Урок химии в 9 классе по теме "Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация"
план-конспект урока по химии (9 класс) на тему

Кудренко Нина Викторовна

Урок похимии в 9 классе по теме "Электролиты, неэлектролиты. Электролитическая диссоциация". Урок выставляла на конкурс "Реализация ФГОС в системе образования. Методическая разработка урока".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Урок в системе ФГОС82 КБ

Предварительный просмотр:

Ф.И.О. педагога: Кудренко Нина Викторовна

Предмет: химия

Класс: 9

Тип урока: урок постановки учебной задачи

Тема урока: Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация.

Цель урока: сформировать у учащихся представление об электролитах и неэлектролитах электролитической диссоциации, создать условия для развития для развития общеучебных познавательных действий (анализ, синтез и оценка), а также информационных  УУД.

Урок разработан по программе Рудзитиса Г.Е.

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.

Планируемые результаты:

  • Личностные: уметь выражать и аргументировать свою позицию, толерантность по отношению к другой точке зрения.
  • Познавательные: уметь оперировать понятийным аппаратом  химии; диалектически анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, исследовать;
  • Регулятивные:  уметь  действовать по плану; контролировать процесс и результаты своей деятельности. 
  • Коммуникативные: уметь сотрудничать, вступать в дискуссию, анализировать, доказывать, отстаивать свое мнение; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Технологическая карта  с дидактической структурой урока

Дидактическая структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Планируемые результаты

Предметные

УУД

Организационный момент

Добрый день!

Эмоциональный настрой на урок:

Встаньте в круг и возьмитесь за руки.  Мы поиграем с вами в игру «Передай настроение».

Импульс хорошего настроения нам передаст самый высокий ученик класса

 Приветствуют учителя.

 Когда рукопожатие пройдёт по кругу, все ученики поднимают руки вверх.

Включение в учебную деятельность

Мотивация и целеполагание

Включает свет в кабинет и зачитывает стихотворение «Электричество в моей жизни» (Приложение 1)

Вопросы: Почему загорелись лампы в кабинете?  Что такое электрический ток? Какие частицы  создают электрический ток?

Какие вещества являются хорошими проводниками электрического тока?

Прошу вас создать схему электрической цепи

Предлагаю в цепь вставить два электрода и проверить, что происходит при замыкании цепи через электроды.

Из курса физики дают определение электрического тока.

В ходе беседы вспоминают металлическую связь и строение металлической кристаллической решетки, особенностью которой является наличие свободных электронов. Указывают, что металлы хорошие проводники электрического тока.

.

Работа в группах.

Создают цепь и объясняют принцип ее работы.

Наблюдают горение лампочки.

Познавательные УУД:

 1. Умение делать выводы и умозаключения.

Изучение нового материала

Сегодня мы с вами будем работать под девизом: «Знания не проверенные опытом,

Матерью великой достоверности,

Бесплодны  и полны ошибок.»

Леонардо да Винчи

Как вы его понимаете?

 

Итак, мы выяснили, что металлы проводят электрический ток, а давайте проверим электропроводность других веществ, например, поваренной соли

 

Давайте проверим электропроводность дистиллированной воды.  

  Добавьте в дистиллированную воду кристаллы поваренной соли.

Какие частицы стали источником электрического тока

Вместе с учениками выясняют причину растворения веществ в воде.

 

Какие проблемы мы сегодня на уроке будем решать?

Давайте далее поработаем по группам:

1-я группа экспериментально проверяет на электропроводность   растворы следующих веществ:CuSO4, NaOH, HCl и пишет уравнения распада веществ на ионы.

2-я группа проведет мысленный эксперимент и попробует по строению веществ предположить способность к электропроводности.

Данные занесите в таблицу (Приложение 2)

Почему не совпали  теоретические предположения с результатами эксперимента?

И какой вывод вы сделаете?

А какие вы знаете примеры использования кислот в качестве источника электрического тока  в технике?.

Как называют в быту серную кислоту?

Так как же мы будем называть вещества хорошо растворимые в воде, имеющие ионную или сильно ковалентную полярную связь?

А какие вещества будем называть неэлектролитами?

Давайте попробуем  раскрыть смысл понятия «электролитическая диссоциация»

А как вы думаете, какова главная причина диссоциации?

Давайте уточним цель урока с учетом рассмотренного понятия

Как вы думаете, а раствор сахара будет являться электролитом. Формула сахара С12Н22О11

Продолжим эксперимент: проверим на электропроводность  раствор сахара.

Представит результаты 3-я группа

Какой вывод мы сделаем?

