Урок химии по теме:"Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация"
план-конспект урока по химии (8 класс)
Урок химии по теме:"Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация". Это 2 урок в теме «Растворимость веществ. Растворы». Представлена технологическая карта урока, презентация и самоанализ учителя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта урока | 339 КБ |
Самоанализ урока | 22.28 КБ |
Презентация | 459.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока химии в 8 классе
Ф.И.О. педагога: Дудорова Милана Валерьевна
Учебник: О.С.Габриелян «Химия 8 класс» Издательство «Дрофа» Москва, 2018г.
Тема | «Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация» |
Место урока в учебном плане | Урок №2 в теме: «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов» |
Тип урока | Урок «открытия» новых знаний |
Цель урока | Создать условия для формирования умений: - давать определения изученных понятий, в частности, электролитическая диссоциация, - делать выводы и умозаключения о механизме диссоциации веществ с различными видами химической связи на основе наблюдаемых опытов и собственных практических действий. |
Задачи | 1) Создать мотивацию к учебной деятельности через формирование представления о практической значимости изучаемого материала путем создания проблемных ситуаций 2) Обеспечить усвоение знаний по теме урока через участие в практической деятельности (опытах); 3) Совершенствовать умение управлять своей познавательной деятельностью и оценивать ее через рефлексию и самооценку |
Планируемые результаты | Личностные: - учащиеся демонстрируют интерес к изучению темы; - учащиеся осознают, какое значение имеет для них материал урока; - учащиеся умеют выражать и аргументировать свою позицию и толерантны по отношению к другой точке зрения. Предметные: - учащиеся знают понятия об электролитах и неэлектролитах; - учащиеся знают механизм диссоциации веществ с различными типами связей; - учащиеся знают роль молекул воды в диссоциации веществ; - учащиеся знают понятие «степень диссоциации» и классификацию электролитов. Метапредметные: - Познавательные: учащиеся умеют оперировать понятийным аппаратом химии; диалектически анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, исследовать; - Регулятивные: учащиеся умеют действовать по плану; контролировать процесс и результаты своей деятельности. - Коммуникативные: учащиеся умеют сотрудничать, вступать в дискуссию, анализировать, доказывать, отстаивать свое мнение; умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
Методы обучения | - метод проблемного изложения - частично-поисковый. |
Педагогические технологии | технология диалогового взаимодействия с элементами технологии развития критического мышления, информационно – коммуникативная технология |
Средства обучения | - приборы и химические реактивы: концентрированная H2SO4, вода водопроводная и дистиллированная, Ca(OH)2 кристаллический, метилоранж, ацетон, фенолфталеин кристаллический, безводный CuSO4, железные скрепки, пробирки, прибор для определения электропроводности растворов с лампочкой, NaCl кристаллический и водный раствор, раствор HCL, NaOH кристаллический и раствор, уксусная кислота; - презентация; - мультимедиа-комплекс. |
Организационные формы | - фронтальная; - индивидуальная; - групповая. |
План урока
Содержание деятельности учителя |
Задание для учащихся | Содержание деятельности ученика | Планируемый результат |
Этап урока: организационный | |||
Приветствует учеников. Проверяет готовность к уроку. Создает положительную атмосферу в классе | Приветствуют учителя. Включаются в деловой ритм урока | Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Организация своей учебной деятельности | |
Этап урока: мотивация учебной деятельности и целеполагание | |||
