программа по химии на уровень 10-11 класс 19-20
рабочая программа по химии (11 класс)
Программа по химии составлена в соответствии с требованиями ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_himii_na_uroven_10-11_klass_19-20.docx | 69.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа 10-11 класса разработана в соответствии с:
- Федеральным законом №273 «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 (с изменениями);
- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (с изменениями);
Учебно-методический комплекс:
- Химия. 10 класс. Базовый уровень: учебник/ О.С. Габриелян. – 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа,2017.
- Химия. . Базовый уровень. 11 класс: учебник/ О.С. Габриелян. – 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа,2018.
- Химия. 10 класс: контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 10 класс. Базовый уровень»/ О.С.Габриелян, П.Н. Березкин, А.А. Ушакова и др. - 5-е изд., стереотип.-М.: Дрофа, 2015.
- Химия. 11 класс: контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 11 класс. Базовый уровень»/ О.С.Габриелян, П.Н. Березкин, А.А. Ушакова и др. - 5-е изд., стереотип.-М.: Дрофа, 2015.
Место учебного предмета в учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов для обязательного изучения учебного предмета «Химия» на этапе среднего общего образования:
В 10 классе за год - 34 часа, 2 часа в неделю;
В 11 классе за год - 34 часа, 2 часа в неделю.
Главная цель среднего общего образования: формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях и способах деятельности; приобретение опыта разнообразной деятельности, опыта познания и самопознания; подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.
Задачи изучения химии среднего общего образования:
• Сформировать у обучающихся знания основ химической науки: важнейших факторов, понятий, химических законов и теорий, языка науки, доступных обобщений мировоззренческого характера.
• Развить умения наблюдать и объяснять химические явления, происходящие в природе, лаборатории, в повседневной жизни.
• Сформировать специальные умения: обращаться с веществами, выполнять несложные эксперименты, соблюдая правила техники безопасности; грамотно применять химические знания в общении с природой и в повседневной жизни.
• Раскрыть гуманистическую направленность химии, ее возрастающей роли в решении главных проблем, стоящих перед человечеством, и вклада в научную картину мира.
• Развить личность обучающихся: их интеллектуальное и нравственное совершенствование, сформировать у них гуманистические отношения и экологически целесообразного поведение в быту и в процессе трудовой деятельности.
• Сформировать у обучающихся коммуникативной и валеологической компетентностей;
• Воспитать ответственное отношение к природе, бережное отношение к учебному оборудованию, умение жить в коллективе (общаться и сотрудничать) через учебный материал каждого урока.
Требования к уровню подготовки обучающихся по предмету «Химия»
Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися.
Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой; объяснять, изучать, распознавать и описывать, выявлять, сравнивать, определять, анализировать и оценивать, проводить самостоятельный поиск необходимой информации и т.д.
В рубрике «Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.
В результате изучения химии на базовом уровне ученик должен
знать / понимать
- важнейшие химические понятия: вещество, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет. функциональная группа, изомерия, гомология:
- основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства
состава, периодический закон, - основные теории химии: химической связи, строения органических соединении.
- важнейшие вещества и материалы: метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы,
уметь
- называть: изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре,
- определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, принадлежность веществ к различным классам органических соединений,
- характеризовать: общие химические свойства органических соединении; строение и химические свойства изученных органических соединений,
- объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения,
- выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших органических веществ,
- проводить: самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве:
- определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий:
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
- безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
- приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
- критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников;
- владеть компетенциями: познавательной, коммуникативной, информационной, рефлексивной.
Содержание учебного предмета «Химия»
10 класс
Введение (1 ч) Предмет органической химии. Особенности строения и свойств органических соединений. Значение и роль органической химии в системе естественных наук и жизни общества. Краткий очерк истории развития органической химии.
Т е м а 1 Теория строения органических соединений (3 ч)
Валентность, Химическое строение как порядок соединения атомов в молекуле согласно их валентности. Основные положения теории химического строения органических соединений. Понятие о гомологии и гомологах, изомерии и изомерах. Химические формулы и модели молекул в органической химии
Т е м а 2 Углеводороды и их природные источники (10 ч)
Природный газ. Природный газ как топливо. Преимущества природного газа перед другими видами топлива. Состав природного газа.
А л к а н ы: гомологический ряд, изомерия и номенклатура алканов. Химические свойства алканов (на примере метана и этана): горение, замещение, разложение и дегидрирование. Применение алканов на основе свойств.
А л к е н ы. Этилен, его получение (дегидрированием этана и дегидратацией этанола). Химические свойства этилена: горение, качественные реакции (обесцвечивание бромной воды и раствора перманганата калия), гидратация, полимеризация. Полиэтилен, его свойства и применение. Применение этилена на основе свойств.
А л к а д и е н ы и к а у ч у к и. Понятие об алкадиенах как углеводородах с двумя двойными связями. Химические свойства бутадиена-1,3 и изопрена: обесцвечивание бромной воды и полимеризация в каучуки. Резина.
А л к и н ы. Ацетилен, его получение пиролизом метана и карбидным способом. Химические свойства ацетилена: горение, обесцвечивание бромной воды, присоединение хлороводорода и гидратация. Применение ацетилена на основе свойств. Реакция полимеризации винилхлорида. Поливинилхлорид и его применение.
