Урок химии по теме:"Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация"
план-конспект урока по химии (8 класс)

Дудорова Милана Валерьевна

Урок химии по теме:"Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация". Это 2  урок в теме «Растворимость веществ. Растворы». Представлена технологическая карта урока, презентация и самоанализ учителя.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока химии в 8 классе

Ф.И.О. педагога: Дудорова Милана Валерьевна

Учебник: О.С.Габриелян «Химия 8 класс» Издательство «Дрофа» Москва, 2018г.

Тема

«Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация»

Место урока в учебном плане

Урок №2 в теме: «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов»

Тип урока

Урок «открытия» новых знаний

Цель урока

Создать условия для формирования   умений:

- давать определения изученных понятий, в частности,  электролитическая диссоциация,  

- делать выводы и умозаключения  о механизме диссоциации веществ с различными видами химической связи на основе наблюдаемых  опытов и собственных практических действий. 

Задачи

1)  Создать  мотивацию к  учебной деятельности  через формирование представления о практической значимости изучаемого материала путем создания проблемных ситуаций  

2)   Обеспечить усвоение  знаний  по теме урока  через участие  в практической деятельности (опытах);

3)  Совершенствовать умение управлять своей познавательной деятельностью и оценивать ее через  рефлексию и самооценку      

Планируемые результаты

Личностные:

- учащиеся демонстрируют интерес к изучению темы;

- учащиеся осознают, какое значение имеет для них  материал урока;

- учащиеся умеют выражать и аргументировать свою позицию  и толерантны по отношению к другой точке    

   зрения.

Предметные:

- учащиеся знают понятия об электролитах и неэлектролитах;

- учащиеся знают механизм диссоциации веществ с различными типами связей;

- учащиеся знают роль молекул воды в диссоциации веществ;

- учащиеся знают понятие «степень диссоциации» и классификацию электролитов.

Метапредметные:

- Познавательные: учащиеся умеют оперировать понятийным аппаратом  химии; диалектически анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, исследовать;

-  Регулятивные:  учащиеся умеют  действовать по плану; контролировать процесс и результаты своей деятельности.

-  Коммуникативные: учащиеся умеют сотрудничать, вступать в дискуссию, анализировать, доказывать, отстаивать свое мнение; умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Методы обучения

 - метод проблемного изложения

 - частично-поисковый.

Педагогические технологии

технология диалогового взаимодействия с элементами технологии развития критического мышления, информационно – коммуникативная технология

Средства обучения

- приборы и химические реактивы: концентрированная H2SO4, вода водопроводная и дистиллированная, Ca(OH)2 кристаллический, метилоранж, ацетон, фенолфталеин кристаллический, безводный CuSO4, железные скрепки, пробирки, прибор для определения электропроводности растворов с лампочкой, NaCl кристаллический и водный раствор, раствор HCL, NaOH кристаллический и раствор, уксусная кислота;

- презентация;

- мультимедиа-комплекс.

Организационные формы

- фронтальная;

- индивидуальная;

- групповая.

План урока

Содержание деятельности

учителя

 

Задание для учащихся

Содержание деятельности

ученика

 Планируемый результат

Этап урока: организационный

Приветствует  учеников.

Проверяет готовность к уроку.

Создает положительную атмосферу в классе

Приветствуют учителя. Включаются в деловой ритм урока

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Организация своей учебной деятельности

Этап урока: мотивация учебной деятельности и целеполагание

Ребята, какую тему мы начали с вами изучать? «Растворение веществ. Растворы».

Что мы знаем о растворах?

