| Название этапа урока
| Задача, которая должна быть решена (в рамках достижения планируемых результатов урока) | Формы организации деятельности учащихся | Действия учителя по организации деятельности учащихся | Действия учащихся (предметные, познавательные), регулятивные) | Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов урока
| Диагностика достижения планируемых результатов урока |
1 | Организационный момент | Психолого - эмоциональный настрой на урок
| Фронтальная. | -Ребята, послушайте стихотворение и скажите, о какой стране мы будем говорить сегодня на уроке. Волшебная страна, Загадок древних полна. Стоит Великая Стена, Над ней летит большой дракон. И столько населения живёт, Что в жизни и не перечесть. Они — покладистый народ, Привыкли палочками есть.
| Слушают учителя и высказывают предположение | Положительный настрой на урок. Определена страна, о которой пойдет речь: Китай | Устные ответы учащихся |
2 | Актуализация знаний | Переход к изучению новой темы, целеполагание
| Фронтальная. | Сегодня мы поговорим о китайском философе Конфуции, жившем пять веков до нашей эры. (Фото на слайде). Сейчас этому мудрецу поставили много памятников во всем мире в том числе и в Китае – Родине мудреца, у нас в России. О чем мы будем говорить сегодня на уроке? Тема нашего урока «Чему учил китайский мудрец Конфуций». В ходе урока мы должны решить проблему: Чему учил китайский мудрец Конфуций? Можно ли в современном мире жить по учению Конфуция? | Коммуникативные: высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем.
Учащиеся включаются в процесс целеполагания. | Определена тема урока, поставлены цель и задачи. | Устные ответы учащихся |
3 | Изучение нового материала А) Самостоятельная работа с текстами учебника | Познакомить с основными природно – географическими характеристиками и достопримечательностями Древнего Китая
Выяснить и сформулировать основные идеи учения Конфуция в группах
| Фронтальная, групповая.
| А) Учитель дает инструктаж по работе с учебником. Раздает задания для групп. Задание для первой группы. Внимательно прочитайте все задания от первого до шестого! 1. Прочитайте пункт 1. «Страна, где жили китайцы» на с. 100. 2. Вставьте слова вместо пропусков. Китай расположен в Восточной ____ . Главные реки Китая __ и __ . В первом тысячелетии до н. э. китайцы расселились по всей Великой ___ ___. Знаменитым китайским мудрецом был __ . 3. Найдите на карте в учебнике с. 101 Великую Китайскую равнину и реки Янцзы и Хуанхэ. 4. Составьте рассказ о Китае – родине Конфуция. 5. Прочитайте в учебнике о жизни Конфуция и подготовьте рассказ 6. Подготовьте отвечающего (их может быть несколько). Задание для второй группы. Внимательно прочитайте все задания от первого до четвертого! 1. Прочитайте пункт 2 «Высшая добродетель – уважение к старшим» на с. 100 – 102. 2. Вставьте вместо пропусков. В семье дети должны оказывать знаки уважения ………….. . Младшие братья должны оказывать знаки …….. старшим. Старшим следует относиться к младшим с ……… вниманием и………. . Лучшей похвалой было сравнение человека с …….. ……… . Конфуций утверждал, что высшая добродетель - это уважение к …….. . 3. Используя толковый словарь, объясните, что означает слово добродетель и кратко запишите ответ: Добродетель - это …………………… . 4. Подготовьте отвечающего. Задание для третьей группы. Внимательно прочитайте все задания от первого до пятого! П. 3 Мудрость и знания старинных книг Слушает пересказ и дополняет рассказ о письменности и обучении в Китае. 1.Способ изучения книг |
| 2. Знаки письма |
| 3.Материал для письма |
| 4.Форма книги |
| 5.Степень трудности овладения грамотой |
|
Прочитайте пункт 4 «Как должны вести себя учтивые китайцы» на с. 102 – 103, до слов «Конфуций учил, что не только в семье……) 2. Обсудите в группе, как должен вести себя воспитанный житель Китая. 3. Продолжите перечень. Правила поведения воспитанного китайца. Воспитанный китаец а) входя в дом, снимает туфли; б)………………………………………… ; в) …………………; г) ………………….. .
| Познавательные: овладевают навыками смыслового чтения. Коммуникативные: готовят сообщения, используя информацию, полученную из учебника; высказывают свое мнение Регулятивные: принимают учебную задачу, планируют ее самостоятельное выполнение | На основе работы с текстами учебника в группах осуществлен поиск, анализ и систематизация информации. Подготовленные выступления от групп.
| Наблюдение. Самоконтроль, взаимоконтроль.