Б е н з о л. Получение бензола из гексана и ацетилена. Химические свойства бензола: горение, галогенирование, нитрование. Применение бензола на основе свойств.
Н е ф т ь. Состав и переработка нефти. Нефтепродукты. Бензин и понятие об октановом числе.
Демонстрации. Изготовление моделей молекул углеводородов. Горение метана, этилена, ацетилена. Отношение метана, этилена, ацетилена и бензола к раствору перманганата калия и бромной воде. Получение этилена реакцией дегидратации этанола и деполимеризации полиэтилена, ацетилена карбидным способом. Разложение каучука при нагревании, испытание продуктов разложения на непредельность. Коллекция образцов нефти и нефтепродуктов.
Расчетные задачи.
Т е м а 3 Кислородсодержащие органические соединения и их нахождение в живой природе (11 ч)
Единство химической организации живых организмов. Химический состав живых организмов.
С п и р т ы. Получение этанола брожением глюкозы и гидратацией этилена. Гидроксильная группа как функциональная. Представление о водородной связи. Химические свойства этанола: горение, взаимодействие с натрием, образование простых и сложных эфиров, окисление в альдегид. Применение этанола на основе свойств. Алкоголизм, его последствия и предупреждение.
Понятие о предельных многоатомных спиртах. Глицерин как представитель многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты. Применение глицерина.
К а м е н н ы й у г о л ь. Ф е н о л. Коксохимическое производство и его продукция. Получение фенола коксованием каменного угля. Взаимное влияние атомов в молекуле фенола: взаимодействие с гидроксидом натрия и азотной кислотой. Поликонденсация фенола с формальдегидом в фенолоформальдегидную смолу. Применение фенола на основе свойств.
А л ь д е г и д ы. Получение альдегидов окислением соответствующих спиртов. Химические свойства альдегидов: окисление в соответствующую кислоту и восстановление в соответствующий спирт. Применение формальдегида и ацетальдегида на основе свойств.
К а р б о н о в ы е к и с л о т ы. Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Химические свойства уксусной кислоты: общие свойства с неорганическими кислотами и реакция этерификации. Применение уксусной кислоты на основе свойств. Высшие жирные кислоты на примере пальмитиновой и стеариновой.
С л о ж н ы е э ф и р ы и ж и р ы. Получение сложных эфиров реакцией этерификации. Сложные эфиры в природе, их значение. Применение сложных эфиров на основе свойств.
Жиры как сложные эфиры. Химические свойства жиров: гидролиз (омыление) и гидрирование жидких жиров. Применение жиров на основе свойств.
У г л е в о д ы. Углеводы, их классификация: моносахариды (глюкоза), дисахариды (сахароза) и полисахариды (крахмал и целлюлоза). Значение углеводов в живой природе и в жизни человека. Глюкоза - вещество с двойственной функцией - альдегидоспирт. Химические свойства глюкозы: окисление в глюконовую кислоту, восстановление в сорбит, брожение (молочнокислое и спиртовое). Применение глюкозы на основе свойств.
Дисахариды и полисахариды. Понятие о реакциях поликонденсации и гидролиза на примере взаимопревращений: глюкоза полисахарид.
Демонстрации. Окисление спирта в альдегид. Качественная реакция на многоатомные спирты. Коллекция «Каменный уголь и продукты его переработки». Растворимость фенола в воде при обычной температуре и при нагревании. Качественные реакции на фенол. Реакция «серебряного зеркала» альдегидов и глюкозы. Окисление альдегидов и глюкозы в кислоты с помощью гидроксида меди (II). Получение уксусно-этилового и уксусно-изоамилового эфиров. Коллекция эфирных масел. Качественная реакция на крахмал.
Лабораторные опыты. Свойства этилового спирта. Свойства глицерина. Свойства формальдегида. Свойства уксусной кислоты. Свойства жиров. Сравнение свойств растворов мыла и стирального порошка. Свойства глюкозы. Свойства крахмала.
Т е м а 4 Азотсодержащие соединения и их нахождение в живой природе (5 ч )
А м и н ы. Понятие об аминах. Получение ароматического амина - анилина - из нитробензола. Анилин как органическое основание. Взаимное влияние атомов в молекуле анилина: ослабление основных свойств и взаимодействие с бромной водой. Применение анилина на основе свойств.
А м и н о к и с л о т ы. Получение аминокислот из карбоновых кислот и гидролизом белков. Химические свойства аминокислот как амфотерных органических соединений: взаимодействие со щелочами, кислотами и друг с другом (реакция поликонденсации). Пептидная связь и полипептиды. Применение аминокислот на основе свойств.
Б е л к и. Получение белков реакцией поликонденсации аминокислот. Первичная, вторичная и третичная структуры белков. Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз и цветные реакции. Биохимические функции белков.
Генетическая связь между классами органических соединений.
Нуклеиновые кислоты. Синтез нуклеиновых кислот в клетке из нуклеотидов. Общий план строения нуклеотида. Сравнение строения и функций РНК и ДНК. Роль нуклеиновых кислот в хранении и передаче наследственной информации. Понятие о биотехнологии и генной инженерии.
