строения органических соединений. ( 4 ч) | |||||
2.1 | Теория строения органических веществ А. М. Бутлерова. | Знать/понимать Теорию строения органических соединений. Называть основные положения теории химического строения органических веществ А.М. Бутлерова Определять гомологи и изомеры; принадлежность веществ к соответствующему классу; Объяснять сущность основных положений ТХСОС А.М. Бутлерова; Уметь определять валентность и степень окисления химических элементов, изомеры | 2 неделя сентября | |||
2.2 | Развитие теории химического строения. Формулы органических веществ. | 2 неделя сентября | ||||
2.3 | Изомерия. Изомеры. | 2 неделя сентября | ||||
2.4 | Жизнь и деятельность А.М. Бутлерова. | 3 неделя сентября | ||||
3 | Тема 3. Особенности строения и свойств органических соединений. Их классификация (5 ч) | |||||
3.1 | Электронное и пространственное строение органических соединений. Гибридизация. Простая и кратная ковалентные связи. | Знать химические понятия: атом, атомные орбитали, гибридизация; Уметь: определять тип химической связи, объяснять природу и способы образования химической связи | 3 неделя сентября | |||
3.2 | Классификация органических соединений | Знать/понимать - основные классы органических соединений - химические понятия: кратные связи, функциональная группа Уметь -определять принадлежность вещества к тому или иному классу органических соединений по его химической формуле | 3 неделя сентября | |||
3.3-3.4 | Основы номенклатуры органических соединений | Знать/понимать - правила названия органических соединений основных классов. Уметь -называть по химической номенклатуре основных представителей разных классов органических веществ | 4 неделя сентября | |||
3.5 | Методы исследования органических соединений | Знать/понимать Основные методы и приемы для выделения, очистки, анализа и идентификации орг. соединений Уметь: подбирать для исследования продуктивные методы работы. | 4 неделя сентября | |||
4 | Тема 4. Теоретические основы, механизмы и закономерности протекания реакций органических соединений. ( 4 ч+1) | |||||
4.1 | Теоретические основы протекания органических реакций. | Знать: основные типы реакций в органической химии Уметь: определять типы химических реакций в органической химии Знать\понимать химические понятия: радикал, электрофил, нуклеофил, основные типы реакций в органической химии, структурная и пространственная изосмерия, индуктивный и мезомерный эффекты Уметь: -определять: заряд иона, тип химической связи, изомеры, пространственное строение молекул, характер взаимного влияния атомов в молекулах; - объяснять: природу и способы образования химических связей, зависимость реакционной способности органических соединений от строения их молекул. | 4 неделя сентября | |||
4.2 | Способы разрыва ковалентной связи и механизмы органических реакций | 1 неделя октября | ||||
4.3-4.4 | Классификация органических реакций | 1 неделя октября | ||||
4.5 | Контрольная работа №1 «Теоретические основы органической химии» | 1 неделя октября | ||||
II |
| РАЗДЕЛ 2 КЛАССЫ ОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ | ||||
| 5 | Углеводороды (21 ч) | ||||
5.1 | Предельные углеводороды. Алканы. Гомологический ряд. Химическое строение. SP3 гибридизация | Знать химические понятия : SP3 – гибридизация орбиталей, пространственное строение молекул алканов, углеродный скелет, гомология, структурная изомерия;конформеры Классификацию и номенклатуру алканов Уметь: - Называть алканы - Определять: валентность, степень окисления, тип химической связи - Проводить расчёты по химическим формулам и уравнениям Понимать: основные типы реакций алканов Уметь: -определять типы химических реакций алканов; -характеризовать строение и свойства углеводородов ; - объяснять природу и способы образования химической связи Знать: вещества и материалы, широко используемые в практике: углеводороды | 2 неделя октября | |||
5.2 | Номенклатура алканов. Пространственное строение алканов. Изомерия алканов. | 2 неделя октября | ||||
5.3 | Химические свойства алканов | 2 неделя октября | ||||
5.4 | Получение и применение алканов и их производных. ПР №2 «Синтез бромэтана из этанола» виртуальная | 3 неделя октября | ||||
