Урок по теме "Генетическая связь между классами органических веществ"
план-конспект урока по химии (10 класс)
Материал показывает взаимосвязь между различными классами органических веществ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
geneticheskaya_svyaz_urok_na_sayt.docx | 34.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок химии в 10 классе по теме «Генетическая связь между органическими веществами».
Цели урока:
образовательные: закрепить следующие понятия: органическое вещество, генетическая связь, циклические и ациклические соединения, углубить знания о строении, химических свойствах углеводородов и кислородсодержащих веществ; научиться решать цепочки превращений , используя химические свойства веществ и способы их получения, анализировать и обобщать полученные результаты, выстраивать логическую цепочку своих рассуждений, делать выводы.
развивающие: формировать навыки самостоятельного анализа и оценки предполагаемой информации, создавать условия для развития психологических особенностей учащихся: памяти, мышления, внимания; способствовать формированию ключевых компетенций.
воспитательные: способствовать формированию целостной картины мира, воспитывать интерес к изучаемому предмету, информационную культуру; готовность к выполнению общепринятых норм и правил, высокой работоспособности и организованности, участвовать в формировании позитивного общения « учитель – ученик», «ученик – ученик».
Тип урока: закрепление и обобщение пройденного материала.
Оборудование: компьютер, презентация к уроку, карточки – задания, рабочая карточка.
Методы обучения:
*по характеру познавательной деятельности школьников – объяснительно-иллюстративный, частично – поисковый;
*по источникам знаний – словесный, наглядный.
ХОД УРОКА
1.Оганизационный момент.
2.Работа с классом по теме урока.
Учитель: Химия – наука о веществах. Об этой науке можно найти много высказываний великих ученых. Вот одно из них . Ф.Велер писал: «Эта химия может свести с ума, она представляется мне девственным тропическим лесом, полным неожиданностей, непроходимой чащей без конца и края, куда страшно войти».
Учитель: О какой химии идет речь?
Ученик: Об органической химии.
Учитель: Что же изучает органическая химия?
Ученик: Органическая химия – это естественная наука, которая изучает состав, строение, свойства, получение, применение и взаимосвязь органических веществ.
Учитель: Органических веществ очень много и для них можно провести классификацию, то есть разделить все вещества на группы по определенным признакам.
Учитель: На какие группы были разделены все органические вещества? Ученик: На ациклические и циклические.
Учитель: Какие вещества называются ациклическими?
Ученик: Ациклические – это те, которые не содержат замкнутых цепей атомов углерода в молекулах.
Учитель: Какие вещества называются циклическими?
Ученик: Циклические вещества содержат циклы в молекулах.
Учитель: Приведите примеры ациклических веществ.
Учитель: Приведите примеры циклических соединений.
( учащиеся приводят примеры, работают с тестами «Классификация и номенклатура органических соединений» Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Остроумова Е.Е. )
Учитель: Мы рассмотрели классификацию веществ в зависимости от строения углеводородного скелета, но можно еще провести классификацию в зависимости от качественного состава.
( фронтальная работа с классом по карточкам ( они составлялись по мере изучения классов веществ ) ( на карточке отмечены: название класса, общая формула, характерный суффикс, характер связи, пример вещества)
Повторяются следующие классы углеводородов: алканы, алкены, алкины, алкадиены, циклопарафины, арены.
Обращаем внимание на особенности строения молекулы : указываем тип связи (сигма - и пи-связи, ординарные, двойные, тройные), доказываем наличие предельности веществ ,приводим общую формулу класса. )
( в результате фронтальной работы получается схема классификации органических веществ, её демонстрируем через проектор, учащиеся записывают эту схему в тетрадь )
Учитель: Какие группы веществ, согласно данной классификации ,мы изучили?
Ученик: Углеводороды и кислородсодержащие вещества.
Учитель: Почему углеводороды имеют такое название?
Ученик: Углеводороды состоят только из атомов углерода и водорода.
(Беседа учителя с учениками сопровождается показом слайдов №1-6)
У Г Л Е В О Д О Р О Д Ы
Алканы Алкены Алкины Алкадиены Циклопарафины Арены
Учитель: Какие классы органических веществ относятся к углеводородам?
Ученик: Алканы, алкены, алкины, алкадиены, циклопарафины, арены.
Учитель: Что характерно для алканов?
Ученик: Для алканов характерны одинарные связи между атомами, все атомы углерода находятся в состоянии sp3-гибридизации, углы между орбиталями равны 1090 28, тетраэдрическая форма.
Учитель: Какую особенность в строении можно назвать для алкенов?
Ученик: В их молекуле, помимо одинарных связей, содержится одна двойная связь между атомами углерода.
