План-конспект урока химии "Реакции ионного обмена" для учеников 9 класса
методическая разработка по химии (9 класс) на тему
План-конспект урока по химии на тему "Реакции ионного обмена" соствлен для учеников 9 класса. Тип урока - изучение нового материала. На этапе актуализации знаний ребята кодируют учебный материал в опорный конспект. Изложение нового учебного материала и закрепление происходит с использованием системно-деятельностного метода
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_na_konkurs.docx | 155.19 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ открытого урока по химии,
составленного на основе системно-деятельностного подхода с применением технологии В.Ф. Шаталова для учеников 9 класса с целью профориентационной работы
Тема: Реакции ионного обмена
Цель: Ознакомить учащихся с реакциями ионного обмена и условиями их протекания
Задачи:
Обучающие:
- Формирование знаний об обратимых и необратимых реакциях.
- Формирование представления о реакциях ионного обмена между растворами электролитов.
- Формирование знаний об условиях протекания реакций ионного обмена
- Формирование умений составления полных и сокращенных ионных уравнений
- Закрепление навыков составления полных и сокращенных ионных уравнений
Развивающие:
- Развитие интеллектуальных умений (для составления опорных конспектов путем анализа и синтеза приобретенных знаний)
- Повышение уровня владения устной речью
- Развитие коммуникативных умений (для участия в дискуссии)
- Закрепление приемов обращения с лабораторным оборудованием и соблюдение техники безопасности в кабинете химии
Воспитывающие:
- Обучение взаимоконтролю
- Повышение интереса к изучаемому предмету и выбранной профессии
- Создание эмоционального настроя, активирование творческой деятельности учащихся
Оборудование: набор реактивов для демонстрации реакций, программа деятельности «Составление ионных уравнений реакций», опорные конспекты «Классификация неорганических веществ», «Классы неорганических веществ», таблица Д.И. Менделеева, таблица растворимости
Технологии – 1) Интенсификация обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала; 2) Системно-деятельностный метод; 3) Педагогика сотрудничества.
Эпиграф к уроку –
Электролитическая диссоциация
оказалась применимой и полезной
во всех областях современной науки
Сванте Аррениус
Ход урока
- Организационный момент
Здравствуйте ребята. Работать будем следующим образом: Систематизация знаний, контроль домашнего задания, изучение новой темы с последующим закреплением. Отсутствующих отметим в конце урока.
- Актуализация и систематизация знаний
(Составление опорного конспекта)
Любые накопленные знания требуют их систематизации. Учебный материал, факты, большой объем информации можно зашифровать в опорный конспект.
Преподаватель: Что является объектом изучения химии?
Учащиеся: Вещества
Преподаватель: Только ли вещества изучает химия?
Учащиеся: Свойства, состав и строение
Преподаватель: Как классифицируются вещества?
Учащиеся: Простые и сложные (Вписывают в опорный конспект)
Преподаватель: Как классифицируются простые вещества?
Учащиеся: Металлы и неметаллы (Вписывают в опорный конспект)
Преподаватель: Как классифицируются сложные вещества?
Учащиеся: Оксиды, кислоты, основания, соли (Вписывают в опорный конспект)
Преподаватель: По какому принципу происходит деление на металлы и неметаллы?
Учащиеся: Потому что одни из них имеют металлический блеск, ковки, тепло- и электропроводны, а другие не обладают этими физическими свойствами. Металлы являются проводниками первого рода (носитель заряда – электрон).
Преподаватель: Электрической проводимостью обладают не только металлы, но и растворы, и расплавы многих сложных веществ. Как называются такие вещества?
Учащиеся: Электролиты (Вписывают в опорный конспект)
Преподаватель: «Литос»- растворенный. Это проводники второго рода (носитель заряда – ион). Какие вещества являются электролитами?
Учащиеся: Кислоты, основания и соли
Преподаватель: Какие вещества называются неэлектролитами и что к ним относится?
Учащиеся: Это вещества, растворы и расплавы которых не проводят электрический ток. (Вписывают в опорный конспект) Простые вещества и оксиды.
Преподаватель: Как называется процесс распада электролита на ионы?
Учащиеся: Электролитическая диссоциация
Преподаватель: Дайте определения терминам кислота, основание и соль с точки зрения ТЭД (если на это останется время)
Учащиеся: отвечают по желанию с места
Преподаватель: В домашнем задании (Упр. 2 на стр. 68) необходимо было написать уравнения диссоциации веществ
- Контроль домашнего задания
(взаимоконтроль)
Учащиеся обмениваются тетрадями. 3 человека воспроизводят уравнения на доске по 1 веществу – кислота, основание и соль. Остальные проверяют друг у друга только эти 3 вещества и выставляют оценки по критерию:
Решено верно 1 уравнение – «3»
Решено верно 2 уравнения – «4»
Решено верно 3 уравнения – «5»
Оценки учитель выставит после собственной проверки, оценивая при этом объективность уже поставленной оценки. Тетради собрать в конце урока.
