Изучение генетических связей между классами органических веществ
учебно-методический материал по химии по теме
Изучению генетических связей в курсе органической химии уделяется большое значение. Подобранный материал помогает добиться хороших результатов при выполнении заданий по данной теме и непосредственно заданий А3 по материалам ЕГЭ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izuchenie_geneticheskih_svyazey_mezhdu_klassami_organicheskih_veshchestv.doc | 704 КБ |
Предварительный просмотр:
ИЗУЧЕНИЕ ГЕНЕТИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ В ОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ
Л.С.Канина,
учитель химии МОУ Туимская СОШ № 3, Ширинский район, Республика Хакасия
В курсе изучения органической химии часто применяются задания по выполнению цепочек превращений. Они используются в 9 классе на первом этапе изучения органических веществ, в 10 классе при изучении фактического материала в данном курсе и в 11 классе на заключительном этапе обучения. Это вопрос входит в задания третьей части материала экзамена по химии в форме и по материалам ЕГЭ. Задания по осуществлению превращений широко используются на обобщающих уроках. При изучении нового материала выполнение упражнений данного характера может создать проблемную ситуацию, что вызывает интерес у учащихся и они быстро справляются с работой. Часто при выполнении заданий с генетическими связями учащиеся находятся в поиске, предлагая различные способы. У детей имеется творческий подход к данному вопросу, так как они предлагают свои цепочки превращений, показывая при этом знания фактического материала и логику своего мышления.
Для того чтобы успешно выполнять данные задания, показывающие генетические связи между классами органических веществ, на уроках химии отрабатываются знания по номенклатуре и классификации веществ, изучаются химические свойства соединений и способы их получения. Такой подход прослеживается на всех этапах изучения этого вопроса, только каждый раз теоретический материал углубляется и расширяется.
В вопросе изучения номенклатуры и классификации органических веществ мною создана и апробирована карта формул соединений (см. приложение 1). Она используется для фронтальной беседы, для работы в группах, в парах и индивидуальной. Это позволяет очень быстро корректировать знания учащихся. Они, имея перед собой формулы, могут быстро и качественно ориентироваться в задании, рассуждать, отвечать на поставленные вопросы, приобретая при этом новые знания. Применение данной карты формул соединений на уроках химии отразилось на качестве полученных знаний по вопросу номенклатуры и классификации органических веществ.
Следующий этап – это изучение химических свойств органических соединений и способы их получения. В изучении этих вопросов на уроках применяю опорные схемы (см. приложение 2) и схемы-конспекты (см. приложение 3).
Опорные схемы позволяют в краткой форме дать большой объем информации. Ученики с удовольствием их используют. Эти схемы помогают им упорядочить знания и развивать логику мышления каждого. Таким образом, ученики подготавливаются к выполнению упражнений по осуществлению превращений.
Схемы-конспекты учащиеся выполняют при изучении каждой темы поэтапно. Для этого они используют тетрадный лист, согнув его на четыре части. На каждой отдельной стороне описываются химические свойства и способы получения соответствующих классов веществ. Фамильные реакции выделяются из общего текста. При необходимости можно развернуть, и получается большой объем информации перед глазами ученика. Он видит и химические свойства, и способы получения веществ. Этот ценный фактический материал ученик просматривает дома, выполняя домашние задания, на уроке, делая упражнения или отвечая на другие вопросы. Многократное обращение к схеме-конспекту позволяет заложить прочную базу в полученных знаниях. Свернув схему, ученик получает обычную закладку к учебнику, которая при необходимости быстро трансформируется в своего рода учебное пособие.
Успешность в выполнении заданий будет зависеть от количества осуществленных превращений. В раздаточных материалах для учащихся мною собраны индивидуальные задания (соответственно для каждого класса и согласно уровня изученного материала). Я разработала и апробировала раздаточный материал для учащихся 10 классов (см. приложение 4), для 11 классов (см. приложение 5), для подготовки к экзаменам в форме и по материалам ЕГЭ (см. приложение 6).
