Паспорт рабочей программы. Курс «Органическая химия» 10 класс ,базовый уровень, О.С. Габриеляна
рабочая программа по химии (10 класс) на тему
Рабочая программа курса «Органическая химия» в 10 классе универсального направления (базовый уровень) рассчитана на 2 часа в неделю, общее число часов – 70 и соответствует стандарту среднего (полного) общего образования по химии. Контрольных работ 3, практических работ 2
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
10_klass_khimiya_2013.rar | 166.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Паспорт Рабочей программы.
Курс «Органическая химия» 10 класс ,базовый уровень, О.С. Габриеляна
«Химия. 10 класс»: О.С.Габриелян, Ф.М.Маскаев, С.Ю. Понаморев, В.И. Теренин; - М.: Дрофа. – 2002 год.
Преподавание ведется по УМК. автора О.С. Габриеляна
УМК
- Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений.– М.: Дрофа, 2010г.
- «Химия. 10 класс»: О.С.Габриелян, Ф.М.Маскаев, С.Ю. Понаморев, В.И. Теренин; - М.: Дрофа. – 2002 год
- О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов Химия 10 класс: Настольная книга. – М.: Дрофа, 2004 год;
- О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов, Е.ЕОстроумова Органическая химия в тестах, задачах, упражнениях, 10 класс. – М.: Дрофа, 2003 год;
- .О.С.Габриелян, П.Н.Березкин, А.А.Ушакова Химия 10 класс: Контрольные и проверочные работы к учебнику. – М.: Дрофа, 2003 год;
- О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов Химия, Методическое пособие 10 класс; - М.: Дрофа, 2001 год;
- М.А.Рябов, Р.В.Линко, Е.Ю.Невская Тесты по химии к учебнику О.С.Габриеляна и др. «Химия 10 класс»; - М.:«Экзамен» 2006 год;
- О.С.Габриелян, А.В. Яшукова «Рабочая тетрадь к учебнику О.С.Габриеляна и др. «Химия 10 класс» (базовый уровень);
- - М.: Дрофа 2007 год;
- О.С.Габриелян, Л.П. Ватлина «Химический эксперимент в школе 10 класс»; - М.: Дрофа. – 2005 год.
Рабочая программа курса «Органическая химия» в 10 классе универсального направления(базовый уровень) рассчитана на 2 часа в неделю, общее число часов – 70 и соответствует стандарту среднего (полного) общего образования по химии.
Контрольных работ 3, практических работ 2
Формы организации образовательного процесса: урок — основная форма обучения в школе; семинар — практическое занятие всей учебной группы; лабораторный практикум — практическое занятие с применением техники, специальной аппаратуры, проведением эксперимента, опыта, исследования; учебная экскурсия на природу, предприятие, в музей, на выставку и пр.; групповые или индивидуальные консультации с преподавателем по отдельным учебным темам или вопросам, проводимые по инициативе преподавателя или по просьбе учащихся (их родителей) в иные формы организации.
При организации учебного процесса используются следующие формы: уроки изучения новых знаний, уроки закрепления знаний, комбинированные уроки, уроки обобщения и систематизации знаний, уроки контроля, практические работы, а также сочетание указанных форм.
Преобладающими формами текущего контроля знаний, умений и навыков являются самостоятельные и контрольные работы, различные тестовые формы контроля.
Промежуточная аттестация проводится согласно локальному акту образовательного учреждения в форме контрольных работ, а итоговая – в форме теста. Контроль предусматривает проведение лабораторных, практических, самостоятельных, тестовых и контрольных работ. К основным формам контроля, используемые мною, являются: фронтальный опрос, текущий, комбинированные формы, тестовые контролирующие задания (бумажный вариант или компьютерная проверка) по индивидуальным карточкам, контрольные и практические работы, оценка рефератов и докладов. Организация самоконтроля и взаимоконтроля знаний во время занятий. Шкала оценки знаний – пятибалльная.
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: 1. Словесные, наглядные, практические(По источнику изложения учебного материала). 2. Репродуктивные объяснительно-иллюстративные, поисковые, исследовательские, проблемные и др.(по характеру учебно-познавательной деятельности). 3. Индуктивные и дедуктивные(по логике изложения и восприятия учебного материала);
Методы контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности: Устные, письменные проверки и самопроверки результативности овладения знаниями, умениями и навыками;
Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: Определённые поощрения в формировании мотивации, чувства ответственности, обязательств, интересов в овладении знаниями, умениями и навыками.
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе авторской программы О.С. Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации. (Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений /О.С. Габриелян. – М.: Дрофа, 2010г.).
Учебный материал по химии в 10 классе начинается с наиболее важного раздела, касающегося теоретических вопросов органической химии.
Целесообразность такого подхода обусловлена самой концепцией концентрического обучения. Учащиеся получают первичную информацию об основных положениях теории химического строения, типах изомерии органических веществ, их классификации, изучают основы номенклатуры и тип химических реакций. Ребята из профильных классов знакомятся с электронными эффектами атомов и функциональных групп, типами реакционных частиц в органической химии. Изучение этих вопросов базируется на начальных знаниях об органических веществах, полученных учащимися в 9 классе. При дальнейшем изложении материала об основных классах органических веществ учитель использует знания и умения школьников по теории строения и реакционной способности органических соединений, закрепляя и углубляя их.
Такое расположение материала позволяет ученикам перейти от простого воспроизведения учебной информации к креативному методу обучения.