Ребята, какую тему мы начали с вами изучать? «Растворение веществ. Растворы». Что мы знаем о растворах? Хочу напомнить вам, что жизнь на планете Земле зародилась в Мировом океане, так как там были созданы идеальные условия в ходе химической эволюции. Т.е. жизнь зародилась в растворе, содержащим большое количество растворенных веществ. Мы с вами на 70% состоим из воды и эта цифра показывает как мы зависим от растворов. Они обеспечивают все процессы, происходящие в нашем организме. Плазма крови – транспорт веществ, усвоение пищи связано с переводом питательных веществ в раствор, сложные физико-химические процессы протекают в растворах. Все это обеспечивает жизнь клеток, а, значит, и жизнедеятельность организма (слайд №1,2) Под оставшейся стрелкой вы подпишите новое сведение, о котором пойдет речь в следующем задании: «Дождливый день. На остановке троллейбуса люди складывают зонтики и заходят в салон. Вот один из них поставил ногу на ступеньку и тут же отпрянул: «Ой, током бьет!» Как же ток добрался до пассажира? Правильный ответ на этот вопрос откроет нам новое свойство растворов. Давайте подумаем! Итак, что являет собой дождевая вода с точки зрения растворов? Для прохождения тока, который дошел до пассажира, нужен проводник. А ведь между ногой и ступенькой была только дождевая вода. Какой можно сделать вывод? Каким же свойством, исходя из текста, могут обладать растворы? Ребята, сегодня мы говорим об электропроводности растворов и сопутствующей ей понятиях Тема нашего урока: «Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация» (слайд 4) В каком ключе мы рассмотрим данную тему? Цели: 1. Необходимо сформировать представление об электропроводности веществ, в том числе и водных растворов и его практическом применении. 2. Познакомиться с новыми понятиями: «электролиты», «неэлектролиты», «электролитическая диссоциация», объясняющими причину электропроводности (слайд №5) Вы что - нибудь поняли, из выше перечисленного? Я говорила на научном языке, в ходе урока нам надо разобраться в их значении | Озвучим имеющиеся сведения, завершив предложенную схему №1. (слайд 3). Приложение №1 Перед вами листочки, давайте запишем данное сведение под свободной стрелкой. Давайте определим цели нашей деятельности, ответив на вопросы: - всякий ли раствор способен проводить электрический ток? - в чем причина электрической проводимости раствора, каков механизм? | Отвечают, заполняя схему, используя сформированный понятийный аппарат. Дождевая вода – это раствор, содержащий какие-то минеральные соли. Проводником тока является в данном случае дождевая вода. Растворы могут проводить электрический ток | Умение делать выводы и умозаключения.
Умение видеть проблему Умение ставить цели, планировать свою работу. Умение сотрудничать и вступать в дискуссию. |
Этап урока: актуализации знаний | |||
Химия – экспериментальная наука и сегодня мы с вами будем работать под девизом: «Знания не проверенные опытом, Матерью великой достоверности, Бесплодны и полны ошибок.»
Леонардо да Винчи (слайд №6) Следовательно, изучать электропроводность веществ мы будем практическим путем. ПРОБЛЕМА: всякое ли вещество способно проводить электрический ток? (слайд №7) Обсуждение результатов, постановка проблемы: ПРОБЛЕМА: в чем причина электрической проводимости раствора поваренной соли в отличие от раствора сахара, каков механизм? (слайд №11) Гипотеза - на ионную связь оказывают влияние молекулы воды (слайд №13) Приложение №3 Подведем итог: 1.Электролиты это вещества с ионным типом связи, растворимые в воде(см. таблицу). 2.Электролиты проводят электрический ток, т.к. диссоциируют на ионы. 3.Диссоциация – это процесс распада электролита на ионы. 4.Катионы – положительно заряженные ионы; анионы – отрицательно заряженные ионы. 5.В результате диссоциации в растворе образуются гидратированные ионы. Проблема: но наш опыт показал, что электропроводностью обладают и вещества с ковалентной полярной связью. Гипотеза - на ковалентную полярную связь оказывают влияние молекулы воды (слайд № 14) Вывод: 1.Электролиты это не только вещества с ионным типом связи, но и с ковалентной сильнополярной связью. 2.В результате диссоциации веществ с ковалентной сильнополярной связью в растворе так же образуются гидратированные ионы. 3.Вещества с ковалентной слабополярной связью (сахар) не являются электролитами, т.к. не диссоциируют на ионы. | Эксперимент. Опыт 1.