Технологическая карта урока "Водород"
план-конспект урока по химии (9 класс)

Кузнецова Альфреда Накиповна

Технологическая карта урока химии в 9 классе по теме "Водород". Содержит описание деятельности учителя и учащихся на каждом этапе урока, формируемых УУД и ссылки на слайды презентации,

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_vodorod.docx40.09 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по теме «Водород» (9 класс).

Цель: создание условий для формирования  универсальных учебных действий (УУД) в процессе  познавательной деятельности   по изучению  общей характеристики, свойств, получения и применения  водорода.

Задачи: развитие

 Личностных УУД - развитие внутренней мотивации к изучению реальных объектов действительности, формирование положительных эмоций, самореализация личности подростка  в коллективе посредством общения и контакта с химическими объектами в условиях учебно-практической деятельности;

Познавательных  УУД - формирование умений работать с  информацией, развивать познавательную активность, выявлять причинно-следственные связи в изучении материала; формирование умений строить логическое рассуждение, опираться в поиске решений на собственный опыт; 

Регулятивных  УУД - (продолжение) формирование умений  выполнять задание преподавателя, волевая саморегуляция;

Коммуникативных УУД - формирование умений работать в группе, работать над приобретением навыков сотрудничества; развитие способности принимать точку зрения собеседника.

  Планируемые результаты:

  1. сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение  общей характеристики, свойств, способов получения, распространения водорода в природе;
  2. анализ информации, выдвижение гипотез, умение делать выводы на основе фактов;
  3. совершенствование умения определять по положению в ПСХЭ строение атома;
  4. приобретение умения получать информацию из различных источников;
  5. овладение практическими навыками учебной деятельности;
  6. воспитание аккуратности, внимания,  добросовестного отношения к работе, развитие чувства взаимопомощи.

    

Тип урока: урок «открытия новых знаний»

Форма урока: урок- поиск.

Оборудование: раздаточный материал для групп (инструктивные карточки, информационные карточки), штатив с пробирками, цинк (гранулы), серная кислота, презентация, компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Образовательная технология: проблемные обучение, технология коллективного решения проблем.

Методы:   проблемно-поисковый, наглядный, практический.

Формы работы обучающихся:  фронтальная беседа,  индивидуальная,  работа в группах.

Условные обозначения: личностные УУД (Л); познавательные УУД(П); коммуникативные УУД (К); регулятивные УУД (Р);

 

                                                                                        Содержание  занятия :

Краткое описание этапов занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

    Формируемые         УУД

I.

Организационно-мотивационный этап.

Слайд 1.

Солнце

Слайд 1-2

Слайд 3

«Тема и девиз урока»

Слайд 4

Цель: создать условия для принятия темы.

                       Солнце!

Бог Ра для древних егептян,  Ярило древних славян, «Солнце-царь»  скифов. Вы слышите песню воинов, посвященную солнцу. Да, когда-то солнце было богом!  Но теперь оно стало объектом точных исследований.

С точки зрения астронома, Солнце – это звезда - желтый карлик.

С точки зрения  физика и химика – …

   Что такое звёзды?
Если спросят вас —
Отвечайте смело:
Раскалённый газ.
И ещё добавьте,
Что притом всегда
Ядерный реактор — Каждая звезда!

                                  Римма Алдонина

Приветствует ребят:  

«Здравствуйте ребята! Рада вас  видеть!» Разрешите представиться

Кузнецова Альфреда Накиповна.

Сегодня у  нас необычный  урок- урок- поиск.

Предположите, какова его тема!

В ходе диалога подводит учащихся к определению темы.

«Водород»

Выберите девиз, близкий лично вам!

Чтобы наша работа на уроке была успешна будьте внимательны,  собранны, смело высказывайте свои предположения.

Посмотрите все ли готово для работы: на  столах у вас должны быть «карта заданий», конверт, учебник, ручка.

Часть поиска вы пройдете со мной, часть, работая самостоятельно в группе.

 Итак,  тема «Водород»

Исходя из задач, попробуйте сформулировать свою цель (устно).

Согласны ли в тем, что написано на слайде?

Приветствуют учителя. Готовятся к уроку, настраиваются на работу.

Отвечают на вопросы учителя.

Формулируют и записывают тему.

Определяют свою цель

Личностные УУД: самоопределение ; смыслообразование; умение оценивать  ситуацию , содержание исходя из  социальных и личностных ценностей;  умение соблюдать дисциплину на  занятии , уважительно относиться к  педагогу и  сверстникам;

Познавательные УУД:  анализ, синтез, сравнение, обобщение; определение основной и второстепенной информации;  постановка и формулирование проблемы ;

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя; постановка учебной задачи;  планирование и составление плана действий; волевая саморегуляция; прогнозирование- предвосхищение результата;

 Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя; 

II. Проблемная ситуация и актуализация знаний

Итак, водород  мы будем изучать как химический элемент и как простое вещество.

Определяют,  что необходимо изучить водород как химический элемент и как простое вещество.

