Технологическая карта урока "Водород"
план-конспект урока по химии (9 класс)
Технологическая карта урока химии в 9 классе по теме "Водород". Содержит описание деятельности учителя и учащихся на каждом этапе урока, формируемых УУД и ссылки на слайды презентации,
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_vodorod.docx | 40.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока по теме «Водород» (9 класс).
Цель: создание условий для формирования универсальных учебных действий (УУД) в процессе познавательной деятельности по изучению общей характеристики, свойств, получения и применения водорода.
Задачи: развитие
Личностных УУД - развитие внутренней мотивации к изучению реальных объектов действительности, формирование положительных эмоций, самореализация личности подростка в коллективе посредством общения и контакта с химическими объектами в условиях учебно-практической деятельности;
Познавательных УУД - формирование умений работать с информацией, развивать познавательную активность, выявлять причинно-следственные связи в изучении материала; формирование умений строить логическое рассуждение, опираться в поиске решений на собственный опыт;
Регулятивных УУД - (продолжение) формирование умений выполнять задание преподавателя, волевая саморегуляция;
Коммуникативных УУД - формирование умений работать в группе, работать над приобретением навыков сотрудничества; развитие способности принимать точку зрения собеседника.
Планируемые результаты:
- сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение общей характеристики, свойств, способов получения, распространения водорода в природе;
- анализ информации, выдвижение гипотез, умение делать выводы на основе фактов;
- совершенствование умения определять по положению в ПСХЭ строение атома;
- приобретение умения получать информацию из различных источников;
- овладение практическими навыками учебной деятельности;
- воспитание аккуратности, внимания, добросовестного отношения к работе, развитие чувства взаимопомощи.
Тип урока: урок «открытия новых знаний»
Форма урока: урок- поиск.
Оборудование: раздаточный материал для групп (инструктивные карточки, информационные карточки), штатив с пробирками, цинк (гранулы), серная кислота, презентация, компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Образовательная технология: проблемные обучение, технология коллективного решения проблем.
Методы: проблемно-поисковый, наглядный, практический.
Формы работы обучающихся: фронтальная беседа, индивидуальная, работа в группах.
Условные обозначения: личностные УУД (Л); познавательные УУД(П); коммуникативные УУД (К); регулятивные УУД (Р);
Содержание занятия :
Краткое описание этапов занятия | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
I. Организационно-мотивационный этап. Слайд 1. Солнце Слайд 1-2 Слайд 3 «Тема и девиз урока» Слайд 4 | Цель: создать условия для принятия темы. Солнце! Бог Ра для древних егептян, Ярило древних славян, «Солнце-царь» скифов. Вы слышите песню воинов, посвященную солнцу. Да, когда-то солнце было богом! Но теперь оно стало объектом точных исследований. С точки зрения астронома, Солнце – это звезда - желтый карлик. С точки зрения физика и химика – … Что такое звёзды? Приветствует ребят: «Здравствуйте ребята! Рада вас видеть!» Разрешите представиться Кузнецова Альфреда Накиповна. Сегодня у нас необычный урок- урок- поиск. Предположите, какова его тема! В ходе диалога подводит учащихся к определению темы. «Водород» Выберите девиз, близкий лично вам! Чтобы наша работа на уроке была успешна будьте внимательны, собранны, смело высказывайте свои предположения. Посмотрите все ли готово для работы: на столах у вас должны быть «карта заданий», конверт, учебник, ручка. Часть поиска вы пройдете со мной, часть, работая самостоятельно в группе. Итак, тема «Водород» Исходя из задач, попробуйте сформулировать свою цель (устно). Согласны ли в тем, что написано на слайде? | Приветствуют учителя. Готовятся к уроку, настраиваются на работу. Отвечают на вопросы учителя. Формулируют и записывают тему. Определяют свою цель | Личностные УУД: самоопределение ; смыслообразование; умение оценивать ситуацию , содержание исходя из социальных и личностных ценностей; умение соблюдать дисциплину на занятии , уважительно относиться к педагогу и сверстникам; Познавательные УУД: анализ, синтез, сравнение, обобщение; определение основной и второстепенной информации; постановка и формулирование проблемы ; Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя; постановка учебной задачи; планирование и составление плана действий; волевая саморегуляция; прогнозирование- предвосхищение результата; Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя; |
II. Проблемная ситуация и актуализация знаний | Итак, водород мы будем изучать как химический элемент и как простое вещество. | Определяют, что необходимо изучить водород как химический элемент и как простое вещество. Отвечают на вопросы учителя, выдвигают гипотезы. | Личностные УУД: самоопределение ; смыслообразование; умение оценивать ситуацию , содержание исходя из социальных и личностных ценностей; умение соблюдать дисциплину на занятии , уважительно относиться к педагогу и сверстникам; Познавательные УУД: анализ, синтез, сравнение, обобщение; определение основной и второстепенной информации; постановка и формулирование проблемы ; Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя; постановка учебной задачи; планирование и составление плана действий; волевая саморегуляция; прогнозирование- предвосхищение результата; Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя; |
