Автотрофный тип обмена веществ. Конспект урока.
план-конспект урока по биологии (10 класс) на тему
План-конспект урока по теме: "Автотрофный тип обмена веществ". 10 класс. Профильный уровень.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka._avtotrofnyy_tip_obmena_veshchestv.doc | 635 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
ФИО (полностью) | Селезнева Елена Васильевна | |
Место работы | МОУ Лицей №9 | |
Должность | учитель | |
Предмет | биология | |
Класс | 10 А (профильный уровень) | |
Тема и номер урока в теме | Автотрофный тип обмена веществ. Урок 6 | |
Базовый учебник | В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова Биология. Общая биология. 10 кл. М.: Дрофа, 2014 |
- Цель урока: продолжить формирование знаний о фотосинтезе, как об одном из способов автотрофного питания организмов.
- Задачи:научить выявлять причинно-следственные связи, лежащие в основе процесса фотосинтеза и составлящие сущность его световой и темновой фаз;
расширить знания учащихся об этих фазах;
научить сравнивать фазы между собой;
уметь самостоятельно составлять схемы-конспекты.
Предметные результаты:
Знать: что такое фотосинтез и его 2 фазы;
значение фотосинтеза для исторического процесса формирования биосферы;
работы русского ученого К, А, Тимирязев;
знать терминологию( фотолиз, хлорофилл, АТФ, НАДФ, автотрофы и гетеротрофы, тилакоиды, граны, строма.
Уметь: объяснять процесс фотосинтеза и его фазы;
составлять схемы;
иллюстрировать ответ рисунками;
распознавать данный процесс по описанию и рисункам;
решать простейшие задачи;
составлять синквейны;
работать с микроскопом.
Метапредметные результаты: работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;
составлять конспект параграфа; разрабатывать план-конспект темы, используя различные источники информации;
пользоваться поисковыми системами Интернета;
представлять изученный материал, используя возможности компьютерных технологий.
- Тип урока: изучения и первичного закрепления новых знаний.
- Формы работы учащихся: фронтальный с элементами самостоятельной деятельности; групповая, индивидуальная.
- Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран. телевизор,DVD.
Дидактические средства: учебник, карточки-задания, распечатка схем, таблица, презентация, видиокассета.
6. Структура и ход урока:
I. Орг. момент. Актуализация знаний (по материалу 9 класса) (4 мин.)
- Установите соответствие между особенностями обмена веществ и организмами, для которых эти особенности характерны.
Особенности обмена веществ | Организмы |
А) использование энергии солнечного света для синтеза АТФ. Б) использование энергии, заключенной в пище, для синтеза АТФ. В) использование только готовых органических веществ. Г) синтез органических веществ из неорганических. Д) выделение кислорода в процессе обмена веществ. | 1) автотрофы; 2) гетеротрофы. |
А | Б | В | Г | Д |
1 | 2 | 2 | 1 | 1 |
- Вспомните процесс хемосинтеза(3 мин.)
Учащиеся: Хемосинтез осуществляют бактерии, которые используют в качестве источника углерода СО2, а Е получают за счет Е окислительно-восстановительных реакций. Хемосинтез открыл С.Н. Виноградский в 1889–1890 гг.
Хемосинтез осуществляют:
1. Бесцветные серобактерии. Обитают в водоемах, содержащих сероводород.
2H2S + O2→2H2O +2S+E
2S + 3O2+ 2H2O →2H2SO4+ E
2. Нитрифицирующие бактерии. Осуществляют круговорот азота в природе, нитрификацию почв.
2NH3+ 3O2→ 2HNO2 + 2H2O +E Nitrosomonas
2 HNO2+ O2 → 2HNO3 +E Nitrobacter
3. Железобактерии. Образуют руды железа (также образуются и руды марганца).
4FeCO3 + O2 + 6H2O → 4Fe(OH)3 + 4CO2 +E
4. Водородные бактерии окисляют водород, образующийся при анаэробном разложении органических остатков
2H2+ O2 → 2H2O + E Pseudomonas
II. Изучение нового материала (19 мин.).
1. Основные вопросы теории
Фотосинтез
Фотосинтез – процесс преобразования Е солнечного света в Е химических связей органических веществ клетками зеленых растений, некоторых бактерий, содержащих пигменты.
Фотосинтетическими пигментами являются:
- Хлорофилл (а-d) – зеленый, поглощает красную и сине-фиолетовую часть спектра.
- Бактериохлорофилл (а-е) – бледно-синий.
- Каротиноиды: каротин – оранжевый, ксантофилл – желтый; поглощают сине-фиолетовую часть спектра.
- Фикобилины: фикоциан – сине-фиолетовый, фикоэритрин – фиолетово-красный; поглощают зеленую часть спектра.