«Электропроводность веществ» (слайд №8) Проверяем электропроводность веществ и заполняем таблицу (слайд №9) Приложение 2. Опыт 2. Постепенно приливаем дистиллированную воду в стакан с кристаллической поваренной солью. Что наблюдаем? Подведем итог эксперимента (слайд №10) Чтобы ответить на этот вопрос, вспомните, - Что такое электрический ток? А как появились заряженные частицы в растворе? Давайте рассмотрим, как это происходит: Вспомните, какое строение имеют молекулы воды? Стр.219 учебника (слайд 12). Такое строение воды отчасти определяет механизм электролитической диссоциации веществ в водных растворах Посмотрим, что происходит при помещении кристаллов хлорида натрия в воду – ВИДЕО Давайте обратим внимание на стр. 219 рис 130-131 нашего учебника. И разделим, из каких этапов состоит процесс электролитической диссоциации для веществ с ионной связью. Химически этот процесс можно выразить при помощи уравнений: NaCl Na+ + Cl- Почему в уравнении проставлена двусторонняя (обратимая) стрелка? Что произойдет, если вода испарится? Д/З: в растворе находятся следующие ионы:K+,CL- , Fe3+ , 3Br-, NO3- При растворении, каких веществ они могли образоваться? Запишите формулы веществ. Механизм электролитической диссоциации веществ с ковалентной полярной связью на примере НCl – ВИДЕО А каков механизм диссоциации электролита с ковалентной полярной связью? Как это происходит, вы опишите подробно дома. Процесс диссоциации упрощенно можно записать: НCl = Н+ + Cl- | Выполняют эксперимент и делают вывод. 1.Вещества по проводимости электрического тока делятся на две группы: проводят и не проводят. 2. Вода как чистое вещество электрический ток не проводит Наблюдем, как постепенно разгорается лампочка прибора Заполняют схему 1.Вещества по электропроводимости делятся на электролиты и неэлектролиты; 2.Электролиты проводят электрический ток только в растворах. 3.Вода как чистое вещество электрический ток не проводит 4.Растворы солей, кислот и щелочей проводят электрический ток. Направленное движение заряженных частиц Делают предположение- влияние воды Связь ковалентная полярная. Молекула воды имеет угловое строение. Общая электронная пара смещена к более электроотрицательному атому кислорода. На атоме кислорода сосредотачивается отрицательный, а на атомах водорода - положительный заряды. Таким образом, молекула воды полярна, т.е. представляет собой диполь – частицу имеющую два полюса «+» и «–» 1.Ориентация молекул-диполей воды вокруг ионов электролита. 2.Гидратация молекул воды с ионами поверхностного слоя кристалла. 3.Диссоциация электролита на гидратированные ионы. Учащиеся записывают в р/т Ионы вновь соединятся Произойдет обратный процесс-ассоциация 1.Ориентация 2. Гидратация 3. Ионизация 4. Диссоциация Записывают уравнения в р/т | Умение видеть проблему. Умение ставить вопросы. Умение сотрудничать, вступать в дискуссию, отстаивать свое мнение. Умение проводить эксперимент Общение и взаимодействие с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией Умение делать выводы и умозаключения. Владение монологической и диалоговой формами речи Умение анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы и умозаключения. Умение анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы и умозаключения. |
Этап урока: практическое применение знаний и умений в новой ситуации. | |||
Ребята, но мы с вами не будем больше доказывать процесс диссоциации при помощи прибора для проверки электропроводимости. Для этого есть индикаторы (слайд №15) Проблема: будет ли изменяться окраска индикатора в кислоте, если ее растворить не в воде, а в другом растворителе, например, в ацетоне? Приложение №4 Проблема. Будет ли изменяться окраска индикатора в сухой щелочи в смеси с сухим индикатором и если в одну пробирку добавить воду? Проблема. Будет ли железо взаимодействовать с раствором сульфата меди(II), если соль растворить не в воде, а в ацетоне? ВЫВОДЫ УРОКА: 1.Вещества по электропроводимости делятся на электролиты и неэлектролиты; 2.Электролиты проводят электрический ток только в растворах и расплавах 3.Вода как чистое вещество электрический ток не проводит 4.Растворы солей, кислот и щелочей проводят электрический ток. 5.Электролиты это вещества с ионным и ковалентным сильнополярным типом связи. 6.Электролиты проводят электрический ток, т.к. диссоциируют на ионы. 7.Диссоциация – это процесс распада электролита на ионы. 8.Катионы – положительно заряженные ионы; анионы – отрицательно заряженные ионы. 9.В результате диссоциации в растворе образуются гидратированные ионы. 10.Индикаторы доказывают процесс диссоциации 11.