План – конспект урока-игры в 8 классе по теме: «Генетическая связь между классами неорганических веществ».
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему

Совкова Нина Владимировна

План – конспект урока-игры в 8 классе по теме: «Генетическая связь между классами неорганических веществ».

 


Цель урока:
усвоение знаний о генетической связи и генетическом ряде;
обобщение и систематизация знаний об основных классах неорганических веществ и генетической связи между ними; совершенствование умения составлять уравнения химических реакций. 

Задачи урока:
образовательные:
формирование у учащихся знаний, позволяющих выявить чёткие различия между основными классами неорганических веществ; усвоение знаний о генетической связи и генетическом ряде; обобщение знания об основных классах неорганических веществ и генетической связи между ними.
развивающие:
     развивать смекалку, эрудицию, умение быстро и чётко формулировать и    
     высказывать свои мысли, применять свои знания на практике; 
     практические умения учащихся; познавательный интерес, 
     познавательную  активность.
воспитательные:
     воспитывать чувство сопричастности общему делу, умение работать 
     в коллективе, дисциплинированность, чёткость, организованность в    работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл himiya_8_kl.docx18.49 КБ

Предварительный просмотр:

План – конспект урока-игры в 8 классе по теме: «Генетическая связь между классами неорганических веществ».


Цель урока:
усвоение знаний о генетической связи и генетическом ряде;
обобщение и систематизация знаний об основных классах неорганических веществ и генетической связи между ними; совершенствование умения составлять уравнения химических реакций. 

Задачи урока:
образовательные:
формирование у учащихся знаний, позволяющих выявить чёткие различия между основными классами неорганических веществ; усвоение знаний о генетической связи и генетическом ряде; обобщение знания об основных классах неорганических веществ и генетической связи между ними.
развивающие:
     развивать смекалку, эрудицию, умение быстро и чётко формулировать и    
     высказывать свои мысли, применять свои знания на практике; 
     практические умения учащихся; познавательный интерес, 
     познавательную  активность.
воспитательные:
     воспитывать чувство сопричастности общему делу, умение работать 
     в коллективе, дисциплинированность, чёткость, организованность в    работе.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Оборудование: магнитная доска, карточки с формулами веществ разных классов, карточки кислот и солей у учащихся, карточки с заданиями, ключи, подсказки, мультимедийная установка, слайды, лабораторное оборудование.

Ход урока:
Организационный этап –  2 минуты.
Цель этапа: создание психологической атмосферы урока; подготовка необходимого оборудования; включение учащихся в деловой ритм урока; формулирование целей и задач урока, ожидаемых результатов.
Этап подготовки учащихся, сообщение темы  урока – 3 минуты.
Цель этапа: значение материала изучаемой темы, сообщение цели  задач урока.
            Класс представляет собой команду, которой за один урок необходимо расшифровать название форта. Для того  чтобы это сделать учащимся необходимо пройти комнаты с заданиями, получить 6 ключей. Собрав  все ключи  вместе и,  используя подсказки, можно получить название форта.
Ключ сделан из картона, с одной стороны магнит, с другой стороны слово. Не все слова приведены в натуральном виде, многие из них необходимо расшифровать с помощью подсказок. Урок-игра – это подведение итогов путешествия в мир неорганических соединений. Они живут в удивительном форте, название которого предстоит узнать.
Этап повторения и обобщения понятий, усвоение соответствующей им системы знаний –  23 минуты.
Цель этапа: выполнение учащимися индивидуально, группами или всем классом разных устных и письменных заданий обобщающего и систематизирующего характера, вырабатывающих обобщённые умения и формирующие знания на основе фактов, явлений, понятий.
            Сначала нужно распределить «визитные» карточки жителей первой комнаты по семействам. 
Какие классы неорганических веществ вам известны?
Распределите вещества – карточки по классам.
CO
;       H2O;     H3PO;      CaCl2;     Zn(OH)2;    N2O5;   CuCl2;
H
2S;      HCl;     K2O;       Ba(OH)2;     CaSO4.
Когда ученики справятся с первым заданием, они получают первый ключ, на котором написано слово 
РЕНЕТ.
Игра «Найди родственников».
Все вещества, живущие в этом форте, связаны между собой по происхождению. К доске приглашаются три ученика. 
Необходимо распределить вещества по классам, дать им названия.
CaSO
4;     H2SO4;    MgO;     CaO;     Ca(OH)2;     SO2;     MgSO3;     H2SO3;     CaCO3;     H2O;       H3PO4;     CaCl2;     Zn(OH)2;     Ba(OH)2.
После того, как учащиеся выполнят задание на доске и в тетрадях, на экране появляется слайд с правильным ответом. 
Когда ученики у доски правильно выполнят задание, они получают второй  ключ, на котором написано 
МИФИЧЕСКАЯ. 
Конкурс «Придумай».
Пока ученики работают у доски, класс выполняет задание: составить схему генетического ряда в общем виде. Учащиеся работают самостоятельно в тетрадях, первый, правильно выполнивший задание, записывает схему  на доске и тоже получает третий ключ: 
КНЯЗЬ.
Пока ученики получали первые ключи, пришла телеграмма:
«Пропало вещество, вместо него появилось неизвестное. Определите пропавшее вещество» (3 ученика выполняют задание у доски, остальные – в тетрадях).
P    –>   P2O5      –>   A
Ca     –>   CaO      –>   B
A   +   B    –>   C
После того, как учащиеся выполнят задание на доске и в тетрадях, на экране появляется слайд с правильным ответом. 
Ученики получают ещё один ключ, на котором написано 
ПОСЕРЕДИНЕ.
Конкурс «Кто быстрее угадает».
Класс работает по группам (задание на экране). 
1группа.

