Урок химии в 9 классе по теме "Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация"
план-конспект урока по химии (9 класс) на тему
Урок похимии в 9 классе по теме "Электролиты, неэлектролиты. Электролитическая диссоциация". Урок выставляла на конкурс "Реализация ФГОС в системе образования. Методическая разработка урока".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок в системе ФГОС | 82 КБ |
Предварительный просмотр:
Ф.И.О. педагога: Кудренко Нина Викторовна
Предмет: химия
Класс: 9
Тип урока: урок постановки учебной задачи
Тема урока: Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация.
Цель урока: сформировать у учащихся представление об электролитах и неэлектролитах электролитической диссоциации, создать условия для развития для развития общеучебных познавательных действий (анализ, синтез и оценка), а также информационных УУД.
Урок разработан по программе Рудзитиса Г.Е.
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.
Планируемые результаты:
- Личностные: уметь выражать и аргументировать свою позицию, толерантность по отношению к другой точке зрения.
- Познавательные: уметь оперировать понятийным аппаратом химии; диалектически анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, исследовать;
- Регулятивные: уметь действовать по плану; контролировать процесс и результаты своей деятельности.
- Коммуникативные: уметь сотрудничать, вступать в дискуссию, анализировать, доказывать, отстаивать свое мнение; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Технологическая карта с дидактической структурой урока
Дидактическая структура урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Планируемые результаты | |
Предметные | УУД | |||
Организационный момент | Добрый день! Эмоциональный настрой на урок: Встаньте в круг и возьмитесь за руки. Мы поиграем с вами в игру «Передай настроение». Импульс хорошего настроения нам передаст самый высокий ученик класса | Приветствуют учителя. Когда рукопожатие пройдёт по кругу, все ученики поднимают руки вверх. | Включение в учебную деятельность | |
Мотивация и целеполагание | Включает свет в кабинет и зачитывает стихотворение «Электричество в моей жизни» (Приложение 1) Вопросы: Почему загорелись лампы в кабинете? Что такое электрический ток? Какие частицы создают электрический ток? Какие вещества являются хорошими проводниками электрического тока? Прошу вас создать схему электрической цепи Предлагаю в цепь вставить два электрода и проверить, что происходит при замыкании цепи через электроды. | Из курса физики дают определение электрического тока. В ходе беседы вспоминают металлическую связь и строение металлической кристаллической решетки, особенностью которой является наличие свободных электронов. Указывают, что металлы хорошие проводники электрического тока. . Работа в группах. Создают цепь и объясняют принцип ее работы. Наблюдают горение лампочки. | Познавательные УУД: 1. Умение делать выводы и умозаключения. | |
Изучение нового материала | Сегодня мы с вами будем работать под девизом: «Знания не проверенные опытом, Матерью великой достоверности, Бесплодны и полны ошибок.» Леонардо да Винчи Как вы его понимаете?
Итак, мы выяснили, что металлы проводят электрический ток, а давайте проверим электропроводность других веществ, например, поваренной соли
Давайте проверим электропроводность дистиллированной воды. Добавьте в дистиллированную воду кристаллы поваренной соли. Какие частицы стали источником электрического тока Вместе с учениками выясняют причину растворения веществ в воде.