Свойства электролитов проявляются в водном растворе. Еще раз хочется сказать о практической значимости тех процессов, которые сегодня мы с вами изучили. Гидратированные ионы обеспечивают процессы обмена веществ в клетке, почвенное питание растений, производство бумаги, красок. (слайд №16) Производства многих металлов обусловлено процессами диссоциации солей. Этот способ получения металлов так и называется – электрохимический. А мы используем, полученные металлы с своей жизни. И сейчас вы это в опыте наглядно увидели. | Для проверки предположения учащимся предлагается сделать опыт №3. Какие правила работы ТБ мы соблюдаем? Что наблюдаем в пробирках? Для проверки предположения, учащимся предлагается сделать опыт №4 Какие правила работы ТБ мы соблюдаем? Что наблюдаем в пробирках? Для проверки предположения, учащимся предлагается сделать опыт №5. Что наблюдаем в пробирках? | Мнения учащихся различны. Утвердительный, отрицательный ответы, а часть может затрудняться. Выполняют эксперимент и отмечают, что в пробирке №1 цвет индикатора не меняется, а в пробирке №2 – цвет меняется на красный. ВЫВОД: кислоты изменяют окраску индикатора только в водном растворе. Выполняют эксперимент и отмечают, что в пробирке №3 цвет индикатора меняется на малиновый, а в пробирке №2 – цвет не изменяется. ВЫВОД: щелочи изменяют окраску индикатора только в водном растворе. Выполняют эксперимент и отмечают, что в пробирках изменяется цвет сульфата меди. В пробирке №5 идет реакция замещения, а в пробирке №6 – реакция не идет. ВЫВОД: железо вытесняет медь только в водном растворе. | Умение видеть проблему, ставить цели, планировать свою работу. Умение сотрудничать, вступать в дискуссию, анализировать, доказывать, отстаивать свое мнение. Умение проводить эксперимент Умение анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи. Знают понятия об электролитах и неэлектролитах Знают механизм диссоциации веществ с различными типами связей; Знают роль молекул воды в диссоциации веществ; Учащиеся знают понятие «степень диссоциации» и классификацию электролитов Демонстрируют интерес к изучению темы. Осознают, какое значение имеет для них тема урока |
Этап урока: обобщения и систематизации знаний. Закрепление материала и контроль усвоения (самопроверка) | |||
Вы уже опытные ученики – лучше чтобы вы сами научились оценивать свои результаты. Предлагаю вам провести взаимопроверку своих знаний, полученных на уроке.(Приложение №5) Наиболее подготовленного ученика можно попросить прокомментировать вслух. | Предлагается выполнить задание «Какие утверждения верны» | Выполняют задание и осуществляет взаимопроверку и оценивают друг друга по шкале. (Слайд №17,18,19) | Умение контролировать процесс и результаты своей деятельности. Умеют сотрудничать. |
Этап урока: рефлексии (подведение итогов занятия) | |||
«Чемодан, мясорубка, корзина» | Перед вами три конверта. Положите свой значок в конверт, которые будет символизировать о том, как вы поступите с информацией, полученной на уроке | Анализируют свою деятельность и делают выбор | Учащиеся осознают, какое значение имеет для них тема урока |
Этап урока: информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | |||
Задает домашнее задание и дает инструктаж по его выполнению (слайд №21) | П.36, доделать конспект + рисунок №131, опорная схема "Виды электролитов" | Вникают в суть домашнего задания. Осмысливают его. | Умеют действовать по плану; работать с учебником, контролировать процесс и результаты своей деятельности. |
Приложение 1
Схема №1.
сохраняют…
по агрегатному состоянию… являют собой … смеси
состоят из… ?
Ррааааааааааа
процесс растворения сопровождается … по характеру растворителя …?
Приложение 2
Эксперимент «Электропроводность веществ»
Опыт 1. Электроды прибора для демонстрации электропроводности поочерёдно опускаем в …(см. в таблицу)
Проверяем электропроводность данных веществ и заполняем таблицу
Исследуемые образцы | Тип связи | Результат |
Кристаллический хлорид натрия NaCl | ||
Дистиллированная вода H2O | ||
Кристаллический сахар С12Н22О11 | ||
Раствор хлорида натрия NaCl | ||
Раствор гидроксида натрия NaOH | ||
Раствор сахара С12Н22О11 | ||
Раствор соляной кислоты HCl | ||
Водопроводная вода | ||
Раствор уксусной кислоты СН3СООН |
ВЫВОД:
- Вещества
Опыт 2. Постепенно приливаем дистиллированную воду в стакан с кристаллической поваренной солью. Что наблюдаем?
