Итоговая контрольная работа по органической химии 10 класс (базовый уровень)
учебно-методический материал по химии (10 класс) на тему
Контрольная работа предназначена для оценки уровня общеобразовательной подготовки обучающихся 10 классов средней школы, изучавших органическую химию на базовом уровне.Контрольно-тзмерительные материалы проверочной работы могут быть использованы для аттестации обучающихся за базовый базовый курс органической химии 10 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
itogovaya_kontrolnaya_rabota_po_organicheskoy_himii_10_klass_bazovyy_uroven.docx | 69.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Характеристика итоговой контрольной работы по
ОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ
10 класс
базовый уровень
- Назначение контрольной работы
Контрольная работа предназначена для оценки уровня общеобразовательной подготовки обучающихся 10 классов средней школы, изучавших органическую химию на базовом уровне. Контрольно-измерительные материалы проверочной работы могут быть использованы для аттестации обучающихся за базовый курс органической химии 10 класса.
- Нормативные документы, определяющие содержание контрольной работы
Содержание диагностической работы определяется следующими нормативными документами:
- Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»);
- Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования по химии (приказ МО РФ № 56 от 30.06.1998 г.);
- Примерная программа среднего (полного) общего образования по химии.
- Общие подходы к разработке контрольной работы
Контрольная работа ориентирована на проверку усвоения системы знаний, которая рассматривается в качестве инвариантного ядра содержания действующих программ по химии. В ФК ГОС среднего общего образования по химии эта система знаний и умений представлена в виде требований к уровню подготовки выпускников (базовый уровень). Требованиями к уровню подготовки выпускников по химии определено, что в результате изучения органической химии на базовом уровне ученик должен:
знать (понимать) теорию строения органических соединений; понятия углеродного скелета, изомерии, гомологии, функциональной группы; важнейшие органический соединения (метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы), их состав и свойства;
уметь:
определять принадлежность веществ к различным классам органических соединений; гомологи и изомеры;
называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;
характеризовать строение и химические свойства изученных органических соединений;
объяснять: зависимость свойств органических веществ от их состава и строения;
планировать химический эксперимент по распознаванию важнейших органических веществ;
проводить вычисления по химическим формулам и уравнениям.
Учебный материал, проверяемый заданиями итоговой контрольной работы, отбирался с учетом его значимости для общеобразовательной подготовки десятиклассников.
Тексты заданий в контрольной работе в целом соответствуют формулировкам, принятым в учебниках, включённых в Федеральный перечень учебников, рекомендуемых Министерством образования и науки РФ к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ среднего (полного) общего образования.
- Структура контрольной работы
Каждый вариант контрольной работы состоит из трех частей и содержит
15 заданий:
- часть 1 содержит задания с кратким ответом (с порядковыми номерами 1 – 11), ответ на которые записывается в виде одной цифры;
- часть 2 содержит задания (с порядковыми номерами 12 – 13) на множественный выбор или установление соответствия между элементами двух множеств, ответ на которые записывается в виде последовательности четырех цифр;
- часть 3 содержит 2 задания (с порядковыми номерами 14 – 15) повышенного уровня сложности; которые предполагают запись развёрнутого ответа.
Задания расположены по принципу постепенного нарастания уровня их сложности. В итоговую контрольную работу включены задания двух уровней сложности: базового – Б; повышенного – П (см. таблицу 1).
Таблица 1
Распределение заданий итоговой работы по уровням сложности
Уровень сложности заданий | Количество заданий | Максимальный первичный балл | Процент от максимального первичного балла за всю работу |
Базовый (Б) | 11 | 11 | 52,4 % |
Повышенный (П) | 2 | 4 | 19 % |
Высокий (В) | 2 | 6 | 28,6 % |
Итого | 15 | 21 | 100% |
5. Характеристика заданий
Задания части 1 (с выбором ответа) в совокупности позволяют проверить усвоение основных элементов содержания конкретных тем курса органической химии на базовом уровне, предусмотренных Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта: знание языка науки и основ химической номенклатуры, основных понятий и теории органической химии, классов органических веществ, характерных химических свойств и химических реакций. Данный уровень усвоения учебного материала предусматривает сформированность умений: выделять существенные признаки ведущих понятий; называть изученные вещества; классифицировать вещества и химические реакции.