5.5. | Экологическая роль галогенпроизводных алканов. | 3 неделя октября | ||||
5.6 | Циклоалканы. Их строение. Свойства и применение циклоалканов. | понятия: пространственное строение молекул, углеродный скелет, гомология, структурная и пространственная изомерия; - основные теории химии, строение органических соединений; Уметь определять: изомеры, гомологи, типы реакций в органической химии | 3 неделя октября | |||
5.7 | Непредельные углеводороды. Гомологи и изомеры. | Знать химические понятия: гибридизация орбиталей, пространственное строение молекулы этилена, углеродный скелет, гомология, структурная и пространственная изомерия. Уметь: -называть алкены по тривиальной и международной номенклатуре; -определять пространственное строение алкенов, изомеры и гомологи, типы реакций в органической химии -характеризовать строение и свойства алкенов. | 4 неделя октября | |||
5.8 | Физические и химические свойства алкенов: реакции присоединения. Правило В. В.. Марковникова. | 4 неделя октября | ||||
5.9 | Получение и применение алкенов. | 4 неделя октября | ||||
5.10 | Практическая работа №3 « Получение этилена и изучение его свойств» (виртуальная) | Знать: Правила техники безопасности при химических экспериментах и на практических работах, приёмы работы с лабораторным химическим оборудованием, химической посудой и реактивами. Уметь: Выполнять химический эксперимент по изучению свойств этилена как типичного представителя класса алкенов. | 1 неделя октября | |||
5.11 | Алкадиены: строение, классификация, свойства, получение, применение. | Знать химические понятия: гибридизация орбиталей, пространственное строение молекул, структурная и пространственная изомерия, гомология, функциональная группа, основные типы реакций в органической химии Уметь: -называть алкадиены -определять изомеры, гомологи, типы химических реакций. | начало ноября | |||
| 5.12 | Природные каучуки. Каучук. Резина. | Знать: - важнейшие химические понятия: s-, p- орбитали, гибридизация орбиталей, пространственное строение молекул, углеродный скелет, функциональная группа, гомология, структурная изомерия, основные типы реакций в органической химии. Уметь: - называть изученные вещества - характеризовать строение и свойства органических соединений Знать: - важнейшие химические понятия: основные типы реакций в органической химии. Уметь: -определять тип хим. реакции; | 2 неделя ноября | ||
| 5.13 | Алкины. Гомологический ряд ацетилена. Номенклатура. Изомерия алкинов. | 2 неделя ноября | |||
| 5.14 | Физические и химические свойства алкинов. | 2 неделя ноября | |||
| 5.15 | Получение и применение алкинов. | 3 неделя ноября | |||
5.16 | Применение углеводородов | Знать: практическое значение представителей отдельных классов углеводородов, опасное влияние УГ на организм человека и окружающую среду | 3 неделя ноября | |||
5.17 | Ароматические углеводороды. Строение молекулы бензола. | Знать: важнейшие химические понятия: : s-, p- орбитали, гибридизация орбиталей, пространственное строение молекул Уметь: объяснять природу и способы образования химической связи | 3 неделя ноября | |||
5.18 | Физические и химические свойства бензола. Получение бензола. | Знать: -важнейшие химические понятия: гомология, структурная изомерия, электрофил; основные типы химических реакций. Уметь: - называть изученные вещества по тривиальной и международной номенклатуре; - определять изомеры и гомологи; -использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания (глобальной проблем, стоящих перед человечеством: экологических, сырьевых, энергетических. | 4 неделя ноября | |||
5.19 | Гомологи бензола | 4 неделя ноября | ||||
5.20 | Генетическая связь углеводородов | Знать: - важнейшие химические понятия: электрофил, основные типы химических реакций; электрофильное замещение Уметь: - определять: характер взаимного влияния в молекулах, тип реакции; - объяснять зависимость реакционной способности органических соединений от строения их молекулы. | 4 неделя ноября | |||
5.21 | Контрольная работа №2 «Углеводороды» | 1 неделя декабря | ||||
6 | Тема 6. Спирты. Фенолы. Простые эфиры (7 ч) |
| ||||