Отвечают на вопросы учителя, выдвигают гипотезы.

 Личностные УУД:  самоопределение ; смыслообразование; умение оценивать  ситуацию , содержание исходя из  социальных и личностных ценностей;  умение соблюдать дисциплину на  занятии , уважительно относиться к  педагогу и  сверстникам;

Познавательные УУД:  анализ, синтез, сравнение, обобщение; определение основной и второстепенной информации;  постановка и формулирование проблемы ;

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя; постановка учебной задачи;  планирование и составление плана действий; волевая саморегуляция; прогнозирование- предвосхищение результата;

 Коммуникативные УУД:  планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя; 

III. Первичное  усвоение новых знаний («открытие»).

Слайд 5

1.Проблемный диалог

Слайд 6

Слайд 6

Слайд 7

2.Физкультминутка

Слайд 8

Слайд 9

  Создание  проблемной ситуации.

Ребята,  давайте определим, что вам уже известно о водороде как химическом элементе.

Акцентирует внимание учащихся на недостаточности знаний для ответа на 2 последних вопроса.

Что вам известно о водороде как простом веществе? 

Какова формула водорода, тип

химической связи в его молекуле?

Предположите,  какое агрегатное состояние характерно для вещества с такой маленькой молекулярной массой ковалентной связью.

Физические свойства

Организует работу с учебником. Обратите внимание на рисунки 43 и 44 на с.99

Цель: научить получать информацию по рисункам.

- Можем ли определить все физические свойства?

- Попробуем поразмышлять:

Почему возможно собирать водород в пробирку, перевернутую вверх дном?

Почему можно собирать методом вытеснения воды?

Демонстрационный опыт

«Мыльные  пузыри»

 Мыльные пузыри напоминают мне воздушные шары!

В каких физических свойствах вы убедились.

Где человек может использовать такую «замечательную легкость» водорода?

Запишите в пункт 5 карты заданий.

Химические свойства.

Почему водороду в периодической системе отведено  два места?
Найдите ответ в учебнике с.98

Подводит учеников к выводу, о сходстве строения атома с щелочными металлами и галогенами.

Каким элементам отдает электрон?

У каких отнимает?

Предположите, какими химическими

свойствами должен обладать водород. 

Можем ли сказать, что водород может проявлять окислительные и восстановительные свойства?

Предположите, с какими неметаллами и металлами  реакции будут идти легче.

Как человек может применять эти свойства?

Организует соревнование: какой ряд

быстрей выполнит задание на доске.

Расстановка коэффициентов, определение степени окисления, окислителя и восстановителя.

Устный контроль.

1 ряд: 2H2 +O2       2H2O;  

          Fe2O3 + 3H2 → 2Fe + 3H2O

2 ряд: 3H2 +  N2            2NH3 ;  

               WO3 + 3H2         W + 3H2O

3 ряд:      H2 +  2Na= 2 NaH

 CaH2 + 2H2O      Ca(OH)2 + 2H2

Проверяет правильность уравнений.

Организует работу в группах.

Акцентирует внимание на алгоритме работы, на времени

Через 6 минут знакомит с требованиями к устному ответу.

Участвуют в диалоге и индивидуально записывают ответы в карте заданий.

- Формула Н2., ковалентная неполярная.

Высказывают предположения.

Изучают рис. 43 и 44 на с.99.

Могут определить формулу, растворимость в воде.

Газообразное.

Легкий газ.

Наблюдают, анализирует факты, определяют: водород без цвета, действительно легкий.

Высказывают гипотезы

Работают с текстом учебника.

Участвуют в диалоге.

Как у первых один валентный электрон, который может отдавать.

Как у галогенов до завершения слоя не хватает одного электрона, который может принимать.

Группы получают и выполняют задание учителя:

1 группа «Распространение водорода в природе »: 

изучить нахождение в природе химического элемента водорода, вещества водорода.

2 группа «Физические свойства».

3 группа «Химические свойства». 

4 группа «Получение водорода»

5 группа «Применение водорода»

Личностные УУД: осознание ответственности за общее дело; значимости ранее полученных знаний, умение оценивать содержание исходя из  социальных и личностных ценностей;  умение соблюдать дисциплину на  занятии , уважительно относиться к  педагогу и  сверстникам;

Познавательные УУД:  анализ, синтез, обобщение; понимание текстов, извлечение необходимой информации из рисунков и визуальных наблюдений; определение основной и второстепенной информации;  постановка и формулирование проблемы; определение причинно-следственных связей; использование знаково-символических средств;

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя; волевая саморегуляция; прогнозирование- предвосхищение результата;

 Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; умение воспринимать информацию на слухи, отвечать на вопросы учителя; построение логической цепи рассуждений, доказательство и  выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Личностные УУД:осознание ответственности за общее дело; умение оценивать  ситуацию , содержание исходя из  социальных и личностных ценностей;  умение соблюдать дисциплину на  занятии , уважительно относиться к  педагогу и  сверстникам;

Познавательные УУД:  анализ, синтез, сравнение, обобщение; понимание текстов, извлечение необходимой информации; определение основной и второстепенной информации;  постановка и формулирование проблемы ; определение причинно-следственных связей;использование знаково-символических средств;

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя; постановка учебной задачи;  планирование и составление плана действий; волевая саморегуляция; прогнозирование- предвосхищение результата;

 Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя; построение логической цепи рассуждений, доказательство и  выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; умение работать в группе(контроль, коррекция и оценка действий партнера, принятие решения и его реализация);

4.Защита заданий

Слайд 9

Организует защиту учащимися заданий, по мере выступления  учащихся от групп  корректирует ответы учащихся.