В каждом задании с выбором ответа присутствуют четыре альтернативных ответа. Выполнение любого такого задания предполагает использование знаний, необходимых для подтверждения правильности только одного ответа из четырёх предложенных вариантов.
В часть 2 контрольной работы включены задания с кратким ответом проверяют усвоение элементов содержания учебного материала на повышенном уровне, который предусматривает сформированность умений применять изученные понятия для анализа различных явлений в их взаимосвязи, систематизировать и обобщать имеющиеся знания. Выполнение этих заданий предполагает осуществление большего числа действий, чем при выполнении заданий с выбором ответа, самостоятельное составление и запись ответа.
В часть 3 контрольной работы включены задания с развернутым ответом высокого уровня сложности, предусматривают комплексную проверку усвоения нескольких (двух и более) элементов содержания. Успешность их выполнения зависит от сформированности умения самостоятельно и осознанно применять полученные знания в различных новых связях и ситуациях.
6. Время выполнение работы
На выполнение итоговой диагностической работы отводится 45 минут. Примерное время, отводимое на выполнение отдельных заданий, составляет:
• для каждого задания части 1 – 1-2 минуты;
• для каждого задания части 2 – 3-4 минуты;
• для каждого задания части 3 – 7-8 минут;
7. План контрольной работы
Содержание работы по органической химии отражено в обобщённом плане варианта контрольной работы (см. таблицу 2).
Таблица 2
План варианта контрольной работы
№ задания в работе | Проверяемые элементы содержания | Уровень сложности задания | Макс. балл за выполнение задания | Примерное время выполнения задания (мин.) |
1 | Классификация органических веществ. Общие формулы классов органических веществ. | Б | 1 | 2 |
2 | Номенклатура органических веществ | Б | 1 | 2 |
3 | Теория строения органических соединений: гомология. | Б | 1 | 2 |
4 | Теория строения органических соединений: изомерия (структурная и пространственная). | Б | 1 | 2 |
5 | Характерные химические свойства углеводородов: предельных углеводородов (алканов) и непредельных углеводородов (алкенов, алкинов, алкадиенов), аренов | Б | 1 | 2 |
6 | Характерные химические свойства предельных одноатомных и многоатомных спиртов, фенола | Б | 1 | 2 |
7 | Характерные химические свойства альдегидов, предельных карбоновых кислот, сложных эфиров | Б | 1 | 2 |
8 | Азотсодержащие органические соединения: амины и аминокислоты: состав, строение, свойства | Б | 1 | 2 |
9 | Природные источники углеводородов, их переработка | Б | 1 | 2 |
10 | Высокомолекулярные соединения. Реакции полимеризации и поликонденсации. Полимеры | Б | 1 | 2 |
11 | Качественные реакции на органические вещества | Б | 1 | 2 |
12 | Классификация органических веществ. Номенклатура органических веществ (тривиальная и международная) | П | 1 | 2 |
13 | Области применения представителей основных классов органических веществ. | П | 2 | 3-4 |
14 | Генетическая взаимосвязь между классами органических соединений. | В | 3 | 3-4 |
15 | Нахождение молекулярной формулы органического вещества по массовым долям химических элементов, входящих в их состав. | В | 3 | 7-8 |
- Дополнительные материалы и оборудование
В процессе выполнения итоговой диагностической работы по химии разрешается использовать следующие материалы и оборудование:
- Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева;
- Таблица растворимости солей, кислот и оснований в воде;
- Электрохимический ряд напряжений металлов;
- Непрограммируемый калькулятор.
- Рекомендации по оцениванию
Максимальный балл за выполнение всех заданий равен 21.
Верное выполнение каждого из заданий 1 – 11 оценивается 1 баллом.
Верное выполнение каждого из заданий 12–13 максимально оценивается 2 баллами. Если в ответе на эти задания допущена только одна ошибка, то задание считается выполненным частично и оценивается 1 баллом.