Вещества
ВЫВОДЫ:
Приложение №3
ПРОБЛЕМА: в чем причина электрической проводимости раствора поваренной соли в отличие от раствора сахара, каков механизм?
Гипотеза - на ионную связь оказывают влияние молекулы воды
Вещества с ионной связью | Вещества с ковалентной сильнополярной связью |
1.Ориентация молекул-диполей воды вокруг ионов электролита. 2.Гидратация молекул воды с ионами поверхностного слоя кристалла. 3.Диссоциация электролита на гидратированные ионы. Д/З: в растворе находятся следующие ионы: K+ ,CL- , Fe 3+ , 3Br - , NO3- При растворении, каких веществ они могли образоваться? Запишите формулы веществ. | 1. 2. 3. 4. |
NaCl | НCl |
Степень диссоциации- это
Электролиты
Приложение №4
Проблема: будет ли изменяться окраска индикатора в кислоте, если ее растворить не в воде, а в другом растворителе, например, в ацетоне?
Опыт №3.
В пробке №1 H2SO4(конц.). В пробирке №2 H2SO4 (раствор). В пробирку №1 добавляем ацетон, затем в обе пробирки добавляем индикатор метилоранж .
Вывод:
Проблема: будет ли изменяться окраска индикатора в сухой щелочи в смеси с сухим индикатором и если в одну пробирку добавить воду?
Опыт №4.
В сухие пробки №3 и №4 насыпан кристаллический Сa(OH)2 и к нему добавлены кристаллы фенолфталеина. Встряхните обе пробирки и пробирку №3 добавьте немного воды.
Вывод:
Проблема: будет ли железо взаимодействовать с раствором сульфата меди(II), если соль растворить не в воде, а в ацетоне?
Опыт №5.
В сухие пробки №5 и №6 насыпано обезвоженный СuSO4. В №5 добавляем 1 мл воды, а в пробирку №6 добавляем 1 мл ацетона. Встряхните пробирки, затем в обе пробирки опустить железные скрепки.
ВЫВОД:
I вариант. Приложение №5.
Задание №1 (выбрать правильный ответ)
1.Лампочка прибора для определения электропроводности загорится, если электроды поместить в:
а) дистиллированную воду; б) сульфат меди (II); в) в жидкий азот
2.Что такое электролитическая диссоциация:
а) процесс распада электролита на отдельные атомы
б) самораспад вещества на отдельные молекулы
в) процесс образования ионов;
г) процесс распада вещества на ионы при расплавлении или растворении вещества в воде.
3.Раствор какого из данных веществ является электролитом:
а) сахара; б) соли; в) спирта; г) глюкозы.
4.Как называется положительный полюс источника тока:
а) анион; б) катион; в) катод; г) анод
Задание №2. «Крестики-нолики». Покажи выигрышный путь, состоящий из веществ или растворов, которые не проводят ток
Дистиллированная вода | Глюкоза (кристаллический) | Глюкоза (раствор) |
Минеральная вода | Соляная кислота | Нитрат алюминия (раствор) |
Гидроксид кальция (раствор) | Гидроксид калия (раствор) | Карбонат кальция |
II вариант
Задание №1 (выбери правильный ответ)
1.Лампочка прибора для определения электропроводности не загорится, если электроды поместить в:
а) водопроводную воду, б) гидроксид железа (II), в) водный раствор азотной кислоты
2.Какие вещества называются электролитами:
а) вещества, проводящие электрический ток;
б) вещества, водные растворы или расплавы которых поводят электрический ток;
в) вещества, имеющие ионную кристаллическую решетку;
г) вещества, реагирующие с водой
3.Электролитом является
а) хлороводород; б) углекислый газ; в) хлороводородная кислота; г) оксид железа (III).
4. Как называется отрицательный полюс источника тока
а) анодом; б) катионом; в) катодом; г) анионом
Задание №2. «Крестики-нолики». Покажи выигрышный путь, состоящий из веществ или растворов, которые проводят ток.
