"Реакции обмена" конспект урока
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Урок химии, 8 класс
Учитель Органова Оксана Ивановна
МОУ «Беседская ООШ»
Тема урока: Реакции обмена
Лабораторная работа №6 « Получение углекислого газа путем взаимодействия соды и кислоты»
Цель: Познакомится с реакциями обмена.
Задачи:
Ход урока
- Организационный момент: приветствие, проверка явки учащихся.
- Проверка готовности учащихся к уроку: настрой учащихся на работу, доведение до них плана урока.
Сегодня на уроке, мы продолжим изучение типов химических реакций и изучим новый тип .
Мы с вами будем работать в технологических картах, которые лежат у вас на парте. В графе фамилия и имя подпишите свою фамилию и имя.
В конце урока вы сдадите свои карты и я поставлю вам итоговую отметку за урок.
- Актуализация знаний.
Прежде чем начать работу, мы проверим, как вы усвоили ране изученный материал.
Давайте вспомним, какие реакции вы уже знаете?
- Соединения
- Замещения
- Разложения
( слайд 1)
Допишите реакции, расставьте коэффициенты, укажите тип реакции.
2Ba + O2→ 2 BaO соединение
2Al + 6HCl→ 2AlCl3 +3 H2 замещение
CaCO3→ CO2 + CaO разложение
Проверьте, все ли вы правильно сделали.
( слайд 2 с ответами)
А сейчас мы проведем диктант. Найдите слово диктант и задание 1. Я читаю задания, а вы записываете ответы в технологических картах
Вставьте пропущенное слово:
1.Реакции, в результате которых из одного сложного вещества образуются два и более новых веществ – это …. (разложение)
2.Реакции, в результате которых из одного или нескольких исходных веществ образуется одно сложное вещество – это….. (соединения)
(Слайд 4 с правильными ответами)
- Изучение нового материала:
Сегодня на уроке мы с вами продолжим изучение химических реакций и познакомимся с новым типом реакций.
Давайте посмотрим на доску.
Чем отличаются эти реакции?
Fe+Cl2=FeCl2 ( соединение)
2HgO→2Hg+O2 ( разложение)
Fe+CuSO4=FeSO4+Cu ( замещение)
CaCO3 + 2HCl = CaCl2+H2CO3 (обмена) (Слайд 5 )
К какому типу реакций они относятся? ( вещества обмениваются составными частями – катионами и анионами) , следовательно, это реакции обмена. Это и будет нашей сегодняшней темой .
Нам еще не знакома эта реакция и сегодня на уроке мы с вами изучим тип этой реакции. Итак, цель нашего урока – познакомится с реакциями обмена.
(слайд 6 )
Реакции обмена - это такие реакции, в результате которых два сложных вещества обмениваются своими составными частями.
AB+CD = AC+BD ( слайд 7)
Например, 2NaI+Pb(NO3)2 = PbI2↓ + 2NaNO3 ( слайд 8)
Задание: попробуйте самостоятельно закончить реакцию.
FeCl3 + NaOH = (Слайд 9)
FeCl3 + NaOH = 3NaCl + Fe(OH)3 ( слайд 10 с ответом)
Два сложных вещества в реакцию вступают
В ходе которой, свои составные части меняют.
Вот такой процесс взаимозамены
Называют реакцией обмена
- Физкультминутка:
Очень химию мы любим!
Шеей влево – вправо крутим
Воздух – это атмосфера, если правда – топой смело!
В атмосфере есть азот – делай вправо поворот
Так же есть и кислород – делай влево поворот
Воздух обладает массой, мы попрыгаем по классу
Друг к другу повернемся и дружно улыбнемся!
А сейчас мы проведем 2 опыта.
Но сначала мы вспомним правила техники безопасности.
Т. б. Назовите их…
Не спеши хватать пробирку,
А инструкцию читай.
Убедись, что ты все понял,
Вот тогда и начинай.
Это, друг, химкабинет,
Для еды условий нет.
Пусть в пробирке пахнет воблой,
В колбе — будто мармелад.
Вещества на вкус не пробуй!
Сладко пахнет даже яд.
Если трогал ты реактивы
Не забудь вымыть руки с мылом. ( слайд 11)
У вас на столах лежат инструкции по выполнению лабораторной работы. Внимательно с ней ознакомьтесь и можете приступать к выполнению работы. Все реакции и наблюдения записываем в технологическую карту.
Реакции протекающие с выпадением осадка
1. Возьмем пробирку
2. нальем раствор нитрата серебра ( AgNO3) и добавим раствор соляной кислоты ( HCl).
Что наблюдаете?
Выпадает ,белый осадок нерастворимого в воде AgCl
AgNO3 + HCl →AgCl + HNO3
В результате проведенной реакции два сложных вещества ионного строения – кислота и соль – обменялись своими ионами, т.е. произошла реакция обмена.
Реакция с выделением газа:
В пробирку насыпем карбонат натрия и прильем раствор соляной кислоты. Что мы наблюдаем?
В результате реакции выделяется газ.
NaНCO3 + 2HCl = 2NaCl + H2CO3
А где же газ?
Угольная кислота – непрочное соединение, которое распадается на углекислый газ и воду:
H2CO3 = H2O + CO2↑
Поэтому уравнение реакции следует записать так:
Na2CO3 + 2HNO3 = 2NaNO3 + H2O + CO2↑
С примером реакций обмена, которые протекают с выделением газа мы с вами встречались на кухне.
Можете привести пример?
Когда гасим соду уксусом при выпечке.
На основе сделанных опытов сформулируем правило, согласно которому протекают реакции обмена между растворами веществ.
