Конспект урока по химии "Реакции обмена"
план-конспект урока по химии (8 класс)
Конспект урока по химии "Реакции обмена"
Тема урока: Реакции обмена
Цели урока:
- дать понятие о сущности реакций обмена
- продолжить формирование умений записывать уравнения
- предвидеть продукты реакций обмена
- дать первоначальное понятие об условиях течения реакций в растворах до конца (правило Бертолле)
Оборудование и реактивы: растворы H2SO4, NaOH, CuSO4, Na2CO3; фенолфталеин, 4 пробирки
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_reaktsii_obmena.docx | 48.83 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛИЦЕЙ №387 им. Н.В. Белоусова
Конспект урока по химии
ТЕМА: Реакции обмена
8 класс
Учитель химии: Селякова Т.П.
Типы химических реакций
Тема урока: Реакции обмена
Цели урока:
- дать понятие о сущности реакций обмена
- продолжить формирование умений записывать уравнения
- предвидеть продукты реакций обмена
- дать первоначальное понятие об условиях течения реакций в растворах до конца (правило Бертолле)
Оборудование и реактивы: растворы H2SO4, NaOH, CuSO4, Na2CO3; фенолфталеин, 4 пробирки
Ход урока
- Организационный момент (3 мин.)
- Опрос по домашнему заданию (§31 упр.2) (5 минут)
- Сначала выяснить, с какой реакцией ученики не справились, где сомневались. Пояснить, если это необходимо
- Затем - опрос (достаточно 2-3 реакций на интерактивной доске)
- Анализ ответов, выставление оценок
- Объяснение нового материала (12 минут)
- В виде беседы вспомнить пройденные типы реакций (реакции соединения, разложения, замещения)
- Учитель: составим уравнение реакции взаимодействия двух сложных веществ по схеме:
Хлорид бария + сульфат натрия хлорид натрия + сульфат бария
Вопрос классу:
Хлориды – это соли какой кислоты? Сульфаты – это соли какой кислоты?
Вместе с учащимися на доске составляется уравнение реакции
NaCl2 + Ba2SO4 2NaCl + BaSO4
В ходе беседы учащиеся делают вывод о том, что вещества обменялись своими составными частями и формулируют тему урока «Реакции обмена»
Учитель: Запишите тему урока и определение.
Реакции обмена – это реакции, в результате которых два сложных вещества обменялись своими составными частями (меняем или обе первые, или обе вторые части)
Теперь попробуем составить уравнение реакции обмена, зная только исходные вещества, например, реакцию взаимодействия нитрата магния и карбоната натрия. Для составления формул веществ можно использовать таблицу растворимости.
Вместе с учащимися составляется уравнение реакции
Mg2+(NO3)-2 + Na+2CO2-3 2NaNO3 + MgCO3
Учитель: реакция протекает в растворе. Признаком реакции является образование осадка. По таблице растворимости определите, какое вещество выпадает в осадок
Со слов учащихся записывается ответ
Mg(NO3)2 + Na2CO3 2NaNO3 + MgCO3
р-р р-р образование осадка
Учитель: мы с вами не только составили уравнение реакции обмена, но еще предположили наблюдение. Сейчас проведем лабораторную работу, в которой вы свои предположения будете подтверждать опытным путем.
- Лабораторная работа. (20 минут)
Лабораторная работа будет состоять из трех этапов:
1 этап. Составить уравнение реакции
2 этап. Сверить с решением соседа. Если решения совпадают, пара преступает к третьему этапу работы
3 этап. Опыт (практическое подтверждение теоретического решения)
Запишите названия реактивов
CuSO4 -
NaOH -
Na2CO3 -
H2SO4 –
Не забываем о технике безопасности. Вопросы классу:
- Какие из предложенных реактивов являются едкими веществами? (серная кислота и щелочь - гидроксид натрия)
- Какие из реактивов являются солями тяжелых металлов? (сульфат меди(2))
- Какой объем жидкости берем? (1 мл)
- Сколько приливаем реагента? (до появления признака реакции)
Опыт №1. CuSO4 + NaOH
Ответ: CuSO4 + 2NaOH Cu(OH)2 + Na2SO4
Наблюдение: образование осадка
Опыт №2. Na2CO3 +H2SO4
Ответ: Na2CO3 + H2SO4 Na2SO4 + H2O + CO2
Наблюдение: образование газа («вскипание»)
Опыт №3. H2SO4 + NaOH
Ответ: H2SO4 + 2NaOH Na2SO4 + 2H2O
раствор раствор
В ходе решения возникает вопрос: как подтвердить данную реакцию?