Демонстрации. Взаимодействие аммиака и анилина с соляной кислотой. Доказательство наличия функциональных групп в растворах аминокислот. Растворение и осаждение белков. Цветные реакции белков: ксантопротеиновая и биуретовая. Горение птичьего пера и шерстяной нити. Модель молекулы ДНК.
Лабораторные опыты. Свойства белков.
Практическая работа №1. Решение экспериментальных задач на идентификацию органических соединений.
Т е м а 5 Биологически активные органические соединения (2 ч )
Ф е р м е н т ы. Ферменты как биологические катализаторы белковой природы. Особенности функционирования ферментов. Роль ферментов в жизнедеятельности живых организмов и народном хозяйстве.
В и т а м и н ы. Понятие о витаминах. Нарушения, связанные с витаминами: авитаминозы, гиповитаминозы и гипервитаминозы. Витамин С как представитель водорастворимых витаминов и витамин А как представитель жирорастворимых витаминов.
Г о р м о н ы. Понятие о гормонах как гуморальных регуляторах жизнедеятельности живых организмов. Инсулин и адреналин как представители гормонов. Профилактика сахарного диабета.
Л е к а р с т в а. Лекарственная химия: от иатрохимии до химиотерапии. Аспирин. Антибиотики и дисбактериоз. Наркотические вещества. Наркомания, борьба с ней и профилактика.
Демонстрации. Разложение пероксида водорода каталазой сырого мяса и сырого картофеля. Коллекция СМС, содержащих энзимы. Испытание среды раствора СМС индикаторной бумагой. Иллюстрации с фотографиями животных с различными формами авитаминозов. Коллекция витаминных препаратов. Испытание среды раствора аскорбиновой кислоты индикаторной бумагой. Испытание аптечного препарата инсулина на белок. Домашняя, лабораторная и автомобильная аптечка.
Т е м а 6 Искусственные и синтетические полимеры (2 ч)
И с к у с с т в е н н ы е п о л и м е р ы. Получение искусственных полимеров, как продуктов химической модификации природного полимерного сырья. Искусственные волокна ( ацетатный шелк, вискоза) . их свойства и применение.
С и н т е т и ч е с к и е п о л и м е р ы. Получение синтетических полимеров реакциями полимеризации и поликонденсации. Структура полимеров: линейная, разветвленная и пространственная. Представители синтетических пластмасс: полиэтилен низкого и высокого давления, полипропилен и поливинилхлорид. Синтетические волокна: лавсан, нитрон и капрон.
Демонстрации. Коллекция пластмасс и изделий из них. Коллекция искусственных и синтетических волокон и изделий из них. Распознавание волокон по отношению к нагреванию и химическим реактивам. Лабораторные опыты. Ознакомление с образцами пластмасс, волокон и каучуков. Практическая работа № 2. Распознавание пластмасс и волокон.
11 класс
Т е м а 1. Строение атома и периодический закон Д. И. Менделеева (2ч)
О с н о в н ы е с в е д е н и я о с т р о е н и и а т о м а. Ядро: протоны и нейтроны. Изотопы. Электроны. Электронная оболочка. Энергетический уровень. Особенности строения электронных оболочек атомов элементов 4-го и 5-го периодов периодической системы Д. И. Менделеева (переходных элементов). Понятие об орбиталях. s- и р-орбитали. Электронные конфигурации атомов химических элементов.
П е р и о д и ч е с к и й з а к о н Д. И. М е н д е л е е в а в с в е т е у ч е н и я о с т р о е н и и а т о м а. Открытие Д. И. Менделеевым периодического закона.
Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева - графическое отображение периодического закона. Физический смысл порядкового номера элемента, номера периода и номера группы. Валентные электроны. Причины изменения свойств элементов в периодах и группах (главных подгруппах). Положение водорода в периодической системе. Значение периодического закона и периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева для развития науки и понимания химической картины мира.
Демонстрации. Различные формы периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева.
Т е м а 2. Строение вещества (12 ч)
И о н н а я х и м и ч е с к а я с в я з ь. Катионы и анионы. Классификация ионов. Ионные кристаллические решетки. Свойства веществ с этим типом кристаллических решеток.
К о в а л е н т н а я х и м и ч е с к а я с в я з ь. Электроотрицательность. Полярная и неполярная ковалентные связи. Диполь. Полярность связи и полярность молекулы. Обменный и донорно-акцепторный механизмы образования ковалентной связи. Молекулярные и атомные кристаллические решетки. Свойства веществ с этими типами кристаллических решеток.
М е т а л л и ч е с к а я х и м и ч е с к а я с в я з ь. Особенности строения атомов металлов. Металлическая химическая связь и металлическая кристаллическая решетка. Свойства веществ с этим типом связи.
В о д о р о д н а я х и м и ч е с к а я с в я з ь. Межмолекулярная и внутримолекулярная водородная связь. Значение водородной связи для организации структур биополимеров.
П о л и м е р ы. Пластмассы: термопласты и реактопласты, их представители и применение. Волокна: природные (растительные и животные) и химические (искусственные и синтетические), их представители и применение.
Г а з о о б р а з н о е с о с т о я н и е в е щ е с т в а. Три агрегатных состояния воды. Особенности строения газов. Молярный объем газообразных веществ.
