рабочая программа по химии, базовый уровень, 8 класс, к учебнику В.В.Ерёмина
рабочая программа по химии (8 класс) на тему

Гладышева Татьяна Александровна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_khimii_na_2014-15_uch_god.doc92.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №8»

г. Елизово, Камчатского края

                                                                                                                     УТВЕРЖДАЮ:______________

директор МБОУ «СОШ №8»

Г.В.Борисенко

                                                                                                                      «____»___________2014г.

Рабочая программа

по  химии базовый уровень, 8 класс

на 2014-2015 учебный год

рассмотрена и одобрена на заседании

ШМО учителей естествознания

Протокол №1 от 17 октября 2014г.

Руководитель                  (Гурьянова М.А.)

                                                                  Учитель: Гладышева Татьяна Александровна

2014г

Рабочая программа составлена на основе программы авторского курса для 8-11 классов. Авторы – преподаватели химического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова – В.В. Ерёмин, Н.Е. Кузьменко, В.В. Лунин, А.А. Дроздов, В.И.Теренин.

 Руководитель авторского коллектива академик РАН В.В.Лунин.

Пояснительная записка

Программа составлена в полном соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта, полностью удовлетворяет требованиям к уровню подготовки выпускников основной общеобразовательной школы.

Программа рассчитана на 102 ч в год; 3 ч в неделю, в том числе на контрольные работы - 5 часов,  практические работы – 5 часа, резервное время -3 часа.

В течение первого года обучения химии (8 класс) главное внимание уделяется формированию у учащихся элементарных химических навыков, «химического языка» и химического мышления, в первую очередь на объектах, знакомых им из повседневной жизни (кислород, воздух, вода). Основная идея этой части курса – привить учащимся навыки описания свойств различных веществ, сгруппированных по классам, а также показать связь между их строением и свойствами.

В целях развития химического взгляда на мир в курсе проводятся широкие корреляции между полученными учащимися в классе элементарными химическими знаниями и свойствами тех объектов, которые известны школьникам в повседневной жизни, но до этого воспринимались ими лишь на бытовом уровне. Авторы обращают большое внимание на стиль изложения, который позволяет вводить и обсуждать химические понятия и термины в живой и наглядной форме. В этой связи постоянно подчеркиваются межпредметные связи химии с естественными и гуманитарными науками. 

Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по химии и авторской программой учебного курса. Рабочая программа построена на основе концентрического подхода, особенность которого состоит в вычленении дидактической единицы (в данной программе таковой является «химический элемент») и дальнейшем усложнении и расширении ее (здесь таковыми выступают формы существования (свободные атомы, простые и сложные вещества)).

Преобладающей формой текущего контроля выступает письменный  (самостоятельные и контрольные работы) и устный опрос (собеседование).  Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплект,  включающий:

        

Изучение химии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

•        освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;

•        овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;

•         развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;

•        воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;

•        применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Задачи программы обучения:

освоение теории химических элементов и их соединений; овладение умением устанавливать причинно-следственные связи между составом, свойствами и применением веществ;  применение на практике теории химических элементов и их соединений для объяснения и прогнозирования протекания химических процессов;  осмысление собственной деятельности в контексте законов природы.

Программой предусмотрено проведение:

•        Контрольных работ-5

•        Практических работ-5

•        Лабораторных опытов-23

В программе заложены возможности предусмотренного стандартом формирования общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций у обучающихся.

Требования к уровню подготовки обучающихся  8 класса в соответствии с федеральным образовательным стандартом и с учётом Примерной программы.  

В результате изучения химии на базовом уровне ученик должен

знать/понимать:

•        химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ, уравнения химических реакций;

•        важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, растворы.

•        основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;

•        основные теории химии: химической связи

В результате изучения химии на базовом уровне ученик должен уметь:

•        называть: знаки химических элементов, изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;

•        определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях.

•        характеризовать: элементы малых периодов по их положению в периодической системе Д.И.Менделеева; основных классов

•        объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической),

•        выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических (кислород, водород, кислоту, щелочь)

•        вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения, массовую долю растворённого вещества в  растворе

•        проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;

 использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

•        объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;

•        определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;

•        экологически грамотного поведения в окружающей среде;

•        оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;

•        безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;

•        приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;

•        критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.

Данная программа реализована в учебнике:

Еремин В.В., Кузьменко Н.Е., Дроздов А.А., Лунин В.В.

Химия. 8 класс. – М.: Дрофа, 2008.