Этот курс развивает линию обучения химии, начатую в основной школе и построен по концентрическому принципу.
Изучение химии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на изучение следующих целей:
- освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
- овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
- развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
- воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
- применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Изучение предмета «химия» способствует решению следующих задач:
- Воспитание убеждённости в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей средеПодготовка к сознательному выбору профессии в соответствии с личными способностями и потребностями общества.
- Формировать умения: обращаться с химическими веществами, простейшими приборами, оборудованием, соблюдать правила техники безопасности, фиксировать результаты опытов, делать обобщения.
Пример рабочей программы разработан на основе авторской программы О.С. Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации. (Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений /О.С. Габриелян. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Дрофа, 2010.).
В авторскую программу внесены следующие изменения:
1.Увеличено число часов на изучение тем:
- тема « Введение» вместо 1часа – 4 часа, за счет включения повторения важнейших понятий органической химии за курс основной школы;
2.Уменьшено число часов на изучение тем:
1.- № 5 «Биологически активные органические соединения» до 6 часов вместо 8, так как эта тема в Обязательном минимуме содержания прописана курсивом, а значит, не внесена в Требования к уровню подготовки выпускников.
- № 6 «Искусственные и синтетические органические соединения» с 7часов до 6 за счет исключения Практической работы № 2 «Распознавание пластмасс и волокон». Высвободившиеся часы по темам № 5 и № 6 отводятся на подготовку к контрольным работам и обобщению и систематизации знаний по курсу органической химии.
2. Заменена Практическая работа № 2 «Распознавание пластмасс и волокон» на более безопасную при выполнении и значимую работу «Обнаружение витаминов».
Общая характеристика учебного плана по химии, 10 класс,
базовый уровень (2 ч в неделю, всего 70ч), УМК О.С. Габриеляна
№№ п\п | Наименование темы | Всего, час. | Из них | |
практические работы | контрольные работы | |||
1 | Введение | 4 | - | - |
2 | Тема 1. Теория строения органических соединений | 6 | - | - |
3 | Тема 2. Углеводороды и их природные источники | 16 | - | К.р.№1 |
4 | Тема 3. Кислородсодержащие органические соединения и их нахождение в живой природе | 19 | Пр.р.№1 | К.р.№2 |
5 | Тема 4. Азотсодержащие органические соединения и их нахождение в живой природе | 9 | - | - |
6 | Тема 5. Биологически активные органические соединения | 5 | - | - |
7 | Тема 6. Искусственные и синтетические органические соединения | 6 | Пр.р.№2 | - |
8 | Систематизация и обобщение знаний по курсу органической химии | 5 | - | К.р.№3 |
Итого | 70 | 2 | 3 |
Место химии в учебном плане.
Особенность курса химии состоит в том, что для его освоения школьники должны обладать не только определенным запасом предварительных естественно-научных знаний, но и достаточно хорошо развитым абстрактным мышлением. Это является главной причиной того, что в учебном плане этот предмет появляется последним в ряду естественно-научных дисциплин.
Содержание курса
Введение.(4 ч)
Предмет органической химии. Особенности строения и свойств органических соединений. Значение и роль органической химии в системе естественных наук в жизни общества. Краткий очерк истории развития органической химии.
Основные положения теории строения А.М. Бутлерова. Предпосылки создания теории. Представление о теории типов и радикалов. Работы А. Кекуле. Химическое строение и свойства органических веществ. Изомерия на примере бутана и изобутана.
Электронное облако и орбиталь, их формы: s и p. Электронные и электронно-графические формулы атома углерода в нормальном и возбуждённом состояниях. Ковалентная химическая связь, ее полярность и кратность. Водородная связь. Сравнение обменного и донорно-акцепторного механизмов образования ковалентной связи.
Валентные состояния атома углерода. Виды гибридизации: sp3-гибридизация (на примере молекулы метана), sp2-гибридизация (на примере молекулы этилена), sp-гибридизация (на примере молекулы ацетилена). Геометрия молекул рассмотренных веществ и характеристика видов ковалентной связи в них.
Тема 1. Теория строения органических соединений . (6 ч)
Классификация органических соединений по строению углеродного скелета: ациклические (алканы, алкены, алкины, алкадиены), карбоциклические, (циклоалканы и арены) и гетероциклические соединения. Классификация органических соединений по функциональным группам: спирты, фенолы, простые эфиры, альдегиды кетоны, карбоновые кислоты, сложные эфиры. Углеводы. Азотосодержащие соединения: нитросоединения, амины, аминокислоты.
Номенклатура тривиальная и ИЮПАК. Принципы образования названий органических соединений по ИЮПАК.
Виды изомерии в органической химии: структурная и пространственная. Разновидности структурной изомерии: изомерия «углеродного скелета», изомерия положения (кратной связи и функциональной группы), межклассовая изомерия. Разновидности пространственной изомерии. Геометрическая (цис-, транс-) изомерия на примере алкенов и циклоалканов. Оптическая изомерия на примере аминокислот.
Решение задач на вывод формул органических соединений.
Демонстрации. Шаростержневые модели органических соединений различных классов. Модели изомеров разных видов изомерии. Лабораторный опыт. Изготовление моделей веществ-представителей различных классов органических соединений
Тема 2. Углеводороды и их природные источники 16 часов.
Понятие об углеводородах. Природные источники углеводородов. Нефть и ее промышленная переработка. Фракционная перегонка, термический и каталитический крекинг. Природный газ, его состав и практическое использование. Каменный уголь. Коксование каменного угля.
