Конспект урока по химии в 8 классе Тема: «Реакции обмена».
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему
Конспект урока по химии в 8 классе
(автор учебника О.С.Габриелян, базовый уровень)
Тема: «Реакции обмена».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_8_klassa.doc | 60.5 КБ |
prez._8_klass.ppt | 1.11 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 с. Инзер муниципального района
Белорецкий район Республики Башкортостан
Конспект урока по химии в 8 классе
(автор учебника О.С.Габриелян, базовый уровень)
Тема: «Реакции обмена».
Учитель химии
Ахтямова Лейсен Идрисовна
2016-2017 учебный год
Тема урока: Реакции обмена
Цель: Создать условия для формирования знаний об условиях протекания реакций обмена до конца.
Задачи:
Образовательная: изучить реакции обмена, продолжить формирование умения записывать уравнения и предвидеть продукты реакции обмена. Дать понятие об условиях течения реакций между растворами до конца (правило Бертолле). Развивающая: развивать логическое мышление, память, внимание, умение сравнивать и анализировать, умение применять полученные знания при выполнении практических упражнений . Воспитательная: воспитывать трудолюбие, коммуникативные умения, культуру речи и общения, самостоятельность в выборе решения проблемы. Оборудование: проектор, компьютер, интерактивная доска, реактивы: Na2CO3, HCl, CuCl2, KOH, NaOH, H2SO4 |
Ход урока
- Организационный момент: приветствие, проверка явки учащихся.
- Проверка готовности учащихся к уроку: настрой учащихся на работу, доведение до них плана урока.
Сегодня на уроке, мы продолжим изучение типов химических реакций.
Но прежде чем начать работу, мы проверим домашнее задание.
Откройте тетради с домашним заданием.
На дом вам задавали параграф 31, упр 2.
- Давайте проверим, правильно ли вы выполнили упражнение. На доске у нас слайд с правильным ответом. Учащиеся проверяют и отмечают правильность простыми карандашами.
- Актуализация знаний, подготовка к восприятию нового материала.
А сейчас мы проведем самостоятельную работу.
Запишите уравнения следующих реакций, расставьте коэффициенты
1 вариант | 2 вариант |
1. Вода +оксид натрия → гидроксид натрия | 1. Сернистая кислота → вода + оксид серы (IV) |
2. Кальций + соляная кислота → | 2. Алюминий + серная кислота→ |
Слайд с правильными ответами
А теперь обменяйтесь тетрадями и ваш сосед по парте проверит правильность выполнения задания.
Если ошибок нет, то отметка 5
Если 1 ошибка, то отметка 4
Если 2 ошибки, то отметка 3
Тетради для самостоятельных работ положите на край стола, в конце урока сдадите мне.
- Изучение нового материала:
Сегодня на уроке мы с вами продолжим изучение химических реакций и подробно рассмотрим реакции обмена.
Давайте посмотрим на доску.
К какому типу реакций они относятся?
Fe+Cl2=FeCl2
2HgO→2Hg+O2
Fe+CuSO4=FeSO4+Cu
CaCO3 + 2HCl = CaCl2 + H2CO3 Слайд
Реакции обмена - это такие реакции, в результате которых два сложных вещества обмениваются своими составными частями.
AB+CD = AC+BD
А теперь проведем эксперимент. Но сначала мы вспомним правила техники безопасности.
Опыт 1
1. Возьмем пробирку
2. Нальем раствор хлорида меди (II) и добавим раствор гидроксида натрия.
Что наблюдаете?
Выпадает густой синий осадок нерастворимого в воде гидроксида меди (II).
Напишем уравнение реакции.
2NaOH + CuCl2 = Cu(OH)2 ↓+ 2NaCl Слайд
В результате проведенной реакции два сложных вещества ионного строения – щелочь и соль – обменялись своими ионами, т.е. произошла реакция обмена. Выпал осадок – это признак химической реакции?
Опыт 2
А теперь давайте возьмем чистую пробирку нальем раствор хлорида натрия и добавим раствор гидроксида калия. Что наблюдаете? Никаких признаков реакции не будет – реакция не идет.
NaCl + KOH = NaOH+KCL
Опыт 3
Проведем следующий эксперимент раствор щелочи и добавим несколько капель фенолфталеина.
Что мы наблюдаем?
Содержимое пробирки окрасилось в малиновый цвет, что свидетельствует о щелочной среде раствора. Если же теперь к содержимому пробирки прилить немного раствора кислоты, окраска исчезнет, раствор обесцветится, что является признаком химической реакции.
Обратите внимание, взаимодействуют два сложных вещества: щелочь, состоящая из ионов металла и гидроксид - ионов и кислота – молекулярное соединение, которое в растворе образует ионы водорода и кислотного остатка. В итоге образуются два новых сложных вещества: ионное соединение – соль и молекулярное – вода.
В каждом из двух взаимодействующих растворов была своя среда, соответственно щелочная и кислотная. В результате реакции среда стала нейтральной. Поэтому
Реакции нейтрализации – это реакции обмена между кислотами и щелочами.
KOH+ H2SO4 = K2SO4 + H2O
Опыт 4
В пробирку нальем раствор карбоната натрия и прильем раствор кислоты. Что мы наблюдаем?
В результате реакции выделяется газ, напишем уравнение реакции.
Na2CO3 + 2HCl = 2NaCl + H2CO3 слайд
А где же газ?