Учитель: Что вы можете сказать об алкинах?
Ученик: В молекуле алкинов, наряду с одинарными связями, есть одна тройная связь между атомами углерода, данные атомы находятся в состоянии sp-гибридизации, молекула имеет линейное строение и валентный угол 1800.
Учитель: Для каких углеводородов подходит формула СnН2n-6?
Ученик: Для ароматических углеводородов или аренов.
Учитель: Чем характеризуются циклоалканы?
Ученик: Они содержат замкнутую цепь атомов углерода – цикл.
Учитель: Следующая группа – кислородсодержащие соединения.
( У кислородсодержащих веществ: спиртов, фенолов, альдегидов, кетонов, отмечаем с учащимися наличие функциональной группы, повторяем основы номенклатуры .)
( составляется схема классификации и записывается учащимися в тетрадь )
Учитель: Почему они получили такое название?
Ученик: Данные соединения состоят из атомов углерода, водорода и кислорода.
Учитель: Какие классы к ним относятся?
Ученик: Спирты, фенолы, альдегиды, кетоны.
К И С Л О Р О Д С О Д Е Р Ж А Щ И Е
Спирты Фенолы Альдегиды Кетоны
Учитель: Что называется спиртами?
Ученик: Спирты – это органические вещества, молекулы которых содержат одну или несколько гидроксильных групп ( групп – ОН ),соединенных с углеводородным радикалом.
Учитель: Какую функциональную группу можно выделить у кетонов?
Ученик: Карбонильную группу.
Учитель: Для каких веществ характерна группа -- СНО ?
Ученик: Для альдегидов.
Учитель: Чем фенолы отличаются от спиртов?
Ученик: У фенолов одна или несколько гидроксогрупп связаны с радикалом фенилом.
Учитель: Каждое органическое вещество относится к определенному классу веществ и имеет свое название.
Задание№1.Определить класс вещества и назвать вещество по систематической номенклатуре.
СН3 ОН
А) СН 3—СН2 – С – СН 2 С НО В) СН 3– СН 2–СН – СН3
СН3 ОН
Б) СН 3–СН –СН 2–СН –СН3 Г)
СН3 С2 Н5
Учитель: Каждому веществу соответствует свой класс, определенное строение и название .Но что же еще характерно для всех веществ? На этот вопрос вы ответите, выполнив задание карточки.
Задание№2.Найти зашифрованное слово. Для записанного вещества определить класс и выделить соответствующую букву.
( каждому ученику раздается индивидуальное задание, задания даны в приложении )
Учитель: Какие слова получились?
(эти слова записать на доске)
Учитель: Давайте разберем то, что у нас получилось.
(получились слова- генетическая связь между органическими веществами )
Учитель: Это и есть тема нашего урока, над которой мы начали работу и ее продолжим.
( тема урока показывается через проектор, ученики записывают тему в тетрадь)
( разбираем значение всех слов в записанной теме урока )
Учитель: Что называется веществом?
Ученик: Вещество – это то, из чего состоит тело.
Учитель: Какие вещества называются органическими?
( учащиеся называют особенности органических веществ)
Учитель: Слова «генетическая связь» происходит от греческого слова «генезис»- происхождение. Следовательно, имея вещество, принадлежащее к одному классу, мы получаем вещество, принадлежащее к другому классу. Это нам надо подтвердить на конкретных примерах.
Задание№3.Осуществить превращение, указать условия протекания реакций.
С 2Н6 С 2Н 5Сl С 2Н 5ОН СН 3СНО СН 3СООН
С 2Н4
( учащиеся записывают уравнения реакций, дают названия веществам по систематической номенклатуре, указывают тип химической реакции и поясняют его, отмечают условия протекания реакций).
Учитель: Выполняем следующее задание.
Задание№4. В цепочке представлена информация , позволяющая определить класс веществ, участвующих в реакции.
СН4 t=1500C Б реакция Кучерова В
Д реакция Вюрца С2 Н6
( при записи уравнений реакций обращаем внимание на специфические реакции, указываем условия протекания этих реакций)
Учитель: Следующая цепочка позволяет проанализировать вещества определенных классов, которые будут участвовать в химических реакциях.
Задание №5. В цепочке представлена информация, позволяющая ограничить круг классов веществ, участвующих в реакции.
A B C D
C B
D A
Учитель: Выполняя следующее задание, вы должны сами предложить ход действия.
Задание № 6.Как получить этан из карбоната кальция, воды и угля?
Задание на дом: подготовиться к контрольной работе, придумать свою цепочку превращений и решить её.