Используя таблицу растворимости кислот солей и щелочей, приведите классификацию ионов и заполните таблицу (Приложение 3)

Объясняют значение эксперимента в химии

Групповая работа  

Учащиеся опускаю электроды в кристаллы поваренной соли и

не наблюдают горение лампы. Делают вывод: кристаллический NaCl не проводит электрический ток

Не наблюдают горение лампы. Делают вывод: дистиллированная вода не проводит электрический ток

Наблюдают горение лампы. Делают вывод: водный раствор поваренной соли проводит электрический ток

Учащиеся предполагают о появлении свободных частиц (ионов), которые появляются при растворении вещества в воде.

При выяснении причин пользуются плакатами, моделями кристаллической решетки.

Свои предположения подтверждают текстом учебника.

Записывают уравнение распада кристалла поваренной соли на ионы

Участвуют в формулировке проблем и предлагают выяснить какие вещества и почему проводят или не проводят электрический ток.

Сначала выступает 2-я группа, которая представляет заполненную таблицу

( р-ре НСl не проводит электрический ток, лампочка не горит)

Выступает 1-я группа, которая представляет результаты эксперимента (лампочки горят во всех растворах).

Формулируют вывод: «Растворы веществ с ковалентной полярной связью также являются проводниками электрического тока»

Приводят пример использования серной кислоты в аккумуляторе.

Электролит.

 

Электролиты.

Дают определение.

«Электролитическая» от слова электролит, а диссоциация - распад

Диссоциация происходит вследствие взаимодействия полярных молекул растворителя с молекулами кристаллической решетки растворяемого вещества

Выдвигают варианты формулировок цели и участвуют в обсуждении.

Появляется цель урока: «Сформировать представление об электролитах, неэлектролитах и электролитической диссоциации; объяснить причины электролитической диссоциации.

 Предполагают, как и в примере с соляной кислотой лампа загорится, так как вещество имеет ковалентную полярную связь.

Наблюдают обратное явление, лампочка не горит.

Обсуждают и приходят к выводу, что не все вещества с ковалентной полярной связью являются электролитами, а только с сильной ковалентной полярной.

По таблице растворимости учащиеся называют ионы (катионы, анионы), делят их на простые и сложные

Один ученик рассказывает о С.Аррениусе и знакомит с основными положениями ТЭД (домашнее задание)

Ровать представление о

Сформировать представление об ионах

Сформировать представление о процессе растворения

Сформировать представление об электролитах, неэлектролитах и об электролитической диссоциации

Познавательные УУД:

1.Умение видеть проблему

2.Умение ставить вопросы.

Регулятивные УУД:

- умение   ставить цели, планировать свою работу.

Коммуникативные УУД:

Умение сотрудничать, вступать в дискуссию, анализировать, доказывать, отстаивать свое мнение.

Коммуникативные умения:

Общение и взаимодействие с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией

 

Познавательные УУД:

1.Умение  анализировать

2.Умение сравнивать

3. Умение устанавливать причинно-следственные связи.

4. Умение проводить

эксперимент

Коммуникативные умения:

1.Владение монологической и диалогической формами речи.

Познавательные УУД

 Умение классифицировать

Закрепление нового материала

Упражнение 1. Допишите незаконченное предложение (I вариант) (Приложение 4)

Упражнение 2. Какие утверждения верны? (II вариант) (Приложение 5).

Верните тетради друг другу.

Упражнение 3. Напишите формулы электролитов, в водном растворе которых имеются ионы  (для всех) (Приложение 6)

Выполняют работу по вариантам.

Затем обмениваются тетрадями и проходит взаимопроверка. Сначала проверяют сами, а затем сверяют с готовыми ответами на презентации.

Проверяют с помощью правильных ответов на слайде.

Закрепить знание об электролитах и неэлектролитах, уметь по формуле определять электролиты.

Закрепить умение писать уравнения электролитической диссоциации.

Регулятивные УУД:

Умение организовать, контролировать и оценивать учебную деятельность.

Контроль

Вы уже опытные ученики – как лучше чтобы вы сами научились оценивать свои результаты или чтобы всегда это за вас делали другие? Предлагаю вам провести самооценку своей работы с помощью памятки. (Приложение 7)

Наиболее подготовленного ученику можно попросить прокомментировать вслух.

Работают с памяткой.

Регулятивные УУД:

- умение проводить самоконтроль;

- умение оценивать свою деятельность.

Рефлексия

Прошу  на листе бумаги обвести свою левую руку.