Хлорид натрия (раствор) | Сахароза (раствор) | Сульфат натрия (раствор) |
Раствор кислорода в воде | Серная кислота | Спирт |
Дистиллированная вода | Азотная кислота | Гидроксид натрия (раствор) |
Приложение №5
Задание. Какие утверждения верны.
- Электролиты проводят электрический ток.
- Если вещество находится в сухом виде, оно ток не проводит.
- Источником тока в растворе электролита являются электроны.
- Катионы заряжены отрицательно, анионы – положительно.
- Растворы электролитов проводят электрический ток из-за наличия в них положительных и отрицательных ионов.
- Процесс взаимодействия воды с частицами вещества называется гидратацией.
- Дистиллированная вода проводит ток.
- Причиной диссоциации веществ в воде является особое строение молекул воды.
- Все растворимые кислоты – сильные электролиты.
- Все растворимые основания и соли – сильные электролиты.
Предварительный просмотр:
САМОАНАЛИЗ урока химии в 8 классе по теме: «Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация»
Уважаемые члены жюри, представленное занятие является одним из вариантов организации учебной деятельности по освоению новых знаний.
Тема урока определена согласно календарно-тематическому планированию. Это 2 урок в теме «Растворимость веществ. Растворы»
Цель занятия: создать условия для формирования знаний об «электролиты» и «неэлектролиты», «электролитическая диссоциация», «степень электролитической диссоциации», «сильные электролиты» и «слабые электролиты», «гидратированные ионы»; представление о механизме диссоциации веществ с различными видами химической связи;
Задачи урока:
1) Сформировать мотивацию к изучению учебного материала путем создания проблемных ситуаций и через практические действия с реактивами и оборудованием кабинета химии;
2) Обеспечить усвоение знаний по теме урока через участие в практической деятельности (опытах);
3) Организовать рефлексию и самооценку учащимися собственных знаний
Считаю, что поставленные цель и задачи вполне соответствуют возрастным особенностям восьмиклассников, их учебным возможностям и интересам, т.к. для этого возраста характерны любознательность, стремление к практической деятельности.
При отборе материала учитывала, что учащиеся уже имеют некоторые химические знания о растворах и их роли в жизни человека.
Занятие выстроено в русле системно-деятельностного подхода, реализация которого осуществляется через использование приемов технологии проблемно - поискового обучения.
Выбор проблемно-поисковой технологии обусловлен тем, что в процессе практической деятельности происходит формирование и развитие личности, его способностей, познавательных интересов, подготовка человека к жизни, и тем, что организующим фактором познавательной деятельности является проблемная ситуация. Эта технология позволяет решать задачи, направленные на формирование УУД:
1) дидактическую – формирование определённых умений и навыков, необходимых в практической деятельности;
2) воспитывающую – воспитание самостоятельности, сотрудничества, коммуникабельности;
3) развивающую – развитие внимания, речи, мышления, рефлексии, мотивации учебной деятельности;
4) социализирующую – формирует навык саморегуляции.
Ведущий дидактический принцип - принцип деятельности заключается в том, что ученики, получали знания не в готовом виде, а добывали их сами, что способствует активному формированию общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений учащихся.
Компетенции, формируемые у обучающихся: коммуникативные, информационные, компетенции личностного самоопределения.
Умения и навыки, формируемые у обучающихся: умения анализировать ситуацию, выявлять проблемы и находить решение этих проблем. Умение осуществлять индивидуальную и поисковую деятельность при работе.
Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная и групповая работа. На данном уроке группы были сформированы с учетом личностных предпочтений.
Тип учебного занятия: урок открытия «новых» знаний .
Структура урока определена в соответствии с типом занятия – изучения нового материала, реализации требований деятельностного подхода и выбранной технологии. Урок состоит из 5 этапов.