6.1 | Спирты. Классификация. Номенклатура. Изомерия | 1 неделя декабря | 1 неделя декабря | |||
6.2 | Предельные одноатомные спирты. Состав. Строение, Физические свойства | 1 неделя декабря | 1 неделя декабря | |||
6.3 | Химические свойства спиртов. Качественная реакция на одноатомные спирты. | 1 неделя декабря | 2 неделя декабря | |||
6.4 | Понятие о многоатомных спиртах. Этиленгликоль и глицерин. | Знать: -важнейшие химические понятия: функциональная группа, гомология, структурная изомерия, основные типы реакций; - классификацию и номенклатуру органических соединений; - вещества и материалы, широко используемые в практике: этиленгликоль, глицерин. Уметь: - называть изученные вещества; - определять изомеры и гомологи, типы химических реакций; - характеризовать строение и свойства органических соединений; Выполнять химический эксперимент по распространению важнейших органических веществ. | 2 неделя декабря | |||
6.5 | Физические и химические свойства. Качественная реакция на многоатомные спирты. | 2 неделя декабря | ||||
6.6 | Спирты в жизни человека. Спирты и здоровье. | Уметь: - называть изученные вещества по тривиальной и международной номенклатуре; - использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: -экологически грамотно вести себя в окружающей среде; - оценивать влияние химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы. | 3 неделя декабря | |||
6.7 | Фенол: строение, взаимное влияние атомов, физические свойства. | Знать: -важнейшие химические понятия: пространственное строение молекул, функциональная группа, гомология, структурная изомерия, основные типы реакций; - классификация и номенклатура фенолов; - вещества и материалы, широко используемые в практике: фенол. Уметь: - называть изученные вещества; - определять: характер среды в водном растворе, изомеры, гомологи, характер взаимного влияния атомов в молекуле, типы химических реакций; -объяснять зависимость реакционной способностей органических соединений от строения их молекул. | ||||
7 | Тема 7. Альдегиды и кетоны (4 ч) | |||||
7.1 | Карбонильные соединения. Альдегиды. Строение. Физические свойства | 1 неделя декабря | 3 неделя декабря | |||
7.2 | Химические свойства альдегидов | Знать: важнейшие химические понятия: основные типы реакции, мезомерный эффект, нуклеофил. Уметь: Объяснять зависимость реакционной способности органических соединений от строения их молекул. | 3 неделя декабря | |||
7.3 | Применение и получение альдегидов | 4 неделя декабря | ||||
7.4 | Кетоны. Строение и номенклатура. Свойства кетонов | Знать: -важнейшие химические понятия: гибридизация орбиталей, пространственное строение молекул, углеродного скелет, функциональная группа, гомология, структурная изомерия, нуклеофил, мезомерный эффект, основные типы реакций; - классификацию и номенклатуру органических соединений; - вещества и материалы, широко испозуемые в практике: ацетон Уметь: -называть изученные вещества; - определять: степень окисления, тип химической связи, пространственное строение молекул, изомеры и гомологи, принадлежность веществ к различным классам органических соединений; -Характеризовать строение и свойства кетонов; -Объяснять природу и способы образования химической связи. | 4 неделя декабря | |||
8 | Тема 8. Карбоновые кислоты и сложные эфиры (6ч) | |||||
8.1 | Одноосновные насыщенные карбоновые кислоты. | Знать: -важнейшие химические понятия: пространственное строение молекул, гомология, структурная изомерия; - классификацию органических соединений; -вещества, широко используемые в практике, - органические кислоты. Уметь: -называть; -определять характер взаимного влияния атомов в молекулах; -характеризовать строение и свойства органических соединений. | 4 неделя декабря | |||
8.2 | Физические и химические свойства карбоновых кислот. | Знать: -понятия: основные типы химических реакций, кислотно-основные реакции в водных растворах. Уметь: - определять: характер среды в водном растворе, тип реакций в органической химии; -характеризовать строение и свойства карбоновых кислот; - выполнять химический эксперимент по получение уксусной кислоте. | 2 неделя января | |||
