Конспект урока по химии на тему "Химические свойства, получение и применение оксидов"
план-конспект урока по химии (8 класс)
Планируемые результаты:
- Личностные:
Развитие самостоятельности, уважения друг к другу, терпимости.
- Метапредметные:
Научиться обобщать полученную информацию, классифицировать объекты по предложенным критериям, выполнять учебное задание в соответствии с планом,
оценивать свои учебные достижения.
- Предметные:
Давать определение «оксиды», распознавать оксиды среди других веществ, описывать свойства оксидов с помощью уравнений
химических реакций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_43.docx | 60.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Алимова Э.Н.
Химия Дата:13.02.2019 Урок №43 Класс:8
Тема: Химические свойства, получение и применение оксидов.
Планируемые результаты:
- Личностные:
Развитие самостоятельности, уважения друг к другу, терпимости.
- Метапредметные:
Научиться обобщать полученную информацию, классифицировать объекты по предложенным критериям, выполнять учебное задание в соответствии с планом,
оценивать свои учебные достижения.
- Предметные:
Давать определение «оксиды», распознавать оксиды среди других веществ, описывать свойства оксидов с помощью уравнений
химических реакций.
Тип урока: комбинированный
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Дети, внимание, прозвенел звонок, садитесь поудобнее, начнем скорей урок.
2.Мотивация.
- Эпиграфом нашего сегодняшнего урока я выбрала слова китайской пословицы: «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я понимаю».
Подумайте до конца урока, почему именно эти слова стали эпиграфом на нашем уроке. В конце урока мы снова к ним вернемся.
- Актуализация знаний.
На предыдущем уроке вы начали знакомство с классом неорганических соединений – оксидами.
- Какие вопросы из данной темы мы с вами разобрали?
1. Какие вещества называются оксидами?
2.Игра “Найди родственников”. Из приведенных формул выберите формулы оксидов и
назовите их: H2SO4, NaOH, CuO, Na2SO4, O2, SO3, HCl, Na2O, Fe2O3, Mn2O7, HMnO4 (формулы написаны на доске).
3. На какие две группы по химическим свойствам делятся оксиды?
4. На какие группы делятся солеобразующие оксиды?
5. Дать определения основных, амфотерных, кислотных оксидов.
Определите классификацию следующих оксидов: ZnO, Na2O, CaO, Al2O3, SiO2, CO, SO3 (формулы написаны на доске).
6. Игра “ Третий лишний”: 1) GeO, ZnO, CO 2) Na2O, SiO2, CaO 3) CO, CO2, SO2 4) N2O, P2O5, NO (формулы написаны на доске).
Тест №1 Тест проверяется и оценивается учащимися самостоятельно (взаимопроверка). (Письменная проверочная работа по вариантам, содержит вопросы предыдущей темы – 7 минут)
Вариант №1.
1. Среди следующих формул оксидом является: 1) НСl 2) Na 2SO4 3) Na 2O 4) NaOH
2. Среди следующих оксидов несолеобразующим является: 1) СО2 2) СО 3) Na 2O 4) SO3
3. Среди следующих оксидов кислотным является: 1) СО 2) N2O 3) N2O3 4) Al2O3
4. Среди следующих оксидов основным является: 1) СО2 2) FeO 3) ZnO 4) N2O
5. Среди следующих оксидов амфотерным является 1) SO2 2) CO 3) BeO 4) Mn2O7
6. Массовая доля (в %) кислорода в оксиде алюминия: 1) 47 2) 52,94 3) 15,68 4) 26, 47
7. Масса (г) 0,25 моль оксида натрия: 1) 155 2) 9,75 3) 248 4) 15,5
Вариант №2.
1. Среди следующих формул оксидом является: 1) НСl 2) SO3 3) CuSO4 4) NaOH
2. Среди следующих оксидов солеобразующим является: 1) N2О 2) СО 3) P2O5 4) NO
3. Среди следующих оксидов кислотным является: 1) SО3 2) CaO 3) BaO 4) Fe2O3
4. Среди следующих оксидов основным является: 1) СО2 2) N2O5 3) ZnO 4) Na2O
5. Среди следующих оксидов амфотерным является 1) SO2 2) CO 2 3) Cl2O7 4) Al2O3
6. Массовая доля (в %) кислорода в оксиде фосфора (V): 1) 43,6 2) 52 3)24,9 4) 56
7. Количество (моль) 0,56 л углекислого газа: 1) 25 2) 0,675 3) 0,025 4) 4
Проверка тестовой работы правильные ответы и нормы (презентация)
Вариант 1. Вариант 2.