Примеры газообразных природных смесей: воздух, природный газ. Загрязнение атмосферы (кислотные дожди, парниковый эффект) и борьба с ним. Представители газообразных веществ: водород, кислород, углекислый газ, аммиак, этилен. Их получение, собирание и распознавание.
Ж и д к о е с о с т о я н и е в е щ е с т в а. Вода. Потребление воды в быту и на производстве. Жесткость воды и способы ее устранения. Минеральные воды, их использование в столовых и лечебных целях. Жидкие кристаллы и их применение.
Т в е р д о е с о с т о я н и е в е щ е с т в а. Аморфные твердые вещества в природе и в жизни человека, их значение и применение. Кристаллическое строение вещества.
Д и с п е р с н ы е с и с т е м ы. Понятие о дисперсных системах. Дисперсная фаза и дисперсионная среда. Классификация дисперсных систем в зависимости от агрегатного состояния дисперсной среды и дисперсионной фазы. Грубодисперсные системы: эмульсии, суспензии, аэрозоли. Тонкодисперсные системы: гели и золи.
С о с т а в в е щ е с т в а и с м е с е й. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Закон постоянства состава веществ. Понятие «доля» и ее разновидности: массовая (доля элементов в соединении, доля компонента в смеси — доля примесей, доля растворенного вещества в растворе) и объемная. Доля выхода продукта реакции от теоретически возможного.
Демонстрации. Модель кристаллической решетки хлорида натрия. Образцы минералов с ионной кристаллической решеткой: кальцита, галита. Модели кристаллических решеток «сухого льда» (или иода), алмаза, графита (или кварца). Модель молекулы ДНК. Образцы пластмасс (фенолоформальдегидные, полиуретан, полиэтилен, полипропилен, поливинилхлорид) и изделия из них. Образцы волокон (шерсть, шелк, ацетатное волокно, капрон, лавсан, нейлон) и изделия из них. Образцы неорганических полимеров (сера пластическая, кварц, оксид алюминия, природные алюмосиликаты). Модель молярного объема газов. Три агрегатных состояния воды. Образцы накипи в чайнике и трубах центрального отопления. Жесткость воды и способы ее устранения. Приборы на жидких кристаллах. Образцы различных дисперсных систем: эмульсий, суспензий, аэрозолей, гелей и золей. Коагуляция. Синерезис. Эффект Тиндаля.
Т е м а 3. Химические реакции (9 ч)
Р е а к ц и и, и д у щ и е б е з и з м е н е н и я с о с т а в а в е щ е с т в. Аллотропия и аллотропные видоизменения. Причины аллотропии на примере модификаций кислорода, углерода и фосфора. Озон, его биологическая роль. Изомеры и изомерия.
Р е а к ц и и, и д у щ и е с и з м е н е н и е м с о с т а в а в е щ е с т в. Реакции соединения, разложения, замещения и обмена в неорганической и органической химии. Реакции экзо- и эндотермические. Тепловой эффект химической реакции и термохимические уравнения. Реакции горения, как частный случай экзотермических реакций.
С к о р о с т ь х и м и ч е с к о й р е а к ц и и. Скорость химической реакции. Зависимость скорости химической реакции от природы реагирующих веществ, концентрации, температуры, площади поверхности соприкосновения и катализатора. Реакции гомо- и гетерогенные. Понятие о катализе и катализаторах. Ферменты как биологические катализаторы, особенности их функционирования.
О б р а т и м о с т ь х и м и ч е с к и х р е а к ц и й. Необратимые и обратимые химические реакции. Состояние химического равновесия для обратимых химических реакций. Понятие об основных научных принципах производства на примере синтеза аммиака или серной кислоты.
Р о л ь в о д ы в х и м и ч е с к о й р е а к ц и и. Истинные растворы. Растворимость и классификация веществ по этому признаку: растворимые, малорастворимые и нерастворимые вещества.
Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация. Кислоты, основания и соли с точки зрения теории электролитической диссоциации. Химические свойства воды: взаимодействие с металлами, основными и кислотными оксидами, разложение и образование кристаллогидратов. Реакции гидратации в органической химии.
Г и д р о л и з о р г а н и ч е с к и х и н е о р г а н и ч е с к и х с о е д и н е н и й. Необратимый гидролиз. Обратимый гидролиз солей. Гидролиз органических соединений и его практическое значение для получения гидролизного спирта и мыла. Биологическая роль гидролиза в пластическом и энергетическом обмене веществ и энергии в клетке.
О к и с л и т е л ь н о-в о с с т а н о в и т е л ь н ы е р е а к ц и и. Степень окисления. Определение степени окисления по формуле соединения. Понятие об окислительно-восстановительных реакциях. Окисление и восстановление, окислитель и восстановитель.
Э л е к т р о л и з. Электролиз как окислительно-восстановительный процесс. Электролиз расплавов и растворов на примере хлорида натрия. Практическое применение электролиза. Электролитическое получение алюминия.