8.3 | Представители одноосновных предельных карбоновых кислот. Мыла. | Знать: -понятие гидролиз -использовать приобретённые знания и умения для: экологически грамотного поведения в окружающей среде, безопасной работы с веществами в лаборатории, быту и на производстве. понятие гидролиз, типы химических реакций; - вещества и материалы, широко используемые в практике: мыло и моющие средства. | 3 неделя января | |||
8.4 | Непредельные одноосновные карбоновые кислоты | Знать: -строение, изомерию, физические и химические свойства непредельных кислот Уметь: - определять: характер среды в водном растворе, тип реакций в органической химии; -характеризовать строение и свойства карбоновых кислот; | 3 неделя января | |||
8.5 | Практическая работа №4 «Изучение свойств карбоновых кислот и их получение» | Знать: Правила техники безопасности при химических экспериментах и на практических работах, приёмы работы с лабораторным химическим оборудованием, химической посудой и реактивами. Уметь: Выполнять химический эксперимент по изучению свойств уксусной кислоты как типичного представителя класса карбоновых кислот. | 3 неделя января | |||
8.6 | Сложные эфиры карбоновых кислот | Знать: Важнейшие химические понятия: гидролиз, типы реакций; реакция этерификации Вещества и материалы, широко используемые в практике, жиры. | 4 неделя января | |||
9 | Тема 9 Азотсодержащие соединения (6 + 1 ч) | |||||
9.1 | Амины. Состав, изомерия и номенклатура | Знать: -понятия: радикал, функциональная группа, гомология, основные типы реакций; - классификацию и номенклатуру аминов; -вещества и материалы, широко используемые в практике, - анилин. Уметь: -называть изученные вещества по международной номенклатуре; -определять характер взаимного влияния атомов в молекуле; | 4 неделя января | |||
9.2 | Строение и химические свойства аминов | Знать: - классификацию и номенклатуру аминов; -вещества и материалы, широко используемые в практике, - анилин. Уметь: -характеризовать строение и свойства аминов; | 4 неделя января | |||
9.3 | Ароматические амины и их производные. Анилин. | Знать: -понятия: радикал, функциональная группа, гомология, основные типы реакций; - классификацию и номенклатуру аминов; -вещества и материалы, широко используемые в практике, - анилин. Уметь: -называть изученные вещества по международной номенклатуре; -определять характер взаимного влияния атомов в молекуле; -характеризовать строение и свойства аминов; | Конец января (начало февраля) | |||
9.4 | Практическая работа № 5 «Исследование свойств анилина» (виртуальная) | Знать: Правила техники безопасности при химических экспериментах и на практических работах, приёмы работы с лабораторным химическим оборудованием, химической посудой и реактивами. Уметь: Выполнять химический эксперимент по изучению свойств анилина как типичного представителя класса аминов. | 1 неделя февраля | |||
9.5 | Ароматические гетероциклические соединения | Знать: понятия: электрофил, основные типы химических реакций, кислотно-основные реакции в водных растворах. Уметь: - определять типы реакций в органической химии; - объяснять природу и способы образования химической связи | 1 неделя февраля | |||
9.6 | Практическая работа № 6 «Решение экспериментальных задач по теме «Свойства орг соединений и качественные реакции на них» | Знать: Правила техники безопасности при химических экспериментах и на практических работах, приёмы работы с лабораторным химическим оборудованием, химической посудой и реактивами. Уметь: Выполнять химический эксперимент по распознаванию органических соединений. | 1 неделя февраля | |||
9.7 | Контрольная работа №3 «Классы органических соединений» | 2 неделя февраля | ||||
III | Раздел 3 ВЕЩЕСТВА ЖИВЫХ КЛЕТОК | |||||
10 | Тема 10. Жиры ( 2 ч) | |||||
10.1 | Липиды. Жиры- триглицериды | 1 неделя февраля | 2 неделя февраля | |||
10.2 | Жиры в жизни человека и человечества | 1 неделя февраля | 2 неделя февраля | |||
11 | Тема 11. Углеводы ( 6 ч) | |||||
11.1 | Классификация углеводов и роль фотосинтеза в их образовании | 1 неделя февраля | 3 неделя февраля | |||
11.2 11.3 | Глюкоза. Строение, свойства, распространение в природе, применение Химические свойства глюкозы | 1 неделя февраля | 3 неделя февраля | |||