Хочу напомнить вам, что жизнь на планете Земле зародилась в Мировом океане, так как там были созданы идеальные условия в ходе химической эволюции. Т.е. жизнь зародилась в растворе, содержащим большое количество растворенных веществ. Мы с вами на 70% состоим из воды и эта цифра показывает как мы зависим от растворов. Они обеспечивают все процессы, происходящие в нашем организме. Плазма крови – транспорт веществ, усвоение пищи связано с переводом питательных веществ в раствор, сложные физико-химические процессы протекают в растворах. Все это обеспечивает жизнь клеток, а, значит, и жизнедеятельность организма (слайд №1,2)

Под оставшейся  стрелкой вы подпишите новое сведение, о котором пойдет речь в следующем  задании:

«Дождливый день. На остановке троллейбуса люди складывают зонтики и заходят в салон. Вот один из них поставил ногу на ступеньку и тут же отпрянул: «Ой, током бьет!» Как же ток добрался до пассажира?

Правильный ответ на этот вопрос откроет нам новое свойство растворов. Давайте подумаем!

Итак, что являет собой дождевая вода с точки зрения растворов?

Для прохождения тока, который дошел до пассажира, нужен проводник. А ведь между ногой и ступенькой была только дождевая вода. Какой можно сделать вывод?

Каким же свойством, исходя из текста, могут обладать растворы?

Ребята, сегодня мы говорим об электропроводности растворов и сопутствующей ей понятиях

Тема нашего урока: «Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация» (слайд 4)

В  каком ключе мы рассмотрим данную тему?

Цели: 

1. Необходимо сформировать  представление об электропроводности веществ, в том числе и водных растворов и его практическом применении.

 2. Познакомиться  с новыми понятиями: «электролиты», «неэлектролиты», «электролитическая диссоциация», объясняющими причину электропроводности (слайд №5)

Вы что - нибудь поняли, из выше перечисленного? Я говорила на научном языке, в ходе урока нам надо разобраться в их значении

Озвучим имеющиеся сведения, завершив предложенную схему №1. (слайд 3). Приложение №1

Перед вами листочки, давайте запишем данное сведение под свободной стрелкой.

Давайте определим цели нашей деятельности, ответив на вопросы:

- всякий ли раствор способен проводить электрический ток?

- в чем причина электрической проводимости раствора, каков механизм?

Отвечают, заполняя схему, используя сформированный понятийный аппарат.

Дождевая вода – это раствор, содержащий какие-то минеральные соли.

Проводником тока является в данном случае дождевая вода.

Растворы могут проводить электрический ток

Умение делать выводы и умозаключения.

 

Умение видеть проблему

Умение ставить цели, планировать свою работу.

Умение сотрудничать и вступать в дискуссию.

 Этап урока: актуализации знаний

Химия – экспериментальная наука и сегодня мы с вами будем работать под девизом:

 «Знания не проверенные опытом,

Матерью великой достоверности,

Бесплодны  и полны ошибок.»

                     

                                       Леонардо да Винчи (слайд №6)

Следовательно, изучать электропроводность веществ мы будем практическим путем.

ПРОБЛЕМА: всякое ли вещество способно проводить электрический ток? (слайд №7)

Обсуждение результатов, постановка проблемы:

ПРОБЛЕМА: в  чем причина электрической проводимости раствора поваренной соли в отличие от раствора сахара, каков механизм? (слайд №11)

Гипотеза - на ионную связь оказывают влияние молекулы воды (слайд №13) Приложение №3

Подведем итог:

1.Электролиты это вещества с ионным типом связи, растворимые в воде(см. таблицу).

2.Электролиты проводят электрический ток, т.к. диссоциируют на ионы.

3.Диссоциация – это процесс распада электролита на ионы.

4.Катионы – положительно заряженные ионы; анионы – отрицательно заряженные ионы.

5.В результате диссоциации в растворе образуются гидратированные ионы.

Проблема: но наш опыт показал, что электропроводностью обладают и вещества с ковалентной полярной связью.

Гипотеза - на ковалентную полярную связь оказывают влияние молекулы воды (слайд № 14)

Вывод:

1.Электролиты это не только вещества с ионным типом связи, но и с ковалентной сильнополярной связью.