Демонстрации. Превращение красного фосфора в белый. Озонатор. Модели молекул н-бутана и изобутана. Зависимость скорости реакции от природы веществ на примере взаимодействия растворов различных кислот одинаковой концентрации с одинаковыми гранулами цинка и взаимодействия одинаковых кусочков разных металлов (магния, цинка, железа) с соляной кислотой. Взаимодействие растворов серной кислоты с растворами тиосульфата натрия различной концентрации и температуры. Разложение пероксида водорода с помощью катализатора (оксида марганца (IV)) и каталазы сырого мяса и сырого картофеля. Примеры необратимых реакций, идущих с образованием осадка, газа или воды. Испытание растворов электролитов и неэлектролитов на предмет диссоциации. Зависимость степени электролитической диссоциации уксусной кислоты от разбавления раствора. Гидролиз карбида кальция. Простейшие окислительно-восстановительные реакции: взаимодействие цинка с соляной кислотой и железа с раствором сульфата меди (II). Модель электролизера.
Т е м а 4. Вещества и их свойства (10 ч)
М е т а л л ы. Взаимодействие металлов с неметаллами (хлором, серой и кислородом). Взаимодействие щелочных и щелочноземельных металлов с водой. Электрохимический ряд напряжений металлов. Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей. Алюминотермия. Взаимодействие натрия с этанолом и фенолом. Коррозия металлов. Понятие о химической и электрохимической коррозии металлов. Способы защиты металлов от коррозии.
Н е м е т а л л ы. Сравнительная характеристика галогенов как наиболее типичных представителей неметаллов. Окислительные свойства неметаллов (взаимодействие с металлами и водородом). Восстановительные свойства неметаллов (взаимодействие с более электроотрицательными неметаллами и сложными веществами-окислителями).
К и с л о т ы н е о р г а н и ч е с к и е и о р г а н и ч е с к и е. Классификация кислот. Химические свойства кислот: взаимодействие с металлами, оксидами металлов, гидроксидами металлов, солями, спиртами (реакция этерификации). Особые свойства азотной и онцентрированной серной кислоты.
О с н о в а н и я н е о р г а н и ч е с к и е и о р г а н и ч е с к и е. Основания, их классификация. Химические свойства оснований: взаимодействие с кислотами, кислотными оксидами и солями. Разложение нерастворимых оснований.
С о л и. Классификация солей: средние, кислые и основные. Химические свойства солей: взаимодействие с кислотами, щелочами, металлами и солями. Представители солей и их значение. Хлорид натрия, карбонат кальция, фосфат кальция (средние соли); гидрокарбонаты натрия и аммония (кислые соли); гидроксокарбонат меди (II) -малахит (основная соль). Качественные реакции на хлорид-, сульфат-, и карбонат-анионы, катион аммония, катионы железа (II) и (III),
Г е н е т и ч е с к а я с в я з ь между классами неорганических и органических соединений. Понятие о генетической связи и генетических рядах. Генетический ряд металла. Генетический ряд неметалла. Особенности генетического ряда в органической химии.
Демонстрации. Коллекция образцов металлов. Взаимодействие натрия с серой. Горение магния и алюминия в кислороде. Взаимодействие щелочноземельных металлов с водой. Взаимодействие натрия с этанолом, цинка с уксусной кислотой. Взаимодействие меди с концентрированной азотной кислотой. Результаты коррозии металлов в зависимости от условий ее протекания. Коллекция образцов неметаллов. Коллекция природных органических кислот. Разбавление концентрированной серной кислоты. Взаимодействие концентрированной серной кислоты с сахаром, целлюлозой и медью. Образцы природных минералов, содержащих хлорид натрия, карбонат кальция, фосфат кальция и гидроксокарбонат меди (II). Образцы пищевых продуктов, содержащих гидрокарбонаты натрия и аммония, их способность к разложению при нагревании. Гашение соды уксусом. Качественные реакции на катионы и анионы.
Тематическое планирование
10 класс
N п/п | Название темы (раздела) | Кол-во учебных часов | Количество контрольных, практических работ |
1 | Введение | (1ч) | - |
2 | Теория строения органических соединений | (3 ч) | - |
3 | Углеводороды и их природные источники | (10 ч) | Контрольная работа № 1 по теме: «Углеводороды и их природные источники» |
4 | Кислородсодержащие органические соединения и их нахождение в живой природе | (11 ч) | Контрольная работа №2 по теме: «Кислородсодержащие органические соединения и их нахождение в живой природе» Лабораторная работа №1 по теме: «Кислородсодержащие органические соединения» |
5 | Азотсодержащие органические соединения и их нахождение в живой природе | (5 ч) | Практическая работа № 1 по теме «Решение экспериментальных задач на идентификацию органических соединений» Лабораторная работа №2по теме: «Свойства белков» |
6 | Биологически активные органические соединения | (2 ч) | - |
7 | Искусственные и синтетические органические соединения | (2ч) | Практическая работа № 2 по теме «Распознавание пластмасс и волокон» |
8 | Систематизация и обобщение знаний по курсу органической химии | (1 ч) | Систематизация и обобщение знаний по курсу органической химии |
11 класс
N п/п | Название темы (раздела) | Кол-во учебных часов | Количество контрольных, практических работ |
1 | Строение атома и периодический закон Д.И.Менделеева | (2ч) | - |
2 | Строение вещества | (12 ч) | Контрольная работа № 1 по теме: «Строение вещества» |
3 | Химические реакции | (9 ч) | |
4 | Вещества и их свойства | (10 ч) | Контрольная работа №2 по теме: «Кислородсодержащие органические соединения и их нахождение в живой природе» Лабораторная работа №1 по теме: «Кислородсодержащие органические соединения» |