В целях создания «ситуации успеха» для ученика на уроках используется индивидуальный подход. Подобрано достаточно заданий, чтобы не было их повторений. Поэтому пути решения проблем у каждого свои, а цель достигнута одна, осуществлено превращение, показывающее генетическую связь между отдельными классами органических соединений.
Такой подход к изучению данного вопроса дал положительный результат при итоговой аттестации выпускников в форме и по материалам ЕГЭ в 2008 году: учащиеся успешно справились по выше описанным темам в заданиях части А и В экзаменационного материала, а в задании С3 получили по 3 – 4 балла из пяти максимально возможных.
литература
1 О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов Химия. Методическое пособие. 10 класс. Дрофа, 2001
2 О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов Химия. Методическое пособие. 11 класс. Дрофа, 2004
3 И.Г. Норенко. Педагогические советы. Опыт формирования образовательного
пространства школы. Выпуск 6. Учебно-методическое пособие. Волгоград. Учитель2008
4 Л.И. Саляхова. Педагогические советы. Технология подготовки и практические разработки. Учебно-методическое пособие. Глобус. 2006
Приложение 1
Карта формул химических соединений
(карта формул напечатана в сокращении)
1) CH3 – COOH ; 2) CH2 = CH2 ; 3) CH3 – CH2 – OH ; 4) CHCH ; 5) CH3 – COH ; 6) CH3 – COONa ; 7) CH3 – CH3 ; 8) CH2 = CH – CH = CH2 ; 9) CH3 – O CH3 ; 10) CH3OH ; 11) CHC – CH3 ; 12) CH3 – COOCH3 ; 13) CH3 – COOC2H5 ; 14) HCOOCH3 ; 15) HCOOH ; 16) CH3 – CH2 – CH2 – CH3 ; 17) CH3 – CH2 – COOH ; 18) CH3 – CH2 – COH ; 19) CH3 – CH2Cl ; 20) C6H6 ; 21) C2H5OH ; 22) C6H5CH3 ; 23) C6H5COH ; 24) C6H5 COOH ; 25) CH2 CH – COOH ; 26) (CH3 – COO)2 Mg ; 27) CH3 – NO2 ; 28) CH3 – NH2 ; 29) CH3 – NH – CH3 ; 30) C2H5 – NO2 ; 31) CH3 – NH – C2H5 ; 32) CH2 = CHCl .
Приложение 2
Опорная схема
химические свойства предельных углеводородов (алканов)
Рис.1
схема-конспект
Химические свойства и получение органических соединений
Приложение 4
Набор схем, используемых для осуществления превращений по органической химии
10 класс.
1) CH 2 = CH – CH3 X CH3 – CHOH – CH3
- Метан ацетилен бензол хлорбензол фенол.
3) С2H6XC2H5OH
4) Этилен хлорэтан бутан 2- хлорбутан бутанол – 2.
5) Этан этен этанол бромэтан бутан.
6) C6 H6 X C6 H5 OH
7) Ацетилен бензол бромбензол фенол пикриновая кислота.
8) C2 H2 X CH3 COOH
9) C2 H5 OH +CuO,t X1 +Ag2 O,t X2 +CH3 OH,H2 SO4 X3
10) CH2 = CH – CH3 X CH3COCH3
11) C2 H2 H2 O,Hg X1 +H2 , Ni , Pt X2 +H2 SO4 , t 140 C X3
12) C2 H5 OH X CH3 COOH
13) CH3COONa +H2 SO4 X1 +C2 H5 OH , H2 SO4 X2 +H2 O , Na OH X3
14) CH3COOC2H5 X C2 H4
15) CH2 Br – CH2 – CH3 +NaOH X1 +Cu O X2 +Ag2 O , t X3
16) C2H5Cl +NaOH X1 CuO X2
17) CaC2 +H2 O X1 +H2 O , Hg X2
18) Ацетат натрия метан хлорметан метанол диметиловый эфир.
19) C2 H6 +Br2 X1 +NaOH X2
20) Этилен этанол этаналь этановая кислота ацетат натрия.