Какие проблемы мы сегодня на уроке будем решать? Давайте далее поработаем по группам: 1-я группа экспериментально проверяет на электропроводность растворы следующих веществ:CuSO4, NaOH, HCl и пишет уравнения распада веществ на ионы. 2-я группа проведет мысленный эксперимент и попробует по строению веществ предположить способность к электропроводности. Данные занесите в таблицу (Приложение 2) Почему не совпали теоретические предположения с результатами эксперимента? И какой вывод вы сделаете? А какие вы знаете примеры использования кислот в качестве источника электрического тока в технике?. Как называют в быту серную кислоту? Так как же мы будем называть вещества хорошо растворимые в воде, имеющие ионную или сильно ковалентную полярную связь? А какие вещества будем называть неэлектролитами? Давайте попробуем раскрыть смысл понятия «электролитическая диссоциация» А как вы думаете, какова главная причина диссоциации? Давайте уточним цель урока с учетом рассмотренного понятия Как вы думаете, а раствор сахара будет являться электролитом. Формула сахара С12Н22О11 Продолжим эксперимент: проверим на электропроводность раствор сахара. Представит результаты 3-я группа Какой вывод мы сделаем? Используя таблицу растворимости кислот солей и щелочей, приведите классификацию ионов и заполните таблицу (Приложение 3) | Объясняют значение эксперимента в химии Групповая работа Учащиеся опускаю электроды в кристаллы поваренной соли и не наблюдают горение лампы. Делают вывод: кристаллический NaCl не проводит электрический ток Не наблюдают горение лампы. Делают вывод: дистиллированная вода не проводит электрический ток Наблюдают горение лампы. Делают вывод: водный раствор поваренной соли проводит электрический ток Учащиеся предполагают о появлении свободных частиц (ионов), которые появляются при растворении вещества в воде. При выяснении причин пользуются плакатами, моделями кристаллической решетки. Свои предположения подтверждают текстом учебника. Записывают уравнение распада кристалла поваренной соли на ионы Участвуют в формулировке проблем и предлагают выяснить какие вещества и почему проводят или не проводят электрический ток. Сначала выступает 2-я группа, которая представляет заполненную таблицу ( р-ре НСl не проводит электрический ток, лампочка не горит) Выступает 1-я группа, которая представляет результаты эксперимента (лампочки горят во всех растворах). Формулируют вывод: «Растворы веществ с ковалентной полярной связью также являются проводниками электрического тока» Приводят пример использования серной кислоты в аккумуляторе. Электролит.
Электролиты. Дают определение. «Электролитическая» от слова электролит, а диссоциация - распад Диссоциация происходит вследствие взаимодействия полярных молекул растворителя с молекулами кристаллической решетки растворяемого вещества Выдвигают варианты формулировок цели и участвуют в обсуждении. Появляется цель урока: «Сформировать представление об электролитах, неэлектролитах и электролитической диссоциации; объяснить причины электролитической диссоциации. Предполагают, как и в примере с соляной кислотой лампа загорится, так как вещество имеет ковалентную полярную связь. Наблюдают обратное явление, лампочка не горит. Обсуждают и приходят к выводу, что не все вещества с ковалентной полярной связью являются электролитами, а только с сильной ковалентной полярной. По таблице растворимости учащиеся называют ионы (катионы, анионы), делят их на простые и сложные Один ученик рассказывает о С.Аррениусе и знакомит с основными положениями ТЭД (домашнее задание) | Ровать представление о Сформировать представление об ионах Сформировать представление о процессе растворения Сформировать представление об электролитах, неэлектролитах и об электролитической диссоциации | Познавательные УУД: 1.Умение видеть проблему 2.Умение ставить вопросы. Регулятивные УУД: - умение ставить цели, планировать свою работу. Коммуникативные УУД: Умение сотрудничать, вступать в дискуссию, анализировать, доказывать, отстаивать свое мнение. Коммуникативные умения: Общение и взаимодействие с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией
Познавательные УУД: 1.Умение анализировать 2.Умение сравнивать 3. Умение устанавливать причинно-следственные связи. 4. Умение проводить эксперимент Коммуникативные умения: 1.Владение монологической и диалогической формами речи. Познавательные УУД Умение классифицировать |
Закрепление нового материала | Упражнение 1. Допишите незаконченное предложение (I вариант) (Приложение 4) Упражнение 2. Какие утверждения верны? (II вариант) (Приложение 5). Верните тетради друг другу. Упражнение 3. Напишите формулы электролитов, в водном растворе которых имеются ионы (для всех) (Приложение 6) | Выполняют работу по вариантам. Затем обмениваются тетрадями и проходит взаимопроверка. Сначала проверяют сами, а затем сверяют с готовыми ответами на презентации. Проверяют с помощью правильных ответов на слайде. | Закрепить знание об электролитах и неэлектролитах, уметь по формуле определять электролиты. Закрепить умение писать уравнения электролитической диссоциации. | Регулятивные УУД: Умение организовать, контролировать и оценивать учебную деятельность. |
Контроль | Вы уже опытные ученики – как лучше чтобы вы сами научились оценивать свои результаты или чтобы всегда это за вас делали другие? Предлагаю вам провести самооценку своей работы с помощью памятки. (Приложение 7) Наиболее подготовленного ученику можно попросить прокомментировать вслух. | Работают с памяткой. | Регулятивные УУД: - умение проводить самоконтроль; - умение оценивать свою деятельность. | |
Рефлексия | Прошу на листе бумаги обвести свою левую руку. Каждый палец – это позиция, по которой надо высказать своё мнение: Большой - для меня было важным и интересным… Указательный – по этому вопросу я получил конкретную рекомендацию … Средний – мне было трудно (мне не понравилось) Безымянный – моя оценка психологической атмосферы….. Мизинец - мне было недостаточно… | Анализируют свою деятельность вслух показывая палец. | Регулятивные УУД: Рефлексия способности организовывать собственную деятельность. Прогнозирование. | |
Домашнее задание | § 1, упр. 1-5, зад.1 (стр. 13), выписать в словарь и выучить термины, записать основные положения ТЭД. Творческое задание: Почему нельзя проводить работу с электроприборами сырыми руками? |
Приложение 1
Фрагмент стихотворения «Электричество в моей жизни». Косовский Александр (http://nsportal.ru )
Несчастен древний человек –
Он электричества не знал.