11.4 | Дисахариды. Сахароза как представитель олигосахаридов. | Знать: Понятия: гидролиз, типы химических реакций. Уметь: -называть вещества; - определять пространственное строение молекул, изомеры, гомологи; - характеризовать строение и свойства углеводов; -выполнять химический эксперимент по распознаванию органических веществ. | 3 неделя февраля | |||
11.5 | Крахмал и гликоген. Строение, свойства, распространение в природе, применение | Знать понятия: гидролиз, типы химических реакций. Уметь: -называть вещества; - определять пространственное строение молекул, изомеры, гомологи; - характеризовать строение и свойства углеводов; -выполнять химический эксперимент по распознаванию органических веществ | 4 неделя февраля | |||
11.6 | Целлюлоза. Строение, свойства, распространение в природе, применение | 4 неделя февраля | ||||
12 | Тема 12. Аминокислоты. Пептиды. Белки ( 8 ч) | |||||
12.1 | Аминокислоты. Строение. Номенклатура. Свойства. | Знать: Понятия: ион, , функциональная группа, гомология, структурная изомерия, типы химических реакций; Вещества и материалы, широко используемые в практике, - аминокислоты. Уметь: -называть аминокислоты по тривиальной и международной номенклатуре; - определять: заряд иона, характер среды в водных растворах, изомеры, гомологи, тип реакции; -характеризовать строение и свойства аминокислот. | 4 неделя февраля | |||
12.2 | Распространение аминокислот в природе, их получение и применение. | 1 неделя марта | ||||
12.3 | Пептиды и полипептиды. Строение. Нахождение в природе и биологическая роль. | Знать: Пространственное строение белков, гидролиз пептидов Уметь: Определять: тип химической связи, пространственное строение молекул; Проводить «цветные» реакции белков | 1 неделя марта | |||
12.4 | Белки. Классификация Состав. Структура белков. | 1 неделя марта | ||||
12.5 | Свойства белков. Качественные реакции на белки. | 2 неделя марта | ||||
12.6 | Практическая работа № 7 «Приготовление растворов белков и выполнение опытов с ними» | Знать: Правила техники безопасности при химических экспериментах и на практических работах, приёмы работы с лабораторным химическим оборудованием, химической посудой и реактивами. Уметь: Выполнять химический эксперимент по изучению свойств белков | 2 неделя марта | |||
12.7 | Единство биохимических функций белков, жиров и углеводов. | Знать: Биологические свойства БЖУ | 2 неделя марта | |||
12.8 | Практическая работа № 8 Решение экспериментальных задач по теме: «Вещества живых клеток» | Знать: Правила техники безопасности при химических экспериментах и на практических работах, приёмы работы с лабораторным химическим оборудованием, химической посудой и реактивами. Уметь: Выполнять химический эксперимент по изучению свойств веществ живых клеток | 3 неделя марта | |||
13 | Тема 13. Нуклеиновые кислоты (3 часа+2) | |||||
13.1 | Нуклеиновые кислоты - биополимеры | Знать: Понятия: гидролиз, пространственное строение молекул - определять: строение молекул, типы химических реакций - этапы биосинтеза белка | 3 неделя марта | |||
13.2 | Нуклеиновые кислоты и биосинтез белка | 3 неделя марта | ||||
13.3 | История открытия ДНК | 1 неделя апреля | ||||
13.4 | Обобщение по теме «Вещества живых клеток» | 1 неделя апреля | ||||
13.5 | Контрольная работа №4 «Вещества живых клеток» | 1 неделя апреля | ||||
IV | Раздел 4 ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА | |||||
14 | Тема 14. Природные источники углеводородов ( 6 ч) | |||||
14.1 14.2 | Нефть. Нефтепродукты. | Знать\понимать: природные источники углеводородов и способы переработки. Уметь: - осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников; - использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: понимания глобальных проблем, стоящих перед человечеством: экологических, сырьевых, энергетических; экологически грамотного поведения в окружающей среде; оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы. | 2 неделя апреля | |||
14.3 | Коксохимическое производство | 2 неделя апреля | ||||
14.4 | Проблемы получения жидкого топлива из угля | 2 неделя апреля | ||||
14.5 | Природный и попутные газы. | 3 неделя апреля | ||||