2.В результате диссоциации веществ с ковалентной сильнополярной связью в растворе так же образуются гидратированные ионы.

3.Вещества с ковалентной слабополярной связью (сахар) не являются электролитами, т.к. не диссоциируют на ионы.

Эксперимент.

Опыт 1.«Электропроводность веществ» (слайд №8) Проверяем электропроводность веществ и заполняем таблицу (слайд №9) Приложение 2.

Опыт 2. Постепенно приливаем дистиллированную воду в стакан с кристаллической поваренной солью. Что наблюдаем?

Подведем итог эксперимента

(слайд №10)

Чтобы ответить на этот вопрос, вспомните,

- Что такое электрический ток?

А как появились заряженные частицы в растворе?

Давайте рассмотрим, как это происходит:

Вспомните, какое строение имеют молекулы воды?

Стр.219 учебника (слайд 12).

Такое строение воды отчасти определяет механизм электролитической диссоциации веществ в водных растворах

Посмотрим, что происходит при помещении кристаллов хлорида натрия в воду – ВИДЕО

Давайте обратим внимание на стр. 219 рис 130-131 нашего учебника. И разделим, из каких этапов состоит процесс электролитической диссоциации для веществ с ионной связью.

Химически этот процесс можно выразить при помощи уравнений:

NaCl              Na+ + Cl-

Почему в уравнении проставлена двусторонняя (обратимая)  стрелка?

Что произойдет, если вода испарится?

Д/З: в  растворе находятся следующие ионы:K+,CL- , Fe3+ , 3Br-, NO3-

  При растворении, каких веществ они могли образоваться? Запишите формулы веществ.

Механизм электролитической диссоциации веществ с ковалентной полярной связью на примере НCl – ВИДЕО

А каков механизм диссоциации электролита с ковалентной полярной связью?
Рассмотрите схему процесса (рис.131, с.220, в учебнике).
Что происходит с диполями воды?

Как это происходит, вы опишите подробно дома.

Процесс диссоциации упрощенно можно записать: НCl = Н+ + Cl-

Выполняют эксперимент и делают вывод.

1.Вещества по проводимости электрического тока делятся на две группы: проводят и не проводят.

2. Вода как чистое вещество электрический ток не проводит

Наблюдем, как постепенно разгорается лампочка прибора

Заполняют схему

1.Вещества по электропроводимости делятся на электролиты и неэлектролиты;

2.Электролиты проводят электрический ток только в растворах.

3.Вода как чистое вещество электрический ток не проводит

4.Растворы солей, кислот и щелочей проводят электрический ток.

Направленное движение заряженных частиц

Делают предположение- влияние воды

 Связь ковалентная полярная. Молекула воды имеет угловое строение. Общая электронная пара смещена к более электроотрицательному атому кислорода. На атоме кислорода сосредотачивается отрицательный, а на атомах водорода - положительный заряды. Таким образом, молекула воды полярна, т.е. представляет собой диполь – частицу имеющую два полюса «+» и «–»

1.Ориентация молекул-диполей воды вокруг ионов электролита.

2.Гидратация молекул воды с ионами поверхностного слоя кристалла.

3.Диссоциация  электролита на гидратированные ионы.

Учащиеся записывают в р/т

Ионы вновь соединятся Произойдет обратный процесс-ассоциация

1.Ориентация

2. Гидратация

3. Ионизация

4. Диссоциация

Записывают уравнения в р/т

Умение видеть проблему.

Умение ставить вопросы.

Умение сотрудничать, вступать в дискуссию,

отстаивать свое мнение.

Умение проводить эксперимент

Общение и взаимодействие с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией

Умение делать выводы и умозаключения.

Владение монологической и диалоговой формами речи

Умение анализировать, устанавливать причинно-следственные связи,  делать выводы и умозаключения.

Умение анализировать, устанавливать причинно-следственные связи,  делать выводы и умозаключения.

Этап урока: практическое применение знаний и умений в новой ситуации.