5 | Обобщение и систематизация знаний по курсу химии | (1 ч) | Практическая работа № 1 по теме «Идентификация органических соединений» Лабораторная работа №2по теме: «Свойства белков» |
Календарно-тематическое планирование
Химия 10 класс (1ч в неделю)
№ п/п | Дата | Корректировка | Тема урока | Кол-во часов |
ВВЕДЕНИЕ (1 час)
| ||||
Предмет органической химии. Вводный инструктаж по ТБ. | 1 | |||
ТЕОРИЯ СТРОЕНИЯ ОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ (3 часа) | ||||
Теория строения органических соединений. | 1 | |||
Теория строения органических соединений. Изомерия. | 1 | |||
Классификация и номенклатура органических соединений. | ||||
УГЛЕВОДОРОДЫ И ИХ ПРИРОДНЫЕ ИСТОЧНИКИ (10 часов). | ||||
Алканы. Предельные | 1 | |||
Решение задач по теме: «Нахождение молекулярной формулы органического вещества» | 1 | |||
Непредельные. Алкены | 1 | |||
Алкены. (химические свойства и применение) | 1 | |||
Алкадиены. Каучуки | 1 | |||
Алкины. Ацетилен | 1 | |||
Природные источники углеводородов. Нефть и природный газ. Р.К.1 Добыча углеводородного сырья и экологические проблемы Поморья | 1 | |||
Арены. Бензол | 1 | |||
Систематизация и обобщение знаний по теме «Углеводороды и их природные источники» | 1 | |||
Контрольная работа № 1 по теме «Углеводороды и их природные источники» | 1 | |||
КИСЛОРОДСОДЕРЖАЩИЕ ОРГАНИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ И ИХ НАХОЖДЕНИЕ В ЖИВОЙ ПРИРОДЕ. (11 часов) | ||||
Углеводы Р.К.2. Переработка древесины в Архангельской области. Целлюлозно-бумажные комбинаты в Архангельской области. | 1 | |||
Полисахариды Р.К. 3. Архангельский водорослевый комбинат. | 1 | |||
Химические свойства спиртов | 1 | |||
Фенол | 1 | |||
Альдегиды | 1 | |||
Карбоновые кислоты | 1 | |||
Сложные эфиры | 1 | |||
Жиры | 1 | |||
Систематизация и обобщение знаний по теме: «Кислородсодержащие органические соединения и их нахождение в живой природе». | 1 | |||
Контрольная работа № 2 по теме: «Кислородсодержащие органические соединения и их нахождение в живой природе».
| 1 | |||
АЗОТСОДЕРЖАЩИЕ ОРГАНИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ И ИХ НАХОЖДЕНИЕ В ЖИВОЙ ПРИРОДЕ (5 часов) | ||||
Анализ контрольной работы. Амины. Анилин | 1 | |||
Аминокислоты | 1 | |||
Белки | 1 | |||
Генетическая связь между классами органических соединений | 1 | |||
Практическая работа № 1 Решение экспериментальных задач на идентификацию органических соединений | 1 | |||
БИОЛОГИЧЕСКИ АКТИВНЫЕ ОРГАНИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ (2часа) | ||||
Нуклеиновые кислоты. Ферменты | 1 | |||
Витамины. Гормоны. Лекарства. Р.К. 4. Производство лекарств в Архангельской области. | 1 | |||
ИСКУССТВЕННЫЕ И СИНТЕТИЧЕСКИЕ ОРГАНИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ (2 часа) | ||||
Искусственные полимеры Практическая работа № 2 по теме: «Распознавание пластмасс и волокон». | 1 | |||
Синтетические органические соединения - полимеры | 1 | |||
ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ ПО КУРСУ ХИМИИ (1 час) | ||||
Систематизация и обобщение знаний по курсу органической химии | 1 |
Календарно-тематическое планирование
Химия 11 класс (1ч в неделю)
№ п/п | Дата | Корректировка | Тема урока | Кол-во часов |
СТРОЕНИЕ АТОМА И ПЕРИОДИЧЕСКИЙ ЗАКОН Д.И. МЕНДЕЛЕЕВА (2 часа) | ||||
Строение атома | 1 | |||
Периодический закон Д. И. Менделеева в свете учения о строении атома | 1 | |||
СТРОЕНИЕ ВЕЩЕСТВА (12 часов) | ||||
Ионная химическая связь | 1 | |||
Ковалентная химическая связь | 1 | |||
Металлическая химическая связь | 1 | |||
Водородная химическая связь | 1 | |||
Газообразное состояние вещества | 1 | |||
Практическая работа №1 «Получение, собирание и распознавание газов» | 1 | |||
Жидкое и твердое состояние вещества Р.К. 1. Минеральные воды Архангельской области. | 1 | |||
Дисперсные системы Р.К. 2. Дисперсные системы в местных пищевых производствах | 1 | |||
Состав вещества. Смеси | 1 | |||
Решение задач по теме: « Смеси. Растворы» | 1 | |||
Обобщение и систематизация знаний по теме: «Строение вещества» | 1 | |||
Контрольная работа №1 по теме: «Строение вещества» | 1 | |||
ХИМИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ (9 часов). | ||||
Анализ контрольной работы. Классификация химических реакций в неорганической и органической химии | 1 | |||
Классификация химических реакций в неорганической и органической химии | 1 | |||
Скорость химической реакции | 1 | |||
Обратимость химических реакций | 1 | |||
Роль воды в химических реакциях | 1 | |||
Гидролиз | 1 | |||
Окислительно-восстановительные реакции | 1 | |||
Обобщение и систематизация знаний по по теме: «Химические реакции» | 1 | |||
Контрольная работа №2 по теме: «Химические реакции» | 1 | |||
ВЕЩЕСТВА И ИХ СВОЙСТВА. (10 часов) | ||||
Анализ контрольной работы. Металлы. Р.К. -4. Бокситовый рудник. Архангельская область. | 1 | |||
Неметаллы | 1 | |||
Кислоты | 1 | |||
Основания | 1 | |||
Соли | 1 | |||
ВПР по химии | 1 | |||
Практическая работа №2. Решение экспериментальных задач на идентификацию неорганических и органических соединений | 1 | |||
Генетическая связь между классами органических и неорганических соединений. | 1 | |||
Обобщение и систематизация знаний по теме: « Вещества и их свойства» | 1 | |||
Контрольная работа №3 по теме: « Вещества и их свойства» | 1 | |||
ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ ПО КУРСУ ХИМИИ (1 час) | ||||
Итоговый урок за курс химии 11 класс | 1 |
Приложение 1.