1 – 3 1 – 2
2 – 2 2 - 3
3 – 3 3 - 1
4 – 2 4 - 4
5 – 3 5 – 4
6 – 1 6 – 4
7 – 4 7 - 3
правильные ответы оценка
6 -7 «5»
5 - 4 «4»
3 «3»
2 «2»
А сейчас я предлагаю вам выполнить задание. У каждой группы на столах есть листки, которые называются «Определите соответствие…». Внимательно познакомьтесь с тем, что вы должны сделать и приступайте к выполнению задания. Работаете вы 3 минуты.
1 группа. Определите соответствие между названием вещества и его формулой. Обведите буквы, которые находятся на пересечении.
Название Оксида Форму ла оксида | Оксид натрия | Оксид серы (IV) | Оксид бора | Оксид углерода (II) | Оксид азота (V) | Оксид кальция | Оксид углерода (IV) | Оксид марганца (IV) | Оксид цинка | Оксид меди (II) |
SO2 | Ц | И | Э | К | Л | О | Ж | С | Ц | С |
N2O5 | Ё | Е | Ъ | Т | Ч | Ь | Я | А | О | Д |
CO2 | Д | К | А | Н | А | П | С | Д | Г | А |
MnO2 | Ш | Й | Л | Ч | О | Ю | Ц | К | Я | Т |
CuO | Э | Д | Г | Р | С | Э | В | Л | Х | Е |
ZnO | У | Щ | Ь | Щ | Ы | И | Р | Ь | И | Щ |
B2O3 | Г | В | М | В | Ц | А | Ч | Б | У | Ч |
CaO | О | С | О | Л | У | Е | К | Г | В | О |
Na2O | Х | П | Ю | П | К | Т | У | О | Д | Х |
CuO | Н | А | Ц | Я | Д | Ц | Г | Э | Т | М |
CO | К | В | И | И | Х | Ф | Л | У | Ю | В |
2 группа. Определите соответствие между формулой оксида и степенью окисления элемента в нем. Обведите буквы, которые находятся на пересечении.
Формула Степень окисления | Na2O | Mn2O7 | Cu2O | Cr2O3 | N2O5 | H2O | CaO | P2O5 |
-7 | Ё | Ж | Х | Э | И | А | Ь | Ц |
-6 | Щ | Е | Т | Ф | К | Д | Ц | З |
-5 | Й | Э | У | Р | Й | Е | Г | У |
-4 | Ш | Ъ | С | Е | В | Ю | Р | Ъ |
-3 | В | Д | Щ | Д | Г | Х | Щ | Я |
-2 | У | Р | Б | Н | Ы | Ё | З | Н |
-1 | П | Н | Е | А | Л | Ъ | С | Л |
0 | Х | Г | Ь | Ъ | У | М | У | М |
+1 | С | Ч | О | Ё | Ц | Т | Э | Х |
+2 | Ы | Ш | И | Т | Ж | И | В | Ж |
+3 | Ф | Л | Ф | Й | П | Ш | П | Ф |
+4 | К | Й | М | Ч | Б | Я | Ч | С |
+5 | З | О | Я | Ш | С | Н | К | А |
+6 | Г | А | Ы | Б | Ь | Ж | Т | О |
+7 | Ц | В | Ц | К | З | О | Й | В |
3 группа. Определите соответствие между формулой оксида и его агрегатным состоянием при нормальных условиях. Обведите буквы, которые находятся на пересечении.
Формула Агрегатное состояние | Fe2O3 | CO | Cu2O | SO2 | NO | H2O | CO2 |
Твердое вещество | О | Ё | С | К | Е | Б | Н |
Жидкое вещество | Ы | М | У | П | Г | О | Ю |
Газообразное вещество | Й | К | М | И | Д | И | В |
- Какие буквы обвела первая группа и какое слово вы получили? (химические)
- Вторая группа? (свойства)
- Третья группа? (оксидов)
Химические свойства оксидов
Следует акцентировать внимание учащихся на правиле: оксид взаимодействует с водой, если образуется растворимый гидроксид.
Схема 3.