Ребята, но мы с вами не будем больше доказывать процесс диссоциации при помощи прибора для проверки электропроводимости. Для этого есть индикаторы (слайд №15)

Проблема: будет ли изменяться окраска индикатора в кислоте, если ее растворить не в воде, а в другом растворителе, например, в ацетоне? Приложение №4

Проблема. Будет ли изменяться окраска индикатора в сухой щелочи в смеси с сухим индикатором и если в одну пробирку добавить воду?

Проблема. Будет ли железо взаимодействовать с раствором сульфата меди(II), если соль растворить не в воде, а в ацетоне?

ВЫВОДЫ УРОКА:

1.Вещества по электропроводимости делятся на электролиты и неэлектролиты;

2.Электролиты проводят электрический ток только в растворах и расплавах

3.Вода как чистое вещество электрический ток не проводит

4.Растворы солей, кислот и щелочей проводят электрический ток.

5.Электролиты это вещества с ионным и ковалентным сильнополярным типом связи.

6.Электролиты проводят электрический ток, т.к. диссоциируют на ионы.

7.Диссоциация – это процесс распада электролита на ионы.

8.Катионы – положительно заряженные ионы; анионы – отрицательно заряженные ионы.

9.В результате диссоциации в растворе образуются гидратированные ионы.

10.Индикаторы доказывают процесс диссоциации

11.Свойства электролитов проявляются в водном растворе.

Еще раз хочется сказать о практической значимости тех процессов, которые сегодня мы с вами изучили.

Гидратированные ионы обеспечивают процессы обмена веществ в клетке, почвенное питание растений, производство бумаги, красок. (слайд №16)

Производства многих металлов обусловлено процессами диссоциации солей. Этот способ получения металлов так и называется – электрохимический. А мы используем, полученные металлы с своей жизни. И сейчас вы это в опыте наглядно увидели.

Для проверки  предположения учащимся предлагается сделать опыт №3.

Какие правила работы ТБ мы соблюдаем? Что наблюдаем в пробирках?

Для проверки предположения, учащимся предлагается сделать опыт №4

Какие правила работы ТБ мы соблюдаем? Что наблюдаем в пробирках?

Для проверки предположения, учащимся предлагается сделать опыт №5.

Что наблюдаем в пробирках?

Мнения учащихся различны. Утвердительный, отрицательный ответы, а часть может затрудняться.

Выполняют эксперимент и отмечают, что в пробирке №1 цвет индикатора не меняется, а в пробирке №2 – цвет меняется на красный.

ВЫВОД: кислоты изменяют окраску индикатора только в водном растворе.

Выполняют эксперимент и отмечают, что в пробирке №3 цвет индикатора меняется на малиновый, а в пробирке №2 – цвет не изменяется.

ВЫВОД: щелочи изменяют окраску индикатора только в водном растворе.

Выполняют эксперимент и отмечают, что в пробирках изменяется цвет сульфата меди. В пробирке №5 идет реакция замещения, а в пробирке №6 – реакция не идет.

ВЫВОД: железо вытесняет медь только в водном растворе.

Умение видеть проблему, ставить цели, планировать свою работу.

Умение сотрудничать, вступать в дискуссию, анализировать, доказывать, отстаивать свое мнение.

Умение проводить эксперимент

Умение анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи.

Знают понятия об электролитах и неэлектролитах

Знают механизм диссоциации веществ с различными типами связей;

Знают роль молекул воды в диссоциации веществ;

Учащиеся знают понятие «степень диссоциации» и классификацию электролитов

Демонстрируют интерес к изучению темы.

Осознают, какое значение имеет для них тема урока

Этап урока: обобщения и систематизации знаний. Закрепление материала и контроль усвоения (самопроверка)

Вы уже опытные ученики – лучше чтобы вы сами научились оценивать свои результаты. Предлагаю вам провести взаимопроверку своих знаний, полученных на уроке.(Приложение №5)

Наиболее подготовленного ученика можно попросить прокомментировать вслух.