Алканы. Гомологический ряд и общая формула алканов. Строение молекулы метана и других алканов. Изомерия и номенклатура алканов. Физические и химические свойства алканов: реакции замещения, горение алканов в различных условиях, термическое разложение алканов, изомеризация алканов. Применение алканов. Механизм реакции радикального замещения, его стадии. Практическое использование знаний о механизме (свободнорадикальном) реакции в правилах техники безопасности в быту и на производстве. Промышленные способы получения: крекинг алканов, фракционная перегонка нефти.
Алкены. Гомологический ряд и общая формула алкенов. Строение молекулы этилена и других алкенов. Изомерия алкенов: структурная и пространственная. Номенклатура и физические свойства алкенов. Получение этиленовых углеводородов из алканов, галогеналканов, спиртов. Реакции присоединения (гидрирование, гидрогалогенирование, галогенирование, гидратация). Реакции окисления и полимеризации алкенов. Применение алкенов на основе их свойств
Решение расчетных задач на установление химической формулы вещества по массовым долям элементов.
Алкины. Гомологический ряд алкинов. Общая формула. Строение молекулы ацетилена и других алкинов. Изомерия алкинов. Номенклатура ацетиленовых углеводородов. Получение алкинов: метановый и карбидный способы. Физические свойства алкинов. Реакции присоединения: галогенирование, гидрирование, гидрогалогенирование, гидратация (реакция Кучерова). Димеризация и тримеризацияалкинов. Взаимодействие терминальныхалкинов с основаниями. Окисление. Применение алкинов.
Диены. Строение молекул, изомерия и номенклатура алкадиенов. Физические свойства, взаимное расположение пи-связей в молекулах алкадиенов: кумулированное, сопряженное, изолированное. Особенности строения сопряженных алкадиенов, их получение.
Аналогия в химических свойствах алкенов и алкадиенов. Полимеризация алкадиенов. Натуральный и синтетический каучуки. Вулканизация каучука. Резина. Работы С.В.Лебедева, особенности реакций присоединения к алкадиенам с сопряженными пи-связями. Циклоалканы. Гомологический ряд и общая формула циклоалканов. Напряжение цикла в С3Н6 , С4Н8, С5Н10 , конформации С6Н12, изомерия циклоалканов («по скелету», цис -, транс-, межклассовая). Химические свойства циклоалканов: горение, разложение, радикальное замещение, изомеризация. Особые свойства циклопропана и циклобутана.
Арены. Бензол как представитель аренов. Строение молекулы бензола, сопряжение пи-связей. Получение аренов. Физические свойства бензола. Реакции электрофильного замещения с участием бензола: галогенирование, нитрование, алкилирование. Ориентация при электрофильном замещении. Реакции боковых цепей алкилбензолов. Способы получения. Применение бензола и его гомологов.
Решение расчетных задач на вывод формул органических веществ по массовым долям и по продуктам сгорания.
Демонстрации. Горение метана, этилена, этина, бензола. Отношение этих веществ к растворам перманганата калия и бромной воде. Определение качественного состава метана и этилена по продуктам горения. Взрыв смеси метана с воздухом. Получение метана взаимодействием ацетата натрия с натронной известью; ацетилена карбидным способом; этилена - реакцией дегидратации этилового спирт; разложение каучука при нагревании испытание продуктов разложения. Бензол как растворитель. Нитрование бензола.
Лабораторные опыты. 1.Изготовление моделей углеводородов и их галогенпроизводных.2.Ознакомление с продуктами нефти, каменного угля и продуктами их переработки. 3.Обнаружение в керосине непредельных соединений. 4. Ознакомление с образцами каучуков, резины и эбонита.
Тема 3. Кислородсодержащие органические соединения и их нахождение в живой природе 19 часов.
Спирты. Состав и классификация спиртов (по характеру углеводородного радикала и по атомности), номенклатура. Изомерия спиртов (положение гидроксильных групп, межклассовая, «углеродного скелета»). Физические свойства спиртов, их получение. Межмолекулярная водородная связь. Особенности электронного строения молекул спиртов. Химические свойства спиртов, обусловленные наличием в молекулах гидроксогрупп: образование алкоголятов, взаимодействие с галогеноводородами, межмолекулярная и внутри молекулярная дегидратация, этерификация, окисление и дегидрирование спиртов. Особенности свойств многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты. Важнейшие представители спиртов: метанол, этанол, этиленгликоль, глицерин. Физиологическое действие метанола и этанола. Рассмотрение механизмов химических реакций.
Фенолы. Строение, изомерия, номенклатура фенолов, их физические свойства и получение. Химические свойства фенолов. Кислотные свойства. Взаимное влияние атомов и групп в молекулах органических веществ на примере фенола. Поликонденсация фенола с формальдегидом. Качественная реакция на фенол. Применение фенола. Многоатомные фенолы.
Демонстрации. Выделение водорода из этилового спирта. Сравнение свойств спиртов в гомологическом ряду (растворимость в воде, горение, взаимодействие с натрием). Взаимодействие глицерина с натрием. Получение сложных эфиров. Качественная реакция на многоатомные спирты. Качественная реакция на фенол (с хлоридом железа (III), Растворимость фенола в воде при различной температуре. Вытеснение фенола из Фенолята натрия угольной кислотой.
Лабораторные опыты. 1. Растворение глицерина в воде и реакция его с гидроксидом меди (II). Взаимодействие фенола с бромной водой и с раствором щёлочи.
