Оксиды: классификация, номенклатура, строение, свойства, получение и применение
план-конспект урока по химии (8 класс)

Урок открытия нового знания

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon oksidy_ih_klassifikatsiya.doc576.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Староюрьевская средняя общеобразовательная школа

ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА

2020 г

Тема урока «Оксиды: классификация, номенклатура, строение, свойства, получение и применение»

Тип урока: 

 Урок открытия новых знаний.

Цель урока: сформировать понятие об оксидах  как об одном из классов химических соединений; рассмотреть состав, строение, номенклатуру, физические и химические свойства, получение и применение оксидов.

Задачи урока:

Образовательная – сформировать понятие об оксидах  как об одном из классов химических соединений, изучить физические свойства и классификацию оксидов; изучить основные правила  номенклатуры оксидов, определить значение оксидов в природе и жизни человека; познакомить учащихся с основными химическими свойствами и способами получения оксидов.

Развивающая – формировать умения сравнивать, выявлять общие признаки веществ, делать выводы, продолжить формирование исследовательских навыков учащихся при работе с различными источниками информации.

Воспитательная – воспитывать ответственность, самостоятельность,  формировать коммуникативные качества обучающихся при организации работы в группах; формировать познавательный интерес, ценностное отношение  к химии как науке и учебному предмету.

Методы: объяснительно-иллюстративный (рассказ с элементами беседы, демонстрация презентации по теме урока); частично-поисковый (самостоятельная работа учащихся с текстом учебника, справочника, учебного пособия,  заполнение таблицы и чтении схем); контроль знаний.

Основные понятия: оксиды, номенклатура оксидов, кислотный оксид, основный оксид, амфотерный оксид, солеобразующие оксиды, несолеобразующие оксиды, физические и химические свойства оксидов, способы получения оксидов.

Оборудование и реактивы: компьютер, мультимедийный проектор, презентация по теме урока; таблица, химический стакан с водой; коллекция оксидов (на демонстрационном столе учителя).

Используемый учебник: Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия  8 класс.Учебник для общеобразовательных учебных заведений. Москва, «Просвещение», 2016г.

Планируемые  результаты учебного занятия:         

Предметные: давать определение «оксиды», распознавать оксиды среди других веществ, составлять формулы оксидов и называть их,  классифицировать, описывать физические свойства оксидов и химические свойства.

Метапредметные :

регулятивные: умение планировать и регулировать свою деятельность, самостоятельно планировать пути достижения цели, владение основами самоконтроля и самооценки;

коммуникативные: готовность получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге и в выступлении, выдвигать гипотезу, доказательства, продуктивно взаимодействовать со своими партнерами, владение письменной речью;

познавательные: умение определять понятия, устанавливать аналогии, строить логические   рассуждения и делать выводы,  производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

Личностные:   принятие социальной роли обучающегося,  развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла обучения,  социальных и межличностных отношений.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Приветствие. Определение готовности обучающихся к уроку. Позитивный настрой на урок.

  1. Мотивация учебной деятельности учащихся. Определение темы, цели, задач урока. Совместное планирование учебной деятельности.

Мотивация учебной деятельности учащихся. На демонстрационном столе находятся разные на первый взгляд вещи: вода, речной песок, негашеная известь, красный железняк. Как вы считаете, почему сегодня на  уроке я демонстрирую их вам? Что же их объединяет? Ответ на вопрос предполагаю получить в конце урока после изучения новой темы.

Эпиграф урока - поэтические строки таджикского поэта Фирдоуси:

С тех пор, как существует мирозданье,

Такого нет, кто б не нуждался в знанье.

Какой бы не возьмем язык и век –

Всегда стремился к знаньям человек.  

Определение темы урока.

Сегодня на уроке мы будем изучать химические соединения, значение которых сложно переоценить для нашей планеты и для людей.          А что это за вещества, вы ответите, разгадав загадки:

Итак, 1-я загадка

Она и дождь, и град, и снег,

Туман и гололед,

Носитель благ, предвестник бед -

И радуга и лед  (Слайд 1)

Что это за вещество? Ответ прост – это вода. Запишите формулу воды в тетрадь.

2-я загадка.

Это газ, необходимый растениям для фотосинтеза.

Это газ, выделяемый нами при выдохе.

Что это за газ? (Слайд 2)

Конечно, это углекислый газ. Запишите формулу углекислого газа.

3-я загадка.

Послушайте отрывок из стихотворения А. Ахматовой.

...на рукомойнике моём 
Позеленела медь, 
Но так играет луч на нём, 
Что весело глядеть...
 (Слайд 3)

Как вы считаете, что произошло с медью? Почему она позеленела? Ответ — она окислилась. А что значит окислилась? Вспомните тему «Кислород». Это значит, что она вступила во взаимодействие с кислородом. Назовите формулу этого вещества? Запишите её на доске. Один из учеников записывает на доске - CuO.