Предлагается выполнить задание «Какие утверждения верны»

Выполняют задание и осуществляет взаимопроверку и оценивают друг друга по шкале. (Слайд №17,18,19)

Умение контролировать процесс и результаты своей деятельности.

Умеют сотрудничать.

Этап урока: рефлексии (подведение итогов занятия)

«Чемодан, мясорубка, корзина»
Чемодан - всё, что пригодится в дальнейшем.
Мясорубка - информацию переработаю.
Корзина - всё выброшу.
Ученикам предлагается выбрать, как они поступят с информацией, полученной на уроке. (Слайд №20)

Перед вами три конверта. Положите свой значок в конверт, которые будет символизировать о том, как вы поступите с информацией, полученной на уроке

Анализируют свою деятельность и делают выбор

Учащиеся осознают, какое значение имеет для них тема урока

Этап урока: информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Задает домашнее задание и дает инструктаж по его выполнению (слайд №21)

П.36, доделать конспект + рисунок №131, опорная схема "Виды электролитов"

Вникают в суть домашнего задания. Осмысливают его.

Умеют  действовать по плану; работать с

учебником, контролировать процесс и результаты своей деятельности.

Приложение 1                                                                                                                                                        

           

                 Схема №1.

                                                                сохраняют…                              

         по агрегатному состоянию…                                 являют собой … смеси

   

         

               состоят из…                                                                        ?

            Ррааааааааааа                              

                                     

процесс растворения сопровождается …            по характеру растворителя …?

Приложение 2

Эксперимент «Электропроводность веществ»

Опыт 1. Электроды прибора для демонстрации электропроводности   поочерёдно опускаем в …(см. в таблицу)

  Проверяем электропроводность данных веществ и заполняем таблицу

Исследуемые образцы

Тип связи

Результат

Кристаллический хлорид натрия NaCl

Дистиллированная вода H2O

Кристаллический сахар С12Н22О11

Раствор хлорида натрия NaCl

Раствор гидроксида натрия NaOH

Раствор сахара С12Н22О11

Раствор соляной кислоты HCl

Водопроводная вода

Раствор уксусной кислоты СН3СООН

ВЫВОД:                  

  1.                                                        Вещества

                                                                                   

Опыт 2. Постепенно приливаем дистиллированную воду в стакан с кристаллической поваренной солью. Что наблюдаем?

                                                        Вещества

                                                                                   

ВЫВОДЫ:

Приложение №3

ПРОБЛЕМА: в  чем причина электрической проводимости раствора поваренной соли в отличие от раствора сахара, каков механизм?

Картинка 47 из 1348

Гипотеза - на ионную связь оказывают влияние молекулы воды

Вещества с ионной связью

Вещества с ковалентной сильнополярной связью

http://www.lyceum8.ru/himiya/7.files/image004.jpg

1.Ориентация молекул-диполей воды вокруг ионов электролита.

2.Гидратация молекул воды с ионами поверхностного слоя кристалла.

3.Диссоциация  электролита на гидратированные ионы.

Д/З: в  растворе находятся следующие ионы: K+ ,CL- , Fe 3+ , 3Br - , NO3-

  При растворении, каких веществ они могли образоваться? Запишите формулы веществ.

1.

2.

3.

4.

NaCl              

НCl              

  Степень диссоциации- это

                                                                       Электролиты

Приложение №4

Проблема: будет ли изменяться окраска индикатора в кислоте, если ее растворить не в воде, а в другом растворителе, например, в ацетоне?

Опыт №3.

В пробке №1 H2SO4(конц.). В пробирке №2 H2SO4 (раствор). В пробирку №1 добавляем ацетон, затем в обе пробирки добавляем индикатор метилоранж .

Вывод:

Проблема: будет ли изменяться окраска индикатора в сухой щелочи в смеси с сухим индикатором и если в одну пробирку добавить воду?