Учитель: реакция взаимодействия кислоты и щелочи называется реакцией нейтрализации. С помощью чего можно подтвердить реакцию нейтрализации? (учащиеся дают ответ – с помощью индикатора). Для подтверждения реакции нейтрализации сначала в щелочь добавляют фенолфталеин, который окрашивается в малиновый цвет. Затем в подкрашенную щелочь добавляют кислоту. В результате реакции нейтрализации раствор обесцветится.
Приступайте к выполнению опыта
Опираясь на результаты опытов, закончите предложение:
Реакции обмена, протекающие в растворах идут до конца, если образуется ___, ___, ___ . (осадок , газ, или вода)
Данное правило называется правилом Бертолле. Подпишите
- Подведение итогов, выставление оценок за работу на уроке
(3 мин.)
- Домашнее задание: §32, упр.4 (2 мин.)
Дополнительный материал (если останется время)
Проверочная работа на закрепление материала по теме «Реакции обмена»
(Можно осуществить проверку в парах и сразу выставить оценки. Работа рассчитана 5 на минуты)
Расставьте коэффициенты:
Al2O3 + H2SO4 = Al2(SO4)3 + H2O
MgO + H3PO4 = Mg3(PO4)2 + H2O
LiOH + H3PO4 = Li3PO4 + H2O
FeCl3 + NaF = FeF3 + NaCl
Fe(OH)3 + H2SO4 = Fe2(SO4)3 + H2O
Ответы для самоконтроля:
Al2O3 + 3H2SO4 = Al2(SO4)3 + 3H2O
3MgO + 2H3PO4 = Mg3(PO4)2 + 3H2O
3LiOH +H3PO4 = Li3PO4 +3H2O
FeCl3 + 3NaF = FeF3 + 3NaCl
2Fe(OH)3 + 3H2SO4 = Fe2(SO4)3 + 6H2O
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока химии "Реакции ионного обмена" для учеников 9 класса
План-конспект урока по химии на тему "Реакции ионного обмена" соствлен для учеников 9 класса. Тип урока - изучение нового материала. На этапе актуализации знаний ребята кодируют учебный...
Конспект урока по химии в 8 классе на тему: «Реакции обмена»
Конспект урока по химии в 8 классе на тему:«Реакции обмена»...
Автотрофный тип обмена веществ. Конспект урока.
План-конспект урока по теме: "Автотрофный тип обмена веществ". 10 класс. Профильный уровень....
Конспект урока по химии в 8 классе Тема: «Реакции обмена».
Конспект урока по химии в 8 классе(автор учебника О.С.Габриелян, базовый уровень) Тема: «Реакции обмена»....
"Реакции обмена" конспект урока
Конспект урока химия 8 класс " Реакции обмена"...
Конспект урока "Чему учил китайский мудрец Конфуций история 5 класс (открытый урок в рамках обмена опытом на школьном метод объединении учителей истории и обществознания декабрь 2020 года
Обмен опытом на школьном метод объединении учителей истории в рамках недели по формированию функциональной грамотности на уроках истории и обществознания декабрь 2020...
Конспект урока "Реакции ионного обмена"
Урок -открытия новых знаний. Урок разработан с применением развивающей педагогической технологии Способа диалектического обучения.Ключевая идея урока: построить суждения - ответив на пробл...