Оценивание каждого из заданий высокого уровня сложности осуществляется на основе поэлементного анализа ответов учащихся. Каждый верно выполненный элемент ответа оценивается 1 баллом. Максимальное количество баллов за каждое из заданий с порядковыми номерами 14 и 15 составляет 3 балла.
Задания с развернутым ответом могут быть выполнены учащимися разными способами. Поэтому приведенные в критериях оценивания образцы решений следует рассматривать лишь как один из возможных вариантов ответа.
Полученные учащимися баллы за выполнение всех заданий суммируются. Итоговая оценка определяется по 5-бальной шкале (см. таблицу 3).
Таблица 3
Шкала перевода первичных баллов в отметки по пятибалльной шкале
Отметка по пятибалльной шкале | «2» | «3» | «4» | «5» |
Процент выполнения | 0-49% | 50-69% | 70-84% | 85-100% |
Количество | 1 – 9 | 10 – 14 | 15 – 18 | 19 – 21 |
Итоговая контрольная работа
по ОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ
10 класс
Базовый уровень
Вариант 1
Инструкция по выполнению работы
На выполнение работы по химии отводится 45 минут. Работа состоит из трех частей (1, 2 и 3) и включает в себя 15 заданий.
Часть 1 состоит из 11 заданий (с 1 по 11) с кратким ответом. К каждому заданию части 1 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Цифру, соответствующую правильному ответу, нужно записать в поле ответа в тексте работы.
Часть 2 состоит из 2-х заданий (12 и 13 ). Ответ к каждому из них запишите кратко в виде последовательности цифр в поле ответа в тексте работы без пробелов и других дополнительных символов.
Часть 3 содержит 2 задания высокого уровня сложности, с развернутым ответом. На задания 14 и 15 части 3 следует дать полный развёрнутый ответ, включающий необходимые уравнения реакций и расчёты.
Задания расположены по принципу постепенного нарастания уровня их сложности.
При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, то можно вернуться к пропущенным заданиям.
Баллы, полученные Вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
Желаем успеха!
10 класс
Итоговая контрольная работа по органической химии
Вариант 1
Часть 1
Ответом к заданиям 1–11 является одна цифра, которая соответствует номеру
правильного ответа. Запишите эту цифру в поле ответа в тексте работы.
Часть 2
В заданиях 12-13 к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Цифры в ответе могут повторяться.
|
|
Ответ:
13. Установите соответствие между названием вещества и областью его применения:
|
А | Б | В | Г |
Ответ:
Часть 3.
Для заданий 14 и 15 запишите полное решение и ответ в поле ответа в тексте работы. Ответы записывайте чётко и разборчиво.
14. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения: 15000С Сакт +Br2
СН4 → Х1 → бензол → X2
При написании уравнений реакций используйте структурные формулы органических веществ.
15. Определите молекулярную формулу вещества, содержащего 37,5% углерода , 50% кислорода и 12,5% водорода. Относительная плотность паров этого вещества по водороду равна 16.
10 класс
Итоговая контрольная работа по органической химии
Вариант 2
Часть 1
1. Общей формуле CnH2n соответствует состав молекулы
1) бензола 2) ацетилена 3) этилена 4) метана |
Ответ: |
2. Название вещества, формула которого: СН3-СН-СН2-С = О
│ \
СН3 Н
|
Ответ: |
3. Гомологом этанола является:
|
Ответ: |
4. Изомером 2-метилбутана является:
|
Ответ: |
5. Какое из перечисленных веществ может вступать в реакцию присоединения с водородом?
1) этан
2) этанол
3) пропен
4) пропановая кислота
Ответ: |
- Cложный эфир образуется при взаимодействии этанола с:
1) | гидроксидом натрия | ||
2) | этаном | ||
3) | хлоридом натрия | ||
4) | уксусной кислотой | ||
Ответ: |
- Уксусная альдегид вступает в реакцию с :
- Ag2O (аммиачный раствор)
- AgNO3 (р-р)
- NaCl (р-р)
- H2O
Ответ: |
8. Верны ли утверждения:
А. аминокислоты входят в состав жиров.