Оценочные материалы (контрольно-измерительные материалы)
учебного предмета «Химия» 10-11 класс
срок реализации: 2 года
Формы контроля:
- Устный ответ
- Практические и лабораторные работы
- Решение экспериментальных задач
- Расчетные задачи
- Обучающие работы (различные упражнения, тесты неконтрольного характера)
- Текущая аттестация и промежуточная (итоговая) аттестация
Нормы оценивания:
Результаты обучения химии должны соответствовать общим задачам предмета и требованиям к его усвоению.
Результаты обучения оцениваются по пятибалльной системе. При оценке учитываются следующие качественные показатели ответов:
-глубина (соответствие изученным теоретическим обобщениям):
-осознанность (соответствие требуемым в программе умениям применять полученную -информацию);
-полнота (соответствие объему программы и информации учебника).
При оценке учитываются число и характер ошибок (существенные или несущественные).
Существенные ошибки связаны с недостаточной глубиной и осознанностью ответа (например, ученик неправильно указал основные признаки понятий, явлений, характерные свойства веществ, сформулировал закон, правило и пр., или ученик не смог применить теоретические знания для объяснения и предсказания явлений, установления причинно-следственных связей, сравнения и классификации явлений и т. п.).
Несущественные ошибки определяются неполнотой ответа (например, упущение из виду какого-либо нехарактерного факта при описании вещества, процесса). К ним можно отнести оговорки, описки, допущенные по невнимательности (например, на два и более уравнений реакций в полном ионном виде допущена одна ошибка в обозначении заряда иона).
Результаты обучения проверяются в процессе устных и письменных ответов учащихся, а также при выполнении ими химического эксперимента.
Оценка устного ответа
Отметка «5» - ответ полный и правильный па основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком; ответ самостоятельный.
Отметка «4» - Ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной последовательности, при этом допущены две- три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
Отметка «3» - Ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка, или ответ неполный, несвязный.
Отметка «2» - При ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может и справить при наводящих вопросах учителя.
Оценка экспериментальных умений
Оценка ставится на основании наблюдения за учащимися и письменного отчета за работу.
Отметка «5» - работа выполнена полностью, правильно; сделаны правильные наблюдения и выводы;
эксперимент осуществлен по плану, с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудование; проявлены организационно-трудовые умения (поддерживается чистота рабочего места и порядок на столе, экономно расходуются реактивы)
Отметка «4» - работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, при этом эксперимент проведен неполностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием
Отметка «3» - работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которая исправляется по требованию учителя.
Отметка «2» - допущены две (и более) существенные ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы. В соблюдении правил техники безопасности, при работе с веществами и оборудованием, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.
Оценка умений решать экспериментальные задачи
Отметка «5» - план решения составлен правильно; правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования; дано полное объяснение и сделаны выводы.
Отметка «4» - план решения составлен правильно; правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования; при этом допущено не более двух несущественных ошибок в объяснении и выводах.
Отметка «3» - план решения составлен правильно; правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования; но допущена существенная ошибка в объяснении и выводах.
Отметка «2» - допущены две (и более) ошибки в плане решения, в подборе химических реактивов и оборудования, в объяснениях и выводах.
Оценка умения решать расчетные задачи
Отметка «5» - в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом
Отметка «4» - в логическом рассуждении и в решении нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом. Или допущено не более двух несущественных ошибок
Отметка «3» - в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах в логическом рассуждении.
Отметка «2» - имеются существенные ошибки в логическом рассуждении и в решении
Критерии выставления оценок за проверочные тесты.
Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.
Время выполнения работы: 10-15 мин.
Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.
Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.
Время выполнения работы: 30-40 мин.
Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.
