Сценарный план урока химии "Свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации."
план-конспект урока по химии (8 класс)
Сценарный план урока химии на тему "Химические свойства кислот в свете ТЭД"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenarnyy_plan_uroka_himii.docx | 24.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарный план урока химии
Свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации.
Цель урока: организовать деятельность учащихся по изучению химических свойств кислот (взаимодействие с металлами, основными оксидами, основаниями), опираясь на ранее полученные знания о составе веществ создать условия для повышения познавательной активности и самостоятельности учащихся в приобретении новых знаний и умений в ходе проведения лабораторных опытов.
Задачи:
Образовательные: закрепить и обобщить знания учащихся об особенностях класса неорганических веществ – кислот; показать использование на уроках химии электрохимического ряда напряжения металлов и таблицы растворимости; продолжить формирование умений работать с лабораторным оборудованием и реактивами, делать обобщения и выводы.
Развивающие: способствовать развитию умения учащихся проводить эксперимент для получения новых знаний; развивать творческую активность учащихся; продолжить формирование УУД.
Воспитательные: воспитывать интерес у учащихся к урокам химии, соблюдать технику безопасности при работе с кислотами, воспитывать патриотов своей страны.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: штативы с пробирками, пипетки, индикаторная бумага.
Реактивы: H2SO4( раствор ), HCl (раствор), HNO3 (раствор),, Zn, Cu, CuO, NaOH (раствор), CaCO3, BaCl2 (раствор)
Планируемые результаты
Предметные: Знать химические свойства кислот; знать условия протекания реакций, идущих до конца; уметь определять электролит или неэлектролит; уметь определять сильный и слабый электролит; уметь пользоваться таблицей растворимости; уметь определять вещества, которые будут реагировать с кислотами; уметь составлять уравнения реакций в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде.
Метапредметные: Умение классифицировать, умение прогнозировать, умение самостоятельно определять цели своего обучения, умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, извлекать необходимую информацию из различных источников; выдвижение гипотезы и её обоснование; умение слушать и вступать в диалог; умение в коллективном обсуждении формулировать проблему; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Личностные: знать о роли кислот в жизни человеческого общества, действие кислот на организм человека, уметь управлять своей познавательной деятельностью.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Методы и методические приемы: объяснительно-иллюстративные (рассказ с элементами беседы, демонстрация презентации), создание проблемной ситуации, практическая работа, приёмы ТРКМ, здоровьесберегающей технологии.
Ход урока:
- Организационный момент
- Добрый день. Я рада приветствовать вас на уроке химии. Сегодня у нас необычный урок и начнем мы его со слов русского поэта Н.Рыленкова:
Хоть выйди ты не в белый свет,
А в поле за околицей, —
Пока идешь за кем-то вслед,
Дорога не запомнится.
Зато, куда б ты ни попал
И по какой распутице,
Дорога та, что сам искал,
Вовек не позабудется.
Сегодня на уроке каждый из вас пройдёт свой путь к достижению цели, и я надеюсь, что вы обязательно достигните цели, а путь непозабудите.
- Актуализация опорных знаний
И в начале этого пути ответе мне на несколько вопросов. (Беседа по вопросам)
- Что такое электролитическая диссоциация?
- Что такое электролиты?
- Что такое неэлектролиты?
- Какие бывают электролиты?
- Какие вещества относятся к сильным электролитам?
- Какие вещества относятся к слабым электролитам?
Ребята, посмотрите, я принесла вам сегодня вот такие предметы. (Лимон, яблоко, аскорбиновая кислота, уксус). Подумайте и скажите: «Что общего у этих предметов?
- Они все кислые на вкус.
А почему они кислые?
- в них содержатся кислоты.
Верно, в лимоне – лимонная кислота, в яблоке – яблочная кислота и так далее.
А что называется кислотами?
Кислоты – это электролиты, при диссоциации которых образуются положительно заряженные ионы водорода и отрицательно заряженные ионы кислотных остатков.
И как по вашему мнению – О чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке?
- О кислотах.
Давайте подумаем и вспомним, что мы уже знаем о кислотах, а что вы хотели бы узнать.
На ваших столах есть таблицы
Знаю | Хочу узнать | Узнал |
Заполним таблицу
Итак, что вы знаете: определение кислот, состав, формулы кислот, названия.
А что бы хотели узнать: какие бывают кислоты, свойства кислот, получения кислот, применение кислот.
Молодцы, какие вы любознательные, сколько хотите знать. А как вы сформулировали тему нашего урока.
Я немножко подкорректирую: Свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации. Получение. Применение.
Запишите в тетрадь тему урока.
А какие задачи стоят перед нами сегодня на уроке?
Изучить свойства кислот, познакомиться с применением кислот, получением.