Альдегиды и кетоны Классификация, строение их молекул, изомерия и номенклатура. Особенности строения карбонильной группы. Физические свойства формальдегида и его гомологов. Химические свойства альдегидов, обусловленные наличием в молекуле карбонильной группы атомов (гидрирование, окисление аммиачными растворами оксида серебра и гидроксида меди (II)). Присоединение синильной кислоты и бисульфита натрия. Качественные реакции на альдегиды. Реакция поликонденсации фенола с формальдегидом. Особенности строения и химических свойств кетонов. Взаимное влияние атомов в молекулах. Галогенирование альдегидов и кетонов по ионному механизму на свету. Качественная реакция на метилкетоны.
Демонстрации. Коллекция альдегидов. Реакция «серебряного зеркала». Окисление бензальдегида на воздухе.
Лабораторные опыты. Качественные реакции на альдегиды (с аммиачными растворами оксида серебра и гидроксидом меди (II)). Окисление спирта в альдегид. Получение и свойства карбоновых кислот.
Карбоновыекислоты. Строение молекул карбоновых кислот и карбоксильной группы. Классификация и номенклатура карбоновых кислот. Физические свойства карбоновых кислот и их зависимость от строения молекул. Карбоновые кислоты в природе. Биологическая роль карбоновых кислот. Общие свойства неорганических и органических кислот (взаимодействие с металлами, оксидами металлов, основаниями, солями). Влияние углеводородного радикала на силу карбоновой кислоты. Реакция этерификации, условия ее проведения. Одноосновные и многоосновные, непредельные карбоновые кислоты. Отдельные представители кислот. Сложные эфиры. Строение сложных эфиров, изомерия (межклассовая и «углеродного скелета»). Номенклатура сложных эфиров. Обратимость реакции этерификации, гидролиз сложных эфиров. Равновесие реакции: этерификации- гидролиза; факторы влияющие на гидролиз.
Жиры - сложные эфиры глицерина и карбоновых кислот. Состав и строение молекул жиров. Классификация жиров. Омыление жиров, получение мыла. Мыла, объяснение их моющих свойств. Жиры в природе. Биологическая функция жиров. Понятие об СМС. Объяснение моющих свойств мыла и СМС.
Демонстрации. Химические свойства уксусной и муравьиной кислот. Возгонка бензойной кислоты. Свойства непредельной олеиновой кислоты. Получение сложного эфира. Коллекция масел.
Лабораторные опыты. Растворимость жиров. Доказательство непредельного характера жидкого жира. Омыление жиров. Сравнение свойств мыла и СМС.
Углеводы. Этимология названия класса. Моно-, ди- и полисахариды. Представители каждой группы. Биологическая роль углеводов. Их значение в жизни человека и общества.
Моносахариды. Их классификация. Гексозы и их представители. Глюкоза, ее физические свойства, строение молекулы. Равновесия в растворе глюкозы. Зависимость химических свойств глюкозы от строения молекулы. Взаимодействие с гидроксидом меди(II) при комнатной температуре и нагревании, этерификация, реакция «серебряного зеркала», гидрирование. Реакции брожения глюкозы: спиртового, молочнокислого. Глюкоза в природе. Биологическая роль глюкозы. Применение глюкозы на основе ее свойств. Фруктоза как изомер глюкозы. Сравнения строения молекул и химических свойств глюкозы и фруктозы. Фруктоза в природе и ее биологическая роль.
Дисахариды. Строение, общая формула и представители. Сахароза, лактоза, мальтоза, их строение и биологическая роль. Гидролиз дисахаридов. Промышленное получение сахарозы из природного сырья. Полисахариды. Общая формула и представители: декстрины и гликоген, крахмал, целлюлоза (сравнительная характеристика). Физические свойства полисахаридов. Химические свойства полисахаридов. Гидролиз полисахаридов. Качественная реакция на крахмал. Полисахариды в природе, их биологическая роль. Применение полисахаридов на основании их свойств (волокна). Понятие об искусственных волокнах. Взаимодействие целлюлозы с неорганическими и карбоновыми кислотами - образование сложных эфиров.
Демонстрации. Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди(II) без нагревания и при нагревании. Реакция «серебряного зеркала» глюкозы. Гидролиз сахарозы, целлюлозы и крахмала. Коллекция волокон.
Лабораторные опыты. Взаимодействие глюкозы и сахарозы с гидроксидом меди(II). Взаимодействие крахмала с йодом. Образцы природных и искусственных волокон.
Тема 4. Азотсодержащие органические соединения и их нахождение в живой природе 9 часов.
Амины. Определение аминов. Строение аминов. Классификация, изомерия и номенклатура аминов. Алифатические и ароматические амины. Анилин. Получение аминов: алкилирование аммиака, восстановление нитросоединений (реакция Зинина). Физические свойства аминов. Химические свойства аминов: взаимодействие с кислотами и водой. Основность аминов. Гомологический ряд ароматических аминов. Алкилирование и ацилирование аминов. Взаимное влияние атомов в молекулах на примере аммиака, алифатических и ароматических аминов; анилина, бензола и нитробензола Аминокислоты. Состав и строение молекул аминокислот, изомерии. Двойственность кислотно-основных свойств аминокислот и ее причины. Взаимодействие аминокислот с основаниями, образование сложных эфиров. Взаимодействие аминокислот с сильными кислотами. Образование внутримолекулярных солей. Реакция поликонденсации аминокислот.
Белки - природные биополимеры. Пептидная группа атомов и пептидная связь. Пептиды. Белки. Первичная, вторичная и третичная структуры белков. Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз, качественные реакции. Биологические функции белков. Значение белков. Четвертичная структура белков как агрегация белковых и небелковых молекул. Глобальная проблема белкового голодания и пути ее решения. Понятие ДНК и РНК. Понятие о нуклеотиде, пиримидиновых и пуриновых основаниях. Первичная, вторичная и третичная структуры ДНК. Биологическая роль ДНК и РНК. Генная инженерия и биотехнология.
Демонстрации. Опыты с метиламином: горение, щелочные свойства раствора. Образование солей. Взаимодействие анилина с соляной кислотой и с бромной водой. Окраска ткани анилиновым красителем. Доказательство наличия функциональных групп в растворах аминокислот. Растворение и осаждение белков. Денатурация белков. Коллекция «Волокна».
Лабораторные опыты. 1.Образцы синтетических волокон. 2. Растворение белков в воде. Коагуляция желатина спиртом. 3.Цветные реакции белков. 4.Обнаружение белка в молоке.
Тема 5. Биологически активные органические соединения 5 часов.
Понятие о витаминах. Их классификация и обозначение. Профилактика авитаминозов.
Понятие о ферментах как о биологических катализаторах белковой природы. Особенности строения и свойств в сравнении с неорганическими катализаторами. Значение в биологии и применение в промышленности. Классификация ферментов. Особенности строения и свойств ферментов: селективность и эффективность.
Понятие о гормонах как биологически активных веществах, выполняющих эндокринную регуляции, жизнедеятельности организмов.
Понятие о лекарствах как химиотерапевтических препаратах. Группы лекарств: сульфамиды, антибиотики, аспирин. Безопасные способы применения лекарственных форм.
Тема 6. Искусственные и синтетические органические соединения 6 часов.
Ознакомление с коллекцией пластмасс, волокон и каучуков. Знать и понимать важнейшие материалы, искусственные волокна и пластмассы,
характеризовать строение полимеров.
Поурочное планирование по химии, 10 класс, базовый уровень
(2 ч в неделю, всего 70 ч. из них 2ч – резервное время), УМК О.С. Габриеляна
№№ п/п | Тема урока | Дата | Практические виды занятий в т.ч. лабораторные работы, уроки с использованием ИКТ | Элементы содержания урока, проверяемые заданиями ЕИМ,№ задания КИМ | Требования к уровню подготовки выпускников | Виды контроля | |
план | факт | ||||||
Введение (4часа) | |||||||
1 | Предмет органической химии | 02.09 | Д. Коллекция органических веществ и изделий из них | Знать/понимать -химические понятия: вещества молекулярного и немолекулярного строения | Устный опрос. | ||
2 | Классификация органических веществ | 05.09 | Знать/понимать -химические понятия: функциональная группа; Уметь -определять принадлежность веществ к различным классам органических соединений | Устная и письменная работа с коллекциями, справочными материалами, планом описания свойств веществ | |||
3 | Строение атома углерода. | 09.09 | Д.Шаростержневые и объемные модели молекул | Знать: понятия: атом, атомные орбитали. Уметь: определять тип химической связи, объяснять природу и способы образования химической связи. | |||
4 | Валентное состояние атома углерода. | 12.09 | Д.Шаростержневые и объемные модели метана, этана, этилена, ацетилена. | Знать: понятия: гибридизация орбиталей, пространственное строение молекул. Уметь: определять тип химической связи, пространственное строение молекул, объяснять природу и способы образования химической связи. | |||
Тема 1. Строение органических соединений (6 часов) | |||||||
1-2 (5-6) | Теория строения органических соединений | 16.06 19.09 | Д. Модели молекул гомологов и изомеров органических соединений | Классификация и номенклатура органических соединений В1 2.2.8. | Знать/понимать -химические понятия: валентность, изомерия, изомеры, гомология, гомологи; -теорию строения органических соединений А.М. Бутлерова | Устный опрос. | |
3(7) | Основы номенклатуры органических соединений. | 23.09 | Д. Таблицы: 1. «Основные классы органических соединений», 2. «Названия алканов и алкильных заместителей». | Уметь: называть изученные вещества по «тривиальной» и международной номенклатуре | |||
4-5 (8-9) | Понятие о гомологии и гомологах, изомерии и изомерах | 26.09 30.09 | Л. Изготовление моделей молекул углеводородов | Уметь -называть органические вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре | Л.р | ||
6 (10) | Систематизация и обобщение знаний по теме № 1 | 03.10 | Л. Определение элементного состава органических соединений | Уметь -выполнять химический эксперимент по распознаванию органических веществ | Л.р | ||
Тема 2. Углеводороды и их природные источники (16часов) | |||||||
1 (11) | Природный газ | 07.10 | Уметь -использовать приобретенные знания для безопасного обращения с природным газом | Устный опрос. | |||
2-3 (12-13) | Алканы | 10.10 14.10 | Д. Горение метана и отношение его к раствору перманганата калия и бромной воде Л. Изготовление моделей молекул алканов | Характерные химические свойства углеводородов: алканов, В62.3.4. | Знать/понимать -химические понятия: углеродный скелет; -важнейшие вещества: метан, его применение; Уметь -называть: алканы по международной номенклатуре -определять: принадлежность органических веществ к классу алканов -характеризовать: строение и химические свойства метана и этана -объяснять: зависимость свойств метана и этана от их состава и строения | Л.р | |
4-5 (14-15) | Алкены | 17.10 21.10 | Д. Получение этилена, горение, отношение к бромной воде и раствору перманганата калия Л. Изготовление моделей молекул алкенов | Характерные химические свойства углеводородов: алкенов В6 2.3.4. | Знать/понимать -химические понятия: строение алкенов (наличие двойной связи); -важнейшие вещества: этилен, его применение; Уметь -называть: алкены по «тривиальной» или международной номенклатуре; -определять: принадлежность веществ к классу алкенов -характеризовать: строение и химические свойства этилена; -объяснять: зависимость свойств этилена от его состава и строения | Л.р | |
6 (16) | Полиэтилен | 24.10 | Д. Коллекция изделий из полиэтилена | Знать/понимать -важнейшие вещества и материалы: пластмассы (полиэтилен), его применение | Устная и письменная работа с учебником | ||
7 (17) | Алкадиены. Каучуки | 28.10 | Д. Разложение каучука при нагревании, испытание продукта разложения на наличие двойных связей. | Знать/понимать -важнейшие вещества и материалы: каучуки, их применение | Устная и письменная работа с учебником | ||
8-9 (18-19) | Алкины. Ацетилен | 31.10 11.11 | Д. Получение и свойства ацетилена Л. Изготовление модели молекулы ацетилена | Характерные химические свойства углеводородов: алкинов В6 3.3.4. | Знать/понимать строение молекулы ацетилена (наличие тройной связи); -важнейшие вещества: ацетилен, его применение; Уметь -называть: ацетилен по международной номенклатуре; -характеризовать: строение и химические свойства ацетилена; -объяснять: зависимость свойств этина от строения | тест | |
10(20) | Нефть | 14.11 | Д. (Л.) Ознакомление с коллекцией «Нефть и продукты ее переработки» Л. Обнаружение непредельных соединений в жидких нефтепродуктах | Знать/понимать способы безопасного обращения с горючими и токсичными веществами Уметь -объяснять явления, происходящие при переработке нефти; оценивать влияние химического загрязнения нефтью и нефтепродуктами на состояние окружающей среды -выполнять химический эксперимент по распознаванию непредельных углеводородов | Л.р | ||
11-12 (21-22) | Арены. Бензол | 18.11 21.11 | Д. Отношение бензола к раствору перманганата калия и бромной воде | Характерные химические свойства углеводородов: ароматических углеводородов (бензола и толуола). В6 3.3.4 | Знать/понимать строение молекулы бензола; Уметь -характеризовать: химические свойства бензола -объяснять зависимость свойств бензола от его состава и строения | тест | |
13(23) | Решение задач | 25.11 | Расчеты массы (объема, количества вещества) С4 4.3.5. | Уметь -вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции | Письменная работа с самопроверкой | ||
14(24) | Систематизация и обобщение знаний по теме № 2. | 28.11 | |||||
15(25) | Контрольная работа № 1 по теме № 2 «Углеводороды и их природные источники» | 02.12 | Контрольная работа | ||||
16(26) | Анализ контрольной работы | 05.12 | |||||
Тема № 3. Кислородсодержащие соединения и их нахождение в живой природе (19часов) | |||||||
1(27) | Углеводы | 09.12 | Д. Ознакомление с образцами углеводов Л. Свойства крахмала | Биологически важные вещества: жиры, углеводы (моносахариды, дисахариды, полисахариды) В8 2.3.4. | Знать/понимать важнейшие углеводы: глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка Уметь -объяснять химические явления, происходящие с углеводами в природе -выполнять химический эксперимент по распознаванию крахмала | Л.р | |
2 (28) | Глюкоза | 12.12 | Л. Свойства глюкозы | Биологически важные вещества: жиры, углеводы (моносахариды, дисахариды, полисахариды) В8 2.3.4. | Уметь -выполнять химический эксперимент по распознаванию глюкозы | Л.р | |
3 (29) | Спирты | 16.12 | Характерные химические свойства предельных одноатомных и многоатомных спиртов В7 2.3.4. | Знать/понимать -химические понятия: функциональная группа спиртов; -вещества: этанол, физиологическое действие на организм метанола и этанола; Уметь -называть спирты по «тривиальной» или международной номенклатуре; -определять принадлежность веществ к классу спиртов | Письменная работа с самопроверкой | ||
4 (30) | Химические свойства спиртов | 19.12 | Л. Свойства этилового спирта | Характерные химические свойства предельных одноатомных и многоатомных спиртов В7 2.3.4. | Уметь -характеризовать строение и химические свойства спиртов; -объяснять зависимость свойств спиртов от их состава и строения | Л.р | |
5 (31) | Многоатомные спирты | 23.12 | Л. Свойства глицерина | Характерные химические свойства предельных одноатомных и многоатомных спиртов В7 2.3.4. | Знать/понимать -вещества: глицерин; Уметь -выполнять химический эксперимент по распознаванию многотомных спиртов | Л.р | |
6-7 (32-33) | Каменный уголь. Фенол | 26.12 13.01 | Д. Коллекция «Каменный уголь и продукты его переработки» Д. Растворимость фенола в воде при обычной температуре и при нагревании Д. Качественные реакции на фенол | Характерные химические свойства фенола В7 2.3.4. | Использовать приобретенные знания и умения для -безопасного обращения с фенолом; -для оценки влияния фенола на организм человека и другие живые организмы | Л.р | |
8-9 (34-35) | Альдегиды | 17.01 20.01 | Д. Окисление спирта в альдегид Д. Реакция «серебряного зеркала» Д. Окисление альдегидов с помощью гидроксида меди (П) Л. Свойства формальдегида | Характерные химические свойства альдегидов В7 2.3.4. | Знать/понимать -химические понятия: функциональная группа альдегидов; Уметь -называть альдегиды по «тривиальной» или международной номенклатуре; -определять принадлежность веществ к классу альдегидов; -характеризовать строение и химические свойства формальдегида и ацетальдегида; -объяснять зависимость свойств альдегидов от состава и строения; -выполнять химический эксперимент по распознаванию альдегидов | Л.р | |
10-11 (36-37) | Карбоновые кислоты | 24.01 27.01 | Л. Свойства уксусной кислоты | Характерные химические свойства предельных карбоновых кислот В7 2.3.4. | Знать/понимать -химические понятия: функциональная группа карбоновых кислот, Уметь -называть уксусную кислоту по международной номенклатуре; -определять принадлежность веществ к классу карбоновых кислот; -характеризовать строение и химические свойства уксусной кислоты; -объяснять зависимость свойств уксусной кислоты от состава и строения -выполнять химический эксперимент по распознаванию карбоновых кислот | Л.р | |
12(38) | Сложные эфиры | 31.01 | Д. Получение уксусно-этилового и уксусно-изоамилового эфиров Д. Коллекция эфирных масел | Характерные химические свойства сложных эфиров В7 2.3.4. | Уметь -называть сложные эфиры по «тривиальной» или международной номенклатуре -определять принадлежность веществ к классу сложных эфиров | тест | |
13-14 (39-40) | Жиры | 03.02 07.02 | Л. Свойства жиров Л. Сравнение растворов свойств мыла и стирального порошка | Биологически важные вещества: жиры В8 2.3.4. | Уметь -определять принадлежность веществ к классу жиров; мылам; -характеризовать строение и химические свойства жиров | Л.р | |
15(41) | Практическая работа № 1 «Качественный анализ органических соединений» | 10.02 | Уметь -выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших органических веществ | Практическая работа | |||
16(42) | Генетическая связь между классами органических соединений | 14.02 | Д. Переходы: этанол – этилен – этиленгликоль – этиленгликолят меди (П); этанол – этаналь – этановая кислота | Взаимосвязь углеводородов и кислородосодержащих органических соединений А18 2.3.4. | Уметь -характеризовать строение и химические свойства изученных органических соединений | Индивидуальные задания |
7(43) | Систематизация и обобщение знаний по теме № 3. | 17.02 | Индивидуальные задания | ||||
18(44) | Контрольная работа № 2 по теме №3 «Кислородсодержащие органические соединения и их нахождение в живой природе» | 21.02 | Контрольная работа | ||||
19(45) | Анализ контрольной работы | 24.02 | Устная работа с учебником | ||||
Тема № 4. Азотсодержащие органические соединения и их нахождение в живой природе (9часов) | |||||||
1 (46) | Амины | 28.02 | Характерные химические свойства азотсодержащих органических соединений: амиинов и аминокислот В8 2.3.4. | Уметь -определять принадлежность веществ к классу аминов -характеризовать строение и химические свойства аминов | Устный опрос. | ||
2(47) | Анилин | 03.03 | Д. Взаимодействие аммиака и анилина с соляной кислотой. Д. Реакция анилина с бромной водой | Уметь -характеризовать строение и химические свойства анилина | Письменная самостоятельная работа | ||
3-4 (48-49) | Аминокислоты | 07.03 10.03 | Д. Доказательство наличия функциональных групп в растворах аминокислот | Характерные химическиесвойства азотсодержащих органических соединений:аминокислот. В8 2.3.4. | Уметь -называть аминокислоты по «тривиальной» или международной номенклатуре; -определять принадлежность веществ к классу аминокислот; - характеризовать строение и химические свойства аминокислот | тест | |
5-6 (50-51) | Белки | 14.03 17.03 | Д. Растворение и осаждение белков. Цветные реакции белков: ксантопротеиновая и биуретовая. Горение птичьего пера и шерстяной нити. Л. Свойства белков | Биологически важные вещества: белки В8 2.3.4. | Уметь -характеризовать строение и химические свойства белков; -выполнять химический эксперимент по распознаванию белков | Л.р | |
7 (52) | Нуклеиновые кислоты | 21.03 | Д. Модель молекулы ДНК | Устный опрос. | |||
8-9 (53-54) | Решение расчетных задач. Выполнение упражнений | 31.03 04.04 | Письменная самостоятельная работа | ||||
Тема № 5. Биологически активные органические соединения (5часов) | |||||||
1 (55) | Ферменты | 07.04 | Д. Разложение пероксида водорода каталозой сырого мяса или сырого картофеля Д. Коллекция СМС, содержащих энзимы | Устная работа с учебником | |||
2 (56) | Витамины Защита проектов. Интегрированный урок | 07.04 | Д. Коллекция витаминных препаратов Д. Домашняя, лабораторная и автомобильная аптечки | Устная работа с учебником | |||
3(57) | Гормоны | 11.04 | Устная работа с учебником | ||||
4(58) | Лекарства | 14.04 | Д. Коллекция витаминных препаратов Д. Домашняя, лабораторная и автомобильная аптечки | Использовать приобретенные знания и умения для безопасного обращения с токсичными веществами | Письменная самостоятельная работа. | ||
5(59) | Практическая работа № 2 «Решение экспериментальных задач по органической химии». | 18.04 | Уметь -выполнять химический эксперимент по обнаружению витаминов | Практическая работа | |||
Тема 6. Искусственные и синтетические органические соединения (6часов) | |||||||
1-2 (60-61) | Искусственные полимеры | 21.04 25.04 | Л. Ознакомление с коллекцией пластмасс и волокон | Знать/понимать - важнейшие материалы -искусственные волокна и пластмассы Уметь -характеризовать строение полимеров | Л.р | ||
3(62) | Синтетические полимеры | 28.04 | Л. Ознакомление с коллекцией пластмасс, волокон и каучуков | Знать/понимать - важнейшие материалы –синтетические полимеры Уметь -характеризовать строение полимеров | Л.р | ||
4(63) | Синтетические пластмассы | 02.05 | Д. Коллекция изделий из пластмасс | Знать/понимать - важнейшие материалы синтетические пластмассы | Письменная самостоятельная работа. | ||
5(64) | Синтетические волокна | 05.05 | Знать/понимать - важнейшие материалы -синтетические волокна | Письменная самостоятельная работа. | |||
6(65) | Синтетические каучуки | 12.05 | Знать/понимать - важнейшие материалы синтетические каучуки | Устная работа с учебником | |||
66-67 | Обобщение и систематизация знаний по курсу органической химии | 16.05 | Устная работа с учебником | ||||
68 | Контрольная работа № 3 по курсу органической химии | 19.05 | Контрольная работа | ||||
69 | Анализ контрольной работы | 23.05 | |||||
70 | Защита проектов | 27.05 |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Газеты и журналы:
1. Газета «Химия» ИД «Первое сентября».
2. Журнал «Здоровье детей»
Справочники и энциклопедии:
1. Химия. Справочник школьника.
2. Детская энциклопедия «Я познаю мир»
3. Справочники и энциклопедии школьного библиотечного фонда.
Интернет- ресурсы:
1. http://festival.1september.ru
2. http://portfolio.1september.ru
3. http://school-collection.edu.ru
5. http://www.uroki.ru/ur_rus/programms/env_3.htm
7. http://www.kcn.ru/school/book/index.htm
Планируемые результаты курса
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и
- ключевых компетенций:
- умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;
- использование элементов причинно – следственного и структурно - функционального анализа;
- определение сущностных характеристик изучаемого объекта;
- умение развёрнуто обосновывать суждения, давать определения, проводить доказательства;
- оценивание и корректировка своего поведения в окружающем мире.
- Требования к уровню подготовки обучающихся включают в себя как требования, основанные на усвоении и воспроизведении
- учебного материала, понимании смысла химических понятий и явлений, так и основанные на более сложных видах деятельности:
- объяснение физических и химических явлений, приведение примеров практического использования изучаемых химических явлений
- и закономерностей.
- Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов,
- овладение учащимися способами интеллектуальной и практической деятельности, овладение знаниями и умениями, востребованными
- в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и
- собственного здоровья.
В результате изучения химии на базовом уровне ученик должен
проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
- определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
- безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
- приготовление растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
- критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
Конкретные требования к уровню подготовки выпускников определены для каждого урока и включены в поурочное планирование.
В поурочном планировании в графе «Изучаемые вопросы» курсивом выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников.
Предлагаемые материалы могут быть использованы учителем для составления рабочих программ не только к УМК О.С. Габриеляна, но также и к УМК других авторов.
:
Знать/понимать
Важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления , моль, молярная масса, молярный объём, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
Основные теории химии: химической связи, строения органических соединений;
Важнейшие вещества и материалы: метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, глюкоза, сахароза, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;
Уметь
Называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;
Определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
Характеризовать: общие химические свойства органических соединений; строение и свойства изученных органических соединений;
Объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения;
Выполнять химический эксперимент по распознанию важнейших органических веществ;
Проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников; использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и её представления в различных формах;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории. 10 класс. Базовый уровень. Составлена на основе программы под редакцией Волобуева О. В.
Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно - тематический план....
Рабочая программа курса «Информатика и ИКТ» базовый уровень, 8 класс
Пояснительная запискаРабочая программа составлена на основе:· Федерального компонента государственного стандарта основного общего образовани...
Рабочая программа курса «Информатика и ИКТ» базовый уровень, 10 класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАНастоящая программа рассчитана на изучение базового курса информатики учащимися 10 класса в течение 35 часов (1 час в неделю).Пояснительная записка Основными норм...
Рабочая программа курса «Информатика и ИКТ» базовый уровень, 11 класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАНастоящая программа рассчитана на изучение базового курса информатики учащимися 11 класса в течение 34 часов (1 час в неделю).Пояснительная записка Основными норм...
Рабочая программа курса «Информатика и ИКТ» базовый уровень, 7 класс
Пояснительная запискаРабочая программа составлена на основе:· Федерального государственного образовательного стандарта основного общего обра...
Рабочая программа курса «Информатика и ИКТ» базовый уровень, 9 класс,ФГОС
Пояснительная записка· Рабочая программа учебного курса по информатике для 9 класса разработана на основе ФГОС второго поколения, при...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Краеведение» (базовый уровень) для обучающихся 9 классов
АННОТАЦИЯк рабочей программе курса внеурочной деятельностиКраеведение9 класс Цель курса «Краеведение» - дать учащимся комплекте представление об основных закономерностях и специфике т...