Учебно-тематический план

№ раздела/темы

Наименование разделов и тем

Всего часов

Практические работы

Лабораторные работы

Контрольные работы

1

Введение

1

0

0

0

2

Первоначальные химические понятия

20

2

7

1

3

Кислород. Водород. Вода. Растворы

30

2

9

1

4

Основные классы неорганических соединений

15

1

4

1

5

Периодический закон Д.И.Менделеева. Строение атома. Химическая связь. Строение вещества

33

0

3

1+1

Содержание учебного курса «Химия 8»

Введение (1 ч)

Место химии среди естественных наук. Предмет химии.

Тема 1. Первоначальные химические понятия (20 ч)

Вещество. Чистые вещества и смеси. Методы разделения смесей (фильтрование, отстаивание, выпаривание, перегонка).

Атомно-молекулярное учение. Значение работ М.В. Ломоносова и Джона Дальтона для формирования атомистического мировоззрения.

Химический элемент как вид атомов. Символы элементов. Распространенность элементов на Земле и в космосе.

Молекула как мельчайшая частица вещества, обладающая его химическими свойствами. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Закон постоянства состава веществ, имеющих молекулярное строение. Химические формулы.

Масса атомов и молекул. Понятие об относительной атомной и молекулярной массе.

Простые и сложные вещества. Металлы и неметаллы. Органические и неорганические вещества.

Изменения, происходящие с веществами. Физические явления и химические реакции. Признаки химических реакций. Химические процессы в окружающем нас мире.

Закон сохранения массы веществ. Уравнения химической реакции. Основные типы химических реакций: разложение, соединение, замещение, обмен. Вычисление относительной молекулярной массы вещества по формуле. Вычисление массовой доли элемента в химическом соединении.

Лабораторные опыты

  1. Знакомство с образцами простых и сложных веществ.
  2. Разделение смесей.
  3. Химические явления (прокаливание медной проволоки; взаимодействие мела с кислотой, разложение сахара при нагревании).
  4. Разложение малахита.

Практические работы

  1. Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила безопасности при работе в химической лаборатории.
  2. Очистка загрязненной поваренной соли.

Демонстрации

1.Образцы индивидуальных веществ (металлы, неметаллы, сложные вещества) и смесей (растворы, гранит). 2. Горение магния. 3. Кипячение спирта. Горение спирта. 4. Опыты, подтверждающие закон сохранения массы веществ. 5. Образование аммиака при растворении смеси гашеной извести с хлоридом аммония. 6. Опыты, демонстрирующие появление окраски при смешении двух растворов (танина и сульфата железа (II), сульфата меди (II) и аммиака, желтой кровяной соли и хлорида железа (III), нитрат свинца (II) и иодида калия, фенолфталеина и щелочи). 7. Разделение смеси медного купороса и серы растворением.

Тема 2. Кислород. Водород. Вода. Растворы (30 ч)

        Кислород – распространенность в природе, физические и химические свойства, получение в лаборатории и применение.

        Оксиды металлов и неметаллов.

        Валентность. Составление формул по валентности.

        Воздух – смесь газов. Выделение кислорода из воздуха. Понятие о благородных газах.

        Горение сложных веществ в кислороде. Строение пламени, температура воспламенения. Тушение пожаров. Медленное окисление. Понятие об аллотропии. Озон – аллотропная модификация кислорода.

        Водород – распространенность в природе, физические и химические свойства, получение в лаборатории и применение.

        Кислоты и соли. Составление формул солей. Соли, используемые в быту.

        Вода. Физические свойства. Получение дистиллированной воды. Круговорот воды в природе.

        Растворы. Растворимость веществ в воде. Зависимость растворимости от температуры и давления. Массовая доля растворенного вещества. Кристаллогидраты.

        Химические свойства воды. Получение кислот при взаимодействии оксидов неметаллов с водой. Понятие об основаниях. Получение щелочей при взаимодействии с водой активных металлов или их оксидов. Представление о кислотно-основных индикаторах.

Лабораторные опыты

  1. Получение кислорода при разложении кислородсодержащих соединений.
  2. Получение водорода и изучение его свойств.
  3. Дегидратация медного купороса.
  4. Растворение твердых веществ в воде и ее зависимость от температуры.
  5. Распознавание растворов кислот и оснований с помощью индикаторов.

Практические работы

  1. Получение кислорода разложением перманганата калия и изучение свойств кислорода.
  2. Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества.