|
| Б) Выступления групп | Обобщить и систематизировать знания по теме, проверить сформированность умений: смысловое чтение, решение познавательных задач, составлять рассказ и делать сообщения | Фронтальная, групповая. | Учитель комментирует выступления учащихся, задает вопросы, делает акцент на главном. | Коммуникативные: презентуют сообщения и рассказ от группы, используя информацию, полученную из текстов учебника; высказывают свое мнение
| От каждой группы выступили подготовленные учащиеся с результатами выполнения заданий по тексту. | Устные сообщения учащихся. Наблюдение. Взаимооценка.
|
| В) Рассказ учителя | Познакомить с особенностями взаимоотношений с государством | Фронтальная. | Учитель рассказывает об отношениях в государстве, согласно учению Конфуция | Коммуникативные: слушают рассказ учителя; высказывают свое мнение, вступают в диалог
| Определены основные идеи Конфуция о государстве | Беседа с учащимися |
4 | Первичное закрепление изученного
А) Составление кластера | Систематизировать знания по теме, отработка умений по выделению главного и обобщению изученного | Фронтальная. Работа в группах. | Учитель предлагает учащимся по группам выбрать основные положения учения Конфуция и составить кластер. - Из предложенного списка выберите те, высказывания Конфуция, которые характеризуют: 1 группа - отношения в семье, 2 группа - отношения в государстве, 3 группа - поведение воспитанного китайца, 4 группа - обучение в Китае.
Выделяют из списка:
1. Знать тысячи иероглифов. 2. Знаки уважения старшим. 3. Снимать туфли. 4. Старшим следует относиться к младшим с отеческим вниманием и заботой. 5. Есть с помощью палочек. 6. Собирать волосы в пучок. 7. Наносить иероглифы сверху вниз. 8. Лучшей похвалой было сравнение человека с древним героем. 9. Писать на дощечках из бамбука. 10. Мудрый правитель. 11. Подобно большой семье. 12. Отеческого наставления. Ответ на проблемный вопрос: Чему учил мудрец Конфуций? | Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи. Коммуникативные: умеют работать в группе
| Учащиеся в группах выбирают положения учения Конфуция, затем по очереди прикрепляют выбранные положения к схеме на доске, делают вывод (работа с кластером). | Работа с кластером |
5 | Контроль полученных знаний А) Тестовые задания | Систематизировать знания по теме | Коллективное выполнение тестовых заданий; | Учитель показывает задания на слайде. 1. Материал для письма, который использовали во времена Конфуция 1) бамбук 2) папирус 3) глина 4) береста 2. Великие китайские реки 1) Тигр и Евфрат 2) Янцзы и Хуанхэ 3) Волга и Ока 4) Инд и Ганг 3. Положение учения Конфуция 1) высшая добродетель – уважение к старшим 2) Правитель может жестоко наказывать подданных 3) Благородный человек стремится к выгоде 4) В семье старшие должны пренебрежительно относиться к младшим 4. Знаки китайского письма 1) буквы 2) клинописные знаки 3) иероглифы 4) звуки 5. Вставьте вместо пропусков. Конфуций сравнивал государство с большой …… | Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи.
| Учащиеся выполняют тестовые задания | Работа с тестом |
| Б) контроль знаний | проконтролировать степень усвоения темы | Работа в парах
| Учитель показывает правильные ответы и критерии оценок на слайде | Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи. Коммуникативные: умеют работать в паре Проверяют выполнение теста, оценивают по критериям | Оценена работа по выполнению теста, проведена коррекция полученных знаний | Самоконтроль |
6 | Домашнее задание | Познакомить с домашним заданием | Фронтальная. | Учитель комментирует домашнее задание: Параграф 15, знать положения учения Конфуция. Прочитать документ на с. 103 и ответить на вопросы к нему.
*Задание повышенной сложности: Выписать из дополнительных источников по 3 изречения Конфуция и доказать их актуальность. | Регулятивные: принимают учебную задачу, планируют ее самостоятельное выполнение | Знакомство с домашним заданием | Записи в дневнике |
7 | Подведение итогов | Подвести итоги урока | Фронтальная. | - Чему же учил китайский философ Конфуций? - Можно ли сегодня использовать положения учения Конфуция? Приведите примеры. Учитесь! Ибо жизнь всегда напоминает нам, что любых наших знаний мало. Когда человек перестаёт учиться, он может потерять и то, чему научился раньше. | Коммуникативные: слушают вопросы учителя; высказывают свое мнение, вступают в диалог. | Подведены итоги урока | Устные ответы учащихся |
8 | Рефлексия | Оценить уровень усвоения темы, определить трудности в работе и достижения | Фронтальная, | Выбрать утверждение: - Было знакомо
- Новая информация
- С чем вы не согласны
- Озвучьте вопросы по нашей теме
| Коммуникативные: слушают вопросы учителя; высказывают свое мнение, вступают в диалог.
Регулятивные: принимают учебную задачу, планируют ее самостоятельное выполнение | Учащиеся оценили свою работу на уроке | Устные ответы учащихся |