Опыт №4.

В сухие  пробки №3 и №4 насыпан кристаллический Сa(OH)2 и к нему добавлены кристаллы фенолфталеина. Встряхните обе пробирки и пробирку №3 добавьте  немного воды.

Вывод:

Проблема: будет ли железо взаимодействовать с раствором сульфата меди(II), если соль растворить не в воде, а в ацетоне?

Опыт №5.

В сухие пробки №5 и №6 насыпано обезвоженный СuSO4. В №5 добавляем 1 мл воды, а в пробирку №6 добавляем 1 мл ацетона. Встряхните пробирки, затем в обе пробирки опустить железные скрепки.

ВЫВОД:

                                                                           

                                                                           

                                                                                                                 I вариант.                                                                                           Приложение №5.                                                                                

Задание №1 (выбрать правильный ответ)

1.Лампочка прибора для определения электропроводности загорится, если электроды поместить в:

а)  дистиллированную воду;      б) сульфат меди (II);     в) в жидкий азот

2.Что такое электролитическая диссоциация:

а) процесс распада электролита на отдельные атомы

б) самораспад вещества на отдельные молекулы

в) процесс образования ионов;

 г) процесс распада вещества на ионы при расплавлении или растворении вещества в воде.

3.Раствор какого из данных веществ является электролитом:

а) сахара;   б) соли;    в) спирта;    г)  глюкозы.

4.Как называется положительный полюс источника тока:

а) анион;    б) катион;    в) катод;      г) анод

Задание  №2. «Крестики-нолики». Покажи выигрышный путь, состоящий из веществ или растворов, которые не  проводят ток

Дистиллированная вода

Глюкоза (кристаллический)

Глюкоза (раствор)

Минеральная вода

Соляная кислота

Нитрат алюминия (раствор)

Гидроксид кальция (раствор)

Гидроксид калия (раствор)

Карбонат кальция

                                                                                                             II вариант

Задание №1 (выбери правильный ответ)

1.Лампочка прибора для определения электропроводности не загорится, если электроды поместить в:

 а) водопроводную воду,   б) гидроксид железа (II),   в) водный раствор азотной кислоты

2.Какие вещества называются электролитами:

 а) вещества, проводящие электрический ток;

 б) вещества, водные растворы или расплавы которых поводят электрический ток;

 в) вещества, имеющие ионную кристаллическую решетку;

 г) вещества, реагирующие с водой

3.Электролитом является

а)  хлороводород;    б) углекислый газ;    в) хлороводородная кислота;   г) оксид железа (III).

4. Как называется отрицательный полюс источника тока

а) анодом;    б) катионом;  в) катодом; г) анионом

Задание  №2. «Крестики-нолики». Покажи выигрышный путь, состоящий из веществ или растворов, которые проводят ток.

Хлорид натрия (раствор)

Сахароза (раствор)

Сульфат натрия (раствор)

Раствор кислорода в воде

Серная кислота

Спирт

Дистиллированная вода

Азотная кислота

Гидроксид натрия (раствор)

Приложение №5

Задание. Какие утверждения верны.

  1. Электролиты проводят электрический ток.
  2. Если вещество находится в сухом виде, оно ток не проводит.
  3. Источником тока в растворе электролита  являются электроны.
  4. Катионы заряжены отрицательно, анионы – положительно.
  5. Растворы электролитов проводят электрический ток из-за наличия в них положительных и отрицательных ионов.
  6. Процесс взаимодействия воды с частицами вещества называется гидратацией.
  7. Дистиллированная вода проводит ток.
  8. Причиной диссоциации веществ в воде является особое строение молекул воды.
  9. Все растворимые кислоты – сильные электролиты.
  10.  Все растворимые основания и соли – сильные электролиты.



Предварительный просмотр:

САМОАНАЛИЗ урока химии в 8 классе по теме: «Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация»

Уважаемые члены жюри,  представленное  занятие является одним из вариантов организации учебной деятельности по освоению новых знаний.