21) C2 H4 +Cl2 X1 +NaOH X2
22) Крахмал этанол этилен 1, 2 – дихлорэтан этиленгликоль.
23) Метанол Х метановая кислота.
24) Алкин альдегид карбоновая кислота соль.
25) CaC2 X CH2 = CHCl
26) CH4 +Cl2 X1 +2Na X2
27) Этаналь Х бромэтан.
28) Алкан алкен одноатомный спирт простой эфир.
29) C6 H6 X C6 H5NH2
30) Al4 C 3 H2 O X1 t X2
31) Ацетат натрия Х этилэтаноат.
32) Одноатомный спирт альдегид карбоновая кислота сложный эфир.
33) CH4 X CH3COH
34) C6H6 HNO3 X1 Fe , HCl X2
35) Ацетилен Х уксусная кислота.
36) Алкан алкен одноатомный спирт альдегид.
37) CaC2 C2H2 C6H6 C6H5NO2 C6H5NH2
38) C2H4 Al2 O3 X1 +H2 O , Hg X2 +Cu(OH)2 X3
39) C6H12O6 C2H5OH CH3COOC2H5 CH3COOH CH2ClCOOH
40) C2H5OH +CuO X1 +Cu(OH)2 , t X2 +C2H5OH X3
41) C2H6 C2H5Cl C2H5OH CH3COH CH3COOH
42) CaC2 +H2O X1 +HCl X2 t,p,Kat X3
43) CH4 C2H2 CH3COH CH3COOH CH3COONa
44) CH3COONa +NaOH X1 +Cl2,Свет X2 +NaOH X3
45) C2H5OH C2H4 C2H5Br C4H10
Приложение 5
Набор схем , используемых для осуществления превращений по органической химии
11 класс.
1) CaC2 → X1 → X2 → нитробензол [ H ] X3 +HCl X4
2) C2H6 +Cl2 , hN X1 → X2 → CH2=CH-CH=CH2 +H2 (1,4 присоединение) → X3 +Cl2 X4
3) CH4 1500 C X1 +2 H2 X2 +Br2 , hv X3 → этилбензол +KMnO4+H2SO4 X4
4) Крахмал гидролиз X1 → C2H5OH → X2 → X3 C акт. Бензол
5) 1-хлорпропан +Na X1 -4H2 X2 → хлорбензол → X3 +nH2CO X4
6) 1-хлорбутан +NaOH,H2O X1 → бутен-1 +HCl X2 конц. спирт X3 KMnO4, H2O X4
7) зтилен +Br2(ад) X1 +KOH,спирт X2 +H2O, Hg X3 → X4 → митилацетат
8) этилацетат → ацетат натрия NaOH(сплавления X1 1500C X2 400C X3 C2H5Cl,AlCl3 X4
9) 1- бромпропан → гексан → бензол CH3 Cl X1 KMnO4 , H2SO4 X2 CH3OH, H X3
10) бутанол-2 HCl X1 KOH,C2H5OH X2 KMnO4 , H2SO4 X3 CH3OH,H X4 → ацетат калия.