10 класс
Текущая аттестация.
Пояснительная записка
Для проведения текущей аттестации в 10 классе используется сборник Химия. 10 класс: контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 10 класс. Базовый уровень»/ О.С.Габриелян, П.Н. Березкин, А.А. Ушакова и др. - 5-е изд., стереотип.-М.: Дрофа, 2015.
Контрольно-оценочные материалы для обучающихся 10-х классов по химии по следующим темам:
- Контрольная работа №1 по теме «Углеводороды и их природные источники»
- Контрольная работа №2 по теме: «Кислородсодержащие органические соединения и их нахождение в живой природе»
- Промежуточная аттестация
Пособие имеет обучающий, развивающий, контролирующий характер, повторяет структуру учебника и состоит из трех частей:
- тематические проверочные работы;
-комбинированные контрольные работы;
- разноуровневые контрольные работы.
Тематические контрольные и проверочные работы рассчитаны на академический час, составлены в 5 вариантах, 4 из которых имеют одинаковый уровень сложности, а 5 выходит за рамки базового уровня и предназначен для учащихся, которые желают углубить свои знания, и планируют сдавать ЕГЭ по химии.
Все предлагаемые контрольные работы состоят из 2 частей и являются комбинированными. Часть А каждой работы содержит тестовые задания с выбором одного правильного ответа и задания на установление соответствия. Часть Б содержит задания со свободной формой ответа и предусматривает написание уравнений реакций, условия их проведения и др..
Контрольные работы оцениваются в 50 баллов.
Примерная шкала перевода в пятибалльную систему оценки:
0-25 баллов – «2» (0-0%)
26-35 баллов – «3» (52-70%)
36-44 балла – «4» (72-89%)
45-50 баллов – «5» (90-100%)
Разноуровневые контрольные работы составлены с учетом принципов вариативности и дифференцированного подхода к обучению и контролю знаний, умений и навыков учащихся. Все работы представлены в трех уровнях, каждый из которых состоит из 4 вариантов. Задания 1 и 2 уровней соответствуют федеральному государственному стандарту по химии, а задания 3 уровня помогут школьникам подготовиться к экзаменам и олимпиадам.
11 класс
Текущая аттестация.
Пояснительная записка
Для проведения текущей аттестации в 11 классе используется сборник Химия. 11 класс: контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 11 класс. Базовый уровень»/ О.С.Габриелян, П.Н. Березкин, А.А. Ушакова и др. - 5-е изд., стереотип.-М.: Дрофа, 2015.
Контрольно-оценочные материалы для обучающихся 11-х классов по химии по следующим темам:
- Контрольная работа №1 по теме «Строение вещества»
- Контрольная работа №2 по теме: «Химические реакции»
- Контрольная работа №2 по теме: «Вещества и их свойства»
- Промежуточная аттестация
Пособие имеет обучающий, развивающий, контролирующий характер, повторяет структуру учебника и состоит из трех частей:
- тематические проверочные работы;
-комбинированные контрольные работы;
- разноуровневые контрольные работы.
Тематические контрольные и проверочные работы рассчитаны на академический час, составлены в 5 вариантах, 4 из которых имеют одинаковый уровень сложности, а 5 выходит за рамки базового уровня и предназначен для учащихся, которые желают углубить свои знания, и планируют сдавать ЕГЭ по химии.
Все предлагаемые контрольные работы состоят из 2 частей и являются комбинированными. Часть А каждой работы содержит тестовые задания с выбором одного правильного ответа и задания на установление соответствия. Часть Б содержит задания со свободной формой ответа и предусматривает написание уравнений реакций, условия их проведения и др..
Контрольные работы оцениваются в 50 баллов.
Примерная шкала перевода в пятибалльную систему оценки:
0-25 баллов – «2» (0-0%)
26-35 баллов – «3» (52-70%)
36-44 балла – «4» (72-89%)
45-50 баллов – «5» (90-100%)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по химии (профильный уровень) 10 класс с КТП
Рабочая программа учебного курса химии для 10 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования и Примерной программы по хими...
Рабочая программа по химии (базовый уровень) 10 класс.
Рабочая программа учебного курса по химии 10 класса разработана на основеПримерной программы среднего (полного) общего образования по химии (базовый уровень)и авторской программы О.С. Габр...
Рабочая программа по химии (профильный уровень) в 10 классе
Программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта, образовательной программы школы, авторской программы О.С.Габриеляна. 4 часа в неделю. При 34 учебных неде...
Рабочая программа по химии (базовый уровень) к учебнику О.С.Габриеляна
Рабочая программа по химии10 класс (базовый уровень)Составитель: Мизерина Ирина Валерьевна,учитель химиивысшей квалификационной категорииУМК для реализации рабочей учебной программы.Авторской пр...
Рабочая программа по химии(базовый уровень) 11 класс к учебнику О.С.Габриеляна
Рабочая программа по химии11 класс (базовый уровень)Составитель: Мизерина Ирина Валерьевна,учитель химиивысшей квалификационной категорииОсновными целями и задачами данного учебного курса являют...
Рабочая программа по химии (базовый уровень) 8 класс ФГОС
Рабочая программа по химии (базовый уровень) 8 класс ФГОС к УМК Габриеляна О.С....