Посмотрите на формулы (слайд 4). Как вы считаете, что же общего между ними? (Дети говорят о схожести состава молекул). Верно. Они состоят из двух элементов. И у всех у них в состав молекулы входит кислород. Так, о чём же мы будем сегодня говорить? Какова тема нашего урока? Об оксидах. Вы правильно определили тему нашего урока. Итак, тема нашего урока «Оксиды» (слайд 5) Записываем в тетрадь 

Совместное определение целей урока. Что бы вы хотели узнать об оксидах? Ученики определяют цели. Запись учителем целей урока на доске под диктовку обучающихся.

Корректирование учителем целей, обозначенных учениками.

Исходя из целей, обучающиеся составляют план урока, определяют планируемые результаты обучения.  Учитель записывает план урока на доске.

Цель урока: систематизировать сведения об оксидах, углубить знания о классификации и химических свойствах оксидов, сформировать понятие об оксидах  как об одном из классов химических соединений; рассмотреть состав, строение, номенклатуру, физические и химические свойства, получение и применение оксидов (слайд 6)

  1. Изучение нового материала

Внимание на слайд! (Слайд 7).

Для того, чтобы узнать, что же такое оксиды и из чего они состоят, посмотрите на предложенные формулы.

Это простые или сложные вещества? Сложные.

А сколько элементов входит в состав данных соединений? Два.

А какой элемент в этих соединениях повторяется? Кислород. 

Попробуем сформулировать вместе определение, что же такое оксиды?

Оксиды — это сложные вещества, которые состоят из двух элементов, одним из которых является кислород (Слайд 8). 

Молодцы!

А теперь посмотрим на следующий слайд (Слайд 9). 

Какие из предложенных веществ можно отнести к оксидам? CuO, N2O5.

А почему H2O2 нельзя отнести к оксидам? (Пытаются ответить). 

На самом деле, все просто. Вспомните тему «Валентность» (валентность у кислорода всегда равна II).  Но в нашем случае в H2O2 валентность кислорода равна I и такие соединения называются пероксидами. Поэтому определение «оксиды» можно дополнить (оксиды — это сложные вещества, которые состоят из двух элементов, одним из которых является кислород с валентностью, равное II).

Любое вещество имеет определенное химическое название. А сейчас давайте дадим название нашим оксидам.

Н2О – Оксид водорода

СО2 – Оксид углерода(IV)

СuО – Оксид меди(II)

Так из чего же складывается название оксида?

Название оксида = оксид + название элемента в Р.п.+ валентность элемента (слайд 10)

 Закрепление нового материала по ходу изложения.

У вас на столах лежат карточки. Попробуйте правильно назвать оксиды, формулы которых записаны на них.

(С первой парты, по цепочке.)

Na2O К2О СаО СuО Р2O5 CrO Cr2O3 Аl2O3 SO2 SO3 BaO ZnO FeO Fe2O3 (слайд 11)

Молодцы, вы все ответили правильно.

Но есть ещё одна особенность названия оксидов, которая связана с валентностью.

Чему равна валентность кислорода?

А какую валентность имеют другие химические элементы?

Какую же особенность в названии оксидов мы с вами открыли?

Названия оксидов, в состав которых входят химические элементы с постоянной валентностью, даются без упоминания валентности.

Если же они образованны химическими элементами с переменной валентностью, то рядом с названием оксида ставится в скобках валентность.

Посмотрите на наши формулы, общее мы увидели — это наличие кислорода.

Чем же отличаются химические элементы друг от друга, входящие в состав наших оксидов? (У первых двух — на первом месте стоят неметаллы, а у третьего – металл.)

Сейчас, я предлагаю вам обратиться к учебнику на стр. 132 и поработать со схемой 5 и текстом учебника. На какие группы делятся оксиды? Заполнить схему в ваших рабочих листах, привести примеры. На основные, амфотерные и кислотные.

Итак, если оксид основный, то он образован атомами металлов с валентностью, равной I или II.

А если оксид кислотный, то он образован атомами неметаллов, и атомами металлов с валентностью выше IV.

Но как и в русском языке есть исключение из правил, так и у нас в химии есть такие исключения. Это амфотерные оксиды. Они образованы атомами металлов с валентностью, равной III или IV (слайд 12).

Теперь переходим к следующему пункту нашего плана – это физические свойства. Давайте

вспомним, какими же физическими свойствами обладают вещества. На примере оксида

водорода (вода) расскажите о физических свойствах воды (три агрегатных состояния, без

цвета, вкуса и запаха, кипит при температуре 100 0С, замерзает при температуре 00С,

плотность воды 1 г/см3, обладает большой теплоёмкостью, поэтому она медленно

нагревается и медленно остывает. Благодаря этому водные бассейны регулируют

температуру на нашей планете; проводит электрический ток).

Далее изучаем химические свойства оксидов, посмотрим видеофрагмент, заполняем таблицу в

ваших рабочих листах (слайд 13)

Способы получения оксидов.