В результате, какого взаимодействия получается сульфат железа (II). Запишите все возможные реакции.
CuSO
4 + NaOH  –>   
2 HCl + CaO 
 –>   
FeO + H
2SO –>   
HCl + KOH 
 –>   
2 группа.
В результате, какого взаимодействия получается вода. Запишите все возможные реакции.
Ca + HJ 
 –>   
NaOH + HBr 
 –>   
CaO + H
2 –>   
SO
3 + H2 –>  
Ученики получают  ключ: 
КЛАСС.
Конкурс «Химический хоккей».
Работа по карточкам (кислоты, соли). Учитель – нападающий, ученики – защитники (бросок – вопрос, отражение атаки – ответ).
Ученики получают последний ключ, на котором написано слово – 
ВЕЩЕСТВО.
Ученики, у которых в руках ключи, выходят по порядку к магнитной доске и прикрепляют поочерёдно свой ключ лицом вверх, затем садятся на свои места. На доске получилось
РЕНЕТ МИФИЧЕСКАЯ  КНЯЗЬ ПОСЕРЕДИНЕ КЛАСС ВЕЩЕСТВО
Этап приведения единичных знаний в систему – 10 минут.
Цель этапа: формирование выводов по изученному материалу.
Чтобы расшифровать  название форта, нужно ответить на вопросы учителя. Каждый правильный – одна подсказка. Работает весь класс. Кто знает ответ, поднимает руку, отвечает с места. Если ответ правильный, учащийся получает подсказку в виде свёрнутого в трубочку листа бумаги. Если подсказка помогла – учащийся записывает полученное слово на доске цветным маркером.
ВОПРОСЫ:
- как определить степень окисления кислотного остатка в кислоте?
- как классифицируются кислоты?
- что такое индикаторы?
- что нужно сделать, что известковая вода помутнела?
- какие правила по технике безопасности нужно соблюдать при работе с кислотами?
ПОДСКАЗКИ: 
1. Замените первую букву слова «ренет» четвёртой буквой алфавита.
2. Уберите синоним слова «легенда» (во втором слове)
3. Замените первые две буквы слова «князь» на 18-ю и 3-ю буквы алфавита
4. Подберите синоним слова «посередине».
5. Поставьте слово в творительный падеж множественного числа.
6. Убрать окончание слово «вещество».

Получили название форта: 
ГЕНЕТИЧЕСКАЯ СВЯЗЬ МЕЖДУ КЛАССАМИ ВЕЩЕСТВ. 
Подведение итогов урока. Рефлексия. – 5 минут.
Цель этапа: установление соответствия между поставленными задачами урока и его результатами, внесение корректив; анализ учебной деятельности.
Наградой за это будут хорошие и отличные оценки за работу. Подводятся итоги урока, оценивается работа каждого ученика. Чтобы сэкономить время урока, за правильные ответы даю жетоны, изготовленные из цветного картона (красный – отлично, жёлтый – хорошо, зелёный – удовлетворительно). В конце урока каждый ученик показывает свои жетоны и получает соответствующую оценку.
Этап постановки домашнего задания – 2 минуты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«КЛЮЧИ ОТ ФОРТА ГСМКВ» урок-игра по теме: «Генетическая связь между классами веществ»

«КЛЮЧИ ОТ ФОРТА ГСМКВ» урок-игра по теме: «Генетическая связь между классами веществ»(урок обобщающего повторения)....

Разработка урока химии в 8 классе на тему: " Генетическая связь между классами неорганических соединений"

Материал содержит план-конспект урока химии в 8 классе, который является обобщающим уроком по теме: Оксиды. Кислоты. Основания. Соли....

Урок химии по теме «Генетическая связь между классами неорганических веществ»

Цель урока: усвоение знаний о генетической связи и генетическом ряде; обобщение и систематизация знаний об основных классах неорганических соединений и генетической связи между ними; совершенствование...

Мастер-класс в 8 классе по теме «Генетическая связь между классами неорганических соединений».

Опираясь на знания учащихся об основных классах неорганических веществ, подвести их к понятию генетической связи и генетическим рядам металла и неметалла...

Обобщающий урок по теме: "Генетическая связь между классами неорганических веществ"

Урок-игра "Путешествие по морю основных классов неорганических соединений"Цель: Систематизировать, обобщить и закрепить знания об основных классах неорганических веществЗадачи:1.Обобщит...