Тема урока определена согласно календарно-тематическому планированию. Это 2  урок в теме «Растворимость веществ. Растворы»

Цель занятия:  создать условия для формирования  знаний об «электролиты» и «неэлектролиты», «электролитическая диссоциация», «степень электролитической диссоциации», «сильные электролиты» и «слабые электролиты», «гидратированные ионы»; представление о механизме диссоциации веществ с различными видами химической связи;

Задачи урока:

1) Сформировать  мотивацию к изучению  учебного материала путем создания проблемных ситуаций и через практические действия с реактивами и оборудованием кабинета химии;

2) Обеспечить усвоение  знаний  по теме урока  через участие  в практической деятельности (опытах);

3) Организовать рефлексию и самооценку учащимися собственных знаний    

Считаю, что поставленные цель и задачи вполне соответствуют возрастным особенностям восьмиклассников, их учебным возможностям и интересам, т.к. для этого возраста  характерны любознательность, стремление к практической деятельности.

При отборе материала учитывала, что учащиеся  уже имеют некоторые химические знания о  растворах и их роли в жизни человека.

 Занятие выстроено в русле системно-деятельностного подхода, реализация которого осуществляется через использование приемов технологии проблемно - поискового обучения.

Выбор проблемно-поисковой  технологии обусловлен тем,  что в процессе практической деятельности происходит формирование и развитие личности, его способностей, познавательных интересов, подготовка человека к жизни, и тем, что организующим фактором познавательной деятельности является проблемная ситуация. Эта технология позволяет решать  задачи, направленные на формирование УУД:

1) дидактическую – формирование определённых умений и навыков, необходимых в практической деятельности;

2) воспитывающую – воспитание самостоятельности,  сотрудничества, коммуникабельности;

3) развивающую  –  развитие внимания, речи, мышления, рефлексии, мотивации учебной деятельности;

4) социализирующую –  формирует навык саморегуляции.

Ведущий дидактический принцип  - принцип деятельности заключается в том, что ученики, получали знания не в готовом виде, а добывали их сами,  что способствует активному формированию  общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений учащихся.

Компетенции, формируемые у обучающихся: коммуникативные, информационные, компетенции личностного самоопределения.

Умения и навыки, формируемые у обучающихся: умения анализировать ситуацию, выявлять проблемы и находить решение этих проблем. Умение осуществлять индивидуальную и поисковую деятельность при работе.

Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная и групповая работа. На данном уроке группы были сформированы  с учетом личностных предпочтений.

Тип учебного занятия:   урок открытия «новых» знаний .

Структура урока определена в соответствии с  типом занятия – изучения нового материала, реализации требований деятельностного подхода и выбранной технологии. Урок состоит из 5 этапов.

Этап в соотнесении с технологией деятельностного подхода

Планируемые результаты

Используемые  ресурсы

Достигнутые результаты

11.

Мотивация учебной деятельности и целеполагание.

Умение делать выводы и умозаключения, видеть проблему, ставить цели, планировать свою работу.

Умение сотрудничать и вступать в дискуссию.

Пробуждение интереса к  занятию, через прием «удивляй».

Формулировка  темы, цели и задач    занятия.

 Организация групповой деятельности, где каждый выполняет свою задачу, работая на общий результат

УДАЛОСЬ:

Тема, цель   и задачи сформулированы  с помощью совместной деятельности учителя и учащихся.

УДАЛОСЬ не в полной мере:

I2.

3.

Актуализация знаний.

Получение новой информации по теме. Структурирование необходимой информации.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Продуктивная совместная деятельность по выполнению задания и представлению результата.

Умение видеть проблему, ставить вопросы, сотрудничать, вступать в дискуссию,

отстаивать свое мнение.

Умение проводить эксперимент.

Общение и взаимодействие с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией

Умение делать выводы и умозаключения.