11) C6H6 → C6H5 – CH(CH3)2 KMnO4 X1 HNO3 (1 моль.) X2 Fe+HCl X3 NaOH(изб) X4
12) CH3 - CH2 – CHO Ag2 O X1 +Cl2, hv X2 NaOH X3 CH3OH, H X4 полимеризация X5
13) CH3 – CH2 – CH2 – CH2OH H2SO4 , t X1 HBr X2 NH3 X3
14) циклогексен t,Kat X1 →C6H5NO2 +H2,t X2 HCl X3 AgNO3 X4
15) CaC2 H2O X1 H2O, HgSO4 X2 C4(OH)2, t X3 CH3 OH, H2 SO4 X4
16) CH3 – CH2 –CH (CH3) – CH3 Br2,свет. X1 кон. спирт X2 HBr X1 Na X3 → CO2
17) CH4 1000C X1 Cакт,t X2 CH3 Cl , AlCl3 X3 KMnO4 , t X4
18) метан → X1 → бензол CH3Cl,AlCl3 X2 → бензойная кислота CH3OH,H X3
19) CH4 → CH3 NO2 → CH3 NH2 → CH3NH3Cl → CH3NH2 → N2
20) C6H5CH3 KMnO4, H2SO4, t X1 HNO3 (1 моль) X2 Fe+HClизб. X3 NaOH изб. X4
Приложение 6
Набор схем , используемых для подготовки к выполнению задания С3 экзаменационной части в форме и по материалам ЕГЭ
1) Этин → бензол CH3Cl , Al Cl 3 X1 Cl2 , УФ X2 КОН водн. X3 HCOOH,H X4
2) 1,3-дибромбутан Zn X1 → 2-,бромбутан Na X2 → 1,2диметилбензол KMnO4 ,H2 SO4,t X3
3) C2H5Cl→ C3H8 t , Ni X1 KMnO4,H2 O X2 изб.HBr X3 KOH (спирт) X4
4) CH3OH HBr X1 NH3 X2 HBr X3 KOH X2 → N2
5) C2H5OH HBr X1 KOH (спирт) ,t X2 C6 H6 , H X3 Br2 ,свет X4 KOH (спирт) ,t X5
6) C2H5OH HCOOH,H X1 KOH , t , H2 O X2 → HCOOH H2 SO4 (конц) X3 H2 , t,кат X4
7) целлюлоза → глюкоза → этанол CH3 COOH,t,H X1 → CH3COONa электролиз X2
8) CH3CHCl2 → CH3CHO H2 ,кат. X1 NH3 , 300 X2 CO2 + H2 O X3 t X4
9) C3H7OH Al2 O3 , 400 X1 KMnO4 ,H2 O X2 HBr (изб.) X3 KOH (спирт) X4 C акт , t X5
10) C2H5OH Al2 O3 , 400 X1 KMnO4 , H2 O X2 HBr (изб.) X3 KOH (спирт.) X4→ C2H4O
11) CH4 → HCHO H2 , кат. X1 Na X2 HCl X1 KMnO4 , H2 SO4 X3
12) CH4 → этин → винилацетилен изб. H2 ,кат X1 → этановая кислота NH3 X2
13) CaC2 H2 O X1 KMnO4 H2C2O4 конц . H2 SO4 X2 → HCOOK конц. H3 PO4 X3
14) H2C2O4 → CO → CH3OH → CH3COOCH3 NaOH + H2 O, t X → CH4
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
генетическая взаимосвязь между классами органических веществ.
Работа содержит 9 генетических цепочек из вариантов ЕГЭ, задание уровня "С" (С3). Рекомендуется в профильном классе....
план урока и презентация к уроку по химии в 10 классе "Генетическая связь между классами органических соединений"
в работе представлен сценарий урока и презентация к нему по химии в 10 классе по теме "Генетическая связь между классами органических соединений" Урок построен по деятельностной технологии, вклю...
План – конспект урока-игры в 8 классе по теме: «Генетическая связь между классами неорганических веществ».
План – конспект урока-игры в 8 классе по теме: «Генетическая связь между классами неорганических веществ». Цель урока:усвоение знаний о генетической связи и генетическом ряде;обобщение и системат...
Генетическая связь между классами органических и неорганических веществ (11 класс. ХИМИЯ, базовый уровень)
Задания разного уровня сложности: 6 тестовых заданий, установить соостветствие, осуществить цепочку превращений, составить генетический ряд....
генетическая связь между классами органических соединений
Предлагаемые задания позволяют обобщить и систематизировать знания учащихся по курсу органической химии, а также подготовиться к ГИА....
Урок по теме "Генетическая связь между классами органических веществ"
Материал показывает взаимосвязь между различными классами органических веществ....
ГЕНЕТИЧЕСКАЯ СВЯЗЬ МЕЖДУ КЛАССАМИ ОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ (В РАМКАХ ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ)
Самостоятельная работа 11 класс...