Б. анилин относится к числу ароматических аминов
- верно только А
- верно только Б
- верны оба утверждения
- неверно ни одно из утверждений
Ответ: |
9. Основным компонентом природного газа является:
1) коксовый газ 2) метан 3) синтез-газ 4) углекислый газ
Ответ: |
10. Природным полимером является:
1) Полиэтилен
2) Бензол
3) Крахмал
4) Глицин
Ответ: |
11. В качественную реакцию с бромной водой вступает (происходит обесцвечивание бромной воды):
1) глицерин 2) фенол 3) глюкоза 4) этилен
Ответ: |
Часть 2
В заданиях 12-13 к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Цифры в ответе могут повторяться.
Ответ: 13.Установите соответствие между названием вещества и областью его применения | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
НАЗВАНИЕ ВЕЩЕСТВА |
| ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
Часть 3
Для заданий 14 и 15 запишите полное решение и ответ в поле ответа в тексте работы. Ответы записывайте чётко и разборчиво.
14. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения: Н2SO4,t +HCl +Na
С2Н5ОН → CH2=CH2 → X1 → X2
При написании уравнений реакций используйте структурные формулы органических веществ.
15. Определите молекулярную формулу углеводорода, массовая доля водорода в котором 15,79 %, а относительная плотность паров по воздуху 3,93. Запишите название вещества.
Критерии оценивания итоговой контрольной работы
по ОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ
10 класс
Часть 1. Ответы на задания с выбором ответа
Вариант 1 | |
1 | 2 |
2 | 4 |
3 | 1 |
4 | 4 |
5 | 2 |
6 | 1 |
7 | 3 |
8 | 1 |
9 | 4 |
10 | 3 |
11 | 2 |
Часть 2. Ответы на задания с кратким ответом
А | Б | В | Г |
4 | 3 | 6 | 1 |
А | Б | В | Г |
3 | 1 | 2 | 4 |
12. 13.
Часть 3. Критерии оценивания ответов на задания с развёрнутым ответом
14. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения: 15000С Сакт +Br2
СН4 → Х1 → бензол → X2
*При написании уравнений химических реакций используйте структурные формулы органических веществ.
Содержание верного ответа и указания по его оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл | Баллы |
Элементы ответа: Написаны уравнения химических реакций, соответствующие схеме преращения: 15000С 1) 2СН4 → С2Н2 +3Н2 Сакт, t 2) 2 С2Н2 →
FeBr3 ─Br 3) + Br2 → + HBr | |
Правильно написаны 3 уравнения химических реакций | 3 |
Правильно написаны 2 уравнения химических реакций | 2 |
Правильно написано 1 уравнение химической реакции | 1 |
Все элементы ответа записаны неверно | 0 |
Максимальный балл | 3 |
15. Определите молекулярную формулу вещества, содержащего 37,5% углерода , 50% кислорода и 12,5% водорода. Относительная плотность паров этого вещества по водороду равна 16.
Содержание верного ответа и указания по его оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл | Баллы |
Элементы ответа: 1) Определена молярная масса органического вещества: M (орг. вещества) = Dн2 · М н2 M (орг. вещества) = 16 · 2=32 2) Найдено соотношение количеств вещества атомов химических элементов, входящих в состав молекулы органического вещества: n (C) : n (Н) : n( O) = 37,5/12 : 12,5/1: 50/16= 3, 125: 12,5: 3,125=1:4:1 Определена простейшая формула органического вещества- СН4О 3) Определена истинная формула органического вещества М(СН4О)= 32, М(орг. в-ва)=32, Истинная формула: СН4О или СН3ОН , метанол | |
Ответ правильный и полный и включает все названные выше элементы содержания | 3 |
В ответе допущена ошибка в одном из названных элементов содержания | 2 |
В ответе допущены ошибки в двух из названных элементов содержания | 1 |
Все элементы ответа записаны неверно или отсутствуют | 0 |
Максимальный балл | 3 |
Критерии оценивания итоговой контрольной работы
по ОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ
10 класс
Часть 1. Ответы на задания с выбором ответа
Вариант 2 | |
1 | 3 |
2 | 2 |
3 | 1 |
4 | 1 |
5 | 3 |
6 | 4 |
7 | 1 |
8 | 2 |
9 | 2 |
10 | 3 |
11 | 3 |
Часть 2. Ответы на задания с кратким ответом
12. 13.