Группы защищают задания ( по 1 человеку от группы), формулируют выводы

Опорные знания заносят в карту заданий.

1. Схема «Водород в природе»

2.      Физические свойства: 

 Газ б/ц, б/з, б/в;

   Самый легкий,

   Имеет самую высокую теплопроводность среди газообразных веществ.

  T кип = - 253 С;

 Малорастворим в воде.

3. Записывают уравнение реакции получения водорода в рабочих тетрадях:

     Zn +  2HCl = ZnCl2 + H2

Личностные УУД:осознание ответственности за общее дело; умение оценивать  ситуацию , содержание исходя из  социальных и личностных ценностей;  умение соблюдать дисциплину на  занятии , уважительно относиться к  педагогу и  сверстникам;

Познавательные УУД:  анализ, синтез, сравнение, обобщение; понимание текстов, извлечение необходимой информации; определение основной и второстепенной информации;  постановка и формулирование проблемы ; определение причинно-следственных связей;использование знаково-символических средств;

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя; постановка учебной задачи;  планирование и составление плана действий; волевая саморегуляция; прогнозирование- предвосхищение результата;

 Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя; построение логической цепи рассуждений, доказательство и  выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; умение работать в группе(контроль, коррекция и оценка действий партнера, принятие решения и его реализация);

5.  Закрепление знаний

Организует применение знаний для решения контекстных задач

Игра «Верю и не верю»

Если согласны с утверждением -хлопают, не согласны –топают.

Личностные УУД: осознание значимости знаний;

Познавательные УУД: умение устанавливать причинно-следственные связи  в процессе выполнения задач;

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя; постановка учебной задачи;  планирование и составление плана действий; прогнозирование- предвосхищение результата;

 Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; умение работать в группе (контроль, коррекция и оценка действий партнера, принятие решения и его реализация);

6.  Подведение итогов. Рефлексия

Слайд 17

Сформулируйте вывод о том, удалось  ли вам получить эти знания и умения.

 Корректирует деятельность учащихся по соотнесению цели и результата урока.

Дайте  оценку своей деятельности  по слайду.

Подводят итоги урока, дают оценку своим действиям и действиям одноклассников, отвечают на вопросы учителя:

 

Личностные УУД: самооценка на основе критерия успешности;  адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности ; оценивание усваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор ;

Познавательные УУД:  рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности ;

Регулятивные УУД: контроль,  оценка; волевая саморегуляция;

 Коммуникативные УУД:выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью ; формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений ; использование критериев для обоснования своего суждения;

7. Домашнее задание

Обращает внимание учеников на доску, где заранее записано домашнее задание .

Дает инструктаж по выполнению домашнего задания.

 

Хотя сейчас иногда поэты сравнивают  Солнце  с термоядерной бомбой, мы говорим: Солнце дарует нам жизнь, а водородная бомба – сулит смерть... Когда-нибудь настанет время,   изотопы водорода «дейтерий» и «тритий»  спасут человечество от надвигающегося энергетического голода: в управляемых термоядерных процессах каждый литр природной воды будет давать столько же энергии, сколько ее дают сейчас 300 л бензина. И человечество будет с недоумением вспоминать, что было время, когда люди угрожали друг другу животворным источником тепла и света...

Наш урок подошел  к концу. Надеюсь, что наша  совместная работа принесёт результат,  а полученные знания станут очередной ступенькой в познании  мира.

Спасибо за плодотворную работу. Я рада, что у меня была возможность познакомиться и работать с вами!

Записывают домашнее  задание в дневник.

Личностные УУД: самооценка на основе критерия успешности;  оценивание усвояемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор ;

Познавательные УУД:  рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности ;

Регулятивные УУД: контроль,  оценка; волевая саморегуляция;

Коммуникативные УУД: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью ; формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений ; использование критериев для обоснования своего суждения;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модульная технология. Технологическая карта. Раздел "План и карта", тема "Координаты".

Особенности модульной технологии. Добивается желаемого результата. Происходит коррекция  (разного уровня задания) на  “3” справляются все. При желании можно получить положительную и хор...

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"

Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт) в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС второго поколения НОО».

Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт)  в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС вто...

«Технологическая карта - элемент современного урока. Виды универсальных технологических карт». Реферат на конференцию

«Технологическая карта - элемент современного урока. Виды универсальных  технологических карт». Реферат на региональную конференцию "Актуальные проблемы преподавания математики"...

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...