Во тьме он жил из века в век,
Лучиной избы освещал.
Век девятнадцатый настал,
И Майкл Фарадей
Впервые людям рассказал,
Как сделать мир светлей.
Он электричество открыл,
Узнал его закон.
С тех пор использует весь мир
Открытье тех времен.
Вот ток бежит по проводам,
Приходит в каждый дом,
Тепло и свет он дарит нам,
Мы легче с ним живем.
Приложение 2
Формула вещества | Класс соединений | Тип химической связи | Горение лампочки |
CuSO4, | |||
HCl, | |||
NaOH, | |||
Приложение 3
Классификация ионов
Заряд ионов | ||
Простые | ||
Сложные |
Приложение 4
Упражнение 1. Допишите незаконченное предложение.
- Причиной того, что растворы электролитов проводят электрический ток, являются…..
- Молекула воды имеют особое строение и является….
- Процесс взаимодействия молекул воды с частицами вещества называется….
- Лучше всего диссоциируют вещества с типом связи…
- Процесс распада электролита на ионы называется…..
Приложение 4.
Упражнение 2. Какие утверждения верны.
- Электролиты проводят электрический ток.
- Если вещество находится в сухом виде, оно ток не проводит.
- Источником тока в растворе электролита являются электроны.
- Катионы заряжены отрицательно, анионы – положительно.
- Растворы электролитов проводят электрический ток из-за наличия в них положительных и отрицательных ионов.
- Процесс взаимодействия воды с частицами вещества называется гидратацией.
- Дистиллированная вода проводит ток.
- Причиной диссоциации веществ в воде является особое строение молекул воды.
- Все растворимые кислоты – сильные электролиты.
- Все растворимые основания и соли – сильные электролиты.
Приложение 5.
Упражнение 3. Напишите формулы электролитов, в водном растворе которых имеются ионы:
- Na+ и S2-
- Co3+ и NO2-
- K+ и OH-
- Ca2+ и HCO3-
- CuOH+ и Cl-
Приложение 6.
Алгоритм самооценивания
- В чем заключалось задание? Какова была цель, что нужно было получить в результате?
- Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?
- Справился правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)?
- Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чем)?
- По каким признакам мы различаем оценки («2», «3», «4», «5»)?
- Какую сам выставляешь себе отметку?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока химии 9 класс" Электролиты и неэлектролиты. электролитическая диссоциация"
Системно-деятельностный подход, лежащий в основе Стандарта нового поколения, основной результат применения которого – развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий, предпола...
Технологическая карта к уроку "Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация"
Данный урок разработан для учащихся специальной общеобразовательной школы открытого типа с девиантным поведением. В школе обучение ведется по семестрам: химия изучается 1 год - программа 8 класса в 1 ...
Урок химии с использованием цифровых образовательных ресурсов. Тема «Электролитическая диссоциация»
Сформировать понятия об электролитах и неэлектролитах;раскрыть механизм диссоциации веществ с ионной и ковалентной полярной связью;ввести понятие «степень электролитической диссоциации» и показать её ...
урок химии «Химические свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации».
Технологическая карта урока химии в 8 классе «Химические свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации». УМК О.С. Габриелян...
Контрольная работа по химии 9 класс. Тема контрольной работы "Теория электролитической диссоциации".
Контрольная работа по химии 9 класс. Тема контрольной работы "Теория электролитической диссоциации" на два варианта....
Урок химии по теме:"Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация"
Урок химии по теме:"Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация". Это 2 урок в теме «Растворимость веществ. Растворы». Представлена технологическая карт...
Презентация к уроку химии на тему Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация 9 класс
Презентация к уроку химии на тему Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация 9 класс...