Демонстрации

1.Горение угля, серы, фосфора и железа в кислороде. 2. Приемы тушения пламени. 3. Получение водорода в аппарате Киппа, горение водорода на воздухе. 4. Восстановление оксида металла водородом. 5. Взрыв гремучего газа. 6. Взаимодействия оксида фосфора (V) с водой. 7. Перегонка воды. 8. Увеличение объема воды при замерзании. 9. Зависимость растворимости соли от температуры. Выпадение кристаллов при охлаждении насыщенного раствора (нитрата калия, алюмокалиевых квасцов, иодида свинца). 10. Взаимодействие натрия с водой. 11. Взаимодействие водяного пара с железом. 12. Гашение извести. 13. Разложение воды электрическим током.  

Тема 3. Основные классы неорганических соединений (15 ч)

Оксиды. Классификация, взаимодействие с водой, кислотами и щелочами. Взаимодействие между кислотными и основными оксидами.

        Кислоты – классификация, взаимодействие с металлами, основными оксидами, основаниями и солями. Понятие о ряде напряжений металлов.

        Основания – классификация, взаимодействие щелочей с кислотными оксидами, кислотами и солями. Разложение оснований, нерастворимых в воде, при нагревании.

        Амфотерные оксиды и гидроксиды.

        Реакция нейтрализации. Кислотно-основные индикаторы.

        Соли – реакции с кислотами, щелочами и другими солями. Понятие о кислых и основных солях.

        Условия, при которых реакция обмена протекает до конца.

        Генетическая связь между основными классами неорганических соединений.

        Лабораторные опыты

  1. Химические свойства основных и кислотных оксидов.
  2. Условия необратимого протекания реакций обмена.
  3. Химические свойства кислот и оснований.
  4. Получение осадков нерастворимых гидроксидов и изучение их свойств.
  5. Получение амфотерного гидроксида и изучение его свойств.
  6. Нейтрализация щелочи кислотой в присутствии фенолфталеина.

Практическая работа

        Генетическая связь между основными классами неорганических соединений (выполнение цепочки химических превращений).

        Демонстрации

  1. Знакомство с образцами оксидов. 2. Химические свойства растворов кислот, солей и щелочей. Реакция нейтрализации. 3. Взаимодействие оксида меди с серной кислотой. 4. Взаимодействие карбоната магния с серной кислотой. 5. Осаждение и растворение осадков солей и нерастворимых гидроксидов.

Тема 4. Периодический закон Д.И. Менделеева. Строение атома. Химическая связь. Строение веществ в твердом, жидком и газообразном состояниях (33 ч)

        Первые попытки классификации химических элементов. Группа элементов со сходными свойствами. Амфотерные оксиды и гидроксиды на примере бериллия и цинка. Периодический закон и Периодическая система элементов Д.И. Менделеева. Структура Периодической системы химических элементов: малые и большие периоды, группы и подгруппы.

        Научный подвиг Д.И. Менделеева. Предсказание свойств еще не открытых элементов.

        Планетарная модель строения атома. Атомное ядро. Изотопы.

        Порядковый номер химического элемента – заряд ядра его атома. Современная формулировка Периодического закона. Распределение электронов в электронных слоях атомов химических элементов 1-3-го периодов. Характеристика химических элементов № 1 – 20 на основании их положения в Периодической системе и строения атомов.

        Металлы и неметаллы в Периодической системе. Электроотрицательность.

        Ковалентная связь. Механизм образования. Полярная и неполярная связь. Направленность и насыщенность ковалентной связи. Свойства ковалентных соединений.

        Ионная связь. Координационное число. Представление о водородной связи на примере воды.

        Строение твердых веществ. Кристаллические и аморфные вещества. Атомные и молекулярные кристаллы. Ионные кристаллы.

Лабораторные опыты

  1. Знакомство с образцами металлов и неметаллов.
  2. Знакомство со свойствами ковалентных и ионных соединений.
  3. Амфотерные свойства гидроксида цинка.

Демонстрации

1.Показ образцов щелочных металлов и галогенов. 2. Получение оксидов некоторых элементов 3-го периода из простых веществ, растворение их в воде и испытание растворов индикаторами. 3. Возгонка иода. 4. Образцы ионных и ковалентных соединений. 5. Модели кристаллических решеток ковалентных и ионных соединений.

Количество учебных часов 102 (3 часа в неделю)

Из них: контрольных работ - 5, практических работ – 5, лабораторных работ – 23.

Формы промежуточной и итоговой аттестации: контрольные работы, тесты.

При оформлении рабочей программы были использованы следующие условные обозначения:

Дидактические материалы – ДМ,

Демонстрации – Д, лабораторные – Л,

ПСХЭ – периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева,

П.З. – периодический закон, П.С. – периодическая система

Средства контроля

Контрольные и самостоятельные работы  учащиеся выполняют по контрольным и проверочным работам к учебнику В.В.Ерёмина «Химия. 8класс» - М: Дрофа 2009г.  Контрольные работы разработаны автором для 4 вариантов.