14.6 | Продукты переработки углеводородов | 3 неделя апреля | ||||
15 | Тема 15. Промышленное производство органических соединений (3ч) | |||||
15.1 | Химическая технология. Промышленный органический синтез | Уметь: -осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (справочных, научных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи информации и ее представления в различных формах; | 3 неделя апреля | |||
15.2 | Производство метанола и этанола | 4 неделя апреля | ||||
15.3 | Производство уксусной кислоты | 4 неделя апреля | ||||
16 | Тема 16. Полимеры и полимерные материалы (7 ч +1) | |||||
16.1 | Понятие о синтетических высокомолекулярных соединениях | Знать: вещества и материалы, широко используемые в практике: пластмассы, волокна, каучуки Уметь: - использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания глобальных проблем, стоящих перед человечеством. - распознавание и идентификация важнейших веществ и материалов; - характеризовать строение и свойства полимеров | 4 неделя апреля | |||
16.2 | Пластмассы | 1 неделя мая | ||||
| 16.3 | Синтетические каучуки | 1 неделя мая | |||
16.4 | Синтетические волокна | 1 неделя мая | ||||
16.5 | Практическая работа № 9 Распознавание пластмасс | Знать: Правила техники безопасности при химических экспериментах и на практических работах, приёмы работы с лабораторным химическим оборудованием, химической посудой и реактивами. Уметь: Выполнять химический эксперимент по распознавание пластмасс по продуктам горения | 2 неделя мая | |||
16.6 | Практическая работа № 10 Распознавание волокон | Знать: Правила техники безопасности при химических экспериментах и на практических работах, приёмы работы с лабораторным химическим оборудованием, химической посудой и реактивами. Уметь: Выполнять химический эксперимент по распознавание волокон по продуктам горения | 2 неделя мая | |||
16.7. | Композитные материалы. Краски. Лаки. Клеи. | Знать: вещества и материалы, широко используемые в практике: Краски. Лаки. Клеи. Уметь: - использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания глобальных проблем, стоящих перед человечеством. - распознавание и идентификация важнейших веществ и материалов; - характеризовать строение и свойства полимеров | 2 неделя мая | |||
16.8 | Итоговая контрольная работа №5 по органической химии | 3 неделя мая | ||||
17 | Тема 17 Защита окружающей среды от воздействия вредных органических веществ ( 3 ч) | |||||
17.1 | Химическая экология в системе экологической науки. | использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
| 3 неделя мая | |||
17.2 | Углеводороды, вредные для здоровья человека и окружающей среды | 3 неделя мая | ||||
17.3 | Влияние на окружающую среду производных углеводородов. | 4 неделя мая | ||||
Резерв | 2 | |||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тестовая работа по органической химии 11 класс (профильный уровень)
АннотацияКомплексное задание для учащихся 11 класса, профильный уровень. По фрагменту текста учебника , состоящего из 500-300 слов составлено три блока заданий. Первый блок – пять открытых заданий, вт...
Химические реакции в органической химии, 10 класс (профильный уровень)
Презентация по теме: "Химические реакции в органической химии" раскрывает особенности реакций в органической химии, их классификацию по структурному признаку и механизму протекания. Может использовать...
Итоговая контрольная работа по органической химии 10 класс (профильный уровень)
Первая часть состоит из тестовой работы, вторая часть - вариант свободного ответа. Представлено 11 вариантов....
Рабочая программа по органической химии 10 класс (профильный уровень). 102 часа к учебнику О.С. Габриеляна
Рабочая программа по органической химии 10 класс (профильный уровень). 102 часа к учебнику О.С. Габриеляна...
рабочая програма Органическая химия 10 кл. 3 ч (профильный уровень)
Рабочая програма для профильного класса...
Рабочая программа по органической химии 10 класса (профильный уровень) к учебнику О.С. Габрилеяна. М.: Дрофа,2021
Пояснительная запискаРабочая программа по химии для учащихся 10-11 классов составлена на основе: 1) Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в РФ» п.5 ч.3 ст.47; п....