Фотосинтез – создание на свету из СО2 и Н2О органических веществ с помощью хлорофилла, при этом в атмосферу выделяется О2
hν | ||||||||||
6СО2 | + | 6Н2О | → | С6Н12О6 | + | 6О2↑ | ||||
хлорофилл | глюкоза | |||||||||
или | ||||||||||
hν | ||||||||||
СО2 | + | Н2О | → | [СН2О] | + | О2↑ | ||||
хлорофилл | органические вещества | |||||||||
↓ | ↓ | |||||||||
световая фаза | темновая фаза | |||||||||
в тилакоидах гран хлоропласта | в строме хлоропласта |
(Видеофрагмент «Строение хлоропласта».)
Световая фаза
нециклический путь ē (нециклическое фотофосфорилирование).
циклический путь ē (циклическое фотофосфорилирование).
Кванты света (hν) поглощаются фотосистемой I, возбужденные светом ē выбрасываются из реакционного центра Р700 и по цепи переносчиков ē (Р430, ферредоксин, редуктаза ферредоксина) переносятся на НАДФ+, восстанавливая в НАДФН.
Возникшая при этом в реакционном центре Р700 «дырка» заполняется ē, который возбуждается светом в фотосистеме II, в ее реакционном центре Р680. Этот ē перемещается по цепи переносчиков (Z, пластохинон, цитохромы, пластоцианин) и заполняет «дырку» в фотосистеме I. По пути «вниз» этот богатый Е ē расходует ее на синтез АТФ из АДФ и Ф (фотофосфорилирование).
«Дырка», возникшая в фотосистеме II, заполняется ē, которые образуются в результате фотолиза воды
hν
2Н2О → 4Н++4ē + О2↑
Таким образом, энергия света обеспечивает:
1. Синтез АТФ.
2. Восстановление НАДФ + в НАДФН.
3. Фотолиз воды, который поставляет ē для фотосистем I и II.
4. Фотолиз воды ведет к образованию О2, который при фотосинтезе не используется.
В данном случае рассматривается нециклическое фотофосфорилирование.
Темновая фаза
В строму хлоропласта поступают из световой фазы НАДФН, АТФ и из атмосферы СО2, протекает цикл Кальвина, в результате синтезируется глюкоза:
1. Карбоксилирование – присоединение СО2 к 5С РиБФ с образованием ФГК.
2. Восстановление ФГК до ТФ с использованием НАДФН и АТФ. Из 2 ТФ образуется конечный продукт – глюкоза.
3. Регенерация акцептора для СО2 – РиБФ.
Фотосинтез у прокариот
Особенностями бактериального фотосинтеза являются:
- Не выделяется О2, нет фотолиза воды.
- Донор Н – Н2, Н2S, органические соединения.
- Нет фотосистемы II, только фотосистема I.
- Главный пигмент – бактериохлорофилл.
Фотосинтезирующими бактериями являются:
- зеленые серобактерии, пурпурные серобактерии (донор Н и ē – Н2S);
- пурпурные несерные бактерии (донор Н – органические соединения).
У сине-зеленых водорослей фотосинтез протекает, как у эукариот, только у них (сине-зеленых водорослей) нет хлоропластов, поэтому он происходит на фотосинтетических мембранах по всей цитоплазме. ( со слайдов составляется конспект, проговаривается).
III. Закрепление пройденного материала.
1. Тесты с выбором одного правильного ответа (4 мин.)
1. Какой из перечисленных ниже процессов характерен для всех живых организмов?
а) хемосинтез;
б) фотосинтез;
в) обмен веществ и энергии;
г) спиртовое брожение.
2. Метаболизм в клетке состоит из процессов:
а) возбуждения и торможения;
б) пластического и энергетического обмена;
в) роста и развития;
г) транспорта гормонов и витаминов.
3. В обеспечении организма строительным материалом состоит значение:
а) энергетического обмена;
б) пластического обмена;
в) световой фазы фотосинтеза;
г) окисления органических веществ.
4. При нарушении пластического обмена прекращается снабжение клетки:
а) белками;
б) молекулами АТФ;
в) энергией;
г) кислородом.
5. Реакции окисления органических веществ в клетке, сопровождаемые синтезом молекул АТФ, за счет освобождаемой энергии называют:
а) энергетическим обменом;
б) пластическим обменом;
в) фотосинтезом;
г) хемосинтезом.
6. Кроме растений, к автотрофным организмам относят:
а) грибы-сапротрофы;
б) бактерии гниения;
в) хемосинтезирующие бактерии;
г) шляпочные грибы.