Контрольная работа №1 «Первоначальные химические понятия»

Контрольная работа №2 «Кислород. Водород. Вода. Растворы»

Контрольная работа №3 «Основные классы неорганических соединений»

Контрольная работа №4 «Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Строение атома. Химическая связь. Строение веществ в жидком, твёрдом и газообразном состояниях»

Контрольная работа №5 «Итоговая контрольная работа за курс 8 класса»

Учебно-методический комплект и дополнительная литература:

  1. В.В.Ерёмин, Н.Е.Кузьменко, А.А.Дроздов, В.В.Лунин. Химия 8: учебник.-М.: Дрофа, 2008.
  2. Кузнецова Н.Е., Лёвкин А.Н. Задачник по химии. 8 класс. – М.: Вентана-Граф, 2010.
  3. В.В.Ерёмин, А.А.Дроздов, Г.А Шипарева. Рабочая тетрадь к учебнику В.В.Ерёмин, Н.Е.Кузьменко, А.А.Дроздов, В.В.Лунин. Химия 8 класс.-М.: Дрофа, 2010.
  4.  Малый химический тренажёр. Технология организации адаптационно-развивающих диалогов. Комплект дидактических материалов. 8-11 классы /И.М.Титова.-М.:Вентана-Граф, 2007.
  5. Стёпин Б.Д., Аликбеков Л.Ю. Занимательные задания и эффектные опыты по химии.-М.: Дрофа, 2002.
  6. СD: «Неорганическая химия», «Химия для гуманитариев», «Тесты. Химия. 8-11 классы/Н.В.Ширшина.-Волгоград: Учитель, 2010.

Основная литература:

МУЛЬТИМЕДИА – поддержка предмета « Химия»

Химия. Мультимедийное пособие нового образца. 8 класс. - М.: Просвещение-Медиа, 2003.

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия «Уроки химии  8-9 класс» - М; ООО «Кирилл и Мефодий» 2005г

Печатные пособия.

Таблицы: Таблица растворимости. Таблица Д.И. Менделеева. Таблица правил Т.Б.  «Химические реакции» «Строение вещества» Относительная Э.О. элементов главных подгрупп Окисление-восстановление Схема процессов О.В.Р. Ионная связь. Ковалентная связь. Металлическая связь и кристаллическая решетка. Типы кристаллических решеток. Соотношение типов химической связи. Распространенность химических элементов по Вернадскому. Строение атома и периодический закон ДИМа. Атомные радиусы элементов 1-4 периодов. Растворы и смеси. Приготовление растворов.  Электропроводность растворов (с. сл. электролитов и неэлектролитов). Очистка воды ионообменным способом. Кислород в природе. Кислотно-основные свойства оксидов. Амфотерные гидроксиды

Масса и объем 1 моль разных газов. Скорость химической реакции

Технические средства обучения:

Компьютер мультимедийный;

Мультимедийный проектор;

Экран проекционный

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование:

1.        Приборы и приспособления

2.        Реактивы и материалы: комплект реактивов для базового уровня.

Натуральные объекты.

Предметные коллекции


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по химии (базовый уровень) 10 класс.

Рабочая программа учебного курса по химии 10 класса разработана на основеПримерной программы  среднего (полного) общего образования  по химии (базовый уровень)и авторской программы О.С. Габр...

Рабочая программа по химии (базовый уровень) к учебнику О.С.Габриеляна

Рабочая программа по химии10 класс (базовый уровень)Составитель: Мизерина Ирина Валерьевна,учитель химиивысшей квалификационной категорииУМК для реализации рабочей учебной программы.Авторской пр...

Рабочая программа по химии(базовый уровень) 11 класс к учебнику О.С.Габриеляна

Рабочая программа по химии11 класс (базовый уровень)Составитель: Мизерина Ирина Валерьевна,учитель химиивысшей квалификационной категорииОсновными целями и задачами данного учебного курса являют...

Рабочая программа по химии (базовый уровень) 8 класс ФГОС

Рабочая программа по химии (базовый уровень) 8 класс ФГОС к УМК Габриеляна О.С....

Рабочая программа по химии (базовый уровень) 9 класс

Рабочая программа по химии (базовый уровень) 9 класс у УМК Габриеляна О.С....

Рабочая программа по химии (базовый уровень) 10 класс

Рабочая программа по химии (базовый уровень) 10 класс у УМК Габриеляна О.С. 1 час в неделю...

Рабочая программа по химии (базовый уровень) 11 класс

Рабочая программа по химии (базовый уровень) 11 класс к УМК Габриеляна О.С....