Этап в соотнесении с технологией деятельностного подхода | Планируемые результаты | Используемые ресурсы | Достигнутые результаты | |
11. | Мотивация учебной деятельности и целеполагание. | Умение делать выводы и умозаключения, видеть проблему, ставить цели, планировать свою работу. Умение сотрудничать и вступать в дискуссию. | Пробуждение интереса к занятию, через прием «удивляй». Формулировка темы, цели и задач занятия. Организация групповой деятельности, где каждый выполняет свою задачу, работая на общий результат | УДАЛОСЬ: Тема, цель и задачи сформулированы с помощью совместной деятельности учителя и учащихся. УДАЛОСЬ не в полной мере: |
I2. 3. | Актуализация знаний. Получение новой информации по теме. Структурирование необходимой информации. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. | Продуктивная совместная деятельность по выполнению задания и представлению результата. Умение видеть проблему, ставить вопросы, сотрудничать, вступать в дискуссию, отстаивать свое мнение. Умение проводить эксперимент. Общение и взаимодействие с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией Умение делать выводы и умозаключения. Владение монологической и диалоговой формами речи. Умение анализировать, устанавливать причинно-следственные связи. Закрепление знаний через работу с учебником. | Практическая деятельность Работа в видео материалом | УДАЛОСЬ: С заданием справились. Необходимая информация была найдена, изучена , осмыслена и представлена наглядно. В группах было организовано взаимодействие, работали коллективно. Затруднения : . |
Практическое применение знаний и умений в новой ситуации. | Умение видеть проблему, ставить цели, планировать свою работу. Умение сотрудничать, вступать в дискуссию, анализировать, доказывать, отстаивать свое мнение. Умение проводить эксперимент Умение анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи. Знают понятия об электролитах и неэлектролитах Знают механизм диссоциации веществ с различными типами связей; Знают роль молекул воды в диссоциации веществ; Знают понятие «степень диссоциации» и классификацию электролитов | Практическая деятельность | УДАЛОСЬ: Предложенные опыты были решены успешно, уч-ся продемонстрировали усвоение предложенных понятий. УДАЛОСЬ не в полной мере: | |
I 4. | Рефлексия. Рефлексия учебной деятельности | Формирование умения давать оценку процессу обучения и собственным действиям во время этого процесса | Самооценка по предложенным критериям: «Чемодан, мясорубка, корзина» | Дали самооценку по предложенным критериям оценивания. Самооценка совпала ( или не совпала) с оценкой учителя |
5.5 | Домашнее Задание. | Задания с учетом возможностей и интересов | Тип домашних заданий:
| Дан один вариант задания. Надеюсь, что темы и формы заданий будут интересны и посильны учащимся. |
Полагаю, что поставленные мною цели и задачи занятия по созданию условий по формированию обозначенных УУД, предметных и метапредметных результатов достигнуты.
Качество достижения образовательных результатов представлено в оценке учащихся. Считаю, что выбранная технология, ее приемы, групповая форма организации учебной деятельности позволили создать продуктивную образовательную среду занятия, учесть индивидуальные возможности учащихся, вовлечь всех в активную познавательную деятельность.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока химии 9 класс" Электролиты и неэлектролиты. электролитическая диссоциация"
Системно-деятельностный подход, лежащий в основе Стандарта нового поколения, основной результат применения которого – развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий, предпола...
Урок химии 8 класс "Основные положения теории электролитической диссоциации"
Урок химии 8 класс "Основные положения теории электролитической диссоциации" с использованием ЭОР....
Технологическая карта урока по химии в 9 классе по теме: «Электролиты и неэлектролиты. Механизм электролитической диссоциации»
Технологическая карта урока по УМК «ХИМИЯ 8,9 класс » Автор: Н.Е.Кузнецова, тема «Электролиты и неэлектролиты. Механизм электролитической диссоциации» ...
Технологическая карта к уроку "Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация"
Данный урок разработан для учащихся специальной общеобразовательной школы открытого типа с девиантным поведением. В школе обучение ведется по семестрам: химия изучается 1 год - программа 8 класса в 1 ...
Урок химии в 9 классе по теме "Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация"
Урок похимии в 9 классе по теме "Электролиты, неэлектролиты. Электролитическая диссоциация". Урок выставляла на конкурс "Реализация ФГОС в системе образования. Методическая разработка урока"....
Презентация к уроку химии на тему Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация 9 класс
Презентация к уроку химии на тему Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация 9 класс...
Сценарный план урока химии "Свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации."
Сценарный план урока химии на тему "Химические свойства кислот в свете ТЭД"...