III. Первичное усвоение новых знаний («открытие»). Слайд 5 1.Проблемный диалог Слайд 6 Слайд 6 Слайд 7 2.Физкультминутка Слайд 8 Слайд 9 | Создание проблемной ситуации. Ребята, давайте определим, что вам уже известно о водороде как химическом элементе. Акцентирует внимание учащихся на недостаточности знаний для ответа на 2 последних вопроса. Что вам известно о водороде как простом веществе? Какова формула водорода, тип химической связи в его молекуле? Предположите, какое агрегатное состояние характерно для вещества с такой маленькой молекулярной массой ковалентной связью. Физические свойства Организует работу с учебником. Обратите внимание на рисунки 43 и 44 на с.99 Цель: научить получать информацию по рисункам. - Можем ли определить все физические свойства? - Попробуем поразмышлять: Почему возможно собирать водород в пробирку, перевернутую вверх дном? Почему можно собирать методом вытеснения воды? Демонстрационный опыт «Мыльные пузыри» Мыльные пузыри напоминают мне воздушные шары! В каких физических свойствах вы убедились. Где человек может использовать такую «замечательную легкость» водорода? Запишите в пункт 5 карты заданий. Химические свойства. Почему водороду в периодической системе отведено два места? Подводит учеников к выводу, о сходстве строения атома с щелочными металлами и галогенами. Каким элементам отдает электрон? У каких отнимает? Предположите, какими химическими свойствами должен обладать водород. Можем ли сказать, что водород может проявлять окислительные и восстановительные свойства? Предположите, с какими неметаллами и металлами реакции будут идти легче. Как человек может применять эти свойства? Организует соревнование: какой ряд быстрей выполнит задание на доске. Расстановка коэффициентов, определение степени окисления, окислителя и восстановителя. Устный контроль. 1 ряд: 2H2 +O2 2H2O; Fe2O3 + 3H2 → 2Fe + 3H2O 2 ряд: 3H2 + N2 2NH3 ; WO3 + 3H2 W + 3H2O 3 ряд: H2 + 2Na= 2 NaH CaH2 + 2H2O Ca(OH)2 + 2H2↑ Проверяет правильность уравнений. Организует работу в группах. Акцентирует внимание на алгоритме работы, на времени Через 6 минут знакомит с требованиями к устному ответу. | Участвуют в диалоге и индивидуально записывают ответы в карте заданий. - Формула Н2., ковалентная неполярная. Высказывают предположения. Изучают рис. 43 и 44 на с.99. Могут определить формулу, растворимость в воде. Газообразное. Легкий газ. Наблюдают, анализирует факты, определяют: водород без цвета, действительно легкий. Высказывают гипотезы Работают с текстом учебника. Участвуют в диалоге. Как у первых один валентный электрон, который может отдавать. Как у галогенов до завершения слоя не хватает одного электрона, который может принимать. Группы получают и выполняют задание учителя: 1 группа «Распространение водорода в природе »: изучить нахождение в природе химического элемента водорода, вещества водорода. 2 группа «Физические свойства». 3 группа «Химические свойства». 4 группа «Получение водорода» 5 группа «Применение водорода» | Личностные УУД: осознание ответственности за общее дело; значимости ранее полученных знаний, умение оценивать содержание исходя из социальных и личностных ценностей; умение соблюдать дисциплину на занятии , уважительно относиться к педагогу и сверстникам; Познавательные УУД: анализ, синтез, обобщение; понимание текстов, извлечение необходимой информации из рисунков и визуальных наблюдений; определение основной и второстепенной информации; постановка и формулирование проблемы; определение причинно-следственных связей; использование знаково-символических средств; Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя; волевая саморегуляция; прогнозирование- предвосхищение результата; Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; умение воспринимать информацию на слухи, отвечать на вопросы учителя; построение логической цепи рассуждений, доказательство и выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. Личностные УУД:осознание ответственности за общее дело; умение оценивать ситуацию , содержание исходя из социальных и личностных ценностей; умение соблюдать дисциплину на занятии , уважительно относиться к педагогу и сверстникам; Познавательные УУД: анализ, синтез, сравнение, обобщение; понимание текстов, извлечение необходимой информации; определение основной и второстепенной информации; постановка и формулирование проблемы ; определение причинно-следственных связей;использование знаково-символических средств; Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя; постановка учебной задачи; планирование и составление плана действий; волевая саморегуляция; прогнозирование- предвосхищение результата; Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя; построение логической цепи рассуждений, доказательство и выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; умение работать в группе(контроль, коррекция и оценка действий партнера, принятие решения и его реализация); |