А | Б | В | Г |
3 | 5 | 4 | 1 |
А | Б | В | Г |
3 | 1 | 2 | 4 |
Часть 3. Критерии оценивания ответов на задания с развёрнутым ответом
14. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения: Н2SO4,t>1400C +HCl +Na,t
С2Н5ОН → CH2=CH2 → X1 → X2
*При написании уравнений химических реакций используйте структурные формулы органических веществ.
Содержание верного ответа и указания по его оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл | Баллы |
Элементы ответа: Написаны уравнения химических реакций, соответствующие схеме преращения: Н2SO4,t>1400C 1) С2Н5ОН → CH2=CH2 + Н2О 2) CH2=CH2 + HCl → CH3-CH2Cl t 3) 2 CH3-CH2Cl +2Na → CH3-CH2- CH2- CH3 +2NaCl | |
Правильно написаны 3 уравнения химических реакций | 3 |
Правильно написаны 2 уравнения химических реакций | 2 |
Правильно написано 1 уравнение химической реакции | 1 |
Все элементы ответа записаны неверно | 0 |
Максимальный балл | 3 |
15. Определите молекулярную формулу углеводорода, массовая доля водорода в котором 15,79 %, а относительная плотность паров по воздуху 3,93. Назовите вещество.
Содержание верного ответа и указания по его оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл | Баллы |
Элементы ответа: 1) Определена молярная масса органического вещества: M (орг. вещества) = Dвозд · М возд M (орг. вещества) = Dвозд · 29 =3,93 · 29 = 114 2) Найдена массовая доля углерода в органическом веществе ɷ(С) =100%-15,79%= 84,21% и соотношение количеств вещества атомов химических элементов, входящих в состав молекулы органического вещества: n (C) : n (Н) = 84,21/12 : 15,79/1= 7, 0175: 15,79=1:2 Определена простейшая формула органического вещества СН2. 3) Определена истинная молекулярная формула органического вещества: М(СН2)=14, М(орг. в-ва)=114, М(орг. в-ва) = 114 = 8 М(СН2) 14 Истинная формула: С8Н16 октан | |
Ответ правильный и полный и включает все названные выше элементы содержания | 3 |
В ответе допущена ошибка в одном из названных элементов содержания | 2 |
В ответе допущены ошибки в двух из названных элементов содержания | 1 |
Все элементы ответа записаны неверно или отсутствуют | 0 |
Максимальный балл | 3 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Итоговая контрольная работа по органической химии (10 класс профиль)
Контрольная работа составлена в форме теста и состоит из трёх частей (по типу ЕГ/): с одним правильным ответом, с выбором нескольких правильных ответов и со свободным ответом. Она расчитана на о...
Итоговая контрольная работа по органической химии (10 класс)
Тест составлен по основным разделам курса органической химии и имеет разный уровень заданий....
Итоговая контрольная работа по органической химии 10 класс (профильный уровень)
Первая часть состоит из тестовой работы, вторая часть - вариант свободного ответа. Представлено 11 вариантов....
Итоговая контрольная работа по органической химии 10 класс
Итоговая контрольная работа за курс химии 10 класса составлена на основе Программы курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. Автор: Габриелян О. С. – М.:Дрофа,2010 .Данная программа...
Итоговая контрольная работа за курс 9 класса (базовый уровень)
Итоговая контрольная работа за курс 9 класса по учебнику Колягина Ю.М.( базовый уровень)...
Итоговая контрольная работа по математике 10 класс (базовый уровень)
Итоговая контрольная работа по математике в 10 классе (базовый уровень) по учебнику под редакцией С.М. Никольского. Предназначена для организации итогового контроля всего курса и расчитана на 1 урок....