Ребята, в начале урока мы говорили о кислотах, они все относятся к органическим кислотам, с ними мы подробно будем знакомиться в старших классах, а сегодня мы поговорим о неорганических кислотах, вы с ними уже знакомы. Неорганических кислот ни так много, как органических, но они очень разнообразны и интересны. Давайте откроем учебник на странице …., и посмотрим на какие группы делятся кислоты.
(работа с таблицей учебника). (слайды презентации)
А теперь мы с вами немножко поиграем и отдохнем.
(Игра «Собери формулы»).
Прежде чем мы перейдём к следующему этапу нашего урока, я хочу привести вам слова выдающегося русского учёного М.В.Ломоносова.
«Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений, рождённых только воображением.»
У вас на столах лотки с химическими реактивами и оборудованием, а также инструкции и задания.
Давайте вспомним, какие правила нужно соблюдать при работе с химическими веществами.
(инструкция при работе с химическими веществами)
Задания.
- Испытайте раствор кислоты индикатором, сделайте вывод об изменении цвета.
Проведите химические реакции между следующими веществами:
Zn +HCl
CuO +HCl
NaOH +HCl
Запишите уравнения химических реакций на доске, уравнение выделенных реакций запишите в ионной форме.
- Испытайте раствор кислоты индикатором, сделайте вывод об изменении цвета.
Проведите химические реакции между следующими веществами:
Zn+H2SO4
NaOH + H2SO4
Ba(NO3)2 + H2SO4
Запишите уравнения химических реакций на доске, уравнение выделенных реакций запишите в ионной форме.
3. Испытайте раствор кислоты индикатором, сделайте вывод об изменении цвета.
Проведите химические реакции между следующими веществами:
CaCO3 + HNO3
NaOH +HNO3
CuO + HNO3
Запишите уравнения химических реакций на доске, уравнение выделенных реакций запишите в ионной форме.
Итак, с какими веществами взаимодействуют кислоты?
Все кислоты так взаимодействуют, то есть мы можем сказать, что они проявляют общие свойства, а как вы думаете почему?
Давайте вспомним ещё раз определение кислот в свете ТЭД.
Какие одинаковые ионы образуются при диссоциации разных кислот.
(ионы водорода).
Вывод: значит, общие свойства кислот определяются наличием в их растворе ионов водорода. Ну, а ионы кислотных остатков определяют свойства конкретной кислоты.
Вернёмся к взаимодействию растворов кислот с металлами. Как вы думаете со всеми металлами взаимодействуют растворы кислот? (опыт с медью). Обратимся к учебнику. (рад активности металлов).
Итак, какими же общими свойствами обладают растворы кислот?
1.Диссоциируют на ионы.
2.Изменяют окраску индикаторов.
3.Взаимодействуют с металлами, стоящими в ряду активности металлов до водорода.
4.Взаимодействуют с оксидами металлов.
5.Взаимодействуют с основаниями.
6.Взаимодействуют с солями, если в результате реакции образуется осадок или выделяется газообразное вещество.
Задания на закрепление.
С какими веществами: Cu, FeO, SO3, NaOH будет взаимодействовать соляная кислота. Запишите уравнения химических реакций.
Установите соответствие между исходными веществами и продуктами реакции
Исходные вещества продукты реакции
Zn + HCl CuSO4 + H2O
Cu(OH)2 +H2SO4 CaCl2 + CO2 +H 2O
CaCO3 + HCl ZnCl2 + H2
Какая масса гидроксида натрия пойдёт на полную нейтрализацию раствора, содержащего 9,8 гр. серной кислоты?
Применение кислот. (кроссенс)
Получение кислот. (историческая справка)
А сейчас наш урок близится к завершению и мы давайте вернёмся к нашей таблице и заполним последнюю колонку.(подведение итогов урока).
Домашнее задание.
Повторить свойства кислот.
Выставление оценок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок - презентация "Химические свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации"
В результате изучения данного материала учащиеся должны знать определение понятий "электролиты", "неэлектролиты"....
.Тема: «Химические свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации»
Урок химии, 8 класс...
Кислоты в свете теории электролитической диссоциации
Технологическая карта урока по химии в 8 классе по теме "Кислоты в свете теории электролитической диссоциации"....
Химические свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации в условиях их реализации.
Открытый урок на тему: "Химические свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации в условиях их реализации."...
Технологическая карта урока химии в 8-м классе по теме "Кислоты в свете теории электролитической диссоциации"
Урок химии в 8 классе....
Презентация к уроку "Кислоты в свете теории электролитической диссоциации"
Презентация содержит иллюстрации, уравнения химических реакций, а также ссылки на электронные образовательные ресурсы по заданной теме. доступ к ресурсам возможен при подключении к сети Интернет. През...
урок химии «Химические свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации».
Технологическая карта урока химии в 8 классе «Химические свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации». УМК О.С. Габриелян...