Владение монологической и диалоговой формами речи.

Умение анализировать, устанавливать причинно-следственные связи.

Закрепление  знаний через работу с учебником.

Практическая деятельность

Работа в видео материалом

УДАЛОСЬ:

С заданием справились. Необходимая информация была найдена, изучена , осмыслена и представлена наглядно. В группах было организовано взаимодействие, работали коллективно.

Затруднения :

.

Практическое применение знаний и умений в новой ситуации.

Умение видеть проблему, ставить цели, планировать свою работу.

Умение сотрудничать, вступать в дискуссию, анализировать, доказывать, отстаивать свое мнение.

Умение проводить эксперимент

Умение анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи.

Знают понятия об электролитах и неэлектролитах

Знают механизм диссоциации веществ с различными типами связей;

Знают роль молекул воды в диссоциации веществ;

Знают понятие «степень диссоциации» и классификацию электролитов

Практическая деятельность

УДАЛОСЬ:    

   Предложенные опыты были решены успешно, уч-ся продемонстрировали усвоение  предложенных понятий.

УДАЛОСЬ не в полной мере:

I 4.

Рефлексия.

Рефлексия учебной деятельности

Формирование умения давать оценку процессу обучения и собственным действиям во время этого процесса

Самооценка по предложенным критериям:  

«Чемодан, мясорубка, корзина»
Чемодан - всё, что пригодится в дальнейшем.
Мясорубка - информацию переработаю.
Корзина - всё выброшу.

Дали самооценку по предложенным критериям оценивания.

Самооценка совпала ( или не совпала) с оценкой учителя

5.5

Домашнее  

   Задание.

Задания с учетом  возможностей и интересов

 Тип домашних заданий:  

  1. Сделать конспект урока, опираясь на результаты своих наблюдений и рисунки учебника.
  2.  Составить формулы веществ из предложенных вариантов ионов.

Дан один вариант задания.

Надеюсь, что темы и формы заданий будут интересны  и посильны учащимся.

Полагаю, что поставленные мною цели и задачи занятия по созданию условий по формированию обозначенных УУД, предметных и метапредметных результатов  достигнуты.

Качество достижения образовательных результатов представлено в оценке учащихся.  Считаю, что выбранная технология, ее приемы, групповая форма  организации  учебной деятельности позволили  создать  продуктивную  образовательную среду занятия, учесть индивидуальные   возможности учащихся,  вовлечь всех в активную познавательную деятельность.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока химии 9 класс" Электролиты и неэлектролиты. электролитическая диссоциация"

Системно-деятельностный подход, лежащий в основе Стандарта нового поколения, основной результат применения которого – развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий, предпола...

Урок химии 8 класс "Основные положения теории электролитической диссоциации"

Урок химии 8 класс "Основные положения теории электролитической диссоциации" с использованием ЭОР....

Технологическая карта урока по химии в 9 классе по теме: «Электролиты и неэлектролиты. Механизм электролитической диссоциации»

Технологическая карта урока по УМК  «ХИМИЯ 8,9 класс »  Автор:  Н.Е.Кузнецова, тема «Электролиты и неэлектролиты. Механизм электролитической диссоциации»    ...

Технологическая карта к уроку "Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация"

Данный урок разработан для учащихся специальной общеобразовательной школы открытого типа с девиантным поведением. В школе обучение ведется по семестрам: химия изучается 1 год - программа 8 класса в 1 ...

Урок химии в 9 классе по теме "Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация"

Урок похимии в 9 классе по теме "Электролиты, неэлектролиты. Электролитическая диссоциация". Урок выставляла на конкурс "Реализация ФГОС в системе образования. Методическая разработка урока"....

Презентация к уроку химии на тему Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация 9 класс

Презентация к уроку химии на тему Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация 9 класс...

Сценарный план урока химии "Свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации."

Сценарный план урока химии на тему "Химические свойства кислот в свете ТЭД"...