приложение
Задание №2. Таблицы ко второму заданию.
Формула вещества | алканы | спирты | альдегиды | алкины |
СН3—СН2—СН2—СН2—СН3 | г | е | и | о |
СН3—СН2ОН | о | е | м | с |
СН ≡ С –СН2—СН3 | х | в | б | н |
СН3—СН—СН2—СНО │ СН3 | а | т | е | п |
СН3 – СН2 –СН2ОН | м | т | п | р |
СН3—С ≡С--СН –СН3 │ СН3 | в | о | е | и |
СН3 │ СН3—С—СН3 │ СН3 | ч | к | м | ф |
СН4 | е | в | ф | а |
СН3 –СНО | ф | м | с | Т |
С5Н12 | к | о | в | б |
НСНО | и | е | а | я |
СН3 –С ≡ С – СН3 | о | а | ю | я |
Формула вещества | алканы | спирты | циклопарафины |
СН3 –СН2—СН2—СН2—СН3 | м | с | а |
СН3—СН—СН2—СН3 │ ОН | т | е | ф |
а | т | ж | |
СН3—СН—СН3 │ СН3 | д | б | в |
СН3 | а | ф | у |
Формула вещества | спирты | фенолы | альдегиды | алканы |
СН3—СН2—СН2--ОН | о | к | л | м |
СН3—СН2--СНО | т | н | р | ф |
ОН | н | г | б | в |
ОН
ОН | е | а | в | ю |
СН3—СН2—СН2—СН2—СН3 | к | с | т | н |
С2Н6 | е | а | о | и |
СН3ОН | ч | т | п | с |
СН3—СН—СН3 │ ОН | е | и | а | о |
СН3—СН—СН2—СН—СН3 │ │ СН3 СН3 | м | к | е | с |
ОН ОН | п | к | ф | х |
С2Н5ОН | и | ю | я | е |
СН3—СН2—СН2—СН2--СНО | о | м | м | В |
СН3—СН—СНО │ СН3 | х | ф | и | о |
Формула вещества | алкадиены | алкены | спирты | альдегиды |
СН2=СН—СН2—СН2—СН3 | о | в | у | е |
СН3—СН2—СН—СН3 │ ОН | с | н | е | а |
СН3--СНО | т | с | ф | щ |
СН3—СН2--ОН | н | к | е | и |
СН3—С=СН—СН3 │ СН3 | х | с | у | б |
СН2=С=СН—СН3 | т | м | в | г |
СН2=С—СН=СН—СН3 │ СН3 | в | г | б | о |
СН3—СН=СН—СН2—СН3 | о | а | к | е |
СН3ОН | а | б | м | з |
СН3—СН2─СНО | т | с | о | и |
Формула вещества | алканы | алкены | алкины |
СН3—СН2—СН2—СН2—СН3 | с | т | м |
СН2=С—СН2—СН3 │ СН3 | м | в | ф |
СН3—СН2—С≡С—СН3 | е | к | я |
СН3—СН—СН2—СН3 │ СН3 | з | к | н |
СН2=СН—СН3 | е | ь | м |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Изучение генетических связей между классами органических веществ
Изучению генетических связей в курсе органической химии уделяется большое значение. Подобранный материал помогает добиться хороших результатов при выполнении заданий по данной теме и непосредств...
Технологическая карта и конспект урока по теме: "Генетическая связь между классами неорганических веществ"
Материал составлен согласно требованиям ФГОС....
Урок химии "Генетическая связь между классами неорганических и органических соединений".
Технологическая карта для урока химии в 11 классе по теме "Генетическая связь между классами неорганических и органических соединений". Цель данного урока: составить генетические цепочи отражающи...
план урока и презентация к уроку по химии в 10 классе "Генетическая связь между классами органических соединений"
в работе представлен сценарий урока и презентация к нему по химии в 10 классе по теме "Генетическая связь между классами органических соединений" Урок построен по деятельностной технологии, вклю...
План – конспект урока-игры в 8 классе по теме: «Генетическая связь между классами неорганических веществ».
План – конспект урока-игры в 8 классе по теме: «Генетическая связь между классами неорганических веществ». Цель урока:усвоение знаний о генетической связи и генетическом ряде;обобщение и системат...
Генетическая связь между классами органических и неорганических веществ (11 класс. ХИМИЯ, базовый уровень)
Задания разного уровня сложности: 6 тестовых заданий, установить соостветствие, осуществить цепочку превращений, составить генетический ряд....
ГЕНЕТИЧЕСКАЯ СВЯЗЬ МЕЖДУ КЛАССАМИ ОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ (В РАМКАХ ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ)
Самостоятельная работа 11 класс...