7. Животные не создают органические вещества из неорганических, поэтому их относят к:
а) автотрофам;
б) гетеротрофам;
в) прокариотам;
г) хемотрофам.
8. Растения, в отличие от животных, в процессе питания не используют:
а) энергию солнечного света;
б) готовые органические вещества;
в) углекислый газ и воду;
г) минеральные соли.
9. Хемосинтезирующие бактерии в экосистеме:
а) потребляют готовые органические вещества;
б) разлагают органические вещества до минеральных;
в) разлагают минеральные вещества;
г) создают органические вещества из неорганических.
10. К какой группе по способу питания относят бактерию дизентерийную палочку?
а) сапротрофы;
б) паразиты;
в) симбионты;
г) автотрофы.
11. Исходным материалом для фотосинтеза служат:
а) кислород и углекислый газ;
б) вода и кислород;
в) углекислый газ и вода;
г) углеводы.
Ответ: 1-в, 2-б, 3-б, 4-а, 5-а, 6-в, 7-б, 8-б, 9-г, 10-б,11-в.
2.Составьте синквейны(4 мин.) (сначала индивидуально, в группе 2 человека, в группе 4 человека)
Пример:
- фотосинтез (название)
- глобальный, необходимый (2 прилагательных)
- протекает, накапливает, обладает (3 глагола)
- образование органических веществ в хлоропластах листьев из неорганических веществ на свету (фраза или определение)
- процесс (существительное).
Лучший синквейн четверка зачитывает.
IV. Задание на дом (2 мин.): п. 17, по желанию: создайте свою презентацию, нарисуйте рисунок, напишите стихотворение и т.д.
V. Рефлексия урока. Подведение итогов урока(3 мин.). Спасибо за работу!
Используемая литература:
- Биология. Общая биология. 10 кл. В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова. - М.: Дрофа, 2014.
- Биология.Общая биология.10-11 классы:учеб. для общеобразоват. учреждений: профил. уровень:в 2 ч., /под ред. В.К. Шумного и Г.М. Дымшица; Рос. акад.наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение».-М.: Просвещение, 2008.
- Биология: пособие для поступающих в вузы /Под ред.чл.-корр. РАО Н.В. Чебышева.-М., 1999.
4. Биология. Интерактивные дидактические материалы. 6-11 классы. Методическое пособие с электронным интерактивным приложением /О.Л. Ващенко. -2-е изд., стереотип. – М.: Планета, 2014.
4.Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология: справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. –М.: АСТ_ПРЕСС ШКОЛА, 2006.
5.Грин Н., Стаут., Тейлор Д. Биология. 2 том.-М.: Мир,1990.
6. Кулев А.В.Общая биология. 11 класс: Метод. пособие._СПб.: «Паритет», 2001.
7.Пикеринг В.Р. Биология: Школьный курс в 120 таблицах. /Пер. с англ – М.: «АСТ_ПРЕСС», 1997.
8. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ:2010: Биология /Авт.-сост. Е.А.Никишова, С.П.Шаталова.-М.: АСТ: Астрель, 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока химии "Реакции ионного обмена" для учеников 9 класса
План-конспект урока по химии на тему "Реакции ионного обмена" соствлен для учеников 9 класса. Тип урока - изучение нового материала. На этапе актуализации знаний ребята кодируют учебный...
Конспект урока по химии в 8 классе на тему: «Реакции обмена»
Конспект урока по химии в 8 классе на тему:«Реакции обмена»...
Учебное занятие: "Пластический и энергетический обмен – две стороны единого процесса обмена веществ и энергии. Правильное питание"
Я предлагаю занятие, на котором старшеклассники учатся применять знания, полученные на уроках по биологии. Тема правильного питания является востребованной в наши дни, поэтому ребята с удовольствием г...
Конспект урока по химии в 8 классе Тема: «Реакции обмена».
Конспект урока по химии в 8 классе(автор учебника О.С.Габриелян, базовый уровень) Тема: «Реакции обмена»....
"Реакции обмена" конспект урока
Конспект урока химия 8 класс " Реакции обмена"...
Конспект урока "Чему учил китайский мудрец Конфуций история 5 класс (открытый урок в рамках обмена опытом на школьном метод объединении учителей истории и обществознания декабрь 2020 года
Обмен опытом на школьном метод объединении учителей истории в рамках недели по формированию функциональной грамотности на уроках истории и обществознания декабрь 2020...
https://cloud.mail.ru/public/RgHJ/iR1SB84ee ЭОР по теме: «Патология обмена веществ. Дистрофии» автор Полянская Е.И.
Электронный образовательный ресурс включает: конспект лекции, презентационный материал , контрольно-оценочные материалы, учебно-методическиую карту практического занятия. Предназначен для изучения дис...