Химические свойства оксидов
ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ОСНОВНЫХ ОКСИДОВ 1. Основной оксид + Кислотный оксид = Соль (р. соединения) CaO + SO2 = CaSO3 2. Основной оксид + Кислота = Соль + Н2О (р. обмена) http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/52f55b81-2186-f7fb-e965-75186329579b/index.htm 3K2O + 2H3PO4 = 2K3PO4 + 3H2O 3. Основной оксид + Вода = Щёлочь (р. соединения) http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/64e9fd5e-e6d4-9c25-6f69-62c7ee4cfef0/index.htm Na2O + H2O = 2NaOH |
ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА КИСЛОТНЫХ ОКСИДОВ 1. Кислотный оксид + Вода = Кислота (р. соединения) http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/1a5bf4a7-f724-43de-22a2-9b979196313b/index.htm СO2 + H2O = H2CO3, SiO2 – не реагирует 2. Кислотный оксид + Основание = Соль + Н2О (р. обмена) P2O5 + 6KOH = 2K3PO4 + 3H2O 3. Основной оксид + Кислотный оксид = Соль (р. соединения) CaO + SO2 = CaSO3 4. Менее летучие вытесняют более летучие из их солей CaCO3 + SiO2 = CaSiO3 +CO2 |
Некоторые оксиды (оксид серы (IV), оксид азота и др.) образуются в промышленном производстве. В больших количествах эти оксиды попадают в атмосферу, где парами воды образуют кислоты, и выпадают в виде так называемых кислотных дождей. Кислотные дожди наносят огромный вред окружающей среде, поэтому необходимо принимать меры, способствующие снижению попадания оксидов в атмосферу.
Оксиды образуются:
1) при горении простых и сложных веществ;
2) при разложении сложных веществ – нерастворимых оснований, кислот, солей (схема 4)
Схема 4.
Получение оксидов
1. Горение веществ (Окисление кислородом) | а) простых веществ | 2Mg +O2=2MgO |
б) сложных веществ | 2H2S+3O2=2H2O+2SO2 | |
2.Разложение сложных веществ (используйте таблицу кислот, см. приложения) | а) солей СОЛЬt= ОСНОВНЫЙ ОКСИД+КИСЛОТНЫЙ ОКСИД | СaCO3=CaO+CO2 |
б) Нерастворимых оснований Ме(ОН)b t= MexOy + H2O | Cu (OH)2 t=CuO+H2O | |
в) кислородсодержащих кислот НnA = КИСЛОТНЫЙ ОКСИД + H2O | H2SO3=H2O+SO2 |
Применение оксидов. Работа с учебником (стр.133). Создание коллажа.
Закрепление полученного материала
С каким классом неорганических веществ вы сегодня познакомились?
Почему они имеют такое название?
Классификация оксидов.
Какими физическими свойствами обладают оксиды?
Какими химическими свойствами обладают оксиды?
Общие способы получения оксидов?
Назовите важнейшие оксиды.
Задания для закрепления:
1. Закончите УХР, укажите тип реакции, назовите продукты реакции
Na2O + H2O =
N2O5 + H2O =
CaO + HNO3 =
NaOH + P2O5 =
K2O + CO2 =
Cu(OH)2 = ? + ?
Домашнее задание:
40, выполнить задания № 2,3,4 на стр.135
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по химии на тему "Водород, получение и применение".
Урок проводится в 8 классе, содержит различные формы работы. Основная цель данного урока, сформировать представление о водороде, как химическом элементе и простом веществе. Выполнить лабораторны...
план конспект урока по химии, тема: "Оксиды, их классификация и свойства"
урок химии в 8 классе...
Методическая разработка проведения открытого урока по учебной дисциплине: Химия на тему: Ацетилен. Строение его молекулы, свойства, получение и применение
Данная методическая разработка открытого урока по учебной дисциплине ОДП.п.13 Химия на тему: «Ацетилен. Строение его молекулы, свойства, получение ...
Урок по химии для 11 класса вечерней школы по теме "Химические свойства, получение и применение карбоновых кислот"
Цели урока:Создать условия для достижения учащимися следующих результатов:Личностных: готовность к сознательному выбору и построению индивидуальной образовательной траектории на основе познавательных ...
Оксиды: классификация, номенклатура, строение, свойства, получение и применение
Урок открытия нового знания...
Конспект урока по химии "Изучение химических свойств серной кислоты"
Урок по химии на тему «Изучение свойств серной кислоты». Урок проводился в 9 классе.Обучение химии ведется по общеобразовательной программе, по учебнику О. С. Габриеляна, И. Г. ...
Конспект урока по химии на тему: "Сера: нахождение в природе, получение, физические свойства» в рамках системно-деятельностного подхода»
laquo;Урок химии в 9-м классе по программе О.С. Габриеляна «Химия» 9 класс на тему – «Сера: нахождение в природе, получение, физические свойства» в рамках системно-деяте...