- Изучение нового материала
Мы систематизировали наши знания о веществах. Вещества характеризуются не только физическими свойствами, но и химическими.
Преподаватель: Что называют химическими свойствами?
Учащиеся: Способность реагировать между собой, вступать в химические реакции
Преподаватель: Реакция (лат.) «ре» - против; «акцио» - действие. Это действие в ответ на какое-либо воздействие. Какие вы знаете признаки химической реакции?
Учащиеся: появление газа, осадка, запаха, изменение цвета, образование теплоты
Преподаватель: Какие вы знаете типы химических реакций?
Учащиеся: Соединения, разложения, обмена, замещения
Преподаватель: Сегодня мы продолжим изучение типов реакции и углубим свои знания. Согласно теории электролитической диссоциации все реакции в водных растворах электролитов являются реакциями между ионами. Тема урока – реакции ионного обмена (Учитель записывает на доске)
Реакции ионного обмена – это реакции, протекающие между ионами в растворах электролитов (Запись определения в тетрадь)
Преподаватель на доске, учащиеся в тетради записывают мини-схему:
Реакции ионного обмена | |
Необратимые (протекают до конца) | Обратимые (не протекают до конца) |
1.Образуется осадок ↓ | Продукты реакции хорошо растворимы в воде и не уходят из сферы реакции |
2.Выделяется газ ↑ | |
3.Образуется малодиссоциирующее вещество, например вода (Н2О) |
Объяснение учителя сопровождается очень быстрой демонстрацией реакции без записей уравнения.
Преподаватель: Реакции ионного обмена имеют большое значение в любой отрасли. И не случайно эпиграфом к уроку взяты слова основоположника теории электролитической диссоциации С. Аррениуса. (Учитель обращает внимание на эпиграф).
- В сельском хозяйстве (процессы, происходящие в почве – это ионнообменные взаимодействия веществ)
- В пищевой отрасли (Для выпекания тортов и бисквитов используют соду, гашеную уксусом)
- В полиграфическом производстве тоже используются реакции ионного обмена. Они записаны на листах. (Учитель обращает внимание листы).
Химические реакции, используемые в полиграфическом производстве
Уравнение | Применение | |
1 | ВаCl2+H2SO4→BaSO4↓+2HCl | Бариевые белила. Приготовление пигментов и красок |
2 | ВаCl2+К2CrO4→ ВаCrO4+2КCl | Приготовление желтого пигмента |
3 | AgNO3+KBr→AgBr↓+KNO3 | В фотографии при изготовлении светочувствительной пленки |
4 | AgNO3+NaCl→AgCl↓+NaNO3 | Применение в фотографическом процессе солей серебра. Пропитка листа бумаги AgNO3 и погружение его в раствор NaCl. На бумаге протекает данная обменная реакция |
5 | AlCl3+3NaOH→Al(OH)3↓+3NaCl | Приготовление прозрачного пигмента |
6 | 2Al+6HCl→2AlCl3+3H2↑ | Алюминий применяют для изготовления офсетных форм позитивным копированием |
7 | ZnCO3+H2SO4→ZnSO4+H2O+CO2↑ | Изготовление печатных форм |
8 | ZnCO3+2HCl→ ZnCl2+H2O+CO2↑ | Приготовление копирующего слоя |
Необратимые реакции записывают в ионном виде. Для этого нам нужна программа деятельности, памятка, таблица растворимости и опорный конспект, выданный ранее. (Учитель показывает материалы к уроку. Они лежат на столах).
Работа по программе деятельности
Учитель на примере реакций, используемых в полиграфическом производстве, объясняет составление реакций ионного обмена. Объяснение сопровождает демонстрацией реакций.