Реакции обмена, протекающие в растворах, идут до конца только в том случае, если в результате их образуется осадок, газ или вода.
Если выделится газ - Это раз;
И получится вода - Это два;
А еще - нерастворимый
Осаждается продукт…
"Есть осадок" - говорим мы.
Это третий важный пункт.
Химик правила обмена
Не забудет никогда:
В результате - непременно
Будет газ или вода,
или Выпадет осадок –
Вот тогда будет порядок!
Для того чтобы знать какие реакции идут до конца, а какие нет, нужно обратиться к таблице растворимости , которая находится на форзаце учебника ( по вертикали располагаются анионы, а в горизонтальной строке располагаются катионы) – реакция идет лишь в том случае, если образуется осадок или газ.
А теперь вы самостоятельно определите Какие из реакций обмена будут протекать до конца?
Это задание входит в экзаменационную работу ГИА.
- BaCl2 + 2AgNO3→Ba(NO3)2+2AgCl↓
- Cu(NO3)2 + NaCl→CuCl2+NaNO3
- Pb(NO3)2 + K2S→PbS↓+2KNO3
- MgCl2 + K2SO4→MgSO4+KCL
- HNO3 + ZnSO4→H2SO4+Zn(NO3)2
- 3Ca(NO3)2 +2 H3PO4→Ca3(PO4)2↓+6HNO3
- Ba(NO3)2 + Na2SO4→BaSO4↓+2NaNO3 ( слайд 12 без ответов)
А чтобы узнать какие реакции будут протекать до конца, мы воспользуемся таблицей растворимости гидроксидов и солей в воде. Эта таблица находится на форзаце учебника. ( слайд 13 с ответами)
Итоги урока: сегодня на уроке мы с вами изучили новый тип реакции – реакции обмена.
Провели лабораторную работу.
Сформулировали правило, согласно которому протекают реакции обмена между растворами веществ.
Рефлексия: поставьте на вашем маршрутном листе смайлик, который бы отражал ваше отношение к сегодняшнему уроку.
мне все понравилось, я все понял
урок понравился, но я ничего не понял
урок не понравился, я ничего не понял (слайд 14)
Домашнее задание
- обязательное: прочитать §32, задание № 1 на стр. 167 (слайд 15)
Технологическая карта урока
химия в 8 классе
Тема урока: _____________________________________
- Допишите реакции, расставьте коэффициенты, укажите тип реакции.
- Ba + O2→
- Al + HCl→ ... + ...
- CaCO3→
Вставьте пропущенное слово:
1. Реакции, в результате которых из одного сложного вещества образуются два и более новых веществ – это ______________________________
2. Реакции, в результате которых из одного или нескольких исходных веществ образуется одно сложное вещество – это _____________________
Реакции обмена – это
Задание 1: Запишите продукты реакции:
FeCl3 + NaOH =
Лабораторный опыт
Что делали ( уравнение реакции) | Что наблюдали |
Вывод:
Какие из реакций обмена будут протекать до конца?
- BaCl2 + 2AgNO3→Ba(NO3)2 + 2AgCl
- Cu(NO3)2 + NaCl→CuCl2 + NaNO3
- Pb(NO3)2 + K2S→PbS + 2KNO3
4) MgCl2 + K2SO4→MgSO4 + KCL
5) HNO3 + ZnSO4→H2SO4 + Zn(NO3)2
6) 3Ca(NO3)2 +2 H3PO4→Ca3(PO4)2 + 6HNO3
7) Ba(NO3)2 + Na2SO4→BaSO4 + 2NaNO3
Инструкция по выполнению лабораторной работы
- Реакции, протекающие с выпадением осадка
1. Возьмите пробирку
2. В пробирку налейте 1-2 мл раствора нитарата серебра (AgNO3 ) и добавьте 1-2 мл раствора соляной кислоты (HCl).
3. Запишите уравнение реакции.
Что наблюдаете?
- Реакции протекающие с выделением газа.
1. Возьмите вторую пробирку.
2. В пробирку насыпем раствор карбоната натрия (NaHCO3) и прильем 1-2 мл раствора соляной кислоты.
3. Запишите уравнение реакции.
Что наблюдаете?
4.Напишите вывод. ( в каком случае реакции обмена идут до конца?)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Типы химических реакций. Разработка урока по химии 8 класс.
Разработка конспекта урока по химии 8 класс....
конспект урока по химии по теме: "Химические реакции.Реакции разложения"
Методическая разработка данного урока может применяться для работы по прогамме О. С. Габриеляна и Г. Е. Рудзитиса....
Методическая разработка урока химии по теме: "Типы химических реакций.Реакции обмена"
Методическая разработка урока химии по теме: " Типы химических реакций. Реакции обмена" Учитель:Шумаков Дмитрий Алексеевич,МБОУ " Вышне-Дубовецкая ООШ "...
Разработка урока по теме "Типы химических реакций. Реакции обмена.
Урок был проведён на муниципальном этапе конкурса "Учитель года-2013"Скачать разработку урока...
Типы химических реакций. Конспект урока.
Конспект урока в 8 классе посвященный классификации химических реакций, приводится подробное описание хода урока с использованием карточек "Химическое домино": по основным понятиям, в качестве актуали...
"Химические реакции" Разработка урока для 8 класса с учетом требований к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы
Основная цель занятия: изучить химические реакции на основе одного из признаков - выделения или поглощения тепла.Задачи урока: Образовательные: повторить признаки физических явлений , способы ра...
Признаки химических реакций. Конспект урока
Урок по технологии педагогических мастерских...