Каждый палец – это позиция, по которой надо высказать своё мнение:

Большой - для меня было важным и интересным…

Указательный – по этому вопросу я получил конкретную рекомендацию …

Средний – мне было трудно (мне не понравилось)

Безымянный – моя оценка психологической атмосферы…..

Мизинец - мне было недостаточно…

Анализируют свою деятельность вслух показывая палец.

Регулятивные УУД: Рефлексия способности организовывать собственную деятельность. Прогнозирование.

Домашнее задание

§ 1, упр. 1-5, зад.1 (стр. 13), выписать в словарь и выучить термины, записать основные положения ТЭД.

Творческое задание: Почему  нельзя проводить работу с электроприборами сырыми руками?

Приложение 1

Фрагмент стихотворения «Электричество в моей жизни». Косовский Александр (http://nsportal.ru )

Несчастен древний человек –

Он электричества не знал.

Во тьме он жил из века в век,

Лучиной избы освещал.

Век девятнадцатый настал,

И Майкл Фарадей

Впервые людям рассказал,

Как сделать мир светлей.

Он электричество открыл,

Узнал его закон.

С тех пор использует весь мир

Открытье тех времен.

Вот ток бежит по проводам,

Приходит в каждый дом,

Тепло и свет он дарит нам,

Мы легче с ним живем.

Приложение 2

Формула вещества

Класс соединений

Тип химической связи

Горение лампочки

CuSO4,

HCl,

NaOH,

 Приложение 3

Классификация ионов

Заряд ионов

Простые

Сложные

Приложение 4

Упражнение 1. Допишите незаконченное предложение.

  1. Причиной того, что растворы электролитов проводят электрический ток, являются…..
  2. Молекула воды имеют особое строение и является….
  3. Процесс взаимодействия молекул воды с частицами вещества называется….
  4. Лучше всего диссоциируют вещества с типом связи…
  5. Процесс распада электролита на ионы называется…..

Приложение 4.

Упражнение 2. Какие утверждения верны.

  1. Электролиты проводят электрический ток.
  2. Если вещество находится в сухом виде, оно ток не проводит.
  3. Источником тока в растворе электролита  являются электроны.
  4. Катионы заряжены отрицательно, анионы – положительно.
  5. Растворы электролитов проводят электрический ток из-за наличия в них положительных и отрицательных ионов.
  6. Процесс взаимодействия воды с частицами вещества называется гидратацией.
  7. Дистиллированная вода проводит ток.
  8. Причиной диссоциации веществ в воде является особое строение молекул воды.
  9. Все растворимые кислоты – сильные электролиты.
  10.  Все растворимые основания и соли – сильные электролиты.

Приложение 5.

Упражнение 3. Напишите формулы электролитов, в водном растворе которых имеются ионы:

  1. Na+ и S2-
  2. Co3+  и  NO2-
  3. K+  и  OH-
  4. Ca2+  и HCO3-
  5. CuOH+ и  Cl-

Приложение 6.

Алгоритм самооценивания

  1. В чем заключалось задание? Какова была цель, что нужно было получить в результате?
  2. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?
  3. Справился правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)?
  4. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чем)?
  5. По каким признакам мы различаем оценки («2», «3», «4», «5»)?
  6. Какую сам выставляешь себе отметку?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока химии 9 класс" Электролиты и неэлектролиты. электролитическая диссоциация"

Системно-деятельностный подход, лежащий в основе Стандарта нового поколения, основной результат применения которого – развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий, предпола...

Технологическая карта к уроку "Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация"

Данный урок разработан для учащихся специальной общеобразовательной школы открытого типа с девиантным поведением. В школе обучение ведется по семестрам: химия изучается 1 год - программа 8 класса в 1 ...

Урок химии с использованием цифровых образовательных ресурсов. Тема «Электролитическая диссоциация»

Сформировать понятия об электролитах и неэлектролитах;раскрыть механизм диссоциации веществ с ионной и ковалентной полярной связью;ввести понятие «степень электролитической диссоциации» и показать её ...

урок химии «Химические свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации».

Технологическая карта урока  химии в  8 классе «Химические свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации».  УМК О.С. Габриелян...

Контрольная работа по химии 9 класс. Тема контрольной работы "Теория электролитической диссоциации".

Контрольная работа по химии 9 класс. Тема контрольной работы "Теория электролитической диссоциации" на два варианта....

Урок химии по теме:"Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация"

Урок химии по теме:"Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация". Это 2  урок в теме «Растворимость веществ. Растворы». Представлена технологическая карт...

Презентация к уроку химии на тему Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация 9 класс

Презентация к уроку химии на тему Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация 9 класс...