ПРОГРАММА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Составление ионных уравнений реакций»
Программа деятельности | Пример |
1. А) Записать молекулярное уравнение реакции (смотри опорный конспект). Б) Определить растворимость каждого вещества (смотри таблицу растворимости) | |
2. А) Составить полное ионное уравнение реакции (смотри памятку). Б) Найти одинаковые ионы и сократить их в правой и левой части | |
3.Составить сокращенное ионное уравнение реакции | |
Проверка: Сумма электрических зарядов ионов в левой части уравнения должна быть равна сумме электрических зарядов ионов в правой части |
Таблица растворимости – специальная таблица, по которой судят о растворимости веществ в воде. Составлена химиками на основании опытов. (Объясняет, как пользоваться таблицей растворимости)
ПАМЯТКА При составлении ионных уравнений реакций НЕЛЬЗЯ записывать в виде ионов:
|
- Закрепление
Один учащийся у доски осуществляет практически реакцию и записывает уравнение в ионном виде. Остальные записывают в тетради. Учитель направляет, проверяет:
ВаCl2+К2CrO4→ ВаCrO4+2КCl |
AgNO3+KBr→AgBr↓+KNO3 |
AgNO3+NaCl→AgCl↓+NaNO3 |
AlCl3+3NaOH→Al(OH)3↓+3NaCl |
2Al+6HCl→2AlCl3+3H2↑ |
ZnCO3+H2SO4→ZnSO4+H2O+CO2↑ |
ZnCO3+2HCl→ ZnCl2+H2O+CO2↑ |
- Заключительный этап урока
Подведение итогов. Сбор тетрадей с домашним заданием
Домашнее задание
§ 17. Упр. 2 стр. 74.
Приложение 1
РЕАКЦИИ ИОННОГО ОБМЕНА
ПАМЯТКА При составлении ионных уравнений реакций НЕЛЬЗЯ записывать в виде ионов:
|
ПРОГРАММА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Составление ионных уравнений реакций»
Программа деятельности | Пример |
1. А) Записать молекулярное уравнение реакции (смотри опорный конспект). Б) Определить растворимость каждого вещества (смотри таблицу растворимости) | |
2. А) Составить полное ионное уравнение реакции (смотри памятку). Б) Найти одинаковые ионы и сократить их в правой и левой части | |
3.Составить сокращенное ионное уравнение реакции | |
Проверка: Сумма электрических зарядов ионов в левой части уравнения должна быть равна сумме электрических зарядов ионов в правой части |
Химические реакции, используемые в полиграфическом производстве
Уравнение | Применение | |
1 | ВаCl2+H2SO4→BaSO4↓+2HCl | Бариевые белила. Приготовление пигментов и красок |
2 | ВаCl2+К2CrO4→ ВаCrO4+2КCl | Приготовление желтого пигмента |
3 | AgNO3+KBr→AgBr↓+KNO3 | В фотографии при изготовлении светочувствительной пленки |
4 | AgNO3+NaCl→AgCl↓+NaNO3 | Применение в фотографическом процессе солей серебра. Пропитка листа бумаги AgNO3 и погружение его в раствор NaCl. На бумаге протекает данная обменная реакция |
5 | AlCl3+3NaOH→Al(OH)3↓+3NaCl | Приготовление прозрачного пигмента |
6 | 2Al+6HCl→2AlCl3+3H2↑ | Алюминий применяют для изготовления офсетных форм позитивным копированием |
7 | ZnCO3+H2SO4→ZnSO4+H2O+CO2↑ | Изготовление печатных форм |
8 | ZnCO3+2HCl→ ZnCl2+H2O+CO2↑ | Приготовление копирующего слоя |
Приложение 2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект открытого урока "Музыка осени" в 1 классе.
Конспект открытого урока в 1 классе "Музыка осени"....
ПЛАН-КОНСПЕКТ открытого урока, работа над полифонией в классе фортепиано ДШИ.
ПЛАН-КОНСПЕКТоткрытого урока педагога Тураевой Е.Н. в классе фортепиано. Место проведения: кабинет музыкиДата проведения: 31.10.2011 г. Тема урока: работа над п...
План-конспект Открытый урок по теме \'\'Путешествие\'\'\' 9 класс
Конспект открытого урока по английскому языку. Тема урока: "Путешествие". ...
План-конспект открытого урока по математике в 5 классе. Тема урока: «Проценты»
Открытый урок в 5 классе по теме «Проценты» Цель : 1.Решение задач на проценты. 2....
План-конспект открытого урока английского языка в 5 классе по учебнику Spotlight-5 Тема урока - “Going shopping”.
План-конспект открытого урока английского языка в 5 классе по учебнику Spotlight-5 Тема урока - “Going shopping”....
План-конспект открытого урока "Портрет в скульптуре" 6 класс с самоанализом урока
Цель: познакомить учащихся с разновидностями портрета в скульптуре, с выразительными возможностями скульптуры....
План-конспект открытого урока английского языка в 5 классе по учебникуSpotlight-5 Тема урока – “Going shopping”.
Цели:1)практические:- развитие лексических навыков по теме «Магазины, покупки»;- практика учащихся в устной речи, чтении (развитие умений ознакомительного и изучающего чтения), аудировании;- развитие ...
Комментарии
Галина Михайловна! Я решила
Галина Михайловна! Я решила Вас поддержать по всем Вашим работам! Удачи в конкурсе!
Я тоже участвую в конкурсе. Надеюсь, что Вам понравятся мои работы, и Вы меня поддержите.