Угольная кислота – непрочное соединение, которое распадается на углекислый газ и воду:
H2CO3 = H2O + CO2↑
Поэтому уравнение реакции следует записать так:
Na2CO3 + 2HNO3 = 2NaNO3 + H2O + CO2↑слайд
На основе сделанных опытов сформулируем правило, согласно которому протекают реакции обмена между растворами веществ.
Реакции обмена, протекающие в растворах, идут до конца только в том случае, если в результате их образуется осадок, газ или вода. слайд
Стих – слайд
Если выделится газ - Это раз;
И получится вода - Это два;
А еще - нерастворимый
Осаждается продукт…
"Есть осадок" - говорим мы.
Это третий важный пункт.
Химик правила обмена
Не забудет никогда:
В результате - непременно
Будет газ или вода,
Выпадет осадок - Вот тогда - порядок!
Какие из реакций обмена будут протекать до конца?
BaCl2 + 2AgNO3→Ba(NO3)2+2AgCl↓
Cu(NO3)2 + NaCl→CuCl2+NaNO3
Pb(NO3)2 + K2S→PbS↓+2KNO3
А чтобы узнать какие реакции будут протекать до конца, мы воспользуемся таблицей растворимости гидроксидов и солей в воде.
Итоги урока: сегодня на уроке мы с вами изучили – реакции обмена.
Провели лабораторную работу.Сформулировали правило, согласно которому протекают реакции обмена между растворами веществ.
Домашнее задание
- обязательное: прочитать §32, задание № 1 на стр. 167;
- дополнительное: задание № 2 на стр. 168.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Упражнение 2: Запишите уравнения следующих реакций замещения: Ответы: 4Li + O 2 →2Li 2 O Б)оксид железа( III) + водород → ….. Ответ: Fe2O3 + 3H2 →3H2O + 2Fe
1 вариант 2 вариант 1. Вода +оксид натрия → гидроксид натрия 1. Сернистая кислота → вода + оксид серы ( IV ) 2. Кальций + соляная кислота → 2. Алюминий + серная кислота→
1 вариант H2O + Na2O = 2NaOH Ca+ 2 HCl = CaCl2 + H2 2 вариант 1. H 2SO3 = H2O + SO 2 2. 2 Al + H 2SO4 → Al 2(SO4) 3+H 2
Нет ошибок – отметка «5» 1 ошибка – отметка «4» 2 ошибки – отметка «3»
Определите типы реакций : Fe+Cl 2 =FeCl 2 2HgO = 2Hg+O 2 Fe+CuSO 4 =FeSO 4 +Cu CaCO 3 + 2HCl = CaCl 2 + H 2 CO 3
Узнать суть реакции обмена, условиях течения реакций между растворами до конца
Реакции обмена - это такие реакции, в результате которых два сложных вещества обмениваются своими составными частями. AB + CD = A C + B D
2 NaOH + CuCl 2 = Cu ( OH ) 2 ↓+ 2 NaCl
Реакции нейтрализации – это реакции обмена между кислотами и щелочами. NaOH + HCl → KOH + H 2 SO 4 →
NaOH + HCl = NaCl +HOH (H 2 O) 2KOH + H 2 SO 4 = K 2 SO 4 + 2HOH (2H 2 O)
H 2 CO 3 = H 2 O + CO 2 ↑ Поэтому уравнение реакции следует записать так: Na2CO3 + 2HCl =2NaCl+H2O+CO2↑
Реакции обмена, протекающие в растворах, идут до конца только в том случае, если в результате их образуется осадок, газ или вода
Если к раствору хлорида натрия прилить раствор гидроксида калия, то никаких признаков реакции не будет – реакция не идет, так как в результате ее не образуется ни осадка, ни газа, ни воды: NaCl + KOH = NaOH+KCL
Какие из реакций обмена будут протекать до конца? BaCl2 + AgNO3→ Cu(NO3)2 + NaCl→ Pb(NO3)2 + K2S→
сегодня на уроке мы с вами изучили реакции обмена. Провели лабораторную работу. Сформулировали правило, согласно которому протекают реакции обмена между растворами веществ.
обязательное: прочитать §32, задание № 1 на стр. 167; дополнительное: задание № 2 на стр. 168;
Спасибо за внимание!!!
Литература: Габриелян О.С. химия 8 класс. – М.: Дрофа, 2011
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока химии по теме: "Типы химических реакций.Реакции обмена"
Методическая разработка урока химии по теме: " Типы химических реакций. Реакции обмена" Учитель:Шумаков Дмитрий Алексеевич,МБОУ " Вышне-Дубовецкая ООШ "...
Урок химии по теме: "Реакции обмена"
Урок химии в 8 классе по теме: "Реакции обмена"...
Разработка открытого урока по химии в 8 классе по теме "Реакции обмена"
тип урока: урок изучения нового материала.Цели урока:Образовательная.В результате урока ученики узнают:что такое реакция обмена;как отличить реакцию обмена от других химических реакций;что такое реакц...
Конспект урока по химии в 8 классе на тему: «Реакции обмена»
Конспект урока по химии в 8 классе на тему:«Реакции обмена»...
Открытый урок по химии "Условия протекания реакций обмена между электролитами до конца в свете ионных представлений"
Урок погружения в тему. Урок демонстрационного типа. Обобщение и систематизация знаний по теме....
Открытый урок по химии "Условия протекания реакций обмена между электролитами до конца в свете ионных представлений"
Урок погружения в тему. Урок демонстрационного типа. Обобщение и систематизация знаний по теме....
Технологическая карта к уроку химии по теме "Реакции обмена"
Технологическая карта к уроку химии по теме "Реакции обмена"...