Используя схему 6 к §40 (стр. 134),  расскажите о способах получения оксидов, просмотр видеофрагмента (слайд 14)

Новый рисунок (2)

 

4.   Первичный контроль, проверка понимания усвоенного материала.

1)Какое из двух веществ можно отнести к оксидам. Ответ мотивируйте. Дайте названия оксидам.

 а) N2O3или Ca3N2;

б) Ca(OH)2  или CaO?

2)Работа в парах.  Выберете из предложенного  перечня  химических формул веществ формулы оксидов. Объясните друг другу их  классификацию.Самопроверка, ответы на слайде.

SO3, Ca(OH)2, FeO, H2CO3, Al2О3, KOH, CO2, FeCl3, Na2O, H2SO4. (слайд 15)

Учитель осуществляет проверку понимания усвоенного материала.

  1.  Первичное закрепление усвоенного материала

Первичное закрепление усвоенного материала учитель проводит с использованием раздаточного материала. Учащиеся выполняют тестовую работу по вариантам с взаимопроверкой и взаимооцениванием. Ответы – на слайде.

  1. Определите лишнее химическое вещество.

1 вариант

1.        СаО, СН4, N2О;

2.        КОН, РbО, СО2;

2 вариант

1.        SiО2, О2, Н2О;

2.        Al2О3, ZnО, Н2СО3.

2) «Найди соответствие».

Найдите соответствие между формулой оксида и его названием.

1 вариант

1.        N2О5           а. оксид азота (IV)

2.        ZnО            b.  оксид азота (V)

3.        NО2             с. оксид цинка (VI)

2  вариант

1.        SО2              а. оксид серы (VI)

2.        Nа2О            b.  оксид серы (IV)

3.           SО3               с.  оксид натрия

  1. Дифференцированное домашнее задание. Инструктаж по его выполнению.

Изучить §40, упр. 2 (письменно) стр.135

*Подготовить презентацию  или сообщение «Применение оксидов».

  1. Подведение итогов урока. Проведение рефлексии.

Наш урок подошел к завершению. Посмотрите, какие цели поставили в начале урока. Можно ли считать, что наши цели на урок достигнуты?

Д. Хевелси говорил: «Мыслящий ум не чувствует себя счастливым, пока ему не удается связать воедино разрозненные факты им наблюдаемые». Посмотрим на демонстрационный стол. Надеюсь, что теперь вы можете ответить на вопрос, что объединяет воду, речной песок, негашеную известь и красный железняк.
Закончите, пожалуйста,  предложения:

Сегодня на уроке я узнал…

Мне было интересно…

Мне было трудно…

Я понял, что…

Теперь я могу…

Я приобрел…

Я научился…

У меня получилось …

Меня удивило…

Урок дал мне для жизни…

Мне захотелось…

Запишите продолжение этого предложения в тетрадях. Итак, озвучьте свои записи.

Оцените свою деятельность на уроке и класса, нарисуйте в тетради смайлик веселый, грустный или нейтральный.

Спасибо за урок!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока:" Оксиды.Классификация. Названия . Способы их получения

Урок изучения нового материала разработан с учетомтребований новых образовательных стандартов, которые нацелены не не передачуготовых знаний учителем, а ставят цель "научить учиться". в связи сэ...

Презентация к уроку по теме "Алканы. Строение, свойства, получение, применение"

Презентация к данному уроку позволяет учителю четко и полно раскрыть основные понятия темы,  а также помогает учащимся закрепить полученные знания...

"Оксиды классификация, номенклатура, свойства, применение" - технологическая карта урока химии, 8 кл.

Данный материал представляет собой   технологическую карту урока химии, 8 класс, учебник Журина по теме "Оксиды классификация, номенклатура, свойства, применение" -...

Методическая разработка проведения открытого урока по учебной дисциплине: Химия на тему: Ацетилен. Строение его молекулы, свойства, получение и применение

        Данная методическая разработка открытого урока по учебной дисциплине ОДП.п.13 Химия  на тему:  «Ацетилен. Строение его молекулы, свойства, получение ...

Конспект урока по химии на тему "Химические свойства, получение и применение оксидов"

Планируемые результаты:Личностные:Развитие самостоятельности, уважения друг к другу, терпимости.Метапредметные:Научиться  обобщать полученную информацию, классифицировать объекты по предложенным ...

Строение, свойства бензола, его применение и получение

Цели урока:1. Расширить знания учащихся об углеводородах - познакомить их с ароматическими углеводородами. Знать определение ароматических углеводородов, строение молекулы бензола, способы его получен...

Алкены.Номенклатура,строение,свойства, применение

изучить строение этилена; дать понятия о двойной углерод – углеродной связи, о  реакциях гидрирования, галогенирования, гидрогалогенирования, гидратации, полимеризации, дегидратации; углуби...