4.Защита заданий Слайд 9 | Организует защиту учащимися заданий, по мере выступления учащихся от групп корректирует ответы учащихся. | Группы защищают задания ( по 1 человеку от группы), формулируют выводы Опорные знания заносят в карту заданий. 1. Схема «Водород в природе» 2. Физические свойства: Газ б/ц, б/з, б/в; Самый легкий, Имеет самую высокую теплопроводность среди газообразных веществ. T кип = - 253 С; Малорастворим в воде. 3. Записывают уравнение реакции получения водорода в рабочих тетрадях: Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2 | Личностные УУД:осознание ответственности за общее дело; умение оценивать ситуацию , содержание исходя из социальных и личностных ценностей; умение соблюдать дисциплину на занятии , уважительно относиться к педагогу и сверстникам; Познавательные УУД: анализ, синтез, сравнение, обобщение; понимание текстов, извлечение необходимой информации; определение основной и второстепенной информации; постановка и формулирование проблемы ; определение причинно-следственных связей;использование знаково-символических средств; Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя; постановка учебной задачи; планирование и составление плана действий; волевая саморегуляция; прогнозирование- предвосхищение результата; Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя; построение логической цепи рассуждений, доказательство и выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; умение работать в группе(контроль, коррекция и оценка действий партнера, принятие решения и его реализация); |
5. Закрепление знаний | Организует применение знаний для решения контекстных задач Игра «Верю и не верю» | Если согласны с утверждением -хлопают, не согласны –топают. | Личностные УУД: осознание значимости знаний; Познавательные УУД: умение устанавливать причинно-следственные связи в процессе выполнения задач; Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя; постановка учебной задачи; планирование и составление плана действий; прогнозирование- предвосхищение результата; Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; умение работать в группе (контроль, коррекция и оценка действий партнера, принятие решения и его реализация); |
6. Подведение итогов. Рефлексия Слайд 17 | Сформулируйте вывод о том, удалось ли вам получить эти знания и умения. Корректирует деятельность учащихся по соотнесению цели и результата урока. Дайте оценку своей деятельности по слайду. | Подводят итоги урока, дают оценку своим действиям и действиям одноклассников, отвечают на вопросы учителя:
| Личностные УУД: самооценка на основе критерия успешности; адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности ; оценивание усваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор ; Познавательные УУД: рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности ; Регулятивные УУД: контроль, оценка; волевая саморегуляция; Коммуникативные УУД:выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью ; формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений ; использование критериев для обоснования своего суждения; |
7. Домашнее задание | Обращает внимание учеников на доску, где заранее записано домашнее задание . Дает инструктаж по выполнению домашнего задания.
Хотя сейчас иногда поэты сравнивают Солнце с термоядерной бомбой, мы говорим: Солнце дарует нам жизнь, а водородная бомба – сулит смерть... Когда-нибудь настанет время, изотопы водорода «дейтерий» и «тритий» спасут человечество от надвигающегося энергетического голода: в управляемых термоядерных процессах каждый литр природной воды будет давать столько же энергии, сколько ее дают сейчас 300 л бензина. И человечество будет с недоумением вспоминать, что было время, когда люди угрожали друг другу животворным источником тепла и света... Наш урок подошел к концу. Надеюсь, что наша совместная работа принесёт результат, а полученные знания станут очередной ступенькой в познании мира. Спасибо за плодотворную работу. Я рада, что у меня была возможность познакомиться и работать с вами! | Записывают домашнее задание в дневник. | Личностные УУД: самооценка на основе критерия успешности; оценивание усвояемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор ; Познавательные УУД: рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности ; Регулятивные УУД: контроль, оценка; волевая саморегуляция; Коммуникативные УУД: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью ; формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений ; использование критериев для обоснования своего суждения; |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модульная технология. Технологическая карта. Раздел "План и карта", тема "Координаты".
Особенности модульной технологии. Добивается желаемого результата. Происходит коррекция (разного уровня задания) на “3” справляются все. При желании можно получить положительную и хор...
Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"
В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....
Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"
Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...
Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт) в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС второго поколения НОО».
Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт) в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС вто...
«Технологическая карта - элемент современного урока. Виды универсальных технологических карт». Реферат на конференцию
«Технологическая карта - элемент современного урока. Виды универсальных технологических карт». Реферат на региональную конференцию "Актуальные проблемы преподавания математики"...
Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»
Цели урока: сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...
Технологическая карта урока по географии "Карта и её математическая основа. Практическая работа №1. Определение на основе иллюстраций учебни-ка и карт атласа территорий России с наибольшими искажениями на различных картографических проекциях"
Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности...